Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
"Как бы плохо не приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть."
Граф А.В. Суворов-Рымникский.




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Военное и морское духовенство Российской императорской армии и Российского императорского флота

Военное и морское духовенство

С начала XVIII века – по 1918 год.

Часть российского духовенства, задействованная в духовном окормлении военнослужащих различных родов войск.

Хотя священнослужители всегда сопровождали русские войска в походах, институционально Военное и морское духовенство в России стало оформляться лишь в начале XVIII в. В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам патриаршим приказом или непосредственным распоряжением царя.

С 1706 года с приходов стал взиматься особый сбор - подможные деньги в пользу полковых священников (см. иерей) и флотских иеромонахов.

По Воинскому уставу 1716 года при каждом полку должен был состоять священник, в военное время подчиненный полевому обер-священнику действующей армии, а по Уставу морской службы 1720 года на каждый корабль назначался иеромонах (иногда назначались бессемейные священники из белого духовенства), а во главе морского духовенства ставился обер-иеромонах флота. В мирное время духовенство сухопутных войск находилось в подчинении архиерея той епархии, где был расквартирован полк, т.е. не было объединено в особую корпорацию. Положение военного духовенства стало постепенно улучшаться, после того как Екатерина II повелела строить церкви для гвардейских полков, предоставив военным священникам право получения побочных доходов от треб для гражданского населения.

По Воинскому уставу 1797 года во главе всего Военного и морского духовенства был поставлен обер-священник армии и флота, ему поручено "главное начальство» над полковыми священниками в административном и судебном отношениях, эта должность стала постоянной. Первый обер-священник армии и флота протоиерей П.Я. Озерецковский имел право прямого доклада императору, минуя Синод, а также право непосредственного сношения с епархиальными архиереями. В 1801 году Военное и морское духовенство было лишено автономии и подчинено Синоду. Для военного духовенства было установлено регулярное жалованье с начислением пенсии после 20 лет службы, что значительно повысило уровень содержания военного духовенства по сравнению с приходским. В 1801-1819 гг. существовала особая "армейская» семинария для подготовки Военного и морское духовенства.

В 1816 году была учреждена должность 2-го обер-священника для Главного штаба его величества и гвардии (с 1844 г. - Главного штаба, гвардии и гренадеров), в 1840 году - 3-го обер-священника Особого Кавказкого корпуса, которому с 1846 года подчинялись также церкви казачьих линейных войск на Северном Кавказе (в 1867 года последние перешли в ведение епископа Ставропольского и Кавказского).

В соответствии с именным указом Николая I от 6 декабря 1829 года должность полкового священника приравнивалась к чину капитана. Правовое положение Военного и морского духовенства оставалось достаточно неопределенным до конца царской России: неоднократно законодательно прописанное двойное подчинение военных и морских священников своему духовному начальству и военному командованию, в ведении которого состояло окормляемое конкретным священником подразделение, не было разъяснено ни в одном из нормативных документов.

В 1853 году обер-священники по своим полномочиям были фактически уравнены с епархиальными архиереями: им была предоставлена известная дисциплинарная власть над военными священниками, а также право назначать и увольнять священно- и церковнослужителей военного ведомства без

особого разрешения Синода. Ведомство обер-священников расширялось путем присоединения к нему значительною числа неподвижных церквей, прежде состоявших в ведении епархий. В 1858 году все обер-священники были переименованы в главные священники.

В 1883-1888 гг. произошло объединение Военного и морского духовенства под управлением одного главного священника. 12 июня 1890 года высочайше утверждено Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. Учреждалось звание "протопресвитера военного и морского духовенства», в ведении которого находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, за исключением Сибири, где дальность расстояний делала неизбежным их подчинение епархиальным архиереям. При протопресвитере учреждалось духовное правление, которое играло ту же роль, что духовная консистория при епархиальном архиерее, в подчинении правлению стоял разветвленный управленческий аппарат, существенно усложнившийся в годы русско-японской и Первой мировой войн. Таким образом, протопресвитер был фактически полностью уравнен в правах и функциях с епархиальными архиереями, хотя его ведомство, в отличие от епархий, не имело постоянной и обозримой территории, а представители Военного и морского духовенства были поставляемы в сан ближайшими епископами, поскольку протопресвитер, не будучи архиереем, не имел права совершать хиротонию, он лишь избирал кандидатов. Также епархиальные архиереи имели право надзора за Военным и морским духовенством, служившим в пределах их епархий, осуществляли церковный суд над военными священниками.

В 1891 году в ведомстве протопресвитера Военного и морского духовенства состояло: 12 соборов, 3 домовые церкви, 806 полковых, 12 крепостных, 24 госпитальных, 10 тюремных, 6 портовых церквей, 34 церкви при разных учреждениях (всего 407 церквей), 106 протоиереев, 337 священников, 2 протодиакона, 55 диаконов, 68 псаломщиков (всего - 569 духовных лиц, из которых 29 закончили духовные академии, 438 - духовные семинарии, а 102 имели училищное и домашнее образование).

С 1890 году управление протопресвитера издавало журнал "Вестник военного духовенства» (в 1911-1917 годах - "Вестник Военного и морского духовенства», в 1917 году - "Церковно-общественная мысль. Прогрессивный орган военного и морского духовенства»), где наряду с приказами и распоряжениями печатались статьи религиозного содержания, материалы о пастырской работе среди военнослужащих.

Правовое и материальное положение Военного и морского духовенства регулировалось высочайше утвержденным 21 декабря 1887 года. Положением о новых служебных правах и окладах содержания военному духовенству: главный священник (протопресвитер) был приравнен к генерал-лейтенанту, протоиерей - к полковнику (1) (до этого времени они имели права соответственно генерал-майора и майора). Полковой священник получил практически полный капитанский рацион: жалованье в сумме 366 руб. в год., столько же столовых, не считая других видов Довольствия, и, что немаловажно, устанавливались прибавки к Жалованью: за 10 лет службы в военном ведомстве – 25 % от жалованья, за 20 лет - половина жалованья. Военному и морскому духовенству предписывалось безвозмездно совершать все требы для чинов своего полка.

В 1899 году был введен образовательный ценз для Военного и морского духовенства - в ведомство протопресвитера брали лишь лиц с академическим образованием или окончивших семинарию по первому разряду.

1-11 июля 1914 году в Санкт-Петербурге проходил 1-й Всероссийский съезд Военного и морского духовенства с участием 49 священников. В июле 1917 года на 2-м съезде Военного и морского духовенства был утвержден принцип выборности всех лиц управленческого аппарата.

В случае необходимости в дореволюционной России в воинские части назначались католические священники (капелланы, состоявшие в ведении администрации декана), евангелические пасторы, мусульманские муллы (особенно в казачьих землях) и даже представители буддийского духовенства.

16 января 1918 года институт Военного и морского духовенства в российской армии был ликвидирован приказом Народного комиссариата по военным делам. Из армии было уволено 3700 священников.

Обер-священники армии и флота - протоиереи:

Портрет протопресвитера, обер-священника армии и флота Василия Ивановича Кутневича (1787-1866). Корсалин, Кондратий Ильич. 1809-не ранее 1883. Россия, 1854 г. Холст, масло, 96,5х74 см. ГЭ

  • Павел Яковлевич Озерецковский (1800-1807 гг.);
  • Иоанн Семенович Державин (1804-1826 гг.);
  • Павел Антонович Моджугинский (1826-1827 гг.); 
  • Григорий Иванович Мансветов (1827-1832 гг.);
  • а также протопресвитер Василий Иоаннович Кутневич (1832-1865 гг., с 1858 г. - главный священник).

Главный священники армии и флота - протоиереи:

  • Михаил Измаилович Богословский (1865-1871 гг.);
  • Петр Евдокимович Покровский (1871-1888 гг.).

Протопресвитеры Военного и морского духовенства.:

  • Александр Алексеевич Желобовский (1888-1910);
  • Евгений Аквилонов (1910-1911);
  • Георгий Иоаннович Шавельский (1911-1918).

Исторический ход развития вопроса о подведомственности военно-морских церквей и их духовенства Обер или Главному Священнику Армии и Флота, а впоследствии - Протопресвитеру военного и морского духовенства.

До 1800 г. заведывание военными церквами и духовенством их не отделялось от Епархиального управления; каждый полковой священник состоял в ведении и под управлением того Преосвященного, в епархии которого квартировал тот или другой полк. Только в случае и на время военных походов и кампаний, когда войска и находившееся при них духовенство должны были передвигаться, удаляясь иногда не только на окраины, но и за пределы Отечества - назначались Святейшим Синодом из выдающихся заслугами протоиереев и иеромонахов особые должностные лица, носившие названия обер- полевых священников сухопутных сил и обер-иеромонахов флота, - или начальных священников. Но такое, хотя и временное, выделение духовенства военного от епархиального, при непосредственной зависимости от Св. Синода и военного начальства, исторически вызванное условиями кочевой военно-походной жизни, постепенно и фактически подготовляло почву к окончательному обособлению и отделению первого от последнего и, вместе с тем, выясняло самые условия, при которых это обособление могло стать постоянным.

Эпохой царствования Императора Павла 1-го, задавшегося целью, вместе с переустройством войска, произвести перемены в управлении и служащим при войске духовенством, и начинается постепенность перехода военно-морских церквей и их духовенства из Епархиального ведомства - в ведомство Обер или Главных Священников Армии и Флота.

Так -

1), Высочайшим указом от 9-го апреля 1800 года повелено, чтобы обер-священник, как в военное время, когда войска находятся в движении, так равно и в мирное время, имел в своем ведении священников Армии.

2) Высочайшим указом того же 9 апреля 1800 г. повелено, чтобы священнослужители, находящиеся во Флоте, состояли в ведении полевого обер-священника.

3) Высочайшим указом от 21-го апреля того же 1800 года повелено, чтобы священнослужители, находящиеся в гвардии Его Императорского Величества, точно так, как армейские и флотские, состояли в ведении обер-священника.

4) В Высочайше конфирмованном, в 28 день февраля 1801 года, докладе первого Обер-Священника Армии и Флота протоиерея П. Я. Озерецковского в 3-м пункте изображено "на священнические места при госпиталях, в крепостях и других подобных местах состоящие, при которых находятся одни военнослужащие и при которых священники получают жалованье из армейских сумм, никого не определять, кроме армейских священников, несколько лет в Армии служащих, а потому и заслуживающих сии покойные места".

5) Высочайшим указом от 14-го апреля 1801 года повелено военным- коллегиям Адмиралтейской и сухопутной относиться прямо в Святейший Синод и от него единственно испрашивать назначения нужного им духовенства; обер- священнику же не иначе в сем участвовать, как только управляя теми духовными, кои в ведомство его, по распоряжению Святейшего Синода, поступят. Вследствие сего Святейшим Синодом определено и посланным к обер-священнику Озерецковскому указом, от 30 того же апреля, предписано, дабы он управлял по точной силе оного Высочайшего указа теми духовными, которые, как ныне при всех церквах полевых полков и во флоте состоят, так и впредь в оные по определениям Святейшего Синода поступят, считая их в ведомстве своем - полевых, пока они служение свое будут продолжать при полевых церквах, а флотских до возвращения их из кампании; равно бы имел под смотрением своим и гвардейских церквей священноцерковно-служителей с тем, чтобы, по елику церкви сии состоят в городе и имеют в приходах их обывательские дома, производством по надлежащему и по епископским делам зависели от Епархиального Архиерея по прежнему.

6) В Высочайше утвержденном, 27 декабря 1811 года докладе генерала от артиллерии графа Аракчеева о военных поселениях в 5-м пункте изложено: "священники поселенных полков, во время пребывания в округах военного поселения подчиняются вообще благочинным поселенных войск, а благочинные - епархиальным архиереям, священники же, находящиеся в походе с действующими батальонами, во все продолжение оного, состоят в ведении обер-священника.

7) С 1812 года в Святейшем Синоде несколько раз возникали частные вопросы о подведомственности различных неподвижных: госпитальных, батальонных, крепостных и тому подобных церквей; но окончательное определение по этому предмету состоялось в 1826 году, вследствие поступившего в Святейший Синод донесения обер-священника армии и флота Иоанна Державина.

В этом донесении было изложено, что "управляющий Черноморскою экспедицией генерал-майор Чижев и главный командир Черноморского флота вице-адмирал Грейг просят его, обер-священника, о причислении в его ведомство Севастопольской и Николаевской Адмиралтейских церквей, находящихся в зависимости от Екатеринославской консистории, - что с подобными же просьбами обратились к нему Кронштадтский комендант генерал-майор фон-Клуген относительно Кронштадтской Владимирской церкви и командир Шостенского порохового завода относительно тамошней церкви, состоящей в ведении Черноморского епархиального архиерея. По сведениям, собранным обер-священником об этих церквах, оказалось, что они содержатся и украшаются иждивением прихожан, состоящих из одних только воинских чинов, а при некоторых из них священноцерковно-служители снабжаются окладами жалованья из военного департамента".

"Затем обер-священник Державин объяснил, что открывающиеся вакансии при подобных церквах необходимо предоставить лицам армейского духовенства, состоящим на службе более 20 лет взамен пенсионов, испрашиваемых им в награду трудов, подвигов и изнурений".

"Наконец, основываясь на том, что по силе Высочайше утвержденного 20 февраля 1801 года доклада обер-священника Озерецковского и по особо состоявшимся определениям Святейшего Синода подобные церкви поручались распоряжению обер-священника Армии и Флота во всех отношениях, с отчислением некоторых церквей даже епархиального ведомства, - он, протопресвитер Державин, представил Святейшему Синоду: не благоугодно ли будет повелеть, как означенные выше церкви, так и другие подобные им, - при которых состоят одни военно-сухопутные и морские чины и где священно-церковно-служители получают жалованье от военных департаментов, или содержание имеют от военных команд, исключив из епархиального ведомства, предоставить управлению обер-священника. Таковое постановление, присовокупил он, - даст способ успокоить священнослужителей, отличившихся в армии долговременною службою и подвигами, откроет возможность вознаградить заслуги их без отягощения в действиях его по духовным делам относительно воинских команд, чрез существование при них священнослужителей его ведомства; а Высочайшая воля приведена будет в полное единообразное исполнение".

По выслушании этого донесения обер-священника Державина Святейшим Синодом, в мнениях членов и присутствующих произошло разногласие. Преосвященный Серафим - митрополит Новгородский и С.-Петербургский, Варлаам - митрополит Экзарх Грузии, Симеон - архиепископ Ярославский и Иона - архиепископ Тверской нашли, что все неподвижные церкви должны оставаться в ведении епархиальном на прежнем основании, с предоставлением этих мест военным священникам, долгое время служившим в армии, согласно Высочайше утвержденного, в 28 день февраля 1801 года, доклада обер-священника Озерецковского.

Духовник Его Императорского Величества протопресвитер Криницкий присоединился к мнению обер-священника армии и флота Державина, который остался при своем прежнем мнении.

На представленном синодальным обер-прокурором князем Петром Сергеевичем Мещерским докладе о содержании определения Святейшего Синода по этому вопросу последовала, в 14 день апреля 1826 года, собственноручная Его Императорского Величества резолюция следующего содержания: "Быть по мнению покойного обер-священника и впредь нового не заводить; представить Мне список всем церквам, состоящим в ведении обер-священника".

Вследствие сего указом Святейшего Синода, от 29 сентября 1826 года за N 4352, было объявлено:

а) "Согласно с Высочайше утвержденным мнением покойного обер-священника армии и флота Державина, все церкви при сухопутных и морских госпиталях, крепостях, портах, гарнизонах или батальонах существующие, кои уже состоят в ведомстве обер-священников армии и флота главного штаба Его Величества, оставить в их управлении".

б) "Таковые же церкви, состоявшие до того времени в управлении епархиальном, именно:

при госпиталях в Петербурге:

1) военно- сухопутном,

2) артиллерийском-инженерном,

3) морском,

4) в Кронштадте,

5) в Ронченсальме,

6) в Ревеле при морских,

7) в Выборге,

8) в Гельсингфорсе,

9) в Тавастгусте при военно- сухопутных,

10) в Москве при главном военном,

при Адмиралтействах:

12) в С.-Петербурге Св. Захарии и Елисаветы (в главном Адмиралтействе),

13) в Кронштадте, - Богоявленскую, которая именуется и портовою,

14) в Архангельске,

15) в Николаеве Св.Григория Великие Армении,

16) в Севастополе - Николаевскую,

17) в Херсоне Николаевскую же;

при портах:

18) Ронченсальмском,

19) Ревельском,

20) при главном гребном флоте в С.-Петербурге,

21) при Ижорских заводах С.-Петербургской епархии,

22) при Шостенских пороховых заводах Черниговской епархии; при военных батальонах:

23) в Нове-Городе,

24) на Нижнем Нове-Городе,

25) в Казани,

26) в Кизляре;

при гарнизонах в крепостях:

27) Шлиссельбургской,

28) Нарвской,

29) Фридрихатской,

30) Кегсгольмской,

31) Рижской,

32) Динабургской,

33) Бобруйской,

34) Константиноградской при Кавказских минеральных водах,

35) Очаковской,

36) Кинбурнской,

37) полковой Владимирской,

38) в Хотине,

39) в Бендерах и

40) в Тучкове,

- отделив ныне от состава епархиального управления, поручить ведомству и управлению Обер-Священника Армии и Флота с тем впрочем, чтобы священнослужители тех церквей, при которых в приходах состоят ни одни воинские чины, но и другого звания люди, как, напр., соборных в городах: в Николаеве - Григорьевской, Севастополе - Николаевской, Херсоне - того же наименования, Тавастгусте - военно-госпитальной и других подобно священнослужителям Преображенского всей Гвардии собора, в отношении должности их к приходу, на основании Высочайшего повеления 30 октября 1808 года, были в ведении епархиального начальства, в пределах коего оные церкви находятся, в отношении же должности и служения в церквах и в воинских командах зависели от распоряжения обер-священника по Высочайшим постановлениям о полковых священно- и церковно-служителях".

в) "Преосвященные, в епархиях коих состояли поступающие ныне в управление обер-священника церкви, обязаны в скорости учинить подлежащие распоряжения в рассуждении отделения тех церквей от состава епаршеского их управления и доставления обер-священнику всех сведений и дел, до церквей сих и до находящихся при них священно-церковно-служителей касающихся, а обер-священник армии и флота Моджугинский распорядится на счет приема оных церквей в его управление и имеет вступить во все права Высочайше дарованной ему власти, а морское начальство должно иметь на те церкви столько влияния, сколько предписано, в Высочайшем указе 1806 года, августа 10 дня, на докладе Святейшего Синода последовавшем, в котором, между прочим, изображено: полковую церковную сумму хранить вместе с полковою суммою не смешивая одну с другою, и приход и расход вести полковым священникам обще с теми, кто от полкового начальства в виде старосты для сего определен будет; равным образом и употреблять оную сумму в расходе с общего их согласия и с ведома Шефа, а в важнейших случаях и с дозволения и распоряжения обер-священника, записывая все то в выдаваемые от него, обер-священника, за шнуром, скрепою и печатью книги, по прошествии же года отдавать в оной отчет, как полковому начальству, так и ему, обер-священнику.

8) В 1857 году, вследствие ходатайства преосвященного Димитрия, епископа Херсонского, в морском министерстве, в видах экономии в бюджете, был возбужден вопрос о передаче в Епархиальное ведомство Черноморских морских церквей, а затем и всех морских церквей и наконец, по сношении с военным министром, и всех военно-сухопутных церквей.

Управляющий морским министерством вице-адмирал Метлин от имени великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича от 7 января 1858 года за N 232 сносился по этому предмету с обер-прокурором Святейшего Синода графом Толстым, прося его заключения по этому предмету, обер-прокурор от 31 декабря 1859 года за N 7407, ответил нижеследующее: "Вопросы о подчинении неподвижных морских церквей епархиальной власти или Обер-Священнику Армии и Флота предложены были на обсуждение Святейшего Синода, который, по истребовании надлежащих сведений и заключения от Главного Священника Армии и Флота и по соображении оных с возникавшею прежде по тому же предмету перепискою, нашел, что при рассмотрении означенного предположения в последний раз в 1822 году произошли между членами Святейшего Синода разногласные мнения и дело, вследствие этого, восходило на Высочайшее усмотрение блаженные памяти Государя Императора Николая 1-го. Его Императорское Величество, в 11 день августа 1826 года, на мнении бывшего Обер-Священника Армии и Флотов Державина, полагавшего оставить портовые церкви в его, обер-священника, заведывании, изволил начертать собственноручно резолюцию: "Быть по мнению покойного обер-священника и впредь нового не заводить". Не имея в виду позднейшего Высочайшего повеления, которое отменяло Монаршую волю, объявленную в 1826 году, Святейший Синод не счел себя вправе приступить ныне без особого Высочайшего разрешения к рассмотрению ныне возбужденного того же вопроса".

По докладе такового заключения обер-прокурора Управляющим Морским Министерством генерал-адмиралу, Его Высочество, от 19-го января 1860 года, за N 263, обратился к военному министру генерал-адъютанту Сухозанету, не сочтет ли он полезным представить Государю Императору общий всеподданнейший доклад о перечислении как морских, таки сухопутных неподвижных церквей в Епархиальное ведомство.Военный министр от 5 февраля 1860 года, за N 724, ответил, что он вполне разделяет предположение Его Императорского Высочества о передаче неподвижных военных церквей в ведение Епархиального Начальства, но, по его мнению, полное обсуждение вопроса было бы необходимо предоставить Святейшему Синоду, а морскому и военному министерствам предварительно испросить только соизволения Государя Императора вновь обсудить это дело в Синоде в том внимании, что в 1826 году Высочайше воспрещено впредь изменять существующий порядок подчиненности неподвижных военно-морских церквей.

В силу такового отзыва военного министра в морском министерстве был составлен, от 22-го февраля 1860 года, всеподданнейший доклад, который и был подписан генерал-адмиралом Великим Князем Константином Николаевичем совместно с военным министром генерал-адмиралом Сухозанетом.

На докладе сем рукою Его Императорского Высочества генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича собственноручно написано: "Высочайшего соизволения не последовало. Константин 22 февраля 1860 года".

О таковой Высочайшей резолюции генерал-адмирал и поставил в известность военного министра от 24 февраля 1860 года, за N 571, и обер-прокурора Святейшего Синода от того же 24 февраля, за N 572. Инспекторский же департамент морского министерства уведомил об этом Главного Священника Армии и Флотов Кутневича от 23 июня 1860 г., за N 10388, и главного командира Николаевского порта от 16-го апреля 1860 года, за N 5943.

и 9) Таковой порядок подчиненности военно-морских неподвижных церквей, наравне с полковыми походными церквами, Обер-Священникам гвардии и гренадер, армии и флотов остается и до настоящего времени в полной силе, с тем только различием, что вместо двух Обер или Главных Священников в настоящее время существует один, именуемый Протопресвитером военного и морского духовенства.

Положение о подчиненности военно-морских церквей одному Протопресвитеру военного и морского духовенства было выработано в 1884-1889 годах особой комиссией, при Святейшем Синоде состоявшей. Председатель комиссии был назначен архиепископ тверской Савва, а членами ее были: от Святейшего Синода - обер-секретарь Тимофей Барсов, от Епархиального ведомства - член консистории Протоиерей Михаил Архангельский, от гвардейского ведомства - благочинный гвардейского духовенства Протоиерей Александр Желобовский, от армейского ведомства настоятель С.-Петербургского клинического военного госпиталя Алексей Ставровский, от Главного Штаба - полковник Афанасьев, от войска - командир Преображенского всей гвардии полка генерал-майор князь Оболенский и командир лейб-гвардии Измайловского полка генерал-майор Маклаков.

Выработанное этой комиссией положение об управлении военными и морскими церквами и их духовенством вновь было пересмотрено Святейшим Синодом в 1889 году, а в 1890 году 12 июня было Высочайше утверждено, причем к этому управлению перечислены были и остальные военные церкви, которые по тем или другим причинам оставались до сего времени в Епархиальном ведомстве, а именно:

1) собор Брест-Литовской крепости,

2) собор Новогеоргиевской крепости,

3) церковь Ивангородской крепости,

4) Благовещенская военная церковь в г. Вильно, и

5) Военно-госпитальная церковь в г. Вильно *).

Вот тот длинный исторический путь, по которому шло развитие управления военно-морскими церквами и их духовенством.

Вообще, Священники полагались во всех пехотных и кавалерийскими полках, а также в некоторых других отдельных частях, более крупных или расположенных в местностях, где приглашение Священника епархиального ведомства, для поучения и совершения духовных треб, затруднительно; в казачьих частях Священники положены лишь в виде исключения (Свод штатов военно-сухопутного ведомства). О замещении открывающихся в войсках вакансий Священников, начальники частей входят с представлениями, по команде, к протопресвитеру военного и морского духовенства, которой избирает кандидатов и представляет местному архиерею о каноническом утверждении и рукоположении лиц, еще не посвященных, или испрашивает его же благословение на перевод священнослужителей.

В каждой дивизии один из Священников назначался благочинным, он должен был иметь ближайшее наблюдение над церквами и духовенством войск, входящих в состав дивизии.

Благочинные подчинялись протопресвитеру и местному архиерею.

В военное время в каждую армию назначался полевой главный священник, который, подчиняясь протопресвитеру, состоял в ведении дежурного генерала армии.

Кроме духовных лиц православного исповедания, в некоторые войска и места военного ведомства назначались, по мере надобности, духовные лица других христианских исповеданий, а равно и магометанского закона.

 

*) С.-Петербургский Адмиралтейский собор. История и описание. Протоиерея А. Ставровского и Приказы по Воен. Вед. от 12 июня 1890 г. за N 208 и по Морск. Вед. от 7 сентября 1890 г., N 125.



Название статьи:   Военное и морское духовенство Российской императорской армии и Российского императорского флота
Категория темы:   Русская Императорская армия Военно-монашеские ордена
Автор (ы) статьи:  
Дата написания статьи:  28 ноября 2007
Статьи, использованные при написании этой статьи:  ХРАМЫ АРМИИ и ФЛОТА. ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. ПЯТИГОРСК. 1913; Полн. собр. постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Рос. империи: Царствование государя императора Николая I. Пг., 1915. Т. 1; Св. Военных постановлений 1869, кн. I [изд. 2-е], 604-641; кн. V, 278 – 290 и 465 – 466; кн. VI, 219 – 227; "Положение о полевом управлении войск" [Приказ по Военному ведомству 1890 г. № 62], ст. 230, 249, 300 – 307 и штаты; Положение об управлении церквами и духовенством Военного и морского ведомств. СПб., 1890; Приказы по военному ведомству. СПб., 1890. № 208; Приказы Народного комиссариата по военным делам. Пг., 1918. № 39; СВП. 1859 г. СПб., 1859. Ч. I, кн. I; Байбаков А.В. Православное духовенство русской армии и флота: Втор. пол. XIX-нач. XX в. М., 1997; Невзоров Н. Исторический очерк управления духовенством Военного ведомства в России. СПб., 1875; Барсов Т.В. Об управлении русским военным духовенством. СПб., 1879; Он же. Новое положение об управлении церквами и духовенством воен. и мор. ведомств. СПб., 1893; Боголюбов А. Очерк из истории управления воен. и мор. духовенством в биографиях гл. священников его за время с 1800 по 1901 г. СПб., 1901; Управление церквами и православного духовенством воен. ведомства: Ист. очерк // Столетие Воен. министерства. 1802-1902. СПб., 1902. Т. 13; Ласкеев Ф. К 50-летнему юбилею священнослужения протопресвитера воен. и мор. духовенства А.А. Желобовского. СПб., 1909; Цитович Г.А. Храмы армии и флота: Историко-статистическое описание. Пятигорск, 1913; Смирнов А.В. История флотского духовенства. СПб., 1914; Шавельский Г.И., протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера армии и флота. Нью-Йорк, 1954 [репринт М., 1996]. Т. 1-2; История флотского духовенства: Сб, статей. М., 1993; Православие, армия и флот России: Сб. статей. СПб., 1996; Христианская периодика России конца XVIII-XX вв.: Каталог изданий / Сост. Нечаева М.Ю. Екатеринбург, 2000; Государственность России: Словарь-справочник. М., 2001. Кн. 4. С. 291-292, 331.

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Донское казачество Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия







ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru