Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Надо поощрять храбрость, ибо хотя и говорят некоторые, что храбрость без ума ни на что не надобна, но военному человеку и ум без храбрости ни на что не нужен.
Из «Военного журнала»




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Епископ

С 988 года (в РПЦ) -по настоящее время (от греч. episkopos- блюститель, наблюдатель).

Наименование 3-й (высшей) степени священства (после диакона и пресвитера (иерея)) (см. также Архиерей. 1). Степень Епископа существует с первых веков христианства. Ее носитель имеет право совершать все 7 Таинств в богослужении, включая рукоположение (хиротонию) во все 3 степени священства, - диакона, пресвитера и Епископа. Поставление на все степени священства в древности на Руси (как и в Византии) включало этап, как избрания, так и посвящения. Важнейшим актом посвящения в степень Епископа является рукоположение (хиротония).

Рукоположение в степень Епископа, согласно 1-му Апостольскому правилу совершается собором архиереев, что является отличительным моментом в Православии: в католической церкви папа единолично рукополагает в Епископы. К акту хиротонии предъявляются следующие требования:

1) совершение хиротонии в храме, в алтаре, во время литургии, в присутствии церковного народа (прихожан);

2) возведение в степени священства в строго последовательном порядке, от низшей степени к высшей (диакон, пресвитер, Епископ); срок пребывания в каждой степени священства канонически не ограничен временными рамками,но предполагает проявление определенных способностей у кандидата, дающих право на более высокую степень; в каноническом праве существует возрастной ценз, в соответствии с которым в диаконы можно рукополагать мужчин не моложе 25 лет, в пресвитеры - с 30, в Епископы -с 35 (в настоящее время не соблюдается);

3) хиротония считается действительной, если она связана с конкретным назначением на должность в определенное место (6-е правило Халкидонского собора). В Киевской Руси после хиротонии происходило "настолование" Епископа, т.е. "посажение" на кафедру. Рукоположение, возводящее в сан Епископа без определения места служения, допускалось в РПЦ в период гонений на Церковь в советское время, сроки посвящения из одной степени в другую также могли быть значительно сокращены: так, известный архиерей Лука (Войно-Ясенецкий) в течение одной службы был посвящен сначала в церковнослужителя - чтеца и иподиакона, а во время литургии - в диакона, через неделю - в пресвитера (февраль 1921 года), через некоторое время тайно принял постриг (см. Черное духовенство), а через 2 года (также тайно) возведен в степень Епископа (май 1923 года). Но в РПЦ это - исключение из правил, в то время как в католичестве поставление в Епископы в епархии, которые еще предстоит создать в нехристианских странах, часто практикуемая норма;

4) хиротония, однажды совершенная в соответствии с правилами, не повторяется (68-е Апостольское правило);

5) рукоположение в степень Епископа не должно совершаться на место архиерея, законно занимающего епископскую кафедру (4-е правило 11-го Вселенского собора). Нарушения, допущенные при хиротонии в Епископы (равно, как и в другие степени священства), могут стать причиной признания рукоположения недействительным и привести к извержению из сана (29-е и 30-е Апостольские правила).

Кроме того, Епископ - родовое понятие, обозначающее духовных лиц, в РПЦ всегда принадлежащих к черному духовенству (архиереям), возведенных посредством хиротонии в степень Епископа: собственно епископов (епархиальных и викарных), архиепископов, митрополитов (1, 2, 3), экзархов, патриархов. Епископ имеет право возглавлять архиерейскую кафедру и занимать административные должности, соответствующие епископской степени. Епископы подразделяются как по объему возложенных полномочий, так и по занимаемому должностному месту. Различие священнослужителей по этому признаку называлось по-разному: церковно-административной, административной и правительственной иерархией. В современном церковном праве принято последнее наименование – правительственная иерархия епископской степени. Епископы как члены правительственной иерархии во Вселенской церкви могли носить титулы пап, патриархов, католикосов (с 467 по 1811 и с 1917 гг. по настоящее время этот титул имеют предстоятели Грузинской церкви; также его с древности носят первоиерархи Армянской церкви), экзархов, примасов, митрополитов, архиепископов, хорепископов (викариев). Возникновение каждого из этих титулов исторически связано с определенной административно-территориальной единицей, входившей в состав Вселенской Церкви, но с течением времени объем полномочий, лежащий в основе различий между титулами, мог быть изменен, однако сами титулы, как правило, оставались или за епископскими кафедрами, или за возглавляющими их архиереями.

В досинодальный период в избрании Епископов участвовали митрополит (2), после 1589 года - Патриарх, совместно с Собором епископов, великие и удельные князья, после 1547 года - цари; в синодальный период кандидаты в Епископы избирались и представлялись Святейшим Синодом на утверждение императора. В соответствии с ныне действующим церковным законодательством и церковным правом избрание Епископов - первостепенная задача Синода.

Лица, возводимые в Епископы, должны иметь определенный образовательный уровень, соответствовать решению возложенных на них собственно богослужебных, административно-церковных, судебных и просветительно-нравственных задач. В синодальный период кандидаты в Епископы отбирались, преимущественно, из т.н. ученого монашества (см. Черное духовенство), прошедшего курс обучения в духовно-учебных заведениях и имеющего значительный опыт пастырского служения и/или работы в должности преподавателей, инспекторов, смотрителей духовно-учебных заведений или их ректоров. Основой к выдвижению кандидата в Епископы в синодальную эпоху являлось наличие аттестата об окончании курса в духовно-учебных заведении, послужной список о работе в учреждениях духовного ведомства или в духовно-учебных заведениях и рекомендации епархиальных епископов с указанием его личных заслуг и качеств.

Обязанности Епископов были определены общецерковным законодательством Вселенской Церкви и Русским церковным законодательством и уточнялись на протяжении времени рядом постановлений, указов, определений и др. законодательных актов, как со стороны верховной власти и высших органов государственного управления, так и со стороны Синода. "Духовный регламент" 1721 года в разделе "О епископах" в концентрированном виде излагает обязанности Епископа, которые, как правило, являясь епархиальными архиереями и возглавляя епископские кафедры, руководили всеми структурами епархиального управления вверенного им епархиального округа. Несколько Епископов на правах постоянных и присутствующих (временных) членов включались в состав Синода по высочайшему указу и на время работы в Синоде епархиальные обязанности Епископа исполнялись викариями или другими заместителями. В допетровскую эпоху Епископы собирались на Соборы под председательством митрополита (2) (до 1589 года), впоследствии патриарха (1589-1700 гг.) для решения неотложных церковных и государственных вопросов. В 1917 году практика созыва Соборов была возобновлена.

Не все Епископы имели кафедру: с середины XVIIIв. растет и укрепляется институт викариев (или викарных епископов) как помощников епархиальных архиереев в наиболее значимых и крупных епархиях (см. Викарий). Ряд Епископов занимали высшие должности в государственной и церковной иерархии, входя в различные государственные, церковно-государственные патриаршие (позже - синодальные) структуры (включая и учебно-просветительные заведения) и, не руководя непосредственно епархией на данный момент, выполняли свои служебные обязанности в соответствии с церковным и государственным законодательством и должностными инструкциями.

В круг компетенции Епископа как главы епархиального управления входило руководство всеми епархиальными учреждениями, в контроле за деятельностью которых в разное время ему помогали благочинный приходских церквей и благочинный монастырей, выборный депутат от духовенства, духовных дел управитель, закащик, поповский староста и др. Епископ руководил и контролировал деятельность епархиальных учреждений - архиерейского дома, в ведении которого были хозяйственно-финансовые вопросы, и архиерейского духовного правления (после 1744 года получивших единообразное название духовных консисторий), выполнявших судебно-административные функции и являвшихся 2-й инстанцией духовного суда; через духовных дел управителя - учреждений низшей судебной инстанции, т.е. духовные правления в десятинах и уездных городах; а также осуществлял помощь и поддержку попечительствам о бедных духовного звания, помогал в организации учебно-просветительных духовных заведений, контролировал деятельность архиерейских школ и пр. Все функции, осуществляемые епархиальными учреждениями, в той или иной мере являлись и функциями Епископа, однако некоторые из них были непосредственно его прерогативой, в частности именно Епископ нес полную ответственность за порядок и благочиние, добросовестное выполнение служебных обязанностей священно - и церковнослужителями в подведомственной ему епархии, регулярно инспектируя монастыри и приходы, не допуская строительства церквей в безлюдных местах, ложных, вымышленных чудес, кликушества как основы распространения ложных и вредных слухов, лжесвидетельств или отсутствия освидетельствования мертвых тел, в чем должны помогать закащики или благочинные.

Задача создания архиерейских школ для детей священников, определенная как одна из основных в "Духовном регламенте", всегда оставалась первостепенной в деятельности Епископа как по созданию разного типа духовно-учебных заведений, так и по их финансированию и кадровому обеспечению на протяжении всего времени.

Функция контроля за хозяйственной деятельностью в духовных имениях и проверка приходо-расходной документации, сопряженная с регулярной отчетностью перед Синодом, оставалась одной из основной, и после секуляризации церковных земель. Но главнейшая задача Епископа - безупречное пастырское служение, с соблюдением всех норм церковного права. Наряду с рукоположением в степени священства важнейшая и не менее ответственная обязанность Епископа - процедура предания анафеме и отлучения от церкви, как и извержение из сана в случае совершения священнослужителями уголовных преступлений, должны осуществляться в полном соответствии с церковным законодательством. По всем вопросам спорного характера, связанным с выяснением отношений с др. епископами, Епископы обращались в Синод, который являлся судебной инстанцией для всех епископов, в т.ч. и в случае жалоб на них со стороны клириков и мирян вверенной Епископу епархии. Епископы дважды в год должен был подавать отчеты о состоянии епархии в Синод. Как глава духовной консистории Епископ осуществлял суд над духовенством и мирянами в соответствии с церковным законодательством. В "Духовном регламенте" особо оговаривались обязанности Епископа, являвшихся ректорами и префектами духовных учебных заведений, по подбору кадров, контролю и порядку работы. Церковное законодательство постоянно уточняет круг обязанностей Епископа, соизмеряя их с новыми задачами, которые выдвигает время.

Для всех Епископов есть форма общего титулования - "Владыка (Владыко)". Для Епископа, сан которого совпадает с наименованием высшей степени священства (Епископ) и не имеет др. титулярных отличий, форма титулования (обращения) - "Ваше Преосвященство". К Епископу, обладающим титулярными отличиями в правительственной иерархии степени епископа, применимы др. формы обращения (см. Архиепископ; Митрополит; Патриарх; Экзарх). Епископы, занимающие разные ступени в правительственной церковной иерархии степени Епископа - от патриарха до епископа, имеют отличия в богослужебных одеяниях и носимых поверх их священных знаках и символах (см. Архиерей).

Синоним: Архиерей.
Источники: ПСЗ I. Т. 1. № 27-31, 95; № 412, 442; Т. 4. № 2352, п. 9; Т. 6. № 3712; № 3718; № 3954,4022,4081; Т. 8. № 5818; Т. 10. № 7450; Т. 12. № 8988; Т. 13. № 10118; Т. 14. № 10216,10422; Т. 15. № 11015; Т. 16. № 12183; Т. 17. № 12508; Т. 18. № 13239, 13246; Т. 21. № 15547; Т. 24. № 18273; Т. 36. № 27911; Т. 40. № 30319; ПСЗ II. Отд. 1. Т. 1. № 186, 264, 693; Т. 3. № 1804, 1952, 1953, 2034, 2046, 2361, 2404; Т. 4. № 2588; Т. 6. № 4355, 4599; Т. 7. № 5531, 5585, 5604; Т. 8. № 5971,6360; Т. 12. № 10843; Т. 14. № 11695а; Т. 15. № 12734а; Т. 18. № 16469; Т. 30. № 28296а; Т. 33. № 31849; Т. 40. № 423472349,42701; Т. 42. № 45341; Т. 43. № 45625; Т. 57. № 49382а, 49571а; ППБЭС. М., 1992. Т. 1. Стлб. 248; ПБЭ. СПБ., 1901. Т. 1; СИЭ. М., 1961. Т. 1; Сб. действующих и руководственных церк. и церковно-гражд. постановлений по ведомству пра-восл. исповедания. СПб., 1885; Декреты Советской власти. М, 1957. Т. 1. № 163, 248; Устав Рус. Правосл. Церкви. М., 2000; Перов И. Епархиальные учреждения в рус. Церкви в XVI и XVII вв.: Историко-канонический очерк. Рязань, 1882; Николаевский П.Ф. Патриаршая обл. и рус. епархии в XVII в. СПб., 1888; Покровский ИМ. Рус. епархии в XVI-XIXвв., их открытие, состав и пределы: опыт церковно-ист., стат. и географического исследования. Казань, 1897-1913. Т. 1-2; Довнар-Запольский MB. Церковь и духовенство в домонгольской Руси. М., 1906; Учебник церк. права. М., 1913; Толковый словарь рус. яз. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935. Стлб. 834; Шепелев Л.Е. Отмененные историей: Чины, звания и титулы в Рос. империи. Л., 1977; Он же. Чиновный мир России XVIII- нач. XXв. СПб., 1999; Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси XI-XIIIвв. М, 1978; Он же. Киевские уставы и Церковь в Др. Руси. XI-XIVвв. М., 1972; Он же. Гос-во и церковь в Др. Руси X-XII вв. М., 1989; Рос. законодательство Х-ХХ вв. М., 1984. Т. 1; Правосл. энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Моск. и Всея Руси Алексия II. М., 2000. Т. [0], 1; Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский. Автобиография. М., 2001; Настольная книга священнослужителя. М., 2001. Т. 4; Цыпин В., протоиерей. Курс церк. права: Уч. пособие. Клин, 2004.

В.В. Олевская



Название статьи:   Епископ
Категория темы:   


Ключевые слова:
Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...




ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...