Инспектор речного судоходства

В 1867, 1875 – [1917] гг.

Должность VI кл.

Учреждена 9 октября 1867 года Правилами о судоплавании по реке Волге и Каме, а именным указом от 24 июня 1875 года "в виде опыта» должности инспектора судоходства учреждены и на других реках и водяных системах, "где в этом представится надобность». 17 сентября 1875 года была составлена Инструкция для инспекторов судоходства и его помощников.

В апреля 1876 года уже все реки и озера империи были распределены между Инспекторами речного судоходства, которые предусматривались во всех округах путей сообщения: 1-м (Петербургском) - 1 (пребывал в Новой Ладоге); 2-м (Вытегорском) - 3 (в сел. Кондратьеве, г. Вытегра и Архангельске); 3-м (Вышневолоцком) - 1 (в Новгороде); 4-м (Московском) - 1 (в Ростове-на-Дону); 5-м (Ярославском) - 1 (в Н. Новгороде); 6-м (Казанском) - 2 (в Саратове и Перми); 7-м (Могилевском) - 1 (в Могилеве); 9-м (Ковенском) - 1 (в Гродно); 10-м (Киевском) - 1 (в Киеве); 11-м (Варшавском) - 1 (в Варшаве).

В апреля 1899 года по ходатайству Хозяйственного департамента Императорского Финляндского Сената должность Инспектора речного судоходства была учреждена и на территории Великого княжества Финляндского.

Инспекция учреждена для осуществления надзора за порядком судоходства по рекам и озерам, за правильным обозначением судоходных фарватеров и пр., министру (см. Министр. 2) путей сообщения было предоставлено право учреждать должности инспекторов судоходства, определять их обязанности, пределы власти и подчиненность. Инспекторы судоходства назначались его приказами из инженеров, причем на эту должность было не только разрешено назначать инженеров путей сообщения, но и привлекать инженеров из др. ведомств, хорошо знакомых с потребностями судоходства.

При Инспекторе речного судоходства состояли старшие и младшие помощники, число которых определялось величиной района и степенью развития на нем судоходства. По мере изготовления пароходов или паровых баркасов, предназначенных для инспекции по рекам, для командования ими назначали опытных офицеров морского ведомства с предоставлением им прав помощников инспекторов судоходства (VII кл.).

Должность Инспектора речного судоходства иногда совмещалась с должностью начальника судоходного отделения.

Инспектор речного судоходства подчинялся начальнику округа путей сообщения, от которого он получал распоряжения и которому регулярно отсылал рапорты. Если водная система входила в территории разных округов, то подчиненность определялась министром путей сообщения. Местные судоходные начальники (начальник судоходного отделения, начальник судоходной дистанции, пристойной смотритель и пр.) обязаны были исполнять все распоряжения Инспектора речного судоходства, "касающиеся судоходного пути и порядка судоходства». Если на общем присутствии правления округа путей сообщения рассматривались вопросы судоходства, Инспектора речного судоходства приглашались на заседания с правом голоса наравне с членами правления.

В Московских и С.-Петербургских округах путей сообщения помимо этого были учреждены "особые» должности Инспекторов речного судоходства, которым были присвоены права помощников начальников округов путей сообщения и подчинены все лица судоходно-инспекторского надзора на всех водных системах округа. Министр путей сообщения имел право по своему усмотрению учреждать такие же должности в других округах. Высочайшим повелением от 2 апреля 1899 года права помощников начальников округов были присвоены всем Инспекторам речного судоходства.

Во всех округах, "где встретится надобность», за исключением Кавказского и Варшавского, допускалось объединение должностей члена общего присутствия Правления округа путей сообщения и Инспектор речного судоходства и замещение этой должности не только инженерами, но и морскими офицерами. Оклады в таких случаях назначались повышенные, по должности, а не по чину. 13 июля 1876 года министром путей сообщения утверждена Инструкция для инспекторов судоходства и их помощников (приказ № 99).

На Инспектора речного судоходства возлагался "исключительно надзор за судоходством и исправным и безопасным состоянием путей». Его ведению подлежали: все реки и озера в округе путей сообщения и надзор за плаванием на них "всякого рода паровых, парусных и гребных судов и плотов»; затоны и устья рек, куда суда заходили на зимовку или погрузку и соблюдение там порядка; надзор за отводом удобных мест для пристаней и соотв. их устройством; за установкой различных береговых и плавучих знаков фарватера (маяков, бакенов, створных и др. знаков), расстановка их перед и уборка по окончании навигации. Инспектор речного судоходства свидетельствовал состояние брандвахт, бараков, разъездных лодок, сигнальных знаков, показания футштоков (водомерных реек) и т.п. Если находил нужным, то устанавливал предупредительные посты. В случае невозможности устранения затруднения на перекатах он входил с представлением о необходимости учредить наблюдательную комиссию из инженеров путей сообщения и депутатов из купечества по соглашению с местным городским управлением и биржевым комитетом для проверки осадки судов, определения очередности проводки их через перекат и т.п. и с этого времени ответственность за соблюдение правил на этом перекате перекладывалась на них. Инспектор речного судоходства отвечал за сохранение порядка на пристанях, причалах и стоянках; за исполнением судохозяевами и капитанами правил судоходства. Следил, чтобы плавающие по водным путям имели "правильное понятие» о судоходстве.

Инспектора речного судоходства способствовал тому, чтобы судоходство "спусковое и взводное» происходило круглосуточно. В течение навигации Инспектор речного судоходства осматривал посты и знаки на реке. Следил за исполнением начальниками судоходных дистанций и начальниками речных и озерных постов должностных обязанностей. Все начальники судоходных дистанций и постов обязаны были исполнять его требования и распоряжения, предъявлять ему сведения "для прочтения и извлечения» (но информацию, необходимую для принятия решений, он добывал сам с помощью своих помощников, для чего в его распоряжении находились специальные судоходные средства и суммы на непредвиденные надобности). Он следил за состоянием выделенных инспекции судов и команд на них. Инспектор речного судоходства отвечал за исправность фарватера, за целесообразность принимаемых мер, за наблюдением за уровнем воды на водомерных постах и др.

В 1877 году на него был возложен надзор за уходом за паровыми котлами и машинами на судах ведомства путей сообщения, а 6 июля 1877 года и ведение картографических журналов затонувших судов.

По вскрытии водного пути Инспектор речного судоходства сам и через помощников осматривал весь путь, доносил начальнику округа путей сообщения о последствиях зимовки и ледохода и представлял предложения о мерах для "устранения случайностей», заботился об обозначении фарватера соответствующими знаками (мог изменить их число и место), по мере спада воды осматривал бичевники и гидротехнические сооружения, описывал их состояние и представлял свои заключения о необходимых исправлениях.

Циркуляром № 449 председателя навигационно-описной комиссии от 20 мая 1880 года Инспектору речного судоходства было предписано не ограничиваться осмотром только своего участка, но прилагать все силы для обеспечения успешного судоходства вообще и, особенно для устранения опасности для судов.

Через начальников судоходных дистанций и объявлениями на пристанях Инспектор речного судоходства извещал судовладельцев о начале навигации. Во время навигации он вел журнал своих действий, распоряжений и случаев, отмеченных им, его помощниками, начальниками дистанций или частными лицами. По окончании навигации он представлял этот журнал начальнику округа путей сообщения. При несчастных случаях Инспектор речного судоходства немедленно лично обследовал технические обстоятельства, сверял акт, составленный потерпевшими лицами, с техническим чертежом и доносил о происшествии начальнику округа, а в экстренных случаях и министру путей сообщения. Заблаговременно представлял сведения о потребном инвентаре, числе лоцманов (2) и т.п. В случае замеченных нарушений местными служащими должностных обязанностей или распоряжений сообщал об этом начальнику округа путей сообщения.

Синонимы: Инспектор судоходства; Инспектор водных сообщений.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Инспектор речного судоходства
Автор(ы) статьи:С.Л. Макарова
Источник статьи:
Статьи, использованные при написании этой статьи:  ПСЗ II. Т. 42. № 44997; 50. № 54857, 55080; Т. 51. № 56204, 56653; Т. 55. № 61073, 61852; ПСЗ III. Т. 3. № 1522; Т. 11. № 7486; Т. 19. № 16471, 16714, 16769; СУ. 1875. № 63. Ст. 744; 1876. № 42. Ст. 484; 1878. № 162. Ст. 664; 1881. № 3. Ст. 181; 1891. № 36. Ст. 407; 1914. № 366. Ст. 3545; СЗРИ. СПб., 1876. Т. 12. Устав путей сообщения; СЗРИ. Пг., 1916. Т. 12. Устав путей сообщения; Сб. законоположений, правительственных распоряжений и разъяснений Правительствующего Сената о внутр. водяных и сухопут. сообщениях. М., 1900; Сб. правительственных распоряжений по управлению шоссейными и водяными сообщениями с 1884 по 1894 г. СПб., 1894; Никольский Ф.С. Систематическое изложение законов о путях сообщения. СПб., 1881; Он же. Справочная книжка по ведомству путей сообщения. СПб., 1884; Озерецковский Н.Е., Цыпкин П.С. Свод законов Рос. империи. СПб., 1913. Кн. 3; Государственность России: Словарь-справочник. М., 2001. Кн. 3. С. 200-207
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru