ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ Ћоцман. 2. » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Ћоцман. 2.

— [XVII в.] Ц по [1917] год, (от нем. - Lootsmann, гол. loodsman). ƒолжность. ѕоскольку основными пут€ми сообщени€ в –оссийской империи €вл€лись речные системы, проводка судов по которым требовала знани€ фарватера, порогов на нем и др. особенностей, на суда принимали специального проводника - лоцмана.

ƒолжность эта на внутренних водных пут€х исполн€лась обычно кресть€нами прибрежных деревень, которых по аналогии с морским термином стали называть лоцманами (см. Ћоцман. 1). ¬ отличие от морских лоцманов, состо€вших в ведении ћорского министерства, речные подчин€лись √лавному управлению (с 1865 года - ћинистерству) путей сообщени€.

Ќа первых порах в об€занности Ћоцмана входил только "спуск на порогах", причем судохоз€ева каждый раз договаривались об услови€х их работы. 12 июн€ 1722 года была определена оплата за спуск казенных товаров на Ѕоровицких порогах, а с 20 декабр€ 1728 года по сенатскому указу за спуск по ћстинским и —елецким порогам. 28 окт€бр€ 1735 года на ¬олховские пороги был определен специалист "из двор€н человек добрый", который осуществл€л надзор за тем, чтобы Ћоцманы имели определенную квалификацию, добросовестность и получали оплату сполна. — 19 сент€бр€ 1740 года Ћоцманы стали проводить суда, барки, плоты и т.п. по всей реке участками до определенной пристани, а там мен€лись.

Ќа порогах содержались особые Ћоцманы из местных, которые дежурили посто€нно. 12 апрел€ 1773 года сенатским указом о пор€дке пропуска судов через ¬олховские пороги было "кресть€нам объ€влено, что они в лоцманскую должность, если знани€ имеют, вступать могут... выбрав из всех искуснейших лоцманов, и сделав им список, употребление их на суда оставл€ть на волю хоз€евам проходивших судов".

ќфициально должность Ћоцмана на реках введена 25 июн€ 1781 года ”ставом купеческого водоходства, подписанным ≈катериной ѕ. “огда же был опубликован "‘ормул€р прис€ги лотца". — этого времени различались Ћоцманы прис€жные (прин€вшие прис€гу) и неприс€жные. Ќеприс€жных принимали на судно только в случа€х, если не хватало прис€жных. Ћоцманы отвечали за проводку судна и целость груза до места назначени€. — 16 апрел€ 1817 года наиболее опытные Ћоцманы стали получать "свидетельство" от управл€ющего директора (в дальнейшем от начальника судоходного отделени€) и "свидетельствованных" стали принимать на судно преимущественно перед другими.

¬ Ћоцманы принимали лиц всех сословий. ¬се лица, прин€тые в Ћоцманы, вносились в общий список с отметкой их состо€ни€, места жительства, возраста и стажа работы. —писки хранились в канцел€рии управл€ющего директора и в судоходной расправе. Ќадзор за "добрым поведением, знанием ремесла и опытностью" Ћоцмана осуществл€ли смотрители водоходства (позднее инспекторы речного судоходства).  аждый Ћоцман имел при себе особую книжку по форме, утвержденной ћинистерством путей сообщени€, куда инспектор речного судоходства, его помощники, начальники судоходной дистанции записывали свои замечани€, на основании которых Ћоцман мог быть смещен, или ему увеличивалось содержание, или назначалось вознаграждение.

Ћоцманы, отличившихс€ по должности, награждали из сумм —удоходной расправы кафтанами с золотым или серебр€ным позументом и деньгами, а за должностные преступлени€ Ћоцманы несли определенные наказани€.   подобным преступлени€м относились: повреждение судна "от своевольства и неосторожности", побег с судна, буйство и грубость против водоходного начальства. ≈сли Ћоцман, заключивший договор при маклере в —удоходной расправе, в назначенное врем€ не €вл€лс€ на борт, он получал от 15 до 20 розог; за оставление судна он присуждалс€ на 2 мес€ца к работе по бичевнику; если оставленное судно было повреждено, то Ћоцману полагалось от 60 до 70 розог или штраф от 50 до 70 руб.; если Ћоцман своими действи€ми затормозил ход каравана или обошел другое судно в нарушение пор€дка, он лишалс€ оплаты или ему запрещалась работа на 1 сплав, на год, навсегда, или он подвергалс€ аресту от 7 дней до 3 недель. Ќаиболее важное преступление - потопление судна. «а него Ћоцман отвечал своим имуществом. ¬ 1809 году Ћоцманы состо€ли в 1-м (850), 2-м (280), 5-м (150) и 6-м (200) ќкругах путей сообщени€.

ѕлата Ћоцману определ€лась по особым табел€м и по таксам, утвержденным министром (см. ћинистр. 2) путей сообщени€. ј на Ўилке и »нгоде Ћоцманы получали плату по таксе, утвержденной генерал-губернатором ¬осточной —ибири. Ћоцмана, избранные из кресть€н, плату получали по добровольному соглашению с купеческим обществомвом, в мирное врем€ освобождались от воинской повинности и от взноса хлеба в запасные магазины. Ћоцмана, находившихс€ на судах, в рекруты не брали. ≈сли Ћоцман был наделен землей, то ее освобождали от казенных податей как принадлежащую не определенному лицу или семье, а "званию и должности". Ћоцмана, прибывающие в —.-ѕетербург, вносили взнос на учреждение больницы "дл€ чернорабочего класса людей" в размере 1 руб. серебром. ѕри увольнении по достижении 60-летнего возраста или по болезни они освобождались от выплаты государственных податей и др. повинностей.

Ќа некоторых водных системах и реках были учреждены особые лоцманские общества (артели). Ќапример: ƒнепровское (22 феврал€ 1879 года, положение о нем от 9 ма€ 1911 года), ¬ышневолоцкое (1500 Ћоцманов и 250 кандидатов), ћстинское, Ѕоровицкое, ¬олховское, јрхангельское, Ўекснинское (от 15 декабр€ 1858 г.), »нгодинское, Ўилкинское, «ап. ƒвинское (от 28 июл€ 1855 г.), —.-ѕетербургское (с 1 ма€ 1890 јлександровский мост был определен как граница его де€тельности в устье р. Ќевы).

ѕравила об организации обществ были прин€ты в 1824 году. ¬ них включались Ћоцмана и лоцманские ученики. ќбщества также состо€ли в ведении ћинистерства путей сообщени€.

ќптимальное число Ћоцман на водной системе определ€л главноуправл€ющий (с 1865 года - министр) путей сообщени€ и, если их число было меньше, то общество лишалось исключительного права проводки судов. –аботой Ћоцманов, распределением их на суда, разрешением споров между ними и пр. руководил атаман. ¬опросы, возникавшие в ходе работы Ћоцмана, решались на общем лоцманском сходе, в котором принимали участие все наличные Ћоцмана. Ќа сходе избирались: атаман, др. должностные лица (помощник атамана, писарь и казначей) и ревизионна€ комисси€. ∆алобы на решени€ схода или на действи€ должностных лиц лоцманского общества поступали в судоходный надзор. “ам, где комплект Ћоцманов определен не был, судохоз€ева брали их по своему выбору. ќбщество Ћоцманов на свой счет содержало сторожевые и спасательные суда дл€ оказани€ помощи при несчастных случа€х. Ћица, желавшие вступить в общество, принимались с 18 лет лоцманскими учениками. Ћоцманские ученики, проплававшие не менее 5 навигаций, достигшие 28 лет и выдержавшие испытание на знание лоцманского дела, переводились в Ћоцманы. Ћоцманские ученики и Ћоцманы не имели права входить в соглашени€ с судовладельцами относительно погрузки или разгрузки судов и брать на себ€ торговые поручени€.

— того момента, когда Ћоцман прин€л судно "на свой отчет", и до тех пор, пока не поставит его в определенном договором месте на рейде или у пристани, он полностью отвечал за него. ≈сли в этот период судну наносилс€ какой-либо ущерб, судовщик мог требовать удовлетворение через лоцманское общество или у судоходного начальства. Ќо наход€щиес€ на судах или плотах лица не имели права вмешиватьс€ в распор€жени€ Ћоцмана по управлению судном, баркой или плотом. ≈сли судовщик или кормчий не подчин€лись указани€м Ћоцмана и он был вынужден отказатьс€ от судопровождени€ (сказав, что "сдает судно со своих рук"), то ответственности за ущерб судну или грузу он не нес. — 1857 года со шкиперов, "идущих вехами" без Ћоцмана и вставших на мель, стали брать денежный штраф. ѕрин€в судно, барку или плот, Ћоцман вел его "не далее одной установленной станции" и возвращалс€ к месту приписки сухим путем. — 1765 года в об€занность Ћоцмана была вменена "чистка порогов", а вообще, помимо проводки судов, к их об€занност€м относилось: наблюдение за фарватером и правильностью его ограждени€ и сообщение об обнаруженных нарушени€х судоходному надзору; оказание помощи судам и плотам при несчастных случа€х, и пр.

»сточники: ѕ—« I. “. 8. є 5355; “.9. є 6694, 6829; “. 11. є 8250; “. 13. є 9588; “. 15. є 10912; “. 16. є 12265; “. 17. є 12423; “. 18. є O339; “. 19. є 14039; “. 20. є 15047; 21. є 15176, 15285; “. 22. є 16733; “. 29. є 22400; “. 30. є 22970, 23996, 24063а; “. 31. є 24391; “. 33. є 26356а; “.34. є 26797, 26903; “. 40. є 30204; ѕ—« II. “. ». є 8862; “. 13. є 11561; “. 15. є 13914; “. 16. є 14284, 14861, 15012; “. 20. є 19283; “. 22. є 21854; “. 31. є 31164; “. 32. є 32163; “. 33. є 32914, 33909; “. 36. є 37157; “. 37. є 38594; “. 38. є 39792; “. 54. є 59344; ѕ—« III. “. 31. є 35156; —”. 1893. є 150. —т. 1290; 1911. є 99. —т. 915, 916; —«–». —ѕб., 1842. “. 12, ч. 4. ”чреждени€ и уставы путей сообщени€; —ѕб., 1876. “. 12. ”став путей сообщени€; ѕгД 1916. “. 12, ч. 1. ”став путей сообщени€; —б. правительственных распор€жений по управлению шоссейными и вод€ными сообщени€ми с 1834 по 1894 г. —ѕб., 1894; Ёнциклопедический словарь / »зд. ‘.ј. Ѕрокгауз, ».ј. ≈фрон. —ѕб., 1896. “. 35; ¬ажнейшие законодательные акты 1908-1912 гг. / —ост. ћ.—. »оффе. —ѕб., 1913;  раткий ист. очерк развити€ вод€ных и сухопут. сообщений и торг. портов в –оссии. —ѕб., 1900; √осударственность –оссии: —ловарь-справочник. ћ. 2001.  н. 3. —. 200-207.

—.Ћ. ћакарова



Ќазвание статьи:   Ћоцман. 2.
 атегори€ темы:   


 лючевые слова:
”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
3 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї—П –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є3
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
AC-Vityaz –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 1 —З–∞—Б –љ–∞–Ј–∞–і
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 9 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і