{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

БАЗА МОРСКАЯ

БАЗА МОРСКАЯ (на 1911 г. ) совокупность береговых и плавучих сооружений, предназначенных для питание флота необходимыми запасами и для исправление его повреждений. Т. к. флот в это время не способен к самообороне, то с понятием о Базе неразрывно связаны приморские и сухопутные укрепление, имеющие назначением защищать с моря и с суши как саму Базу, так и флот, стоящий в её гаванях и на внутренних рейдах. Как пункт, в котором сосредоточены снабжающие и ремонтные средства флота, БАЗА должна заключать в себе:

1) гавани и рейды, укрытые от волнения, ветров и от неприятельских атак соответствующими сооружениями, чтобы флот мог в полной безопасности и спокойствии производить погрузку запасов, ремонт и давать отдых судовым командам;

2) магазины и склады для хранение боевых припасов, топлива, предметов снабжение и вооружение военных судов, оборудованные погрузочными средствами и рассчитанные на то количество запасов, которое по плану войны может использовать флот, опирающийся на данную базу в течение одной морской кампании. Время последней определяется тем же планом войны. Эти запасы носят название не прикосновенных в отличие от запасов расходных, заготовление коих производится в БАЗЕ по расчету ежегодной потребности флота данного состава;

3) доки и мастерские для исправление кораблей и механизмов;

4) госпитали и лазареты для раненых и больных, рассчитанные на 8-10 % всего личного состава данного флота, и

5) плавучие средства охраны рейдов и гаваней БАЗЫ от атак неприятельских миноносцев, подводных лодок и заградителей; средства эти состоят из специальных судов охраны, тралящего каравана, береговых наблюдательных пунктов, воздухоплавательных парков и т. п.

БАЗЫ разделяются на нижеследующие категории:

БАЗА-арсенал, в которой сосредоточены главные запасы данного театра военных действий для всего флота, средства для капитального ремонта и перевооружение судов, а также для постройки новых судов. База-арсенал устраивается в наиболее удаленных пунктах театра военных действий от вероятных операционных путей противника и прикрываются и самим флотом, оперирующим всегда с таким расчетом, чтобы иметь эти Базу у себя в тылу.

В операционных  Базах происходит мобилизация и развертывание флота; они служат исходными пунктами для выполнение преднамеченной планом кампании главной операции. Операционная База должна находиться в таком расстоянии от объекта главной операции, чтобы флот мог, выйдя из этой БАЗЫ, достигнуть поставленной ему цели и вернуться в БАЗУ, не возобновляя своих запасов. Оборона операционной БАЗЫ с моря и суши рассчитывается на упорное сопротивление в течение всей кампании всему флоту противника, оперирующему на данном театре военных действий. Отдельные элементы этой БАЗЫ должны обеспечивать базирующемуся на неё флоту оперативную способность в продолжение всей кампании.

Промежуточные БАЗЫ должны обеспечивать флоту снабжение и небольшой (случайный) ремонт при выполнении маневренных переходов (маршей-маневров), связанных с перемещением флота с одного театра военных действий на другой. Поэтому, защита промежуточных БАЗ рассчитывается лишь против крейсерских нападений противника, а ремонтные средства-лишь на случай аварийного ремонта.

Маневренная БАЗА должна служить флоту при выполнении им главной операции; надобность в них определяется и место их указывается планом этой операции; базируясь. на свою плавучую БАЗУ (см. ниже), располагаемую в месте, избранном для маневренной БАЗЫ, флот оперирует у берегов противника или у своих берегов, находясь вне района своих БАЗ. Для маневренных БАЗ избираются по возможности укрытые бухты с удобными для защиты входами и в них располагается плавучая БАЗА флота; оборона возлагается на средства флота. Маневренная БАЗА у своих берегов организуются с мобилизацией, у берегов противника-по мере развития самих операций. В военно-морской истории маневренные БАЗЫ встречаются чаще всего при операциях блокады берегов или БАЗ противника; маневренные БАЗЫ нередко носит название блокадной БАЗЫ, временной БАЗЫ пли опорного пункта, смотря по назначению её в данной операции.

Плавучая БАЗА состоит из транспортов с боевыми запасами, топливом и средствами для ремонта эскадры. Защитой плавучей БАЗЫ является сама эскадра. Но наружному виду транспорты, составляющие плавучую БАЗУ, не должны отличаться от судов торгового флота, чтобы не возбуждать подозрений противника. В случае надобности они должны заменить друг друга; все транспорты плавучей БАЗЫ должны быть оборудованы хорошими буксирными и погрузочными приспособлениями, обладать по возможности гладкими бортами, хорошими морскими качествами и скоростью хода, достаточной для походного следование с боевыми судами эскадры. Осадка их и размеры должны отвечать местным условиям и потребностям: для минных судов транспорты плавучей БАЗ делаются водоизмещением около 2.000 тонн, с осадкой не более 10-12 фт., чтобы они могли следовать за миноносцами по мелководью; для линейных кораблей суда плавучей БАЗЫ делают значительно больших размеров, имея в виду как возрастание грузов, так и достижение надлежащей мореходности. Так, в английском флоте судно-мастерская плавучей БАЗЫ Cyclops имеет водоизмещение 11.000 тонн, при длине в 460 фт. и ширине-55 фт.; в эскадре адм. Рождественского был транспорт-мастерская "Камчатка» в 7.200 тонн и т. д. Так как плавучая БАЗА представляет собою отдельный транспорт или отряд судов, на которых поврежденный в бою корабль должен найти все необходимое для исправление, снабжение и пополнение израсходованных запасов, то размеры плавучих БАЗ, число входящих в состав её судов и находящиеся на ней средства зависят от рода и количества боевых единиц, которые база должна обслуживать. Составными элементами плавучей БАЗЫ являются следующие суда:

1) Транспорт-мастерская, оборудованный для ремонта кораблей и их разнообразных механизмов и снабженный необходимейшими починочными материалами, инструментами и принадлежностями; обыкновенно здесь имеются кузнечная, литейная, котельная и токарно-слесарная мастерские с электромоторными станками и, сверх того, обширное пневматическое оборудование со сверлильными, рубильными и клепальными инструментами и шлангами. Транспорт снабжается мощными подъемными кранами для передвижение громоздких исправляемых частей, водолазными принадлежностями, разборными кессонами, пластырями, отливными средствами, а также буксирными принадлежностями и завозными якорями.

2) Транспорт с боевыми припасами, приспособленный для перевозки снарядов, зарядов, самодвижущихся и плавучих мин, для чего в трюмах его устраиваются стеллажи, необходимое вентиляционное охлаждение для безопасного хранение бездымного пороха. На этом же судне хранятся обыкновенно запасные части к орудием и минам, а также починочные и расходные материалы по артиллерийской и минной частям.

3) Угольный транспорт, имеющий, кроме этого своего главного груза, еще запасы масла для смазки судовых механизмов, обтирочный материал (ветошь, пакля), а также иногда нефтяные остатки (мазут) в бочках или специальных цистернах. Весьма существенными на этих судах являются приспособление для быстрой перегрузки угля в море, т. к. военный корабль должен затрачивать на погрузку угля минимальное время.

4) Транспорт-водолей необходим особенно в составе плавучих БАЗ, обслуживающей минные суда, собственные средства которых для хранения пресной воды недостаточны, а расход её весьма значителен, благодаря большой скорости хода таких судов. На этом транспорте, кроме цистерн с водою и насосов для перекачки её, устраивают мощные испарители с холодильниками для опреснения забортной воды. Иногда пароходы-водолеи используют одновременно и как транспорт для провизии, устраивая на нем холодильные камеры для хранение мяса и другой провизии в замороженном виде.

5) Боновой заграждатель (заградитель), т.е. транспорт, приспособленный для быстрой постановки бонов (плотов из бревен) с привязанными к ним сетями, защищающими данный район от попадания неприятельских самодвижущихся мин (торпед). Вполне удовлетворительного типа такого заграждателя ни в одном флоте до сих пор не имеется.

6) Плавучий госпиталь.

7) Провизионный транспорт. Особенно нуждаются в плавучем БАЗЕ мелкие суда-миноносцы и подводные лодки.

Плавучая БАЗА для подводных лодок служит почти всегда транспортом-мастерской, приспособленный для подъема подводной лодки и несущий с собою склад мин, воздухо-нагнетательные насосы, динамо-машины для заряжание аккумуляторов, запасы бензина для тепловых двигателей, смазочных и других расходных материалов; на этом же транспорте устраиваются помещение для временного отдыха личного состава подводных лодок, баня, прачечная с сушильней для стирки белья и проч.; плавучие БАЗЫ для подводных лодок называются иногда их матками.



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Источник статьи:    Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...