{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Стойкий Оловянный Солдатик
  Стойкий Оловянный Солдатик
    Петр Федорович Космолинский

Стойкий Оловянный Солдатик

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК



Я хотел бы рассказать немного о моем безвременно ушедшем дорогом кузене Петре Федоровиче Космолинском, который, сколько я себя помню, всегда был для меня и для всей нашей семьи просто Петей, так же, как его мама, подруга детских лет моей покойной матери, проведшая свои детские годы в том же доме 13 на улице Фрунзе (так в советское время называлась старинная московская улица Знаменка, выходящая прямо к Кремлю), но только этажом ниже - Наталья Борисовна Ивановская -  всегда была для моей мамы "Тусей", а для меня - "тетей Тусей", а ее сестра Ксения Борисовна - "Ксаной" (а для меня, соответственно, "тетей Ксаной").

Мое первое лето в Апрелевке под Москвой я провел не где-нибудь, а на даче у Пети. Мне было полгода, ему - пять с половиной. Он был постоянным другом и товарищем всех моих детских игр. Мы играли с ним во всех его солдатиков, которых он изготавливал всегда, сколько я его помню - сперва из пластилина, потом из пенопласта, потом из бумаги, потом из олова, потом - снова из бумаги. Их у него были тысячи - стойких и безмолвных воинов разных стран, времен и народов. Однако более всего Петра Космолинского интересовали солдаты наполеоновского времени. Он так живо, красочно и разнообразно воплощал их в своих композициях, будь то в пластилине, пенопласте или олове (точнее - сплаве олова со свинцом), что мне казалось, будто он действительно то и дело совершал путешествия во времени, воочию узрев грандиозные сражения наполеоновской эпохи, шагая в одном строю со "старыми гвардейцами" Наполеона и мчась в стремительную сабельную атаку с русскими гусарами Дениса Давыдова.

Во всяком случае, первые пластилиновые солдаты его изготовления, которые сохранились в моей памяти (это было в квартире Космолинских на Беговой, еще до их переезда на бульвар генерала Глаголева), размером с мою руку (мне тогда было года четыре), были именно наполеоновской эпохи - русские солдаты в черных киверах, зеленых мундирах, белых штанах и черных сапогах, с лихо закрученными черными усами на розовых лицах. Тогда же, кстати, он впервые показал мне первых пластмассовых средневековых воинов фабричного изготовления, которых мне довелось увидеть (привезенных "оттуда", "с Запада") - ярко раскрашенного витязя в кольчуге и сфероконическом шлеме, замахивающегося мечом, и не раскрашенного, цвета слоновой кости, рыцаря в горшковидном шлеме, опирающегося на длинный треугольный щит с большим "латинским" крестом. Над письенным столом Пети висела одна из его ранних акварелей с изображением д' Артяньяна - без шляпы. с пышными черными кудрями -. скрестившего шпаги с гвардейцами кардинала (одетыми в черные мундиры и шляпы с траурными перьями - как во французской двухсерийной экранизации романа Дюма, вышедшей незадолго перед тем на советский киноэкран; помню, что один из гвардейцев держал в правой руке шпагу, а в левой - кинжал)...  Всякий раз, меняя свои пристрастия и переходя от пластилиновых солдатиков к пенопластовым, от пенопластовых - к бумажным, от бумажных - к оловянным, Петя дарил мне свое предыдущее войско (а я, грешным делом, раздаривал солдатиков со временем уже своим сверстникам или младшим товарищам).
Стойкий Оловянный Солдатик
Помню, долгое время у меня стояли на полке подаренные Петей два пенопластовых немецких танка "Пантера" черного цвета с "крестами Святого Николая" на бортах и один зеленый "Тигр". Башни у них вращались на гвоздиках, вбитых в корпус.

Пластилиновых солдатиков было не меньше двух тысяч. Греки были белые или розовые; галлы - белые с оранжевыми нашлепками на головах (как известно из античных источников, у галлов были рыжие волосы); персы - коричневые, карфагеняне - черные; римляне - желтые. У всех воинов были "юбочки" из пластилиновых полосок разных цветов (по отрядам); щиты, вырезанные из металлической фольги крышечек от бутылок с молочными продуктами (в СССР тогда кефир продавался в стеклянных бутылках с крышечками изумрудно-зеленого, молоко - серебряного, ацидофилин - темно-синего, ряженка - бежевого, топленое молоко - малинового, простокваша - голубого цвета), и шлемы из фольги (обычно серебряные), с гребнями (у греков, римлян и карфагенян) или колпаками (у персов) из разноцветного пластилина - опять-таки, по отрядам. Были среди них отдельные, особенно "роскошно" украшенные, фигурки "военачальников". Так, например, персидский царь, сидевший на белом коне, в золотом панцире, красном плаще с золотой застежкой-фибулой, золотом шлеме с красным колпаком и с золотым узорчатым щитом овальной формы. Или розовый "Ахилл" в серебряном "коринфском" шлеме с красным гребнем, голубом плаще и серебряном панцире. Один из римских консулов, как пятикратный триумфатор, был в синем плаще с пятью белыми пластилиновыми полосками (по числу триумфов). Имелись в войсках пластилиновые катапульты, баллисты, тараны; боевые и триумфальные колесницы, запряженные, соответственно, парой и четверкой лошадей), крепостные сооружения и даже боевые слоны с башенками на спине.

Огромным, ни с чем не сравнимым удовольствием было для меня расставлять две противоборствующие армии на полу (рисуя при этом цветными мелками на паркете реки, горы, леса и холмы (как они изображаются на картах, я уже знал из своей любимой в то время книги - двухтомника "Истории военного искусства" полковника Разина, 1939 и 1940 гг. издания, подаренных мне папой Пети - полковником Федором Петровичем Космолинским, а попросту говоря - "дядей Федей" - да будет ему земля пухом!).

Иногда я не успевал за вечер расставить армии и оставлял их на ночь. Однажды папа, забыв об этом, в темноте наступил на пластилиновое войско, и утром я с ужасом увидел, что раздавлено множество воинов, и в том числе - о горе! - римский триумфатор в серебряном шлеме с красным гребнем и синем плаще с пятью белыми полосками! Интересно, что мне и в голову не пришло восстановить его самому, слепив заново - ведь это был воин, сделанный ПЕТЕЙ!

О размерах солдатиков следующей "волны" петиных увлечений - бойцов наполеоновской эпохи, вырезавшихся им обыкновенным лезвием безопасной бритвы из пенопласта и раскрашивавшихся вручную, можно судить по следующему примеру. Пикой для наполеоновских и русских улан, русских казаков и татар служила обычная булавка. Кони вырезались отдельно, в спине у них высверливалось отверстие, в которое вставлялся всадник (нижняя часть тела которого заканчивалась штырьком; ноги всадника, вместе с седлом и стременами, рисовались на конских боках).

У пенопластовых армий имелась даже своя миниатюрная артиллерия. Стволами пушек служили медные гильзы от мелкокалиберной винтовки. Колеса вырезались из пенопласта отдельно и крепились гвоздиками в пенопластовым лафетам. Вместо пороха служила сера, соскобленная со спичечных головок, вместо ядер - мелкая дробь. Когда пушка была заряжена и наведена на пенопластовый строй неприятеля, заряд поджигался через отверстие в гильзе-стволе, производился выстрел - и дробинка-ядро летела во врага. При попадании на пенопластовом конском или человеческом туловище оставался коричневатый след, а иногда пенопласт даже оплавлялся.

В ту пору Петя был еще достаточно экономным, и "раненые" (а может, и "убитые" солдаты возвращались в строй). Позднее, когда он, подарив мне все свое пенопластовое войско, включая пушки, зарядные ящики и знамена, перешел на бумажных солдатиков (которых можно было переодевать в разные мундиры и даже в цивильное платье), он стал более "жесток": если кто-то из бумажных солдат оказывался по игре "убитым", его безжалостно разрывали на части и выбрасывали.

Точнее говоря, из бумаги Петя изготавливал не просто "солдатиков", а население целой виртуальной страны - "Вирджинии", где было буквально все - люди, белье, военная форма, костюмы, галстуки, носки, ботинки, сапоги, редакции газет (с типографиями и миниатюрными печатными станками, изготовленными из пенопласта, скрепленного шурупами от металлического детского конструктора; шрифт, как и матрицы для кандидатов в президенты "Вирджинии" изготавливался из "ластика"). Были в "Вирджинии" танки и бронетранспортеры, военные корабли - вплоть до многопалубных авианосцев, линкоров и ракетных крейсеров с вращающимися башнями, прикрепленными к корпусу корабля медной проволокой (корабли, танки, автомобили, бронемашины и самолеты были выполнены как бы в "проекции сверху"). К винтовкам полагались патронные обоймы, к пистолетам - магазины, к револьверам - отдельные патроны (ПОШТУЧНО вставлявшиеся в барабан!), к автоматам - диски или рожки, к пулеметам и скорострельным пушкам - длинные патронные и снарядные ленты (которые уничтожались, если боеприпасы были израсходованы). В "барах" можно было заказать различные напитки или кушанья, за которые расплачивались наличными - банкноты печатались на пенопластово-резиновых "полиграфических станках", монеты - двусторонние, окрашенные золотой или серебряной краской, с наклеенными, вырезавшимися отдельно цифрами и гербом страны, изготавливались в основном ручным способом. В казино таким же образом изготавливались фишки, игорные жетоны и прочее.

Если первоначально бумажные солдаты были "одеты" в военную форму, изготовленную из зеленых или голубых обложек ученических тетрадок, а майки, трусы и носки (а у женщин - чулки, колготки, комбинации, бюстгальтеры и трусики) рисовались прямо на "теле" бумажных фигурок, то впоследствии униформа, головные уборы, галстуки, бабочки, очки (в том числе солнцезащитные!), чулки, носки и нижнее бельеизготавливались из разноцветной бумаги, надевались на фигурки и снимались с них. Если поначалу "белые люди" были действительно белыми, "негры" - действительно черными (раскрашивались черным карандашом), а лица им рисовались простой авторучкой, заряженной синими чернилами, то со временем чернила стали черными, кожа "белых" людей стала раскрашиваться розовым карандашом, а тела "негров" - коричневым (причем цвета варьировались, для придания телам то оливкового, то светло-коричневого, то даже иссиня-черного, с оттенком лилового) цвета. Желтокожих в "Вирджинии" почти не было. "Чернокожие" носили экзотические имена - например, Рококо или Кококо."Бумажные" человечки одевались по моде ( в "Вирджинии" регулярно проводились показы мод; самую известную модель звали Данута Могендавид), регулярно меняли свой гардероб (в том числе в зависимости от сезона), "покупали" пиво (при этом в кружку вставлялась треугольная, заостренная книзу, бумажная "порция пива" с шапкой пены в верхней части, которая, будучи "выпитой", уничтожалась - то же самое происходило и с другими напитками и кушаньями, приобретенными в вирджинской "сети предприятий общественного питания").

Государственный флаг "Вирджинии" напоминал американский, с той лишь разницей, что полосы на нем были синие, крыж - красным, а число белых звездочек в этом крыже было равно 25 - по числу "вирджинских" федеральных штатов. Гербом страны был золотой двуглавый орел без корон, наложенный на две полосы (красную и зеленую), перекрещенные по диагонали в виде Андреевского креста на серебряном поле (в соответствии с "вирджинскими", а не нашими, правилами геральдики, разумеется).

Существование "Вирджинии" и "вирджинцев" регулярно прерывалось грандиозными стихийными катастрофами, которые Петя именовал "Всемирным потопом". В переводе с виртуального "вирджинского" на наш нормальный язык это означало, что Петин папа, дядя Федя Космолинский, в очередном приступе гнева, вызванного "бездельничаньем" (по его мнению) младшего сына, спускал население "Вирджинии" в унитаз. Петя относился к этому не просто стоически, но даже с юмором (я на его месте давно пришел бы в отчаяние) и спокойно садился за восстановление уничтоженной "потопом" бумажно-картонной цивилизации.

Несколько лет в нее играли некоторые товарищи Пети по школе - члены созданного им в классе клана "Мак Кау" ("Сыны коровы"), гербом которого служила голова коровы с удивленным выражением морды и цветком во рту, и клуба "Мамонты" (значки для членов которого, в виде металлического шагающего мамонта с грозно поднятым хоботом и громадными бивнями, изготовил - конечно же! - Петя). У них были свои собственные бумажно-картонные виртуальные страны с экзотическими названиями - "Галипихра", "Сан-Теодор", "Нуэво-Рико" и т.д. Но со временем они сменили увлечения. Играть в "Вирджинию" продолжали только мы с Петей.   



Назад Вперед
Название статьи:   Стойкий Оловянный Солдатик
Категория темы:   Вольфганг Акунов
Автор (ы) статьи:  
Дата написания статьи:   2009-06-30


Ключевые слова: Вольфганг Акунов
Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...