Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
При строгости надобна милость, иначе строгость — тиранство.
А. В. Суворов




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

О ФЛОТЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА

 

 

 

 

Вольфганг Акунов


О ФЛОТЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА.

alt
Начало тевтонского флота.

После основания в 1237 г. замка Эльбинг (по-польски: Эльблонг)- Данциг (по-польски: Гданьск) был присоединен к владениям Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии (став его важнейшим портовым городом) только в 1309 г. - тевтонские рыцари получили прямой выход к Балтийскому (Янтарному) морю. Одновременно Эльбинг (быстро разросшийся до размеров города) был и речным портом - в его акватории сходилось сразу несколько важных речных путей. У Тевтонского Ордена не было необходимости постоянно содержать свой собственный военно-морской флот.

  
 
  


Правда, в ходе двух военно-морских экспедиций на остров Готланд (первая из которых, состоявшаяся в 1398 г., была направлена против засевших на острове морских разбойников-"витальеров", а вторая, проведенная в 1403 г. - против захвативших Готланд датчан) Тевтонский Орден использовал для перевозки своих десантных войск в качестве транспортных средств корабли, пригодные для плавания в открытом море. Однако эти корабли, ходившие по морю под белым орденским флагом с черным крестом, (как и их команды) принадлежали не самому Ордену, а торговым товариществам (кумпанствам) купцов расположенного в орденских владениях города Данцига, у которого Орден Пресвятой Девы Марии арендовал как суда (когги, кочи), так и матросов.

Во время первого Готландского морского похода Тевтонского Ордена (1398 г.) против пиратов-"витальеров", засевших на острове Готланд, из данцигского порта вышли 84 зафрахтованных орденом корабля, имевшие на борту более 4000 "братьев-рыцарей", "братьев-сариантов" (сержантов, или сервиентов) и воинов-"кнехтов" Тевтонского Ордена, а также 400 боевых коней и вьючных лошадей.

Завоевание прибалтийских земель осуществлялось в первую очередь по суше (в том числе по реками) и (частично) вдоль побережья Балтийского моря. В летнее время важнейшим судоходным транспортным водным путем, необходимым для обеспечения коммуникаций, подвоза подкреплений и грузов, являлась река Висла.

Первые два крупных речных корабля, принявшие участие в военных экспедициях Тевтонского Ордена в Пруссии, назывались "Фридланд" и "Пильгрим" ("Пильгерим", то есть "Паломник"). Оба одномачтовых корабля были построены в 1236 г. по приказу и на средства знатного участника крестового похода в земли прусских язычников маркграфа (маркиза) Генриха Мейсенского из владетельного дома Веттинов (прародителя будущей династии курфюрстов и королей Саксонских).

Первоначально маркграф воспользовался этими плоскодонными речными судами для перевозки собственного военного отряда, а после окончания крестового похода, перед самым возвращением в Германию, подарил оба корабля Тевтонскому Ордену. Этими кораблями, вместе с военным контингентом крестоносцев, были доставлены по рекам Висле и Ногате из Мариенвердера в бухту Драузе, где было запланировано строительство замка Эльбинг, также воины Тевтонского Ордена и нанятые Орденом мастеровые.

Судя по сохранившимся описаниям, плоскодонные суда "Фридланд" и "Пильгрим", построенные в Пруссии эльбскими корабелами, привезенными с собой маркграфом Мейсенским, имели в длину около 23 м, в ширину около 6 м, высоту бортов 1,30 м и осадку не более 0,75 м. Обладая большой маневренностью, они могли без особого труда следовать всем извивам реки. Каждый из этих 2 кораблей имел одну большую мачту с "вороньим гнездом" и четырехугольным парусом, но мог идти и на веслах. Белый парус был украшен гербом саксонского рода Веттинов, из которого происходил маркграф Генрих Мейсенский - двумя лазурными столпами.

Щиты, прикрепленные к бортам кораблей для защиты гребцов от неприятельских метательных снарядов, были украшены попеременно гербом Тевтонского ордена (прямым черным крестом на белом поле), лазурными столпами дома Веттинов на белом (серебряном) поле и личным гербом Генриха Мейсенского - черным львом на желтом (золотом) поле. На носу "Фридланда" и "Пильгрима" развевался белый флаг Тевтонского Ордена с прямым черным крестом, над кормовой надстройкой ("ахтеркастелем") - желтое знамя-"баннер" Генриха Мейсенского с изображением черного льва, а на мачте - белый стяг крестоносцев с лапчатым черным крестом. Корабли имели по пять пар весел и одно большое рулевое весло (кормило).

При помощи этих двух кораблей, перевозивших мастеров, охрану и строительные материалы, был построен также орденский замок Бальга. "Фридланд" и "Пильгрим" приняли активное участие в изгнании прусских язычников с побережья залива Фришес Гафф. В 1242 г. войско Тевтонского Ордена, высадив десант с кораблей, захватило расположенный на берегу Вислы замок Сартовице (Сартовиц), принадлежавший поморскому князю (герцогу Помереллии). На Висле и в дальнейшем неоднократно происходили бои орденских кораблей с военными флотилиями прусских и литовских язычников. В тевтонских хрониках сохранились факты оснащения орденских кораблей метательными машинами, активно применявшимися против неприятельских флотилий.


НазадВперед
Название статьи:   О ФЛОТЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
Категория темы:   


Ключевые слова:
Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...




ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...