Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

О провиантской службе Тевтонского Ордена

 

 

 

О провиантской службе Тевтонского Ордена

 

Вольфганг Викторович Акунов

Вольфганг Акунов.


       Русский с юности привык поститься и обходиться скудной пищей; если у него
       есть вода, мука, соль и водка, то он долго может прожить ими, а немец не может.


       Бальтазар Рюссов. Ливонская хроника.


 
       Что русскому здорово, для немца - смерть.

       Русская народная пословица.


       Режим питания нарушать нельзя.

 

       Николай Носов. Незнайка на Луне.


Не зря немецким воинам испокон веку приписывают поговорку: "Война войной, обед - обедом". В том, насколько большое внимание они во все времена придавали соблюдению правильного режима питания, можно убедиться на примере армии Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии.

В мирное время "гебитигер" (начальник) "орденского дома" (в этом случае "гебитигером" был комтур) или крепости-"орденсбурга" (в этом случае "гебитигером" был кастеллан, или каштелян) и орденские "братья" вкушали пищу за одним столом в трапезной (лат.: "рефекториум", нем.: "ремтер"), храня во время еды полное молчание. Иногда назначался чтец (обычно из числа орденских "братьев-священников" - как правило, они были единственными грамотными среди членов Тевтонского ордена), читавший вслух священные или нравоучительные тексты. После того, как "братья-священники" и "братья-рыцари", завершив трапезу, вставали из-за стола и, прочитав благодарственную молитву ("Благодарим Тебя, Христе Боже наш, еже насытил нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небесного Твоего Царствия!"), за стол садились "услужающие братья" ("братья-сарианты","сариантсбрюдер", "диненде брюдер" или просто "динеры"), а вслед за "услужающими братьями" - слуги ("кнехты").

Пища "братьев" и слуг не отличалась большим разнообразием. В ежедневный рацион членов Тевтонского Ордена непременно входили хлеб и каша (овсяная, пшенная или гречневая), а также серый и белый горох. В закромах орденских замков постоянно хранились большие запасы овса, проса, пшеницы и ржи. Поскольку орденские "братья" были не только монахами, но и воинами, им необходимо было высоко калорийное питание, в том числе масло, сыр, творог и, разумеется, мясо. Чаще всего они ели говядину и телятину, но не брезговали также и свининой. Подобно обычным католическим монахам описываемой (и не только описываемой) эпохи, тевтонские воины-монахи пили не только чистую воду, но и пиво, мед, плодово-ягодные вина, молоко, а со временем (по мере развития виноградарства) перешли и на местное прусское вино. В постные дни вместо мяса ели рыбу, сыр и яйца.

В походе ("рейсе", "рейзе" или "райзе") основными продуктами питания были хлеб и пиво. При этом проводилось четкое различие между "господским хлебом" (нем.: "герренброт"), который пекли для командного состава, "братьев-рыцарей" и "гостей" Ордена (знатных крестоносцев), с одной, и "хлебом для слуг" (нем.: "кнехтброт"), которым должны были довольствоваться воины "низкого звания". В походе "господа" пили, главным образом, вино, а слуги довольствовались пивом.

Провиант, который брали с собой в поход крестоносцы и воины Тевтонского Ордена, должен был не портиться на протяжении нескольких недель (столько обычно длились орденские "рейсы" в земли язычников), и потому состоял, главным образом, из сухарей, соленой, копченой, сушеной и вяленой рыбы, сала, копченого мяса, колбас, ветчины и солонины. По возможности брали с собой муку, чтобы печь из нее хлеб в походе.

Естественно, при захвате языческих селений все найденные там припасы и вся живность съедались подчистую.

В рацион участников военных "рейсов" Тевтонского Ордена в Пруссии непременно входила и так называемая "круда" - смесь различных сладких сухофруктов, сдобренная пряностями, анисом и кориандром. Существовала даже специальная профессия "круденера" ("крюденера", "криденера") - кулинара, специализировавшегося на изготовлении "круды" и одновременно торговавшего этим высококалорийным лакомством. Особенно славился своими "круденерами" подчиненный Тевтонскому Ордену портовый город Данциг (по-польски: Гданьск). В 1405 г. для снабжения участников "рейса" в Литву свежим хлебом был зафрахтован целый корабль, превращенный в плавучую пекарню (нем.: "бакшифф"). Кроме того, участники орденских "рейсов", если представлялась такая возможность, брали с собой в поход живой скот (обычно быков) и домашнюю птицу с клетках, чтобы иметь возможность питаться свежим мясом хотя бы на начальном этапе военной экспедиции.

Провиант, предназначенный для транспортировки на вьючных лошадях, телегах или санях (в зимнее время), упаковывался преимущественно в бочки или в мешки. Шедшая в голове походной колонны тевтонов провиантская команда доставляла на место очередного ночлега необходимую провизию ("виктуалии") для воинов, а также овес и сено для лошадей еще до подхода основных сил орденского войска. Воины ополчений, направленных в состав орденского войска подчиненными Тевтонскому Ордену городами и сельскими общинами, а также светскими рыцарями - ленниками Ордена -, обычно сами заботились о пропитании, транспортировке провианта и снаряжения. Участвовавшие в тевтонских "рейсах" знатные крестоносцы (в отличие от приученных к воздержанию в пище и питье членов Тевтонского Ордена) старались ни в чем себе не отказывать даже в суровых условиях прусского театра военных действий. Так, в 1363 г. для принимавшего участие в "рейзе" знатного французского сеньора Жана де Блуа был нанят специальный повар, "искусный в печении пирогов с разнообразной начинкой и в приготовлении изысканных паштетов", а также зафрахтован отдельный корабль, на борту которого в садках со свежей водой везли живую рыбу.

Судя по этому описанию, французы, в отличие от неприхотливых в пище и питье "братьев" Тевтонского Ордена (не говоря уже о русских воинах, довольствовавшихся, если верить западноевропейским путешественникам, горстью толокна в день), уже в XIV веке были не только героями, но и сибаритами.

Приложение

Цены на некоторые продовольственные и непродовольственные товары в прусских владениях Тевтонского Ордена в период наивысшего расцвета тамошнего орденского государства (1340-1411 гг.):

Хорошая молочная корова: 18 скотов.
Поросенок: 1 скот.
Откормленная свинья: 24 скота.
Баран: 3 скота.
Бочка топленого масла: 60 скотов.
Фунт (500 г) свиного сала: 0,16 скотов.
Бочка с 300 головками сыра: 72 скота.
Очень хороший боевой конь: 360-432 скота.
Хороший боевой конь: 288-360 скотов.
"Швейка" (лошадь местной прусской породы): 72-192 скота.
Боевое знамя ("баннер"): 144 скота.
Хороший арбалет: 24 скота.
Железная шляпа (шлем-шапель, или, по-немецки, "эйзенгут"): 14 скотов.
Железная каска: 10 скотов.
Бочка с 300 головками сыра: 72 скота.
   
 

 Осада язычниками-самбами первого орденского замка

тевтонских рыцарей в Пруссии - Фогельзанга.

 

1000 кирпичей: 14 скотов.
Плуг с железным лемехом: 14 скотов.
1 локоть серого платьевого сукна для слуг: 1,5 скота.
1 локоть цветного платьевого сукна для слуг: 4 скота.
1 локоть сукна для "господской" одежды: 9-12 скотов.
Железный топор: 4,1 скота.
Фунт (500 г) воска: 1,2 скота.
       
Основной денежной единицей в прусских владениях Тевтонского Ордена в описываемое время была марка. В одной марке содержалось 24 скота.

Период военно-политического и, соответственно, экономического процветания прусского орденского государства тевтонов (II половина XIV-I половина XV в.) характеризовался достаточно высоким уровнем оплаты труда. Наемный работник в орденских землях в среднем получал поденную плату, эквивалентную стоимости 26-34 килограммов ржи. Цены на дрова, мясо и молоко оставались достаточно низкими, а цены на импортные товары - наоборот, очень высокими (что объяснялось сознательно проводившейся протекционистской экономической политикой Ордена). Священнослужители и воины, нанимавшиеся на службу к Тевтонскому Ордену, получали очень высокое жалование (в отличие от членов Ордена Пресвятой Девы Марии, получавших бесплатно еду, питье, крышу над головой и одежду - в обмен на свое переданное Ордену движимое и недвижимое имущество).

Здесь конец и Господу нашему слава!

Вольфганг Акунов



Название статьи:   О провиантской службе Тевтонского Ордена
Категория темы:    Вольфганг Акунов


Ключевые слова: Вольфганг Акунов
Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...




ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...