<# rel="shortcut icon" href="/templates/Default/images/favicon.ico">
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ОРДЕН БРАТЬЕВ-МЕЧЕНОСЦЕВ

ОРДЕН БРАТЬЕВ-МЕЧЕНОСЦЕВ



И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч...


Из Апокалипсиса (2:12)



Касаясь специфики распространения христианской веры среди германских народов, известный немецкий философ и историософ Вальтер Шубарт (1897-194?) подчеркивал в своем фундаментальном труде "Европа и душа Востока» (Europa und die Seele des Ostens.- Luzern: Vita Nova, 1938),  что там евангельское учение натолкнулось на неожиданно неподатливую почву. По мнению философа, христианство приживалось среди германцев крайне медленно, на отдельных территориях и под эгидой окровавленных мечей. По мнению Шубарта, насильственное обращение германских язычников в новую веру (осуществлявшееся, главным образом, при поддержке войск франкских королей из династий Меровингов, а затем сменивших их на престоле Каролингов) отнюдь не свидетельствовало о врожденной склонности германцев к христианству. Новое учение насаждалось в ходе военных действий христиан против язычников, и там, где оно пускало ростки, сразу же становилось воинственным. Уже в саксонском эпосе IX в. "Гелианд» ("Спаситель») Иисус Христос - Спаситель мира, рожденный в "замке Вифлеем» ("бург Бетлегем») - предстает в виде воинственного "герцога» (то есть, воеводы - предводителя Воинства Небесного). И не случайно  автор "Гелианда» так подробно, с явным одобрением и даже восхищением, описывает известный евангельский эпизод в Гефсиманском саду, когда апостол Петр мечом отсекает ухо рабу первосвященника, явившемуся взять под стражу Иисуса Христа.

Христос "Утрехтской псалтыри» (написанной около 830 г. п.Р.Х.) разъезжает по небу в боевой колеснице, запряженной четверкой белых коней, и победно размахивает пылающим факелом над головами своих поверженных врагов. Христианский Бог становится у германцев "крепостью-твердыней, надежной защитой и оружием» (еще задолго до того, как именно в таких выражениях Иисуса Христа воспел в своем известном псалме Мартин Лютер, инициатор Реформации в Германии). Христианский биограф короля франков Хлодвига из дома Меровингов писал об этом германском "Новом Константине» следующее:

"Когда Хлодвиг при своем крещении услышал о предательстве Иуды и страданиях Христа, он воскликнул, что если бы тогда находился рядом, то вместе со своими франками отплатил  бы за это кровавой местью».

Любопытно, что автор биографии Хлодвига, будучи, казалось бы, смиренным христианским монахом, откровенно радуется словам воинственного франкского короля, подчеркивая: "Этим он доказал глубину своей веры, подтвердил свою преданность христианству».

Налицо явный пример германского, или "нордического», понимания христианства образца конца V - начала VI века п.Р.Х., но таким, в основе своей, оно было всегда. У германцев евангельская религия любви к ближнему перешла в культ меча, сравнимый с воинственным культом Митры - "Непобедимого Солнца», которого так почитали римские легионеры и солдатские императоры (кстати, не случайно, в позднем античном и раннем средневековом христианстве Христос также получил аналогичный эпитет - "Солнце Правды»). У германцев христианство сразу же стало военизированным. Плодом этого христианско-воинственного духа стали, прежде всего, рыцарские ордены германского Востока (и в том числе орден ливонских братьев-меченосцев, о котором пойдет речь в нашей миниатюре), где монастырь оказался объединенным с крепостью, а монашеская община - с военной структурой. И прибалтийские язычники, которым рыцари-монахи во имя Христа снимали голову с плеч, должно быть, удивлялись, как по-разному можно трактовать евангельскую заповедь "Возлюби ближнего твоего яко самого себя».

По мнению многих авторов как прошедших времен, так и современной эпохи, воинственный дух германцев нарушал основную идею христианства. Эти авторы считали и считают, что христианское учение, хотя и не исключает борьбы вообще, но допускает борьбу только духовным оружием. А поскольку, по мнению сторонников данной точки зрения, нетерпимый дух римского права (в полной мере унаследованный католической Западной церковью) и воинственный темперамент германцев распространились по всему Западу (включая Польшу), Европа изначально явила собой неблагоприятную почву для христианского учения.   

Между тем, подобная точка зрения представляется, по меньшей мере, не совсем точной. Священное Писание и Священное Предание предписывают христианину не отвечать силою на зло, обращенное лично к нему. Но порой христианин попадает в ситуации, в которых просто обязан применить силу - для защиты Веры, Отечества и ближнего своего (именно потому, что обязан возлюбить последнего, яко самого себя). Поистине безупречный анализ данного вопроса содержится в книге русского философа профессора И.А. Ильина, которая так и называется - "О сопротивлении злу силою» (Берлин, 1925). Профессор Ильин приводит в этой книге мудрый совет православных святых: "Живите мирно с друзьями и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божиими». Кстати, святой Митрополит Филарет Московский, в свое время, предельно заострил эту формулу, заповедовав всякому православному христианину: "Люби врагов своих, ненавидь врагов Божиих и бей врагов Отечества»!

Приведем в заключение данного краткого вступления к нашей миниатюре о рыцарях Меча только два (но зато поистине хрестоматийных) примера такой защиты святыни от осквернения:

1)Христос, силою изгоняющий торговцев и менял из Храма;

2)Воины-монахи Александр-Пересвет и Родион-Ослябя, посланные Преподобным Сергием Радонежским в помощь святому Благоверному князю Дмитрию Донскому и принявшие мученическую кончину в смертном бою с врагами Христа и Христианства на Куликовом поле.

Sapienti sat.
 
Обо всем этом надлежит помнить, прежде чем произносить свой приговор над средневековыми христианами, по-своему понимавшими евангельский завет просвещения заблудших душ светом истинной Веры ради их спасения от вечных адских мук.

После убийства второго епископа Ливонского Бертольда восставшими леттами (латышами) в 1198 году назначенный ему на смену Альберт фон Буксгевден (Бугсгевден) счел помощь обычных "сезонных» крестоносцев, приезжавших в Прибалтику на время (искупить очередные грехи участием в священной войне против неверных) недостаточной, и в 1202 году основал для борьбы с ливонскими язычниками на постоянной основе орден Меча, или орден братьев-меченосцев, окончательно утвержденный папой Иннокентием III в 1204 году. Кстати, подлинное и полное название этого созданного по образцу тамплиеров духовно-рыцарского ордена звучало несколько иначе: "Братья рыцарства (воинства) Христова в Ливонии» (fratres Militiae Christi de Livonia).

Интересно, что, если верить русскому историку Николаю Осокину, автору "Истории альбигойцев и их времени», несколько ранее было учреждено, по папскому указу, и еще одно "Воинство Христово» (Militia Christi), действовавшее против еретиков-альбигойцев в Лангедоке и также использовавшее в качестве эмблемы красный "мученический» крест.

Что же касается ливонских "рыцарей Христовых», то "меченосцами» (лат.: Gladiferi, Ensiferi, нем.: Schwertbrueder. т.е. буквально "братьями Меча») их прозвали, поскольку на их напоминавших цистерцианских одеяниях, состоявших из белого кафтана (полукафтанья) и белого же плаща, под нашитым на груди кафтана и на левом плече плаща красным, как у храмовников, крестом (позднее замененным на красную шестиконечную звезду) помещалось изображение первоначально красного меча острием вниз, а позднее - двух скрещенных мечей, тоже красного цвета. Эта же эмблема - красный меч и красный крест (звезда) над ним помещались на щитах и конских попонах членов ордена меченосцев.

Как писал орденский хронист Генрих Латышский в своей "Хронике Ливонии»: "...брат Теодорих (или Дитрих, настоятель монастыря монашеского ордена цистерцианцев в Трейдене-Торейде-Турайде - В.А.). предвидя вероломство ливов и боясь, что иначе нельзя будет противостоять массе язычников, для увеличения числа верующих и сохранения Церкви среди неверных учредил некое братство рыцарей (воинов) Христовых, которому господин папа Иннокентий (Иннокентий III - В.А.) дал устав храмовников (тамплиеров - В.А.) и знак для ношения на одежде - меч и крест, велев быть в подчинении своему епископу (рижскому епископу Альберту фон Буксгевдену - В.А.)».

Аверс главного орденского знамени меченосцев украшал образ Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом на руках, реверс - образ Святого Маврикия со Святым копьем, опирающегося на щит. При первом магистре гладиферов, именовавшемся по-немецки "геермейстером» (войсковым начальником) Венно (Вайнгольде) фон Рорбахе, епископ Риги в 1207 году уступил меченосцам в полную собственность треть христианской Ливонии и еще не окрещенных прибалтийских земель.

Главной резиденцией меченосцев стал замок Венден (по-латышски: Цесис, по-эстонски: Вынну, по-русски: Кесь), бывший и местом погребения орденских магистров. Орден меченосцев, не обладавший большой военной силой, представлял собой небольшое братство рыцарей, прибывших по большей части из германской области Вестфалии, предназначенных для обеспечения христианизации Ливонии (вообще же члены ордена, аналогично "тевтонам», иоаннитам, тамплиерам, добринцам и пр., подразделялись на "братьев-рыцарей», "братьев-священников» и "услужающих братьев»). Тем не менее, меченосцам (правда, не самостоятельно, а в союзе с датскими крестоносцами и с рижским епископом), удалось к 1229 году обратить в Христианскую веру всю Лифляндию (Ливонию) и Эстляндию (Эстонию), а также часть Курляндии (Куронии). Однако учредивший этот рыцарский орден рижский епископ пытался - подобно патриарху Иерусалимскому в отношении тамплиеров и иоаннитов - превратить его в свое собственное войско.

Но князю церкви не удалось добиться желаемого. По прошествии всего нескольких лет орден братьев-меченосцев стал проводить самостоятельную политику, направленную на защиту его собственных властных интересов, и вступил в полосу затяжных конфликтов с епископом.


НазадВперед


Ключевые слова: Вольфганг Акунов
Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия







ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru