ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€  ќ–јЅЋ» » ћј“–ќ—џ “≈¬“ќЌ— ќ√ќ ќ–ƒ≈Ќј ѕ–≈—¬я“ќ… ƒ≈¬џ ћј–»» » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

 ќ–јЅЋ» » ћј“–ќ—џ “≈¬“ќЌ— ќ√ќ ќ–ƒ≈Ќј ѕ–≈—¬я“ќ… ƒ≈¬џ ћј–»»

 ќ–јЅЋ» » ћј“–ќ—џ “≈¬“ќЌ— ќ√ќ ќ–ƒ≈Ќј ѕ–≈—¬я“ќ… ƒ≈¬џ ћј–»».

ѕеред королем, оперев ногу о €корный шток, сто€л ƒжон „андос в пестром кафтане, он перебирал струны гитары и пел песню, которой выучилс€ в ћариенбурге, когда в последний раз сражалс€ с тевтонскими рыцар€ми против неверных.

јртур  онан ƒойл. "—эр Ќайджел".

1. ак все начиналось.

ќблачение "брата-рыцар€" “евтонского ќрдена (1606 г.)

ќблачение "брата-рыцар€" “евтонского ќрдена (1606 г.)

ѕосле основани€ в 1237 г. замка Ёльбинг (по-польски: Ёльблонг)- ƒанциг (по-польски: √даньск) был присоединен к владени€м “евтонского ќрдена ѕресв€той ƒевы ћарии (став его важнейшим портовым городом) только в 1309 г. - тевтонские рыцари получили пр€мой выход к Ѕалтийскому (янтарному) морю. ќдновременно Ёльбинг (быстро разросшийс€ до размеров города) был и речным портом - в его акватории сходилось сразу несколько важных речных путей. ” “евтонского ќрдена не было необходимости посто€нно содержать свой собственный военно-морской флот.

ѕравда, в ходе двух военно-морских экспедиций на остров √отланд (перва€ из которых, состо€вша€с€ в 1398 г., была направлена против засевших на острове морских разбойников-"витальеров", а втора€, проведенна€ в 1403 г. - против захвативших √отланд датчан) “евтонский ќрден использовал дл€ перевозки своих десантных войск в качестве транспортных средств корабли, пригодные дл€ плавани€ в открытом море. ќднако эти корабли, ходившие по морю под белым орденским флагом с черным крестом, (как и их команды) принадлежали не самому ќрдену, а торговым товариществам (кумпанствам) купцов расположенного в орденских владени€х города ƒанцига, у которого ќрден ѕресв€той ƒевы ћарии арендовал как суда ("когги", "кочи"), так и матросов-"веппнеров".

¬о врем€ первого √отландского морского похода “евтонского ќрдена (1398 г.) против пиратов-"витальеров", засевших на острове √отланд, из данцигского порта вышли восемьдес€т четыре зафрахтованных орденом корабл€, имевшие на борту более четырех тыс€ч "братьев-рыцарей", "братьев-сариантов" (сержантов, или сервиентов) и воинов-"кнехтов" “евтонского ќрдена, а также четыреста боевых коней, походных (ездовых) и и вьючных лошадей.

’ристианизаци€ земель прибалтийских €зычников осуществл€лась, в первую очередь, по суше (в том числе по реками) и (частично) вдоль побережь€ Ѕалтийского мор€. ¬ летнее врем€ важнейшим судоходным транспортным водным путем, необходимым дл€ обеспечени€ коммуникаций орденского войска, подвоза подкреплений и грузов, €вл€лась река ¬исла.

ѕервые два крупных речных корабл€, прин€вшие участие в военных экспедици€х “евтонского ќрдена в ѕруссии, назывались "‘ридланд" и "ѕильгрим" ("ѕильгерим", то есть "ѕаломник"). ќба одномачтовых корабл€ были построены в 1236 г. по приказу и на средства знатного участника крестового похода в земли прусских €зычников маркграфа (маркиза) √енриха ћейсенского из владетельного дома ¬еттинов (прародител€ будущей династии курфюрстов и королей —аксонских). ѕервоначально маркграф воспользовалс€ этими плоскодонными речными судами дл€ перевозки собственного военного отр€да, а после окончани€  рестового похода, перед самым возвращением в √ерманию, подарил оба корабл€ “евтонскому ќрдену.

Ётими корабл€ми, вместе с военным контингентом крестоносцев, были доставлены по рекам ¬исле и Ќогате из ћариенвердера в бухту ƒраузе, где было запланировано строительство замка Ёльбинг, также воины “евтонского ќрдена и нан€тые ќрденом мастеровые.

—уд€ по сохранившимс€ описани€м, плоскодонные суда "‘ридланд" и "ѕильгрим", построенные в ѕруссии эльбскими корабелами, привезенными с собой маркграфом ћейсенским, имели в длину около 23 метров, в ширину около 6 метров, высоту бортов 1,30 метра и осадку не более 0,75 метра. ќблада€ большой маневренностью, суда могли без особого труда следовать всем извивам реки.  аждое из них имело одну большую мачту с "вороньим гнездом" и четырехугольным парусом, но могло идти и на веслах.

 орабль тевтонского ќрдена "‘ридланд" (1236 г.)

 орабль тевтонского ќрдена "‘ридланд" (1236 г.)

Ѕелый парус был украшен гербом саксонского рода ¬еттинов, из которого происходил маркграф √енрих ћейсенский - двум€ лазурными столпами. ўиты, прикрепленные к бортам кораблей дл€ защиты гребцов от непри€тельских метательных снар€дов, были украшены попеременно гербом “евтонского ордена (пр€мым "латинским" черным крестом на белом поле), лазурными столпами дома ¬еттинов на белом (серебр€ном) поле и личным гербом √енриха ћейсенского - черным львом на желтом (золотом) поле.

Ќа носу "‘ридланда" и "ѕильгрима" развевалс€ белый флаг “евтонского ќрдена с пр€мым черным крестом, над кормовой надстройкой ("ахтеркастелем") - желтое знам€-"баннер" √енриха ћейсенского с изображением черного льва, а на мачте - белый ст€г крестоносцев с лапчатым черным крестом.  орабли имели по п€ть пар весел и одно большое рулевое весло ("штир" или "штюр",† а по-русски: "кормило").

ѕри помощи этих двух кораблей, перевозивших мастеров, охрану и строительные материалы, был построен также орденский замок Ѕальга. "‘ридланд" и "ѕильгрим" прин€ли активное участие в изгнании прусских €зычников с побережь€ залива ‘ришес √афф. ¬ 1242 г. войско “евтонского ќрдена, высадив десант с кораблей, захватило расположенный на берегу ¬ислы замок —артовице (—артовиц), принадлежавший поморскому кн€зю (герцогу ѕомереллии). Ќа ¬исле и в дальнейшем неоднократно происходили бои орденских кораблей с военными флотили€ми прусских и литовских €зычников. ¬ тевтонских хрониках сохранились факты оснащени€ орденских кораблей метательными машинами, активно примен€вшимис€ против непри€тельских флотилий.

ќдин из этих двух кораблей (а возможно, ои другой) был потоплен прусскими €зычниками в период ¬еликого восстани€ пруссов на ƒраузенском озере близ ¬Єклице. –асположенные там три прусские земл€ные укреплени€ несколько раз переходили из рук в руки и бои характеризовались особой степенью ожесточени€.

2.“ипы тевтонских кораблей

¬се расположенные на берегу рек и других водоемов орденские замки имели речные корабли различных типов. ¬ 1404 г. тевтонский замок ’ристбург имел двадцать три речных корабл€, Ёльбинг - более дев€тнадцати, ћемель ( лайпеда) - более двенадцати, прусска€ столица “евтонского ордена ћариенбург-на-Ќогате - более восьми. ¬ большинстве своем эти суда были плоскодонными, но некоторые имели киль.

”добными дл€ боевого применени€ корабл€ми были "когги" ("коггены", "гатты", "бусы", "нефы", "кочи"), имевшие на корме уже упоминавшиес€ выше "ахтеркастели" - надстройки в форме небольших крепостей, использовавшиес€ в качестве боевых платформ.   концу XIII в. "когги" получили еще одну боевую надстройку, расположенную в передней части корабл€ и называвшуюс€ "форкастелем".

"Ѕрат-рыцарь" “евтонского ќрдена в ѕруссии (середина XIII в.)

"Ѕрат-рыцарь" “евтонского ќрдена в ѕруссии (середина XIII в.)

¬арианты кораблей с меньшей осадкой очень часто примен€лись в устье рек, впадавших в Ѕалтийское море. " огги" доставл€ли отр€ды крестоносцев по Ѕалтийскому морю в –игу, где крестоносцы пересаживались на речные суда, перевозившие их в глубь Ћивонии (Ћифл€ндии), где важнейшей водной транспортной артерией была река ƒина (ƒюна), именовавша€с€ по-латышски ƒаугавой, а по-русски - «ападной ƒвиной.

ƒл€ перевозки грузов использовалось судно под названием "гольк" (нем.: Holk) - пр€мой предшественник "когга", с более плоским дном и более низкими боевыми надстройками на носу и корме. ’ронисты ќрдена ѕресв€той ƒевы ћарии упоминают в числе орденских кораблей также гребные "прамы", приводившиес€ в движение семнадцатью, п€тнадцатью, четырнадцатью или двенадцатью гребцами, именовавшимис€ "подмастерь€ми"(нем.: "гезеллен"), и "нассуты" - небольшие плоскодонные суда с шестнадцатью или восемнадцатью гребцами, имевшие также мачту с четырехугольным парусом.

ѕри помощи канатов можно было, ид€ по берегу реки, волочь "прамы" и "нассуты" вверх по течению. ¬ составе орденского флота числились также "рейзеканы" ("походные лодки"), имевшие высокие борта, округлые формы и напоминавшие тогдашние морские корабли. ќрден ѕриснодевы ћарии использовал "рейзеканы" (чаще всего имевшие на борту по двадцать человек) дл€ военных экспедиций (такие вооруженные экспедиции именовались "рейзами", а их участники - "рейзигами"; последнее слово в дальнейшем стало обозначать вс€кого т€желовооруженного, преимущественно конного, воина вообще). ћалые лодки, которые обычно изготавливались пр€мо в походе и могли перевозитьс€ на телегах, как правило, были рассчитаны на шесть человек кажда€. Ќекоторые из орденских кораблей, ходивших по ¬исле, были оборудованы в качестве военно-полевой пекарни (нем.: "бакшифф" или "багшифф").

ѕри строительстве тевтонского замка ’ристмемель на берегу реки ћемель выше замка –агниты при ¬ерховном магистре тевтонов  онраде “рирском (фон “рире) в 1313 г. воины ќрдена ѕресв€той ƒевы ћарии построили через довольно широкую в этом месте реку понтонный мост из кораблей.

—набжение строителей замка провиантом и строительными материалами осуществл€лось морским путем. Ќа море бушевали штормы, вследствие чего погибло много кораблей, а также четыре "брата-рыцар€" и четыреста "кнехтов" и слуг. ¬ ходе неудачного штурма литовской крепости Ѕизены летом 1313 г. через реку ћемель был построен понтонный мост из орденских кораблей, по которому прибывшее по реке орденское войско подвозило к замку осадные машины.

¬последствии тевтонский комтур (командор) –агниты распор€дилс€ построить, нар€ду с большим числом обычных речных судов, специальный военный корабль с надстройками в виде крепостных стен и башен, при помощи которого намеревалс€ вз€ть литовский замок ёнигеду. ќднако литовским €зычникам удалось, при помощи многочисленных судов, окружить этот большой корабль ордена на реке ћемель и уничтожить его.

—огласно орденской "’ронике земли ѕрусской" брата ѕетра из ƒусбурга, литовцы в 1315 г. осадили тевтонский замок ’ристмемель, и ќрден перебросил на помощь осажденному гарнизону на корабл€х шеститыс€чное войско. «амок удалось деблокировать, литовцы сн€ли осаду и ушли восво€си.

¬о второй половине XIV в. “евтонский ќрден, при помощи выписанных из √олландии за большие деньги мастеров, построил на реке ћемель шлюзы, обеспечив свободное судоходство от Ћабиау (на литовской границе) до центра орденских владений в ѕруссии и далее - до ћариенбурга и ƒанцига.

 огда в 1403 г. датские войска захватили остров √отланд, “евтонский ќрден направил туда корабли с небольшим войском на борту, установившие морскую блокаду √отланда и уничтожившие датский флот в морском сражении при  альмаре.

3. ќб экипажах кораблей “евтонского ќрдена.

–асположенные вдоль речных путей на орденской территории города были об€заны, нар€ду с пешим и конным ополчением, предоставл€ть в распор€жение “евтонского ордену также лодки, корабли и матросов, а расположенные вдоль речных путей деревни - гребцов. ¬ "¬оенной книге" города Ёльбинга за 1383-1409 гг. в этой св€зи упоминаютс€:

в 1387 г. 2 корабл€ с 31 матросом и 15 гребцами в 1397 г. 3 корабл€ и 50 матросов.

¬ерховный магистр “евтонского ќрдена  онрад фон ёнгинген.

†¬ерховный магистр “евтонского ќрдена  онрад фон ёнгинген.

¬о врем€ морской экспедиции “евтонского ќрдена на остров √отланд, осуществленной под общим руководством ¬ерховного магистра брата  онрада фон ёнгингена (см. илл.), несколько комтурств предоставили гребные команды по 20 гребцов на корабль.  аждый из этих гребцов был оснащен заступом, топором, гребным веслом и вооружен копьем. √ребцы должны были €витьс€ безоружными, однако каждый должен был иметь лопату. ћногие "нассуты" имели гребные команды, состо€вшие из 18 гребцов (пруссов и немцев) кажда€, во главе с кормчим (рулевым). Ќар€ду с капитаном корабл€ ("шиффером"), требовались также рулевые ("штюрманы", "стюрманы") и "мааты" (старшие матросы), наймом которых орденский комтур нередко занималс€ лично.

¬ отличие от гребцов, орденские матросы были вооружены. ќни именовались "детьми корабл€" (нем.: "шиффскиндер"), получали большое жалованье и хорошее питание и питье дважды в день. ќсобенно широкую известность снискали себе данцигские "дети кораблей", виртуозно владевшие боевыми топорами и сыгравшие важную роль в обороне столицы “евтонского ќрдена - ћариенбурга - от польско-литовского войска после сокрушительного поражени€ армии тевтонов при “анненберге (√рюнвальде) в 1410 г.  роме "абордажных" топоров, пик, багров, арбалетов и луков со стрелами, орденские матросы были вооружены т.н. дюссаками (дуссаками,дюсаками,† дуссегами - от слав€нского слова "тесак"). "ƒюссаком" именовалась разновидность сабли с широким коротким однолезвийным клинком и хвостовиком, загнутым к лезвию, образу€ руко€ть в виде петли.

—лужившие на борту торговых морских "коггов" “евтонского ќрдена вооруженные матросы (нем.: "веппнер") получал бесплатное питание и 12 скотов жаловань€ в неделю. ¬ 1404 г. матрос речного корабл€ тевтонов получал в день, кроме двухразового питани€ и пить€, 0, 66 скотов. ¬ 1411 г. жалованье военного матроса орденского флота составл€ло 1,2 скота в день.

«десь конец и √осподу нашему слава!



Ќазвание статьи:    ќ–јЅЋ» » ћј“–ќ—џ “≈¬“ќЌ— ќ√ќ ќ–ƒ≈Ќј ѕ–≈—¬я“ќ… ƒ≈¬џ ћј–»»
 атегори€ темы:    ¬ольфганг јкунов ¬оенно-монашеские ордена
јвтор (ы) статьи:  


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
3 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї—П –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є3
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
AC-Vityaz –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 56 –Љ–Є–љ—Г—В –љ–∞–Ј–∞–і
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 8 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і