{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

БАЛТИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТЕАТР

БАЛТИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТЕАТР

БАЛТИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТЕАТРБАЛТИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТЕАТР

Балтийское море (Венедское по Птоломею, Варяжское) являлось с давних пор главным театром военных действий для народов, населявших его берега. Во времена, относящиеся к Р. X., южные и восточные берега Балтийского моря были населены племенами вендов, эстов и финнов. Страну по западному берегу римляне называли Скандинавией или Скандией. Жители последней, известные в VI-IX веке под именем норманнов или варягов, держали в ленной зависимости остальные прибалтийские племена и владели выходом в Балтийское море так называемом Варяжского пути (торгового сообщения через Волхов и Днепр, Балтийского моря с Черным и Средиземным). С половины X столетия в юго-западной части Балтийского моря выступают на политическую арену германцы, вытесняя постепенно славянские племена и оттесняя их от моря с юга. Союз германских городов Любека и Гамбурга (1241 г.) развился путем удачных войн с датскими и шведскими королями к 1367 г. в обширный Ганзейский союз, в который входило 57 городов. Кроме германцев, в XIII веке серьезными противниками шведов явились новгородцы. С небольшими промежутками войны новгородцев со шведами тянулись до 1350 г. С середины XV века начинается усиление Швеции на Балтийском море за счет Дании и Ганзы, и к середине XVI века Швеция занимает, бесспорно, первое место на этом море. Постоянная и упорная борьба шведов за гегемонию на Балтийском море доставила им к 1660 г. владение почти всеми берегами этого моря, за исключением Датских островов, Померании и юго-восточного угла (польской Пруссии). Однако Швеция недолго удержалась на первом месте. К концу ХѴП века начинают выдвигаться новые соперники на Балтийского море: с юге - германские государства, с востока - Россия. Уже к 1669 г. Ганзейский союз, стесняемый с двух сторон, окончил свое политическое существование. В XVIII веке за обладание Балтийским мором спорят Россия, Швеция, Дания и германские государства. Северная война 1700 - 21 г. заставила Швецию уступить значительную часть берегов Балтийского моря России. Пруссия к началу XIX столетия успела захватить все южное побережье Балтийского моря, за исключ. Мекленбурга, в 1866 г. отняла у Дании Шлезвиг-Голштинию, а в 1870 г. под именем Германской империи стала владычицей всех южных берегов Балтийского моря. С тех пор границы государств, расположенных у Балтийского моря, не менялись.

Балтийское море: представляет собою мелководный внутренний бассейн, соединенный с океаном через Каттегат и три мелководных узких пролива: Большой (32 фт.) и Малый Бельты и Зунд (22 фт.). Балтийское море с его заливами занимает площадь около 15.500 кв. км; крайние пункты моря: на севере - Виттофорс (широта 65° 5' сев. от Гринвича), на юг - Штеттин (широта 53° 30' сев.) на востоке - С.-Петербург (долг. 30° 15' вост.) и на западе - Фленсбург (долгота 9° 26' вост.). На долю государств, коих берега омываются Балтийским морем, приходится: на Россию с Финляндией 40% всей береговой линии, на Швецию - 34%, на Германию - 16% и на Данию - 10%.

Заливы: Балтийское море образует на с. Ботнический, на северо-востоке - Финский и на востоке - Рижский заливы; наибольший из них, Ботнический, занимает 28% всего бассейна, затем идет Финский залив, занимающий 9% и, наконец, Рижский, занимающий всего 3 ½ %; Ботнический залив отделяется от моря Або-Аландским архипелагом; Финский залив естественной границы с морем не имеет; Рижский залив отделяется от моря островами Дого и Эзель и соединяется с последним Ирбенским проливом; кроме того, он соединяется мелководным проливом Моонзунд с Финским заливом. Бухты и мелкие заливы. Как само море, так и его большие заливы образуют множество больших и малых бухт; главнейшие из них суть: Выборгская, Лужская и Нарвская губы (в Финском зал.), залив Хундсвик (между Даго и Бремен), Данцигский залив, Померанская и Любекская бухты, Кильский залив, соединяющийся с морем проливом Фемерибельт, Фленсборгский залив, Киэге бухта (на восточном берегу о-ва Зееландии) и бухта Ханэ и (на юго-восточной оконечности Скандинавского полуострова).

Острова: Главные острова Балтийского моря: Готланд, Эланд. Борнгольм, Рюген, Зееландия, Фиония, Лаланд, Лангеланд, Фальстер, Эзель, Дого, Мен, Фемерн, Аланд, Кимито и множество других, образующих шхерные районы Финского и Ботнического заливов, и восточного побережья Швеции.

Характер берегов: Берега Балтийского моря и его заливов по своему геологическому строению весьма разнообразны; так, берега Швеции и Финляндии почти сплошь гранитные, берега Курляндии, Рижского залива и почти весь германский берег - песчаны, низменны, большею частью дюнного происхождения; наконец, южный берег Финского залива, берега островов Дого, Эзеля и Готланда - плитняковые, во многих местах высокие и обрывистые.

Развитие береговой черты также чрезвычайно разнообразно; наиболее развитыми являются берега Финляндии и Швеции (весь ее восточный берег), где прибрежный район моря изобилует массой отдельных мелких островов, затем идут южное побережье Финского залива, южные берега Швеции, берега Германии к западу от о-ва Рюген и побережье Ютландии и Датских о-вов; наоборот, побережье Рижского залива и весь восточный и южный берега самого моря отличаются почти полным отсутствием развития береговой черты; южный берег моря, сплошь образованный песчаными дюнами, отличается присутствием многих мелководных заливов, расположенных в устьях больших рек и отделенных от моря длинными песчаными косами; главпейшие из них: Куриш-хаф (устье р. Немана), Фриш-хаф (устье р.р. Прегеля и Вислы) и Штеттинский хаф (устье р. Одера).

Климат: Вследствие больших размеров всего водного бассейна, климат Балтийского моря не одинаков, а довольно резко меняется; в заливах, далеко вдающихся в материк (Ботнический и Финский) климат имеет скорее континентальный характер; район же самого моря отличается умеренным климатом чисто морского характера. По распределению тепла Балтийское море также разнообразно; разница температур по районам весьма значительна для холодных месяцев и достигает 10° (германское побережье +1°,3 Ц. и Ботнический залив - 9°, 3 Ц).

Распределение давления атмосферы в среднем довольно равномерное; в общем, области высокого давления расположены на юг у Германского побережья, области низкого давления - на север (в Лапландии) и северо-запад (в Швеции). Господствующим ветром для всех районов является юго-западный (20% всех ветров); затем южные ветра чаще северных и западные - чаще восточных; количество штилевых дней невелико (6% всего года). Господствующий ветер является и наиболее сильным и, вообще, между силой и направлением ветров имеется довольно полная аналогия. Наиболее бурными месяцами являются октябрь и декабрь (15% всех штормов), наиболее тихими - май и июнь (3 - 3 ½ %); на зиму и осень приходится ¾ всех штормов.

Распределение штормов по районам довольно равномерное; в среднем в году бывает около 35 бурь. Зимние штормы гораздо сильнее, а главное - продолжительнее летних; летом штормы обыкновенно длятся около суток, зимой зачастую дня по 3. Изучение ветров Балтийского моря ясно указывает, что в большинстве случаев они не местного происхождения, а зависят от общих движений атмосферы; пользование синоптическими картами и известиями с океана и Немецкого моря дает хорошие результаты для предсказания погоды в Балтийском море.

Все более или менее значительные порта на берегах Балтийского моря имеют метеорологические станции и ежедневно дают бюллетени погоды; главными метеорологическими обсерваториями являются: Гамбургская (Deutsche Seewarte) - для Германии, Копенгагенская-для Дании и Николаевская главная физическая обсерватория в Спб. - для России. Распределение туманов по районам моря довольно равномерно; по сезонам - минимум летом (12 %). максимум зимой (34%).

Ледяной покров: Ежегодно замерзают Ботнический залив, северный берег и восточная половина Финского залива, побережье Рижского залива и Моонзунд. По продолжительности ледяного покрова районы Балтийского моря и его заливов распределяются следующим образом: северная часть Ботнического залива в среднем покрыта льдом 210 дней; берега Финляндии и Швеции в северной части Ботнического залива -185 дней; Невская губа, вост. часть шхер Финского залива, берега Финляндии и Швеции в средней части Ботнического залива -160 дней; средина северной части Ботнического залива, средний район шхер Финского залив - 145 дней; Або-Аландский шхерный район и западная часть шхер Финского залива - 130 дней; середина Ботнического залива, восточная части Финского залива и Моонзунд - 100 дней; Стокгольмские шхеры, Нарвская губа и о-в Готланд-70 дней; западной части южной побережья Финского залива и Рижский залива от 30 до 40 дней.

Порядок замерзания следующий: в середине октября замерзают берега Ботнического залива, в начале ноября - берега средней части Ботнического залива и Невская губа, в середине ноября - восточная половина шхер Финского залива и берег средней части Ботнической залив; в конце ноября - средина северной части Ботнического залива; в начале декабря - Або-Аландския шхеры и западная половина шхер Финского залива; в средине и конце декабря - Моонзунд, средняя часть Ботнического залива, восточная часть Финского залива; в начале января - Стокгольмские шхеры, южная часть Рижского залива и западная часть южного берега Финского залива. В общем, замерзание идет с севера на юг и с востока на запад от берегов к морю. Вскрытие идет в обратном порядке, начинаясь с началом марта и оканчиваясь серединой и даже концом мая. У берегов Эзеля, Даго, Курляндии и в средине западной половины Финского залива лед становится в самые исключительные зимы и не более как на 20 - 30 дней: берега Швеции (в районе самого моря), германское побережье и проливы почти никогда не замерзают, но изредка заполняются плавающим льдом. В настоящее время (начало XX века), благодаря развитию ледокольного дела, навигация поддерживаотся круглый год во всех портах Балтийского моря и даже в западной части Финского зал. (Ревель, Большой порть Гангэ, Або, Виндава, Либава, Мемель, Данциг). Толщина льда очень разнообразна - максимальная в северной части Ботнического залива (до 110 см.), средняя же толщина от 40 до 70 см.

Реки. В Балтийское море и его заливы впадает множество рек, из коих главнейшие и судоходные: Нева, Зап. Двина, Виндава, Неман, Прегель, Висла, Одер.

Гидрология. Балтийское море - мелководный и малосоленый бассейн; рельеф его довольно однообразный, со средними глубинами от 20 до 60 сж.; имеется несколько впадин, где глубины возрастают свыше 100 сж.; самая глубокая впадина лежит между Стокгольмскими шхерами и островком Тотскосаиде, с максимальной глубиною в 170 сж. и средними глубинами 110-125 сж.; далее, впадины между о-вом Готландом и Виндавой с наибольшими глубинами 100-130 сж., затем впадины в южной Кваркене с глубиною в 160 сж., в средней части Ботнического залива у Хёриэзанде с наибольшей глубиною 140 сж. и, наконец, у берегов Швеции, в северной части Ботнического залива, с глубиною в 100 сж.: средние глубины в районе самого Балтийского моря от 56° до 59 ½ северной широты колеблются от 55 до 100 сж.; южная часть моря гораздо мельче, имеет глубины от 20 до 40 сж. с двумя небольшими котловинами у о-ва Борнгольма (60 сж.) и у Данцигской бухты (65 сж.). Глубины Рижского залива колеблются от 20 до 30 сж., Финского от 20 - 60 сж., при чем восточная часть залива мельче западной; наконец, в южной части Ботнического залива глубины от 30 до 80 сж., а в северной от 10 до 30 сж. В Балтийского море не наблюдается постоянных течений; последние зависят здесь исключительно от ветра; только в районе моря, прилежащем к западным проливам, наблюдается подводное течение с более соленой водой, вливающееся из океана и незаметное уже у побережья Мекленбурга.

Навигационный очерк. В навигационном отношении само море не представляет никаких трудностей; берега его всюду доступны, подводных опасностей почти совсем нет, изменение глубин довольно равномерно. Совершенно иную картину представляют собою заливы (кроме Рижского), западная часть моря от о-ва Борнгольма к проливам и самые эти проливы; шхерные районы являются наиболее трудными в навигационном отношении. Малодоступные берега, множество подводных опасностей, малая глубина проливов, соединяющих море с его заливами, делают плавание по ним очень трудным. Вообще можно сказать, что с точки зрения кораблевождения Финский и Ботнический заливы, оба Бельта, Зунд, побережья Датских о-вов, Кильская бухта и вход в Рижский залив принадлежат к самым трудным местностям на всем земном шаре. Плавание в шхерных районах является делом весьма трудным, требующим отличного знания местности, ибо навигация в шхерах возможна только по строго определенным путям - фарватерам, идущим чрезвычайно извилисто между массою всякого рода опасностей; наиболее трудными являются шхерные районы Финляндии и Або-Аландский, много легче плавание по шведским шхерам, характер коих сильно отличается от шхер Финляндии. Для безопасности плавания берега как самого моря, так и его заливов обставлены множеством маяков, вех и др. навигационных знаков. Шхерные районы вообще обследованы гораздо хуже самого моря; особенно слабо обследован Або-Аландский архипелаг и некоторые шхерные районы Финляндии в Ботнического залива. Морские порта. На берегах Балтийского моря и его заливов расположено много портов, при чем, вообще говоря, берега Германии, Дании и южной части Швеции сосредоточивают в себе большинство их; затем идут берега Курляндии, Рижского и Финского заливов и менее всего портов в Ботническом заливе.

Главнейшие порта: С-Петербург, Кронштадт, Нарва (в устьях реки Наровы большие суда должны оставаться на открытом рейде, бар имеет глубину 16 фут), Ревель, Балтийский порт, Выборг, Котка, Ловиза, Гельсингфорс, Гангэ, Або, Мариенхамин (на о-ве Аланде), Гапсаль (в Моонзунде), Рига - главный порт Рижского залива, Аренсбург, Виндава, Либава с военным портом Императора Александра III, Мемель, Пиллау - аванпорт Кенигсберга, Нейфарвассер - аванпорт Данцига, Кольбергь, Свинемюнде, - аванпорт Штеттина, Штральзунд, Росток, Висмар, Любек, Киль - главный военный порт Германии на Балтийском море, Фленсбург, Копенгаген, Малмэ, Истад, Карлскрона, Кальмар, Висби, Стокгольм, Нарчёпингь, Гефле, Хернэзунд, Умео, Лулео, Улеаборг, Николайштадт, Биернеборгь и Раумо.

Политический и стратегический обзор. В 1910-1911 г.г. из держав, владеющих берегами Балтийского моря, самым могущественным флотом обладала Германия, которой поэтому и принадлежало господство над водами этого внутреннего моря. Хотя проливы, соединяющие Балтийское море с океаном, и находятся в руках Дании, которая с 1857 г. взимала известную пошлину за проход судов туда и обратно, однако, в настоящее время, с ростом морского и военного могущества Германии, контроль над проливами фактически перешел в ее руки.

Военное значение Балтийского театра для России и Германии определяется, как северный фланг стратегических сухопутных фронтов нашей и германской армий; глубоко вдаваясь в материк России своими заливами, подступая к самой столице и омывая берега всего Прибалтийского края, столь же близкого Германии этнографически и географически, Балтийского море может быть использовано Германией для наступательных операций против важнейшего административно-политического и военно-промышленного центра России. Владение Балтийского морем и его заливами обеспечило бы Германии сплошную снабжающую базу для армий, оперирующих на нашем стратегическом фронте. Точно так же и для нас Балтийское море имеет огромное военное значение, как при наступательных, так и оборонительных действиях против Германии: омывая на большом протяжении германские берега, оно позволяет нам оперировать по кратчайшим направлениям а также может быть использовано, как снабжающая база наших армий при условии владения морем; при оборонительном образе действий с нашей стороны Балтийское море имеет для нас не меньшее значение, ибо обладание им предохранит от охвата весь правый фланг нашего западного стратегического фронта и оградит столицу и наше побережье от захвата противником.

Большое стратегическое значение имеет для Германии канал императора Вильгельма I, соединяющий Балтийского море с Немецким и позволяющий ей перебрасывать свой флот с одного морского театра на другой. В войнах со Швецией значение Балтийского моря определяется как историческими примерами прошлого, так и простою географией: лучшим доказательством этого является карта Балтийского моря, на берегах которого расположены столицы России и Швеции. Про военное значение отдельных районов

Балтийского моря и его заливов можно сказать следующее:

1) в районе самого Балтийского моря наибольшее значение имеет так называемый центральный его район, т.-е. пространство моря между о-вами Готландом, Даго, Эзелем и Або-Аландским архипелагом; в этом районе сходятся все морские пути, ведущие из моря в заливы; кроме того, берега о-вов Готланда и Эзеля и отчасти Або-Аландский архипелаг являются единственным пунктами побережья самого Балтийского моря, где имеются естественные бухты и заливы, могущие послужить операционными базами для флотов воюющих держав, главные военные порта и базы коих расположены на краях театра;

2) стратегическое значение Финского залива, вдающегося на 240 морских миль внутрь материка России с столицей Империи в глубине его и являющегося крайним правым флангом всего нашего западного стратегического фронта, для нас огромно. Топография местности, трудность навигации и наличие шхер на протяжении всего северного берега залива являются важными военными факторами, облегчающими оборону залива и затрудняющими для неприятеля наступление внутрь его;

3) Рижский залив имеет для нас также большое стратегическое значение. Он вдается на 90 миль в материк; в глубине его находится гор. Рига с большим промышлен. районом. Южная часть этого залива находится уже в сфере западного фронта. Серьезной преградой для пользования заливом является вход в него (Ирбенский пролив) из Балтийского моря, представляющий значительные трудности в навигационном отношении;

4) Ботнический залив (см. карту его) вследствие своей удаленности от района главного театра, а также малой населенности берегов, трудных навигационных условий и большой замерзаемости, - военного значения почти не имеет; только самая южная его часть, примыкающая к северной границе Аландского шхерного района, имеет большое значение для Швеции, как кратчайшее операционное направление в Финляндию;

5) для Германии громадное военное значение имеет Померанская бухта, берега коей находятся в ближайшем расстоянии от Берлина, а также и весь район моря к западу от Фемарнбедьта; в этом районе находится главная воен. база германского флота - Киль, канал имп. Вильгельма I и устья проливов Больш. и Мал. Бельтов;

6) Большое стратегическое значение для нас имеют шхерные районы Финского залива, Або-Аландского архипелага и Моонзунда. Благодаря внутренним укрытым путям, недоступным для больших судов и требующим для их использования огромного навыка личного состава в плавании, наши шхерные районы, расположенные параллельно операционным линиям в Финский залив, образуют прекрасную фланговую позицию для минного флота; Моонзунд важен для нас, как маневренная база минного флота; пользуясь Моонзундом, минный флот может оперировать по внутренним операционным линиям относительно противника, действующего в Финском или Рижском заливах и в центральном районе самого Балтийского моря.

Железные дороги.

а) В России вдоль всего южного берега Финского залива идет железная дорога, соединяющая Спб. с Гапсалем, имея выходы к заливу в Нарве, Ревеле и Балтийском порте; от Ревеля идет узкоколейная дорога к станции Валк с ветвью к Пернову. Железных дорог, идущих вдоль Лифляндского и Курляндского побережий, не имеется; 4 железнодорожных линии из глубины страны сходятся в г. Риге; кроме того, гг. Виндава и Либава являются конечными станциями железнодорожных линий, идущих из Полтавы и Москвы Таким образом, чисто приморской железной дороги является лишь линия южного берега Финского залива; в остальном прибрежьи начертание железнодорожной сети имеет общее направление, нормальное к берегу.

б) В Финляндии. Начертание сети ж. д. несколько иное; вдоль сев. берега Финского залива от Спб. через Выборг до г. Або идет магистраль с ветвями к гт. Фридрисгаму, Котке, Ловизе, Борго и Гангэ; от Гельсингфорса магистраль идет по меридиану, вдали от берега, к Нью-Карлебю и Якобштадту, линия выхода к морю у Або, Раумо, Ментимото (аванпорт г. Бьернеборга), и Николайштадта: от Якобштадта магистраль приближается к берегу и идеи вдоль него на север до Торнео, через Брагестадт и Улеаборг.

в) В Швеции. Главным узлом жел.-дор. сети является Стокгольмский район, от коего отходят две магистрали на юг, идущие параллельно берегу, довольно далеко от него, имея ветви к портам Ничёпингу, Норчёпингу, Готтенвику, Вестервшсу, Оскархамну и Патогольму; от последнего восточная магистраль подходит вплотную к берегу и идет через Кальмар к Карлскроне. Западная магистраль идет к Истабу, откуда поворачивает вдоль берега к Малмэ, Ландскроне и Хельсингсборгу, имея ветвь к Трамсеборгу. С другой стороны, на север от Стокгольмского района идет одна магистраль параллельно побережью Ботнического залива от Гефле до Морьерв (на р. Каниксэльер), немного не доходя до ж. д. у Торнео; от этой магистрали идут ветви к Сэдэргампу, Губиксвалю, Сундеваню, Хэрнэзанду, Думша, Умео и Лулео.

г) В Германии. Не касаясь общего начертания жел.-дор. сети Германии, идущей параллельно побережью, надо упомянуть о сплошной прибрежной ж. д., начинающейся у г. Мемеля, идущей к Тильзиту и от последнего через Кёнигсберг, вдоль Фриш-хафа к Данцииу, с ветвями к м. Кранцу, Пилеску и м. Врюстерорт. От Данцига дорога идет параллельно берегу, в 10 - 20 верстах от него, на Штальп (от него вправо к Штольпомюнде), Шнаве (ветвь к Рюгенвальде), Кольберг до Штеттина и, наконец, от последнего к Свинемюнде, Штральзунду, Любеку, Килю и далее к границе Дании, и, наконец, по Ютландскому полуострову. Дорога эта чисто приморская; благодаря ней, все сколько-нибудь значительные поселения имеют жел.-дор. Сообщение с внутренностью страны; дорога эта соединяется множеством путей с основными магистралями германских ж. д., имеющих главное направление по параллели, с востока на запад.

Телеграфные кабели. В. море очень бедно подводными кабелями; если отделить все кабели, соединяющие Швецию с Финляндией через узкости Южнго Кверкена и Або - Аландского шхерного района и кабели между Швецией и Германией, то поперек Балтийского моря идет лишь один кабель от Либавы до Борнгольма и от последнего до о-ва Мён. Между Швецией, Данией и Германией кабели находятся в следующих местах:

1) через пролив Фемарнбельт,

2) от Варнемюнде к Гиедзеру и

3) от о-ва Рюгена к Тремзеборгу; наконец, Швеция соедииена несколькими кабелями с Финляндией через Аланд и Абоские шхеры; главнейший из них идет от Гриссельранш (Швеция) к Инстаду (Финляндия). Кроме того, о-в Аланд соединен кабелем с о-вом Готландом, а этот последний через о-б Аланд - с Швецией.

Беспроводный телеграф. Полная сеть радиотелеграфных станций имеется лишь вдоль всего германского побережья, при чем для общего пользования открыты следующие станции:

1) маяк Бюльк (у г. Киля);

2) маяк Мариенлейхте (на о-ве Фемарн);

3) маяк Аркона (на о-ве Рюген) и маяк Риксхёфт (у Данцигской бухты).

Во всяком случае, развитие германской сети радиостанций обеспечивает вполне надежную связь моря с германским побережьем. Сеть радиостанций России также довольно хорошо оборудована, но не открыта для общего пользования, исключая станции в Усть-Двинске и на о-ве Руно. Финляндия имеет две радиостанции на маяке Боггаер и в Мариенхстаде, служащих, главным образом, для целей навигации.

Наконец, Швеция почти не имеет радиостанций, а немногие имеемые не открыты для общего пользования.



Название статьи:   БАЛТИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТЕАТР
Категория темы:   {tags}
Источник статьи:    Военная энциклопедия Сытина, 1916 г.
Дата написания статьи:   1916 г.


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...