ИБЕРИЙСКИЕ ПРЕЕМНИКИ РЫЦАРЕЙ ОРДЕНА ХРАМА

ОБ ИБЕРИЙСКИХ ПРЕЕМНИКАХ РЫЦАРЕЙ ОРДЕНА ХРАМА

 

Моему собрату по Ордену Святого Иоанна Евгению Комаровскому

 

И, сброшена с его плеча,
В широких складках, величаво
Падет на сбрую епанча
С крестом зубчатым Калатравы.

Граф А. К. Толстой. Алхимик.


Да будет молитва наша, как Меч, а Меч - как молитва!

И.А. Ильин. О противлении злу силою.

Он лег лицом к стране испанских мавров,
Чтоб Карл сказал своей дружине славной,
Что граф Роланд погиб, но победил!

Песнь о Роланде.


Вступление


На территории Иберийского полуострова, почти полностью (за исключением узкой полоски земли на севере, в Галисии) завоеванного к середине VIII в. п. Р. Х. мусульманскими ордами арабов и берберов, развернулась многовековая борьба за возвращение этих земель христианам. В этой борьбе иберийских христиан поддерживали крестоносцы со всей Европы, но сил этих приезжих "вооруженных паломников" явно не хватало для эффективного противостояния исламским моджахедам - "воинам Аллаха".

В 1143 г. на территории Иберийского полуострова (в Каталонии) появились рыцари Ордена госпитальеров (иоаннитов). Через три года, в 1146 г. в Испанию прибыли первые "бедные рыцари Христа и Храма Соломонова" (храмовники-тамплиеры). В 1219 г., после вступления принцессы из римско-германского императорского дома Гогенштауфенов в брак с королем Кастильским доном Фернандо (Фердинандом) III, три замка в Испании были переданы духовно-рыцарскому Тевтонскому (Немецкому) Ордену Пресвятой Девы Марии. Кроме того, тевтонские рыцари получили от короля Кастилии значительные земельные владения к северо-востоку от древней столицы вестготских королей Испании - Толедо, в обмен на обязательство вести "священную войну" против арабов-мусульман (которых на Иберийском полуострове, в отличие от Святой Земли, называли не "сарацинами", а "маврами").

Однако число этих "интернациональных бригад" христианского рыцарства на Иберийском полуострове было первоначально не слишком велико. Поэтому в государствах Иберийского полуострова (нередко воевавших не только с маврами, но и между собой, что ослабляло эффективность их противостояния общему врагу - магометанам) были, по примеру Иерусалимского королевства в Святой Земле, учреждены свои собственные, иберийские, военно-монашеские (духовно-рыцарские) братства-ордены, о многих из которых - например, о наваррском Ордене Дуба( исп.: Orden de Encina) сегодня известно мало что, кроме названия.

На раннем этапе своей истории эти Ордены являлись скорее неформальными рыцарскими братствами, (подобными аналогичным рыцарским братствам Святой Земли, членство в которых, да и само существование которых носило для большинства входивших в них "братьев" скорее временный, чем постоянный характер - братства Святых Андрея и Петра в Акконе, братства граждан города Пизы, общеитальянское братства Святого Духа, английское братство святого Эдуарда Исповедника и др.; из учрежденного в Святой Земле братства святого апостола Иакова впоследствии возник одноименный духовно-рыцарский Орден, о котором будет подробнее рассказано ниже) оборонявшими небольшие пограничные крепости, или, точнее, укрепленные пограничные заставы, обозначавшиеся арабским словом "рибат".

Но довольно скоро братства стали приобретать все больше черт военно-монашеских Орденов, живших по достаточно строгим и обязательным для всех своих членов Правилам (Статутам, Уставам). Рыцари-монахи этих орденских братств имели, с точки зрения эффективности борьбы с мусульманами, целый ряд преимуществ перед светскими рыцарями-крестоносцами.

Во-первых, они постоянно проживали в своих крепостях-монастырях, возведенных на тех территориях, границы которых они были обязаны охранять.

Во-вторых, они приносили обеты бедности и безбрачия, поэтому, не имея необходимости заботиться о собственном имуществе, семье и детях (которых не имели), могли всецело посвятить себя (наряду с молитвами) военному делу.

В-третьих (что немаловажно), рыцари-монахи, в силу самого своего казарменно-монастырского аскетического образа жизни и воспитания, отличались особенно пылкой верой (в наш атеистический век ее называли бы, конечно, "христианским религиозным фанатизмом"!) были идеально подготовлены к борьбе с магометанами с точки зрения "духовной", или "политико-идеологической".

Впрочем, говоря об "аскетическом" образе жизни, ассоциирующемся в наших сегодняшних представлениях с образом схимника или монаха-затворника, истощенного постоянным постом и молитвами, мы не должны забывать об исконном значении слова "аскеза", означающего по-гречески "военная подготовка" или "воинские упражнения". И здесь мы вплотную приближаемся к разгадке таинственного и даже абсурдного (на первый взгляд!) феномена военно-монашеских орденов.

Что общего может быть, на первый взгляд, у монаха, чье дело - молиться за весь грешный мир, с воином, являющимся, казалось бы, убийцей (то есть, заведомым грешником) "по определению", или, так сказать, "по профессии"?

Между тем, молитвенное делание, по слову святого апостола Павла приравнивается к воинскому. И это далеко не случайно. Ибо Церковь Апостольская всегда была и остается Церковью Воинствующей. И по единодушному мнению Отцов Церкви все христиане - как молящиеся, так и ратоборствующие против неверных с мечом в руках, относились к одному и тому же типу "воинствующего человека".

Виднейший из древних Отцов Западной Церкви - блаженный Августин, епископ Гиппонский (Иппонский) - еще в V в. п. Р.Х. сформулировал принцип взаимодополняемости: с одной стороны - те, кто в тишине молитвы ведут духовным оружием поста и молитвы борется с невидимыми бесами (духами зла, "аггелами сатаны"); с другой - те, кто железным оружием на поле брани защищает молящегося от "видимых бесов" - иноверцев и еретиков.

И тех, и других блаженный Августин считал защитниками Христианского мира от врагов видимых и невидимых. Характерным в данной связи представляется дошедшее до наших дней послание блаженного Августина некоему Вонифатию (Бонифацию) - христианину и римскому воину, усомнившемуся в необходимости и возможности для человека, исповедующего веру в Христа, Который есть Любовь, воевать с другими людьми, хотя бы и не просвещенными светом истинной веры, ранить и убивать их:

"Итак, другие (священники и монахи - В.А.), вознося молитвы, сражаются с невидимым противником. Вы же (воины - В.А.), те, за кого они молятся, сражаетесь с оружием в руках против видимых варваров".

Мы видим, что наряду со сравнением, уравнивающим "бесов" и "варваров" (врагов Христианской Римской Империи), демонизирующим противника Христовой Веры, блаженный Августин утверждал, что война и ратный труд столь же священны, сколь и молитва, а молитва - военное действие.

Правоту сказанного вполне подтверждают и анналы церковной истории, из которых явствует существования еще со времен священной христианской древности тесного военно-духовного союза между "чином воинским" и "чином святительским" (употребляя терминологию Царя Иоанна Грозного, используемую им в переписке с князем Андреем Курбским).

Конечно, времена теперь иные. И если ранняя Церковь считала себя воинством Христовым (лат.: militia Christi), народом Божиим, поголовно мобилизованным на борьбу с врагами видимыми и невидимыми, то многие современные христиане предпочитают определять себя и свою веру в "терапевтических" терминах, видеть себя не воином, призванным на многотрудную службу, а пациентом в госпитале или лазарете.

Разумеется, ни одна армия не обходится без походного госпиталя или лазарета (доказательством чему служит существование военно-монашеских Орденов госпитальеров и лазаритов, чьи рыцари неустанно наносили раны неверным и врачевали раны христиан)), но никакой госпиталь или лазарет не может подменить собой всю армию, первейшая задача которой, все-таки - не исцеление больных и раненых, а битва с врагом и победа над ним. Поэтому все истинные христиане, души которых горят небесной приверженностью ко Христу, всегда осознавали себя находящимися не в церкви-"лазарете" (пребывание в котором могло быть лишь временным, пока не зарубцуются раны, нанесенные демоном, грехом или плотью), а в церкви-боевом стане, в церкви любви и войны.
       
Именно воодушевленные этим духом ревности о Господе Христе воинские контингенты духовно-рыцарских Орденов составили костяк профессиональных армий испанских королевств (Кастилии, Леона, Арагона и Наварры), а также Португалии.

Древнейшими из иберийских военно-монашеских Орденов могут считаться следующие два преемника разгромленного в 1307 г. совместными усилиями французской короны и папской тиары Ордена храмовников (тамплиеров):

а) Испанский Орден Пресвятой Девы Монтезской, для краткости нередко именуемый Монтезским Орденом или Орденом Монтезы (Монтесы);

б) Португальский военный (рыцарский) Орден Христа. 

1.Орден Пресвятой Девы Монтезской (Монтесской).

Как известно, Орден тамплиеров ("бедных рыцарей Христа и Храма"), от которого произошел Орден Пресвятой Девы Монтезской, был утвержден папой римским в 1127 г. и очень скоро, не ограничиваясь Палестиной, распространил свою деятельность и на Пиренейский Иберийский) полуостров, помогая тамошним христианским государям (потомкам вестготских королей), изнемогавшим в борьбе с "маврами". Благодаря этой помощи, оказываемой храмовниками пиренейский королям в форме прямой военной и финансовой поддержки, а также в форме строительства первоклассных по тому времени крепостей, прославивших храмовников на всю Европу (да и Азию), иберийские крестоносцы смогли постепенно перейти от обороны к наступлению и начать отвоевание Иберийского полуострова у мавров ("Реконкисту").

После разгрома храмовников во франции и некоторых других странах Европы в 1307 г., казалось, можно было ожидать, что сходная судьба постигнет их в испанских королевствах и в Португалии. Но там, вопреки ожиданиям, дело обернулось иначе.

В Арагоне (как и в Кастилии) Орден тамплиеров со всеми своими владениями был сохранен как важный фактор Реконкисты - ценою его переименования в Орден Пресвятой Девы Монтезской, названный так по имени своей главной прецептории - крепости Монтеза (Монтеса), расположенной близ города Валенсии. Заступником и покровителем "своих" храмовников выступил не кто иной как сам король Арагона дон Хаиме (Иаков) II, добившийся в 1316 г. прощения для переименованного Ордена у папы римского Иоанна XXII.

Однако полной самостоятельности новый (или, точнее, обновленный) Орден, в отличие от Ордена своих прямых предшественников - тамплиеров - так и не получил, а верховное руководство им было возложено на другое военно-монашеское братство - Орден рыцарей Калатравы, устав которого был дан и Монтезским рыцарям. Дело в том, что, несмотря на оправдание испанских храмовников на судебных процессах, прошедших в городах Саламанке и Таррагоне, часть их имущества перешла в королевскую казну. Арагонские тамплиеры сочли возмутительным, что их изгнали из владений собственного Ордена, несмотря на признание их невиновными, и взялись за оружие. Чтобы подавить их сопротивление, королю Арагона дону Хаиме пришлось вести против бывших храмовников форменную войну. Лишь после захвата всех своих замков королевскими войсками новоиспеченные Монтезские рыцари покорились неизбежному.

Официально Орден был утвержден в своих правах в 1326 г. под названием "Братства рыцарей Девы Марии из Монтезы". В начальный период истории нового Ордена в нем состояло некоторое число рыцарей ордена Калатравы и ордена Милосердия (мерседариев). По некоторым сведениям, рыцари Ордена Монтезы первоначально носили белые мантии с черным крестом (как рыцари другого, немецкого Ордена Пресвятой Девы Марии Тевтонской, также подвизавшегося на ниве вооруженной борьбы с испанскими сарацинами-"маврами").

После слияния Ордена Монтезских рыцарей в 1400 г. с военно-монашеским Орденом Святого Георгия из Альфамы (Сан-Хорхе де Альфама), объединенный Орден стал в качестве опознавательного знака использовать не черный, а красный крест. Знак принадлежности к Монтезскому ордену в точности повторял первоначальную эмблему его прародителя - Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова - равноконечный ("греческий") прямой красный крест простой формы на белом поле (без характерных для тамплиерского креста позднего периода существования Ордена Храма расширений - так называемых "иерихонских труб" - на концах креста). Впоследстви концы красного "тамплиерского" креста монтезских рыцарей были украшены черными готическими литерами "М" ("Мария") - в честь Небесной Покровительницы и Заступницы Ордена - Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

В начальный период пребывания Ордена рыцарей-иоаннитов (госпитальеров), изгнанных турками-османами с острова Родос, на отведенных ему испанским королем островах Мальта, Гоццо и Комино (казавшихся изгнанникам совершенно непригодными для мало-мальски сносного существования) у испанской короны появилось намерение передать острова Мальтийского архипелага Ордену Монтезы, но иоанниты сумели преодолеть кризис, преодолеть все трудности и адаптироваться к новым условиям, поэтому план короля Испании остался на бумаге, а Орден Монтезы так и не вступил во владение Мальтой.

Во главе Ордена рыцарей Монтезы стоял Магистр (Маэстре, Местре). Кроме него, в  состав орденского Совета входили Великий приор (Приор Майор), Великий Командор (Коммендадор Майор), Маршал (Маришал), Ключник, или Казначей (Клаверо), Интендант (Обреро) и Прапорщик, или Хоругвеносец (Альферес).

Как и другие духовно-военные братства Иберийского полуострова, Орден рыцарей Пресвятой Девы Монтезской постепенно перешел из-под власти римского папы и своего магистра под власть светских владык - королей (первоначально арагонских, а после объединения Испании - испанских, которые с 1587 г. стали его Великими Магистрами). Последний суверенный магистр Ордена Монтезы скончался в 1589 г. В 1602 г. все монашеские обеты для рыцарей ордена Монтезы были отменены, и Монтезский орден превратился из духовно-рыцарского в чисто светский.

2. Орден Христа.

Вторым иберийским рыцарским Орденом, происшедшим от Ордена храмовников, стал португальский рыцарский Орден Христа. В лице рыцарей Ордена тамплиеров король Португалии дом Диниш (Дионисий) Щедрый имел надежное, дисциплинированное и подвижное конное войско, неизменно оказывавшее ему действенную поддержку в борьбе с мусульманами, и не в королевских интересах было лишаться его ради политических выгод французского короля и папской курии. Получив от папы римского приказ арестовать всех тамплиеров в своих владениях, король Диниш формально выполнил его, разместив храмовников (а в действительности - дал храмовникам убежище) в своей крепости Морим, где и поселил их на положении даже не почетных пленников, а, скорее, дорогих гостей. Наряду с далеко идущими планами использования бывших храмовников в борьбе с маврами, король Диниш также имел намерение использовать "своих" рыцарей-храмовников против иоаннитов-госпитальеров, весьма усилившихся в его королевстве после разгрома Ордена Храма.

На протяжении нескольких лет португальские рыцари Храма пользовались гостеприимством короля Диниша в солнечной провинции Альгарвиш, пока ситуация вокруг Ордена Христа и Храма Соломонова постепенно не разрядилась.

Ни один волос не упал с головы "арестованных" в Португалии рыцарей Храма. Все время их "заключения в крепости" тамплиерские владения находились под образцовым управлением королевских чиновников - ни о какой конфискации не было и речи. Наконец, на процессе в городе Сантареме все португальские храмовники были признаны невиновными.

Однако, позиция папы римского Климента V (француза по происхождению, бывшего архиепископа города Бордо и подданного короля Филиппа IV Красивого, в полной мере разделившего с "королем-фальшивомонетчиком" ответственность за разгром Ордена Храма) в отношении исхода Сантаремского процесса создавала определенные затруднения, вследствие чего возникла необходимость, как и в Арагоне и в Кастилии, покончить с названием "рыцари Храма", ставшим, в свете событий последних лет, достаточно одиозным. Поэтому в 1317 г. португальские тамплиеры, сохранив только первую часть своего прежнего полного названия ("бедные рыцари Христа и Храма Соломонова"), стали "рыцарями Ордена Христа", или "Христовым Рыцарством" (Militia Christi), сохранив, "без аннексий и контрибуций", все тамплиерские владения и все имущество, имевшееся у "крамольного" Ордена Храма в Португальском королевстве.

Новый папа Иоанн XXII, сменивший папу-француза Климента V (чья таинственная смерть, вслед за смертью короля Филиппа Красивого, предсказанная сгоравшим на костре французской инквизиции последним Великим магистром храмовников Жаком де Молэ, призвавшим из пламени костра на Божий суд преступных короля и папу, заставила тогдашнюю "общественность" еще раз усомниться в справедливости возведенных на тамплиеров обвинениях) на римском "апостольском престоле", всецело одобрил мудрую политику короля Диниша Португальского и в 1319 г. утвердил Орден Христа в его новой форме - впрочем, выговорив себе право на частичное управление им и на посвящение достойных кандидатов в рыцари.

В 1321 г. новый Орден Христа насчитывал в своих рядах 69 рыцарей, 9 священников-капелланов и 6 сервиентов (сержантов).

Мудрое решение короля Диниша взять прославленный Орден под защиту впоследствии принесло португальской короне огромную пользу. Именно на деньги "рыцарей Христа" финансировались совершенные португальскими мореплавателями великие географические открытия. Именно знамя "рыцарей Христовых" победно развевалось на всех морях Старого и Нового Света. Эмблемой Ордена Христа остался "мученический" красный тамплиерский крест, но не изначально простой, а "развитой" формы (с угловато расширяющимися концами) на белом поле. Но в знак того, что португальские храмовники "очистились" от возведенных на них инквизицией обвинений в ереси, на сердцевину красного "храмовнического" креста "Христовых рыцарей" был наложен маленький узкий прямой белый крестик (поэтому эмблема ордена Христа иногда описывалась как "двойной красно-серебряный крест").

Однако португальские (как, впрочем, и испанские) рыцари Христа (последние в период династической унии между Португалией и Испанией, когда Орден Христа стал общим для обоих иберийских королевств) - например, знаменитый принц Энрике (Генрих) Мореплаватель (Навигатор), также являвшийся членом и даже исполняющим обязанности (администратором) должности Великого магистра обновленного Ордена - нередко носили на своих одеяниях простой красный тамплиерский крест (безо всякого белого креста в середине).

В годы правления Генриха Мореплавателя (в котором стремление к открытию новых земель сочеталось с благочестивым стремлением способствовать обращению в христианство закосневших во мраке язычества обитателей этих земель и, тем самым, спасению их душ) Орден Христа занялся активной миссионерской и торговой деятельностью в португальских колониях. Так, в 1425 г. рыцари Христа колонизировали остров Мадейру и Канарские острова, в 1445 г. - Азоры, а в дальнейшем исследовали западное побережье Африки.

Этот же красный восьмиугольный крест с "иерихонскими трубами" тамплиеров на концах украшал белые паруса, флаги и вымпелы каравелл Бартоломеу Диаша, Васко (Вашку) да Гамы, Кристобаля Колона (более известного нам под своим латинизированным именем "Христофора Колумба") и Фернана Магальянша (Магеллана), шедших в "море-океан" открывать неведомые земли, а также военных кораблей португальских "новых крестоносцев" Франсишку ди Альмейды и Аффонсу ди Альбукерки, громивших мусульман в их "внутренних морях" - от Ормуза в Персидском заливе до Малакки в Андаманском море - и тем ослаблявших натиск воинственного Ислама на Европу. Великие географические открытия, совершенные отважными португальскими мореплавателями под знаменем с красным "тамплиерским" крестом рыцарей Христа, обогатили Лиссабон несметными сокровищами "Индий" и лишили ближневосточные магометанские державы баснословных доходов, извлекаемых теми из посреднической торговли между Востоком и Западом.

Таким образом, давняя заветная мечта рыцарей Ордена Христа и Храма была осуществлена наследниками их могущества и духа - рыцарями Ордена Христа. Попробуем поставить себя хотя бы на минуту на место этих отважных людей. Тайну за тайной открывало "Море Мрака" (как европейцы еще со времен Античности именовали Атлантический океан) перед командами каравелл, несших красный крест "Христовых рыцарей" все дальше на юг. Где-то далеко впереди, за каким-нибудь мысом, который они были полны решимости обогнуть в один прекрасный день, лежали сказочно богатые неведомые земли - и оттуда, из глубокого мусульманского тыла, наследники тамплиеров были полны решимости нанести смертельный удар Исламу.

Поэтому не правы те, кто низводит плавания португальцев на Юг и Восток до уровня простой погони за прибылью, продиктованной только жаждой наживы. В действительности ими владело не только стремление к обогащению. Для них это был последний Крестовый поход в защиту христианской Европы от мусульманской угрозы. Угрозы, все еще остававшейся весьма серьезной, ибо не раз уже (с VII по XVII век) магометанским полчищам удавалось поставить Христианскую цивилизацию на грань уничтожения. Очередное нарастание мусульманской угрозы обозначилось после захвата "Второго Рима" - Константинополя турками-османами в 1453 г. А ведь до тех пор Ислам черпал все новые силы, все новые резервы (казавшиеся порой неисчерпаемыми!) из неизвестных и недоступных христианскому миру, необъятных просторов далекой Азии, из глубин таинственной Африки. Но рыцари Христа, наследники храмовников, воинство маленькой Португалии, первыми зашли во фланг Исламу и поразили захваченных врасплох магометан в их дальневосточных твердынях!

Впоследствии Орден Христа разделился на две ветви - португальскую и чисто папскую. Португальская ветвь постепенно утратила характер духовного (монашеского) ордена и стала династическим орденом португальской короны. Дело в том, что Орден Христа, сыгравший в свое время столь заметную роль в военных успехах португальских королей в борьбе с пиренейскими маврами и заморскими мусульманами, со временем настолько усилился, что королевская власть была вынуждена принять меры к ограничению его самостоятельности и к началу XVI века добилась подчинения Ордена непосредственно королю. После этого папа римский Александр VI Борджа освободил рыцарей Христа от монашеских обетов нестяжания (бедности) и целомудрия (безбрачия), чем и подготовил окончательную секуляризацию Ордена Христа (то есть превращение последнего в чисто светское учреждение), состоявшуюся в 1789 г.

3. Орден Святого Бенедикта Авизского (Сан Бенто ди Авиз).

В 1162 г. было положено начало истории португальского Военного (рыцарского) Ордена Сан Бенто ди Авиз (Святого Бенедикта Авизского). Авизский Орден был учрежден в правление короля Португалии дома Аффонсу (Альфонса) I, под названием "Военное благородное братство Нового Рыцарства" (аналогия с похвалой, высказанной святым Бернаром Клервоским тамплиерам, как "Nova Militia" - то есть, "Новому Рыцарству", напрашивается сама собой!), получив утверждение папской курии и Устав духовно-военного ордена в 1162 г. Эмблемой "Военного благородного Братства Нового Рыцарства" - по крайней мере, со времен короля Альфонсо IV Арагонского (годы правления 1327-1336) стал зеленый крест с лилиеподобными концами (именуемый в геральдике "процветшим крестом") на белом (по другим сведениям - на черном) поле (имевший, впрочем, первоначально более простую форму, аналогичную форме креста рыцарей Ордена Христа). Впрочем, французский хронист Фруассар, при описании португальского посольства в 1385 г. описывает "авизских рыцарей" (входивших в состав свиты посла) одетыми "в белые плащи с красными крестами" (но это, вероятно, ошибка хрониста).  

Название "Военного Ордена Святого Бенедикта Авизского" рыцарское братство получило позднее, в XIII в. Подобно названиям многих других старинных иберийских духовно-рыцарских Орденов, оно было дано братству по названию отвоеванного к тому времени христианами у мавров пограничного замка, ставшего резиденцией Ордена. Город Авиз был формально закреплен за Орденом Святого Бенедикта в качестве владения указом короля Португалии дома Аффонсу II.

С тех пор братья Ордена стали официально именоваться "авизскими рыцарями" ("рыцарями Авиза"). После вторжения мавров в Португалию в 1190 г. севернее реки Тежу (исп.: Тахо) были учреждены новые командорства Ордена Святого Бенедикта Авизского. С 1212 по 1385 гг. Орден Сан Бенто ди Авиз подчинялся Великому магистру испанского военно-монашеского Ордена Калатравы (хотя и сохранил при этом некоторую автономию и даже получил в 1218 г. в своре распоряжение португальские владения рыцарей Калатравы). Тем не менее, рыцари Ордена Святого Бенедикта Авизского, сохраняя формальное подчинение Ордену Калатравы, фактически сохранили самостоятельность своего собственного Ордена. В 1385 г. Орден Сан Бенто ди Авиз, наряду с другими португальскими духовно-рыцарскими Орденами, обрел и официальную самостоятельность, однако сохранил ее недолго.

Во главе португальского Ордена Сан Бенто ди Авиз стоял Магистр (Мештре), заместителем которого являлся Великий Приор (Приор Майор). Кроме того, в состав орденского "правительства" входили: Великий Командор (Коммендадор Майор); Кастеллан, или Ключник (Клавейру), которому помогал выполнять свои служебные обязанности Подключник (Суб-Клавейру); Интендант (Обрейру) и Альфейриш (Знаменосец) Ордена.

Об облачения членов португальского Ордена Сан Бенто ди Авиз детальной информации до нас не дошло. Однако, вероятнее всего, оно было черного цвета, поскольку "авизские рыцари" придерживались устава монашеского Ордена бенедиктинцев (Ордена Святого Бенедикта Нурсийского); аналогичным образом, госпитальеры-иоанниты, также придерживавшиеся устава монахов-бенедиктинцев, переняли от них также черное орденское облачение (лат.: Habitus), а храмовники-тамплиеры, придерживавшиеся устава монахов-цистерцианцев - белое орденское облачение последних.

Что касается ношение членами Ордена Сан Бенто ди Авиз зеленого креста в качестве отличительного знака на одежде, то оно было получено от папы римского по ходатайству короля Португалии дома Аффонсу IV только в начале XIV столетия.

Военный штандарт Ордена Сан Бенто ди Авис представлял собой прямоугольное белое полотнище с 2 длинными косицами и зеленым лилиевидным ("процветшим") крестом у древка.

Согласно сообщению французского хрониста Фруассара, Магистр Ордена Сан Бенто ди Авиз, имел в своем подчинении 200 "орденских братьев". В 1385 г., вскоре после отделения Ордена "авизских рыцарей" от Ордена Калатравы, португальская корона присвоила себе право назначения Магистра Ордена Святого Бенедикта Авизского, которым вскоре стал сам король.

В знак подчинения Ордена Святого Бенедикта Авизского короне Португалии португальские короли стали даже включать зеленый лилиевидный крест "авизских рыцарей" в свои гербы и помещать их на свои знамена.

Сохранилось изображение знамени Португальского королевства, представляющего собой прямоугольное, с 2 длинными косицами, полотнище белого цвета, с 5 лазурными (синими) щитками, обремененными серебряными "ронделями" (кружками), с красной каймой, обремененной золотыми башнями, и с концами зеленого лилиевидного ("процветшего") креста "авизских рыцарей", указывающего на исполнение королем Пртугалии домом Жуаном, династия которогот правила Португалией, начиная с 1383 г., должности Магистра Ордена Святого Бенедикта Авизского.  

В XV в. Орден Святого Бенедикта Авизского стал приходить в упадок, что выразилось, в частности, в освобождении его членов от обета безбрачия. В 1789 г. он был, повелением королевы Марии, преобразован в чисто светский военный Орден, неразрывно связанный с португальской королевской династией Браганса.

4. Орден Калатравы (Сальватьерры, или Земли Спасения).

Следующим по старшинству иберийским военно-духовным Орденом считается уже упоминавшийся нами испанский Орден Калатравы. Он получил свое название от крепости Калатрава (арабск.: Кала'ат Рава'а), расположенной в Андалузии и дарованной в 1147 г. Ордену Храма, который был, однако, оставить крепость 10 лет спустя, вследствие чего дорога на старинную столицу Испании Толедо оказалась открытой для мавританских набегов.

Придя в отчаяние от этой позорной "ретирады" тамплиеров, король Кастилии дон Санчо Сильный предложил крепость любому, кто окажется в состоянии удержать ее, и вдобавок пожаловать смельчаку земельные владения, доход от которых позволит содержать крепость.

Аббат Цистерцианского монашеского Ордена из Наварры дон Рамон Сьерра (известный также под именем Раймунд де Серрат) из Фитеро вызвался защитить Калатраву и перебрался в крепость с монахами своего аббатства в сопровождении сильного воинского контингента из Наварры. К концу 1158 г. аббату Рамону Сьерра удалось очистить область Калатравы от мавританских (и не мавританских) разбойничьих шаек, прочно закрепив крепость и прилегающие земли за христианами.

В 1164 г. отважный аббат и лихой рубака Рамон Сьерра ушел в лучший мир, и его монахи возвратились в Фитеро, оставив рыцарей оборонять крепость Калатраву. Именно тогда для обороны Калатравы от наседавших мавров был учрежден Орден Калатравы, чей первый Магистр, рыцарь дон Гарсия, поклялся следовать со своим братством уставу монахов-цистерцианцев и пригласил священников для несения службы в качестве орденских капелланов.

В 1179 г. в Арагоне было учреждено Альканизское командорство (по-испански: "энкомьенда"), перед которой была поставлена задача ратоборствовать против мавров Валенсии. Со временем оно превратилось в одну из важнейших твердынь Ордена Калатравы.

В 1187 г. Орден Калатравы был официально присоединен к монашескому Цистерцианскому Ордену и подчинен Моримондскому аббатству цистерцианцев.

Во главе Ордена Калатравы стояли Магистр (Маэстре или Местре), Великий Приор (Приор Майор), Маршал (Маришал), Великий Командор (Коммендадор Майор), Казначей (Клаверо), Интендант (Обреро) и Знаменосец, или Хоругвеносец (Альферес).

В 1195 г. король Кастильский дон Альфонсо VIII был разбит в сражении с маврами при Аларкосе. В битве погибли или были взяты в плен 25 000 кастильцев и их союзников, в том числе многие "фрейлес" ("братья") Ордена Калатравы. После своей победы при Аларкосе мавры начали медленное, но неуклонное наступление в северном направлении. Орден был вынужден, под натиском магометан, оставить в 1197 г. крепость Калатраву, и его рыцари перенесли свою резиденцию в другую крепость, по которой их орден получил второе (ныне, впрочем, почти совершенно забытое) название - Орден Сальватьерры (буквально: Орден Земли Спасения). В 1211 г. Ордену пришлось вновь эвакуировать свою штаб-квартиру, но зато в 1212 г. ему удалось вернуть и Сальватьерру, и Калатраву. С этого времени Магистры Ордена Калатравы сконцентрировали свое основное внимание на укреплении позиций Ордена в Кастилии, что, впрочем, не мешало им при всяком удобном случае приобретать владения в других королевствах Иберийского полуострова.

Не позднее 1224 г. в нижнем течении Вислы, на имевшей важное стратегическое значение высоте Тимау, близ Меве(по-польски: Гнева), уже существовало здание конвента этого испанского ордена, состоявшего главным образом из братьев и полубратьев, принятых в его ряды в Германии. Задача этого филиала рыцарей Калатравы заключалась в обороне польского Поморья от набегов прусских язычников. Судя по всему, Тимауский конвент Ордена Калатравы был каким-то образом связан с Оливским монастырем Ордена цистерцианцев, расположенным близ портового города Данцига (Гданьска) и сожженным пруссами вскоре прибытия братьев-рыцарей Калатравы в польское Поморье (Померанию). Во всяком случае, защита и поддержка монастырей Цистерцианского Ордена (сыгравшего в свое время решающую роль в создании Ордена храмовников-тамплиеров), несомненно, являлась главной задачей рыцарей Калатравы (как и главной задачей добринских рыцарей, о которых пойдет речь ниже) в Померании.

Тимауский конвент Ордена Калатравы просуществовал, как минимум, до 1230 г., после чего его функции перешли к учрежденному с аналогичной целью в 1228 г. польско-немецкому Добринскому (Добжиньскому) ордену, полное название которого звучало: "братья-рыцари (воинское братство) Христова в Ливонии Лифляндии) против пруссов" (лат.: fratres militie Christi de Livonia cоntra Prutenos), а сокращенное - "milites Christi de Prussia", то есть "Рыцари Христовы (Воинство Христово)в Пруссии" или "milites Christi fratres de Dobrin",то есть "братья-рыцари (воины) Христовы из Добрина (Добжина).

Орден рыцарей Христовых из Добрина просуществовал немногим дольше Тимауского конвента рыцарей Ордена Калатравы. Уже в 1235 г. Добринский орден влился в состав Тевтонского (Неемецкого) Ордена Пресвятой Девы Марии. Эмблемой Добринского Ордена были красные звезда и меч на белом (серебряном) поле. Иногда на орденских облачениях (лат.: habitus), знаменах и вооружении добринских рыцарей Христовых изображались не один, а два меча (обычно скрещенных остриями вниз). Звезда членов Ордена Добжина могла быть желтой (золотой).

Существует версия, по которой золотую звезду вместо обычной красной получали право носить те из добринских рыцарей, которые удостоились чести побывать в Святой Земле. Однако, учитывая сравнительную немногочисленность Добринского Ордена - 35 братьев-рыцарей плюс 500 "услужающих братьев" - представляется маловероятным, чтобы Орден рыцарей Христовых мог позволить себе роскошь откомандировывать своих членов, срочно необходимых ему на "прусско-померанском фронте", в далекую Палестину.       
Знаком принадлежности к Ордену Калатравы-Сальватьерры служил первоначально симметричный (равносторонний) ажурный красный крест на белом поле, с концами в виде лилий ("лилейный", или "лилиевидный", крест) а впоследствии - красный крест с концами, украшенными стилизованными латинскими готическими заглавными литерами "М" (начальными буквами имени Пресвятой Девы Марии).

Первоначально члены Ордена Калатравы носили белые цистерцианские (или тамплиерские) плащи-мантии с капюшоном - длинные, до пят, у братьев-клириков ("клеригос") и укороченные у братьев-рыцарей ("кабальерос"). В военных походах они надевали под мантии поверх доспехов длинные белые полукафтанья (сюрко) без рукавов, а иногда - белые плащи с меховым подбоем. Ношение красного креста на орденских облачениях впервые документально засвидетельствовано в 1397 г., но рыцари Калатравы наверняка носили его и раньше, по примеру тамплиеров.

В 1400 г. засвидетельствовано ношение членами Ордена Калатравы в военных походах короткой серой или черной туники (сюрко) с красным орденским крестом на левой стороне груди (напротив сердца). В то же время все члены Ордена продолжали носить в своих укрепленных замках-монастырях белые плащи-мантии в качестве обязательного монастырского (церковного) облачения.

Постепенно Орден Калатравы-Сальватьерры распространил свою деятельность на всю территорию испанских королевств (Наварры, Леона, Кастилии, Арагона, Майорки) и Португалии, сыграв особенно важную роль в борьбе с мусульманами (причем, как нам уже известно, не только на Иберийском полуострове и в Святой Земле, но даже в далекой Польше, на границе с язычниками-пруссами)! Поэтому руководство другими испанскими и португальскими военно-монашескими Орденами нередко переходило именно к рыцарям Калатравы.

На Иберийском полуострове Орден Калатравы поставил под свой контроль обширную территорию от Толедо до Сьерра-Невады. Его штаб-квартира была перенесена в "Новую Калатраву" (Калатрава ла Нуэва) в Сьерра-де-Аталайо, поскольку старая крепость Калатрава к описываемому времени практически утратила свое стратегическое значение, в связи с передвижением испано-мавританской границы далеко на юг.

По старинному преданию (положенному графом А.К. Толстым в основу своей незавершенной поэмы "Алхимик"), рыцарем Ордена Калатравы (и даже его наместником-коадъютором  на Балеарских островах) был знаменитый Раймунд Луллий, впоследствии снискавший себе известность как ученый, оккультист, алхимик и прославившийся как проповедник веры в Спасителя, принявший мученическую смерть от рук африканских "мавров", которых он пытался обратить в христианство).

Начиная примерно с 1275 г. руководство иберийскими духовно-рыцарскими Орденами начало постепенно переходить в руки представителей высшей аристократии, а затем - короны, вследствие чего они со временем в значительной степени лишились своего прежнего благосостояния. Кроме того, их могущество оказалось ослабленным в результате вовлечения рыцарей-монахов в гражданские войны, буквально раздиравшие христианские королевства Иберийского полуострова. Так, например, в 1354 г. антимагистр Ордена Калатравы, "фрей" Педро Эстеваньес Карпентейро, выставил 600 "копий" против законного Магистра рыцарей Калатравы, фрея Диего Гарсии де Падильи, пользовавшегося поддержкой короля Кастилии дона Педро Жестокого, против которого поднял мятеж собственный сводный брат, внебрачный сын покойного короля Кастилии дон Генрих (Энрике) Трастамарский (будущий король Кастилии Генрих II).

Когда мы говорим о "копьях" применительно к армиям Кастилии, Леона, Арагона и Португалии, следует иметь в виду следующее. За исключением крайнего севера Иберийского полуострова, испытывавшего сильное французское влияние (в первую очередь - королевства Наварра) западноевропейская тактическая единица "копье" (ланс, ланца, глефа), включавшая в свой состав обычно от 2 до 8 конных и пеших воинов во главе с рыцарем, не была известная в испанских королевствах. На Иберийском полуострове "копьем" именовался одиночный всадник, будь то тяжеловооруженный воин - "омбре де лос армас" (исп.: hombre de los armas), или же легковооруженный конник - "хинете" (jinete), по-португальски - "жинете", главным оружием которого были длинный дротик (часто оперенный наподобие стрелы) или легкое копье.

В Трастамарском конфликте 1350-х и 1360-х гг. "братья-рыцари" военно-монашеских Орденов Калатравы (но также Орденов Сантьяго и Алькантары) сражались на обеих сторонах. В свете этих обстоятельств не приходится удивляться, что к 1330 г. все иберийские духовно-рыцарские Ордены оказались истощенными и ослабленными, меньшими по численности и в большей степени зависимыми от королей и знати и, в результате, менее эффективными в борьбе с иберийскими мусульманами. К концу этого периода неуклонного упадка они лишились даже остатков своей независимости. В Кастилии король стал магистром Ордена Калатравы в 1487, Ордена Сантьяго в 1493, а Ордена Алькантары - в 1494 г.

В 1397 г. в Ордене Калатравы было отменено обязательное ношение белого кафтана, замененного платьем светского покроя. Поверх него рыцари Калатравы стали носить серую тунику из льняной ткани с красным лилиевидным крестом на груди. В разных источниках "орденские братья" Калатравы изображены одетыми в серые и черные туники до колен, с красными шапочками-"боннетами" на головах. Но в торжественных случаях они по-прежнему носили поверх этой одежды белые орденские плащи и (судя по дошедшим до нас изображениям) гладко брились.

Тем не менее, на протяжении XIV и XV вв. иберийские духовно-рыцарские Ордены все еще были в состоянии выводить в поле значительные силы. Так, в 1302 г. только в замке Калатрава (штаб-квартире Ордена) проживало 150 "фрейлес кабальерос" (орденских "братьев-рыцарей"). Кроме того, Орден Калатравы имел 40 командорств в конце XIV и от 51 до 58 командорств к началу XVI в. В 1442 г.Великий командор и Кастеллан Ордена Калатравы вывели в поле друг против друга, соответственно, 500 конных и 1200 пеших воинов (Великий командор) и 1200 конных и 800 пеших воинов (Кастеллан). Через 40 лет после этого внутриорденского конфликта Магистр Ордена Калатравы получил только из орденских владений в Андалузии 400 конных воинов и неизвестное количество пехотинцев.    

Как бы то ни было, но Орден Калатравы в ходе своего развития на какое-то время превратился в один из сильнейших и богатейших военно-монашеских Орденов Испании, располагавший к тому же постоянной профессиональной армией, состоявшей из воинов-монахов. В то же время их Орден порой являлся главным оплотом "грандов" (высшей аристократии) в борьбе с постепенно усиливавшейся королевской властью. Не случайно именно командор (комендант замка и правитель прилегающей области) Ордена Калатравы, дон Фернан Гомес де Гусман, выступает как главный отрицательный персонаж и враг короля в "Овечьем источнике" ("Фуэнте Овехуна") знаменитого испанского драматурга XVI в. Лопе де Веги.

Командная структура Ордена Калатравы (несколько отличавшаяся от структуры других иберийских Орденов) выглядела следующим образом. Во главе Ордена стоял Магистр (Маэстре или Местре). Заместителем Магистра являлся Кастеллан, или Казначей (Клаверо), ниже которого стоял Великий Приор (Приор Майор), затем Великий Командор (Коммендадор Майор), Квартирмейстер (Обреро) и Знаменосец Ордена (Альферес). Каждое командорство Ордена Калатравы, по Уставу, должно было состоять из 12 "орденских братьев" (но постепенно их реальное число уменьшилось до 4).

В "Библии герцога Альбы" сохранилось изображение знамени-баннера ("бандеры") Ордена Калатравы. Бандера представляет собой прямоугольное, с 2 косицами, полотнище белого цвета с красным лилиевидным ("процветшим") крестом у древка.

Ордены Алькантары и Сан Бенто ди Авиз имели аналогичные белые бандеры, но с лилиевидным крестом не красного, а зеленого цвета.  
С 1254 г. король начал принимать участие в избрании должностных лиц Ордена Калатравы, а с 1476 г. корона стала участвовать и в управлении Орденом. После того, как несколько Великих магистров Ордена Калатравы окончили свою жизнь на эшафоте, царственные супруги Фердинанд (Фернандо) Арагонский и Изабелла (Исабель) Кастильская добились в 1489 г. от папы римского издания буллы о передаче Ордена Калатравы под верховную власть испанского королевского дома (последний суверенный магистр ордена Калатравы скончался в 1487 г., и с тех пор рыцари нового магистра не избирали), а в 1523 г. папа римский Адриан VI, по ходатайству короля Испании и императора Священной Римской империи Карла I (V) Габсбурга, окончательно подчинил Орден Калатравы, вместе с другими духовно-рыцарскими орденами Испании, власти короля.

Освобождение "братьев-рыцарей" этих изначально военно-монашеских Орденов от прежних монашеских обетов (от обета безбрачия они были освобождены еще в 1494 г.) окончательно обеспечило превращение иберийских Орденов из военно-монашеских в чисто светские, с их полным подчинением королевской династии (то есть, государству).

С тех пор Орден Калатравы стал королевской наградой за выдающуюся храбрость, причем только для награждения лиц с "безупречными" предками (без примеси иудейской или мавританской крови).

5.Орден Святого Апостола Иакова и Меча (Сантьяго)

История основанного в 1158 и утвержденного папским престолом в 1175 г. "Благороднейшего Ордена Сантъяго де Компостела" (военно-духовного Ордена Святого Апостола Иакова и Меча, именуемого также Орденом меченосцев Святого Иакова Компостельского) отличается той особенностью, что при возникновении первоначальной организации, из которой впоследствии вырос Орден Сантъяго, в XII в. эта организация не опосредованно (как другие испанские и португальские рыцарские братства), а совершенно сознательно подражала примеру действовавших тогда в Палестине военно-монашеских орденов госпитальеров-иоаннитов и храмовников-тамплиеров.

В ту героическую пору своего Ордена храмовники служили примером для подражания очень многим рыцарям. Далеко не случайно все испанские и португальские рыцари-монахи носили белые "тамплиерские" плащи с крестами преимущественно красного цвета, как у "бедных рыцарей Христа и Храма".

Но Орден Сантъяго, в отличие от других Орденов Иберийского полуострова, имел с тамплиерами совершенно особую связь, ибо был учрежден, как и Орден храмовников, специально для охраны паломников, направлявшихся для поклонения честным мощам Святого Апостола Иакова (Зеведеева) в Галисии, и самих мощей, заодно оказывая пилигримам и странноприимные (госпитальерские) услуги.

Следует заметить, что, кроме иберийского, существовал и более древний, итальянский военно-монашеский орден Святого Иакова Альтопасского, известный также под названием Ордена Альтопашо или Ордена "Тау-Креста" (названный так за Т-образную форму своей эмблемы).

Многими историками итальянский Орден святого Иакова Альтопасского считается самым древним из всех военно-монашеских Орденов христианского Запада. Дело в том, что уже в середине Х века в Альтопашо (близ города Лукки) членами монашеского Ордена августинцев был основан госпиталь (странноприимный дом). В этом госпитале останавливались паломники, направлявшиеся на поклонение святым местам в Рим или в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Первое упоминание о госпитале Святого Иакова в Альтопашо относится к 952 г., а следующее - к 1056 г.

К 1056 г. Орден Альтопашо фактически превратился из чисто странноприимного еще и в военный. Его монахи начали сопровождать паломников на опасной из за многочисленных разбойников (в том числе и мусульманских пиратов) старинной Высокой дороге ("Альто пассо", "Альто Пашо") между Луккой и Генуей, обеспечивая им вооруженный конвой силами наемных воинов (как это в скором времени стали делать иоанниты-госпитальеры в Святой Земле).

В 1239 г. папа римский официально утвердил Устав (Правила) Ордена Альтопашо, официально даровав ему статус военного (рыцарского).

Орден святого Иакова Альтопашо построил целый ряд госпиталей в разных частях Европы, в том числе во Франции и в Англии (так, например, орденский госпиталь "Хайгет", или "Хайгэйт" - перевод на английский язык итальянских слов "Альто Пассо" или "Альто Пашо" - существовал в Айлингтоне еще 1626 г.). Тем не менее, Орден Альтопашо никогда не был особенно многочисленным. Охлаждение религиозного пыла и уменьшения числа паломников со временем привели его к упадку.

"Братья-рыцари" Ордена Тау-Креста носили темно-серые или черные облачения с белым Т-образным крестом на левой стороне груди ("напротив сердца") и капюшоном красного цвета, также украшенным белым Т-образным крестом.

С 1446 по 1517 г. Орденом святого Иакова Альтопашо руководили патроны (покровители) ордена - представители знатного флорентийского семейства Каппони (носившие титул ректоров или магистров). В 1537 г. патронаж над Орденом перешел к семейству Грифони, после отлучения последнего патрона из рода Каппони от церкви папой римским Павлом III за то, что строптивый Каппони отказался передать вверенный ему Орден под управление одного из папских "непотов" ("племянников", а фактически - внебрачных сыновей римских Великих понтификов). В 1585 г. Орден Альтопашо слился с тосканским Орденом святого Стефана. Объединенный Орден возглавил великий герцог Тосканы Козимо деи Медичи.

Но это так, к слову. Вернемся к иберийскому Ордену святого Иакова и Меча - главному герою данного очерка.

Орден Сантъяго (состоявший в год своего учреждения из 13 рыцарей и действовавший в районе Касереса в Кастилии, именовавшихся "рыцарями Касереса" или "касересскими рыцарями", и возводивших происхождение своего братства к испанскому военно-религиозному братству Святого Иакова, действовавшему после I Крестового похода в Святой земле) предложил каноникам церкви Св. Элои в королевстве Леон свои услуги в деле вооруженной охраны процессий паломников к мощам Святого Апостола Иакова в Сантьяго де Компостела. 
Вскоре Орден начал строить госпитали (странноприимные дома) и предоставлять вооруженный конвой для обеспечения безопасного следования паломников в пути.

Знаком принадлежности к Ордену Святого Апостола Иакова и Меча первоначально было красное изображение меча (лат.: "спата", "спафа"; исп.: "эспада") с крестообразной рукояткой острием вниз, но впоследствии его сменил красный лилиеподобный (лилиевидный, лилейный, "процветший") крест с нижним концом в форме лезвия меча (также, по старой памяти, именовавшися "эспадой").

Нередко лепестки лилии на концах орденского креста Святого Иакова загибались в форме заглавной готической литеры "М" ("Мария"), как у рыцарей Орденов Калатравы и Монтезы, а в перекрестье орденского лилиеподобного креста-меча рыцарей Сантъяго помещалась так называемая "раковина Святого Иакова" (известная нам также под более "прозаическим" названием "морского гребешка"), ставшая со временем непременным атрибутом всякого западноевропейского паломника вообще (а не только паломника к мощам Апостола Сантьяго).

Меч-"эспада" был добавлен к орденскому кресту рыцарей Сантьяго в память о мученичестве Святого Апостола Иакова Зеведеева, проповедовавшего Слово Божие в Испании под властью древних римлян и принявшего "мечное сечение" от тамошних язычников (по другой версии, Святой Апостол Иаков Зеведеев претерпел мученическую кончину не в Испании, а в Палестине, откуда тело святого было чудесным образом по морю доставлено в Испанию).

Впоследствии красный меч-"эспада" на орденском гербе был переосмыслен из орудия казни Апостола в символ вооруженной борьбы христиан с неверными, и образ Святого Иакова приобрел в испанском (да и в португальском) фольклоре немало черт, роднящих его со Святым Великомучеником и Победоносцем Георгием. Обычная иберийская иконография Святого Иакова традиционно изображает Апостола в образе "истребителя мавров" ("Сантьяго Матаморос") - грозного бородатого всадника на белом коне, в развевающемся плаще, с паломнической раковиной на шляпе, знаменем с орденским крестом в левой и занесенным мечом - в правой руке, попирающего груды тел поверженных в прах воинов Ислама.

В иллюстрации к испанской рукописи конца XII в. сохранилось изображение красного боевого штандарта Ордена Сантьяго. В центре прямоугольного полотнища (сторона которого, противоположная древку снабжена с зубчатой каймой) восседает на белом коне сам Святой Апостол Иаков Зеведеев (с рыцарскими шпорами на ногах!), держащий в левой руке поводья и крест, а в правой - занесенный для удара обнаженный меч.

На миниатюре из другого манускрипта, датируемого началом XVI в., изображен другой, более поздний штандарт Ордена Сантьяго (имеющий форму положенного на бок геральдического "норманнского", или "варяжского" щита), тоже красного цвета, с белым прямым равносторонним лилиевидным крестом и 4 золотыми раковинами Святого Иакова ("паломническими раковинами") в углах креста.

Сохранились сообщения и о других знаменах Ордена Сантьяго - с раковиной "под гардой (крестовиной)" орденского меча (эспады). Начиная с 1520 г. на знамени Ордена Сантьяго изображался меч-эспада "внутри (по центру) раковины".

Члены Ордена Сантьяго носили белые "тамплиерские" плащи и полукафтанья-сюрко с изображением красного меча-"эспады". В начале XV в. белые полукафтанья были заменены черными туниками (опять-таки с красной "эспадой" на груди). Орденские плащи по-прежнему оставались белого цвета. На одном из надгробий членов Ордена Сантьяго, умершего и похороненного в 1486 г., сохранилось скульптурное изображение покойного в белом орденском плаще с изображением "эспады".

Не существует однозначных свидетельств в пользу того, что рыцари Сантьяго носили свои белые орденские плащи в бою. На портрете фрея Альваро де Луна (Магистра Ордена Святого Апостола Иакова и Меча в 1445-1453 гг.) из-под его белого орденского плаща виден черный кафтан (который рыцари Сантьяго, возможно, носили в бою вместо плаща).

Хотя и на скульптуре, и на портрете рыцари Сантьяго изображены гладко выбритыми, "Книга рыцарей Святого Иакова" (исп.: Libro de los Caballeros de Santiago) недвусмысленно изображает "орденских братьев" длиннобородыми и длинноволосыми. Кстати, в этом источники "братья-рыцари" Ордена Сантьяго представлены со своими фамильными гербами на щитах (явное нарушение орденского Устава). Одно, впрочем, не подлежит сомнению - "собратья" ("конфратеры") Ордена Сантьяго (служившие ему мечом, не принимая монашеских обетов) носили на щитах, значках, одежде и вооружении не изображение орденской красной "эспады", а свои родовые гербы.

В эпоху распространения цельнокованых доспехов современниками-хронистами было многократно засвидетельствовано пристрастие рыцарей Святого Иакова и Меча к черным латам из вороненой стали.

В 1171 г. рыцарям Ордена Сантьяго (следовавшим Уставу монашеского Ордена августинцев) было поручено оборонять от мавританских набегов небольшой город Уклес, расположенный на границе кастильских владений. К этому времени в составе Ордена Святого Иакова и Меча засвидетельствовано присутствие не только братьев-рыцарей, но и братьев-священников (капелланов).

В 1175 г. Орден Святого Апостола Иакова и Меча получил официальное утверждение от папского престола. В орденский Устав, наряду с положениями устава монахов-августинцев (регулировавших религиозные аспекты жизни членов Ордена Сантьяго), были включены также некоторые положения Устава Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова (регулировавшие ее военные аспекты). Члены Ордена Сантьяго подразделялись на рыцарей, священников и сервиентов ("услужающих братьев"). Орденом управляли Магистр (Маэстре, Местре) и Конвент (Совет, Капитул), находившиеся под верховным руководством папы римского. Заместитель Магистра именовался Великим Приором (Приор Майор). Кроме того, в конвент Ордена Сантьяго входили: Маршал (Коннетабль); Великий Командор (Коммендадор Майор); Казначей, или Ключник (Клаверо); Интендант, или Ризничий (Обреро) и Знаменосец, или Прапорщик (Альферес).

Следует особо подчеркнуть, что Устав Ордена Сантьяго был, пожалуй, наименее аскетическим и наименее обременительным для его членов изо всех уставов иберийских духовно-рыцарских Орденов. Фактически Орден Святого Иакова и Меча даже не являлся монашеским Орденом, несмотря на то, что его братья следовали правилам общежитийного монастырского устава и постоянно предавались религиозным упражнениям. Члены Ордена Сантьяго были освобождены от обязательных монашеских обетов целомудрия (им дозволялось вступать в брак) и нестяжания (им было позволено владеть личным имуществом).

Таким образом, обязательным для членов Ордена Сантьяго был всего лишь один монашеский обет - обет послушания. По некоторым данным, освобождение от обетов безбрачия и нестяжания было особой привилегией, дарованной членам Ордена Сантъяго папой римским. Однако после смерти члена Ордена Святого Иакова и Меча все его имущество переходило не к его вдове и детям, а во владение Ордена, который, со своей стороны брал на себя обязательство заботиться о семье покойного орденского брата.

Основной задачей Ордена Сантьяго (как и у тамплиеров, чей Устав он в значительной степени перенял) была военная служба. Рыцари Сантьяго охраняли границу от мавров, причем обычно действовали самостоятельно, ратоборствуя против неверных по своему собственному усмотрению и не считаясь при этом с мирными договорами, заключенными с маврами королем Арагона, на чьей территории (в замке Монтальбан) находилась резиденция магистра рыцарей Святого Иакова и Меча. Таким образом, рыцари Сантьяго не считали обязательным для своего Ордена соблюдение каких бы то ни было соглашений, заключенных светскими (пусть даже королевскими) властями с "безбожными агарянами".

В ходе своего необычайно динамичного развития, происходившего на протяжении последующих десятилетий, Орден Сантьяго быстро рос, обзаводясь все новыми землями и замками, причем не только на Иберийском полуострове, но и во Франции, Италии, Святой Земле, Англии, Венгрии и даже Польше. Штаб-квартира Ордена была расположена в арагонском замке Монтальбан. Рыцарям Святого Иакова принадлежал также хорошо укрепленный замок Палмела в Португалии - центр орденского командорства (коммандерии, комменды, энкомьенды) в Португалии и главный пункт набора в Орден Сантъяго португальских рыцарей.

В 1287 г. входившие в данное командорство португальские рыцари Святого Иакова и Меча образовали отдельный португальский Орден Сантъяго (по-португальски: "Сао Тиаго") во главе со своим собственным магистром. Португальские рыцари Святого Иакова носили белое орденское облачение, как и рыцари "основного" Ордена Сантьяго, однако нижний конец красного лилиевидного креста на их плащах и кафтанах заканчивался не лезвием меча, а такой же лилией, как и 3 других конца креста.

Арагонское руководство рыцарей Святого Иакова не было согласно с отделением португальского командорства и подало папе римскому жалобу на португальских "раскольников". В результате римский "апостольский престол" признал португальский Орден Сантьяго в качестве легитимного только через тридцать лет, в 1317 г.

К середине XIII столетия Орден Святого Иакова и Меча снискал себе широкую известность и громкую славу во всем Средиземноморье, от Португалии до Анатолии (Малой Азии). Орден Сантьяго неоднократно посылал отряды своих рыцарей и сервиентов на помощь императору Латинской империи Бодуэну (Балдуину)I Константинопольскому, воевавшему с болгарами, половцами и византийскими греками. Однако следует заметить, что, поскольку Орден Святого Иакова и Меча в описываемое время не был особо многочисленным, эти вспомогательные контингенты не смогли оказать Балдуину действенной помощи, и в 1205 г. латинский император потерпел сокрушительное поражение от болгарского царя Калояна (Иоанна Влаха) в битве под Адрианополем, был взят в плен и умер в заключении при невыясненных обстоятельствах.       
К описываемому времени к кандидатам на вступление в Орден Сантьяго в качестве "братьев-рыцарей" стало предъявляться обязательное требование предоставить доказательство благородного происхождения.       
Одной из особенностей Устава Ордена Святого Иакова и Меча было требование прохождения кандидатом на вступление в Орден испытания в форме трехлетней морской службы на военных кораблях Ордена Сантьяго, отражавших (подобно иоаннитам-госпитальерам и рыцарям Ордена Святого Антония)) набеги мусульманских (берберийских, то есть, по преимуществу, алжирских и тунисских) пиратов (корсаров) на побережье Испании и Португалии. Это требование непременной военно-морской службы роднило Устав Ордена Святого Иакова и Меча с уставом госпитальеров-иоаннитов (особенно в родосский и мальтийский периоды ордена Святого Иоанна Иерусалимского). Следует вообще заметить, что рыцари Ордена Сантъяго испытывали большие симпатии к иоаннитам, что выразилось, в частности, в активной военной поддержке, оказанной рыцарями Святого Иакова и Меча иоаннитам при осаде резиденции последних на острове Мальта турками-османами.

В XIV в. Орден Сантьяго был в состоянии (без учета сил своих португальских командорств) вывести в поле около 230 "фрейлес" ("орденских братьев"), а в XVI в. - 400 "фрейлес" и 1000 "копий" (то есть, по испанским и португальским понятиям того времени - 1000 конных воинов) от всех своих 84 командорств (энкомьенд).

В период наивысшего расцвета Ордена Святого Иакова и Меча его многочисленные земельные владения охватывали всю Испанию. В результате у Ордена стали возникать все более тесные связи с королевским двором и, соответственно, стал все больше возрастать интерес короля к деятельности Ордена. Так, в 1254 г. король получил право голоса при избрании должностных лиц Ордена Сантьяго, а начиная с 1275 г. на пост магистра неизменно избирался кандидат, предложенный королем.

В 1342 г. король настоял на избрании Магистром Ордена Сантьяго...своего бастарда (незаконнорожденного сына), которому было в то время всего семь лет от роду. Королевское предложение вызвало резкую отповедь не только со стороны членов Ордена Святого Иакова и Меча, но и со стороны руководства других иберийских духовно-рыцарских Орденов - в частности, Магистра Ордена Алькантары (которого король в итоге объявил бунтовщиком, осадил в главном орденском замке, пленил и повелел обезглавить). Еще один "мятежник" - Магистр Ордена Калатравы - был вскоре после казни Магистра Ордена Алькантары (Святого Юлиана) убит по приказу короля Кастилии Педро Жестокого по обвинению в заговоре, направленном против королевского фаворита.

Успешный ход испанской Реконкисты постоянно поддерживал в иберийских рыцарях боевой дух крестоносцев, не давая ему угасать. Так, в 1431 г. Коннетабль (Маршал) Ордена Сантьяго фрей (брат) Альваро де Луна (избранный в 1445 г. магистром рыцарей Святого Иакова и Меча) одержал блестящую победу над маврами в битве при Игере. Впрочем, Магистр де Луна был казнен в 1453 г. в ходе репрессий, последовавших вслед за дворцовым переворотом. Орден Сантъяго активно участвовал в феодальных распрях XIV и XV вв. на территории Иберийского полуострова, пока должность магистрв рыцарей Святого Иакова и Меча не была в 1485 г. фактически закреплена за королем и Орден Сантьяго не был папской буллой уже формально подчинен королевской власти в 1493 г. В 1582 г. Орден Святого Иакова и Меча был окончательно преобразован из рыцарски-монашеского братства в светский династический военный Орден.

6. Орден Алькантары (Святого Юлиана, Сан-Хулиан).

В 1177 г. был учрежден испанский духовно-рыцарский Орден Алькантары. Это рыцарское братство также получило свое имя от названия одной из своих первоначальных резиденций - крепости Алькантара, в то время как его первоначальным названием было - "Орден Святого Юлиана (Сан-Хулиан)". Орден рыцарей Алькантары зародился, в качестве рыцарского братства, в конце XII в. Примерно в 1166 г. было засвидетельствовано существование небольшой группы рыцарей, известных под называнием "рыцари Сан-Хулиан де Перейро" и действовавших против мавров на границах королевств Леон и Кастилия с владениями испанских мавров. В 1177 г. рыцарское братство получило Устав военно-монашеского Ордена. Статус Ордена был официально закреплен за братством папским престолом в 1183 г.

В 1187 г. Орден Святого Юлиана, теснимый маврами, в поисках поддержки, как и некоторые другие иберийские ордены, временно перешел в подчинение Великому магистру Ордена рыцарей Калатравы (хотя и сохранил самоуправление во главе со своим собственным приором). В 1217 г. король Леона дон Альфонсо своим указом даровал Ордену Калатравы крепость Алькантару с прилегающей областью, образовавшей новое командорство Ордена Калатравы. Но уже в 1217 г. новое командорство отделилось от Ордена Калатравы, перейдя, вместе со всеми своими владениями в королевстве Леон, в состав Ордена Святого Юлиана. Новый объединенный Орден получил название "Ордена Алькантары".

Знаком принадлежности к Ордену Алькантары являлся ажурный "процветший" крест, подобный кресту Ордена Калатравы, только не красного, а зеленого цвета (первоначально на белом поле, а впоследствии - на черном).

Боевое знамя Ордена Алькантары представляло собой прямоугольное, с 2 косицами, полотнище белого цвета с зеленым лилиевидным ("процветшим") крестом у древка. 
Во главе Ордена Алькантары стоял Магистр (Маэстре или Местре). Его заместителем был Великий Приор (Приор Майор). Кроме них, в руководство Ордена входили:

Великий Командор (Коммендадор Майор);

Кастеллан, или Ключник (Клаверо), помощником которого был Подключник
(Суб-Клаверо);

Интендант (Обреро) и

Хоругвеносец, или Знаменосец (Альферес).

К 1234 г. в составе Ордена Алькантары насчитывалось 600 рыцарей и 2000 "услужающих братьев" (сервиентов)- главным образом, пеших ратников. Кроме рыцарей (исп.: "кабальерос") и сервиентов (исп.: "сархентос"), в составе Ордена имелись также священники, или клирики (исп.: "клеригос").

В 1472 г. Магистр Алькантары, по свидетельству хронистов-современников, мог вывести в поле не менее 1500 конных и 2500 пеших воинов. Численность орденских братьев (причем не только в Ордене Алькантары, но и в других иберийских военно-монашеских Орденах) всегда была относительно небольшой. Большинство полевых армий духовно-рыцарских Орденов Иберийского полуострова состояло из их ленников-вассалов и наемных воинов. "Орденские братья" часто выступали в роли офицеров - командиров отрядов пеших копейщиков или арбалетчиков, или даже в роли командиров артиллерийских подразделений (у всех испанских и португальских духовно-рыцарских Орденов со временем появилась своя собственная крепостная, осадная и полевая артиллерия).   
Одежда членов Ордена Алькантары была первоначально белого, впоследствии же - черного цвета. Ношение членами Ордена "Сан-Хулиан и Алькантара" на одеждеупомянутого выше зеленого "процветшего" орденского креста с лилиями на концах, лепестки которых были отогнуты назад к стеблю, как на кресте рыцарей Ордена Калатравы, засвидетельствовано хронистами не ранее 1397 г.

Члены Ордена Алькантары носили свое орденское облачение, пока папа римский Сикст VI (годы понтификата 1471-1484) не разрешил им носить одежду любого цвета ("какого только пожелают"). Но, как и рыцари Калатравы, они продолжали носить поверх этой одежды белый плащ с эмблемой Ордена - зеленым лилиевидным крестом.

Последний Магистр Ордена умер в 1494 г. В 1495 г. Орден Алькантары был указом папы римского официально приведен под власть короля Фердинанда V.

7.Орден рыцарей Святой Девы Марии (Пресвятой Богородицы) Монжуа.

Орден Святой Девы Марии (Пресвятой Богородицы) Монжуа ("Гора радости") был, в отличие от перечисленных выше орденов, основан не на Иберийском полуострове, а в Святой Земле, однако выходцем с Иберийского полуострова - испанским графом Родриго, бывшим рыцарем Ордена Святого Иакова и Меча, в 1176 г. дон Родриго даровал учрежденному им Ордену земельные владения в Кастилии и Арагоне, а король Иерусалимский даровал "рыцарям Монжуа" в качестве пристанища несколько башен в городе Аскалоне (Ашкелоне). Этот дар был сопряжен с обязанностью защищать башни от неверных.

Резиденция Магистра Ордена рыцарей Девы Марии была расположена в замке Монжуа на одноименной горе близ Иерусалима. Свое название гора получила в дни Первого Крестового похода, когда в 1099 г. подступивших к занятому сарацинским гарнизоном Святому Граду Иерусалиму крестоносцев на этой горе посетило видение Пресвятой Богородицы (Девы Марии), вселившее в них великую радость и веру в победу над неверными.

Орден Пресвятой Богородицы Монжуа, члены которого, подобно рыцарям Храма, следовали уставу монахов-цистерцианцев и носили их белые орденские облачения, был официально признан папой римским в 1180 г. Изначально Орден был задуман в качестве международного духовно-рыцарского братства (подобно иоаннитам-госпитальерам, храммовникам-тамплиерам и лазаритам), однако в силу сложившихся обстоятельств, со временем превратился в преимущественно испанский (подобно тому, как другой учрежденный в Святой земле Орден Пресвятой Девы Марии - Тевтонский - оказался, по сути, немецким).

Члены Ордена Пресвятой Богородицы Монжуа первоначально носили белые облачения с ...пятиконечной красной звездой. Со временем последняя была, однако, заменена "красно-белым крестом", о форме которого до нас не дошло точных сведений (по всей вероятности, он был схож с белым крестом с красной каймой рыцарей португальского Ордена Христа).

Малочисленный воинский контингент Ордена Святой Девы Марии Монжуа принял участие в роковом для армии Иерусалимского королевства сражении с армией султана Египта и Сирии Салах-ад-Дина (Саладина) при Хиттине ("битве у рогов Хаттина") 3 июля 1187 г., в котором был истреблен до последнего человека. Почти все уцелевшие члены Ордена Богородицы Монжуа, не участвовавшие в битве, оказались столь немногочисленными, что предпочли перебраться из Святой Земли на Иберийский полуостров, в королевство Арагон - за исключением нескольких, наиболее стойких, оставшихся в Палестине и присоединившихся к "бедным рыцарям Христа и Храма Соломонова" (храмовникам-тамплиерам). 

В Арагоне Орден Святой Девы Марии Монжуа получил новое название - "Орден Труфака" (по названию своей тамошней резиденции), но не снискал себе особой воинской славы (вследствие своей малочисленности) и в 1221 г. был инкорпорирован (включен) королем доном Фернандо (Фердинандом) Арагонским в состав Ордена рыцарей Калатравы.

8. Орден рыцарей Ордена Святого Георгия из Альфамы (Сан Хорхе де Альфама).

Испанский духовно-рыцарский Орден Сан Хорхе де Альфама, члены которого следовали Уставу монашеского Ордена августинцев, был основан в 1200 г. Резиденция Магистра Ордена располагалась в крепости Альфама, которую испанским "георгиевским кавалерам" было поручено оборонять от мавров, чем они и занимались с переменным успехом. На протяжении всей своей истории Орден Сан Хорхе оставался небольшим военно-монашеским братством, сражавшимся с маврами в рамках своих весьма ограниченных возможностей. В 1400 г. Орден Святого Георгия из Альфамы вошел в состав Ордена Пресвятой Девы Монтезской, после чего иберийские "георгиевские кавалеры" стали носить на своих белых орденских облачениях (лишенных дотоле каких-либо опознавательных знаков или эмблем) красный крест Монтезского Ордена.

9. Орден Милосердия (Орден мерседариан).

Орден мерседариан ("милосердных братьев", "братьев милосердия") был основан на территории испанского королевства Арагон в 1233 г. провансальским дворянином Пейре Ноласко, перешедшим на службу к королю Арагона. В соответствии с названием Ордена, его главная задача изначально должна была заключаться в том, чтобы творить дела милосердия, а именно - выкупать христиан, томившихся в рабстве у неверных (выкупом христианских рабов у мусульман занимались и другие духовно-рыцарские Ордены - в частности, Орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского).

Однако наряду с "госпитальерскими", рыцари Ордена Милосердия выполняли и чисто "тамплиерские" задачи, освобождая пленных и рабов из мусульманской неволи силой оружия.

Со временем Орден братоев милосердия, проделав эволюцию, аналогичную эволюции иоаннитов-госпитальеров, превратился в чисто военный (рыцарский) Орден, в котором братья-клирики (священники) стали играть заметную роль не ранее 1317 г.

Орден Милосердия никогда не был особенно многочисленным и располагал небольшим воинским контингентом, состоявшим из "братьев-рыцарей" ("фрейлес кабальерос") и "братьев-сервиентов" ("фрейлес сархентос").

Братья-мерседариане носили белые одеяния, а поверх них - миниатюрный герб Арагонского королевства на шейной цепи. 

Герб Арагона представлял собой "четыре червлёных столпа на золотом поле", то есть, в переводе с геральдического языка на общедоступный, 4 красные вертикальные полосы на золотом поле, оставшися, по легенде, от окровавленных пальцев одного из арагонских королей, который, после победы над врагами Святого Креста в кровавой битве, провел рукой по желтой ткани захваченного шатра предводителя неприятельского войска (или, согласно другой версии - по желтому щиту одного из своих наиболее отличившихся в битве вассалов, ставшего впоследствии основателем новой королевской династии Арагона).

Здесь конец и Богу нашему слава!

Вольфганг Акунов


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ИБЕРИЙСКИЕ ПРЕЕМНИКИ РЫЦАРЕЙ ОРДЕНА ХРАМА
Автор(ы) статьи:Вольфганг Акунов
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru