ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ “јћѕЋ»≈–џ - –џ÷ј–» ’–»—“ј » ’–јћј. » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

“јћѕЋ»≈–џ - –џ÷ј–» ’–»—“ј » ’–јћј.

¬ольфганг јкунов


“јћѕЋ»≈–џ - –џ÷ј–» ’–»—“ј » ’–јћј.


- ѕЄс! - произнЄс Ѕуагильбер, заскрежетав зубами. - я покажу тебе, что значит богохульствовать против св€щенного ордена рыцарей —ионского ’рама!

¬альтер —котт. јйвенго.

"Ѕрат-рыцарь" (лат.: frater militarius или rater eques) ќрдена тамплиеров

ќрден тамплиеров (темплариев), он же - ќрден рыцарей (воинов, воинства) ’рама (милитес “емпли), "храмовых господ", "храмовых братьев", "бедных воинов во ’ристе и поборников »ерусалимского ’рама" и проч. - первым из духовно-рыцарских ќрденов, созданных в ѕалестине в период  рестовых походов, с самого своего основани€ направил свою де€тельность на решение чисто военных, хот€ и оборонительных, задач - в отличие, например, от основанного гораздо раньше, в 1048 г., еще задолго до начала  рестовых походов (вопреки попыткам ѕапского ѕрестола приурочить его возникновение к освобождению »ерусалима от неверных участниками ѕервого  рестового похода под предводительством герцога Ќижней Ћотарингии (Ѕрабанта) √одфруа Ѕульонского в 1099 г.!) ќрдена странноприимцев (гостеприимцев или госпитальеров), прозванных впоследствии иоаннитами.

¬ 1119 или 1120 г. французские рыцари √уго де ѕайен (ѕэйн), √одфруа де —ент-ќмер, –оллан, √одфруа де Ѕизо, ѕайен де ћондидье и јрчимбаут (ќдо, ќдон) де —ент-јман объединились в воинское братство, дабы, во славу ѕресв€той Ѕогородицы и ѕриснодевы ћарии, стать монахами, остава€сь в то же врем€ рыцар€ми, вести целомудренную и благочестивую жизнь по сенью √роба —пасител€, оборон€ть от недругов  реста —в€тую «емлю и оказывать вооруженную защиту благочестивым пилигримам (паломникам) на пути через опасные области —ирии и ѕалестины, охран€€ их на пути от морского берега, к которому приставали паломнические корабли, от магометанских, а порой - что греха таить! - и от христианских придорожных разбойников.

 ороль »ерусалимский Ѕодуэн (Ѕалдуин) II, брат умершего вскоре после освобождени€ —в€того √рада »ерусалима от иноверного ига √одфруа Ѕульонского, предоставил в их распор€жение часть своего дворца, построенного на месте древнего ’рама —оломонова (поэтому членов нового рыцарского братства и стали называть "храмовниками (лат.: темплари€ми, франц.: тамплиерами)" или "рыцар€ми ’рама", хот€ первоначально они сами называли себ€ "бедными воинством ’ристовым"), а каноники ’рама —в€того ∆ивоносного √роба √осподн€ - несколько расположенных поблизости зданий дл€ размещени€ бедных пилигримов, которым было нечем заплатить за ночлег на городских посто€лых дворах.

ѕервоначально орденское оде€ние храмовников состо€ло из надетой поверх брони серой монашеской р€сы с небольшим пр€мым красным крестом (который нашивало себе на одежду большинство крестоносцев) и веревочного по€са, который они не должны были снимать, как символ целомудри€ и воздержани€, ни при каких обсто€тельствах. Ћишь по прошествии долгого времени, а именно - после вз€ти€ мусульманской крепости јскалон в 1153 г., римский ѕапа в награду за храбрость, про€вленную храмовниками при штурме, даровал им новое орденское облачение, состо€вшее из белого льн€ного плаща с кроваво-красным восьмиугольным крестом (символом готовности к мученичеству в борьбе за ¬еру) и белого льн€ного по€са (символа душевной и сердечной чистоты и целомудри€).

—ледует подчеркнуть, что тамплиерский крест был отнюдь не восьмиконечным (с "ласточкиными хвостами" на концах), как, например, крест иоаннитов-странноприимцев или кавалеров —в€того Ћазар€, а именно восьмиугольным - концы этого креста расшир€лись в форме "иерихонских труб", в ознаменование того, что стены јскалона пали перед тамплиерами как некогда стены библейского града »ерихона пали при звуках труб воинства ветхозаветного пророка »исуса Ќавина.

Ќа ранней печати ордена тамплиеров изображалс€ ’рам —оломонов, а позднее два всадника (храмовник и наход€щийс€ под его защитой паломник). Ќо со временем рисунок печати изменилс€ и стал изображать двух вооруженных рыцарей-храмовников на одном коне, что должно было символизировать их бедность (не позвол€вшую €кобы каждому храмовнику приобрести себе лошадь - хот€ в то же врем€ известно, что по ”ставу каждому рыцарю ’рама полагалось иметь не одну целых т р и лошади - боевую, походную и вьючную -, и, разумеетс€, на одного, а не на двоих!). Ќедоброжелатели, однако, не замедлили истолковать это изображение как намек на склонность храмовников к однополой любви, что сыграло позднее свою роль в процессе над тамплиерами.

ќрденское знам€ тамплиеров было черно-белым, хот€ точно неизвестно, каким именно - то ли состо€щим из двух горизонтальных полос (черной сверху и белой снизу), как знам€ ѕрусского королевства в позднейшие времена, то ли из нескольких чередующихс€ черно-белых полос, то ли в черно-белую клетку, наподобие шахматной доски (вследствие чего и полы в ложах считающих себ€ наследниками тамплиеров направлений современного франкмасонства выложены чередующимис€ в шахматном пор€дке черно-белыми плитками).

¬ пользу последнего варианта говорит название главного тамплиерского знамени - "Ѕосеан", что на старофранцузском €зыке означает "пега€ кобыла". “амплиеры использовали несколько различных боевых кличей: "Ѕосеан!", "’ристос и ’рам!"("’ристус эт “емплум!") и, пожалуй, самый знаменитый и загадочный: "Ѕог —в€та€ Ћюбовь!" ("ƒьЄ —ент-јмур!").

Ѕелый цвет орденского облачени€ указывал на тесную св€зь тамплиеров с монашеским орденом цистерцианцев (носивших белые р€сы), устав которых был заимствован рыцар€ми ’рама (в то врем€ как черное облачение иоаннитов-госпитальеров указывало на их происхождение от носивших черные р€сы монахов-бенедиктинцев).

 расный цвет тамплиерского креста, €вл€вшегос€, по большому счету, символом крестоносца вообще, об€зан своим происхождением событию, происшедшему на  лермонском соборе католической церкви в 1095 г. ѕапа римский ”рбан II, получивший, как глава всех западных христиан, послание с просьбой о помощи от ¬асилевса (»мператора) ¬осточной –имской империи ("¬изантии") јлексе€ I  омнина, владени€м которого угрожали турки-сельджуки, призвал участников собора выступить в поход дл€ защиты христиан ¬остока.

¬ыражение "крестовый поход" тогда еще не употребл€лось, сами участники этих военных предпри€тий дл€ освобождени€ √роба √осподн€ от мусульман называли себ€ просто "пилигримами", т.е. паломниками, а свои походы - "паломничеством" ("перегринацио"), подчеркива€ тем самым религиозный аспект предпри€ти€ в качестве основного. ¬ порыве воодушевлени€ папа ”рбан, сорвав с себ€ багр€ницу, стал раздирать ее на полоски и раздавать их всем, согласившимс€ выступить на ¬осток. ќни нашивали эти полоски крестообразно на одежду, жела€ тем самым уподобитьс€ ’ристу, вз€ть на себ€  рест и нести его вослед —пасителю. –азумеетс€, лоскутков от папского облачени€ на всех желающих не хватило. ќстальным пришлось изготовить себе кресты из другой ткани, но, жела€ уподобитьс€ тем немногим, которые как бы получили паломнический крест и благословение от самого наместника Ѕога на земле, они также использовали дл€ своих крестов материю красного цвета, "в тон" папской багр€нице.

Ћишь впоследствии, по мере постепенного по€влени€ у "пилигримов" из разных стран ≈вропы зачатков национального самосознани€, матерчатые кресты на их одеждах и знаменах стали принимать различную окраску.   XIII в., если верить средневековому летописцу ћэтью (ћатфею) ѕарижскому, среди английских пилигримов утвердилс€ червленый, т.е. красный крест (" рест —в€того √еорги€"); среди французов - серебр€ный, т.е. белый; среди италь€нцев - желтый или лазоревый (синий); среди немцев - черный, среди фламандцев - зеленый, среди испанцев - пурпурный, среди шотландцев - косой серебр€ный "андреевский крест", и т.д. - хот€, конечно, были и исключени€. “ак, например, рыцари ќрдена —в€того Ћазар€, главным образом италь€нцы, носили на своих черных плащах с белой каймой крест не лазоревого, а зеленого цвета и т.п.

¬ то же врем€ красный крест продолжал служить общим символом всех крестоносцев, готовых пролить кровь ради освобождени€ —в€той «емли от гнета иноверцев. ј тамплиеры служили как бы образцом, или, выража€сь современным €зыком, "архетипом" этого "нового рыцарства". ѕоэтому общие дл€ всех крестоносцев красные кресты украшали их оде€ни€, щиты и прапорцы (флажки) на копь€х.

¬прочем, сохранились изображени€ рыцарей ’рама со щитами черно-белой расцветки (наподобие их главного знамени "Ѕосеан"), а также со щитами, украшенными красным крестом на черно-белом поле (а в некоторых случа€х - даже с крестами не красного, а черного цвета, вообще-то утвердившимис€ в качестве эмблемы другого, “евтонского, военно-монашеского ордена).

Ќар€ду с главным, черно-белым знаменем ’рама - "Ѕосеаном", засвидетельствовано также наличие у тамплиеров других знамен - двухполосного красно-белого ст€га и белого ст€га с красным орденским крестом.

ќбычные крестоносцы (мир€не) нашивали себе кресты на правое, а члены военно-монашеских ќрденов (в том числе и ордена тамплиеров) - на левое плечо.

ƒевизом ќрдена тамплиеров служили слова ѕсалма 113: "Non nobis, Domine, non nobis, sed nomini Tuo da gloriam" ("Ќе нам, √осподи, не нам, но имени “воему дай славу"), звучащие в русском переводе ѕсалтири несколько иначе: "Ќе нам, √осподи, не нам, но имени “воему да будет хвала".

Ћюбопытно, что »мператор и —амодержец ¬сероссийский ѕавел ѕетрович, с огромным уважением относившийс€ к традици€м истинного рыцарства, при восшествии на ѕрестол повелел отчеканить новые рубли с этим девизом ќрдена тамплиеров (в сокращенной форме: "Ќе нам, не нам, но »мени “воему"), вместо своего портрета, на аверсе (хот€ в дальнейшем св€зал свою судьбу с другим военно-монашеским братством - ќрденом св€того »оанна »ерусалимского, 72-м ¬еликим магистром которого он был избран). —охранились даже изображени€ гербовых двуглавых орлов ¬сероссийской »мперии первых лет правлени€ ѕавла ѕетровича† с лапчатым тамплиерским крестом - crois patee - (вместо традиционного образа св€того √еорги€ ѕобедоносца) в сердцевом щитке на груди. ќдин такой "тамплиерский" –оссийский ќрел изображен на гравированном портрете ѕавла ѕетровича 1796 г.† ¬еро€тно, это объ€сн€етс€ вли€нием на молодого ѕавла его воспитателей-масонов (в частности, графа Ќ.». ѕанина), среди которых были и "вольные каменщики", принадлежавшие к высоким "тамплиерским" градусам (степен€м). ¬последствии молодой самодержец освободилс€ от вли€ни€ этих "тамплиеров", отдав предпочтение госпитальерам-иоаннитам, присвоившим себе, после разгрома тамплиеров в 1312 г., большую часть их владений и имущества и снискавших ненависть ушедших в подполье храмовников (которым, несмотр€ на отдельные исключени€, было строго запрещено, после упразднени€ их собственного ќрдена, вступать в ќрден св€того »оанна). ¬озможно, это обсто€тельство, нар€ду с другими, сыгрло свою роль в трагической судьбе русского "÷ар€-рыцар€"...

ќрден тамплиеров был официально узаконен папой римским (а точнее - антипапой) √онорием II только в 1128 г.



Ќазад ¬перед
Ќазвание статьи:   “јћѕЋ»≈–џ - –џ÷ј–» ’–»—“ј » ’–јћј
 атегори€ темы:    ¬ольфганг јкунов ¬оенно-монашеские ордена
јвтор (ы) статьи:  
ƒата написани€ статьи:   2009-08-16
–екомендуема€ литература по теме этой статьи:   Ћобе ћ., ‘о √. “рагеди€ ордена тамплиеров. ѕер. с франц. ∆уравлевой ƒ.ј. —ери€: Terra Historica ћ. —ѕб ¬ече. ≈врази€ 2007 г. 320 с., ћельвиль ћ. »стори€ ордена тамплиеров. ѕер. с фр. √.‘. ÷ыбулько под ред. ¬.¬.Ўишкина —анкт-ѕетербург ≈врази€. 2007 г. 368 с., Ѕордонов ∆. ѕовседневна€ жизнь тамплиеров в XVIII веке. ∆ива€ истори€: ѕовседневна€ жизнь человечества. ћ. ћолода€ гварди€. 2004 г. 256 с., Ѕордонов ∆. ѕовседневна€ жизнь тамплиеров в XVIII веке. ∆ива€ истори€: ѕовседневна€ жизнь человечества. ћ. ћолода€ гварди€. 2004 г. 256 с.


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны Ќиколаевска€ академи€ √енерального штаба ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
2 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї—П –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є2
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і