Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Мало, ежели офицер сам не боится, а команда его не имеет равной с ним твердости; у истинно храброго офицера и подчиненные будут герои.
М. С. Воронцов




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

БАНКИРЫ ХРАМА СОЛОМОНОВА

Вольфганг Акунов


БАНКИРЫ ХРАМА СОЛОМОНОВА


"Мы стали никому не нужны и не поняли этого, - думал Великий магистр. - Мы по-прежнему говорили о новых крестовых походах, об отвоевании утраченных владений...Быть может, мы пользовались незаслуженно большими привилегиями, не по чину гордились. Были Христовым воинством, а превратились в банкиров церкви и короны. А чем больше у тебя должников, тем больше врагов".


Морис Дрюон. Железный король.


 
 Герб Державного (Суверенного) Военного (Рыцарского) Ордена Иерусалимского Храма (англ.: The Sovereign Military Order of the Temple of Jerusalem)


Орден тамплиеров (храмовников) - пожалуй, наиболее известный из духовно-рыцарских орденов, созданных в Палестине в период Крестовых походов, первоначально направил свою деятельность на решение чисто военных, хотя и оборонительных, задач - в отличие, например, от основанного гораздо раньше, в 1048 г., еще задолго до начала Первого Крестового похода под предводительством герцога Брабанта (Нижней Лотарингии) Готфрида (Годфруа) Бульонского в 1099 г.! - ордена странноприимцев (госпитальеров), прозванных впоследствии иоаннитами.

 

В 1119 (или 1120) г. французские рыцари Гуго де Пайен, Годфруа де Сент-Омер, Роллан, Годфруа де Бизо, Пайен де Мондидье и Арчимбаут де Сент-Аман объединились в воинское братство, дабы, во славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, стать монахами, оставаясь в то же время рыцарями, вести целомудренную и благочестивую жизнь по сенью Гроба Спасителя, оборонять от нехристей Святую Землю и оказывать вооружённую защиту благочестивым пилигримам в паломничестве через опасные области Сирии и Палестины, охраняя их на пути от морского берега, к которому приставали паломнические корабли, от магометанских, а порой - что греха таить! - и от христианских придорожных разбойников.

 

Король Иерусалимский Бодуэн (Балдуин) II, брат умершего вскоре после освобождения Святого Града Иерусалима от иноверного ига Готфрида Бульонского, предоставил в их распоряжение часть своего дворца, построенного на месте древнего Храма Соломонова (поэтому членов нового рыцарского братства и стали называть "храмовниками (лат.: темплариями, франц.: тамплиерами)" или "рыцарями Храма"(хотя первоначально они сами называли себя "бедными воинством Христовым"), а каноники Храма Святого Живоносного Гроба Господня - несколько расположенных поблизости от дворца зданий для размещения бедных пилигримов, которым было нечем заплатить за ночлег на городских постоялых дворах.

 

Первоначально орденское одеяние храмовников состояло из надетой поверх брони серой монашеской рясы с небольшим прямым красным крестом (который нашивало себе на одежду большинство крестоносцев) и верёвочного пояса, который они не должны были снимать, как символ целомудрия и воздержания, ни при каких обстоятельствах. Лишь по прошествии долгого времени, а именно - после взятия крестоносцами мусульманской крепости Аскалон в 1153 г., римский папа в награду за храбрость, проявленную храмовниками при штурме, даровал им новое орденское облачение, состоявшее из белого льняного плаща с кроваво-красным восьмиугольным крестом (символом готовности к мученичеству в борьбе за Веру) и белого льняного пояса (символа душевной и сердечной чистоты).

 

Белый цвет орденского облачения указывал на тесную связь тамплиеров с монашеским орденом цистерцианцев (носивших белые рясы), устав которых был заимствован рыцарями Храма (в то время как черное облачение иоаннитов-госпитальеров указывало на их происхождение от носивших чёрные рясы монахов орденов бенедиктинцев и августинцев).

 

Красный цвет тамплиерского креста, являвшегося, собственно, символом крестоносца как такового, обязан своим происхождением событию, происшедшему на Клермонском соборе католической церкви в 1095 г. Папа римский Урбан II, получивший, как глава всех западных христиан, послание с просьбой о помощи от Василевса (Императора) Восточной Римской империи ("Византии") Алексея I Комнина, владениям которого угрожали турки-сельджуки и печенеги, призвал участников собора выступить в поход для защиты христиан Востока.

 

В порыве воодушевления римский понтифик, сорвав с себя багряницу, стал раздирать ее на полоски и раздавать их всем, согласившимся выступить на Восток. Они нашивали эти полоски крестообразно на одежду, желая тем самым уподобиться Христу, взять на себя Крест и нести его вослед Спасителю. Разумеется, лоскутков от папского облачения на всех желающих не хватило. Остальным пришлось изготовить себе кресты из другой ткани, но, желая уподобиться тем немногим, которые как бы получили паломнический крест и благословение от самого наместника Бога на земле, они также использовали для своих крестов материю красного цвета, "в тон" папской багрянице.

 

Лишь много лет спустя, по мере постепенного появления у "пилигримов" из разных стран Европы зачатков национального самосознания, матерчатые кресты на их одеждах и знаменах стали принимать различную окраску. В то же время красный крест продолжал служить общим символом всех крестоносцев, готовых пролить кровь ради освобождения Святой Земли от гнёта иноверцев. А тамплиеры служили как бы образцом, или, выражаясь современным языком, "архетипом" этого "нового рыцарства". Поэтому общие для всех крестоносцев красные кресты украшали их одеяния, щиты и флажки на пиках.

 

Впрочем, сохранились изображения рыцарей Храма со щитами чёрно-белой расцветки (наподобие их главного знамени "Босеан"), а также со щитами, украшенными красным крестом на чёрно-белом поле (а в некоторых случаях - даже с крестами не красного, а чёрного цвета, вообще-то утвердившимися в качестве эмблемы другого, Тевтонского, военно-монашеского ордена).

 

Орден тамплиеров был официально узаконен папой римским Гонорием II только в 1128 г. Община рыцарей Христа и Храма Соломонова имела строго иерархическое устройство.

 

Во главе ордена тамплиеров стоял Великий Магистр, или Мастер (Mагистер Темплариорум), избираемый простым большинством голосов особым комитетом (советом), состоявшим из членов Капитула и утверждаемый Капитулом в должности, по своему рангу уравненный папой с независимыми владетельными государями, а по достоинству - с епископами римско-католической церкви.

В случае отсутствия Магистра по каким-либо причинам (отъезд, болезнь, смерть в бою или плен) его заменял "сенешал" (по-латыни: "сенескалкиус"). Сенешалу прислуживали два оруженосца, орденский брат из низших чинов, капеллан, писцы и двое пеших слуг.

 

"Маршал" (по-латыни: "марескалкус") был главным полководцем ордена Храма и заведовал его военным делом. В военное время братья-рыцари и услужающие братья состояли под его непосредственным началом.

 

"Великий прецептор (по-латыни: "магнус прецептор") Иерусалимской области" был хранителем орденской казны. В этом своем качестве он ведал также размещением братьев по различным орденским замкам-монастырям и надзирал над всеми орденскими поселениями, подворьями, фермами и имениями. Под его начальством находились также принадлежавшие ордену корабли, стоявшие на якоре в порту Сен-Жан д'Акра (Акры, Аккона или Птолемаиды). Он же распоряжался военной добычей. При нем находился орденский "портной" ("интендант"), ведавший снабжением братьев ордена Храма одеждой, а их коней - сбруей.

 

В обязанности "комтура (командора) Святого града Иерусалима" входило выполнение первоначальной общеорденской задачи тамплиеров. Вместе с десятью рыцарями Христа и Храма под чёрно-белым орденским знаменем "Босеан" он должен был сопровождать паломников к реке Иордану, снабжая их необходимыми припасами и лошадьми.

 

В пору расцвета ордена Храма (часто для краткости именовавшегося просто "Храмом" - подобно тому, как орден госпитальеров-иоаннитов именовался просто "Госпиталем") ему приписывали владение до 10 000 замков или крепостей, и, хотя недвижимость тамплиеров была много меньше недвижимости, скажем, орденов цистерцианцев или иоаннитов-госпитальеров, движимое имущество храмовников оценивается некоторыми исследователями, в пересчёте на сегодняшние деньги, примерно в 112 миллиардов евро. Хотя это представляется нам несомненным преувеличением, но все-таки Храм накопил огромное богатство, полученное им из следующих основных 4 источников:

 

1)"доброхотных даяний", получаемых тамплиерами от благочестивых христиан (обычно "на помин души" или "во искупление грехов") в большом количестве на протяжении 200 лет существования их ордена;

 

2)военных трофеев, захваченных на мусульманском Востоке (рыцари-монахи ордена Храма принимали активное участие в грабежах, что им было дозволено особой папской буллой 1139 г.);

 

3)даров пилигримов: паломничество во все времена было прибыльным делом;

 

4)банковских операций - пользуясь своей независимостью (или, точнее, подчиненностью только папе римскому - "наместнику Самого Бога на Земле"), высочайшим престижем и тем, что для него не существовало границ, орден Храма создал мощнейшую финансовую организацию, не знавшую себе равных в христианском мире и, между прочим, являвшуюся эффективнейшей альтернативой международной иудейской банковско-ростовщической системе.

 

В нашу эпоху "дикого" новороссийского капитализма наибольшее восхищение вызывает, вероятно, именно эта сторона деятельности тамплиеров, благодаря которой многие склонны считать их изобретателями современной банковской системы. Именно храмовники, по мнению многих, ввели в обращение все виды кредита, долговые расписки, чеки и векселя на предъявителя (имевшие до того хождение лишь среди иудеев).

 

В действительности рыцари ордена Храма изобретателями банковской системы не были, однако созданная тамплиерами банковская система действительно достигла большого размаха, благодаря тому, что каждое командорство ордена храмовников имело собственные филиалы ("прецептории"). Скорее всего, это произошло во многом спонтанно.

С трудом верится, что "бедные рыцари Христа" изначально создавали банки исключительно с целью собственного обогащения. Хотя они и не отказывались использовать их как средство получения прибыли, саму эту прибыль они расходовали, прежде всего на войну с сарацинами в Святой Земле (то есть крайне нерационально, с точки зрения любого финансиста - как тогдашнего, так и теперешнего).

 

Создание дорожной сети, охрана обозов, устройство складов и постоялых дворов со всей очевидностью доказывают, что не менее важной целью тамплиеров было развитие торговли, а торговля не может существовать без обменных операций между областями и без надежной защиты этих обменных операций.

 

Свобода передвижения и перевозки товаров очень быстро привели к такой форме торговли, при которой обойтись без денег оказалось уже невозможно.

 

Мы ни в коем случае не должны забывать, что в эпоху Крестовых походов в большинстве стран тогдашнего мира (кроме, разве что, Китая - если верить "Книге" Марко Поло!) имели хождение не бумажные банкноты, а золотые, серебряные или медные монеты, которые, в силу своей тяжести, требовали для перевозки особых транспортных средств, а именно обозов из вьючных животных, подверженных всем случайностям и опасностям дороги. К тому же они представляли собой лакомую приманку для бесчисленных грабителей.

 

Чтобы свести финансовый риск к минимуму, тамплиеры ввели в своих владениях так называемые заёмные письма, хотя не следует думать, будто именно рыцари Храма были их изобретателями. Ещё до тамплиеров заёмные письма были введены в обиход ломбардскими и венецианскими ростовщиками и банкирами (отличить которых друг от друга тогда было, пожалуй, не менее просто, чем сегодня).

 

Система тамплиерских заёмных писем была крайне простой. Какое-либо частное лицо привозило свои металлические деньги, скажем, в Парижское командорство тамплиеров. Казначей Парижского командорства храмовников выдавал данному частному лицу взамен принятой на хранение суммы в звонкой монете заёмное письмо в другое командорство ордена Храма - скажем, Иерусалимское. Прибыв в Иерусалим, означенное частное лицо являлось в местное командорство Ордена тамплиеров и, по предъявлении заёмного письма, получало точный эквивалент своего помещенного в парижское казначейство ордена Храма денежного вклада в любой монете, по своему выбору.

 

Благодаря введённой тамплиерами в своих владениях системе заёмных писем отпадала необходимость осуществлять дорогостоящую (с учетом необходимости оплаты транспортных средств, вооружённого конвоя, пошлин и сборов при пересечении бесчисленных "таможенных рогаток" на границах между владениями крупных и мелких сеньоров, и прочих дорожных расходов).



НазадВперед
Название статьи:   БАНКИРЫ ХРАМА СОЛОМОНОВА
Категория темы:    Вольфганг Акунов Военно-монашеские ордена
Автор (ы) статьи:  
Дата написания статьи:   2009-08-16
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:   Лобе М., Фо Г. Трагедия ордена тамплиеров. Пер. с франц. Журавлевой Д.А. Серия: Terra Historica М. СПб Вече. Евразия 2007 г. 320 с.


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...




ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...