Метаморфозы тамплиеров

МЕТАМОРФОЗЫ ТАМПЛИЕРОВ.

 

Моему другу Александру Шавердяну


 

Немногие организации, созданные на протяжении человеческой истории, пользовались большим уважением (к которому примешивались страх и зависть), чем христианский военный Орден рыцарей-тамплиеров, порождение Церкви Воинствующей, созданный для защиты христианских паломников в Святой земле.

Орден рыцарей-тамплиеров было основан в 1118 г. французским рыцарем Гуго (Гугоном, Югом) де Пайеном (Пейном, Паганисом) и восемью другими испытанными в боях воинами. Рыцари, решившие посвятить себя обеспечению безопасного сообщения между портом Яффа, или Яфо (расположенным на территории современной столицы государства Израиль - Тель-Авива), и Святым градом Иерусалимом, назвали себя Бедными Рыцарями Христа и Храма (имея в виду построенный некогда библейским царем Соломоном иерусалимский Храм - по-латыни: "темплум", по-немецки: "темпель", по-французски: "тампль" -, расположенный предположительно на месте их первой резиденции в Святом Граде). Иерусалим был освобожден от владычества мусульман ценой огромных усилий 19 годами ранее в ходе Первого Крестового похода, однако христианским войскам, занявшим Святой Град и прилегающие территории, постоянно угрожали враждебно настроенные арабы и турки. Поскольку войска христиан и магометан находились в более или менее непрерывном состоянии войны, католическая церковь с благодарностью приветствовала начинание Гуго де Пайена и его благочестивых рыцарей. В 1128 г. религиозные лидеры католической церкви, собравшиеся на совет во французском г. Труа, решили официально признать приобретших широкую известность рыцарей-тамплиеров в качестве нового религиозного Ордена.

Несмотря на служение интересом христианского мира, новый военно-религиозный Орден находился в полном противоречии с традиционной политикой христианской церкви, запрещавшей духовным лицам носить оружие. Рыцари принадлежали к воинскому сословию, а церковь привыкла считать воинов людьми безбожными и распущенными. Сохранилось немало раннесредневековых фресок и миниатюр, изображавших адские мучения людей в воинских доспехах и шлемах с подписью по-латыни: "militia armata" ("вооруженное воинство"), из чего явствует, что, согласно церковным представлениям, достаточно было принадлежать к воинскому сословию, чтобы угодить в адский котел с кипящей смолой. В 1095 г. аббат монашеского ордена цистерцианцев (Сито) Бернар Клервоский говорил о воинах-рыцарях (обозначавшихся в описываемое время одним и тем же латинским словом "милес", т.е. "воин"), как о "неверующих негодяях, святотатственных грабителях, убийцах, кощунниках, клятвопреступниках и прелюбодеях".

Соответственно, возникла необходимость направить в нужное русло безудержную и безрассудную энергию посвященных в рыцари воинов, пробужденную некогда Крестовыми походами. основание Ордена рыцарей-тамплиеров рассматривалось в качестве средства усмирения не подчиняющегося законам и предписаниям Церкви воинского сословия. И действительно, многие из воинов, пополняющих ряды тамплиеров, прежде стояли вне закона и даже были отлучены от церкви. Однако, какими бы ни были взгляды Бернара Клервоского на рыцарей и воинов вообще, он стал искренним поклонником Ордена Храма и его неофициальным покровителем. Именуя тамплиеров "законными палачами Христовыми", Бернар отпускал тамплиерам грех убийства до тех пор, пока их жертвами являлись враги христианской церкви.

Как и другие религиозные Ордены, тамплиеры давали обет нестяжания, целомудрия и послушания, и жили во всех отношениях, как монахи (за исключением ношения оружия). Устав Храма, определявший повседневную жизнь воинов-монахов, был, вероятно, составлен Бернаром Клервоским. Устав предусматривал строгое молчание во время еды и чтение молитв в установленное время. Чтобы обеспечить целомудрие, тамплиерам предписывалось спать полностью одетыми в освещенных спальнях, им запрещалось целовать женщин - даже своих сестер и матерей. Более того - тамплиерам было воспрещено даже посещать какие бы то ни было собрания, которые могли бы пробудить в них стремление к семейной жизни. Являясь Воинством Христовым, тамплиеры клялись никогда не отступать в сражении даже против втрое большего числа неприятелей. За нарушение даже самого незначительного правила Устава члена Ордена Храма ожидала суровая кара. Так, например, один тамплиер был изгнан из Ордена только за то, что потерял коня, взятого из орденской конюшни для охоты на зайцев - фактически, он совершил двойное нарушение Устава, ибо членам Ордена Храма было запрещено охотиться на любую дичь и на любого зверя, кроме льва, символизировавшего в церковном лексиконе дьявола; тамплиерам, оперировавшим в менее жарких странах, где львы не водились, было разрешено охотиться на рысей.

Эмблемой Ордена Храма было изображение коня, несущего на себе двух рыцарей (символ братства и обета нестяжания, приносимого тамплиерами при вступлении в Орден). Аббат Бернар Клервоский, вне всякого сомнения, относился к своей нищей, грубой, неотесанной братии Христовой лучше, чем к состоятельным рыцарям-мирянам, подчеркивая в "Похвале новому рыцарству", что тамплиеры выглядели "редко моющимися", с "косматыми, пропитанными потом и покрытыми пылью бородами", "перепачканными  и истощенными от повседневных трудов", "пятнистыми от доспехов и и жары". Каждый рыцарь (miles или еques; последнее слово в переводе с латыни означает буквально "всадник") Храма носил белый плащ, украшенный знаком в виде красного креста. Тамплиеры и шли в бой верхом под бело-черным знаменем, именовавшимся "Босеан" (что на старофранцузском языке означает "пегая лошадь" - лошадей именно такой масти предпочитали основатели Ордена Христа и Храма). Слово "Босеан" стало "кри де гер" (боевым кличем) тамплиеров.

Подобно организационным структурам других средневековых учреждений, оргструктура Ордена Храма отличалась жесткой иерархией. Главой тамплиеров был Великий Магистр (франц.: Гран Мэтр, нем.: Гроссмейстер). Следующим за ним по нисходящей линии был Великий приор. Великие приоры возглавляли многочисленные местные капитулы (советы), учрежденные не только в Святой земле, но и по всему христианскому миру. Братья-рыцари, имевшие право носить белый орденский плащ, набирались из знатных семей, образуя, так сказать, "офицерский корпус" Ордена Храма. Ниже них по рангу были "сержанты" ("услужающие братья") - группа конных воинов, которую составляли выходцы из семей не дворянского происхождения. "Сержанты" были облачены в черные или коричневые плащи. Ниже этих двух рангов воинов Христа в орденской иерархии располагались оруженосцы ("компаньоны", "спутники", "сопровождающие"), а также слуги и работники, заботившиеся о замках, хозяйствах и имуществе тамплиеров.

Кандидатов, происходивших из рыцарского сословия, принимали в Орден Храма в ходе тайной церемонии, происходившей в ночное время в строго охраняемом здании орденского капитула. Великий приор несколько раз спрашивал собравшихся на церемонию рыцарей, есть ли у кого-нибудь из них возражения против принятия в Орден кандидата. Если возражений не было, приор повторял устав Ордена и спрашивал, нет ли у новообращаемого жены и семьи, долгов или болезней, и не обязан ли он хранить верность какому-либо другому господину или Ордену. Дав отрицательный ответ на все эти вопросы, новообращаемый преклонял колена, прося о дозволении стать слугой и рабом Христа и Храма и присягая в верности Господу Богу и Пресвятой Деве Марии. В заключение церемонии новообращенного облачали в белый орденский плащ и радушно приветствовали новым членом содружества рыцарей Христа и Храма.

Глубокая секретность, окружавшая процедуру возведения в орденские степени и другие церемонии тамплиеров, придавали Ордену Храма таинственность в глазах непосвященных и давала обильную пищу слухам о действиях, совершаемых в стенах их крепостей-монастырей (прецепторий). Недруги и завистники тамплиеров злословили о половых извращениях, тайных науках и чернокнижии, которому, якобы, предавались храмовники вдали от людских глаз.

В конце концов эти обвинения были выдвинуты открыто, и к началу XIV в., после почти 200-летнего честного служения делу церкви и веры, легенда Ордена рыцарей Храма подошла к печальному и во многом неожиданному финалу.

Падение тамплиеров можно объяснить сразу несколькими факторами. Во-первых, прекращением Крестовых походов к началу XIII в., что ставило под вопрос изначальную цель учреждения Ордена Христа и Храма. Во-вторых, богатствами, накопленными "бедными рыцарями Христа" за 200 лет существования их военно-монашеского братства. Содержание постоянного войска в крепостях, многие из которых находились на расстоянии до 2000 миль от дома, требовало колоссальных средств. С течением времени рыцари Храма накопили крупные суммы денег, складывавшиеся из даров и доходов от орденских поместий, освобожденных от налогообложения, как монастырская собственность. Тамплиеры научились распоряжаться своими немалыми доходами с величайшим мастерством и постепенно превратились в банкиров для большей части тогдашнего Западного мира.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Метаморфозы тамплиеров
Автор(ы) статьи:Вольфганг Акунов
Источник статьи:
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:Лобе М., Фо Г. Трагедия ордена тамплиеров. Пер. с франц. Журавлевой Д.А. Серия: Terra Historica М. СПб Вече. Евразия 2007 г. 320 с.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 2 3
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru