ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ѕрофессор —алазар » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ѕрофессор —алазар

††††††† ¬ольфганг јкунов


††††††† ѕ–ќ‘≈——ќ– —јЋј«ј–

††††††† ћоему другу ¬иктору ћилитареву


† † † †"≈сли демократи€ означает равнение на низы и отказ от признани€ неравенства людей; если она пребывает в убеждении, что власть исходит от масс, что править Ц это дело масс, а не элиты, то € рассматриваю демократию как фикцию".
† † † †јнтониу ди ќливейра —алазар, 1958 год.

† † † †ѕодобно другой стране,расположенной на ѕиренейском полуострове и €вл€вшейс€ в прошлом мировой державой Ц »спании Ц ѕортугали€ с началом промышленной революции также постепенно деградировала до уровн€ третьестепенного государства. Ќавсегда ушли в прошлое времена, когда португальские мореходы ƒиаш,  абрал и да √ама открыли дл€ ≈вропы морской путь вокруг јфрики в »ндию,  итай, японию и в ёжную јмерику, а португальские "конквистадоры в панцир€х железных" - јлмейда, јлбукерки, —оариш - и другие покорили и освоили побережь€ ёжной јравии, »ндии, ёго-¬осточной јзии, јфрики и Ѕразилии.

† † † †«наменательными вехами на пути распада португальской »мперии стали открытие традиционной союзнице португальцев Ц "бульдожьей Ѕритании" (по выражению "крикогубого «аратустры" - ¬ладимира ћа€ковского) Ц доступа в португальские колонии и опустошени€, которым португальска€ метрополи€ подверглась, в ходе наполеоновских войн, начина€ с 1808 года. ѕосле отделени€ Ѕразилии от ѕортугалии страна превратилась в конституционную монархию с хронически больной экономикой, консервативна€ элита которой посто€нно боролась с республиканцами и социалистами, в свою очередь, расколотыми на множество враждующих между собой фракций. ¬ласть и богатство были сосредоточены в руках католической церкви и верхушки тончайшего прав€щего сло€, состо€вшего из крупных помещиков и знати, в то врем€ как народные массы древней Ћузитании вплоть до середины прошлого века влачили свою жизнь в бедности и нищете.
† † † †
† † † †¬ этой-то раздираемой внутренними распр€ми и пораженной нищетой стране с великим прошлым, непригл€дным насто€щим и не€сным будущим 28 апрел€ 1889 года родилс€ јнтониу ди ќливейра —алазар. Ѕудущий португальский реформатор увидел свет в селении ¬имиэйру близ городка —анта  омба в долине ƒау (провинци€ Ѕейра). ≈го отец, дом јнтониу ди ќливейра, был управл€ющим имением знатного, но небогатого помещика, а мать, ћари€ до –есгате —алазар, содержала привокзальное кафе в —анта  омба, пополн€€ тем самым достаточно скудный семейный бюджет. »з приведенных фактов со всей очевидностью €вствует, что скромное семейство —алазаров отнюдь не входило в состав прав€щей олигархии, относ€сь, в лучшем случае, к нижнему уровню среднего сослови€. ёный —алазар окончил сельскую (начальную) и среднюю городскую школу, после чего решил стать богословом и в 1900 году был прин€т "на казенный кошт" в духовную семинарию в городе ¬изеу. ¬ описываемое врем€ только учебные заведени€, принадлежавшие католической церкви, предоставл€ли небогатой сельской молодежи возможность продолжить образование.
† † † †
† † † †1 феврал€ 1908 года в Ћиссабоне в результате масонского заговора был убит король ѕортугалии дом  арлуш I. ¬ том же самом 1908 году —алазар-младший в возрасте 19 лет завершил свое богословское образование. ќднако юный выпускник мог быть рукоположен в св€щенники лишь в возрасте не ранее 24 лет, но дл€ этого нужно было получить новую стипендию, а такой возможности не имелось.  роме того, в стране множились признаки близкой политической бури. Ќе за горами было свержение монархии, противники которой Ц масоны-республиканцы - не делали секрета из своего открыто антиклерикального курса, который они, прид€ к власти, намеревались неуклонно претвор€ть в жизнь всеми силами и средствами. “аким образом, особых шансов на обеспеченное существование в сутане католического св€щенника дл€ молодого —алазара не предвиделось.

† †† † — другой стороны, от духовной карьеры его отталкивали поистине рабское послушание низших представителей клира высшим и запрет на участие в политической жизни, €вл€вшиес€ характерными чертами существовани€ католического духовенства. ¬прочем, учеба в семинарии помогла —алазару выработать в себе стойкую христианскую мораль и интеллектуальную дисциплину, свойственные ему на прот€жении всей его долгой жизни. ƒо последних дней —алазара €рким ма€ком на жизненном пути ему, по его собственному признанию, служило учение одного из величайших авторитетов «ападной церкви - "ангельского доктора" ‘омы јквинского. ”же в самом юном возрасте —алазар отличалс€ упорной волей, высочайшей образованностью и абсолютным, непоколебимым спокойствием даже в самых драматических обсто€тельствах. ≈динственным отрицательным качеством, усвоенным им за годы обучени€ в духовной семинарии, стала, по общему признанию, лишь крайн€€ сдержанность и даже холодность в отношени€х с другими людьми.

† † † †4 окт€бр€ 1910 года антимонархическа€ революци€ в ѕортугалии, о необходимости которой так долго говорили франкмасоны, совершилась.  ороль дом ћануэль II был низложен. Cтуденты-республиканцы древнего  оимбрского университета в порыве ликовани€ изрешетили пул€ми статуи и портреты португальских королей. »менно в этом университете —алазар, спуст€ полгода, начал изучать юриспруденцию (сделав при этом основной акцент на вопросы государственного управлени€) и экономику. ѕри этом он руководствовалс€ в основном политико-социальным учением папы римского Ћьва XIII.

† †† † ”чение папы Ћьва предусматривало возможность и даже необходимость государственного вмешательства в экономику, социальную справедливость в отношении рабочего класса и государственный контроль вместо революции. — точки зрени€ римского понтифика возведение частной собственности в абсолют €вл€лось не менее безбожным, чем ее полное отрицание коммунистами.  апитализм и государство должны были служить благу всего общества. ћатериализм осуждалс€ за свойственную ему дегуманизацию человеческого общества и превращение последнего в аморфный коллектив индивидуумов, озабоченных (как писал ‘.ћ. ƒостоевский) исключительно "спасением животишек".

† †† † Ќемалое вли€ние на мировоззрение студента —алазара оказали также идеи французского ро€листа Ўарл€ ћорраса (ћорра), основател€ католической монархической организации "јксьон ‘рансэз" ("‘ранцузское действие") и военизированного крыла последней Ц " амло де –уа" (" оролевские парни" или " оролевские молодцы" - но уж никак не " оролевские камелоты", как черным по белдому написано в переводе с английского €зыка на русский "Ѕерлинского дневника" ”иль€ма Ўирера!). Ўарль ћоррас требовал установлени€ приоритета простоты, скромности, социальной дисциплины и человеческих добродетелей. ѕод вли€нием идей папы Ћьва XIII и Ўарл€ ћорраса —алазар вступил в "јкадемический (—туденческий) ÷ентр ’ристианской ƒемократии". ќднако, в отличие от ћорраса, он отвергал реакционный монархизм, наход€сь как бы между правым и левым фронтом. ¬скоре —алазар начал публиковать свои статьи на темы общественной жизни в газете "ќ »мпаршиал" ("Ѕеспартийный"), издававшейс€ его другом и единомышленником ћануэлем √онсалвишем —ережейрой.
† † † †
† † † †Ќаиболее характерной чертой эфемерной ѕортугальской республики €вл€лась посто€нна€ политическа€ нестабильность с посто€нной сменой кабинетов, министерской чехардой, военными путчами и беспор€дками. ќдной из наиболее разумных мер, осуществленных республиканским масонским режимом, €вл€лась радикальное отделение католической церкви от государства. ќставшись без государственной поддержки, церковь волей-неволей, ради самосохранени€ оказалась вынужденной самореформироватьс€. ќдной из незаживающих €зв ѕортугальской республики были повсеместна€ коррупци€ и кумовство, унаследованные от монархии и не искорененные с должной последовательностью. Ўтаты республиканских министерств и ведомств были непомерно раздуты, число чиновников многократно превышало реальную потребность в них.

† †† † ¬се попытки сократить государственные расходы были безуспешными. ѕредшествовавшие установлению республики неоднократные случаи государственного банкротства при монархии не воспринимались как предостережение почти никем. Ќапротив, положение посто€нно ухудшалось вследствие проводившейс€ с преступным легкомыслием политики займов у заграничных банков. ¬ то же врем€ политические противники республиканских властей подвергались жестоким преследовани€м. „исло политических заключенных "демократически-правового" республиканского режима в скором времени превысило 2000. Ёмиграци€ сотен тыс€ч португальцев из страны в поисках лучшей доли продолжалась, как и при короле, а об уменьшении массовой бедности, обещанном республиканцами народу, не могло быть и речи.

† † † †¬ мае 1914 года —алазар выступил в городе ќпорту с речью о церкви и демократии. ‘орма государственной власти не имела дл€ него значени€, ибо удержать наступление демократии было все равно невозможно. ƒемократи€, с точки зрени€ —алазара, вполне могла бы сочетатьс€ и с католицизмом. ќднако —алазар считал необходимыми услови€ми дл€ построени€ истинно демократической ѕортугалии предварительное воспитание и обучение нации. ќсознать эту необходимость должно было, по его мнению, и правительство молодой ѕортугальской республики. Ѕез соответствующего воспитани€ народа демократи€, вследствие приверженности необразованных масс крайне "модному" в описываемое врем€ учению о классовой борьбе, грозила выродитьс€ в демагогию и натравливание одной части нации на другую.

† † † †¬ том же самом году —алазар блест€ще сдал экзамены, получив 19 баллов из 20 возможных. ќн стал преподавателем юриспруденции в  оимбрском университете, а в 1917 году - также ассистентом (младшим преподавателем) на кафедре экономики. ¬ 1918 году —алазар защитил докторскую диссертацию, а через год стал ординарным профессором. —овместно с —ережейрой (которому было впоследствии суждено стать кардиналом римско-католической церкви и примасом, то есть ¬ерховным предсто€телем католической церкви ѕортугалии), и известным математиком ѕашеку ди јморимом молодой ученый сплотил вокруг себ€ кружок правых интеллектуалов, в среде которых родилась иде€ о необходимости воспитани€ португальской нации, направленного на пробуждение в массах национального духа и понимани€ необходимости служени€ государству. ѕрофессор —алазар стремилс€ не к воспитанию из португальцев заумных интеллектуалов, а к превращению каждого из них в† самосто€тельную, мысл€щую, цельную, гармонично развитую личность.
† † † †
† † † †¬ конце ¬еликой (ѕервой мировой) войны 1914-1918 гг. ѕортугали€, вдобавок ко всем своим бедам, дала јнтанте вт€нуть себ€ в военные действи€ против √ермании, что обернулось дл€ португальского народа т€желыми потер€ми на пол€х сражений во ‘ранции. —алазар, его друзь€ и единомышленники €вл€лись решительными противниками вступлени€ ѕортугалии в войну против кайзеровской √ермании, но их голос не был услышан.

† † † †¬ 1919 году —алазар и трое его коллег были уволены из университета по €вно высосанному из пальца, но очень серьезному в глазах масонов-республиканцев обвинению в монархической агитации и пропаганде. ѕрофессор —алазар публично указал на отсутствие против него каких-либо конкретных обвинений. ќн подчеркивал, что до сих пор €вл€лс€ счастливым исключением, не будучи ни разу с момента антимонархического переворота заключен в тюрьму. ћежду тем, республиканские власти, начина€ с 1910 года, успели приговорить к различным срокам тюремного заключени€ (или бросить за решетку без суда) чуть ли не каждого второго португальца! —алазар подчеркивал, что т€желейшие проблемы ѕортугалии, и, прежде всего Ц проблема вопиющей нищеты огромного большинства ее населени€, невозможно решить чисто политическими средствами.

† †† †ѕо его мнению, решение этих проблем следовало искать в люд€х, а не в политической окраске министерств. ѕоэтому он и стремилс€ воспитать из своих студентов серьезных и разумных людей. "Ќыне подлинно серьезные и разумные люди не ограничиваютс€ рамками узкого мышлени€, игнорирующего, презирающего или отвергающего прогресс человеческого разумаЕони признают факты нашей действительности, как бы они ни противоречили нашим собственным иде€м и нашим внутренним убеждени€м". ¬ конце концов, профессор —алазар и его друзь€ были оправданы по всем пунктам выдвинутых против них воинствующими республиканцами обвинений и вновь смогли зан€тьс€ преподавательской де€тельностью.

† † † †¬ ходе парламентских выборов 1921 года —алазар с большой неохотой дал друзь€м и единомышленникам убедить себ€ выставить свою кандидатуру от ѕартии  атолического ÷ентра. ќн был избран и уже 21 сент€бр€ 1921 года Ц в первый и единственный раз - прин€л участие в первом заседании парламента. ќднако обстановка, царивша€ в парламенте, вызвала в нем только отвращение. —алазар был глубоко убежден в том, что либеральный индивидуализм привел к распаду общества и вырождению демократии. ѕартийна€ система вырвала человека из системы его социальных взаимосв€зей и лишила его корней. ¬ этих услови€х человек, по мнению —алазара, обладал идентичностью, но не существовал в полном смысле этого слова. "¬с€ка€ политическа€ сила,...действительно представл€юща€ подлинные интересы людей, должна основыватьс€ на организации, €вл€ющейс€ не только политической, но и социальной, на организацию сословий и классов", утверждал —алазар.

† †† † ¬ своем обращении в адрес II —ъезда ѕартии  атолического ÷ентра, состо€вшегос€ в столице ѕортугалии Ц Ћиссабоне - —алазар подчеркивал:

† †† † "¬ нашем политическом и социальном развитии мы приближаемс€ к наступлению момента, когда политическа€ парти€, опирающа€с€ на отдельно вз€того индивидуума, гражданина или избирател€, лишитс€ достаточного обосновани€ своего существовани€. „еловек, наход€щийс€ в изол€ции, €вл€етс€ абстракцией, фикцией, созданной главным образом под вли€нием ошибочных принципов, нашедших широкое распространение в прошлом столетии".

† † † †ѕо мнению —алазара, в сложившихс€ услови€х парламентские фракции определ€ли курс государственного корабл€ по собственному разумению и в собственных интересах, нисколько не интересу€сь мнением народных масс на этот счет. ѕоэтому он считал необходимым, чтобы конституци€ опиралась на некие неизменные принципы. ¬ противном случае государству, по его глубочайшему убеждению, грозила посто€нна€ нестабильность.



Ќазад ¬перед
Ќазвание статьи:   ѕрофессор —алазар
 атегори€ темы:    ¬ольфганг јкунов


 лючевые слова: ¬ольфганг јкунов
”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
2 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї—П –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є2
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
gerwortegelut –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 15 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і