Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Неустанная заботливость о солдате, любовь к нему, делом доказанная, лучший залог к победе.
М. Д. Скобелев




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ. ЧЕРЕП И КОСТИ В РУССКОЙ ВОИНСКОЙ СИМВОЛИКЕ.

Вольфганг Акунов  

 

СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ. ЧЕРЕП И КОСТИ В РУССКОЙ ВОИНСКОЙ СИМВОЛИКЕ.

Посвящается моим соратникам-белогвардейцам по Московскому Корпусу ВИК ВООПиК.

 

  

Автору представляется необходимым сказать несколько слов по поводу широко известной эмблемы "череп и кости", одного из древнейших символов в истории человечества, носящего, тем не менее, в глазах многих наших соотечественников и современников, дезориентированных злонамеренной пропагандой или же попросту страдающих от недостатка элементарных знаний, достаточно одиозный и зловещий характер.

       В 1999 году, в преддверии "Миллениума", в смоленском издательстве "Русич", в серии "Мир в войнах", вышел перевод книги английского автора Г. Уильямсона "СС – инструмент террора". Уважаемый автор предисловия к русскому изданию книги об "Ордене под мёртвой головой", М. Рабинович, счел необходимым подчеркнуть:

       "Кошмарный сон оборачивается явью: юнцы и пенсионеры в... форме, украшенной самым зловещим из символов, известных в истории, снова маршируют и в Центральной Европе, и в Прибалтике, и – верить ли своим глазам? – в России".

       Между тем, символ "мёртвой головы", то есть "череп и кости", несравненно более древний, чем СС и чем породивший эти самые СС германский национал-социализм, отнюдь не является каким-то исключительным изобретением разработчиков нацистской и протонацистской символики Достаточно вспомнить пример из сравнительно недавнего прошлого, ставший почти хрестоматийным. В бесчисленном множестве мемуаров советских времен ушедшие на покой участники гражданской войны 1936-1939 годов в Испании вспоминали одно и то же. Вот испанским республиканцам демонстрируют "культовый" советский фильм "братьев" Васильевых "Чапаев". Наступает кульминационная сцена – "психическая атака" русских белых офицеров-"ударников" под чёрным знаменем с белым черепом и костями – и вот заполнившие кинозал испанские республиканцы начинают с криками: "Фашисты!" палить в экран изо всех стволов.

      Совершенно ясно, что для советского и – шире – большевицкого и вообще "левого" сознания той далёкой эпохи "череп и кости» однозначно символизировали абсолютное зло. Поэтому нет ничего удивительного в том, что советское сознание невольно (или вольно) ассоциировало русских "фашистов"-белогвардейцев с немецкими "фашистами"-эсэсовцами. Общий стиль распознавался сразу, пусть даже на подсознательном уровне. Как сейчас помню эпизод из купленной мне родителями в далеком детстве в Феодосии книжки "Витя Коробков, пионер-партизан" (фамилию автора, к сожалению, память не сохранила), где описывалось, как из немецкой автомашины "выскочил долговязый офицер с черепом на рукаве. "Эсэсовцы!" - пронеслось в мозгу у Вити..." - хотя череп на рукаве носили русские "корниловцы" и прочие "ударники чапаевских времен", эсэсовцы же (кроме чинов частей "Мертвая голова", охранявших концентрационные лагеря) носили череп на головных уборах, а на рукаве – не череп, а орла со свастикой-коловратом в когтях!

       Со временем дело зашло так далеко, что в книге очерков по истории России (для иностранцев) "Истоки истории" (Москва, Высшая школа, 1989 г.), вышедшей из-под пера ныне покойного профессора Н.Н. Яковлева (того самого, которому ныне покойный академик А.Д. Сахаров прилюдно влепил пощёчину за нелестные отзывы о своей жене в другой книге того же профессора, "ЦРУ против СССР"), даже тевтонские рыцари (!) в битве на Чудском озере (в 1242 году!) выступают под "чёрным знаменем с белым черепом и костями"! Настолько символ черепа с костями в эпоху "развитого социализма" стал ассоциироваться в советском сознании с чем-то изначально враждебным и чуждым, став своего рода "антисимволом".

      Между тем, череп и кости, как наиболее стойко противостоящая тлению, то есть разложению, и в наименьшей степени поддающаяся разрушению органическая ткань, в большинстве древних культур издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа, отнюдь не являясь, вопреки широко распространенному заблуждению, символом устрашения, разрушения и смерти.

      Этот мрачный смысл вкладывался в него, как мы увидим далее, только анархистами и большевиками в период Октябрьского переворота, последующего периода "красного террора" и гражданской войны 1917-1922 годов в России.

      Не случайно большевицкий литератор Артём Весёлый (в период сталинской "Большой Чистки" сам попавший под "Красное колесо", которое так усердно помогал крутить в кровавые годы российской Смуты - отлились кошке мышкины слёзки!), живописуя революционный разгул в принесшем ему известность романе-хронике "Россия, кровью умытая", писал: "В станицу отряд входил под черным знаменем, на котором светлыми шелками были вытканы скрещенные кости, череп, восходящее – похожее на петушиный гребешок – солнце и большими глазастыми буквами грозные слова: СПАСЕНЬЯ НЕТ. КАПИТАЛ ДОЛЖЕН ПОГИБНУТЬ".
       
       Символ "череп и кости" пользовался широчайшим распространением как раз в России со времен крещения древней Руси Святым Равноапостольным князем Владимиром, если не раньше. В этом проще простого убедиться, зайдя в любой христианский храм (причём даже не обязательно в православную церковь - западные летописцы засвидетельствовали существование в 1176 году в Иерусалиме духовно-рыцарского Ордена Благой Смерти, члены которого носили поверх доспехов чёрные плащи с белым черепом и костями на правом плече!), где, рассмотрев повнимательнее изображения на Распятии, мы почти всегда увидим в основании Голгофского креста этот самый "зловещий" символ – череп и кости.

       Дело в том, что, по христианскому Священному преданию, место для распятия Спасителя было промыслом Божьим выбрано как раз там, где покоились бренные останки, то есть череп и кости, прародителя рода человеческого – Адама. Поэтому Голгофа (в переводе с арамейского языка – "Лысый череп") именуется еще Краниевским (в переводе с греческого буквально "черепным"), или Лобным, местом.



НазадВперед
Название статьи:   СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ. ЧЕРЕП И КОСТИ В РУССКОЙ ВОИНСКОЙ СИМВОЛИКЕ
Категория темы:   {tags}
Автор (ы) статьи:  


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Донское казачество Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия







ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru