БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА

БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА.

Совокупность вооруженных сил и военных средств, предназначенных для защиты береговой границы государства от вторжения с моря, называется Береговой обороной государства.

Система Береговой обороны Государства находится в тесной зависимости от развития и конфигурации береговой линии, от значения, которое имеет береговая граница, и от климатических условий (например, замерзание Финского залива).

Главный элемент Береговой обороны — флот. Он один, разбив флот неприятельский и завладев морем, делает абсолютно невозможным нападение на свои берега. Флот, господствующий на море, отодвигает границы государства к берегам неприятеля. Флот более слабый, чем у неприятеля, может только в большей или меньшей степени, в зависимости от своей относительной силы, характера морского театра военных действий и степени развития системы приморских укрепленных пунктов, затруднять и задерживать десантные операции неприятеля, пока последнему не удастся вполне обеспечить за собой владения морем. Значит, флот — главная позиция Береговой обороны, живая сила её.

Следующий элемент Береговой обороны — приморские крепости, базы флота, без наличия которых последний не в состоянии не только выполнять свое назначение, но и существовать; это — мертвая сила Береговой обороны.

Затем идут войска, предназначенные для защиты побережья. Первая линия этих войск — наблюдательные посты и разъезды, 2-я линия—гарнизоны приморских крепостей и небольшие отряды войск, занимающие наиболее важные в стратегическом отношении пункты береговой линии и, наконец, 3-я линия—резервы, располагаемые на важнейших железно-дорожных узлах; по выяснении места высадки и сил высаживающегося неприятеля, эти резервы направляются к угрожаемому пункту.

Вспомогательные элементы Береговой обороны — прибрежные железные дороги и средства связи (наблюдательные пункты, телеграфы, телефоны, станции искрового телеграфа), а в будущем и воздушный флот, который служит пока лишь одним из средств связи (на начало XX века). К числу элементов Береговой обороны следует причислить и так называемый флот Береговой обороны.

Прежде считалось, что флот Береговой обороны, в виду невозможности покрыть все побережье укреплениями, должен представлять собой нечто в роде группы подвижных приморских крепостей, которые можно перемещать с места на место для усиления защиты наиболее угрожаемых пунктов побережья. Сообразно с этим, флот Береговой обороны представляли из себя броненосные суда небольших размеров, с малой осадкой, допускающей маневрирование на небольших глубинах, с толстой броней и немногочисленной артиллерией крупного калибра.

Возможность совместить наличие этих двух элементов — силы корабля с малым водоизмещением — достигалась в ущерб силы машин, запаса угля и мореходных качеств, почему суда Береговой обороны отличались малым ходом и ограниченным районом плавания. В настоящее время (начало XX века), после повсеместного распространения идеи о том, что флот может выполнить свою роль только будучи активным и мореходным, все великие морские державы совершенно прекратили постройку броненосцев Береговой обороны, предоставив дальнейшее развитие этого типа второстепенным государствам, не могущим вести наступательные действия на море и ставящим своему флоту единственную цель—оборону внутренних вод: шхеры (Швеция, Норвегия), устьев рек (Голландия) или узких морских проливов (Дания). С исчезновением броненосных судов Береговой обороны этот термин сохранился для обозначения мало мореходных небольших миноносцев и подводных лодок, отряды которых приписываются к военным портам (Defense mobile des ports — во Франции). Операции флота, действующего против берегов, могут иметь задачей:

1) занятие известного района побережья с целью высадить десант и двинуть его внутрь страны (вторжение);

2) занятие отдельных пунктов побережья с целью приобрести опорные базы для своего флота;
3) уничтожение морских баз обороняющегося.
В 1-м случае наступающий до перевозки войск должен уничтожить флот обороняющегося, или совершенно ослабить его рядом последовательных операций и заблокировать, лишив возможности вести какие бы то ни было активные действия. Во 2-м случае, если флот обороняющегося уклоняется от решительных боевых столкновений, нападающий должен занять какой-либо пункт побережья вблизи главной базы обороняющегося, чтобы доставить своему флоту базу, удобную для наблюдения и нападения на неприятельский флот.

В 3-м же случае нападающий может достичь своей цели, уничтожив все сооружения, склады и средства главной неприятельской базы, путем ли полного завладения ею, или посредством бомбардировки, если база эта доступна для таковой. В зависимости от изложенного определяются и задачи, которым должна отвечать Береговая оборона современного государства.

При наличии могущественного флота Береговая оборона должна этому флоту доставлять надежную опору в виде хорошо организованных и защищенных баз, не оставляя незащищенными вблизи главных военных портов и мест возможной высадки неприятеля таких пунктов, которые могут послужить удобными базами для нападающего (о-ва Эллиот и г. Дальний близ Порт-Артура).

Минная оборона берегов состоит из подводных лодок и минных судов меньших размеров, минных заграждений и кинжальных батарей самодвижущихся мин. В некоторых государствах, например, во Франции, отряды миноносцев и подводных лодок приписываются к портам для содействия их обороне. В других государствах, как и в России, миноносные отряды, подводные и надводные, имеют организацию, связывающую их с портами в отношении только хозяйствевно-административном, но не тактическом. Минные заграждения ставятся преимущественно в проливах и проходах, а также в местах водного пространства, недостаточно обстреливаемых или недоступных для действия Береговой артиллерии, но вместе с тем опасных в случае занятия их неприятелем.
Кроме того, минные заграждения имеют задачей стеснять маневрирование флота и не позволять ему выбирать выгодные для себя дистанции при бое с Береговыми укреплениями. Кинжальные батареи самодвижущихся мин сооружаются ниже уровня воды. При том совершенстве, которого достигли в настоящее время мины Уайтхеда, в особенности в отношении дальности и скорости их хода, значение кинжальных минных батарей возросло в высокой степени. Кроме мин, проходы в неглубоких узостях заграждаются также свайными сооружениями, ряжами, бонами и затопленными судами. Реальный пример обеспечения побережья морскими базами представляет Германия, морская граница которой подразделяется на 2 самостоятельных участка:
а) Вильгельмсгафенский, т.-е. берег Немецкого моря — 300 верст и -

б) Кильский — Балтийское побережье — 900 вер.

Оба участка связаны между собой каналом императора Вильгельма (Кильский канал). Вильгельмсгафенский участок, являясь главным, представляет морской фронт против Англии. Главная база — Вильгельмсгафен—большая приморская крепость, которая каналом "Ems lade» связывается с Эмденом (устье р. Эмс).


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА
Автор(ы) статьи:
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 2 3 4
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru