Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Неустанная заботливость о солдате, любовь к нему, делом доказанная, лучший залог к победе.
М. Д. Скобелев




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ОРДЕН ХРИСТА
Вольфганг Акунов
 
ОРДЕН ХРИСТА.

Моему сыну Виктору

Ранним утром 13 октября 1307 г. столица Французского королевства Париж была окутана туманом. Улицы , обычно заполненные народом, были еще пусты. Отряд яяжеловооруженных воинов покинул королевский дворец, расположенный на парижском острове Ситэ (известном также под названием Иудейского острова, поскольку на нем несколькими годами ранее по приказу короля Филиппа IV Красивого были сожжены иудейские ростовщики, обвиненные во всех мыслимых и немыслимых грехах и преступлениях), переправился через правый рукав Сены и сомкнутым строем двинулся на север. В поясах командиров воинов короля Франции были спрятаны запечатанные копии королевского приказа. Сломать печати им было велено только после начала операции. Вскрыв приказ, они узнали, что их целью является квартал вне городских стен, название которого по сей день напоминает нам о тех, кого королевским слугам надлежало арестовать еще до наступления дня. Этот квартал (находящийся ныне в городской черте Парижа), по сей день носит название "Тампль" (что означает по-французски: "Храм").
Мы не знаем, как в секретном приказе короля Филиппа именовались те, кого его солдатам предстояло взять под стражу. Если в нем было написано, что операция направлена против "бедных соратников Христа и Храма Соломонова" (лат.: "Pauperes commilitones Christi templique Salomonis"), то это - формально! - было совершенно правильно, но в действительности тамплиеры, храмовники или, как их еще называли, "храмовые господа", к описываемому времени давно уже не были бедны. Совсем наоборот, до этого - рокового для них! - туманного октябрьского дня 1307 г. Орден Храма с полным на то основанием считался сказочно богатым. Не было ни одной христианской страны, от Кипра до Португалии, от Сицилии до Англии, в которой тамплиеры не имели бы своих представительств или владений. И не было, пожалуй, ни одного европейского государя, который не был бы у тамплиеров должником.
Орден "бедных рыцарей Христа и Храма" имел собственный флот, собственные гавани и собственные судостроительные верфи. Его больницы ни в чем не уступали госпиталям Ордена Святого Иоанна и лазаретам Ордена Святого Лазаря, его картографы считались лучшими во всем тогдашнем Христианском мире. Купцы, желавшие осуществить перевод денег из Лондона на остров Крит или из Парижа в Константинополь, обращались в "бедным соратникам Христовым", которые охотно обслуживали их за умеренную плату. Считается, что банковский чек ввели в обращение среди христиан именно тамплиеры. И повсюду,где возникала необходимость улаживания политических конфликтов, стороны обращались к тамплиерам, как к высшей и нейтральной согласительной инстанции. Говорят, рыцарь Храма как-то не побоялся сказать в лицо королю Англии Генриху III Плантагенету: "Вы будете править, пока будете творить справедливость, но, если ВЫ нарушите закон, то больше не будете править"!
Филиппа Красивого тамплиеры раздражали уже давно. Они являлись зримым воплощением всего того, что он хотел создать и сам. Во-первых, они имели постоянное войско, а во-вторых, они фактически являлись - не только во Франции, но прежде всего именно там! - суверенным "государством в государстве". Что творилось в умах высших руководителей храмовников, является для нас загадкой до сих пор. 
Однако вполне можно предположить, что в "Заморье", на Ближнем Востоке, там, где был основан Орден Храма, его члены познакомились с идеями и представлениями, диаметрально противоположными государственно-правовым идеям, распространенным в описываемое время в Западной (да и не только Западной!) Европе. Возможно, в умах рыцарей Храма (как, кстати, и в умах рыцарей Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии) сформировались утопические представления о необъходимости создания транснациональной монашеской республики, в которой осуществился бы общежитийный идеал смиренных, постоянно упражняющихся в аскезе слуг Божиих, живущих строго по уставу, под руководством столь же аскетического коллективного руководства. После окончательной утраты владений, завоеванных крестоносцами в Святой Земле, "бедные соратники Христа" попытались найти замену утраченным заморским владениям в Лангедоке. Кстати, именно эти планы "бедных соратников Христовых" вызвали наибольшее раздражение у короля Филиппа, планировавшего сделать то же самое, но только с целью приращения не "христианской республики", а собственного королевства. Он стремился к созданию полностью покорного его воле централизованного, авторитарного государства, единственной штаб-квартирой которого являлся бы его королевский дворец, парижский Пале-Рояль - резиденция самого Филиппа Красивого, не признававшего (подобно Ордену Храма) над собой никаких авторитетов, кроме авторитета папы римского.
Возможно, король Филипп потребовал от своего подданного, епископа города Бордо Бертрана де Го, дать ему разрешение на разгром Ордена Храма в том самом таинственном документе, который будущему папе пришлось подписать, прежде чем ему было дозволено взойти на Престол Святого Петра. Однако нетерпеливый Филипп Красивый не стал дожидаться получения этого разрешения от папы римского (резиденция которого в описываемое время находилась, кстати, не в далеком Риме, а во французском городе Авиньоне!). Он предпочел взять инициативу на себя, что и сделал через два года после восшествия епископа Марсельского на папский престол под именем Климента V.
13 октября 1307 г. воины короля Филиппа ворвались в парижский Тампль, арестовывая каждого, кто, облаченный в белый плащ с восьмиугольным "мученическим" красным крестом, шел в храм на утреннюю службу. Утренний туман не успел еще рассеяться, как все было кончено. Великий Магистр Ордена Храма брат Жак де Молэ, его ближайшие сотрудники и 140 других рыцарей Храма были брошены в темницу. На протяжении четырех лет они пребывали в неведении относительно своего будущего. Не возмутится ли Христианский мир и не призовет ли он к ответу вероломного короля Филиппа? Не потребует ли папа, их верховный сюзерен, освободить своих ни в чем не повинных, верных слуг?
Но папа, как был, так и остался французом, и не поднял свой голос в защиту храмовников. Напротив, в 1311 г. Климент V дал свою санкцию всем действиям французского короля, а через год объявил об упразднении Ордена Храма. Вскоре после этого начался один из самых скандальных судебных процессов Средневековья. На основании нелепейших обвинений Жак де Молэ и его соратники были приговорены к смерти и 13 марта 1314 г. сожжены на костре на том самом Иудейском острове, о котором шла речь в начале нашей миниатюры. Это был самый резкий вызов, брошенный римской Церкви французской королевской властью со времен Хлодвига, и церкви пришлось уступить. В то же время это была блестящая победа национально-государственной идеи над господствовавшей до тех пор универсалистской идеей единого (Западного) Христианского мира во главе с римским папой и римским (а фактически - римско-германским) императором.
Одержав эту победу, Филипп Красивый указал Франции путь, которым французы с тех пор неизменно следовали, пока в их стране не была установлена национальная абсолютная монархия.     
Между тем, описанная выше печальная судьба постигла храмовников не во всех странах тогдашней Европы. Так, например в Португалии "бедные соратники Христа и Храма Соломонова"  они возродились под названием "рыцарей Ордена Христа". И это не случайно. Ведь в лице рыцарей Ордена тамплиеров король Португалии дом Диниш Щедрый имел надежное, дисциплинированное и подвижное конное войско, неизменно оказывавшее ему действенную поддержку в борьбе с мусульманами, и не в королевских интересах было лишаться его ради политических выгод французского короля и папской курии. Получив от папы римского приказ арестовать всех тамплиеров в своих владениях, король Диниш формально выполнил его, разместив храмовников (а в действительности - дав храмовникам убежище!) в своей крепости Морим, где и поселил их на положении даже не почетных пленников, а, скорее, дорогих гостей. Наряду с далеко идущими планами использования бывших храмовников в борьбе с испанскими сарацинами  ("маврами"), король Диниш также имел намерение использовать "своих" рыцарей-храмовников против иоаннитов-госпитальеров, чрезмерно усилившихся в его королевстве после разгрома Ордена Храма.

На протяжении нескольких лет португальские рыцари Храма пользовались гостеприимством короля Диниша в солнечной провинции Альгарвиш, пока ситуация вокруг Ордена Христа и Храма Соломонова постепенно не разрядилась.

Ни один волос не упал с головы "арестованных" в Португалии рыцарей Храма. Все время их "заключения в крепости" тамплиерские владения находились под образцовым управлением королевских чиновников - ни о какой конфискации не было и речи. Наконец, на процессе в городе Сантареме все португальские храмовники были признаны невиновными.

Однако, позиция папы римского Климента V в отношении исхода Сантаремского процесса создавала определенные затруднения, вследствие чего в Португалии возникла необходимость, как и в Арагоне и в Кастилии, покончить с названием "рыцари Храма", ставшим, в свете событий последних лет, достаточно одиозным. Поэтому в 1317 г. португальские тамплиеры, сохранив только первую часть своего прежнего полного названия ("бедные соратники Христа и Храма Соломонова"), стали "рыцарями Ордена Христа", или "Христовым Рыцарством" (Militia Christi), сохранив, "без аннексий и контрибуций", все тамплиерские владения и все имущество, имевшееся у "крамольного" Ордена Храма в Португальском королевстве.

Новый папа Иоанн XXII, сменивший папу-француза Климента V (чья таинственная смерть, вслед за смертью короля Филиппа Красивого, предсказанная сгоравшим на костре французской инквизиции последним Великим магистром храмовников Жаком де Молэ, призвавшим из пламени костра на Божий суд преступных короля и папу, заставила тогдашнюю "общественность" еще раз усомниться в справедливости возведенных на тамплиеров обвинениях) на римском "апостольском престоле", всецело одобрил мудрую политику короля Диниша Португальского и в 1319 г. утвердил Орден Христа в его новой форме - впрочем, выговорив себе право на частичное управление им и на посвящение достойных кандидатов в рыцари.

В 1321 г. новый Орден Христа насчитывал в своих рядах 69 рыцарей, 9 священников-капелланов и 6 сервиентов (сержантов).

Мудрое решение короля Диниша взять прославленный Орден под защиту впоследствии принесло португальской короне огромную пользу. Именно на деньги "рыцарей Христа" финансировались совершенные португальскими мореплавателями великие географические открытия. Именно знамя "рыцарей Христовых" победно развевалось на всех морях Старого и Нового Света. Эмблемой Ордена Христа остался "мученический" красный тамплиерский крест, но не изначально простой, а "развитой" формы (с угловато расширяющимися концами) на белом поле. Но в знак того, что португальские храмовники "очистились" от возведенных на них инквизицией обвинений в ереси, на сердцевину красного "храмовнического" креста "Христовых рыцарей" был наложен маленький узкий прямой белый крестик (поэтому эмблема ордена Христа иногда описывалась как "двойной красно-серебряный крест").

Однако португальские (как, впрочем, и испанские) рыцари Христа (последние в период династической унии между Португалией и Испанией, когда Орден Христа стал общим для обоих иберийских королевств) - например, знаменитый принц Энрике (Генрих) Мореплаватель (Навигатор), также являвшийся членом и даже исполняющим обязанности (администратором) должности Великого магистра обновленного Ордена - нередко носили на своих одеяниях простой красный тамплиерский крест (безо всякого белого креста в середине).

В годы правления Генриха Мореплавателя (в котором стремление к открытию новых земель сочеталось с благочестивым стремлением способствовать обращению в христианство закосневших во мраке язычества обитателей этих земель и, тем самым, спасению их душ) Орден Христа занялся активной миссионерской и торговой деятельностью в португальских колониях. Так, в 1425 г. рыцари Христа колонизировали остров Мадейру и Канарские острова, в 1445 г. - Азоры, а в дальнейшем исследовали западное побережье Африки.

Этот же красный восьмиугольный крест с "иерихонскими трубами" тамплиеров на концах украшал белые паруса, флаги и вымпелы каравелл Бартоломеу Диаша, Васко (Вашку) да Гамы, Кристобаля Колона (более известного нам под своим латинизированным именем "Христофора Колумба") и Фернана Магальянша (Магеллана), шедших в "море-океан" открывать неведомые земли, а также военных кораблей португальских "новых крестоносцев" Франсишку ди Альмейды и Аффонсу ди Альбукерки, громивших мусульман в их "внутренних морях" - от Ормуза в Персидском заливе до Малакки в Андаманском море - и тем ослаблявших натиск воинственного Ислама на Европу. Великие географические открытия, совершенные отважными португальскими мореплавателями под знаменем с красным "тамплиерским" крестом рыцарей Христа, обогатили Лиссабон несметными сокровищами "Индий" и лишили ближневосточные магометанские державы баснословных доходов, извлекаемых теми из посреднической торговли между Востоком и Западом.

Таким образом, давняя заветная мечта рыцарей Ордена Христа и Храма была осуществлена наследниками их могущества и духа - рыцарями Ордена Христа. Попробуем поставить себя хотя бы на минуту на место этих отважных людей. Тайну за тайной открывало "Море Мрака" (как европейцы еще со времен Античности именовали Атлантический океан) перед командами каравелл, несших красный крест "Христовых рыцарей" все дальше на юг. Где-то далеко впереди, за каким-нибудь мысом, который они были полны решимости обогнуть в один прекрасный день, лежали сказочно богатые неведомые земли - и оттуда, из глубокого мусульманского тыла, наследники тамплиеров были полны решимости нанести смертельный удар Исламу.

Поэтому не правы те, кто низводит плавания португальцев на Юг и Восток до уровня простой погони за прибылью, продиктованной только жаждой наживы. В действительности ими владело не только стремление к обогащению. Для них это был последний Крестовый поход в защиту христианской Европы от мусульманской угрозы. Угрозы, все еще остававшейся весьма серьезной, ибо не раз уже (с VII по XVII век) магометанским полчищам удавалось поставить Христианскую цивилизацию на грань уничтожения. Очередное нарастание мусульманской угрозы обозначилось после захвата "Второго Рима" - Константинополя турками-османами в 1453 г. А ведь до тех пор Ислам черпал все новые силы, все новые резервы (казавшиеся порой неисчерпаемыми!) из неизвестных и недоступных христианскому миру, необъятных просторов далекой Азии, из глубин таинственной Африки. Но рыцари Христа, наследники храмовников, воинство маленькой Португалии, первыми зашли во фланг Исламу и поразили захваченных врасплох магометан в их дальневосточных твердынях!

Впоследствии Орден Христа разделился на две ветви - португальскую и чисто папскую. Португальская ветвь постепенно утратила характер духовного (монашеского) ордена и стала династическим орденом португальской короны. Дело в том, что Орден Христа, сыгравший в свое время столь заметную роль в военных успехах португальских королей в борьбе с пиренейскими маврами и заморскими мусульманами, со временем настолько усилился, что королевская власть была вынуждена принять меры к ограничению его самостоятельности и к началу XVI века добилась подчинения Ордена непосредственно королю. После этого папа римский Александр VI Борджа освободил рыцарей Христа от монашеских обетов нестяжания (бедности) и целомудрия (безбрачия), чем и подготовил окончательную секуляризацию Ордена Христа (то есть превращение последнего в чисто светское учреждение), состоявшуюся в 1789 г.
Здесь конец и Господу нашему слава!


Название статьи:   ОРДЕН ХРИСТА
Категория темы:   Вольфганг Акунов Военно-монашеские ордена Испания
Автор (ы) статьи:  
Дата написания статьи:  12 ноября 2009
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:  Лобе М., Фо Г. Трагедия ордена тамплиеров. Пер. с франц. Журавлевой Д.А. Серия: Terra Historica М. СПб Вече. Евразия 2007 г. 320 с.

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"




I Мировая война Австрийская армия Античный мир Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Военно-монашеские ордена Вольфганг Акунов Выставки Германская империя Гражданская война Декабристы Донское казачество Древняя Русь Инфантерия История Фашизма История полков Кавалерия Казачество Крымская война Кубанское казачье войско Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Пажеский корпус Петр I Покорение Кавказа Польская кампания 1831 г. Просто Большевизм Революционные войны Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русская армия Русско-Австро-Французская война 1805 г. Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1828-29 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Русско-японская война 1904-1905 гг. Рюриковичи Фортификация Французская армия


Военно-историческая реконструкция

ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй






{sape_teaser}



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru