Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Крест и свастика - древнейшие символы человечества

КРЕСТ и СВАСТИКА - ДРЕВНЕЙШИЕ СИМВОЛЫ-1.

(ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

В качестве иллюстрации к данной подборке материалов (составление которой было начато еще в советское время, задолго до выхода в свет перевода фундаментального исследования американского ученого Т. Уилсона "Свастика. Древнейший известный символ, его перемещение из страны в страну, с наблюдениями о перемещениях некоторых ремесел в доисторические времена", а также капитальных трудов Р. Багдасарова, В. Дурасова, А. Москвина и других отечественных исследователей о свастике) автор-составитель поместил в начале публикации пасхальную открытку, созданную святой Царицей-Мученицей Александрой Феодоровной и адресованную Ею сестре - Святой Страстотерпице Великой Княгине Елизавете Феодоровне. Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас!

1. О. СТЕФАН КРАСОВИЦКИЙ.

КРЕСТ И СВАСТИКА - ДРЕВНЕЙШИЕ СИМВОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Cогласно ходячим представлениям, человек палеолита (древнекаменного века) был дик и примитивен. Однако археолог приходит к совершенно иным выводам. Описывая орнамент на скульптурных изображениях птицы, найденных на Мезинской стоянке в 1907 г. (на правом берегу р. Десны, в с. Мезине, Кролевецкого уезда Черниговской губернии), В. А. Городцов пишет:

"...на задней плоскости брюшка - великолепно разработанный знак свастики, выведенный в фигурах меандра. Разработка этого мистического знака доведена до изумительной виртуозности: видно, что мастер набил руку на производстве подобных фигур до совершенства.

Еще более изумительно то, что расположение концов свастики, согнутых в форме концентрических спиралевидных ромбов, дает формы креста, тесно связанного со свастикой, ромба и меандра, также связываемых некоторыми исследователями со свастическим знаком.

Словом, перед глазами зрителя возникает целый ряд явлений, казалось бы, более свойственных орнаменту нашего времени, где сложность и вычурность фигур являются результатом богатейшего наследства, доставшегося от бесчисленных предков, вдумчиво поработавших над созданием геометрического орнамента и стилизацией разных символов".
 
(В.А. Городцов. Археология, т. 1, Каменный Период; Государственное издательство, Москва-/Петроград, 1923, стр. 281-282).

Откуда, спрашивается, хорошо разработанные символы креста и свастики в позднем палеолите, уходящие, по впечатлению исследователя, в еще более глубокую древность?

Поверхностный исследователь сделает ряд предположений, например: символ огня - от двух трущихся палочек (И.Т. Савинков. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее. Труды 14-го Археологического съезда, т.1, стр. 60, 292, 310-314, 332, 333, 371, 534); стилизация птицы (Гр. А. А. Бобринский. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии. Труды Ярославского Областного Съезда. М., 1902, стр. 66-75. По мнению гр. Бобринского свастика есть крайняя стилизация летящей птицы, ставшей символом весны, весеннего солнца, огня, света и - далее - бога света - фантазия вольная и ни на чем не основанная, но, как увидим далее, отражающая некоторую закономерность - только, скорее, в обратном порядке).

Недостатком подобного подхода (почему он и назван нами поверхностным) является то, что не учитываются особенности человеческого сознания, и мы имеем дело, собственно, не с человеком, а с роботом. (Точно так же, как эволюционисты под первой живой клеткой не мыслят живую клетку, так же и большинство археологов под человеком не мыслят человека).

Согласно предлагаемому здесь образу мышления, КРЕСТ, а за ним (и даже, может быть, одновременно с ним) СВАСТИКА стали ПЕРВЫМИ СИМВОЛАМИ ЧЕЛОВЕКА после грехопадения.

Некоторые археологи справедливо считают свастику усложненной формой креста, как графического религиозного символа. Все исследователи сходятся в приписывании свастике религиозно-культового значения.

Городцов пишет (на стр. 232): "Свастика в простейшем начертании представляет собой крест с загнутыми в одну сторону концами. Для разъяснения смысла этого знака имеется довольно обширная литература.

"СВАСТИКА" - слово древнеиндийское и означает "ДОБРОЕ ПОЖЕЛАНИЕ". В Ведах оно употребляется в значении имени существительного "блаженство" или в значении наречия "здраво". На священном языке индусов - санскрите - "свасти" означает "счастье". В зороастризме (религии древних ариев-иранцев) свастика (суастика) - знак солнцеворота, буквально "перемена к лучшему", "добрая перемена", от слов"су" - "добро" и "астика" - перемена.

По мнению одних ученых, свастика явилась результатом крайней стилизации изображения летящей птицы; по мнению других ученых, форма знака произошла от двух накрест положенных кусков дерева, при помощи которых добывался священный огонь; по мнению третьих - свастика представляет собой мифико-графическое начертание фигуры человека в молитвенных позах; по мнению четвертых, свастика есть усложненная форма креста как графического религиозного символа, вероятнее всего, связанного с культом солнца. В одном, однако, все исследователи сходятся - в приписывании свастике религиозно-культового значения.

Американский археолог Т. Вильсон (Уилсон), изучая распространение свастики, дал интересную карту, отметив на ней те места, где свастика, по имеющимся у него сведениям, существует или существовала; и, хотя сведения у Вильсона далеко не всеобъемлющи, все же ему удалось заполнить все континенты, за исключением Австралии. Археологии же известно, что широкое распространение явлений примитивных культур связывается со столь же глубоким распространением этих явлений вглубь прошедшего. Широкое распространение свастики давало основание уверенности в том, что этот крестообразный знак существовал уже в эпоху неолита (новокаменного века), но никому еще не приходила мысль о возможности существования знака свастики еще в палеолите (древнекаменном веке), да еще в такой крайне стилизованной и вычурной форме, какую представляет мезинская свастика" (стр. 282).

Городцов делает вывод, что ко времени мезинской стоянки символ свастики "имел уже тогда большую древность" (стр. 284).

Мы зададим вопрос: почему же крест трансформировался в свастику? И сделаем очень вероятное предположение - по тем же причинам, по которым крест трансформировался в свастику в ранне-христианской символике. Свастику ("загнутый крест") находят среди рисунков на стенах римских катакомб. Исследователи христианской символики обычно пишут, что значение ее (как христианского знака, а не зороастрийской "доброй основы" или "доброй перемены") неизвестно. Некоторые даже делают нелепое предположение:

"Вестник бога ариев Индры - божественная птица Гаруда - изображается то символом свастики, то птицей наподобие орла, овладевшей змеею, представляемых реально. В таком виде Гаруда оказалась перенесенною в искусство древнего финского населения Пермского края, русских славян и даже в древнюю христианскую иконографию" (Городцов, стр. 284).

Спрашивается: каким образом символ или реальное изображение Гаруды могло перейти в   х р и с т и а н с к у ю   символику и иконографию? Авторы такого предположения, вероятно, представляют христиан, как и людей палеолита, примитивными по способу действия, мышления, восприятия мира. Гр. А.А. Бобринский, например, так характеризует человека палеолита:

"Человек прежде всего должен был стремиться изобразить окружающие его предметы: животных и самого человека. Неумелые и неразборчивые его начертания со временем стилизуются и становятся еще непонятнее...Стилизованные изображения сохраняют сперва свой смысл и понимаются людьми. Со временем племена меняются, смысл рисунка забывается, но рисунок остается в употреблении, передаваясь с точностью из рода в род и обращаясь мало-помалу в декоративный мотив." (А.А. Бобринский. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике народов Европы и Азии.).

Вот способными к такому слепому заимствованию считают и первых христиан. Но мы, христиане, знаем, кто такие были первые христиане. Знаем мы и кто такие были люди палеолита. Человек после грехопадения не был примитивен. Наоборот, это был, как мы знаем, человек высокого культурного развития. Поэтому он не "стремился прежде всего изобразить животных и человека", но нечто другое. Человек до грехопадения обладал более высокой формой мышления, чем аналитическое. Ему была знакома та область, где "знание упраздняется" (1 Кор. 13,8).

Познав, что такое добро и зло, человек сошел на более низкую ступень мышления - стал вынужден мыслить аналитически.

Но это был человек, ниспавший с высоты и помнившмй о ней. Поэтому думать, что он мог удовлетвориться изображением человека и животных, просто невозможно.
Что же увидел человек прежде всего своими новыми, как бы открывшимися на земное, глазами? Его самосознание, бывшее до падения в невыразимом словами Богообщении, снизилось до понимаемой аналитическим умом формулы: "Я существую". Наличием этого самосознания (а не вообще ума) человек резко отличается от всех живых существ. Благодаря самосознанию человек связан с природой нераздельно и неслиянно. Поэтому человеку нет необходимости "идти в природу", т.к. ЧЕЛОВЕК САМ ЕСТЬ ПРИРОДА. Нет необходимости и порывать с природой, разрушая ее (чрезмерный технический прогресс). В первом случае - смешение, во втором - разделение. Одно следует за другим: обожествление природы, как самостно развивающегося начала, дает пример подражания в прогрессе; самостный прогресс человек пытается преодолеть или исправить самостным же "слиянием с природой". И в том, и в другом случае происходит разрушение природы человека (самосознания) и вообще природы. (Грубое разрушение - "прогресс", тонкое мистическое влияние - "слияние с природой").

Находясь в благотворной и твердой руке Божией, природа (внешняя) не может не выполнять своей функции. В результате такого точного подчинения несвободной природы и мог появиться человек. В чем функция человека? В подчинении. Причем в подчинении сознательном и с благодарностью, т.к. ему дана способность благодарить; с благодарным принятием своего "сознания" и своего особого положения. В противном случае человек становится предателем того закона, в результате действия которого было осуществлено создание человека. Подобное предательство является результатом своеволия и гордости. Оно может происходить и как гордое насилие над (внешней) природой, и как гордый отказ от собственной человеческой природы под предлогом "слияния с природой"(внешней).

В последнем случае напрасно человек думает о "слиянии". Это пустые мечтания. Природа не такова, какой он хочет ее видеть. Она находится в строгом подчинении, а не бунтует подобно ему. Сначала человек выдумывает природу такой, как ему хочется, а затем он "сливается" с выдуманной им же самим "природой", т.е. с самим же собою, испорченным иллюзией и гордостью и фактическим отказом от природы. Несчастный человек, пойманный в сети сатанинского разрыва... Разорвавший связь с природой путем неосознания Бога идет в природу искать с нею общения, ибо чувствует свой разрыв с нею, но, не понимая, в чем этот разрыв и чем он вызван, с а м пытается строить мост через образовавшуюся пропасть. Но разрыв заключается как раз в самости. Откажись от самости - и преодолеешь разрыв. Но бедный человек еще усугубляет его самостным действием...

Итак, в человеке СКРЕЩИВАЮТСЯ природа и самосознание природы ("я существую") - для  в о л ь н о г о  подчинения природы Богу. В этом и состоит функция человека как произведения природы. Именно это и изображается КРЕСТОМ. И в этом символе КРЕСТА - также неясная еще пока надежда на то, что впоследствии станет ясным: на нераздельное и неслиянное соединение Божественного и человеческого естеств, осуществившееся с приходом в мир Спасителя и Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа.

Как скрещивание с природой самосознания, так и надежда на Боговоплощение придают символу КРЕСТА некое СИЯНИЕ. Этот СВЕТ и эту победу человеку хочется как-то особо отметить. И он подчеркивает эту особенность КРЕСТА динамикой в крестовом символе СВАСТИКИ. Большинство исследователей-археологов видят в СВАСТИКЕ символ СВЕТА, хотя и неверно трактуют этот свет:

а) весеннее солнце, бог света - гр. А.А. Бобринский;

б) накрест наложенные куски дерева, при помощи которых добывался священный огонь;

в) усложненная форма креста как графического религиозного символа, "вероятнее всего связанного с культом солнца" - Ги де Моритилле, и т.п.).

Итак, КРЕСТ в палеолите стал преобразовываться в СВАСТИКУ по тем же причинам,что и   у   д р е в н и х   х р и с т и а н  -  п о   в н у т р е н н и м           м о т и в а м .

(Совершенно неправильно ограничивать стремление получить изображение вообще и, в частности, графическое изображение, внешними факторами. Высокая ступень духовного сознания, на которой стоял первый человек, выдвигает на передний план внутренние факторы).



Назад Вперед
Название статьи:   Крест и свастика - древнейшие символы человечества
Категория темы:    Вольфганг Акунов История Фашизма Белое движение Гражданская война
Автор (ы) статьи:  


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...




ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...