Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Одни лишь невежды думают, что, дослужась до генеральского чина, они силою заставят себе повиноваться.
Из «Военного журнала»




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

БОЕВОЙ СТРОЙ КОРАБЛЕЙ

БОЕВОЙ СТРОЙ КОРАБЛЕЙ.

Главное требование, предъявляемое Боевому Строю заключается в том, чтобы не только передвигаться на месте сражения, но и предоставить каждому кораблю возможность использовать свои сильные стороны, наступательные и оборонительные, прикрывая в то же время слабые; для этого каждый корабль должен лежать на наивыгоднейшем курсовом угле и находиться в наивыгоднешем для данного момента боя расстоянии от неприятеля.

Приведенному требованию могут удовлетворить в общем строе только корабли, обладающие одинаковыми тактическими качествами.

Наличие в строю корабля более слабого, сейчас же отзовется на силе всего отряда; особенно наглядно это сказывается при различии в скоростях хода отдельных кораблей.

Соединение разнотипных кораблей понижает силу всего отряда.
При наличии двух или более бригад однотипных кораблей таковые м. б. поставлены в общий Боевого Строя если тактические элементы их вооружения вполне согласованы и если такое соединение является желательным в интересах управления боевым порядком.

Боевые Строи можно разделить на простые и сложные.

Простые те строи, при которых корабли вытянуты в одну прямую линию: строй фронта, – когда корабли расположены на линии, перпендикулярной к линии курса, т.-е. находятся друг у друга на траверзе; строй кильватера, – когда корабли расположены друг за другом на линии курса, и строй пеленга, – когда они находятся на линии, наклонной к линии их курса под углом вправо (строй пеленга правого фланга) или влево (строй пеленга левого фланга). Эти три строя могут быть объединены одним термином – строй пеленга от 0 до 360, при чем строй кильватера отвечает строю пеленга в 0 и 180°, а строй фронта – строю пеленга в 90° и 270°.

Сложные строи те, при которых расположение кораблей представляет одну ломаную линию, или несколько прямых или ломаных линий. Такими строями являются: строй клина, строй двойного фронта, строй двойного кильватера, строй двойного пеленга, строй шахматного порядка, строй кучек и проч.

В разные исторические эпохи тот или иной Боевой Строй избирался флотоводцами в зависимости от тактических свойств кораблей и их главного оружия, дабы использовать его силу.

Так, во времена галерного флота, вся сила которого заключалась в таране и носовом метательном или огнестрельном оружии и слабой стороной которого являлись весла и гребцы, расположенные по бортам, почти единственный Боевой Строй считался строй фронта.

Строй кильватера для галер был немыслим. С появлением парусного флота и изобретением бортовых пушечных портов таран утратил свое значение. Появились 100-120-пуш. корабли, сила которых заключалась в бортовом (траверзном) огне, при совершенном отсутствии огня носового и кормового.

Встать под анфиладный (продольный) огонь неприятеля было почти равносильно поражению. Отсюда – вполне естественный резкий переход от прежнего строя фронта галер к строю кильватера парусных кораблей, который был признан единственным Боевым Строем. С появлением парового флота, вновь воскресившего значение тарана и обусловившего возможность нового расположения артиллерии (вследствия освобождения палуб от рангоута и такелажа) вопрос о Боевом Строе значительно осложнился.

Флоты, не связанные зависимостью от направления и силы ветра, получили свободу маневрирования. Этой эпохе отвечает появление всех тех простых и сложных строев, которые были перечислены выше.

Примерная характеристика этих строев такова: строй кильватера – основной строй для действия артиллерии; строй фронта – тоже для действия тараном и быстрого сближения с противником; строй пеленга – для действие тараном по противнику, движущемуся вправо или влево; строй двойного кильватера в шахматном порядке (то же, что и строй кильватера с сокращенными интервалами) – для лучшего сосредоточения огня, т. к. корабли 2-й линии могли стрелять в интервалы между кораблями 1-й линии.

Прочие сложные строи объяснялись, по-видимому, желанием создать резервы к кораблям 1-й линии на случай таранной атаки.

Обилие Боевых Строев объясняется, с одной стороны, разнообразием типов судов, а с другой – широко открывшимися горизонтами для тактики боя. Последняя не могла установиться сразу: теоретические соображения требовали проверки боевым опытом, а этот опыт могла дать только война.

Теперь, когда тактика эскадренного боя более или менее установилась, она начинает предъявлять определенные требования к технике кораблестроения; т. образом, устанавливаются потребные для боя типы кораблей, а с ними вместе и Боевые Строи кораблей.

I. Для линейных кораблей и броненосных крейсеров, предназначенных для линейного боя, Боевые Строи признаются только простые строи, имеющие наименьшее число флангов (два) и наиболее обширный боевой фронт (более 300° обстрела горизонта). Выбор того или иного строя зависит:

1) от тактических свойств кораблей, составляющих данную бригаду (в смысле утла наивыгоднейшего обстрела и наименьшей поражаемости бригады),

2) от получающейся при данном курсовом угле тактической скорости бригады и сравнение её с таковой же скоростью неприятеля (в смысле управления боевыми дистанциями),

3) от целей, преследуемых в данный момент бригадой согласно плану боя и действительному ходу его (в смысле занятия и удержания бригадой данной позиции),

4) от прочих требований, предъявляемых артиллерией к маневрированию (в смысле увеличения меткости и действительности артиллерийского огня бригады). И, наконец,

5) от простоты и удобства маневрирования и управления Боевым строем.
II. Для крейсеров, выполняющих в бою самые разнообразные операции, определенного Боевого Строя не намечается; но если они окажутся в линии боя, то при выборе Боевого Строя бригада крейсеров руководствуется вышеизложенным, при чем соображения п. 3 имеют преобладающее значение.

III. Для миноносцев соображения о Боевом Строе вытекают из свойств их главного оружия – мин и боевых качеств самих миноносцев.
В целях наименьшей видимости и поражаемости миноносцам, по-видимому, м. б. рекомендованы строи клина и кучек; но недостатки сложных строев – неудобства маневрирования, управления и малый угол обстрела – побуждают и эти суда предпочитать строй пеленга.





Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия







ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru