Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Я предоставляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнить свой долг.
П. С. Нахимов




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

СВЯТЫНИ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА И РОССИЯ
СВЯТЫНИ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА И РОССИЯ
Дорогому другу и наставнику Владимиру Захарову
27 октября 1798 г. собравшиеся в Санкт-Петербурге мальтийские рыцари, члены Великого Приорства Российского и другие рыцари Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, находящиеся в российской столице, составили Прокламацию, в которой провозгласили Императора - Протектора своего Ордена - Великим Магистром иоаннитов. Однако Император Павел I не спешил с принятием этого титула. Он хотел заручиться поддержкой духовного главы Ордена  госпитальеров- папы римского Пия VI.
7 ноября 1798 г. в столице Российской Империи городе Санкт-Петербурге состоялось заседание Великого Приорства Российского. Присутствовавшие рыцари-иоанниты признали прежнего Великого магистра своего Ордена барона Фердинанда фон Гомпеша, почти без сопротивления сдавшего остров Мальту французскому республиканскому генералу Наполеону Бонапарту, виновным "в глупейшей беспечности" и недостойным более носить высокий титул Магистра Ордена Святого Иоанна. На заседании было принято Воззвание, в котором, в частности, говорилось:
"Мы, бальи, Кавалеры Большого Креста, Командоры и Рыцари Великого Российского Приорства, и прочие члены ордена Св. Иоанна Иерусалимского, собравшиеся в Санкт-Петербурге, главном местопребывании нашего Ордена, как от нашего имени, так и от имени других "языков" Великого Приорства вообще и всех членов, в частности, присоединяющихся к нашим твердым принципам, провозглашаем Его Императорское Величество, Императора и Самодержца всея России Павла I Великим Магистром Ордена Св. Иоанна Иерусалимского.
Следуя этому Воззванию и в соответствии с нашими законами и установлениями, мы берем на себя священно и торжественно обязательство в повиновении, покорности и верности Его Императорскому Величеству, Его Высокопреосвященству Великому Магистру".
Фердинанд фон Гомпеш был смещен со своего поста, но не сразу, а лишь в 1799 г.., отказавшись от своего звания под прямым давлением "римского" (австрийского) Императора Франца Габсбурга.
5 ноября 1798 г. папа римский написал в Петербург послу Ордена святого иоанна Иерусалимского в России бальи графу Джулио Литта из монастыря Кассини близ Флоренции, что пришел в ужас, "узнав, что Великий Магистр, ради спасения собственных интересов, проявил недостойную слабость, принеся в жертву весь Орден". И далее, ссылаясь на "Декларацию" Императора Павла, папа писал: "мы будем сотрудничать с любой властью, которая необходима, так как в дополнение к напечатанному акту, подписанному Императором, все остальные языки и приории, вместе и по отдельности, приглашаем присоединиться к вышеназванному акту, чтобы Орден мог быть восстановлен в своем былом величии".
Папа римский не знал еще о решении капитула Великого Российского Приорства, поэтому заключил письмо следующими словами: "Мы хотели бы узнать, сколько рыцарей из других приорств присоединились к благородному порыву Императора, и какую резолюцию они могут принять в подтверждение этого и в пример другим".
Только узнав о содержании этого письма, Император Павел решился на принятие титула Великого Магистра иоаннитов, решив, что формальное согласие папы имеется. 13/24 ноября Император принял этот титул. "Мы принимаем титул Великого Магистра этого Ордена, и в связи с этим возобновляем личные обещания, которые Мы делали ранее в качестве Протектора, а именно - на вечно сохранить неприкосновенными все учреждения и привилегии этого знаменитого Ордена, как в отношении свободного отправления религиозных и различных контактов с этим связанным, которые вытекают отсюда для Рыцарей католического вероисповедания, так и в смысле юрисдикции Ордена, местопребывание которого Мы назначаем в Нашей Императорской Резиденции; сообщаем также о том, что Мы не прекратим в будущем употреблять Наше влияние для роста Ордена..."
Церемония интронизации состоялась в санкт-петербургском Зимнем Дворце. На Императора Павла I были возложены все знаки достоинства Гроссмейстера (Великого Магистра) госпитальеров, хотя формального посвящения его в рыцари Ордена Святого Иоанна так и не произошло. Посредством дипломатических нот этот факт был доведен до сведения глав иностранных государств.
С тех пор восьмиконечный мальтийский крест с "ласточкиными хваостами" на концах прочно вошел в символику Русской Императорской армии - начиная со штандартов и знамен и кончая полковыми знаками.
Почти все светские правительства Западной Европы, кроме Франции и Испании, проводившей в тот период откровенно профранцузскую политику, признали нового Гроссмейстера иоаннитов. В пользу признания Императора Павла в качестве такового свидетельствует и тот факт, что данное международное решение получило инаугурацию ни кем иным, как "первейшим из первых" среди коронованных особ Европы - Императором "Священной Римской Империи Германской Нации" и Апостолическим Королем Венгрии Францем II (c 1806 г. - Императором Австрии Францем I) Габсбургом, Протектором Великого Приорства Богемского Ордена Святого Иоанна Иерусалимского; "римский цесарь" пошел еще дальше в своем признании законности избрания Императора Павла новым Гроссмейстером Мальтийского Ордена, повелев конфисковать у Гомпеша священные реликвии Ордена госпитальеров, которые прежний Гроссмейстер сохранил, найдя убежище в Австрии.
К числу реликвий Ордена Святого Иоанна относились:
1)корона Гросcмейстера мальтийских рыцарей, увенчанная белым восьмиконечным крестом;
2)крест, сделанный по образцу Cвятого Истинного Креста, в золотой оправе, украшенный драгоценными каменьями;
3)десница (правая рука) Святого Иоанна Крестителя, помещенная в особом ковчеге, украшенном самоцветными камнями;
4)маленькая икона Богоматери Филермской в золотой рамке с бриллиантами;
5)золотой ромбовидный медальон, с вделанным в него шипом из тернового венца Спасителя, который, согласно орденской традиции, принадлежал Гроссмейстеру госпитальеров Жану-Паризо де Ла Валетту.
В августе 1799 г. депутация мальтийских рыцарей была принята в Петергофе Всероссийским Императором Павлом I, Великим Магистром Державного Мальтийского Ордена. Рыцари-госпитальеры просили Павла Петровича принять святыни Ордена иоаннитов в знак благодарности за оказанные Ордену Императором Всероссийским благодеяния и заботу. Павел I решил отметить это событие с особой торжественностью.
В сентябре Императорский двор перебрался на осеннее время в Гатчину, на 12 октября было назначено бракосочетание Великой Княжны Елены Павловны. На этот же день были назначены и торжества перенесения мальтийских орденских святынь.
В 10 часов утра из Гатчинского дворца по направлению к Ингенбургу, где находились представители Мальтийского Ордена, выехал Императорский кортеж. После встречи депутации мальтийских рыцарей и краткого молебна, все повернули обратно во дворец. Во главе крестного хода торжественно шествовало духовенство, за которым в золотой карете ехал бальи граф Джулио Ренато Помпео Литта, везший на красной бархатной подушке золотой ковчег с частью десной руки Иоанна Крестителя. За графом следовали мальтийские рыцари в черных мантиях с белыми восьмиконечными крестами, везшие небольшую икону Божией Матери Филермской и частицу Креста, на котором был распят Спаситель. Рядом с каретой бальи графа Джулио Литта в парадном облачении Великого Магистра иоаннитов шествовал Император Павел I, в сопровождении родовых Командоров и рыцарей Великого Приорства Российского.
По прибытии к дворцу Император Павел I сам взял золотой ковчег и внес его в дворцовую церковь, где святыня была положена на отведенное для нее место.
В память этого события Русская Православная Церковь установила 12 (25 по новому стилю) октября празднование перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Святого Иоанна Крестителя.
Что же нам известно, на сегодняшний день, об этих драгоценных реликвиях, ставших святынями Православной Церкви?
Еще в конце XV века турецкий султан Баязид Йылдырым (Молния) подарил десницу Иоанна Крестителя (считающуюся госпитальерами истинной; всего в мире насчитывается 7 подобных десниц) Ордену иоаннитов, которые в это время обитали на острове Родос, после того как вынуждены были покинуть в 1187 г. Иерусалим, в 1291 г. - Сен-Жан д'Акр (Аккон), а в 1306 г. - остров Кипр. В 1522 г. рыцари-иоанниты покинули Родос. После того как Император Карл V Габсбург подарил им остров Мальту, они обосновались там, отчего, как мы знаем, и пошло их новое имя, сохранившееся до сегодняшнего дня - "мальтийские рыцари". Святыни Ордена Святого Иоанна хранились в соборе города Ла Валетта.
На святой руке Иоанна Крестителя отсутствуют два пальца - малый и средний. Мизинец находился с 1200 г. в Студийском монастыре, а впоследствии он был перенесен в Константинополь, где хранится и поныне, только не в храме, а в Оттоманском музее. Средний перст был принесен святителем Саввой архиепископом Сербским патриарху Герману и Царю (Василевсу) греческому Ласкарису (правителю Никейской Империи, образовавшейся в Малой Азии после захвата Константинополя "латинскими" крестоносцами в 1204 г.) и положен был в монастыре Жиче. Эта святыня в течении многих лет хранилась в Печской Патриархии. В 1458 г., когда под ударами турок-османов погибло православное Сербское царство, Елена, супруга Чурчева, сына деспота Лазаря Бранковича, перенесла ковчег с перстом Иоанна Предтечи в греческую Морею к своему отцу деспоту Фоме Палеологу (другая дочь которого - Зоя или Софья - вышла замуж за Ивана III, Великого Государя Московского и всея Руси и принесла ему "в приданое" державного двуглавого орла поздней Римской Империи).
Деспот Мореи Фома Палеолог, спасаясь от турок, передал святыню папе римскому Пию XI. Папа в свою очередь передал ее в храм святой Марии своего родного города Сиены (основанного, якобы, Ремом - братом Ромула, основателя Рима). Раз в году эта святыня выносится для поклонения верующим.
По дошедшему до нас средневековому преданию, икона Богоматери Филермской была написана самим святым евангелистом Лукой. В 46 г. п. Р.Х. он принес ее в Антиохию Сирийскую, где она и пребывала в течении трех столетий. Затем ее перенесли в Иерусалим. В 430 г. супруга восточно-римского Императора Феодосия Младшего, Евдокия, совершила паломничество в Святую Землю и оттуда переслала икону сестре своего супруга, Пульхерии, которая торжественно поместила образ Богоматери в новоустроенном константинопольском Влахернском храме. Многие верующие люди получали исцеление, молясь перед этим образом Царицы Небесной. В течении многих столетий эта чудотворная святыня хранилась в Константинополе, столице Восточной Римской (Византийской) империи.
После захвата "латинскими" крестоносцами Константинополя в 1204 г. (в котором Орден госпитальеров не участвовал) чудотворную икону вновь перенесли в Святую Землю и там она оказалась у рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. После захвата Акры турками в 1291 г. рыцари-госпитальеры перебрались на остров Кипр, вывезя с собой и Филермскую икону Божией Матери. Вместе с иоаннитами святой образ путешествовал по свету, благословляя труды рыцарей-иоаннитов. Он был с ними на острове Родос, затем в разных городах Италии, пока не оказался вместе с рыцарями-странноприимцами на острове Мальта. Здесь, в соборе святого Иоанна города Ла Валетты, была сооружена часовня мадонны Филермо, где рядом с алтарем и поместили икону. После захвата Мальты Наполеоном Бонапартом эту мальтийскую святыню удалось вывезти в Европу, и в 1799 г. мальтийские рыцари преподнесли ее в дар совему державному покровителю и защитнику - Императору Всероссийскому Павлу Петровичу.
Царь Павел I выделил свыше 7 фунтов золота ювелиру Ф.К. Теремену, который выполнил золотую ризу, усыпав ее драгоценными камнями. Он же изготовил и два ковчега - для десницы св. Иоанна Крестителя и частицы Креста Господня.
Праздник торжественно отметили еще лишь раз в 1800 г., а после злодейского убийства Павла I масонскими "агентами английского влияния" при русском дворе он только значился в месяцеслове, но более не отмечался. Пятьдесят лет реликвии хранились в санкт-петербургском Зимнем дворце.
В 1923 г. итальянское правительство обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского Ордена (между прочим, тогдашний вождь Италии Бенито Муссолини, за свои заслуги в подготовке признания Ватикана и Ордена Святого Иоанна итальянским правительством был удостоен звания почетного бальи Мальтийского Ордена и сохранились его фотографии с мальтийским крестом на шее!). Однако исполнить эту просьбу оказалось невозможным.
Какое-то время они находились в православном соборе в столице Эстонии Таллине (бывшем Ревеле), но затем были перевезены в Данию к Вдовствующей Императрице Марии Феодоровне. После ее смерти святыни оказались вначале у короля Георга (Георгия) II Греческого, который передал их югославскому королю Александру Карагеоргиевичу, и они хранились в специальной часовне в королевском дворце. После оккупации Югославии войсками Гитлера, Муссолини, Хорти и царя Болгарии Бориса в 1941 г. юный король Югославии Петр II Карагеоргиевич успел отправить святыни, перед тем как покинул страну, в один из православных  монастырей. Считалось, что следы их затерялись. В действительности же дело обстояло иначе.
Десница святого Иоанна Крестителя тайно сохранялась в Острожском монастыре, но там она была обнаружена титовской спецслужбой "Удба" и передана в государственное хранилище. В 1968 г. один из полицейских сообщил об этом Цетинскому игумену Марку (Каланья) и епископу Даниилу, которым удалось вызволить святыню и положить ее в черногорский Цетинский монастырь.
В 1993 г. десница Святого Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня были переданы в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. После развала Югославии и превращения Черногории в самостоятельное государство святыни были перенесены в Цетинский исторический музей. Интересно, что гербом Черногории, вновь обретшей независимость (которая была ликвидирована Сербией после Первой мировой войны), на груди гербового черногорского орла появился геральдический щит с белым восьмиконечным мальтийским крестом на красном поле.  Герб на груди сербского двуглавого государственного орла также идентичен гербу Ордена Святого Иоанна Иерусалимского - он тоже представляет собой геральдический щит с белым (но не восьмиконечным, как на гербе современной Черногории, а прямым) крестом на красном поле, но с добавлением четырех белых букв "С" ("Сербия Спасет Себя Сама") по углам креста. Но это так, к слову... Филермская икона Божией Матери до сего времени находится в музее, хотя церковные власти не раз обращались с ходатайством о возвращении святыни.

Вольфганг Акунов


СВЯТЫНИ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА И РОССИЯ

Досточтимому Приору, Другу и Наставнику Владимиру Захарову


Как пишет в своей "Истории Мальтийского Ордена в России" современный отечественный историк, Приор Русского Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Заместитель Генерального представителя Товарищества XV Казачьего Кавалерийского Корпуса имени генерала Гельмута фон Паннвица в Российской Федерации, войсковой старшина Центрального Казачьего войска,  кандидат исторических наук профессор В.А. Захаров, "27 октября 1798 г. собравшиеся в Санкт-Петербурге мальтийские рыцари, члены Великого Приорства Российского и другие рыцари Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, находящиеся в российской столице, составили Прокламацию, в которой провозгласили Императора - Протектора своего Ордена - Великим Магистром (Гроссмейстером) иоаннитов. Однако Император Павел I не спешил с принятием этого титула. Он хотел заручиться поддержкой духовного главы Ордена  госпитальеров-  римского Понтифика (Папы) Пия VI.


7 ноября 1798 г. в столице Российской Империи городе Санкт-Петербурге состоялось заседание Великого Приорства Российского. Присутствовавшие на этом заседании рыцари-иоанниты признали прежнего Великого Магистра своего Ордена барона Фердинанда фон Гомпеша, почти без сопротивления сдавшего остров Мальту французскому республиканскому генералу Наполеону Бонапарту, виновным "в глупейшей беспечности" и недостойным более носить высокий титул Магистра Ордена Святого Иоанна. На заседании было принято Воззвание, в котором, в частности, говорилось:


"Мы, бальи, Кавалеры Большого Креста, Командоры и Рыцари Великого Российского Приорства, и прочие члены ордена Св. Иоанна Иерусалимского, собравшиеся в Санкт-Петербурге, главном местопребывании нашего Ордена, как от нашего имени, так и от имени других "языков" Великого Приорства вообще и всех членов, в частности, присоединяющихся к нашим твердым принципам, провозглашаем Его Императорское Величество, Императора и Самодержца всея России Павла I Великим Магистром Ордена Св. Иоанна Иерусалимского.


Следуя этому Воззванию и в соответствии с нашими законами и установлениями, мы берем на себя священно и торжественно обязательство в повиновении, покорности и верности Его Императорскому Величеству, Его Высокопреосвященству Великому Магистру".


Прежний Гроссмейстер Фердинанд фон Гомпеш был смещен со своего поста, но не сразу, а лишь в 1799 г.., отказавшись от своего звания под прямым давлением "римского" (австрийского) Императора Франца Габсбурга.


5 ноября 1798 г. Папа римский написал в Петербург послу Ордена святого Иоанна Иерусалимского в России бальи графу Джулио Литта из монастыря Кассини близ Флоренции, что пришел в ужас, "узнав, что Великий Магистр, ради спасения собственных интересов, проявил недостойную слабость, принеся в жертву весь Орден". И далее, ссылаясь на "Декларацию" Императора Павла, Папа писал: "Мы будем сотрудничать с любой властью, которая необходима, так как в дополнение к напечатанному акту, подписанному Императором, все остальные языки и приории, вместе и по отдельности, приглашаем присоединиться к вышеназванному акту, чтобы Орден мог быть восстановлен в своем былом величии".


Папа римский не знал еще о решении капитула Великого Российского Приорства, поэтому заключил письмо следующими словами: "Мы хотели бы узнать, сколько рыцарей из других приорств присоединились к благородному порыву Императора, и какую резолюцию они могут принять в подтверждение этого и в пример другим".


Только узнав о содержании этого письма, Император Павел решился на принятие титула Великого Магистра иоаннитов, решив, что формальное согласие папы имеется. 13/24 ноября Император принял этот титул. "Мы принимаем титул Великого Магистра этого Ордена, и в связи с этим возобновляем личные обещания, которые Мы делали ранее в качестве Протектора, а именно - на вечно сохранить неприкосновенными все учреждения и привилегии этого знаменитого Ордена, как в отношении свободного отправления религиозных и различных контактов с этим связанным, которые вытекают отсюда для Рыцарей католического вероисповедания, так и в смысле юрисдикции Ордена, местопребывание которого Мы назначаем в Нашей Императорской Резиденции; сообщаем также о том, что Мы не прекратим в будущем употреблять Наше влияние для роста Ордена..."


Церемония интронизации состоялась в санкт-петербургском Зимнем Дворце. На Императора Павла I были возложены все знаки достоинства Великого Магистра Ордена госпитальеров, хотя формального посвящения его в рыцари Ордена Святого Иоанна так и не произошло. Посредством дипломатических нот этот факт был доведен до сведения глав иностранных государств.


С тех пор восьмиугольный мальтийский крест с "ласточкиными хваостами" на концах прочно вошел в символику Русской Императорской армии - начиная со штандартов и знамен и кончая полковыми знаками.


Почти все светские правительства Западной Европы, кроме Франции и Испании, проводившей в тот период откровенно профранцузскую политику, признали нового Гроссмейстера иоаннитов. В пользу признания Императора Павла в качестве такового свидетельствует и тот факт, что данное международное решение получило инаугурацию ни кем иным, как "первейшим из первых" среди коронованных особ Европы - Императором "Священной Римской Империи Германской Нации" и Апостолическим Королем Венгрии Францем II (c 1806 г. - Императором Австрии Францем I) Габсбургом, Протектором (Покровителем) Великого Приорства Богемского Ордена Святого Иоанна Иерусалимского; "римский цесарь" пошел еще дальше в своем признании законности избрания Императора Павла новым Гроссмейстером Мальтийского Ордена, повелев конфисковать у Гомпеша священные реликвии Ордена госпитальеров, которые прежний Гроссмейстер сохранил, найдя убежище в Австрии.


К числу реликвий Ордена Святого Иоанна относились:


1)корона Гросcмейстера мальтийских рыцарей, увенчанная белым восьмиугольным крестом;


2)крест, сделанный по образцу Cвятого Истинного Креста (лат.: Vera Crux), в золотой оправе, украшенный драгоценными каменьями;


3)десница (правая рука) Святого Иоанна Крестителя, помещенная в особом ковчеге, украшенном самоцветными каменьями;


4)маленькая икона Богоматери Филермской в золотой рамке с бриллиантами;


5)золотой ромбовидный медальон, с вделанным в него шипом из тернового венца Спасителя, который, согласно орденской традиции, принадлежал Гроссмейстеру госпитальеров Жану-Паризо де Ла Валетту.


В августе 1799 г. депутация мальтийских рыцарей была принята в Петергофе Всероссийским Императором Павлом I, Великим Магистром Державного Мальтийского Ордена. Рыцари-госпитальеры просили Государя Павла Петровича принять святыни Ордена иоаннитов в знак благодарности за оказанные Ордену Императором Всероссийским благодеяния и заботу. Царь Павел I решил отметить это событие с особой торжественностью.


В сентябре Императорский двор перебрался на осеннее время в Гатчину, на 12 октября было назначено бракосочетание Великой Княжны Елены Павловны. На этот же день были назначены и торжества перенесения мальтийских орденских святынь.


В 10 часов утра из Гатчинского дворца по направлению к Ингенбургу, где находились представители Мальтийского Ордена, выехал Императорский кортеж. После встречи депутации мальтийских рыцарей и краткого молебна, все повернули обратно во дворец. Во главе крестного хода торжественно шествовало духовенство, за которым в золотой карете ехал бальи граф Джулио Ренато Помпео Литта, везший на красной бархатной подушке золотой ковчег с частью десной руки Иоанна Крестителя. За графом следовали мальтийские рыцари в черных мантиях с белыми восьмиугольными крестами, везшие небольшую икону Божией Матери Филермской и частицу Креста, на котором был распят Спаситель. Рядом с каретой бальи графа Джулио Литта в парадном облачении Великого Магистра иоаннитов шествовал Император Павел I, в сопровождении родовых Командоров и рыцарей Великого Приорства Российского.


По прибытии к дворцу Император Павел I сам взял золотой ковчег и внес его в дворцовую церковь, где святыня была положена на отведенное для нее место.
В память этого события Русская Православная Церковь установила 12 (25 по новому стилю) октября празднование перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Святого Иоанна Крестителя.


Что же нам известно, на сегодняшний день, об этих драгоценных реликвиях, ставших святынями Православной Церкви?


Еще в конце XV века турецкий султан Баязид Йылдырым (Молния) подарил десницу Иоанна Крестителя (считающуюся госпитальерами истинной; всего в мире насчитывается 7 подобных десниц) Ордену иоаннитов, которые в это время обитали на острове Родос, после того как вынуждены были покинуть в 1187 г. Иерусалим, в 1291 г. - Сен-Жан д'Акр (Аккон), а в 1306 г. - остров Кипр. В 1522 г. рыцари-иоанниты покинули Родос. После того как Император Карл V Габсбург подарил им остров Мальту, они обосновались там, отчего, как мы знаем, и пошло их новое имя, сохранившееся до сегодняшнего дня - "мальтийские рыцари". Святыни Ордена Святого Иоанна хранились в соборе города Ла Валетта.


На святой руке Иоанна Крестителя отсутствуют два пальца - малый и средний. Мизинец находился с 1200 г. в Студийском монастыре, а впоследствии он был перенесен в Константинополь, где хранится и поныне, только не в храме, а в Оттоманском музее. Средний перст был принесен святителем Саввой архиепископом Сербским патриарху Герману и Царю (Василевсу) греческому Ласкарису (правителю Никейской Империи, образовавшейся в Малой Азии после захвата Константинополя "латинскими" крестоносцами в 1204 г.) и положен был в монастыре Жиче. Эта святыня (которой в Восточной Римской Империи, до захвата Царьграда крестоносцами-латинянами в 1204 г., православный Патриарх Константинопольский поставлял, т.е. благословлял при введении в сан, митрополитов Греческой Церкви), в течении многих лет хранилась в Печской Патриархии. В 1458 г., когда под ударами турок-османов погибло православное Сербское царство, Елена, супруга Чурчева, сына деспота Лазаря Бранковича, перенесла ковчег с перстом Иоанна Предтечи в греческую Морею к своему отцу деспоту Фоме Палеологу (другая дочь которого - Зоя или Софья - вышла замуж за Ивана III, Великого Государя Московского и всея Руси и принесла ему "в приданое" державного двуглавого орла поздней Римской Империи).


Деспот Мореи Фома Палеолог, спасаясь от турок, передал святыню Папе римскому Пию XI. Папа Пий, в свою очередь, передал ее в храм святой Марии своего родного города Сиены (основанного, якобы, Ремом - братом Ромула, основателя Рима). Раз в году эта святыня выносится для поклонения верующим.


По дошедшему до нас средневековому преданию, икона Богоматери Филермской была написана самим святым евангелистом Лукой. В 46 г. п. Р.Х. он принес ее в Антиохию Сирийскую, где она и пребывала в течении трех столетий. Затем ее перенесли в Иерусалим. В 430 г. супруга восточно-римского Императора Феодосия Младшего, Евдокия, совершила паломничество в Святую Землю и оттуда переслала икону сестре своего супруга, Пульхерии, которая торжественно поместила образ Богоматери в новоустроенном константинопольском Влахернском храме. Многие верующие люди получали исцеление, молясь перед этим образом Царицы Небесной. В течении многих столетий эта чудотворная святыня хранилась в Константинополе, столице Восточной Римской (Византийской) Империи.


После захвата "латинскими" крестоносцами Константинополя в 1204 г. (в котором Орден госпитальеров не участвовал) чудотворную икону вновь перенесли в Святую Землю и там она оказалась у рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. После захвата Акры турками в 1291 г. рыцари-госпитальеры перебрались на остров Кипр, вывезя с собой и Филермскую икону Божией Матери. Вместе с иоаннитами святой образ путешествовал по свету, благословляя труды рыцарей-иоаннитов. Он был с ними на острове Родос, затем в разных городах Италии, пока не оказался вместе с рыцарями-странноприимцами на острове Мальта. Здесь, в соборе святого Иоанна города Ла Валетты, была сооружена часовня мадонны Филермо, где рядом с алтарем и поместили икону. После захвата Мальты Наполеоном Бонапартом эту мальтийскую святыню удалось вывезти в Европу, и в 1799 г. мальтийские рыцари преподнесли ее в дар совему державному Покровителю и защитнику - Императору Всероссийскому Павлу Петровичу.


Царь Павел I выделил свыше 7 фунтов золота ювелиру Ф.К. Теремену, который выполнил золотую ризу, усыпав ее драгоценными камнями. Он же изготовил и два ковчега - для десницы св. Иоанна Крестителя и частицы Креста Господня.


Праздник торжественно отметили еще лишь раз в 1800 г., а после злодейского убийства Павла I масонскими "агентами английского влияния" при русском дворе он только значился в месяцеслове, но более не отмечался. Пятьдесят лет реликвии хранились в санкт-петербургском Зимнем дворце.


В 1923 г. итальянское правительство обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского Ордена (между прочим, тогдашний вождь Италии Бенито Муссолини, за свои заслуги в подготовке признания Ватикана и Ордена Святого Иоанна итальянским правительством был удостоен звания почетного бальи Мальтийского Ордена и сохранились его фотографии с мальтийским крестом на шее!). Однако исполнить эту просьбу оказалось невозможным.


Какое-то время они находились в православном соборе в столице Эстонии Таллине (бывшем Ревеле), но затем были перевезены в Данию к Вдовствующей Императрице Марии Феодоровне. После ее смерти святыни оказались вначале у короля Георга (Георгия) II Греческого, который передал их югославскому королю Александру Карагеоргиевичу, и они хранились в специальной часовне в королевском дворце. После оккупации Югославии войсками Гитлера, Муссолини, Хорти и царя Болгарии Бориса в 1941 г. юный король Югославии Петр II Карагеоргиевич (Караджорджевич) успел отправить святыни, перед тем как покинул страну, в один из православных  монастырей. Считалось, что следы их затерялись. В действительности же дело обстояло иначе.


Десница святого Иоанна Крестителя тайно сохранялась в Острожском монастыре, но там она была обнаружена титовской спецслужбой "Удба" и передана в государственное хранилище. В 1968 г. один из полицейских сообщил об этом Цетинскому игумену Марку (Каланья) и епископу Даниилу, которым удалось вызволить святыню и положить ее в черногорский Цетинский монастырь.


В 1993 г. десница Святого Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня были переданы в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. После развала Югославии и превращения Черногории в самостоятельное государство святыни были перенесены в Цетинский исторический музей. Интересно, что гербом Черногории, вновь обретшей независимость (которая была ликвидирована Сербией после Первой мировой войны), на груди гербового черногорского орла появился геральдический щит с белым восьмиконечным мальтийским крестом на красном поле.  Герб на груди сербского двуглавого государственного орла также идентичен гербу Ордена Святого Иоанна Иерусалимского - он тоже представляет собой геральдический щит с белым (но не восьмиконечным, как на гербе современной Черногории, а прямым) крестом на красном поле, но с добавлением четырех белых букв "С" ("Сербия Спасет Себя Сама") по углам креста. Но это так, к слову... Филермская икона Божией Матери до сего времени находится в музее, хотя церковные власти не раз обращались с ходатайством о возвращении святыни.

 

Здесь конец и Господу нашему слава!



Название статьи:   СВЯТЫНИ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА И РОССИЯ

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Донское казачество Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия







ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru