{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Верещагин, Василий Васильевич
   Верещагин, Василий Васильевич
   Верещагин, Василий Васильевич
  Верещагин, Василий Васильевич 
  Верещагин, Василий Васильевич 
  Верещагин, Василий Васильевич 
  Верещагин, Василий Васильевич 
  Верещагин, Василий Васильевич 
  Верещагин, Василий Васильевич 
  Верещагин, Василий Васильевич
  Верещагин, Василий Васильевич
  Верещагин, Василий Васильевич
  Верещагин, Василий Васильевич
  Верещагин, Василий Васильевич
  Верещагин, Василий Васильевич
  Верещагин, Василий Васильевич
  Верещагин, Василий Васильевич

Верещагин, Василий Васильевич (1812-1904), художник.

Портрет Василия Васильевича Верещагина. Россия, 1899 г. Фотограф: Болдырев И.В.Портрет Василия Васильевича Верещагина. Россия, 1899 г. Фотограф: Болдырев И.В.
Портрет Василия Васильевича Верещагина.
Россия, 1899 г. Фотограф: Болдырев И.В.

Имя "баталиста» мало идет к Верещагину, не признававшему деления живописи на роды, но все же наибольшая слава приобретена им картинами на темы войны.

С горячей убежденностью и смелой прямолинейностью он внес начало реализма в область батальной живописи и одновременно с французскими новаторами Невилем и Детайлем содействовал утверждению этого начала в искусстве. Осмеивая шаблон и писание картин по реляциям, Верещагин всю жизнь колесил по свету, осуществляя свои принципы: "ни одного мазка от себя, все от природы», "художник должен быть впереди, в разгаре боя». Первые его батальные картины вызвали такое негодование, что из-за упреков генерала Кауфмана он уничтожил 3 из лучших своих произведений, а на Берлинскую его выставку прусское военное начальство рекомендовало офицерам не ходить. Шокировало многих то, что в его картинах оказывались в армии "забытые», замерзшие, раненые и убитые. Даже в изображении императора Александра II под Плевной сидящим на стуле, а не верхом перед войсками, усматривали нечто вредно-тенденциозное, опасное для патриотизма и воинственного духа армии и народа. Другие за его картины: "Побежденные», "Апофеоз войны», "Письмо к матери» и др., с их сгущено трагическим содержанием, приветствовали его, как проповедника мира и антимилитаристских идей. Но Верещагин, как художник, но искал и не проводил тенденции, а боролся с нею. "Я никогда не видал, писал он, правдивых картин битв, и твердо решил предоставить все так, как оно есть в действительности». Не стесненный заказами и официальными требованиями, он старался видеть все не из дали штабов, а в передовой линии, не думая о личной безопасности, и не как пассивный зритель, а как активный участник. "Апостол мира» в картинах, он по своей натуре и воспитанию был далек от неприязни к войне. По отзыву его друга и поклонника В. В. Стасова, в Верещагине было "много военного духа» и он был "урожденный военный». Получив воспитание в Александровском малолетнем и потом мором корпусах, Верещагин кончил курс фельдфебелем гардемаринской роты, и только страсть к рисованию да плохое перенесение им морских плаваний заставили его, по окончании корпуса в 1860 г., сейчас же выйти в отставку, к большому сожалению высшего морского начальства. Уехав в Париж, он учился у Жерома, и в 1867 г. с радостью принял предложение Туркестанского генерал-губернатора генерала Кауфмана состоять при нем художником. Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 г., Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских воинов тяжелую осаду этого города взбунтовавшимися туземцами. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему Георгиевский крест, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался впоследствии от чина и звания профессора академии художеств.

В художественном отношении впечатления этой обороны и личного участия Верещагина в других военных операциях при завоевании Туркестана, а также при втором его путешествии туда в 1869 г., дали ему материал для таких ярких картин, как "Пусть войдут», "Вошли», "Окружили», "Преследуют», "Нападают врасплох» и др., вошедшие в состав громадной туркестанской серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871-74 гг. и имевшей колоссальный успех в Европе и России.

В ряде этих картин с совершенной простотой выразилась чуждая всякой аффектации, непоколебимая стойкость русского солдата под натиском превосходнейших сил ("Сдавайтесь! — Никогда», "Нападают врасплох. Ляжем костьми») и то философски спокойное, чисто - "Каратаевское» отношение его к смерти и врагу, которое так контрастирует в нем с жестоким злорадством варвара-азиата ("Победители», "Побежденные»). Несмотря на это, контраст этих картин с привычной парадной официальностью в батальной живописи был все же так резок, что толки об "оклеветании русской армии», "не патриотичности» и прочее вызывали недружелюбное отношение к Верещагину не одних завистников, но и таких расположенных к художнику лиц, как генерал Кауфман. Чутко относясь к этим не заслуженным упрекам в тенденциозности, Верещагин сам уничтожил такие вызывавшие особые нарекания картины, как "3абытый» (преследовалась даже музыка Мусоргского к этой картине), "Окружили», "Преследуют», "У крепостной стены», "Вошли», хотя в них не было ничего, кроме не прикрашенной правды.

Покончив с этой серией картин, Верещагин отправился в путешествие по Индии и Гималаям и начал было писать серию "Индийской ламы», но не окончил ее, т. к. с началом военных действий 1877 г. поспешил к армии.

Прикомандированный к штабу главнокомандующего, он не ограничился наблюдениями из Главной квартиры, а совершил с войсками поход до Дуная, а затем вместе с товарищем своим по корпусу, Н. Л. Скрыдловым, шел в атаку турецкого монитора на лодке "Шутка». Оправившись наскоро от раны, полученной в этом деле, Верещагин поспешил к Плевне, оттуда со Скобелевым — к Шипке и с отрядом генерала Струкова — в набег к Адрианополю. Он не останавливается ни перед чем для художественных наблюдений, залезая в обстреливаемые картечью барки на Дунае, набрасывая этюды под пулями, разбивавшими его палитру, свозя с полей сражений груды пропитанного кровью тряпья, одежды, обломков оружия, исполняя обязанности ординарца, участвуя в рекогносцировках и т. п.

С началом мирных переговоров Верещагин покинул армию, отказавшись от "золотого оружия», и уехал в Париж, откуда через два года вышла его знаменитая "Поэма войны», вызвавшая еще большую сенсацию, чем Туркестанская серия ("После атаки», "Транспорт пленных», "По дороге к Плевне», "На Шипке все спокойно»). Но его раненые не кричат, часовые замерзают, не выпуская ружей, спокойно лежат "Перед атакой» и ждут сигнала серые ряды и преображаются в восторженном порыве, когда мимо них проносится "Белый генерал», "Именем отечества» благодаря за победу ("Шипка-Шейново»).

Император Александр II, обозрев выставку, с грустью сказал: "Все это верно, все это так было», и даже Мольтке, запретив офицерам бывать на выставке, все же признал: "Точь в точь то же было и у нас». Закончив и эту серию, Верещагин в долгий период мира 1880-90-х гг. не сидит на месте, знакомить со своими картинами Новый Свет, перебрасывается в Палестину, Японию, на Филиппины, Кубу ("Взятие С.-Жуанских высот» войсками Рузвельта»), пишет свои воспоминания "На войне в Азии и Европе» и отдается изучению эпохи 1812 г., для чего бросает свои заграничные мастерские, строить дачу на Серпуховской дороге и создает"опрощенного» Наполеона в подлинной обстановке суровой русской зимы, зловещих пожаров и партизанских действий. С началом русско-японской войны Верещагин уезжает на Дальний Восток.

Здесь 31 марта 1904 г. на броненосце "Петропавловск» он находится вместе с адмиралом Макаровым трагический конец своей кипучей, "боевой жизни». Современная критика (начала XX века) находит Верещагина далеким от совершенства в художественном отношении, но его яркий талант, красочность картин, поразительная трудоспособность, строгий реализм, добросовестность наблюдения, большой личный опыт боевой жизни, широта взгляда и глубина чувства, - ставит его в ряд крупнейших художников с неотъемлемой личной заслугой оригинального изображения войны во всей полноте ее правды.



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Источник статьи:    Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
Дата написания статьи:   {date}
Статьи, использованные при написании этой статьи:   В. Верещагин, "Детство и отрочество», "На войне в Азии и Европе»; Ф. П. Булгаков, В. В. Верещагин и его произведения; В.И. Немирович-Данченко, Художник на боевом поле; В. В. Стасов, Биография и статьи.
Источник изображений:   ГЭ


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...