Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Дисциплина должна быть железною. В этом нет никакого сомнения, но достигается это нравственным авторитетом начальника, а не бойней.
М. Д. Скобелев




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ВИТГЕФТ, Вильгельм Карлович

ВИТГЕФТ, Вильгельм Карлович, контр-адмирал, родился в 1847 г., по окончании морского училища был произведен в 1868 г. в гардемарины; до 1871 г. находился в кругосветном плавании на клипере "Всадник», окончил курсы стрелкой и гимнастической школ и учебно-артиллерийских и минных классов.

Лейтенантом плавал за границей на клипере "Гайдамак».

В 1885 г., капитан 2 ранга, ВИТГЕФТ был назначен командиром лодки "Гроза» и плавал в шхерном отряде Финского залива. Назначенный помощником главного инспектора минного дела, производил опыты по минной части в Черном море и в 1888 г. над минами Уайтхеда и Ховеля за границей.

Состоял членом комиссии по перевозке взрывчатых веществ при министерстве путей сообщения и представителем от морского министерства в ж.-д. совете по тому же вопросу.

В 1892 г. назначен командиром минного крейсера "Воевода», в 1894 г. – крейсера 2 ранга "Наездник», в 1895 г. – заведующим миноносками и их командами; плавал с отрядом в Финском заливе и, командуя фрегатом "Дмитрий Донской», находился по 1898 г. в заграничном плавании в составе эскадры Тихого океана под командой контр-адмирал Алексеева.

В 1898 г. назначен командиром броненосца "Ослябя» и 18-го флотского экипажа, а в следующем году начальником морского отделения штаба главного начальника Квантунской области и морского сил Тихого океана вице-адмирала Алексеева; в том же году был произведен за отличие в контр-адмиралы по минам и взрывчатым веществам.

ВИТГЕФТ справедливо считался одним из лучших знатоков; перу его за это время принадлежит ряд "переводных и самостоятельных статей технического характера, которые печатались в "Морском Сборнике» и в "Известиях минного офицерского класса»: в 1888 г. – "Положение мины в морского войне», в 1895 г. – "Действия минами в нынешнюю японско-китайскую войну» и друг.

В последней работе, посвященной главном образом технической стороне дела, ВИТГЕФТ следующими словами характеризовал значение для России Японии. "В Тихом океане у нас вырос сосед, сдавший экзамен на возмужалость; морские его силы надо иметь в виду при расчете обороны своих берегов в этом океане».

Через несколько лет судьба дала ВИТГЕФТУ возможность оказать влияние на оборону наших берегу в Тихом океане: в 1900 г., во время боксерского восстания, он принял участие в организации перевозки из Порт-Артура в Пекин сухопутных частей (за свои труды награжден в 1901 г. орденом Св. Станислава 1 ст. с мечами, прусской Короны 2 ст. со звездой и мечами и японского Восходящего солнца 2 ст., а с 1901 г. – в составлении планов военный действий на случай войны с Японией; следуя указаниям адмирала Алексеева, ВИТГЕФТ для главных сил нашего флота предназначал в качестве базы Порт-Артур, для крейсеров – Владивосток с увеличением эскадры Тихого океана план несколько видоизменился, но главные основания оставались то же, и начало войны застало наши морские силы в Тихом океане разделенными между Порт-Артуром и Владивостоком; к недостаткам плана следует отнести и то, что внезапное начало военный действий не было предусмотрено, и ВИТГЕФТ, по-видимому, совсем не считался с этой возможностью.

С 1903 г. ВИТГЕФТ состоял начальником штаба командующего морскими силами в Тихом океане, впоследствии наместника, и кроме того командовал отрядом канонирских лодок, на одной из которых держал свой флаг; с началом войны, когда штаб наместника был расформирован, а отряд лодок перешел в ведение начальника эскадры, ВИТГЕФТ оставался в Порт-Артуре, предназначенный для замены начальника эскадры (адмирала Старка) в случае его болезни; с прибытием в Порт-Артур вице-адмирала Макарова ВИТГЕФТ уехал к наместнику в Мукден, откуда прибыл обратно, вместе с адмиралом Алексеевым после гибели "Петропавловска»; с 1 по 22 апреля 1904 г. ВИТГЕФТ занимал должность начальника морского штаба при главнокомандующем и, при спешном отъезде последнего 22 апреля, оставлен был до прибытия нового командующего флотом вице-адмирала Скрыдлова временно-исполняющим должность старшего флагмана и командующего эскадрой Тихого океана; как известно, адмирал Скрыдлов в Порт-Артур не прибыл, а ВИТГЕФТ положил свою жизнь на этом "временном» посту. По его собственным словам, ВИТГЕФТ не готовился к занятию этой должности: отлично образованный технически, он не обладал решительностью, необходимой для управления эскадрой в тяжелое военное время.

Инструкция, оставленная главнокомандующим, еще усиливала эту нерешительность: лейтмотивом её было сбережете судов эскадры и военные действия без потерь; поэтому, деятельность флота за время командования ВИТГЕФТА имела характер пассивный и хотя наибольший наш успех на море был достигнуть как раз в это время (2 мая гибель японских броненосцев Хатсузе и Яшима), такая пассивность не могла поднять дух личного состава, подавленного рядом неудач и особенно гибелью адмирала Макарова.

К заслугам ВИТГЕФТА следует отнести организацию траления мин, которых за время его командования был уничтожено до 200, и постановку мин заграждения с миноносцев и других судов, приспосабливаемых для этой цели по личной инициативе ВИТГЕФТА.

Разоружение флота и передача морских орудий на береговые позиции была сделана ВИТГЕФТОМ по приказанию главнокомандующего; но ВИТГЕФТ, как и многие командиры судов, не верил в возможность борьбы с японским флотом за обладание морем и потому видел главные назначение нашей эскадры в помощи крепости, вследствие чего находил невозможным бросить Порт-Артур и идти с эскадрой во Владивосток как того требовал главнокомандующий, и только после нескольких настойчивых напоминаний эскадра вышла в море 10 июня; встретив под самым Порт-Артуром японский флот, значительно превышавший его эскадру по силе судов, ВИТГЕФТ уклонился от боя и вернулся в Порт-Артур, благополучно отразив ряд ночных минных атак; при возвращении броненосец "Севастополь» был выведен из строя на 1 ? месяца взрывом мины заграждения. По исправлении Севастополя, после ряда требований главнокомандующего о выводе эскадры во Владивосток подтвержденных, наконец, и Высочайшим повелением, ВИТГЕФТ вышел в море 28 июля 1904 г., несмотря на полученную накануне рану и недавнюю болезнь (дизентерию); нравственное состояние его было подавлено: он не верил в успех прорыва. Предчувствие его сбылось: в конце боя, около 6-7 ч. вечера, строй эскадры нарушился, большая часть её вернулась в Порт-Артур, а немногие пытавшиеся продолжать путь корабли должны были зайти в нейтральные порта, где и были разоружены.

ВИТГЕФТУ не пришлось этого видеть: перед самым концом боя он был снесен с мостика Цесаревича японским снарядом, искупив честною смертью свои возможные, но невольные ошибки.

После ВИТГЕФТА осталась масса ценных собственноручных документов, из которых самым замечательным является его дневник: он рисует все переживания ВИТГЕФТА во время командования флотом – тяжелую драму начальника, сознающего свою ответственность, но не верящего в возможность успеха и подавленного своим положением.

Источники:

Общий морской список, ч. ХIII; Арх. в. 1904 – 05 гг.





Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия







ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru