ВИТГЕФТ, Вильгельм Карлович

ВИТГЕФТ, Вильгельм Карлович, контр-адмирал, родился в 1847 г., по окончании морского училища был произведен в 1868 г. в гардемарины; до 1871 г. находился в кругосветном плавании на клипере "Всадник», окончил курсы стрелкой и гимнастической школ и учебно-артиллерийских и минных классов.

Лейтенантом плавал за границей на клипере "Гайдамак».

В 1885 г., капитан 2 ранга, ВИТГЕФТ был назначен командиром лодки "Гроза» и плавал в шхерном отряде Финского залива. Назначенный помощником главного инспектора минного дела, производил опыты по минной части в Черном море и в 1888 г. над минами Уайтхеда и Ховеля за границей.

Состоял членом комиссии по перевозке взрывчатых веществ при министерстве путей сообщения и представителем от морского министерства в ж.-д. совете по тому же вопросу.

В 1892 г. назначен командиром минного крейсера "Воевода», в 1894 г. – крейсера 2 ранга "Наездник», в 1895 г. – заведующим миноносками и их командами; плавал с отрядом в Финском заливе и, командуя фрегатом "Дмитрий Донской», находился по 1898 г. в заграничном плавании в составе эскадры Тихого океана под командой контр-адмирал Алексеева.

В 1898 г. назначен командиром броненосца "Ослябя» и 18-го флотского экипажа, а в следующем году начальником морского отделения штаба главного начальника Квантунской области и морского сил Тихого океана вице-адмирала Алексеева; в том же году был произведен за отличие в контр-адмиралы по минам и взрывчатым веществам.

ВИТГЕФТ справедливо считался одним из лучших знатоков; перу его за это время принадлежит ряд "переводных и самостоятельных статей технического характера, которые печатались в "Морском Сборнике» и в "Известиях минного офицерского класса»: в 1888 г. – "Положение мины в морского войне», в 1895 г. – "Действия минами в нынешнюю японско-китайскую войну» и друг.

В последней работе, посвященной главном образом технической стороне дела, ВИТГЕФТ следующими словами характеризовал значение для России Японии. "В Тихом океане у нас вырос сосед, сдавший экзамен на возмужалость; морские его силы надо иметь в виду при расчете обороны своих берегов в этом океане».

Через несколько лет судьба дала ВИТГЕФТУ возможность оказать влияние на оборону наших берегу в Тихом океане: в 1900 г., во время боксерского восстания, он принял участие в организации перевозки из Порт-Артура в Пекин сухопутных частей (за свои труды награжден в 1901 г. орденом Св. Станислава 1 ст. с мечами, прусской Короны 2 ст. со звездой и мечами и японского Восходящего солнца 2 ст., а с 1901 г. – в составлении планов военный действий на случай войны с Японией; следуя указаниям адмирала Алексеева, ВИТГЕФТ для главных сил нашего флота предназначал в качестве базы Порт-Артур, для крейсеров – Владивосток с увеличением эскадры Тихого океана план несколько видоизменился, но главные основания оставались то же, и начало войны застало наши морские силы в Тихом океане разделенными между Порт-Артуром и Владивостоком; к недостаткам плана следует отнести и то, что внезапное начало военный действий не было предусмотрено, и ВИТГЕФТ, по-видимому, совсем не считался с этой возможностью.

С 1903 г. ВИТГЕФТ состоял начальником штаба командующего морскими силами в Тихом океане, впоследствии наместника, и кроме того командовал отрядом канонирских лодок, на одной из которых держал свой флаг; с началом войны, когда штаб наместника был расформирован, а отряд лодок перешел в ведение начальника эскадры, ВИТГЕФТ оставался в Порт-Артуре, предназначенный для замены начальника эскадры (адмирала Старка) в случае его болезни; с прибытием в Порт-Артур вице-адмирала Макарова ВИТГЕФТ уехал к наместнику в Мукден, откуда прибыл обратно, вместе с адмиралом Алексеевым после гибели "Петропавловска»; с 1 по 22 апреля 1904 г. ВИТГЕФТ занимал должность начальника морского штаба при главнокомандующем и, при спешном отъезде последнего 22 апреля, оставлен был до прибытия нового командующего флотом вице-адмирала Скрыдлова временно-исполняющим должность старшего флагмана и командующего эскадрой Тихого океана; как известно, адмирал Скрыдлов в Порт-Артур не прибыл, а ВИТГЕФТ положил свою жизнь на этом "временном» посту. По его собственным словам, ВИТГЕФТ не готовился к занятию этой должности: отлично образованный технически, он не обладал решительностью, необходимой для управления эскадрой в тяжелое военное время.

Инструкция, оставленная главнокомандующим, еще усиливала эту нерешительность: лейтмотивом её было сбережете судов эскадры и военные действия без потерь; поэтому, деятельность флота за время командования ВИТГЕФТА имела характер пассивный и хотя наибольший наш успех на море был достигнуть как раз в это время (2 мая гибель японских броненосцев Хатсузе и Яшима), такая пассивность не могла поднять дух личного состава, подавленного рядом неудач и особенно гибелью адмирала Макарова.

К заслугам ВИТГЕФТА следует отнести организацию траления мин, которых за время его командования был уничтожено до 200, и постановку мин заграждения с миноносцев и других судов, приспосабливаемых для этой цели по личной инициативе ВИТГЕФТА.

Разоружение флота и передача морских орудий на береговые позиции была сделана ВИТГЕФТОМ по приказанию главнокомандующего; но ВИТГЕФТ, как и многие командиры судов, не верил в возможность борьбы с японским флотом за обладание морем и потому видел главные назначение нашей эскадры в помощи крепости, вследствие чего находил невозможным бросить Порт-Артур и идти с эскадрой во Владивосток как того требовал главнокомандующий, и только после нескольких настойчивых напоминаний эскадра вышла в море 10 июня; встретив под самым Порт-Артуром японский флот, значительно превышавший его эскадру по силе судов, ВИТГЕФТ уклонился от боя и вернулся в Порт-Артур, благополучно отразив ряд ночных минных атак; при возвращении броненосец "Севастополь» был выведен из строя на 1 ? месяца взрывом мины заграждения. По исправлении Севастополя, после ряда требований главнокомандующего о выводе эскадры во Владивосток подтвержденных, наконец, и Высочайшим повелением, ВИТГЕФТ вышел в море 28 июля 1904 г., несмотря на полученную накануне рану и недавнюю болезнь (дизентерию); нравственное состояние его было подавлено: он не верил в успех прорыва. Предчувствие его сбылось: в конце боя, около 6-7 ч. вечера, строй эскадры нарушился, большая часть её вернулась в Порт-Артур, а немногие пытавшиеся продолжать путь корабли должны были зайти в нейтральные порта, где и были разоружены.

ВИТГЕФТУ не пришлось этого видеть: перед самым концом боя он был снесен с мостика Цесаревича японским снарядом, искупив честною смертью свои возможные, но невольные ошибки.

После ВИТГЕФТА осталась масса ценных собственноручных документов, из которых самым замечательным является его дневник: он рисует все переживания ВИТГЕФТА во время командования флотом – тяжелую драму начальника, сознающего свою ответственность, но не верящего в возможность успеха и подавленного своим положением.

Источники:

Общий морской список, ч. ХIII; Арх. в. 1904 – 05 гг.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ВИТГЕФТ, Вильгельм Карлович
Автор(ы) статьи:
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru