{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ВОЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ в начале XX века

ВОЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Согласно представлениям начала XX века, как бы хорошо ни была устроена, снабжена и обучена армия, как бы она ни была многочисленна, ее можно признать способною на победы в современных условиях вооруженных столкновений государств лишь постольку, поскольку её личный состав удовлетворяет некоторым нравственным, умственным и физическим требованиям.

В идеале военнослужащий должен обладать: непоколебимой преданностью военному делу, выдающейся сознательностью поступков, предприимчивостью, самостоятельностью и находчивостью, покорностью военному долгу и дисциплине, неистощимою телесною и духовною энергиею, высокой честностью, наклонностью к тесному служебному товариществу, а главное – беззаветным мужеством, храбростью, твердостью, решимостью и самоотверженностью. Но мирная обывательская жизнь, при редкости войн в наше время, не способствует развитию этих качеств: скорее затрудняет его. Поэтому государствам приходится вводить в программу боевой подготовки личного состава армии, сверх технического обучения его военному делу и искусству, также и подготовку его к войне в качественном, т.-е. в нравственном, умственном и физическом отношениях. Этот наиболее важный и сложный отдел боевой подготовки и называется Военным воспитанием.

В частности, под нравственным воспитанием понимается воздействие на разум и сердце человека таким образом, чтобы развить в нем навык руководиться в службе и деятельности высшими представлениями и побуждениями, которые служат источником военных доблестей, облегчая человеку победу над противодействующими этим доблестям страстями и эгоистическими инстинктами, – особенно над животным чувством самосохранения. Такими высшими побуждениями издавна признаются: религиозность – источник нравственной чистоты человека, покорности его своей доле и не боязни смерти физической (этот стимул особенно высок в Русском народе и почти отсутствует во Франции; наиболее он силен у японцев, исповедывающих воинствующую религию Шинто); патриотизм – беззаветная любовь к отечеству, к своей национальности и к высшему радетелю за их интересы – своему Государю; чувство долга, выражающееся в покорности законам, правилам службы (дисциплине) и, вообще, в готовности исполнить принятия на себя обязательства, как бы они тяжелы ни были; чувство чести, честолюбие и славолюбие, любовь к славе – различной степени стремления обеспечить уважение извне к своей личности, – основа большинства военных добродетелей и высших подвигов; наконец, чувство общественности (корпоративности), рождающее товарищеское единение – источник взаимопомощи и взаимной выручки.

Под умственным воспитанием подразумевается, с военной точки зрения, забота о развитии, во-первых, сознательной привычки отдавать себе ясный отчет в предявляемых службою требованиях и задачах; во-вторых, глазомер (чутья), – способности быстро оценивать и даже угадывать обстановку данного действия и, в-третьих, находчивости и быстрой сметки, обеспечивающей целесообразность решений (поступков), ведущих кратчайшим путем к наибольшему успеху. Наконец, физическое воспитание имеет целью укрепить здоровье человека, развить его мышечную и нервную силу и, вообще, обратить его в неутомимого, выносливого, неприхотливого, всегда доброго, ловкого, смелого и подвижного бойца.

Сущность Военного воспитания в различные исторические эпохи понималась, однако, неодинаково.

В древности, когда постоянных армий не было, а между тем войны были непрерывны и жестоки, Военное воспитание естественным образом входило в программу воспитания каждого гражданина (Греция, Рим). Быть полноправным гражданином значило в то же время быть и образцовым воином, ибо на каждом гражданине лежала обязанность поддерживать не только внешнюю безопасность государства, но также и господство своего племени над покоренными народами внутри страны. Поэтому Военное воспитание являлось скорее "самовоспитанием» и в мирное время поддерживалось самим народом через посредство воинственых игр (например, Олимпийские, Истмийские и др.), состязаний, турниров и т. и. По мере роста государственности и развития мирной культуры, это положение вещей мало-помалу изменилось: военная специальность, а с нею и воинственный дух, сохранила за собою лишь сравнительно небольшая, хотя и благороднейшая часть граждан (дворянство, рыцарство), постепенно обратившаяся в контингент военачальников (в новейшее время – офицерский корпус); масса же армий набиралась сначала из наемных воинов профессионалов (кондотьеры, ландскнехты, швейцарцы и т. и.), а затем просто вербовалась из худших элементов страны и даже чужеземцев.

Для наемников принципы Военного воспитания были неприменимы: их воинский дух поддерживался просто разбойничьими инстинктами (войны в то время были сплошным грабежом). Для вербованных же войск был выработана постепенно, взамен Военного воспитания, специальная система воинской муштры (дрессировки), сущность которой состояла в стремлении, посредством соответственных механических упражнений и жестоких наказаний, превратить человека в машину, в автомата, повинующегося только голосу начальник и (афоризм Фридриха В., творца муштры: "Солдата должен бояться палки капрала больше, чем пули неприятеля»); такому методу Военного воспитания соответствовали и тактика и даже стратегия (см. Линейная тактика и пёятипереходная система). События революционных войн конца XVIII в. послужили сигналом к коренной перемене понятий. Наполеон воскресил некоторое подобие древних гражданских или народных армий, при чем патриотическое настроение и вера в вождя восполняли недостаток их Военного воспитания.

К таким же армиям, начиная с Пруссии, постепенно перешли и прочие европейские государства (кроме Англии).

При этом в мирное время кадр армии естественным образом обратился в воспитательно-образовательную военную школу, в которой все способное владеть оружием население стало проходить курс боевой подготовки. Такая перемена в связи с возникновением новой тактической доктрины должна была отразиться и на системе Военного воспитания: механическая муштра, отвечавшая лишь свойствам вербованных армий, в значительной мере потеряла свой raison d'etre. Однако, рутина и былой престиж муштры оказались весьма живучими. Переход от принципов механической дрессировки к принципам истинного Военного воспитания, как оно, в идеале, понимается теперь, совершался весьма медленно и, в сущности, затянулось до наших дней: в большей или меньшей степени муштра до сих пор живет в деле Военного воспитания войск и имеет не мало идейных приверженцев (особенно в Германии, Англии и у нас). Россия в деле Военного воспитания долго шла самобытным путем: у нас почти не было ни наем, ни вербованных войск, и наши армии всегда обладали некоторыми свойствами народных. Вероятно, поэтому наши лучшие военные люди всегда понимали сущность Военного воспитания именно в том снысле, как она представляется нам теперь: об этом свидетельствует образцовая и для нашей эпохи военно-педогогическая система Петра Великого, Румянцева, Потемкина и особенно Суворова.

К сожалению, эта самобытность была резко оборвана в конце XVIII в. вторжением к нам идей и форм прусской муштры, через посредство созданных имп. Павлом Гатчинских войск и выписанных из Пруссии инструкторов. Только в конце прошлого века нашелся авторитет, доказавший несостоятельность системы муштры вообще, а для нашей армии в особенности, и побудивший нас вернуться в деле Военного воспитания на путь, указанный Петром Великим и Суворовым: это — М. И. Дрогомиров. Однако, его многолетняя талантливая проповедь, подхваченная многими выдающимися военными людьми и послужившая во многом откровением и для иностранных армий, не смогла вполне преодолеть инерцию прусского влияния: до сих пор, как и на Западе, муштра принимает у нас существенное участие в Военном воспитании. Последнее еще недавно повсюду считалось как бы монополией военного ведомства. Прочие ведомства и само общество, конечно, старались оказывать армии посильное содействие, сочувствие и поддержку (например, победоносные для немцев результаты войны 1870-71 гг. приписываются "немецкому школьному учителю», т.-е. заботам ведомства народного просвещения о воспитании народа в духе религиозности, патриотизма и верности долгу); но собственно задачи Военного воспитания они считали вне своей компетенции. Более того: во Франции возникла даже утопическая идея (Ж. Дюрюи), отозвавшаяся и в России, что армия мирного времени могла бы взять на себя и задачу гражданского, общего, воспитания народа. Однако, идея эта заглохла довольно быстро и уступила место обратному течению. Дело в том, что тяжелый и сложный характер современных войн предъявляет Военному воспитанию и обучению все более и более высокие требования. Между тем, сроки пребывания гражданина в рядах армии все сокращаются (ради возможности иметь, на случай войны, более многочисленный запас подготовленных бойцов); вместе с тем, все ширится противодействующая успешности Военного воспитания пропаганда различных антигосударственных и антимилитаристических учений. Совокупность этих причин заставила признать, что армия, как школа, не только не в состоянии расширить свои задачи в пользу общего гражданского воспитания, но сама в деле военной подготовки народа нуждается в помощи общества и правительства.

Помощь эта главным образом должна выразиться в том, чтобы будущий защитник родины вступал в ряды армии уже развитым в нравственном, умственном и физическом отношениях, в полном сознании своего гражданского, а вместе с тем и военного долга; тогда армии останется только довершить его воспитание в чисто военном духе и научить его военному искусству.

С этой мыслью явилась и другая: с юных лет привить будущему воину вкус к войне и военной службе, образовать в нем военные навыки, сноровки и т. п. В результате, благодаря усилиям общества и правительств, во всех странах возникают различные добровольческие и школьные организации и спортивные кружки с военно-воспитательными и военно-учебными целями, что, конечно, должно со временем в значительной мере облегчить задачи самой армии. В идеале, метод Военного воспитания должен опираться, с одной стороны, на выводы психологии и физиологии человека, а с другой — на изучение внутренней и внешней природы войны. Однако, в действительности такой научно-обоснованной и общепризнанной системы Военного воспитания пока не существует (хотя частных попыток создать эту систему появляется все больше и больше). То же, что разумеется на практике в армиях под системою Военного воспитания, представляет, собственно, случайное наслоение принципов, мыслей, приемов, сноровок и т. п., частью завещанных нашему поколению великими практиками (Суворовым — у нас, Наполеоном — во Франции, Фридрихом II — в Германии), частью извлеченных из деятельности тех же практиков выдающимися военными теоретиками (Клаузевиц, Драгомиров), частью укоренившихся по рутине с весьма давних времен.

В общем, в деле Военного воспитания армии так или иначе принимает участие все государство. Признаки этого участия можно заметить и в военном звании главы государства, и в отношениях к воинству со стороны церкви, законодательства, общества, печати и т. д. Повсюду армия резко (формой одежды, правом ношения оружия) выделена из среды прочего населения в особую корпорацию, живущую по особым законам и имеющую свою особую этику.

В самой армии средством Военного воспитания является, в сущности, весь уклад её службы, жизни и деятельности. Посредством точной регламентации обязательными к руководству уставами, наставлениями, правилами и т. п. ее стараются вести так, чтобы каждый воин возможно чаще и отчетливее представлял себе во всем величии свое назначение и мог упражнять в себе те душевные настроения, умственные и физические навыки, которые понадобятся ему в военное время; в то же время заботятся об устранении всего того, что могло бы иметь, в этом отношении, вредное влияние.

Поэтому в войсках, прежде всего, стараются укоренить религиозность, истово соблюдать церковные обряды, которые, при случае, связываются с представлениями о долге воина: такая связь установлена, например, в обряде принесения присяги на верность службы, в поряди освящения и самом рисунке знамен, в способе празднования годовщин военной событий и т. п. Заботятся о поддержании на высоком уровне патриотического чувства, что достигается посредством различных празднеств, торжеств, бесед, чтений и т. п., выражающих благоговение и преклонение перед величием и славою Родины в её прошлом и настоящем и перед личностью её государей; стараются возбудить любовь и уважение к своей армии, воскресить воспоминания её военной славы, для чего поощряется составление и изучение истории побед и заслуг родной армии (своей части, в особенности), устройство памятников, музеев и т. п. и посещение полей сражений; увековечиваются и постоянно вспоминаются имена и подвиги родных героев военного долга и чести (мраморные черные доски в храмах с именами павших на войне).

Сам характер службы регулируется так, чтобы выдвинуть рельефно святость закона, долг службы и требования военной дисциплины и вместе с тем вызвать у исполнителя стремление к самостоятельности и сознательному отношению к своим обязанностям (наиболее важным в воспитательном смысле видом службы войск мирного времени Дрогомиров считал службу караульную, т. к. она ставит часто офицера и солдата в те же положения, как и война).

Строгим порядком жизни, а также системою поощрений и взысканий, внедряются правила порядочности, нравственности, чести, опрятности и приличия. Самая служба и занятия по изучению военной дела организуются так, чтобы из них была ясно видна их конечная цель, и обучаемый на каждом шагу упражнялся в проявлении желательных воинских качеств. Специально для физического воспитания предназначена ежедневная методическая гимнастика, игры и спорт, многие строевые занятия (выправка, маршировка, походные движения и т. п.); та же цель проявляется в заботах о питании, одежде, помещении, гигиене и т. п. воинских чинов.

Умственному воспитанию нижних чинов стараются помочь обучением их грамоте и поощрением к чтению доступных их пониманию книг. Военному воспитанию особенно способствует правильная постановка отношений между начальниками и подчиненными. Эти отношения должны быть таковы, чтобы уже в мирное время получился навык: у начальника—к власти и вместе с тем доверию, благожелательству к низшему и заботе о нем, а у подчиненного—к беспрекословному повиновению наряду с уважением к начальнику. Этими же отношениями воспитывается чувство общности, единства всех военнослужащих и личной чести каждого воина, независимо от его чина.

Задача Военного воспитания массы армии лежит всецело на корпусе офицеров (унтер-офицеров, даже сверхсрочных, можно считать их помощниками в деле воспитания только в самом узком, формальном смысле). Роль офицеров в армии чрезвычайно поднимается в своем значении и усложняется тем обстоятельством, что, будучи воспитателями, они в то же время являются для нижних чинов тем образцом, идеалом воина, к какому они сами обязаны побуждать стремиться своих воспитанников. Отсюда видно, что "качество армии зависит от качества офицерского корпуса». Поэтому, во всех армиях прилагаются все старания создать многочисленный, хорошо воспитанный и образованный контингент офицеров. Для этого их, во-первых, обеспечивают достаточным содержанием; во-вторых, выбирают, по возможности, из наиболее культурного, благородного и благонадежного класса населения; в-третьих, подготовляют, по возможности, с детства к военной службе в специальных учебных заведениях (кадетские корпуса, военной училища) и, в-четвертых, предъявляют офицерской корпорации строгие требования в отношении нравственности, личной чести и умственного развития.

В общем, основы воспитания офицера, конечно, те же, что и нижнего чина. Что касается Военного воспитания населения вне армии, то этот вопрос, огромный по своему значению, в начале XX века, вполне прочно стол только в Японии и до некоторой степени в Германии, Англии и Франции. В прочих государствах они находились в периоде эволюции, смысл которой заключается в постепенной милитаризации общих школ и частных спортивных обществ. Ниже приводятся краткие сведения о положении этого дела в некоторых из крупных государств.

Япония.

Традиционный военный характер общего воспитания населения преемственно перешел от древнейшего рыцарского сословия "самураев». В эпоху падения феодального строя страны населению временно было запрещено носить оружие, что несколько уронило его воинственный дух. Но затем, уже с 70-х гг. XIX века, правительство взяло дело воспитания в свои руки и поставило его вновь на военную ногу.

Юношество ведется в духе кодекса "бусидо» (см. это слово), в традициях высокого патриотизма, культа народных героев, павших на поле брани, уважения к воинской службе и военным добродетелям, любви к спорту (гимнастика, фехтование, джиу-джитцу, плавание, стрельба из лука и пр.). Поэтому можно сказать, что большая часть новобранцев, поступая в армию, представляет собою нравственно, умственно и физически подготовленных воинов. Кроме того, во всех учебных заведениях (кроме университетов) обязательны занятия военною гимнастикою, строем и почти всеми видами полевой службы; в небольших размерах производится и стрельба.

Спортивные общества распространены очень широко. В министерстве народного просвещения существует особый комитет по вопросам военной подготовки населения, членом которого состоит и начальник Главного управления по образованию войск.

Германия.

Дело общего воспитания ведется в высоко патриотическом, религиозном и воинственном духе. Широко распространен спорт: имеется до 7.500 гимнастических и стрелковых обществ (см. Военные союзы). Некоторые из них (Берлинский и Мюнхенский союзы) устраивают часто военные прогулки, занятия полевой службой и т. п., при чем многие (преимущественно, стрелковые) субсидируются правительством и пользуются широкой поддержкой военного ведомства.

Есть также много детских союзов, преследующих только задачи физического и нравственного воспитания (без военного оттенка); но есть признаки, что в ближайшем будущем и они будут милитаризованы.

Школьников намечено допускать и привлекать к присутствию на военных маневрах, учениях, парадах, предоставлять им военные плацы для гимнастики, игр и т. п.

Англия.

Общее нравственное и физическое воспитание молодежи стоить прочно с давних пор. "Юные бригады» (boy-brigades), существующие уже 30 лет, хотя и не имеют яркого военного оттенка, но преследуют задачу воспитать юношей в духе религиозности, корпоративности, дисциплины, самостоятельности, рыцарских понятий о долге и чести, а также развить их в физическом отношении.

Кроме того, существуют "кадетские отряды» (cadet-units) в графствах, в которых молодежь, в возрасте 12—17 л., подготовляется к военной службе (под наблюдением военного ведомства), намечено формирование кадетских батальонов и из юношей сельского населения.

В 1907 г., по мысли генерала Баден-Поуэля (см.) возникли отряды "юных разведчиков», с особою системою воспитания, в которой главную роль играет развитие характера, твердой нравственном дисциплины, самостоятельности, находчивости и т. п. присущих истинному воину качеств; 70—80% разведчиков добровольно поступают в армию.

Кроме того, много частных спортивных обществ так или иначе работающих в пользу военной подготовки населения.

Франция.

Кроме общего гражданского воспитания, во всех низших и средних учебных заведениях обращено большое внимание на физическое развитие (гимнастику), а также на разъяснение ученикам значения войны, внушение уважения к армии и к высоким принципам военной службы. Вне школы действует в духе Военного воспитания обширный "Союз подготовки французской молодежи к военной службе», состоящий из множества (более 3 ½ тыс.) частных гимнастических, стрелковых и т. п. обществ; многие из них широко поддерживаются и субсидируются военным ведомством, имеют право пользоваться казенным оружием, тирами, стрельбищами, патронами и т. п.

Членам союза делаются некоторые льготы по отбыванию воинской повинности (но ни в коем случае не сокращение срока службы в армии). Под предварительной подготовкою к военной службе понимается патриотическое, нравственное и физическое воспитание, стрельба, верховая езда, знакомство с чтением карт и т. п., но не строевое образование.

Австро-Венгрия.

Патриотическое воспитание несколько затруднено разноплеменным составом государства. В населении имеется до 500 стрелковых обществ из младших возрастов ландштурма (свыше 60 т. членов). Кроме того, существуете множество (до 1.400) ферейнов из отставных солдат, которых предположено использовать для возбуждения в населении воинского духа (и для службы в тылу армии во время войны).

С 1906 г. возникают детские организации с программой Военного воспитания и обучения (гимнастика, стрельба, изучение оружия и т. п.).

В Венгрии стрелковое обучение введено в некоторые средние учебные заведения.

Швеция.

Физическое воспитание юношества (по системе "шведской гимнастики») поставлено весьма высоко. В населении очень много спортивных обществ. Огромное внимание уделяется "стрелковым кружкам», объединенным во всеобщий союз добровольцев, с центральным управлением в Стокгольме.

Особенно пользуется распространением полевая стрельба, с решением боевых задач.

Недавно возник союз "юных разведчиков» (по образцу английских).

Россия.

Дело общего воспитания в учебных заведениях в духе патриотизма, нравственного и физического развития поставлено было не единообразно.

С 3 января 1908 г., вследствие собственноручной резолюции Государя Императора, началось обучение детей в народных школах строю и гимнастике.

Затем, 18 июля 1911 г. утверждено "Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе», объединившее деятельность возникших недавно довольно многочисленных добровольных детских организаций, под именем "потешных дружин и отрядов» при войсковых частях и в населении.

Основною целью подготовки поставлено:

а) укрепление в подрастающем поколении веры в Бога, беззаветной любви к Царю и Отечеству, добрых нравственном правил и уважения к законности и порядку;

б) ознакомление его с доблестным духом Русской армии и началами воинской дисциплины;

в) обучение военному строю и физическом воспитание, и

г) развитие с юных лет духовных и физических качеств, необходимых рядовому бойцу во время военных действий.

Существуете также значительное количество различных спортивных обществ, — в большинстве, однако, лишенных военных целей и организации.

Стрелковых обществ, по соображениям политического характера, в России почти не было.



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Источник статьи:    Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
Дата написания статьи:   {date}
Статьи, использованные при написании этой статьи:   Суворов, Наука побеждать; Драгомиров, Воспитание и образование войск, ч. II учебник тактики; Байков, Свойства боевых элементов и подготовка войск к войне и бою; Бутовский, О способах воспитания и обучения современного солдата; Л. К., Психологические основания воспитания солдата; Гершельман, Нравственный элемент в руках Суворова; Маслов, Анализ нравственных сил бойца; Пузыревский, Исследование боя; Головин, Исследование боя; Мюллер, Моральное воспитание войск в Германии, России и Японии; Жорэю Дюрюи, Современная социальная роль офицера, пер. с франц. К. Л. Евреинова и Е. А. Никольского, Спб., 1906; Основы боевой муштры, пер. с нем. M. Энвальда, Спб., 1910; К. Эбнер, Лекции о социальной роли офицера, пер. с нем. H. Г. Энгельмана, Спб., 1908; Дюрюи, Унтер-офицер современной армии, пер. с франц. Евреинова и Никольского, Спб., 1907; М. Вальтер, Унтер-офицер, пер. с нем. Гасфельда, Варшава, 1909; Баден-Поуэль, Юный разведчик, пер. с англ., Спб., 1910.


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...