Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ВОЕННО-НАРОДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ВОЕННО-НАРОДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, подчинение административного устройства некоторых частей Кавказа и Туркестана, населенных малокультурными народностями, военного министерству.

При покорении в 1859 г. Дагестана, наместник кн. Барятинский разделил все земли Кавказа на 3 части, причем в административном отношении одна из них были присоединена к левому крылу Кавказ, линии, другая — к Прикаспийскому краю и третья к Лезгинской кордонной линии. Но опыт первого же года указал на необходимость изыскания для Дагестана, населенного крайне воинствующими и некультурными лезгинами, иных форм управления, которые обеспечивали бы, с одной стороны, спокойствие в присоединенных областях, а с другой — способствовали бы культурному развитию туземцев. Выработанное особой комиссией положение о Военно-народном управлении было Высочайше утверждено 18 июля 1860 г.

В основу были положены принципы управления Алжиром, введенного в 1848 г. Францией, т.е., подчинения всего управления военному начальству. Самое разделение края, по указанию кн. Барятинского, было изменено: Кубинский уезд Дербентской губернии был отделен от Прикаспийского края и присоединен к Бакинской губернии; в гор. Дербенте с Улусским магалом было учреждено градоначальство; из прочих частей Дербентской губернии, Прикаспийского края и Дагестана была образована Дагестанская область, а из Джаро-Белоканского округа — Закатальский округ, с подчинением двух последних военному управлению.

Дагестанская область была разделена на 4 отдела, состоящие из округов и ханств, с подразделением их на наибства.

Во главе управления областей, отделов и округа были поставлены строевые офицеры с званием начальников областей, отделов и округов, при чем права и обязанности их не были определены законом, а действовали они на основании сепаратных указаний наместника.

Сельское управление было оставлено выборное туземное, но выборные лица утверждались начальниками отделов, пользовавшихся в отношении их дисциплинарной властью до смещения с должностей включительно.

Для туземного населения в округе были учреждены окружные суды, в ханствах — словесные суды; высшим судебным местом был Дагестанский народный суд. В этих судах туземное население судилось по народным обычаям, по шариату, в плоть до падения Российской империи.

В Тифлисе было образовано центральное управление по Военно-народному управлению, подведомственное наместнику и военного министру. Затем, в 1868 г. Военно-народное управление на указанных основаниях были введено в Туркестане, образовавшем особое генерал-губернаторство.

В 1869 г. такое же управление введено и в Закаспийской области, бывшей тогда независимой от Туркестанского генерал-губернатора. по окончании русско-турецкой войны 1878 г. Военно-народное управление было применено к присоединенным частям Кавказа—Карсской области и Сухумскому, Батумскому и Артвинскому округам. Наконец, в 1897 г. Военно-народное управление были введено в Семиреченском крае.

Уже в 1883 г. главноначальствующий гражданского частью на Кавказе возбудил вопрос о неприменимости к Кавказу Военно-народного управления и ходатайствовал об изменении этого порядка управления. Однако, Государственный Совет не согласился с своевременностью такой реформы и лишь упразднил центральное управление, дела же по Военно-народному управлению были переданы в канцелярию Военно-народного управления, входящую в состав гражданского канцелярии главноначальствующего.

В марта 1906 г. Главный штаба принципиально высказался за допустимость перехода Туркестанского края в ведение министерства внутренних дел с тем, чтобы высшая власть в лице генерал-губернатора объединяла гражданское и военное управление краем, чтобы были оставлены военное губернаторы и на всех должностях административно-полицейского управления сохранены были чины военного ведомства. Однако, в Дагестанской, Карской, Батумской, Закаспийской, Сырдарьинской, Ферганской, Самаркандской, Семиреченской областях, Сухумском и Закатальском округах всё остаётся в неприкосновенности Военно-народное управление, с подчинением военного министру по азиатскому отделению Главного штаба.

Bоенно-народное управление на Кавказе определялось целым рядом особых положений: учреждением управления Кавказского края ст. ст. 102—139 (Свод Законов т. II); особое приложение к закону о состоянии (Св. Зак. т. IX); Высочайшее повеление 18 июля 1860 г. и 8 ноября 1870 г.; положение 29 января и 3 ноября 1871 г.; положение 20 сентября и 27 октября 1878 г.; положение 12 июня 1883 г. и 17 марта 1903 г.; временные правила об общественном управлении для аульных обществ и слобод 1870 и 1879 гг. в Закаспийской обл.; временное положение об управлении Закаспийской областью (Св. Зак. т. III); Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской областями; положение об управлении Туркестанского края (Св. Зак. т. II) и в Семиреченской обл.; положение об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской и др. (Св. Зак. т. II), а также положение о военном управлении в этих областей (кн. III Свода Военных Постановлений 1869 г., изд. 2-е).

Во главе Военно-народного управления на Кавказе стоял наместник, а в Туркестане — туркестанский генерал-губернатор.

При наместнике Кавказа и при туркестанском генерал-губернаторе состояли советы, ведению коих подлежали дела:

1) по общему управлению краем,

2) по земским повинностям и

3) по поземельному и податному устройству туземцев.

Начальниками областей являлись военные губернаторы, назначаемые по представлению военного министра.

Управление областями сосредоточивалось в областных правлениях, которые ведали все дела губернских правлений Империи, а также все те дела, для которых в областях не существует особых учреждений: продовольственная часть оседлого и кочевого населения, орошение и оброчная часть.

Области разделялись на округа или уезды с начальниками уезда или округа во главе. Начальники уезда или округа, их помощники и чины полиции назначались из военных чинов; они ведали всеми частями управления туземцев.

Предметы заведывания уездных и окружных начальников почти те же, что уездных исправников в Империи, только несколько шире. Власть их также больше; они имеют право временно отстранять от должности аульных старшин и подвергать должностных лиц общественного управления дисциплинарным взысканиям и аресту до месяца, а всех туземцев, за неисполнение законных распоряжений властей и за ссоры, драки, буйство в публичных местах, за нарушение общественной тишины, непочтение и грубость к лицам, облеченным властью, — аресту до 7 дней и денежному взысканию до 15 руб.

Уезды и округа для управления разделялись на волости и сельские или аульные общества, имеющие определенные территории. Волостями заведовали волостные управители, а сельскими или аульными обществами сельские старшины (аксакалы) или аульные старшины, назначаемые из туземцев по выбору уездного начальника; они облечены дисциплинарною властью и имели право за неисполнение их законных требований и за маловажные проступки подвергать виновных туземцев аресту до 3 дней и денежному штрафу до 3 р.

Сельские и аульные старшины находились в непосредственном подчинении волостных управителей. Подробное указание обязанностей и порядка действий сельских должностных лиц излагалось в инструкциях, получаемых ими от ближнего начальства.

В Туркестане волостные управители, их помощники и сельские старшины выбирались населением на 3 года; выборы производились в присутствии уездного начальника и утверждались военным губернатором.

Заведывание главными оросительными каналами в Туркестане возлагалось на арык-аксакалов, назначаемых военным губернатором, заведывание побочными арыками — на мирабов, избираемых сельскими сходами. На Кавказе общественное управление в аульных обществах горского населения и слободах, находящихся при военных штаб-квартирах, крепостях и укреплениях, организовывалось на основании временных правил, утвержденных наместником 30 декабря 1870 г. и 1 июля 1873 г., по которым оно находится под наблюдением подлежащих военных начальников. Кочевое население Туркестана в каждом уезде также разделялось по количеству кибиток: на волости (не более 2 т. кибиток) и на аульные общества (не более 200 кибиток).

Переходя на летовки или зимовки за пределы своих уездов и областей, а также при прохождении чужих уездов и областей, кочевники подчинялись местным властям. Должностные лица при перекочевках оставались при своих обязанностях и следовали с наибольшей партией.

При кочевках туземцы находились под наблюдением уездных начальников, которые вели учет кочующим кибиткам. Оседлые и кочевые туземцы имели свои особые выборные народные суды, разрешающие дела на основании обычного права, на основании адатов, переходящих из рода в род путем устного предания.

Ближайшее наблюдение за делопроизводством у судей и за правильностью записывания им решений и актов возлагалось на окружного или уездного начальника. Жалобы на решения народных судей подавались окружным или уездным начальникам.

Народный суд составляли: единоличные судьи, съезды судей и чрезвычайные съезды.

Управление духовными делами мусульманского духовенства туземцев было изъято из ведения военного министерства и подчинено министерству внутренних дел по департаменту иностранных исповеданий (Св. Зак. т. XI ч. I). Первоначально при введении Военно-народного управления были установлен принцип полного невмешательства в духовные дела туземцев; но затем стремление к усилению русской власти в целях государственной безопасности, особенно после андижанского восстания 1898 г., побудило военное министерство учредить бдительный надзор за местным мусульманским духовенством, проводником религиозно-нравственного просвещения, поручив его уездному начальнику.

Территориальная организация народного суда и волостных обществ нарушила старое родовое начало, с которым тесно связаны не только обществ, и частная жизнь и интересы туземцев, но и все их правосознание, все его адаты. В своем историческом прошлом туземцы-мусульмане группировались в целый ряд отдельных самостоятельных родов, часто даже враждебных друг другу, различных по своим интересам, обычаям, традициям, даже по времяисчислению. Военно-народное управление, имевшее целью лишь поднятие русской власти и поддержание спокойствия в присоединенных областях, стремилось к ослаблению родов, начала путем искусственные разделения на территориальные волости и общества, независимые от расселения родов, с целью их раздробления и смешения.

Все чины Военно-народного управления, кроме сельских выборных, как военные, так и гражданские, состояли на службе в военном ведомстве, пользовались всеми правами и преимуществами военной службы, являлись участниками эмеритальной кассы военного ведомства и за преступные деяния подсудны, на общих основаниях, военному суду.

Источники:

Сандр, Военное министерство в роли культуртрегера, "Военная Гол.» 1906 г. №№ 184, 185, 186 и 187; Генерал Духовской, Ислам в Туркестан; Гр. Пален, Всеподданнейший отчет о ревизии Туркестанского края; Записка Главного штаба 1906 г. о Военно-народном управлении в Туркестане; Покровский, История России XIX в., т. 9.



Название статьи:  
Категория темы:   


Ключевые слова:
Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1828-29 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...

Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова

Книга Памяти Украины






РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...