Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ПОЕЗДА

ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ПОЕЗДА.

ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ПОЕЗДА в Российской Императорской армии, предназначались для вывоза из районов армии, вглубь империи, больных и раненых, требующих продолжительного лечения и неспособных к продолжению службы в военное время.

Все необходимое для оборудования Военно-санитарных поездов подготовлялось и хранилось еще в мирное время, приспособление же подвижного состава производилось с момента объявления мобилизации и требовало сравнительно небольшого времени. Кроме Военно-санитарных поездов в случае надобности учреждались для массовой эвакуации еще временные санитарные поезда, приспособляемые и оборудоваемые во время самого боя. Независимо от этих поездов военного ведомства, допускались еще поезда, устраиваемые и содержаемые на счет частных лиц и общественных организаций. Эти частные поезда находились во время действия в подчинении у военного начальства, и к ним применялись общие правила, установленные для этого рода транспортировочных средств.

Действующее в то время положение о Военно-санитарных поездах предусматривало, главным образом, эвакуацию лечебных заведений, производимую притом без излишней торопливости. Опыт кампании 1904-05 гг. показал, однако, что к помощи железной дороги приходится прибегать и во время боев, эвакуируя раненых непосредственно с полей сражений, при чем цифры спешно эвакуируемых без преувеличения можно назвать колоссальными: во время Шахейских боев, например, было эвакуировано 40 т. ч., а во время Мукденских — даже 65 т. Между тем, подъемная сила Военно-санитарных поездов, рассчитанных именно на неторопливую эвакуацию, с наиболее числом удобств даже для легкораненых, равнялась всего 250 ч. на поезд при 16 4-осных вагонах. В виду необходимости подвоза на главную станцию продовольствия и особенно боевых припасов, число подаваемых на нее во время боя санитарных поездов, было, естественно, очень ограничено, и подавляющее большинство раненых перевозилось просто в теплушках (75% за время Мукденских и 88% за время Шахейских боев), лишенных и врачебной помощи, и ухода, и пищи, и каких бы то ни было самых примитивных удобств. Это обстоятельство повлекло за собою то, что действующее положение о Военно-санитарных поездах 1904 г. подверглось радикальной переработке.

Существенным отличием нового, разработанного положения от старого являлось разделение Военно-санитарных поездов на 2 группы: полевых и тыловых.

Полевые поезда предназначались для эвакуации в ближние тыловые учреждения, следовательно, на небольшие расстояния. При организации их жертвуется удобствами раненого, за счет чего приобреталось большая подъемная сила.

Тыловые поезда предназначались для дальних перевозок, и потому при больших удобствах обладают меньшей подъемной силой. В основу организации в тех и в других положен кадровый принцип, т.е. каждый поезд имеет несколькими кадровых вагонов: для тяжелораненых, персонала, кухни, цейхгауза, перевязочной и т. д., к которым прицеплялись теплушки или вагоны 3-го кл. для легкораненых. На головную станцию, и вообще без раненых и больных, кадры двух или трех Военно-санитарных поездов следовали вместе, занимая один № графика, а в местах погрузки развертывались, приспосабливали имеющимися у них материалами полученные из общего вагонного парка классные или товарные вагоны и, приняв в три сформированных, т. образом, поезда весьма значительное  число раненых, уходили в тыл.

 Военно-санитарный поезд действующей организации подымал 80 ч. тяжелораненых и 172 раненых легко.

"Полевой» поезд нового типа подымал 144 тяжелораненых и 320 легко.

"Тыловой» поезд подымал 42 тяжелораненых и 358 легкораненых.

Состав Военно-санитарных поездов виден из следующей таблицы (Римск. цифры в скобках показывают класс вагона):

Таблица 1. Состав военно-санитарных поездов.

 

Общее
число вагонов

Цейхгауз

Кухонь

Аптечно
-перевязочная

Для
персонала

Для
тяжелобольных

Для
легкобольных

Поезд
по действующему
положению

16

2 (баг.)

1 (III)

1 (III)

2 (I и III)

5 (III)

5 (III)

"Полевой военно-санитарный поезд»

9+30 (теплушки)

2 (баг.)

1 (IV)

1 (IV)

3 (1-I и II + 2-IV)

12 (2-IV + 10 теплушек)

20 (теплушек)

"Тыловой военно-санитарный поезд»

8+ 8 (III)

2 баг.

1 (III)

1 (III)

2 (I и III

)

2 (III)

8 (III)

 

При организации Военно-санитарных поездов громаднейшую важность имели 2 вопроса: доступны ли вагоны для раненых персоналу поезда во время движения и свободен ли доступ к каждое отделение раненому без беспокойства его соседей.

Решение первого вопроса предопределяло состав поезда из классных и товарных вагонов, т. к. только в поездах из классных вагонов можно перейти на ходу из одного вагона в другой; решение второго предопределяло подъемную силу, т. к. в вагон можно положить значительно больше раненых, если не стремиться, чтобы к каждому из них можно было подойти для осмотра и помощи, а расположить их как бы на нарах.

Естественно, что при перевозке раненых необходимость ожидания прихода врача до остановки поезда крайне тягостна и в отдельных случаях будет несомненно влечь за собою смерть раненых, но тем не менее в полевых поездах этим принципом пришлось поступиться ради подъемной силы и удобства отправления кадров.

На головных станции могло не быть классных вагонов, но всегда достаточно теплушек.

Наиболее тяжелораненые могли быть размещены в двух кадровых вагонах, а остальные находили все-таки больше удобств, чем во временных поездах русско-японской кампании, когда раненых навали вали как попало на пол вагонов и спешно отправляли без достаточного персонала, без лекарств и перевязочных средств.

В полевом поезде устраивалась и кухня, и перевязочная, и, т. обр., на каждой остановке была возможность и помощь, и подкрепление пищей. Другого вопрос о размещении раненых в вагонах решен был в полевых поездах также в смысле достижения большей подъемной силы.

Из 30-ти теплушек переменного состава поезда в 20-ти раненые помещались вплотную друг около друга, хотя каждый на отдельных носилках, при перевязке или врачебном осмотре приходилось раненого перемещать на середину теплушки, и только в 10-ти вагонах раненые размещались на отдельных скамьях, дающих свободный доступ со всех сторон. Что касалось тыловых поездов, то они имели все необходимые удобства, почти ничем не отличаясь в этом отношении от поездов старого типа, при значительно большей, однако, подъемной силе.

Из других отличий нового положения о Военно-санитарных поездах необходимо отметить упразднение существовавшей, по старому положению, должности коменданта, функции которого были возложены на старшего врача поезда. Как по старому, так и по новому положению, внутренний порядок и хозяйство в Военно-санитарных поездах велся применительно к таковым в лечебных заведениях. Единственным крупным различием являлось отсутствие забот о стирке белья и дезинфекции вещей, которые лежали на обязанности той эвакуационной комиссии, к которой был приписан поезд.

Подчинялись санитарные поезда в районе армии начальнику санитарной части, а в тылу и внутри Империи — соответственно начальнику военно-окружных управлений на театре войны и начальнику управления военной сообщений.

Действующее положение было объявлено в Приказах по военному ведомству 1904 г. № 98.

Разработанный проект нового положения был внесен в военный совет.





Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Белое движение Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг.
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...

Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова

Книга Памяти Украины






РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...