ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ¬ќ≈ЌЌџ≈ √»ћЌј«»» » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

¬ќ≈ЌЌџ≈ √»ћЌј«»»

¬ќ≈ЌЌџ≈ √»ћЌј«»», общеобразовательные средние учебные заведени€ реального характера, заменившие кадетские корпуса и состо€вшие в ведении военного министерства –оссийской империи.

ќни имели целью подготовление соответственно воспитанных, прошедших средний учебный курс молодых людей дл€ пополнени€ специальных военно-учебных заведений.

—о вступлением на престол императора јлександра II, в русском обществе быстро распространилась и получила попул€рность талантливо выраженна€ в известной статье Ќ.». ѕирогова "¬опросы жизниї ("ћорской —борникї 1856 г.) мысль об отделении специального образовани€ от общего. ѕрежде чем сделатьс€ специалистом, надо развить в себе человеческие свойства и пон€ть об€занности гражданина.

Ёто достигаетс€ путем борьбы с самим собою и с увлекательным направлением света. Ќадо подготовить к этой борьбе и научить ей. —пециальное образование, сосредоточива€ внимание молодежи на вопросах их специальности, не дает времени дл€ внутренней борьбы с самим собою. ƒайте врем€ выработатьс€ и развитьс€ внутреннему человеку, дайте ему врем€ и средства подчинить себе наружного, и у вас будут люди и граждане.

Ќеобходимость отделени€ общего образовани€ от специального было признана и правительством.

¬ начале 1860 г. √лавным начальником военно-учебными заведени€ми был назначен ¬.  . ћихаил Ќиколаевич. ќзнакомившись с состо€нием воспитательной и учебной части в кадетских корпусах, он признал необходимым внесени€ существенной перемены в устройство этих учебных заведений.   делу преобразовани€ кадетских корпусов были призваны известные де€тели не только из состава военного министерства, но и из других ведомств, и всем привлеченным к работе предоставл€лась полна€ свобода высказывать свои взгл€ды с надлежащей искренностью и откровенностью.

ѕодготовительные работы начались в 1861 г., когда от всех заведений военно-учебного ведомства были затребованы отзывы о необходимых изменени€х в составе учебного курса п€ти общих и двух специальных классов. ѕредставленные мнени€ были рассмотрены в комиссии, под председательством ≈го ¬ысочества, состо€вшей из √лавных наблюдателей за преподаванием, инспекторов классов и преподавателей, а также и некоторых специалистов из других ведомств.

¬ основу работ были прин€ты положени€ строго педагогические. ƒл€ примера можно указать на следующее: общее образование должно быть твердою основой дл€ зан€тий науками специальными; необходимо иметь в виду развитие умственных и вообще душевных сил учащихс€, другими словами, не упускать из вида дисциплинирующего значени€ обучени€; необходимо проводить с возможною строгостью различие в характере обучени€ воспитанников разных возрастов и т.п.

–аботы комиссии имели весьма серьезное значение и дл€ всего последующего коренного преобразовани€ военно-учебными заведений.

¬ окт€бре 1862 г., по представлению јвгустейшего √лавного начальника, учрежден особый комитет, под председательством ≈го ¬ысочества, из представителей военного министерства, военно-учебного ведомства и министерства народного просвещени€, дл€ всестороннего обсуждени€ необходимых изменений.

√енерал јлександр Ќиколаевич —утгоф

ƒеньер, √енрих »оганн. √енерал јлександр Ќиколаевич —утгоф. - 1865. - ‘ото; 8,5х5,2; 23,9х17,2 см.

‘отограф: ƒеньер, √енрих »оганн.

¬ состав комитета вошли: генерал-адъютанты ј. ј. Ѕаранцев, гр. ‘. Ћ. √ейден и Ќ. ј.  рыжановский, генерал-лейтенанты ¬. ѕ. ∆елтухин и ј. ». ¬еригин, т. с. ј. ‘. ѕостельс и ј. —. ¬оронов, генерал-майоры  . ѕ.  ауфман, Ќ. ¬.  орсаков, ѕ. ѕ.  инович, ћ. ѕ.  ауфман и ѕ. —. ¬анновский, полковники √. √. ƒанилович, ». ј. Ѕирилев и —. ј. —луцкий и надворный советник Ё. ‘. Ёвальд и ». ‘. јндреевский.

ћнени€, которые подлежали рассмотрению комитета (генерал-адъютанта гр. —троганова, генерал-адъютанта  рыжановского, штаба военно-учебными заведени€ми, генерал-лейтенанта —утгофа, генерал-майора ¬анновского, флигель-адъютанта „ерткова и др.), с разных сторон вы€сн€ли не только существовавшие недостатки воспитани€ кадет и общей организации кадетских корпусов, но и те далеко неудовлетворительные результаты де€тельности этих заведений, которые особенно резко стали замечатьс€ во второй половине 50-х годов.

"—транно было бы, говоритс€ в одном из представленных мнений, видеть артиллериста или инженера, не знающих, что такое артиллери€ или инженерные искусство; но воспитатель, не знающий, что такое педагоги€, не прочитавший ни одного педагог, сочинени€, Ч €вление обыкновенное. ¬оспитател€ми в кадетских корпусах назначаютс€ фронтовые офицерыї.

¬ другом мнении та же мысль выражаетс€ еще резче: "«амечательно, что в лакеи, в повара, в кучера не берут людей, не подготовленных к этим должност€м, а в воспитатели назначают людей без вс€кого выбора, забыва€, что им поручают до 8 тыс€ч детей, из которых они готов€т будущих де€телей –оссии лет на п€тьдес€тї.

ќтносительно офицеров, выпускавшихс€ из кадетских корпусов, встречались за€влени€, что "молодые офицеры нередко обнаруживали на деле далеко недостаточное знакомство с услови€ми военного быта и основными требовани€ми воинской дисциплины; многие из них, говоритс€ в одном из мнений, относ€сь к своим пр€мым об€занност€м без необходимой серьезности и энергии, не могли быть надежными руководител€ми порученных им нижних чинов, что и побуждало тогда большую часть войск, начальников искать дл€ своих частей офицеров из юнкеров, хот€ и менее образованных, чем кадеты, но зато более полезных дл€ службы своим непосредственным знакомством с главными требовани€ми военно-служебной практикиї.

ѕри обсуждении изложенных соображений, наиболее существенными недостатками организации кадетских корпусов были признаны: соединение в них общего образовани€ с специальным, при большой разнице в возрасте обучавшихс€; преждевременное обучение детей военным упражнени€м, с применением к ним воинской дисциплины; невыгоды служебного положени€ кадетских наставников и крайнее затруднение найти надежных людей, которые соедин€ли бы в себе способности и подготовку педагога с необходимыми качествами строевого офицера, а также излишн€€ обширность учебной программ и резкое отделение учебной части от воспитательной.

ћеры дл€ устранени€ этих недостатков были проектированы в специальных комисси€х и затем, после обсуждени€ их в организационном комитете и после заключени€ јвгустейшего председател€, основные начала преобразовани€ кадетских корпусов были ¬ысочайше утверждены в декабре 1862 г.

¬скоре после этого ¬.  . ћихаил Ќиколаевич был назначен наместником ≈. ». ¬. Ќа  авказе, а в конце €нвар€ 1863 г. ведомство военно-учебных заведений введено в состав военного министерства. ѕрежний штаб военно-учебными заведений были переименован в √лавное управление военно-учебными заведени€ми; начальником же этих последних был назначен попечитель ћосковского учебного округа, генерал-майор Ќ. ¬. »саков, который под руководством военного министра ƒ. ј. ћилютина, прин€лс€ за предсто€вшую коренную реформу этих заведений.

”казанные основные начала, сводились к постановке общеобразовательной задачи военно-учебным заведени€м дл€ подготовлени€ молодежи к поступлению в специальные военные училища; к отделению общеобразовательных классов от специальных, устроив первые на началах, соответствующих возрасту учащихс€ и характеру учебного курса, и к устройству общеобразовательных военно-учебных заведений под названием ¬оенных гимназий, согласно с современным требовани€ми педагогики воспитани€ и обучени€, допустив воспитател€ми безразлично военной и гражданского чинов, имеющих надлежащее образование, улучшив, по возможности, служебное их положение.

ƒл€ выработки способа осуществлени€ указанных предположений была учреждена в начале 1863 г., под председательством H. ¬. »сакова, организационна€ комисси€, по заключению которой, при 6-лет. общеобразовательном реальном учебном курсе, был необходим наименьшей общий комплект ¬оенных гимназистов в 2.700 ч., т.-е., полага€ в каждой гимназии по 300 ч., Ч 9 гимназий. ¬последствии число их и штатный комплект пришлось значительно увеличить.

–ешено было начать преобразование со 2-го кадетского корпуса (в —пб.), под руководством директора его, полк. √. √. ƒаниловича.

¬ августе 1863 г. был упразднен строевой состав корпуса; вместо прежних рот, воспитанники были разделены на группы по возрастам, с устройством отдельных помещений дл€ каждой группы, подраздел€вшейс€ на воспитательные отделени€ в 25Ч35 ч.

 аждое отделение представл€ло собою и класс, отделение в учебном отношении, благодар€ чему уничтожалось то резкое отделение воспитательной части от учебной, существование которой в кадетских корпусах было признано одним из существенных их недостатков. ¬се вопросы, выдвигавшиес€ жизнью заведени€, обсуждались в местном педагогическом комитете, составленном, под председательством директора, из всех чинов учебно-воспитательного состава.

¬ число преподавателей были приглашены известные в то врем€ педагоги:  .  . —ент-»лер, ¬. ј. ≈втушевский, ƒ. ƒ. —еменов, ». ‘. –ашевский и др.

«аседани€ комитета происходили не реже, как еженедельно, и иногда обращались в крайне интересные педагогические беседы директора с своими сотрудниками.

¬ мае 1864 г. состо€лось ¬ысочайшее повеление о преобразовании, по примеру 2-го корпуса, еще 4-х корпусов: 1-го (в —пб.), 1-го и 2-го ћосковского и ќрловского.

¬ следующем году было приступлено к преобразованию в ¬оенные гимназии: ѕолтавский,  иевский, ¬оронежский и ѕолоцкого корпусов.

¬ 1866 г. состо€лс€ перевод Ќовгородского гр. јракчеева корпуса в Ќижний Ќовгород, с преобразованием его в ¬оенную гимназию. Ќаконец, в этом же году преобразованы в ¬оенные гимназии общие классы ќренбургского, Ќеплюевского и —ибирского корпусов. ќдновременно подверглись изменению и общие классы ѕажеского ≈. ». ¬. корпуса и Ќиколаевского кавалерийского училища.

— течением времени, когда с изменением курса гражданских гимназий и расширением многих высших специальных заведений оказалось, что военно-учебные заведени€ дл€ своего комплектовани€ не могли рассчитывать на кандидатов, окончивших курс гражданских гимназий, между тем, как выпуски из ¬оенных гимназий дл€ полного комплектовани€ училищ были недостаточны. √лавное управление военно-учебными заведени€ми, жела€ избежать от€гощени€ государственного казначейства расходами на устройство новых военно-гимназических интернатов, остановилось на мысли устроить ¬оенные гимназии исключительно дл€ приход€щих учеников.

“акие гимназии были открыты в 1873 г. в —пб. и —имбирске, а в 1874 г. Ч в ћоскве, с допущением в них к приему, по примеру гражданских гимназий, малолетних всех сословий, с платою за обучение по 40 р. в год.

¬ 1875 и 1876 гг. были открыты: новые ¬оенные гимназии в “ифлисе, а ћосковска€, ѕсковска€ и ярославска€ прогимназии преобразованы в ¬оенные гимназии.

–€дом с устройством ¬оенных гимназий дл€ приход€щих в тех же цел€х были прин€ты еще следующие меры:

1) в военно-гимназических интернатах допущено иметь 416 своекоштных пансионеров, с платою за каждого по 250 р. ¬ г.;††

2) во всех ¬оенных гимнази€х, за исключением —имбирской и ќренбургской, разрешено иметь по три приход€щих ученика на каждое классное отделение, при четырех же гимнази€х Ч еще по одному классному отделению с 30 приход€щими учениками и

3) дл€ пополнени€ ¬оенных гимназий более подготовленными учениками, разрешено принимать в них с 1874 г. малолетних по конкурсному экзамену.

“акое увеличение числа ¬оенных гимназий указывало, что вновь создавшийс€ тип общеобразовательных военно-учебных заведений признавалс€ вполне целесообразным.

ќбщий строй ¬оенных гимназий в главном и существенных чертах своих окончательно сложилс€ к началу 1873 Ч 74 г. ¬ основу воспитательного устройства ¬оенных гимназий, кроме указанных выше, положены были еще и нижеследующие руководственные начала: в пор€дке службы отделенные воспитатели подчин€лись непосредственно директору; каждый воспитатель, как ближайший руководитель воспитанников, должен был хорошо ознакомитьс€ с их индивидуальными особенност€ми, нуждами, пон€ти€ми и убеждени€ми.

¬о врем€ приготовлени€ уроков воспитатель организовывал зан€ти€ воспитанников и оказывал им посильную помощь. ѕомимо отделенного воспитател€, никакие воспитательные меры, касающиес€ его воспитанников, по возможности, не принимались. ¬оспитатель наблюдал за опр€тностью, исправностью одежды, помещени€ и продовольстви€, за всеми физическом упражнени€ми, состо€нием здоровь€ и вообще за всем образом жизни порученных ему воспитанников, как в заведении, так, по возможности, и вне его.

ƒо 1873Ч74 г. учебный курс был 6-летний, причем обучению в трех младших классах был придан характер преимущественно подготовительный.

— 1873 г., с целью более правильного распределени€ учебных предметов между гимнази€ми, всем ¬оенным гимнази€м был присвоен общеобразовательный реальный курс, продолжавшийс€ 7 л., по одному году в каждом классе.

 аждый из классов подраздел€лс€ на параллельные отделени€ с таким расчетом, чтобы ни в одном из них не было более 35 ч.  лассные учебные зан€ти€, а равно и физические упражнени€ назначались обыкновенно от 8 ч. утра до 3 ч. д.; на внеклассное приготовление уроков назначалось час утром и 2 ч. вечером.

√одичный учебный курс начиналс€ 16 августа и продолжалс€ до 5 июн€, счита€ в том числе и годичные испытани€.

”ченики подвергались экзаменам только по окончании ими полного курса; во всех же остальных классах экзамены производились лишь по тем учебным предметам, изучение которых в них заканчивалось; по всем же прочим назначались репетиции, имевшие целью повторение под руководством учител€ всего пройденного в течение года.

“. обр., число еженедельных уроков (210) по всем предметам общеобразовательного курса ¬оенных гимназий при 7-лет. курсе стало более чем вдвое превышать число уроков (100) во всех п€ти классах общего курса бывших кадетских корпусов. ¬о все продолжение курса воспитанники занимались подготовительными строевыми упражнени€ми, гимнастикой, плаванием, танцами, пением, музыкой, различными доступными дл€ них ремеслами и другими предметами, полезными в педагогическом отношении.

ѕереход€ к оценке военно-гимназической де€тельности, следует воспользоватьс€ имеющимис€ дл€ этой цели статистическими данными, отношением к ¬оенным гимнази€м со стороны общественных учреждений и самого общества и, наконец, отзывами, которые давались об офицерах, выпускавшихс€ из военных училищ, комплектовавшихс€ почти исключительно воспитанниками ¬оенных гимназий. ѕри этом не следует только упускать из виду, что ¬оенные гимназии существовали короткий срок, за который они не могли еще выработать той стройной системы воспитани€, котора€ была бы чужда естественным в каждом деле увлечени€м и обеспечивала бы комплектование учебно-воспитательного состава людьми, получившими дл€ предсто€щей им де€тельности необходимую подготовку.

ѕо имеющимс€ статистическим данным, среднее число воспитанников ¬оенных гимназий за 10-летие с 1869 г. по 1879 г. представл€ло ежегодно 5.360 ч.

»з этого числа по окончании курса выбывало: переводом на военно-училищный курсЧ420 ч., переводом в артиллерийские и инженерные училища Ч 52, выпуском на гражданскую службуЧ30; итогоЧ502. ƒо окончани€ курса выбывало: увольнением из заведений по домашним обсто€тельствам и по болезни Ч 200, увольнением из заведений по неуспеху в науках и переводом в военной прогимназии по той же причинеЧ262, исключением из заведений за проступки и переводом в ¬ольскую военную прогимназиюЧ33. »того 495.

–ассмотрение этих данных приводить к заключению, что число успешно оканчивающих военно-гимназический курс составл€ло более 9% общего числа воспитанников ¬оенных гимназий, и почти такой же % составл€ли воспитанники, выходившие из ¬оенных гимназий до окончани€ курса.

»з воспитанников последней категории, за исключением увольн€емых по болезни и, в редких случа€х, за проступки, почти половина переводилась на менее трудный учебный курсЧ в военные прогимназии, за дурное же поведение в ¬ольскую прогимназию, имевшую устройство нравственно-исправительного учебного заведени€.

Ќа попечение родителей воспитанники увольн€лись только в тех случа€х, когда родители высказывали нежелание воспользоватьс€ средствами дл€ продолжени€ воспитани€ их сыновей, какие имелись в распор€жении военно-учебного ведомства. „тобы оценить значение числа окончивших курс в ¬оенных гимнази€х, достаточно вспомнить, что число учеников, выходивших из средних учебных заведений министерства народного просвещени€, до полного окончани€ ими курса, составл€ло более 70% поступавших. Ѕлагодар€ сочувствию, каким ¬оенные гимназии пользовались со стороны родителей, число своекоштных пансионеров постепенно увеличивалось, плата за приход€щих учеников возвышалась (в «-ей —пб. ¬оенной гимназии плата была возвышена до 100 р. в год), и, несмотр€ на это, приемные экзамены не тер€ли своего конкурсного характера.

¬ половине же 70-х гг в √лавном управление военно-учебными заведений начали поступать от земских управ ходатайства об устройстве местных ¬оенных гимназий, с предложени€ми даже некоторых денежных субсидий на содержание их, и на постройку необходимых дл€ них зданий. “ак, в отчете за 1875 г. указывалось, что ходатайства об открытии ¬оенных гимназий были получены из  азани,  алуги, —моленска, ярославл€, ‘еодосии и  ерчи. ќстаетс€ еще привести отзывы, какие давались войсковым начальством об офицерах, выпускавшихс€ из ¬оенных училищ.

Ќесмотр€ на то, что в ¬оенных гимнази€х строевое обучение практиковалось в очень скромных размерах, военные гимназисты, поступа€ по окончании курса в военные училища, в большинстве случаев легко осваивались с новыми дл€ них пор€дками.  омплекту€сь молодыми людьми, обладающими известною воспитанностью, военные училища быстро придавали им военную выправку и внушали любовь к военному делу. ”же в конце 60-х гг. из имевшихс€ в военном министерстве сведений видно было, что выпускаемые на службу офицеры, по отзывам командиров отдельных частей, "смотр€т серьезно на свои об€занности, уважают свой долг, сами продолжают начатое в училищах образование и вообще обладают достаточной подготовкой, чтобы быть надежными помощниками своих начальников и разумными руководител€ми солдатї. "—лужа посто€нно в армии, пишет один из видных представителей еЄ, мы имеем возможность за€вить, что большинство офицеров, поступивших в последнее врем€ из военных училищ, зан€ли почетное место в еЄ р€дах; состо€щие в строю соглас€тс€ с нами, что больша€ часть бывших воспитанников военных училищ по образованию сто€ть выше прочих товарищей и что, действительно, теперь (1868 г.) они €вл€ютс€ в войска с несравненно большим запасом практических сведений, чем преждеї.

»мператор јлександр II на одном из всеподданнейших докладов по управлению военно-учебными заведени€ми в 1876 г. собственноручно положил резолюцию: "ƒай Ѕог, чтобы и впредь военно-учебные заведени€ наши приносили ту пользу, которую они принос€т и о которой свидетельствуют почти все начальники строевых частейї.

¬о врем€ войны с “урцией (1877Ч78), по отзывам войсковых начальников, выпущенные из военных училищ офицеры, "отлично служа в р€дах армии, св€то и с пониманием дела исполн€ют свои об€занностиї.

“олько что приведенные отзывы несомненно свидетельствуют, с одной стороны, об успешности работы военных училищ, а с другойЧо той подготовленности к воспри€тию специального военного образовани€, какую приносили с собою в эти училища воспитанники ¬оенных гимназий.

“. обр., ¬оенные гимназии достаточно удовлетвор€ли своему назначению.

¬ заключение нельз€ не сказать, что в военно-гимназическое врем€ √лавное управление военно-учебных заведений служило центром русского педагогического движени€.

ѕри 2-ой —пб. ¬оенной гимназии с 1865 г. были открыты педагогические курсы дл€ подготовлени€ кандидатов на учительские и воспитательные должности. ¬ большей части ¬оенных гимназий, директорами которых состо€ли люди энергичные и широко образованные, шла неустанна€ педагогическа€ работа, побуждением к которой служили чиста€ любовь к делу, сознание важности его и глубока€ вера в его силу. » √лавный начальник военно-учебных заведений H. ¬. »саков, оставл€€ в 1881 г. ведомство, имел полное право сказать в своем прощальном приказе, что ¬оенные гимназии, как и вообще военно-учебные заведени€, жили своею будничною, рабочею жизнью, не скрыва€ своих недостатков; они работали над лучшей постановкой дела воспитани€, внимательно прислушива€сь, как к хвалебным, так и неблагопри€тным о них отзывам. —амо собою разумеетс€, что ¬оенные гимназии были не чужды некоторых недостатков, которые более €рко обрисовались к началу 80-х гг. Ќа видном месте среди них следует поставить понижение общего образовательного уровн€ воспитательского состава. ѕривлечение в воспитатели более образованных офицеров в конце 70-х гг. сделалось значительно труднее, что можно объ€снить частью войной 1877Ч78 гг., отвлекшей офицерство на театры военных действий, частью некоторыми другими причинами.

«атем, следует еще указать, что на физическом воспитание необходимо было обратить более серьезное внимание.

¬ первый же год по оставлении ƒ. ј. ћилютиным поста военного министра, предприн€то было исследование установившейс€ у нас с 1863 г. военно-учебной системы и внутренней организации военных училищ и ¬оенных гимназий. “акое исследование, как говорил историк военно-учебных заведений, генерал ћ. —. Ћалаев, указало на необходимость некоторых преобразований, и к исходу 1881 г. был выработан общий план их, в числе основных положений которых заключалось следующем: установивша€с€ организаци€ учебно-воспитательного дела ¬оенных гимназий, удовлетвор€€ общим педагогическим требовани€м, оказывалось недостаточно согласованною с √лавной целью учреждени€ сих заведений, пр€мо предназначенных к тому, чтобы готовить воспитанников к переходу в военные училища. ƒл€ устранени€ такого существенного недостатка признано целесообразным восстановить наименование ¬оенных гимназий кадетскими корпусами, т. к. оно точнее определ€ет пр€мое их назначение: сохранив установившийс€ в этих учебных заведени€х общеобразовательный курс и общие основы воспитани€, придать всему строю внутренней их жизни характер, вполне отвечающий данной цели; замещать впредь должности воспитателей исключительно офицерами, назначаемыми с строгою разборчивостью; и, оставив по-прежнему разделение воспитанников на группы по возрастам и классам, присвоить этим группам наименование рот, с установлением вновь должности ротных командиров, избираемых из наиболее опытных и надежных воспитателей.

1881-82 учебный год был последним годом существовани€ ¬оенных гимназий.



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    –оссийска€ импери€ –усска€ »мператорска€ арми€ ¬оенно-учебные заведени€
»сточник статьи:    ¬оенна€ энциклопеди€ —ытина, 1916 г., тт. 1-18
ƒата написани€ статьи:   1916 г.
—татьи, использованные при написании этой статьи:   Ћалаев, ќчерк военно-учебным заведений; »нструкци€ по воспитательной части дл€ ¬оенных гимназий 1882; ќ состо€нии ќрловской ¬оенной гимназии, "ѕед. —борник" 1865; ќ состо€нии 2-ой ћосковской ¬оенной гимназии, "ѕед. —борники" 1867; ћатериалы, извлеченные из отчетов ¬оенных гимназий за 1867 г., "ѕед. —борники" 1869; Ѕар. «еддлер, ќтзыв об офицерах, выход€щих из военных училищ, "ѕед. —борник" 1868; ѕосле войны ¬оенно-общественный сборник статей. ¬ып. 2-й. ¬оен.-педагог. наброски.


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

I ћирова€ война јртиллери€ Ѕелое движение ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны Ќиколаевска€ академи€ √енерального штаба ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
3 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї—П –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є2
–†–Њ–±–Њ—В—Л1