Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА

ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА

Военные училища – училища в Российской империи имеющие целью подготовить для армии офицерский состав, разделялись на специальные, кавалерийские и пехотные (именуемые военными).

В империи имелось 3 специальных училища: Николаевское инженерное (в Спб.) на 250 юнкеров; артиллерийские—Михайловское и Константиновское (оба в Спб.) — на 425 юнкеров каждое; кавалерийские — Николаевское (в Спб.), Елисаветградское и Тверское; военные — Павловское и Владимирское (в Спб.), Александровское и Алексеевское (в Москве), Киевское и Казанское.

Кроме того, Приказом по военному ведомству 1910 г. за № 243 преобразованы в Военные училища (с общим и 2 специальными классами) 5 училищ, бывших ранее пехотными юнкерскими, — Виленское, Одесское, Чугуевское, Тифлисское и Иркутское — и два казачьих, — Новочеркасское и Оренбургское.

При реформе военно-учебных заведений в 60-х гг. XIX стол. (см. Военные гимназии) было решено отделить общее образование от специального военного и специальные классы старых кадетских корпусов были преобразованы в Военные училища.

25 августа 1863 г. состоялось Высочайшее повеление об образовании из Дворянского полка Константиновского Военного училища и об учреждении двух новых: Павловского (в Спб. из Павловского кадетского корпуса) и Александровского (в Москве — из Александринского-Сиротского кадетского корпуса). По окончании лагерного сбора кадеты общих классов были переведены в другие корпуса, и в училища принимались, главным образом, воспитанники военной гимназий, причем остальные свободные вакансии предоставлялись молодым людям всех сословий, имевшим аттестаты о законченном среднем образовании.

В 1867 г. порядок приема был изменен: правом на поступление в Военные училища стали пользоваться только состоящие на службе в войсках юнкера и унтер-офицеры, принадлежащие к необязанным рекрутской повинностью сословиям, а также молодые люди из этих же сословий. Образовательный ценз остался прежний.

С 1894 г. (Приказы по военному ведомству № 270) на поступление в Военные училища (Павловское и Александровское) имели право: воспитанники, окончившие кадетские корпуса, и молодые люди, коим предоставлено существующими постановлениями право на поступление в кадетские корпуса (кроме Николаевского, Сибирского и Донского), достигшие 17-лет. возраста и получившие удостоверение в знании полного курса кадетского корпуса или среднего учебного заведения.

На основании этих правил, прием со стороны был закрыть для лиц недворянского сословия.

Все же прочие училища оставлены всесословными.

Каждое Военное училище состояло из строевой, учебной и хозяйственной частей.

В строевом отношении каждое Военное училище составляло батальон из 4 рот (Александровское Военное училище — 5 рот, а Николаевское инженерное — 2 роты).

Батальонный командир наблюдал за строгим соблюдением подчиненными ему чинами правил дисциплины и чинопочитания, за воинским порядком и точным исполнением обязанностей службы, а также за нравственностью юнкеров, строевым их образованием и внеклассными занятиями; кроме того, на него возлагалось общее наблюдение за хозяйственной частью (одежда, снаряжение, правильность ведения отчетности).

Ротные командиры руководили службою, строевым образованием и воинским воспитанием юнкеров и непосредственно заведовали ротным хозяйством.

Младшие офицеры (10, из них один адъютант) избирались начальником училища из офицеров пехотных или инженерных войск, окончивших курс кадетского корпуса, военного училища или одного из высших учебных заведений. При этом, избираемые на должность должны были не выше чина штабс-капитана гвардии или капитана армии, прослужить в офицерском звании не менее 5 л. и пробыть непосредственно пред назначением в училище не менее 2 л. в строю.

С 1894 г. младшие офицеры прикомандировывались только на 6 л., по истечении которых, если не открывалась вакансия на командование ротою, должны были возвращаться в свои части. Мера эта вызвана были желанием иметь в училище офицеров, недавно пришедших из строя и могущих привить юнкерам правильный взгляд на службу и на отношения к солдату.

В 1905 г. в Военных училищах было решено перейти к постоянному составу, и только в бывших юнкерских училищах осталось прикомандирование из частей войск на 6-лет. срок.

Строевое образование юнкеров состояло из практических и теоретических занятий, распределенных на 2 г. (в бывших юнкерерских училищах—на 3 г.).

В младшем классе программа строевого образования преследовала цель подготовки унтер-офицеров, а в старшем—инструктора-офицера.

Курс обучения в училище распределялся: в старых военных училищах по 2 классам, а в бывших юнкерских по 3 классам (общий, 1 и 2-й специальные классы).

По положению 1867 г., учебная программа Военных училищ включала в себе лишь следующие предметы: военные — тактику, артиллерию, фортификацию, военное законоведение, и общеобразовательные — Закон Божий, русский и иностранные языки, математику, химию, физику, политическую историю и статистику (В 1863-64 учебном году проходилась еще логика и психология).

С 1865 г. введены в курс военная администрация и топография, а в следующие годы — аналитическая геометрия, механика, военная гигиена и топография, артиллерийское и фортификационное черчение, причем, преподавание физики было исключено.

В 1883 г. из учебного курса Военных училищ были исключены политическая история, статистика, военная гигиена, а затем и математика, и введена военная история. Вместе с тем, изданная в том же году "Инструкция по учебной части» совершенно изменила и самую систему ведения занятий: аудиториальная система лекций уступила место 22-м часовым лекциям в каждом классе отдельно; практические занятия велись по-прежнему в классных отделениях, а поверка знаний юнкеров производилась на репетициях.

Давая широкое развитие практическим занятиям по каждому предмету в зимний период занятий, инструкция 1883 г. переносила их и в поле: с выходом в лагерь, юнкера младшего класса производили полуинструментальную съемку, а юнкера старшего класса — съемку военно-глазомерную и решали тактические задачи в поле.

С 1908 г. к этому прибавлена была еще и съемка перспективная.

По окончании съемок юнкера упражнялись в разбивке, трассировке и постройке полевых окопов. С 1908 г. введены в курс училища: снова военная гигиена, военная география и, как особый отдел военного законоведения, учение о социалистических теориях. Последнее были вызвано тем, что с переходом нашего отечества к новому государственному строю, когда так или иначе политические теории получили относительную свободу исповедания, и в ряды армии стали проникать люди, не признающие принципа "армия вне политики», офицеру необходимо было знать, чем он мог парализовать возможную пропаганду последователей крайних партий.

Химия же и механика были изъяты из предметов преподавания и перенесены в кадетские корпуса.

Наконец, ряд комиссий пришел к выводу, что необходимо перенести центр тяжести училищного курса с теории на более практическую почву. 28 июля 1910 г. выработанный этими комиссиями программы утверждены военным министром и приняты к руководству.

Основная идея новой программ — "приблизить военные знания юнкеров к войсковой жизни и подготовить их к обязанностям воспитателя и учителя солдата и к роли руководителя вверенной ему малой части (взвода, полуроты) в поле».

Выпускаемый из училища молодой офицер должен был не только знать, но и уметь применять знания в той сфере деятельности, которая ожидала его по выходе в войсковую часть.

А т. к. предстоящая юнкеру служба взводного командира раньше всего и прежде всего требовала от него самой серьезной, практической подготовки, затем развития инструкторских способностей и лишь потом общего военного образования, то на тактику и обращено главное внимание (8 ч. в неделю в младшем классе и 10 час. в старшем).

Преследуя цель развития ума, а не обременения памяти, новые программы составлены были так, что быстро улетучивающиеся, основанные на памяти, знания ими не требовались. Отдав тактике господствующее среди всех учебных предметов место, реформа эта вызвала естественные уменьшение объема курса, этих предметов; так, военная история, получив новое наименование "история русской армии», преследовала только ознакомление юнкеров с важнейшими периодами жизни русской армии; прежнее прохождение целых кампаний в беглом стратегическом очерке было исключено. Точно также курс военной топографии окрашен в тактический цвет; все вопросы чисто математического характера и подробное изучение инструментов, с которыми строевому офицеру работать не придется, исключены из курса; взамен введена маршрутная съемка.

Установив тесную связь курса артиллерии с "наставлением для обучения стрельбе», новая программа преследовала чисто утилитарные цели.

В курс законоведения введены сведения из финансового и полицейского права, но преподавание особого отдела о крайних учениях отменено.

Т. обр., новые программы, совершенно сравняв курсы военных и юнкерских училищ, привели к установлению одного типа училищ, что и вылилось в Приказе по военному ведомству 1910 г. за № 243, коим все юнкерские училища переименованы в военные. По окончании курса наук и летних практических занятий юнкера разделялись на 3 разряда, соответственно которым юнкерам присваиваются при выпуске следующие права:

1-й разряд выпускался в части армейской пехоты подпоручиком с 1 годом старшинства в чине; отличнейшие же из перворазрядных юнкеров, имеющих в среднем выводе по наукам не менее 9 и знанию строев, службы не менее 11 баллов, удостаивались, в определяемом военным министром для каждого года особо числе, производства в подпоручики гвардейской пехоты.

2-й разряд выпускался в части армейской пехоты подпоручиками без старшинства и

3-й разряд переводился из училища в части армейской пехоты унтер-офицерами, с правом на производство в подпоручики без экзамена, но лишь поудостоению своего начальства, не ранее, как через 6 мес. после производства их товарищей по училищу и только на вакансии, хотя бы и не в те части, в которых они служили унтер-офицерами.

Юнкера, подлежащие по успехам в науках и хорошей нравственности производству в офицеры, но признанные, по состоянию своего здоровья, неспособными к военной службе, одновременно с производством в офицеры переименовывались в соответствующий гражданский чин со старшинством в военном чине; причисленные же к 3-му разряду, в случае их болезненного состояния, награждались чином XIV кл., с предоставлением всем им, в случае восстановления их способности к военной службе, вступить вновь на военную службу с правами, приобретенными при выпуске.

Выпущенные с правами 1 или 2-го разряда получали: единовременное пособие на обмундирование в размере 300 р., выпущенные по 3-му разряду, при самом выпуске из училища, в пособие на первоначальное обзаведение бельем, обувью и другими необходимыми вещами — 50 р. и при производстве потом в офицеры, на обмундирование — еще 250 р.

Все юнкера в артиллерийских, военных (пех.) и казачьих училищах — казеннокоштные, а в Николаевском кавалерийском и Николаевском инженерном допускались, кроме того, и своекоштные.

Наконец, Приказом по военному ведомству от 10 мая 1910 г. за № 205, штатное число юнкеров было увеличено: в Павловском Военном училище на 66 ч., Александровском — на 200, Алексеевском — на 100, Киевском — на 32, Казанском — на 70, Виленском — на 140, Одесском — на 35, Чугуевском — на 30, Тифлисском — на 30 и Иркутском — на 50 ч.

В иностранных государствах нашим Военным училищам, в широком смысле слова, соответствовали: в Германии—11 училищь (в Анкламе, Касселе, Данциге, Энгерсе, Глогае, Ганновере, Герсфельде, Метце, Нейсе, Потсдаме и Мюнхене). Кроме того, учебный курс преподавался в классе "Selecta» в Лихтерфельдском кадетском корпусе.

Прием в эти училища — по экзамену на фендриха (см. это слово), для чего требовалось отслужить в войсках 6 мес. и быть удостоенным полкового начальством.

Курс (9 мес. для всех родов оружия) хотя и короткий, но крайне практический.

По окончании училища обучающиеся возвращались в свои части по предварительному согласнию общества офицеров и производились в офицеры.

Класс "Selecta» давал право прошедшим его непосредственного производства в офицеры, без предварительной выслуги в войсках.

Проходились: тактика, учение об оружии, фортификация, топография, военная администрация, военное письмоводство, служебные обязанности в войсках (практическое изучение, соответствующее нашему изучению уставов и наставлений), гигиена, телеграфное дело; кроме того, строевое учение, стрельба, верховая езда, фехтование, гимнастика, служба при орудии и плавание.

Выпускной экзамен производился особой высшей военной экзаменационной комиссией, благодаря чему оценка знаний была однообразная для всех училищ.

Во Франции — Сен-Сирская военная школа (для пехоты и кавалерии) и Политехническая школа (для артиллерии и инженерных войск).

Выпускаемые в кавалерию были обязаны, по прослужении года в строю, пройти 11-мес. курс Сомюрской кавалерийской школы, а окончившие Политехническую школу по производстве в офицеры артиллерии и инженерных войск проходили еще годичный курс "соединенной» артиллерийской и инженерной школы в Версале ("Ecole d'application de l'artillerie et du genie» в Фонтенбло).

В Австро-Венгрии — 2 Военных училища (в Винер-Нейштадте и в Вене).

Первое готовило офицеров для пехоты, егерей и кавалерии, а второе — для артиллерии (особое отделение), инженерных и пионерных войск.

Прием производился от 17 до 20-лет. возраста из числа окончивших курс "Militar-Ober-Realschule» в Вейскирхене, по особому экзамену.

Курс был 3-летний.

Окончившие успешно эти училища выпускаются подпоручиками, окончившие удовлетворительно — портупей-юнкерами, с правом производства в офицеры по удостоению полкового начальства, неудовлетворительно окончившие — унтер-офицерами.

Кроме того ещё было, 20 юнкерских училищ (Kadettenschulen): 16 пехотных, 1 кавалерийское, 2 артиллерийское и 1 пионерное.

Курс 4-летний (в кавалерийских 3-летний, с обязательством предварительно пробыть год в пехотном училище).

Прием был в возрасте от 15 до 17 л. по экзамену для поступающих со стороны и без экзамена — для окончивших Militar-Unter-Realschulen.

Окончание курса этих училищ "хорошо» давало право на выпуск портупей-юнкером, а "удовлетворительно» — юнкером.

Производство в офицеры—по удостоению начальства и с согласия общества офицеров полка.

В Италии.

1) Туринская военная академия для подготовки офицеров в артиллерию и инженерные войска.

Курс 3-летний.

2) Моденское военных училище, с 2-летним курсом, для пехоты и кавалерии (два отделения).

Прием для молодых людей в возрасте 17—22 л.

Окончившие курс производились в подпоручики с обязательством пройти 8-месячный курс: пехотинцы—при стрелковой центральной школе в Парме, а кавалеристы—в Пиньерольской кавалерийской школе (близ Турина).

См. также:

Первый кадетский корпус;

АЛЕКСЕЕВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ;

Финляндский кадетский корпус;

ВИЛЕНСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ;

Владимирский-Киевский кадетский корпус;

ВЛАДИМИРСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ;

Владикавказский кадетский корпус;

Военно-топографическое училище;

ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ;

Директор кадетского корпуса;

Военные прогимназии;

Военная гимназия.



Название статьи:   Военные училища в Российской империи
Категория темы:   Русская Императорская армия, Российская империя
Источник статьи:    Военная энциклопедия Сытина
Статьи, использованные при написании этой статьи:   Лалаев. Исторический очерк военно-учебных заведений 1700-1880 гг., Инструкция по учебной части и программа преподавания 1883 г., А. Н. Петров Исторический очерк Павловского Военного училища, В. Кедрин Александровское Военное училище. исторический очерк, Кн. XV СВОДА ВОЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ 1869 г.. изд. 2 и 3-е, Приказы по военному ведомству 1894 г. № 270. 1896 г. № 238. 1900 г. №№ 18 и 137. 1905 г. №№ 242 и 433. 1908 г. № 16. 1909 г. № 424. 1910 г. № 205. 1911 г. № 390. и для бывших юнкерских училищ — Приказы по военному ведомству 1901 г. № 343. 1902 г. № 260. 1908 г. № 527. 1910 г. 243 и 205, "Военный Сборник" за 1879. 1880. 1885. 1890 и 1902-05 гг., И. Бобровский. Юнкерские училища. обучение и воспитание.


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Белое движение Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг.
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...

Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова

Книга Памяти Украины






РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...