Воинская повинность в Финляндии

Воинская повинность в Финляндии

При шведском владычестве все обитатели Финляндии, способные носить оружие, обязывались, по призыву короля, поступать на военную службу для защиты страны.

Независимо от созыва ополчения правительство нередко прибегало и к рекрутским наборам.

Чтобы избавиться от этих наборов, города и прибрежные приходы в конце XVIII ст. заключили с правительством особые контракты, по которым обязались содержать известное число матросов для пополнения флота.

Крестьяне разных областей также стали заключать с правительством контракты о постоянном содержании солдат (кнехтов). По этим контрактами поземельные имения каждой области образовали так называемые руты (rotar), из которых каждая ставила и содержала по одному ратнику; этот порядок отбывания Воинской повинности получил название рутировки.

На содержание офицерского состава были выделены особые казенные имения (бостели), с которых каждый офицер пользовался оброком, или же они получали следуемое им содержание непосредственно из оброков казенных имений. Вследствие такого порядка каждый поставленный на основании кнехтовых контрактов пехотный полк получил свой надел (indelning).

Частные землевладельцы принимали на себя обязательство содержать каждый одного конного солдата с снаряжением. Зато они сами получили право на оброк с имений, которые получили название рустгальтов.

Если же оброк с данного имения считался недостаточным, то рустгальту отводились на усиление так называемый авгментные имения (добавочные участки), оброки с которых обращались в пользу рустгальта. Сверх того, каждый конный полк имел особый надел на содержание офицеров и других должностных лиц полка, выделявшийся из так называемый милиционных имений.

Каждому солдату отводилась изба и участок земли, и крестьяне обязывались платить ему вознаграждение и помогать ему в полевых работах.

Поселенные войска в мирное время собирались только летом, на несколько недель, на учебные сборы.

Кроме того, в Финляндии существовало небольшое количество вербованных войск, нанятых командирами частей и содержавшихся на счет казны.

Рекрутские наборы производились весьма редко, исключительно в военное время.

По завоевании Финляндии, император Александр I, в переданном Боргоскому сейму предложении о военном устройстве края, указал, что "кроме учреждения милиции и образования регулярных войск на собственные Его Величества средства, никакой другой способ рекрутской или же военной конскрипции не будет иметь места в Финляндии». На этом же сейме земские чины обратились к императору с ходатайством о том, чтобы финские войска не выводились за пределы страны, но ответа на это ходатайство не последовало, и в 1812 г. финские батальоны занимали караулы в Спб.

Манифестом 15 марта 1810 г. отбывание натуральной Воинской повинности по поселенной системе были приостановлено, чтобы предоставить стране отдых и возможность финансовых сбережений; манифестом 20 июля 1810 г., взамен этой повинности, была введена так называемый вакантная подать, в размере вдвое меньшем того, что стоило содержание кнехта.

В 1811 г. был разработан проект национальной обороны Финляндии, по которому предполагалось выставлять 12 т. чел. в возрасте от 20 до 25 л., установив 1 год службы в гарнизоне, а в течение остальных 4 лет – полковые сборы ежегодно на 24 дня. Этот проект был отклонен императором Александром I, который нашел, что "национальное вооружение может иметь нежелательные последствия».

С 1812 г. при сформировании особых финских войск (см.) стала применяться вербовка, и до 1854 г. эти войска состояли исключительно из вербованных людей.

Высочайшими указами 23 июня, 16 октября, 13 ноября 1854 г. и 13 декабря 1855 г. в дополнение к вербованным были сформированы поселенные части, при чем уплата вакантной подати была отменена. К 1867 г. все особые финские войска (кроме Лейб–Гвардии Финского стрелкового батальона) были упразднены, а вакантная подать восстановлена. При начале законодательных работ по введению в России всеобщей Воинской повинности Высочайшим рескриптом 31 декабря 1870 г. на имя финляндского генерал–губернатора было объявлено, что такую же повинность необходимо, по справедливости, ввести и в Великом Княжестве Финляндском.

Для предварительного обсуждения этого вопроса в Гельсингфорсе была учреждена особая комиссия из представителей от всех сословий Финляндии, под председательством генерал–лейтенанта Индрениуса. 12 февраля 1871 г. военный министр Д. А. Милютин представил всеподднейший доклад, в котором признавал необходимым, чтобы финляндцы несли военной службу наравне с прочим населением Империи, сливаясь с ним в одно целое русской армии, если же будет признано необходимым допустить существование в Финляндии отдельных национальных войск, то Милютин находил нужным обставить эту меру такими условиями, которые обеспечивали бы, насколько возможно, общие интересы Империи: подчинение финских войск и принадлежащих им запасов оружия военному министерству и военно–окружному управлению, подсудность финских воинских чинов военно–судебным учреждениям Империи; допуск безразлично на генеральские и офицерские должности уроженцев финляндских или русских; общие строевые уставы, командные слова, снаряжение, вооружение и обмундирование; назначение финских войск в мирное и военное время на службу, куда угодно в Империю или за границу.

На докладе этом императором Александром II была наложена собственноручная резолюция: "Главные основания, изложенные в сей записке, совершенно согласны с Моими мыслями».

Комиссия генерал–лейтенанта Индриуса к концу 1875 г. выработала проект устава о Воинской повинности для Финляндии, внеся в него ряд существенных отступлений от русского устава: раз навсегда определялась численность постоянных финских войск, устранялась связь их с русской армией, главным начальником их назначался генерал–губернатор края и т. п.

Д. А. Милютин решительно высказался против этого проекта, одобренного финляндским сеймом: "Вникнув в сущность этих предположений, нельзя не придти к тому заключению, что с утверждением их как бы узаконится существование в пределах Империи совершенно отдельного самостоятельного войска, которое не будет иметь ничего общего с русскими войсками, т. е. армией того государства, в политический состав которого входит и Великое Княжество Финляндское. Для собственной своей безопасности Финляндия не может нуждаться в организации отдельного финского войска, т. к. несколько её батальонов ни в каком случае одни не может служить её надежной защитой.

В действительности пределы Великого Княжества охраняются и будут всегда охраняться военными силами всей Империи». В заключение Д. А. Милютин высказал, что "интересы России, в сущности, были бы более обеспечены продлением настоящего безоружного положения края, по крайней мере до тех пор, пока в населении Финляндии не утвердится сознание в полной солидарности политических и экономических её интересов с интересами России».

Когда затем возник вопрос о дальнейшей разработке проекта и способах его утверждения, Милютин предлагал, не спрашивая мнения земских чинов края, издать Высочайше повеление о введении в Финляндии общей Воинской повинности, но восторжествовало противоположное мнение финляндского генерал-губернатора гр. И. В. Адлерберга: устав о Воинской повинности в Финляндии был передан на рассмотрение земских чинов сейма, заседавшего в 1877 – 78 гг.

Сейм исходил из того положения, что финские войска не должны быть смешиваемы с русской армией и что, согласно политическому положению края, войско, организованное на началах общеобязательной Воинской повинности, может иметь одну только цель – "защищать престол Финляндии и родину финнов».

Большинством голосов была принята система всеобщей Воинской повинности и организации постоянного войска. Запасу финских войск сейм дал особую организацию, дававшую возможность быстро проводить через ряды войск весьма значительную часть населения края.

Рассмотрев проект устава о Воинской повинности, сейм возбудил ходатайство об отнесении 14–ти §§ этого устава (1 – 6, 9, 13, 19, 20, 120 – 123) к числу основных законов края, подлежащих изменению и отмене не иначе, как с согласия всех сословий сейма. Этими параграфами устанавливались: цель существования финских войск – для защиты престола и отечества (1) и содействия тем защите Империи (123); отмена поселенной системы, пока будет действовать устав Воинской повинности (2); состав вооружённых сил края состоит из действующих войск, запаса и ополчения (3), при чем распределение призванных между действующими войсками и запасом решается жребием (4), а число людей, потребное для пополнения действующих войск, определялось ежегодно Государем по представлению сената (5); призывной возраст – 21 г. (6); срок службы в действующих войсках – 3 и в запасе – 2 г. (9); порядок призыва на службу запаса (13); организация ополчения (19) и порядок призыва его на службу (20); комплектование финских войск исключительно финляндскими гражданами (120); численность финских войск в мирное время и расположение их в губерниях края (121); порядок покрытия военных расходов (122) и порядок мобилизации действующих войск (123).

Вместе с тем сейм просил об учреждении при военном министре особого докладчика по финляндским делам, об установлены для лиц, поступающих в финские войска, обязательного знания шведского и финского языков и о сообщении земским чинам, через 10 лет после применения устава., предложения о внесении в устав тех изменений, которые по указаниям опыта будут признаны необходимыми.

Финляндский генерал–губернатор поддержал ходатайство земских чинов и высказался за утверждение выработанного сеймом проекта.

Д. Л. Милютин, не желая оставлять край без войска, организованного по системе всеобщей Воинской повинности, а также имея в виду, что устав будет подвергнуть пересмотру после 10–лет. его применения и необходимые в нем изменения впоследствии м. быть произведены в административном порядке, присоединился к мнению гр. Адлерберга.

6 (18) декабря 1878 г. устав был Высочайше утвержден и с 1 января 1881 г. введен в действие.

Манифестом от 6 (18) декабря 1878 г. было повелено считать основными законами перечисленные выше 14–ть §§ устава, "в виду особенного их значения и отчасти заключающихся в них изменений основ, законов».

Как выяснилось, потом, Милютин не был осведомлен Адлербергом, что сейм ходатайствовал о включении перечисленных §§ в основные законы края, каковым включением совершенно парализовались его соображения, побудившие согласиться с проектом.

Воинская повинность продолжалась 18 л. (3 г. действительной службы, 2 г. – в запасе и 13 л. – в ополчении).

Для вольноопределяющихся и для лиц, получивших известное образование, были установлены сокращённые сроки действительной службы; для окончания образования допускались отсрочки не свыше 3 л. Льготы и изъятия по семейному положению, по званию и роду занятий, изъятия и отсрочки по телесным недостаткам или болезненности и по хозяйственным делам были установлены на тех же основаниях, как и в русском уставе 1874 г.

Не принятые на действительную службу, но физически к ней годные, зачислялись в запас на 5 л., в течение коих они должны были подвергаться обучению в 3 учебных сборах, общей продолжительностью не более 90 дней.

По статистическим сведениям за 1882 – 97 гг., средним числом ежегодно подлежало призыву 21.071 ч.; из них не явилось к призыву 1.917 ч. (9,1%).

Из числа освидетельствованных признавалось безусловно неспособными к военной службе 10.630 чел. (55, 8% общего числа освидетельствованных), получали отсрочку по невозмужалости – 423 ч. (2, 2%) и признавались годными к военной служен – 7.985 ч. (42%).

В жеребьеметании принимали участие ежегодно 7.995 чел. (37,9% всего числа подлежавших призыву); принимались на службу 1.762 ч. (8,4%), зачислялись в запас армии 5.711 ч. (27,1%).

В числе назначенных на службу ежегодно заключалось неграмотных – 42 ч. (2,4%), умеющих только читать – 1.321 ч. (75%), умеющих писать и читать – 310 ч. (17,8%), имеющих низшее образование – 75 ч. (4,2%), среднее образование – 10 ч. (0,6%).

При сравнены этих данных с сведениями о выполнении Воинской повинности в остальных местностях России оказывается, что из числа ежегодно призываемых к отбыванию Воинской повинности в ряды войск в России поступало 36%, а в Финляндии только 9%; на действительной службе находилось из всей массы населения в Россы 1,6%, а в Финляндии 0,5%; на 1 тыс. мужчин рабочего возраста в рядах армии находилось в России 39,5%, а в Финляндии – 9,2%; в случае войны коренное население России обязано было выставить 5% всего мужского населения, а Финляндия – только 1,5%.

В 1891 г., в виду истечения 10–лет. срока со времени введения Воинской повинности в Финляндии, военный министр И.С. Ванновский представил всеподданнейший доклад о пересмотре устава 1878 г. и об изменении организации финских войск.

Военный министр И.С. Ванновский с генералами Военного министерства
Военный министр И.С. Ванновский (в белой барашковой шапке) с генералами Военного министерства

В 1893 г. для этого пересмотра была образована комиссия, под председательством сначала генерал–лейтенанта Величко, а затем генерал-от-инфантерии Дандевиля, из 5 членов от военного министерства и представителя финляндской администрации, сенатора генерал–лейтенанта Шаумана.

К весне 1898 г, комиссия окончила свою работу; составлено было также положение об устройстве и управлении финских войск.

Сущность проекта нового устава о Воинской повинности в Финляндии сводились к следующему:

1) право отбывать Воинскую повинность по финляндскому уставу – финляндским уроженцам;

2) допущено назначение офицеров русского происхождения в финские войска, с предоставлением им тем самым прав финляндского гражданства;

3) допущено назначение новобранцев, оставшихся за пополнением финских войск, на службу в русские войска;

4) исключено из устава определение численности постоянных войск и запрещение выводить в мирного время финские войска из пределов края;

5) установлены для финских войск сроки службы, существующие в Империи (5 л. действительной службы и 13 л. в запасе);

6) распространены на Финляндию постановления общеимперского устава об организации запаса, о призывном возрасте и времени призыва, о порядке жеребьеметания и определения годности новобранцев к службе;

7) установлено требование знания русских языка для предоставления льготы 1 разряда по образованию;

8) распространена на финские войска общей воинской присяги;

9) устранено участие финляндского сената в издании инструкции и руководств по призыву, в составлении списка должностей, освобождающих от обязательной службы и т. п., с предоставлением разрешения всех этих вопросов военному министру.

Высочайше грамотою 19 июля 1898 г. был созван на 7 января 1899 г. в г. Гельсингфорсе чрезвычайный сейм для рассмотрения проекта нового устава о Воинской повинности. Предварительно передачи сейму проекта устава особое совещание из 7 лиц, под председательством К. П. Победоносцева, было поручено составить редакцию Высочайшего предложения земским чинам.

В заседании 2 августа 1898 г. особое совещание признало желательным предоставить сейму возможность высказать наиболее обстоятельное свое заключение о новом уставе во всех его частях, и в проектированной им редакции Высочайшего предложения было без всяких оговорок указано, что "от земских чинов ожидается заключение о том, насколько новые порядки, проектируемые уставом, практически удобоприменимы по местным условиям к укладу финляндской жизни».

Эта редакция была Высочайше одобрена, и на рассмотрение земских чинов Финляндии были переданы как проект устава о Воинской повинности, так и проект положения о финских войсках.

Земские чины Финляндии, рассмотрев эти законопроекты, представили по поводу Высочайше представлений всеподданнейший отзыв от 27 мая 1899 г., в котором излагали, что проект устава о Воинской повинности в Финляндии не может быть принят земскими чинами, и что проект положения об устройстве и управлении финских войск содержит предположения о таких изменениях в действующий устав о Воинской повинности и в общих основ, законах, на которые земские чины не признали возможным согласиться.

Земские чины выработали, со своей стороны, постановление об изменении некоторых положений устава о Воинской повинности и ходатайствовали об утверждении его Государем; этими изменениями правила финляндского устава значительно приближались к уставу общеимперскому, но за некоторыми параграфами (12–м) по-прежнему сохранялась сила основных законов, а также оставлен был прежний порядок призыва новобранцев (сначала освидетельствование, затем жеребьеметание).

Осенью 1900 г. военный министр генерал Куропаткин представил все законопроекты, касающиеся Воинской повинности Финляндии, в Государственный Совет.

При предварительном обсуждении проекта соединенные департаменты Государственного Совета устранили вопрос об уравнении личных и финансовых тягостей по отбыванию Воинской повинности населением Финляндии и Империи, находя, что для окончательного разрешения этого вопроса не имеется достаточных данных, и восстановили в проекте устава указание на участие финляндского сената в разрешении разных вопросов, касающихся Воинской повинности и отнесенных в Империи к предметам ведомства министерства внутренних дел.

При обсуждении отдельных статей нового устава в соединенных департаментах произошло разногласие по некоторым вопросам.

29 июня 1901 г. был Высочайше утвержден новый устав о Воинской повинности в Финляндии.

Устав 1901 г. представляется почти во всем согласованным с общеимперским уставом о Воинской повинности.

Контингент новобранцев, подлежавших в Финляндии призыву в 1901 г., был определен всего в 500 ч., для укомплектования Гвардейского стрелкового батальона и драгунского полка.

Осенью 1901 г. Финский драгунский полк был обращен в 55-й драгунский Финляндский полк, и после того осталась только одна часть войск, пополняемая финляндскими уроженцами, – Лейб–Гвардии 3-й стрелковый финский батальон.

На укомплектование его контингент новобранцев, подлежавших в 1902 г. набору в Финляндии, определен был в 284 ч., причем призыв их производился по правилам устава 1878 г.; в 1903 г. на укомплектование батальона было назначено к призыву 280 чел., в 1904 г. только 190 ч.

В 1905 г. действие нового устава о Воинской повинности в Финляндии было приостановлено (Высочайший манифест 16 марта 1905 г.), с тем, чтобы финляндская казна уплачивала государственному казначейству на военные нужды 10 милл. марок в год (Высочайше утверждено 16 (29) марта 1905 г. предложение земских чинов Финляндии).

В соответствии с сим был расформирован Лейб–Гвардии 3-й стрелковый финский батальон. т. обр., население Финляндии в начале XX века, совершенно не отбывало Воинскую повинность.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Воинская повинность в Финляндии
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Энциклопедия военных и морских наук. Под главной редакцией генерала от инфантерии Леера, Спб., 1897 г., т. VIII.
Статьи, использованные при написании этой статьи:  M. M. Бородкин, Из новейшей истории Финляндии, 1905; Его оже, История Финляндии, 1908; А. Лыкошин, Финские войска и Воинская повинность в Финляндии, "Военный Альманах» 1902 г. – две статьи о Воинской повинности в Финляндии; А. Редигер, Комплектование и устройство вооруженных силы, 1900; Богданович, Исторический очерк деятельности военных управления в России; П. H–e, Взгляд Д. А. Милютина на финскую войсковую реформу, "Русский Инвалид» 1908 г., № 281.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru