Свеаборг, крепость

Свеаборг с моря...
Свеаборгская крепость, план 

Свеаборг

Свеаборг – крепость 2-го класса, ряд укреплений на островах, ограждающих Гельсингфорской рейд.

В летописи крепости сказано, что острова эти, вероятно, служили в древнейшее время пунктами стоянок варягов; само прежнее название, Варгшхерские острова, могло образоваться из слов: варг (варяг) и шкера (о-в).

История Свеаборга тесно связана с историей Гельсингфорса. Этот город основан в 1550 г. шведским королем Густавом-Ваза, и первоначально – в 7 вер. от существующего ныне, при впадении р. Ванда в Финский зал.

Во время Северной войны Гельсингфорс уже был на занимаемой им теперь местности и даже окружен оградою из цепной линии редантного начертания.

10 мая 1713 г. Русский флот, авангард которого шел под командою царя, вступил в Гельсингфорскую гавань (см. Гельсингфорс), а затем город был обнесен полевыми укреплениями и батареями для защиты проходов.

По Ништадскому миру, Гельсингфорс был возвращен Швеции.

В 1741 г. окрестности Гельсингфорса вновь сделались театром военных действий русских (см. Гельсингфорс), и в это время город считался уже главным складочным пунктом военных и съестных припасов шведской армии, был окружен батареями земляными и из срубов, заполненных землею, и на вооружении его стояло 90 ор.

По миру в Або (1743 г.), Гельсингфорсс опять был возвращен Швеции.

В виду важной роли, которую играл этот город в кампании 1713 и 42 г., шведский король Фридрих I велел укрепить острова впереди города, чтобы дать флоту безопасное убежище и устроить опорный пункт на случай новой войны с Россиею.

Предположенную крепость названа Sweaborg, что значит – твердыня Швеции.

гр. Эренсверд (Augustin Ehrensvard, 1710-1772)
гр. Эренсверд (Augustin Ehrensvard, 1710-1772)
гр. Эренсверд (Augustin Ehrensvard, 1710-1772)

Постройка укреплений, под наблюдением гр. Эренсверда (Augustin Ehrensv?rd, 1710-1772) и руководством знаменитого шведского архитектора Тумберга (Daniel Thunberg, 1712-1788)Шведский архитектор Тумберг (Daniel Thunberg. 1712-1788), начата в 1748 г. на о-ве Густавсверд. В 1756 г. этот о-в был укреплён, и тогда же приступлено к закладке новой крепости на о-ве Варгене и порта на о-ве Стура-Остер-Сварт.

В 1761 г. крепостные работы были приостановлены, по случаю участия Эренсверда в 7-летней войне; но в 1763 г. возобновлены на Варгене, Стура-Остер-Сварте (где строился морской арсенал и док) и на прилегающих к ним 3 мелких островах.

До 1766 г. на Свеаборг было издержано 68 ? бочек золота, или 1.647.973 рубля.

Труднейшей работой при сооружении крепости было не возведение валов, достигающих 7 саж. высоты, но устройство доков. Постройка её окончена в 1770 г.

В эпоху русско-шведской войны 1788 – 90 гг. Свеаборг был уже долговременной крепостью, но до непосредственной атаки её дело не дошло.

В 1808 г., во время новой войны со Швецией, Свеаборг подвергся осаде, которою управлял инженер-генерал Сухтелен. 24 марта заключено перемирие, и на основании его русские заняли острова Вестер-Сварт и Лилло-Остер-Сварт, а 25 марта подписана конвенция о сдаче как этих островов, так      и Лонгерна.

22 апреля крепость сдана гр. Буксгевдену, а 26-го в Свеаборге был поднят Русский флаг.

В крепости было найдено 58 медных орудий и 1.975 чугунных; в порте взято 110 суд., в том числе – 2 фрегатов. По занятии Свеаборга, комендантом назначен генерал-майор Бельгард, а начальником по инженерной части – полковник Барклай де Толли.

5 сентября 1809 г. был заключен со Швециею мирный договор; по нему, вся Финляндия, а с нею и Свеаборг оставлены за Россией.

По штату 1819 г., крепость Свеаборг причислена к 1-му  классу.

До Восточной войны 1853/6 гг. Свеаборг оставался без изменения. Незначительные суммы, израсходованные на эту крепость почти в 50 л., употреблены главным образом на устройство помещений для гарнизона в мирное время и содержание в исправности старинных зданий шведской постройки.

В 1854 и 55 г., для защиты проходов между островами, были возведены земляные батареи на Скансланде, Кунгсгольме, Сандхамне... и вокруг Гельсингфорса. В то же время фарватер между островами Лонгерн и Вестер-Сварт загражден боном, и тут поставлен 74-пуш. корабль "Иезекииль», а между островами Густавсверд и Скансланд, на главном про-ходе, – 120-пуш. корабль "Россия»; впереди свеаборгских укреплений устроено 6 бонов (между островами Друмс-э и Стура-Гольм).

В 1855 г. на вооружении крепости находилось 689 ор.

Союзники бомбардировали Свеаборг 28, 29 и 30 июля (см. ниже).

В 1860 г. предположено было на о-ве Скансланд устроить казематированные батареи взамен земляных, возведенных в Восточную войну. Предположение это высочайше утверждено и затем постепенно выполнялось.

В 1885 г., в ожидании разрыва с Англией, крепость Свеаборг приводилась на военное положение.

6 июля 1890 г. изданы правила о содержании эспланады, а 16 марта 1891 г. повелено дать русские названия островам и проливам Свеаборгской крепости, как показано в следующий перечне:

НАЗВАНИЯ:

Шведские

Русские

Острова:

Стура-Остер-Сварт-э

Комендантский

Варген

Инженерный

Лев-э

Лабораторный

Густавсверд           

Артиллерийский

Лилло-Остер-Сварт-э

Госпитальный

Вестер-Сварт-э

Стрелковый

Рентан

Николаевский

Скансланд

Александровский

Кунгсгольм

Михайловский

Друмс-э

Графский

Миельк-э

Передовой

Лонгерн

Ключевой

Сандхамн

Лагерный

Нотгольм

Пастуший

Орн-Эн

Мелкий

Кухольм

Круглый

Лимпан

Скалистый

Кальфгольм

Опасный

Лонно

Договорный

Абрахамсгольм

Французский

Хавергрунд

Мортирный

Тиргрундет

Прицельный

Логхару

Заячий

Лонгер

Длинный

Тафельгрунд

Союзный

Бренвинскубен

Винный

Хундшер

Собачий

Седергольмскубен

Южный

Скугхольм

Сосновый

Скугшер

Еловый

Стура-Эншер

Можжевеловый

Реншер

Рябиновый

Проливы

Хестнесзунд (между островами Дегер и Сандхамн)

Восточный

Хамизунд (Сандхамн и Кунгсгольм)    

Пастуший

Кунгсзунд (Кунгсгольм иСкансланд)

Михайловский

Густавсвердзунд (Скансланд и Густавсверд)

Александровский

Между Варгеном и Вестер-Свартом

Инженерный

Лонгернзунд (Вестер-Сварт и Лонгерн)

Широкий

Между Лонгерном и Рентаном

Николаевский

Унгсмундзунд (Рентан и Брунспарк)

Западный

Источники: Шилдер – "Материалы для истории Свеаборга» ("Инженерный журнал» 1869 г. № 11).

Свеаборг YA 2 ок. 1817 Остров Графский (Друмс-э), ок. 1855  Остров Графский (Друмс-э), план перестройки 3-й батареи, 1877 
Свеаборг YA 2 ок. 1817  Остров Графский (Друмс-э), ок. 1855  Остров Графский (Друмс-э), план перестройки 3-й батареи, 1877

 

Свеаборг, помимо своих укреплений (см. выше), служил также второстепенным портом для судов балтийского флота и замыкал с юга Гельсингфорскую бухту, в которой свободно и вполне безопасно мог расположиться самый большой военный флот.

2 главных входа в бухту лежат по восточную и западную сторонам крепости. Военный порт, учреждённый одновременно со взятием крепости (1809 г.), управлялся Главным командиром (из адмиралов); он же был и военным губернатором Свеаборга.

Потом управление портом переведено в Гельсингфорс, и во главе стоял командир порта; тут же был и небольшой эллинг и мастерские.

При порте – 1 флотская рота, 2 портовых судна, кран и другие плавучие средства; потом был устроен еще склад угля для военных судов, с большой, очень удобной пристанью. Рейд имел среднюю глубину около 9 саж., которые к городу постепенно уменьшался до 4 саж. Зимою рейд покрывался льдом, и навигация прекращается почти на ? г.

Бомбардирование кр. Свеаборг в 1855 г.
Бомбардирование кр. Свеаборг в 1855 г.

Бомбардирование 1855 г. – Англо-французский флот, сосредоточившийся в виду Гельсингфорса и Свеаборга, состоял из 10 кораблей, 7 фрегатов, 7 пароходов, 2 корветов, 1 брига, 4 судов особое конструкции, 16 бомбард, 25 канонерских лодок, 2 яхт и 3 транспортов. 28 июля флот этот занял позицию между островами Грохара и Ренпиер, параллельно крепости, имея отдельно, на правый фланге, у острова Стура-Миёльк-э 2 корабля 80-пушечных и 1 фрегат 31-пушечный.

Боевая линия всех судов находилась в расстоянии 3 – 4 вер. от внешней линии свеаборгских укреплений. С такой дистанции открыт был, сначала равномерно, огонь по всем противолежавшим укреплениям, причем на правом фланге усилия неприятеля были обращены против острова Друмс-э.

Во время канонады атакующий несколько раз посылал гребные суда с десантом, для занятия Друмс-э, но был отбиваем огнем из ложементов. В 2 ч. дня неприятельские суда удалились за о-в Миёльк-э.

С 10 ч. у., после 1-го в крепости пожара, центр нашей оборонительной линии сделался преимущественно целью неприятельских выстрелов. Т. к. союзники рассчитывали, пользуясь дальностью расстояния, сжечь крепость, то с нашей стороны приказано были отвечать на выстрелы лишь тогда, когда неприятельских суда приблизятся на должную дистанцию; вследствие этого каждое выдвинувшееся судно были жестоко поражаемо нашими снарядами. Между тем пожар распространялся, 4 небольшой склада бомб взлетели на воздух. Бомбардирование беспрерывно продолжалось. Корабль "Россия» получил много пробоин и находился в опасности загореться. Ночью на 29-е противник открыл пальбу с батареи на о-вке Лонгер, отчего загорелись портовые здания со всеми мастерскими и складами. К ночи 29-го бомбардирование стало ослабевать и в 5 ч. у. прекратилось.

Нижние чины в чайной Свеаборгской крепости.
Нижние чины в чайной Свеаборгской крепости.

30-го, днем, союзники увеличивали свою мортирную батарею на скале Лонгер, а в ночь бросали ракеты на острова Кунгсгольм и Скансланд, не причинив им, впрочем, никакого вреда. 31-го неприятель поднимал свои гребные суда и после полудня срыл мортирную батарею.

1 августа, в 8 ч. у., союзный флот снялся с якоря и отступил к югу. Таким образом 2-суточное усиленное бомбардирование не нанесло крепости особенно большой вреда, кроме нескольких пожаров. Это объясняется тем, что корабли, фрегаты и паро-ходы, по значительности представляемой ими цели, не действовали против крепости, тщательно избегая повреждений; канонерские же лодки, участвовавшие в бою, старались беспрестанно переменять места при помощи своего винтового двигателя. Хотя количество снарядов, выпущенных неприятелем, были очень значительно (20 т. бомб большого калибра и зажигательных ракет), но наша потеря в людях оказалась, сравнительно, невелика: убито 44 нижних чинов, ранеными 5 офицеров и 110 нижних чинов.

Начальниками нашей позиции были: центра – генерал-лейтенант Сорокин, правого фланга – генерал-лейтенант Рамзай, левого – генерал-лейтенант Гильденштубе; артиллерию командовал генерал-майор Баранцов, морской частью заведовал контр-адмирал Шихманов; всею обороной начальствовал Генерал-адъютант Берг.

См. также:

- Свеаборгский Крепостной Военный телеграф;

- Свеаборгская Крепостная Минная рота;

- ВЕРХОВСКИЙ, Владимир Павлович;

- БЕСТУЖЕВ-РЮМИН, Василий Николаевич, генерал от артиллерии;

- 127-й Пехотный Путивльский  полк;

- Краткая история Русского Флота;

- Баранцов, Александр Алексеевич, граф;

- БАЖЕНОВ, Павел Васильевич;

- Свеаборгская крепостная артиллерия;

- Артиллерийская, № 22-го бригада;

- Главный командир порта;


Название статьи:Свеаборг, крепость
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Энциклопедия военных и морских наук. Под главной редакцией генерала от инфантерии Леера, Спб., 1897 г., т. VII.
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Шилдер – "Материалы для истории Свеаборга" ("Инженерный журнал" 1869 г. № 11); Институт Южной Карелии при Технологическом университете г. Лаппеенранта, изоархив.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru