ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕНИЯ ОФИЦЕРОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕНИЯ ОФИЦЕРОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ

В 1865 г., для приготовления вновь образованным военным гимназиям специалистов-преподавателей, при 2-ой СПб. военной гимназии были учреждены ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ, на которых, в продолжение 2 л., лица с высшим образованием тео­ретически и практически подготовлялись к преподавательской деятельности.

Слушатели этих курсов получали стипендии от 500 до 600 р. в год и по успешном окончании их обязывались прослужить в Военно-учебном ведомстве не менее 3 л., причем им засчитывалось вообще в действительную учебную службу все время со дня поступления на курсы.

В первые годы существования этих курсов в конференции их, под председательством директора 2-ой военной гимназии, Г. Г. Дани­ловича (см.), принимали участие такие вы­дающиеся педагоги, как: Н. Н. Алексеев, К. К. Сент-Илер, И. Ф Рашевский, В. А. Евтушевский, Л. Н. Модзалевский, H. X. Вессель и Д. Д Семенов.

Приказом по военному ведомству от 21 июня 1883 г. за № 153, курсы эти, давшие военным гимназиям 77 преподавателей, был закрыты.

Существующие потом ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ ведомства Военно-учебных заведений возникли по инициативе известного военного педагога A. Н. Макарова (см.) и распадаются на воспитательские и учительские.

Первые, имевшие целью давать офицерам подготовку к исполнению воспитательных обязанностей в кадетских корпусах, осно­ваны в 1900 г.; вторые, предназначенные для подготовлении кандидатов на учительские должности в те же заведения, — в 1903 г.

Занятия как на тех, так и на других, курсах организованы были при Педагогическом музее Военно-учебных заведений (СПб, Соляной городок).

Курсы состояли в ведении Главного управления Военно-учебных заведений и непосредственно подчинялись особому руководителю.

Всеми делами, относящимися до учебной части курсов, ведала конференция.

За­нятая на воспитательских курсах начинались с 1 июня и продолжались год.

В период с 1 сентябрь по 1 июня преподавались следующие пред­меты:

а) основы анатомии и физиологии человека,

б) школьная и практическая гигиена,

в) начала логики и психологии,

г) исторический очерк раз­вития педагогических идей и современное учение о воспитании и

д) методика и история физических упражнений, физиология движений.

Кроме того, слуша­тели курсов знакомились с действующими в кадетских корпусах инструкциями по воспитательной и учебной частям и занимались художественным чтением.

С 1 июня по 10 августа со слушателями производились практические занятая:

а) гимнастикой с подвижными играми,

б) фехтованием на шпаге и сабле,

в) плаванием,

г) ручным трудом и

д) поданием первой помощи при несчастных случаях.

По окончании летних практических занятий слушателям производилось испытание по всем предметам обучения, причем успешно прошедшие эти занятая получают свидетельства на право преподавания тех из них, изучение которых ими заканчивалось.

В конце учебного года слушателям курсов, в присутствии конференции, производилось испытание по остальным предметам.

На курсы принимались:

а) офицеры-воспитатели Пажеского Е. И. B. корпуса и кадетских корпусов, равно как и офицеры, прикомандированные к названным заведениям для исправления этой должности, и

б) офицеры, числящиеся в тех же заведениях кандидатами для замещения воспитательных должностей.

Общее число слушателей не превышало 35 ч.

Предметы, к преподаванию которых должны были готовиться кандидаты на учительские должности в кадетских корпусах, опреде­лялись начальником Главного управления Военно-учебных заведений в зависимости от существующей в этих корпусах по­требности на учителей тех или других, учебных предметов.

В кандидаты принимались военные и гражданские лица, окончившие курс наук как высших военных, так и в гражданских учебных заведениях.

Для подготовления учителей французского языка на курсы допускались лица, окончившие курс средних учебных заведений, по выдержании вступительных испытаний в практическом и теоретическом знании ими французского язы­ка, а равно и иностранные подданные, окончившие курс заграничных учебных заведений.

Из числа чинов военного ведомства, удовлетворяющих приведенным условиям образования и другим требованиям, занесенным в особые правила, утвержденные главным начальником Военно-учебных заведений, к приему на курсы допускались:

а) строевые офицеры всех родов войск и службы, прослужившие в строю не менее 2 л.;

б) офицеры и чиновники, состоящие на административных должностях в заведениях, учреждениях и управлениях военного ведомства, и

в) офицеры-воспитатели Военно-учебных заведений.

Число кандидатов, ежегодно принимаемых на курсы, определялось в 12 ч.

Каждый из кандидатов готовится к преподаванию одного из предметов учебного курса кадетских корпусов, но с разрешения конференции кандидат мог готовиться к преподаванию 2 или более предметов.

Курс про­должался 2 г., при чем в 1-й год занятия состояли:

а) в изучении основ анатомии и физиологии человека, школьной гигиены, начал ло­гики и психологии и истории развития Педагогических идей;

б) в составлении рефератов по истории педа­гогики и психологии;

в) специальных практических занятиях по тем предметам обучения, которые должны были сопровождаться опытами и наблюдениями;

г) в изучении учебной литературы того пред­мета, к преподаванию которого готовился канди­дат и

д) в посещении уроков учителей-руководителей.

Во 2-й год пребывания на курсах занятия кандидатов состояли:

а) в посещении уроков учителей-руководителей и своих товари­щей;

б) в изучении методики предмета, к преподаванию которого кандидат готовился;

в) в составлении планов уроков;

г) в давании пробных уроков и упражнений в преподавании бо­лее или менее крупных частей учебного курса и

д) в посещении специальных конференций, на которых об­суждались планы уроков, составляемые кан­дидатами, исполнение этих планов в классах и результаты преподавания их вообще.

По окончании курсов каждый кандидат, признан­ный конференциею успешно подготовленным, обязан был прослужить по Военно-учебному ведомству не менее 3 л. и назначался на службу штатным преподавателем в кадетские корпуса.

Первым руководителем Педагогических курсов был генерал-лейтенант А. Н. Макаров (1900 — 06); 2-м —  генерал-лейтенант З. А. Макшеев, прошедший разностороннюю Педагогическую карьеру: офицера-воспитателя, преподавателя, ротного командира, инспектора классов и директора кадетского корпуса и на всех этих поприщах зарекомендовавший себя опытным и талантливым педагогом.

В период 1900 — 13 гг. курсы выпустили 353 офицеров-воспитателей и 107 преподавателей.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕНИЯ ОФИЦЕРОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 18
Статьи, использованные при написании этой статьи:  А. Н. Ма­карова, Педагогические курсы для подготовления офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах, СПб., 1902 — 04; Педагогические курсы ведомства Военно-учебных заведений за 10 л., СПб., 1911; Г. Ф. Гирс, Деятельность офицеров-воспитателей и преподавателей, окончивших Педагогические курсы, "Пед. Сборник" 1911 г., № 10; "Пед. Сборник" за 1865 г., кн. 6 и 9 и 1871 г., кн. 1,2,4 и 5; К. Ельницкий Избранные педагогические статьи, M, 1895, — воспоминания о бывших Педагогических курсах.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru