Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ПЕЛЬЮ, Эдуард, лорд Эксмаус

ПЕЛЬЮ, Эдуард, лорд Эксмаус (Pellew, Lord Exmouth), английский адмирал, выдающейся боевой офицер и моряк эпохи Нельсона, родился в 1757 г. в Дувре, в семье небогатого почтенного чиновника. Потеряв отца, когда ему было только 8 л., он 11 л. был окончательно предоставлен собственным силам, т. к. мать вскоре бросила оставшихся 4 сыновей на произвол судьбы. В начальной школе мальчик сумел завоевать симпатии учителей отличными способностями и решительным характером: 12 л. он на большом пожаре выволочил из горящего дома несколько бочонков с порохом, 13-ти, когда его за шалость хотели наказать розгами, заявил, что сбежит. Тогда мальчика отдали юнгой на военный корабль, шедший в Средиземное море. Командир за какую-то провинность списал с корабля его друга, мальчика 14 л. ПЕЛЬЮ заявил, что не оставить его одного и был списан на берег в Марсели. По словам биографа, Мэхэна, ПЕЛЬЮ впоследствии рыцарски отплатил своему капитану, выручив из материальной нужды его сына. Благодаря приключению в Марсели, ПЕЛЬЮ попал на фрегат кап. Поуноль, в котором он нашел не только отличного руководителя, но и покровителя, сумевшего направить кипучую натуру юноши в настоящее русло. О времени, проведенном ПЕЛЬЮ на фрегате Blonde, под ком. Поуноля, в английском флоте сохранилось много анекдотов.

В 1775 г. фрегат перевозил в Канаду английского командующего войсками, Бургойна. Когда генерал ехал на фрегат, команда была послана по реям, Бургойн был очень удивлен, заметив на одном из ноков нижней реи мичмана, стоящего на голове: это был ПЕЛЬЮ. Несколькими днями позже, на переходе океаном, ПЕЛЬЮ спас из воды матроса, бросившись за ним в море с рея. Подобными, безумно смелыми и рискованными, выходками пестрит вся биография ПЕЛЬЮ, заслужившего в английском флоте прозвище самого отчаянного из головорезов. Атлет и гимнаст, он был до конца службы кумиром подчиненных, особенно матросов. Чисто партизанская война в Канаде, на оз. Чемплен и р. Св. Лаврентия, где ему пришлось провести 4 г., была для ПЕЛЬЮ отличной школой и вместе с тем выделила его, благодаря ряду геройских подвигов. Особенно ярко сказался характер молодого моряка в сражении английских и американских речных флотилий у Плаусбурга, 11 октября 1776 г., когда Пелью окруженный на шхуне Carleton неприятельскими судами, не хотел отступить, несмотря на потерю большей части экипажа и всех офицеров. После этого дела он был назначен командиром шхуны Carleton; но лучшею наградой для него явились 2 поздравительных письма, полученных им от командующих английскими вооруженными силами в Америке, лордов Дугласа и Хоу. Вернувшись на родину в 1778 г., ПЕЛЬЮ был произведен в лейтенанты и через 2 г. назначен на фр. Apollo, которым командовал его старый друг Поуноль.

15 июня 1780 г. Apollo встретил в Английском канале (Ла-Манш) французский фрегат Stanislas. Преследуя противника по пятам до самого бельгийского берега, Apollo потерял убитым капитана; заменив последнего, ПЕЛЬЮ прекратил преследование, когда под килем Apollo было не более 5 фт. воды; шедший рядом с ним Stanislas на полном ходу выскочил на мель, потеряв от удара все мачты. Лишившись своего главного покровителя, Пелью некоторое время оставался в тени, хотя и командовал мелкими судами. Новый боевой подвиг, заключавшийся в уничтожении, при очень тяжелых для ПЕЛЬЮ условиях, нескольких французских приватиров, снова обратил на него внимание высшего начальства, и ПЕЛЬЮ был произведен в капитаны 2 р.

Но в это время (1782 г.) война кончилась, Пелью списался на берег и пробовал заняться сельским хозяйством. Однако, уже через год он вернулся на палубу фрегата, которым командовал 5 л., плавая преимущественно в американских водах. И в чине капитана он оставался тем же головорезом, — одинаково жизнерадостным, деятельным и смелым, не признающим препятствий.

Однажды, в ожидании вельбота, ПЕЛЬЮ ходил по палубе, одетый в парадную форму; команда в это время купалась с борта. Матрос, только что сменившийся с вахты, крикнул уже находившемуся в воде товарищу: "И я сейчас буду купаться»! "Чем скорее, тем лучше», сказал стоявший за ним ПЕЛЬЮ — и тут же столкнул его за борт. Когда матрос вынырнул на поверхность, оказалось, что он не умеет плавать; пробарахтавшись несколько секунд, он пошел ко дну. И вот ПЕЛЬЮ, как был, в форме и при оружии, прыгает за борт и вытаскивает утопающего. Наряду с подобными, не прекращающимися, несмотря на положение и возраст, выходками, ПЕЛЬЮ справедливо заслужил в эти годы репутацию выдающ моряка парусника. Корабль его считался лучшим ходоком.

В 1793 г., с началом войны с французской республикой, ПЕЛЬЮ получил в командование фрегат Nymphe. На этом фрегате вместе с ПЕЛЬЮ пошел в отдельное крейсерство его младший брат, Израиль. Экипаж был собран наскоро, — ПЕЛЬЮ горел желанием открыть военные действия, и вышел из Англии с половинным числом матросов, пополнив команду сухопутными солдатами. 19 июня на рассвете он погнался в Атлантическом океане за значительно сильнейшим французским фрегатом Cléopatre. Cléopatre оказался отличным ходоком и был в хороших руках; Пелье скоро убедился в том, что со своею неопытной и малочисленной командой ему не удастся свалиться с ним на абордаж. Однако, на этот раз ему помогло слепое счастье: когда оба фрегата, лежа на параллельных курсах, в расстоянии 25 сж. расстреливали других друга, случайное ядро разбило штурвал французского фрегата, бизань-мачта которого также полетела за борт; Cléopatie неожиданно для обоих противников бросился под ветер и врезался бушпритом в наветренный борт англичанина. Несмотря на мужественное сопротивление более много численного экипажа, французский фрегат, оказавшийся в столь невыгодном положении, через 10 мин. был взят на абордаж. Это был первый серьезный приз англичан в начавшейся войне, и лорд Хоу, поздравляя ПЕЛЬЮ, писал ему: "Способ, примененный Вами для овладения противником, послужить примером для всей войны».

ПЕЛЬЮ был произведен в капитаны 1 р. и назначен командующим отрядом фрегатов, задачей которых было преследование и уничтожение французских приватиров.

Биографии его полны почти сказочных описаний ряда подвигов молодого начальника отряда. Мэкэн приводит следующий случай: в январе 1796 г. ПЕЛЬЮ был в Плимуте на берегу, когда большой Ост-Индский транспорт Dutton с 600 ч. сухопутных войск потерпел крушение на рифе у самого входа в Плимутскую бухту. Погода была свежая, сильная волна заходила в бухту, транспорт был в опасном положении и на нем, видимо, началась паника: шлюпки были разбиты при спуске на воду, спасательный линь, поданный с берега ракетой, не мог быть использован. ПЕЛЬЮ напрасно пытался нанять на берегу шлюпку, чтобы попасть на транспорт, где, очевидно, не хватало руководителя. Самые смелые лоцмана и рыбаки не решались выйти через опасный прибой, бушевавший на рифе. Между тем, наступала ночь, транспорта уже лежал на боку, и экипажу его грозила неминуемая гибель. Недолго думая, ПЕЛЬЮ отправился на него один, обвязав себя линем и одев спасательный пояс. Через час неимоверной борьбы с прибоем он был на транспорте, где появление популярного капитана произвело почти чудо: паника и начавшийся бунт был прекращены точно волшебством, команду транспорта охватил порыв энтузиазма, и Пелью в короткое время удалось устроить спасательную передачу на берег. Проработав всю ночь, он отправил на берег женщин, детей и более 600 ч. команды, несомненно, обязанной ему жизнью: ни один из военных катеров и шлюпок, находившихся в гавани, не мог подойти к транспорту, и сам ПЕЛЬЮ одним из последних был передан на берег в спасательной корзине. Уже адмиралом ПЕЛЬЮ говорил, что этот эпизод составляет гордость его жизни.

Зимой 1796 г. ПЕЛЬЮ с 3 фрегатами нес блокадно-разведочную службу перед Брестом.

16 декабря французский флот вышел ночью из гавани в Ирландскую экспедицию (см.). Отправив с вестями о выходе французского флота все подчиненные ему фрегаты, Пелью остался со своим фрегатом Indefatigable под самым берегом у Бреста; перемена ветра побудила французского адмирала в последнюю минуту отменить данную раньше инструкцию и вместо южного выхода с рейда пойти северным. Воспользовавшись бурной ночью и происшедшим среди французов беспорядком, ПЕЛЬЮ присоединился к следовавшим за адмиралом кораблям, спутал всю передачу сигналов и шел с неприятелем до самого утра, не только выяснив точный состав французского флота, но и задержав его выход смелым маневром, т. к. большая часть кораблей не поняла сигналов своего адмирала и пошла южным каналом, где им пришлось лавировать против ветра.

Ирландская экспедиция французов, как известно, кончилась неудачей.

Когда суда её возвращались обратно под вечер 13 января 1797 г. ПЕЛЬЮ, крейсировавший с фрегатом Amazon в Английском канале вблизи Бреста, встретил французский линейный корабль Droits de l'homme, на борту которого было свыше 1.600 солдат. Несмотря на бурную погоду и позднее время дня. ПЕЛЬЮ атаковал противника, держась у него на ветре, почти вплотную. Пушечные порта в течение всего боя заливало водой, команда всю ночь качала на помпах, комендоры работали по колено в воде и суда приближались к самому Бресту, но ПЕЛЬЮ не желал выпустить противника и в утренней мгле навел его на риф, которого сам избежал с величайшим трудом.

Droits de l'homme погиб в бухте Одиерн под самым Брестом, Amazon также выскочил на мель, и только Indefatigable удалось выйти в море, благодаря искусству своего командира: с разбитым рангоутом, порванными парусами и несколькими фунтами воды в трюме он вылавировал из глубоко вдающейся бухты Одиерн к 11 ч. следующего утра.

Для характеристики этого замечательного моряка и интересен эпизод, разыгравшийся тут-же. Как только Indefatigable вышел в море, Пелью увидел другой французский военный корабль, также державный курс на Брест. Первое приказание ПЕЛЬЮ было: "Погоня за неприятелем», и только серьезное представления подчиненных, полное истощение сил команды и недостаток боевых припасов могли побудить ПЕЛЬЮ "с глубоким сожалением» отказаться от нового дела.

Главный интерес военной карьеры ПЕЛЬЮ сосредоточивается в его командовании кораблями и из отрядов — фрегатами, несшими в то время по преимуществу самостоятельную службу крейсеров-разведчиков; эта служба требовала от командиров именно тех качеств, которые особенно был присущи ПЕЛЬЮ: предприимчивости, здравого суждения, быстрой решимости, отличного знания морского дела и той беззаветной удали, которая выделяла его среди столь же смелых товарищей.

Это был настоящий капитан парусного фрегата, первое его приказание было всегда и последним, и любимым его выражением было, что "вторая» мысль не стоить медного гроша. Судьба не дала ему случая проявить высшего качества военного в положении командующего флотом или эскадрой. Произведенный в контр-адмирал в 1814 г., после нескольких лет командования линейными кораблями, ПЕЛЬЮ был послан в Индийский океан.

Здесь вполне подтвердилась слова Джервиса, узнавшего ПЕЛЬЮ во время блокады Бреста и сказавшего о нем: "Никто в английском флоте, как бы ни были высоки его чины и положение, не сумеет лучше ПЕЛЬЮ назначить диспозицию эскадры для нападения на неприятеля».

На Ост-Индском морском театре не было ни одной крупной операции, —  французы вели там чисто партизанскую войну; но систематическая организация конвойной службы, отлично поставленная разведка и постоянная готовноть английских морских сил к бою быстро сократили риск морской торговли, и это влияние, справедливо приписываемое отличным мероприятиям ПЕЛЬЮ, отразилось в Лондоне небывалым в военное время понижением страховых премий для судов.

Потери от захвата призов неприятелем не превышали при нем 1% — меньше обычных потерь, происходивших в то время от т. Называемых неизбежных в море случайностей (непогоды и других аварий). Те же организационные способности выказал ПЕЛЬЮ и на порученном ему посту командующего флотом в Средиземном море. Но тех особых качеств, которые требуются от крупного флотоводца, ему и здесь не был дано проявить: после Трафальгара Наполеон отказался от крупных морских операций, и господство британского флота не оспаривалось более, ни в Атлантическом океане, ни в Средиземном море.

Первая награда, выпавшая на долю флота после падения Наполеона, была единогласно присуждена парламентом ПЕЛЬЮ, получившему звание лорда Эксмаус.

Продолжая командовать флотом Средиземного моря, ПЕЛЬЮ в 1816 г. посетил Мавританские порта северной Африки и предъявил от имени Англии категорическое требование освободить всех белых рабов, томившихся в мавританско-алжирском плену.

Алжирский дей не давал определенного ответа.

ПЕЛЬЮ было предложено организовать экспедицию по своему усмотрению, и английское адмиралтейство было очень удивлено, когда он потребовал всего 5 линейных кораблей, 5 фрегатов и 5 малых судов. Но расчет ПЕЛЬЮ оказался точным, а бомбардировка Алжира еще раз напомнила современникам блестящие времена командования ПЕЛЬЮ фрегатами.

Получив с помощью разведки хороший план алжирского рейда, совершенно не обозначенного на тогдашних картах, ПЕЛЬЮ подошел к Алжиру с поднятым на флагманском корабле сигналом: "Требую исполнения заявленного ультиматума».

Ответа не последовало. Тогда английские корабли, с адмиралом во главе, вошли на рейд, и флагманский корабль Queen Charlotte стал на кормовой якорь против головы внешнего мола, усеянного в 3 ряда орудиями. Когда нос судна, войдя в гавань, коснулся бушпритом военного корабля алжирского флота, стоявшая у орудий команда Queen Charlotte огласила воздух троекратным "ура»; корабль остановился в 20 сж. от головы мола, покрытого густыми массами зрителей-арабов. В это время с одной из дальних восточных батарей на береговых укреплениях грянули первые выстрелы, и ПЕЛЬЮ подал сигнал: "открыть огонь».

Через 7 ч. бомбардировки все алжирские суда, стоявшие в гавани, и все батареи мола были приведены к молчанию.

ПЕЛЬЮ был трижды ранен за это время, но все раны оказались незначительными.

В 10 ч. в., когда город и укрепления уже пылали, ПЕЛЬЮ дал сигнал к отступлению и эскадра отошла на 3 мили от берега, чтобы избежать опасности от пожаров.

Ночью разразилась гроза, а утром сопротивление дея оказалось сломленным, и он изъявил полную покорность: на следующий день, 31 августа, 1642 пленных христиан было отпущено на волю.

Вместе с освобожденными в Тунисе и Триполи число христиан, обязанных Пелью свободой, достигало 3.003 ч., между которыми было только 18 англичан.

Через неделю ПЕЛЬЮ вернулся на родину, где его ожидал восторг народа, признательность парламента и производство в звание пэра Англии.

Но высших наградой его карьеры, особенно редкой в истории, было по собственным словам ПЕЛЬЮ сознание, что он явился орудием Промысла, через посредство которого столько жизней было возвращено своим семьям и самое жестокое рабство во власти мавританских пиратов отменено на вечные времена.

В 1817 г. ПЕЛЬЮ вышел в отставку и умер в 1833 г.



Название статьи:   ПЕЛЬЮ, Эдуард, лорд Эксмаус
Категория темы:   Британская империя, Англо-французские войны
Источник статьи:    Военная энциклопедия Сытина, 1916 г. т. 18
Дата написания статьи:   1916 г.


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Белое движение Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг.
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...

Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова

Книга Памяти Украины






РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...