Тамплиерская символика

О тамплиерской символике

REX LUPUS DEUS

Красный крест на белом поле -

Средство от душевной боли.

Нас в день судный не покинь,

Господи! Гряди! Аминь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Первоначально орденское одеяние (лат.: Habitus) храмовников состояло из надетой поверх брони серой монашеской рясы с небольшим прямым красным крестом (который нашивало себе на одежду большинство крестоносцев) и веревочного пояса, который они не должны были снимать, как символ целомудрия и воздержания, ни при каких обстоятельствах. Красный крест был официально присвоен храмовникам в качестве знака отличия при папе римском Евгении III (1145-1153 гг.).

Печать Ордена тамплиеров (с изображением иерусалимского Храма Соломона) Печать Ордена Храма (с изображением 2 храмовников на 1 лошади). Великий Магистр современного Ордена Храма дом Фернандо ди Соуса Фонтес (Фонтиш)
Печать Ордена тамплиеров (с изображением иерусалимского Храма Соломона). Печать Ордена Храма (с изображением 2 храмовников на 1 лошади). Великий Магистр современного Ордена Храма дом Фернандо ди Соуса Фонтес (Фонтиш).

В то время красный крест считался символом мученичества, а также символом Христовых воинов, как бы заранее приготовившихся обрести мученический венец в борьбе за веру. Поначалу храмовники носили красный крест на плече, подобно всем участникам 1-го Крестового похода (сами они как бы постоянно пребывали в состоянии "перманентного Крестового похода» и потому, в отличие от обычных "паломников», снимавших с одежды кресты после возвращения домой, постоянно носили кресты на одежде), но позднее стали украшать свои одежды на груди и спине, стяги, щиты, шлемы и прапоры на копьях большими красными крестами, хорошо видными издалека.

Лишь по прошествии долгого времени, а именно - после взятия войском Иерусалимского королевства мусульманской крепости Аскалон (ветхозаветного филистимского Ашкелона) в 1153 г., папа римский в награду за храбрость, проявленную храмовниками при штурме магометанской твердыни, даровал им новое орденское облачение, состоявшее из белого льняного плаща с кроваво-красным 8-угольным крестом (символ готовности к мученичеству в борьбе за Веру) и белого льняного веревочного пояса (символ душевной и сердечной чистоты). Следует подчеркнуть, что орденский крест тамплиеров был отнюдь не 8-конечным (с "ласточкиными хвостами» на концах), как, например, орденский крест иоаннитов-странноприимцев или крест лазаритов (кавалеров Святого Лазаря), а именно 8-угольным. Концы тамплиерского креста расширялись в форме "иерихонских труб», в ознаменование того, что стены Аскалона пали перед тамплиерами - как некогда стены библейского Иерихона пали при звуках труб воинства ветхозаветного пророка и воителя Иисуса Навина.

Швейцарец Анри Дюнан (основатель Международного Комитета Красного Креста), известный более как сэр Генри Дунант, будучи потомственным тамплиером, избрал в качестве эмблемы учрежденной им в 1863 г. гуманитарной организации красный крест Ордена Храма (придав ему форму швейцарского равностороннего "женевского» креста, из уважения к своей швейцарской родине).

Тем не менее, следует помнить, что Орден Храма (в отличие от других Орденов, основанных в Святой Земле - например, госпитальеров-иоаннитов, лазаритов и даже тевтонов) не содержал в своем уставе никаких упоминаний благотворительной, странноприимной и гуманитарной деятельности, будучи основан изначально в качестве военного братства (поэтому избрание красного тамплиерского креста на белом поле символом международной гуманитарной и госпитальерской организации - Комитета Красного Креста - с точки зрения верности исторической правде представляется нам не совсем уместным).

На ранней печати Ордена Храма, в соответствии с названием Ордена, изображался Храм Соломонов (то есть построенная на его месте мечеть Аль-Акса, переделанная крестоносцами, после освобождения Святого Града Иерусалима, от мусульманского ига в христианский храм, находившийся под охраной тамплиеров), а позднее - 2 всадника (рыцарь-храмовник и находящийся под его защитой паломник). Но со временем рисунок печати изменился и стал изображать 2 рыцарей-храмовников, вооруженных щитами и копьями, на 1 коне, что должно было символизировать их нестяжание, то есть бедность (хотя в то же время известно, что по Уставу каждому рыцарю Храма полагалось иметь целых 3 лошади, и, разумеется, на одного, а не на двоих!). Недоброжелатели, однако, не замедлили истолковать это изображение как намек на склонность храмовников к однополой любви, что сыграло позднее свою роль в процессе над тамплиерами.

Орденское знамя храмовников - так называемый "Босеан» - было черно-белым, хотя точно не известно, каким именно - то ли состоящим из 2 горизонтальных полос (черной сверху и белой снизу), как знамя Прусского королевства в позднейшие времена (по некоторым версиям, впрочем, белая полоса на знамени храмовников располагалась сверху, а черная - снизу), то ли из нескольких (обычно 7 или 9) чередующихся черно-белых полос (вертикальных или горизонтальных), то ли в черно-белую клетку, наподобие шахматной доски (вследствие чего полы в ложах обрядов современного франкмасонства, считающих себя наследниками тамплиеров, выложены чередующимися в шахматном порядке черно-белыми плитками). В пользу последнего варианта говорит название тамплиерского знамени — "Босеан», что на старофранцузском языке означает "пегая кобыла». Тамплиеры использовали несколько различных боевых кличей: "Босеан!» ("Вeauseant!» или "Beausant!»), "Христос и Храм!» ("Christus et Templum!») и, пожалуй, самый знаменитый и загадочный: "Бог Святая Любовь!» ("Dieu Saint-Amour!»).

Герб Ордена рыцарей Храма представлял собой щит с черной главой и лапчатым красным крестом, доходящим до краев щита, на серебряном поле.

Белый цвет орденского облачения рыцарей Ордена Храма (длинного кафтана в мирных условиях и более короткого полукафтанья - для времени военной службы,), поверх которого надевался орденский плащ-мантия (впрочем, судия по сохранившимся изображением, плащ в военное время (во всяком случае, в бою, храмовники не надевали, чтобы не запутаться в нем; в то же время сохранились некоторые изображения  вооруженных тамплиеров с копьями,  мечами и щитами, в шлемах и броне, надетой поверх длинных белых

кафтанов мирного времени, виднеющихся из-под доспехов,  но без плащей), указывал на тесную связь тамплиеров с монашеским Орденом цистерцианцев (носивших белые рясы), устав которых был заимствован рыцарями Храма (в то время как черное облачение иоаннитов-госпитальеров указывало на их происхождение от носивших черные рясы монахов-бенедиктинцев).

В мирное время тамплиеры носили шапочки из белой льняной материи, завязывавшиеся под подбородком, а поверх них - круглые шапочки-скуфейки красного цвета. Любопытно, что члены противостоявшего Ордену Храма (но иногда вступавшего с тамплиерами в соглашение и даже выплачивавшего им дань) мусульманского измаилитского (еретического, с точки зрения "правоверного» ислама) братства ассасинов носили белую одежду с красными тюрбанами и кушаками, что вполне соответствовало тамплиерской "цветовой гамме».

В отличие от "братьев-рыцарей» и "братьев-священников» (клириков) Ордена Храма, "услужающие братья» ("сервиенты» или "сержанты») носили облачения черного или коричневого цвета.

Красный цвет тамплиерского креста, являвшегося, по большому счету, символом крестоносца вообще, обязан своим происхождением событию, происшедшему на Клермонском соборе римско-католической церкви в 1095 г. папа римский Урбан II, получивший, как глава всех западных христиан, послание с просьбой о военной помощи от императора (василевса) Восточной Римской империи Алексея Комнина, владениям которого угрожали турки-сельджуки, призвал участников собора выступить в поход для защиты христиан Востока. Выражение "Крестовый поход» тогда еще не употреблялось. Как уже говорилось ранее, сами участники этих военных предприятий с целью освобождения Гроба Господня от мусульман называли себя просто "пилигримами», то есть "паломниками», а свои походы – "паломничеством» ("перегринацио», лат.: peregrinatio), подчеркивая тем самым религиозный аспект предприятия в качестве первостепенного и основного.

В порыве воодушевления папа римский, сорвав с себя багряницу, стал раздирать ее на полоски и раздавать их всем добровольцам, согласившимся выступить на Восток. Они нашивали эти полоски крестообразно на одежду, желая тем самым уподобиться Христу, взять на себя Крест и нести его вослед Спасителю. Разумеется, лоскутков от папского облачения на всех желающих не хватило. Остальным пришлось изготовить себе кресты из другой материи, но, желая уподобиться тем немногим, которые как бы получили паломнический крест и благословение от самого "Викария Иисуса Христа», то есть от "Наместника Бога на земле», они также использовали для своих крестов материю красного цвета, "в тон» папской багрянице. Лишь позднее, по мере постепенного появления у паломников из разных стран Европы зачатков национального самосознания, матерчатые кресты на их одеждах и знаменах стали принимать различную окраску, в зависимости от национальной принадлежности.

Это объяснение красного цвета эмблемы участников Первого Крестового похода представляется нам, откоровенно говоря, легендарным. Посудите сами. Из какой ткани была изготовлена папская багряница? Из шерстяной материи, бархата, атласа, шелка, простого сукна? Из какого бы вида такни она ни была - попробуйте-ка разорвать ее руками на полоски более-менее прямоугольной формы, из которых потом можно было бы составить крест и нашить его на одежду в качестве эмблемы? Боюсь, у вас ничего не получится...

К XIII в., если верить средневековому хронисту Мэтью (Матфею) Парижскому, среди английских пилигримов утвердился червленый, то есть красный крест ("Крест Святого Георгия»); среди французов – серебряный (белый); среди итальянцев – желтый или лазоревый (синий); среди немцев – черный; среди фламандцев – зеленый; среди испанцев – пурпурный; среди шотландцев – косой серебряный "Aндреевский крест», и т.д. - хотя, конечно, были и исключения. Так, например, рыцари Ордена Святого Лазаря (в большинстве своем итальянцы), носили на своих черных, с белой каймой, плащах крест не желтого или лазоревого (как им полагалось бы, если верить Матфею Парижскому!), а зеленого цвета и т.п.

В то же время красный крест продолжал служить общим символом всех крестоносцев, готовых пролить кровь ради освобождения Земли Воплощения от гнета иноверцев. А тамплиеры служили как бы образцом, или, выражаясь современным языком, "архетипом» этого "нового рыцарства». Поэтому их одеяния, щиты и "фаньоны» (флажки-прапорцы) на копьях украшали "общие для всех крестоносцев» красные кресты. Впрочем, сохранились изображения рыцарей Храма со щитами черно-белой расцветки (наподобие их черно-белого знамени "Босеан»), а также со щитами, украшенными красным крестом на черно-белом поле (а в некоторых случаях - даже с крестами не красного, а черного цвета, вообще-то утвердившимися в качестве эмблемы другого, Тевтонского, военно-монашеского Ордена).

На щитах 2 рыцарей, сидящих на 1 коне, с широко известной орденской печати храмовников, изображена так называемая хрисма, т.е. монограмма Христа (в одном из своих древнейших вариантов, напоминающем славянскую букву Ж или древнегерманскую руну Хагалль). Некоторые историки считали это схематичным изображением металлических полос, которыми оковывали щиты в эпоху раннего Средневековья для придания им дополнительной прочности. Однако на печатях явно видно, что концы хрисмы не доходят до края щита, так что данное объяснение не представляется правильным. В некоторых источниках данный вид хрисмы именуется монгораммным (или доконстантиновским) крестом (употреблявшимся еще до начала правления первого христианского римского императора Константина Великого). Известный специалист по литургическому богословию архмандрит Гавриил указывал на то, что в монограмме, начертанной на надгробеом камне (III в.) и имеющей форму Андреевского (косого - В.А.) креста, вертикально пересеченного чертою, есть прикровенное изображение креста (Руков., с. 343). Эта монограмма была составлена из греческих начальных букв имени Иисуса Христа, путем перекрестного их совмещения, а именно буквы I (йота, иота) и буквы Х (хи). Данная монограмма нередко встречается и в послеконстантиновский период - например, можем видеть ее изображение в мозаическом (мозаичном - В.А.) исполнении на сводах Архиепископской капеллы конца V в. в Равенне (Италия).

Интересно, что на целом ряде миниатюр, настенных росписей и других изображений, сохранившихся до наших дней, тамплиеры представлены в белых одеяниях, украшенных не красным (как бы им полагалось по орденским Правилам), а черным крестом. Аналогичный черный крест украшает их копейные флажки, щиты и шлемы. Да и такой, казалось бы, знаток Средневековья, как недавно скончавшийся маститый французский писатель Морис Дрюон, автор известной исторической эпопеи о династии Капетингов "Проклятые короли», в своем романе "Железный король» представляет Великого Магистра тамплиеров "брата» Жака де Молэ облаченным в белый плащ с черным крестом.

Да и в романе сэра Вальтера Скотта (шотландского масона высоких степеней и большого знатока всего, что связано со Средневековьем вообще и тамплиерами - в частности) о доблестном рыцаре Айвенго командор храмовников сэр Бриан де Буагильбер появляется на пиру в усадьбе благородного сакса Седрика Ротервудского в белой мантии, украшенной крестом своего ордена, вырезанном из черного (а не красного) бархата...

Герб cовременного законного преемника средневекового братства, основанного в Иерусалиме Гуго де Пайеном и 8 его рыцарями - Верховного Ордена Иерусалимского Храма лат.: Ordo Supremus Templi Hierosolymitani, O.S.M.T.H.) -, белые плащи и белые перчатки его членов украшает красный (червленый) "лотарингский» ("лорренский») крест на белом поле (именуемый в также "патриаршим крестом», а в русской православной традиции – "крестом святой княгини Евфросинии Полоцкой»). Этот же "лорренский» крест, с золотой каймой, увенчанный золотой короной, рыцари Ордена носят на черной (а командоры и Лейтенанты Великих приоров - на красной) шейной ленте (у офицеров, командоров и приоров Ордена между навершием креста и короной помещается особый золотой трофей, состоящий из сочетания рыцарского шлема, лат, щита, копий, знамен и алебард). Великие приоры и члены высшего орденского руководства носят крест на широкой красной плечевой ленте на бедре, а в особо торжественных случаях - подвешенным к парадной шейной (нагрудной) золотой орденской цепи. Лейтенанты Великих Приоров, Великие Приоры и члены высшего орденского руководства носят, кроме креста, нагрудную 8-лучевую золотую звезду со штралами и с изображением красного орденского креста в центральном белом медальоне. Изображение красного "лорренского» креста под золотой короной, обвитое золотыми лаврами, украшает красные галстуки рыцарей Ордена Храма.

На средневековых миниатюрах и фресках, изображающих членов Ордена тамплиеров (1118-1314), автору данной книги видеть подобных "патриарших» крестов не приходилось (зато общеизвестно, что именно "лотарингский» крест был символом Вооруженных сил "Свободной Франции» генерала Шарля де Голля и вообще французского Движения Сопротивления в годы Второй мировой войны). Сохранились, впрочем, монеты средневековых тамплиеров и госпитальеров с изображением Великого Магистра их Ордена, коленопреклоненного перед "патриаршим крестом». Вообще форма этого 6-конечного креста довольно редкая, на Руси он встречался, главным образом, в домонгольский период. Крест такого типа был запечатлен на золотых монетах восточно-римского (ромейского, или византийского) императора- василевса Константина II (годы правления: 683-695, 703-711), появившись вновь в эпоху императоров из династии Комнинов (в XII в.). Этот крест служил навершием длинного золотого церемониального скипетра - атрибута ромейского василевса. Тамплиеры включили этот "патриарший» ("лорренский», "лотарингский») крест в свою орденскую символику в знак покровительства, оказываемого им изначально Патриархом Иерусалимским. Крест аналогичной формы украшает щит всадника ("витиса»), изображенного на гербе Литвы (а до прихода к власти Александра Лукашенко - также на гербе Беларуси), гербы Словении и Венгрии.

Подпоясанные вервием белые рясы членов O.S.M.T.H., надеваемые на орденских собраниях-капитулах под плащи, украшены красным тамплиерским крестом иной, лапчатой, формы (фр.: crois patee).

Для Великих Приоров установлена особая орденская форма: белый двубортный мундир с красным воротником, украшенным золотыми галунами, красными обшлагами и 2 рядами золотых пуговиц, черный пояс с золотой квадратной бляхой (украшенной орденским крестом), а также длинные черные брюки. В некоторых Великих Приоратах белый плащ Великих Приоров скрепляется на груди красными завязками с кистями на концах.

Для Великого Магистра тамплиеров и членов Верховного Капитула (Высшего Совета) предусмотрена черная форма с золотыми галунами.

Здесь конец и Господу нашему слава!


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Тамплиерская символика
Автор(ы) статьи:В.В. Акунов
Источник статьи:
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:Великая хроника о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. Под редакцией В. Л. Янина. Составители Л. М. Попова, Н. И. Щавелева. М Изд-во МГУ 1987 г. 260 с., Мельвиль М. История ордена тамплиеров. Пер. с фр. Г.Ф.Цыбулько под ред. В.В.Шишкина Санкт-Петербург Евразия. 2007г. 368 с., Лобе М., Фо Г. Трагедия ордена тамплиеров. Пер. с франц. Журавлевой Д.А. Серия: Terra Historica М. СПб Вече. Евразия 2007 г. 320 с.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru