Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА ОСАДНОЙ И КРЕПОСТНОЙ АРТИЛЛЕРИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА ОСАДНОЙ И КРЕПОСТНОЙ АРТИЛЛЕРИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 Осадный передок
Осадный передок
Крепостной передок обр. 1835 г. и обр. 1883 г.
Крепостной передок обр. 1835 г. и обр. 1883 г.
Легкий крепостной передок полковника Дурлахера в 1906 г.
Легкий крепостной передок полковника Дурлахера в 1906 г.
Lвухколесный волок обр. 1867 г.
Двухколесный волок обр. 1867 г.
Медведка
Медведка
Двухколесная тележка обр. 1867 г.
Двухколесная тележка обр. 1867 г.
Особые прокладочные клетки — рамы
Особые прокладочные клетки — рамы
В накладку заднего хода врезывались продольные брусья рамы А, а на передний ход рама была наложена своим поперечным брусом на шворне.
В накладку заднего хода врезывались продольные брусья рамы А, а на передний ход рама была наложена своим поперечным брусом на шворне.
Cистема генерал-лейтенанта Тахтарева
Cистема генерал-лейтенанта Тахтарева
Cистема генерал-лейтенанта Тахтарева  
Cистема генерал-лейтенанта Тахтарева
Cистема генерал-лейтенанта Тахтарева
Cистема генерал-лейтенанта Тахтарева
Cистема генерал-лейтенанта Тахтарева
Cистема генерал-лейтенанта Тахтарева  
Cистема генерал-лейтенанта Тахтарева
Cистема генерал-лейтенанта Тахтарева
Cистема генерал-лейтенанта Тахтарева
Cистема генерал-лейтенанта Тахтарева  

1) Осадный передок (по 1 на 10 орудий) служил для перевозки орудий не тяжелее 120 пд.; упряжка —  10 лош. (4 в корню и 2 уноса по тройке); при перевозке грузов до 215 пд. припрягался 3-й троечный унос.

Передок состоял из железной оси А (фиг. 1) с двумя колесами диам. 68 дм. и шириною шины 4 дм., при ширине хода —  57 дм., и из прикрепленной подвязями деревянной рамы, состоящей из 3 продольных брусьев С и В, при чем средний В вдвое шире боковых и был снабжен спереди вырезом для выставки дышла Е, прикрепленного двумя сквозными болтами d. На заднем конце среднего бруса укреплен шворень F для надевания хобота лафета при перевозке. Впереди шворня привинчен железный дуговой слизень G, на который и ложился хобот. В середине была прикреплена поперечная железная доска H с вырезами для помещения двух железных тормозных башмаков К, когда в них нет надобности. Спереди поперек брусьев приделана постоянная вага N с 2 вальками Т для постромок и к ней привязана другая накладная вага Р с другой, парой вальков.

На крюк же на конце дышла привешивалась уносная вага с 3 вальками. Концы ваги N с концами оси были скреплены закрутнями В.

Вес передка — 38 пд.

Для дальней перевозки в осадной артиллерии на передок надевались лафетные колеса диам. 58 дм., а передковые колеса в 64 дм. — на ось лафета; в сухопутных крепостях осадный передок всегда снабжался колесами диам. 58 дм.

 

2) Крепостной передок обр. 1835 г. и обр. 1883 г. (по 1 на 30 ор.) служил для перевозки грузов (орудий, лафетов, платформ и т. п.) до 400 пд.; оба образца отличались между собою несущественно.

Передок обр. 83 г. состоял из железной оси А (фиг. 2), врезанной в деревянную лопасть и скрепленной с нею обоймами, с двумя колесами диам. 86 дм. и шиною в 6 дм. шириною, при ширине хода 66 дм., и из прикрепленных подвязями к оси дышла С и 2 боковых сниц В, скрепленных между собою болтом и оковкою.

Снизу поперек дышла прикреплена вага К, связанная с концами оси закрутнями L. Сверху дышла привинчен горбыль Н, окованный железною полосой F с отогнутым кверху задним концом G.

Орудия для перевозки без лафетов подвешивались под дышло на веревках и цепях.

При надобности в перевозке грузов более 400 пд. 2 передка соединялись в 4-колесную повозку.

Вес передка — 60 пд.

 

3) Легкий крепостной передок полковника Дурлахера в 1906 г. введен в штат крепостного имущества по 1 на 2 орудия крепостного калибра и постепенно должен был вытеснить оба старых образца.

Состоял из железной оси (фиг. 3) с 3 колесами диам. 54 дм. и шириною шины 24 дм. и из шарнирно с нею связанных дышла и 4 железных тяг, идущих к дышлу и к концам железной же ваги, укрепленной на дышле.

В средине оси имелось утолщение с навинтованном отверстием, в которое входил винт; нижний конец винта снабжался крюком, а на верхний навинчивалась матка с рукоятками или маховиком. Вращая винт, можно было поднять прицепленный к его крюку хобот лафета, и тогда он с передком образовывал 4-колесную повозку для перевозки.

Для перевозки платформенного леса к крюку подвешивалась железная площадка.

Вес передка — 142 пд.; грузоподъемность — 215 пд.

 

4) Для перевозки орудий не тяжелее 80 пд. применялись старые 2-колесные полевые батарейные передки обр. 1845 — 74 гг. со шворнем и с коробом для боевых припасов.

Диам. колес 49 дм., ширина хода — 58 дм., ширина шины — 2 ? дм., вес передка — 93 ? пд.

 

5) Железный трикебаль обр. 1867 г. в некоторых крепостях еще сохранился, но из штатного имущества был уже выведен к началу XX века.

Это 4-колесная железная повозка для перевозки грузов не более 215 пд. подвешиванием их на цепях под осями и переводинами.

 

6) Двухколесный волок обр. 1867 г. (по 1 на каждые 30 ор. стоящих в казематах, но не менее 2 шт. в каждой крепости) служил для перевозки грузов до 215 пд. по потернам и другим узким проходам; был очень удобен для этих целей, благодаря своей поворотливости.

Волок (фиг. 4) состоял из 2 деревянных, окованных железом параллельных станин, скрепленных 2 болтами с деревянными распорными подушками, и из железной оси с парою чугунных колес.

Вес — 16 ? пд., ширина — З ? фт., высота — 1 ? фт., диам. колес — 18 дм.

 

7) Медведка служила для перевозки грузов до 1000 пд. и состояла (фиг. 5) из 2 ходов, соединенных прочной брусчатой деревянной рамой, окованной железом. Оба хода  —  одинакового устройства, состояли, каждый из железной оси с 2 чугунными катками и со шворнем посреди лопасти, на который надевался поперечный брус рамы; ось от вращения около своего шворня могла удерживаться 2 засовами.

На концах осей надето по крюку для зацепления вальковой ваги своими проушинами; повозка могла одинаково двигаться вперед и назад, стоило только перецепить вагу.

К концам рамы было прикреплено по паре откидных упоров с, которые, будучи опущены, препятствовали медведке скатываться назад при подъемах.

При перевозке груз (орудие, лафет и т. д ) клался на 2 подушки с вырезами, уложенные поперек рамы, и привязывался канатами к скобам и крюкам рамы.

Длина медведки —  76 дм., ширина — 42,5 дм., высота — 20 дм., ширина хода — 27 дм., диам. катков — 12 дм., ширина шины — 9 дм., полн. вес — 66 ? пд.

Повозка была очень неповоротливая и неуклюжая.

 

8) Двухколесная тележка обр. 1867 г. для перевозки тяжестей до 60 пд. положена по расчету 0,15 на каждое орудие крепости, при чем каждая отдельная батарея д. была иметь 1 тележку.

Тележка (фиг. 6) состояла из железной оси, врезанной в деревянную накладку, с которой скреплена подвязями рама, состоящая из 2 продолmys[ брусьев, переходящих в оглобли с поперечjq ручкой, и из 2 поперечных брусьев — переднего и заднего; продольные брусья связывались 2 железными болтами i, k и расперты 4 поперечными брусками Е. Поверх рамы имелся досчатый настил Д.

На концы оси надевалась пара колес диам. 49 дм.

Для перевозки мелких снарядов, зарядов и других некрупных предметов на раму ставился и закрепляется засовами ящик m, состоящий из 4 стенок, а для укладки снарядов более 6-дм. калибра, вместо ящика, клались особые прокладочные клетки — рамы (фиг. 7), между которыми и клались снаряды лежмя.

Ширина хода — 44 дм.; высота тележки — 58 дм., длина — 132 дм.; вес —  13 ? пд. Кроме того, в крепостной и осадной артиллерии разрешено было заводить рабочие телеги, не стесняясь конструкцией, лишь бы они удовлетворяли своему назначению и были удобны.

Из этого рода Повозочных средств только 3 повозки должны были иметь установленную форму.

 

9) Осадные дроги обр. 48 г. с изменениями 85 г., для грузов около 80 пд., состояли из двух 2-колесных ходов, связанных между собою деревянною рамою и тягою.

На железной оси каждого хода наложены были деревянные накладки.

В накладку заднего хода врезывались продольные брусья рамы А (фиг. 8), а на передний ход рама была наложена своим поперечным брусом на шворне.

Снизу обе оси были связаны продольною тягою на шворнях. Дышло врезывалось в накладку переднего хода, проходило корневым концом за ось и опиралось на слизень а, прикрепленный под передним концом рамы. Спереди рамы укреплялся ящик-сиденье с поручнями для ездового.

В переднюю же осевую накладку врезаны были по бокам дышла 2-й сницы, сходящиеся передними концами у дышла, где к нему поперек прикреплялись коренная и привязная ваги с вальками для впрягания 4 лошадей, — двух в дышло и двух на пристяжку; на конец дышла навешивалась уносная вага с 2 вальками.

Диаметр передних колес — 42,5 дм., задних — 49 дм., ширина хода — 58 дм.; ширина повозки по накладной ваге — 84 дм.; вес повозки — 42 пд.

 

10) Батарейная повозка обр. 66 г. в четверочной упряжке и для грузов до 55 пд. и

 

11) парная повозка обр. 84 г. для грузов до 40 пд. (см. Повозки военные).

Наконец, для нужд крепостной артиллерии в широкой степени применялись переносные и постоянные железные дороги.

Переносные железные дороги имелись 2 типов:

Дольберг-Яловецкого,

генерал-лейтенанта Тахтарева и

Дековиля, при чем последняя применялось, главным образом, в береговых крепостях.

Наибольшее распространение имела система генерал-лейтенанта Тахтарева; она предназначалась для перевозки грузов до 560 пд, имела ширину колеи 1 м и состояла из прямых (фиг. 9) и кривых (фиг. 10) рельсов, звеньев дл. 86 и 40 дм., стрелок, разъездов (фиг. 11), поворотных кругов (фиг. 12), вагончиков (фиг. 13) и платформ.

Шпалы В (фиг. 14) — железные с зигзагообразным сечением, удобно врезывались в землю и, благодаря своей форме, обладали при малом весе достаточно большим сопротивлением раздавливанию.

Соединение стыков производилось помощью скоб Е на одном из концов рельса и подвижных башмаков Д с крюками К на другом конце.

Платформы своими штырями на концах накладывались на 2 поставленные один за другим вагончика в имеющиеся в их центре отверстия V.



Название статьи:   ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА ОСАДНОЙ И КРЕПОСТНОЙ АРТИЛЛЕРИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Категория темы:    Русская Императорская армия Фортификация Оружие
Источник статьи:    Военная энциклопедия Сытина, 1916 г. т. 18
Дата написания статьи:   1916 г.
Статьи, использованные при написании этой статьи:   Чернопятов, Вспомогательный средства и действия в крепостной и осадной артиллерии, 1909 и 1910.


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...




ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...