Славяне, или словене

Славяне, или словене (Такое правописание указывал ученый славист, профессор Виктор Иванович Григорович; но силою привычки, опирающейся на авторитет Карамзина, до сих пор удержано первое правописание.), в своих разных разветвлениях, занимают пространство от Адриатического моря до Великого океана.

До 2-й ? XIX столетия большая часть ученых полагала, что Славяне явились в Европе не ранее V в. по Р. X. Но уже польской ученый Лелевель заметил, что в V и VI в. в Европе была такая масса Славян, которые показывает, что это племя – исконный обитатель Европы, ибо в короткое время оно не могло так размножиться.

Ученый чех Шафарик проверил это положение математическим путем (он пошел от известного к неизвестному) и с очевидностью доказал древность Славян в Европе.

Свое исследование Шафарик начал с писателей VI в., гота Иорнанда и грека Прокопия. Оба они говорят с удивлением о Славянах виндах и автах, массы которых занимали прикарпатские склоны. Прокопий пишет: "Прежде Славяне и анты имели одно имя и назывались спорами»; Иорнанд же говорит: "венеты, анты и Славяне происходят от виндов».

Следовательно оба, только разных словами, показывают, что все эти народы были единоплеменны, и оба ни слова не говорят о недавнем приходе этих племен.

Грек Приск (писатель V в.) находит Славян уже за Дунаем. Птолемей (II в.) говорит о прибалтийских венедах или виндах.

Имя венедов упоминают и писатели I в., Плиний и Тацит.

В преданиях скандинавов и финнов винды и венеты называются ванами.(О вендах см.это).

Когда явились Славяне в Европу – на это наука не может дать положительного ответа, так же как и на вопросы: когда явились германцы, келты, пелазги; когда последние разделились на эллинов и латинян.

За исключением финнов, все коренные народы Европы принадлежат к арийскому племени. Разные ветви этого племени явились последовательно одна за другим: сначала – пелазги, потом – кельты, германцы, литовцы, Славяне.

В новое время стали высказывать предположение, что раздробление арийского племени совершилось в Европе от смешения его с разными туземными жителями.

Раз убедившись, что Славяне старожилы в Европе, не покажется уже натяжкой выводы Шафарика о существовании Славян в эпоху Геродота. Шафарик доказывал, что будины и невры, упоминаемые Геродотом в его Скифии, были Славянами.

Немецкий ученый Маннерт считал будин германским племенем.

Английский историк Грот соглашался с Шафариком. (О доказательствах Шафарика см. "Славянские древности», т. I» и "Курс средней истории», С.А.Белова, 1878).

На вендов, антов, будин, невров следует смотреть, как на предков Славян.

К Славянам же Шафарик относит и венетов, живших при Адриатическом море.

Несомненно одно, что венеты Северной Италии не принадлежали ни к латинянам, ни к германцам, ни к кельтам. Мнение о славянстве венетов получает особенную цену, если припомнить, что русская летопись первоначальные жилища Славян помещает по Дунаю, берега которого недалеки от адриатического побережья.

С Дуная Славяне, по преданию, вытеснены были валахами или кельтами и расселились далеко на востоке и севере.

В IX в. по Р. X. Славяне распались на следующие народности:

1) балтийские Славяне (см. это);

2) чехи – по р.р. Морава и Лаба (Эльба);

3) ляхи (поляне, куявцы, мазовшане) – между р.р. Висла, Одра (Одер) и Варта;

4) белые и красные хорваты, разделенные р. Сан;

5) панонские Савяне.

Религиозные верования и быт племени, раскинутого на таком огромном пространстве, при сходственных основных племенных чертах, были различны.

Религия 3ападных Славян довольно отчетливо рисуется в мифологии балтийских Славян (см. это).

Верования же восточных Славян и части южных представляются в таком виде: главные божества – Сварог, бог неба, и Мать сыра земля. От Сварога (Перуна) пошли сварожичи: солнце-красное, источник жизни, и огонь.

Солнцу поклонялись под разными именами: Дажь-Бог, Хорс, Волос, Купало.

От Сварога же происходил Стрибог – бог ветров.

У западных Славян была богиня Жива. В воде жили богини – русалки у русских; у сербов – вилы, горные богини.

Можно предположить, что у западных Славян злое, темное начало олицетворялось в особенном божестве, Чернобог; кроме него, представителями темных сил были: Морена, Кощей и Яга-баба.

Религиозные праздники у Славян представляли борьбу светя и тьмы, летнего солнца и зимнего холода.

Первый праздник совпадал с нынешними святками, в перелом зимы, при повороте солнца на лето. Он назывался коляда (от коло, колесо - символ солнца; другое название авсень – от какого-то божества).

Весенние праздники начинались с нынешней масленицы и кончались на пасхе. На этих праздниках пекли блины, языческое поминальное кушанье.

Весна, воскресение природы, приурочивалась впоследствии к пасхе, Воскресению Христову, и вот в радуницу поныне носят на могилы родителей блины и красные яйца. Яйцо – символ жизни, а красный цвет, напоминавший красное солнышко, д. был служить символом воскресения.

Затем следовал семик, зеленые святки.

Самый большой летний праздник был в честь Купалы (около Иванова дня) и похороны Ярилы. Оба праздника отправлялись в честь производительных сил солнца и сопровождались далеко нецеломудренными обрядами.

Кроме общеплеменных, у каждого рода были свои домашние боги – Домовой, Род, Рожаница, Щур-дед.

У одних племен были храмы и жрецы, у других – только грубые болваны, без жрецов. Но у всех, кажется, приносились человеческие жертвы.

Встречаются в наших песнях, без сомнения, древние божества: Дид, Ладо; Люль или Лель означает тоже деда. Космические-ли это божества, или домашние – неизвестно.

Историк С. М. Соловьев принимает мнение, по которому в русских припевах под словом дед должно разуметь солнце. Лель, Лёля у полабских Славян – отец; Лела в древне церковном – тетка.

Названия Лад, Лада давались любовникам и молодым супругам; предполагая, что первоначально Лад значило солнце, Лада – луну. Волос, или Велес, сперва одно из наименований солнца, превратился в скотьяго бога.

Соловьев думает, что это превращение совершилось под влиянием финнов, у которых было особенное божество, величавшееся Стар-Юнкара (великий господин); он имел власть над всеми животными, но не над человеком.

По первоначальному его значению, вероятно, в "Слове о полку Игореве» певец Баян и назван Велесовым внуком.

Другие историки, принимая слово скот в смысле денег (скотница в глубокой древности – сокровищница), под словами скотий бог разумеют бог богатства. Но этому противоречит превращение Волоса в Св. Власия. Упоминаются еще божества Симаргла (иные читают Сем и Регла) и Мокош; но о них трудно сказать что-либо вероятное. Должно были это чужеземные, инородные боги.

О быте Славян летописец наш говорит: "имели свои обычаи и законы (конечно, не писаные), отцов своих и предания и свой норов» (т. е. свой характер).

За исключением полян, быт остальных восточных Славян наш летописец рисует в непривлекательном виде. О полянах он говорит, что их обычай был тих и кроток; у них были браки; они имели велико стыденье перед матерями, сестрами, снохами. Не то у древлян, радимичей, вятичей, северян. Про эти племена летописец говорит: живуще скотьскы, или же – живаху в лесе, якоже всякий зверь; ели все нечистое (недозволенное христианам); срамословили перед отцы и снохи; браков у них не были, но только игрища между селами; сходились на игрища, на плясанья и на всякия бесовской песни; умыкали себе жен, кто с которой сговорился; имели по 2, по 3 жены. Эта картина рисует ту доисторическую эпоху, когда кончалось так называемое исключительно материнское право, когда дитя принадлежало целому роду, когда у всех был один отец – родоначальник; остальные же члены рода были тетки, дядья (откуда и остался доныне в деревнях обычай называть старших себя тетушками, дядюшками).

Вместе с окончанием старого порядка настало время и начала брачных союзов, на что указывают слова летописца про названные племена, что у них были делом обыкновенным срамословие перед отцами и снохами. Конечно, отцы и снохи появились вместе с семейным началом.

1-ю эпоху гораздо определённые характеризует чешский летописец Козьма Пражский, которой говорит о Славянах, что у них не только поля и рощи были в общем владении, но общность господствовала и в браках, ибо, подобно скотам, каждую ночь вступали в новыми браки.

Профессор Бестужев-Рюмин не признает этого свидетельства, поскольку такого быта не знает история, и во всяком случае (?) он лежит вне её пределов.

Несомненно, вне её пределов, а что этот быт показывают прославления учредителей браков.

Мацеевский("История славянских законодательств») принимает свидетельство Козьмы Пражского. Оно иначе и не могло быть. Летописец указывает на подобное же состояние и у других народов. Например, о жителях Британии он говорит: "В Британии же многие мужи с единою женой спят, по-очереди, Конечно; також-де и многие жены с единым мужем похотствуют». Новые исследования по исторической антропологии большей частью также указывают на этот порядок или беспорядок в глубочайшей древности. Такие известия шокируют только тех людей, которые, вместе с Руссо, еще верят в золотые века времен доисторических. Переход от такого рода жизни к брачным союзам начался в городах, где умыкание девиц было затруднительно.

В городах, вероятно, начались и покупки жен; вено было ценою женщины (у татар – колым); после, с развитием и урегулированием брачного сожития, вено обратилось в приданое. Конечно, это развитие тянулось медленно.

В переходное время девушки оставались вполне свободными. Замечательно, что в преданиях Славян на пороге истории стоят девицы, а не женщины; рядом с 3 братьями, основателями Киева, стоит сестра их Лыбедь, у чехов – Любуша, у поляков – Ванда, у хорватов – Туга и Буга. Богатырши русских сказок сходятся и расходятся с богатырями по уговору. Только в историческое время у русских выступает Ольга с характером охранительницы обычаев и (как ни странно) охранительницы высшего нравственного закона того времени, кровомщения, существовавшего почти у всех народов. Чем более дикости в человеке, тем свирепее и необузданнее его страсти. При такой необузданности, убийства были часты, и обычай кровомщения заставлял обуздывать свои дикие страсти. Убийца навлекал мщение всего рода убитого, не только на самого себя, но и на весь род свой, который тоже становился к нему во враждебные отношения.

Страх перед последствиями сдерживал убийц, конечно, до некоторой, весьма слабый степени.

В 1-м периоде брачных отношений у всех славян существовало многоженство.

В свадебных обрядах, и доныне у крестьян, сохранились следы умыкания девиц. Подле невесты садится брат или другой родственник. Дружка его спрашивает:

- "Зачем ты здесь? Она уже не твоя, а наша».

– "А если она теперь ваша, возражает родственник, то заплатите мне за её прокормление. Я одевал ее, поил, кормил».

Жених должен был уплатить вено.

В обряде погребения весьма печальную роль играла женщина: одну из жен сжигали. При многоженстве требовалось, чтоб одна из жен сопровождала мужа, как говорится, на тот свет. Думали, что женщина скорее приведет в рай. Арабские писатели по этому случаю сообщают, что для такой дели мертвых женили на рабынях, которая, из страха подвергнуться истязаниям, соглашались добровольно собою пожертвовать. Совершались-ли похороны жен при обряде погребения зарыванием – неизвестно. Но при сожигании несомненно, что одна из жен возлагалась на костер вместе с мужем. Об этом свидетельствует арабский писатель Ибн-Фоцлан.

Он подробно описал, виденный им, гнусный обряд. Девушку каждый день поили, доводили до пьяного веселья; она, конечно, чтобы забыться, все пела и плясала. Перед самой смертью ей подали 2 чаши опьяняющего напитка. Под конец вошли к ней в палатку 6 мужчин и по-очереди прилегли к ней. При этом присутствовала старуха, которою называли ангел смерти. По её приказанию, девушку, опьяненную, изнеможённую, клали возле её мнимого супруга; 2 мужчины держали ее за руки, двое за ноги; старуха накидывала ей веревку на шею; из оставшихся без дела мужчин, каждый брал по концу веревки. Во время обряда стучали палицами о щиты, чтобы не слышать было криков девушки, дабы не отнять у других девушек охоты следовать в могилу за господами своими. Гнусен был обряд сожигания живого человека, но сожигание мертвецов заслужило уважение арабов.

Один рус, стоявший у костра в числе зрителей, обратясь к Ибн-Фоцлану, сказал: "Вы арабы – глупы; зарываете милейших вам людей в землю, где их едят гады и черви; мы же предаем покойников огню; подует ветер, и умерший через час в раю».

Какое было у славян представление о будущей жизни – сказать в точности трудно. Несомненно, только, что дуализм славян был детский. Душу они представляли как нечто материальное. Так они предполагали, что зиму покойники спят, а летом переселяются в рощи, на берега рек.

Об основных чертах характера славян можно сказать то же, что относится почти ко всем первобытным народам и отчасти к детям. Славяне быстро переходили от проявления самой крайней доброты к жестокости. Такие смены объясняются тем, что и первобытные народы и дети управляются чувствами. Все писатели единогласно хвалят гостеприимство Славян, ласковость к иностранцам. Хвалят также и обхождение с пленниками; последних они не оставляли рабами на всю жизнь, но через известное число лет отпускали на волю.

Все Славяне питали отвращение к чужому игу.

Во время войны избегали открытых сражений.

Притворным бегством заманивали неприятеля в лес, внезапно возвращались и с разных сторон нападали на оторопевшего врага.

Изменения в строе жизни Славян начались, как и везде, от столкновения с более культурными иноземцами. Посредником в этих изменениях был, конечно, город. Первоначально города представляли не что иное, как укреплённое селение. Вследствие усобиц, у Славян были частые переселения. Переселенцы выбирали места, укрепленные самою природой, усиливали их еще более, огораживали; отсюда и слово город, огороженное место.

В таких местах, вероятно, селились наиболее сильные роды, или куда стекались члены разных родов, наиболее выдававшиеся в них, и составляли новые роды с разными нововведениями, к числу которых относилось и прекращение умыкания девиц.

О том, что в огороженных местах, городах, селились наиболее выдающиеся роды, указывает предание о Кие, Щеке и Хориве, которые засели в Киеве; Киев же давал направление делам всей Полянской земле.

Когда родовой строй стал разрушаться, вместо дида-родоначальника, отца рода, стали выбирать старшин, которые в иных местах назывались князьями. У южных Славян выборных старшин до сих пор сажают в переднем  углу, под образами, чем отчасти и объясняется наше летописпное выражение "посадить князя».

Тогда сажали только не за стол, а на стол, т. е. на престол.

Древний обряд настолования кпязя сохранялся у хорутан до XIV в. На широком поле ставили круглый стол, высеченный из мрамора; на стол садился сельский староста, и к нему знатные паны приводили, в сельской одежде, избранного князя. Староста спрашивал: "Кого ведете?» – "князя, потому ты должен уступить место». Далее староста допытывался: достоин-ли этого избранный; будет-ли охранять покой земли, защищать вдов и сирот.

По получении утвердительного ответа, староста слегка ударял нового князя и затем уступал ему место.

князь становился на стол, давал присягу, что будет охранять землю, в знак чего махал мечом на все 4 стороны.

Так избирались и всюду племенные князья до начала Русского государства.

Был-ли князь в то же время и жрецом, – можно найти ответ в следующей сохранившейся колядной песне:

Уродилась коляда

Накануне Рождества

За рекою, за быстрою.

В тех местах огни горят,

Они горят великие.

Вокруг огней скамьи стоят,

Скамьи стоят дубовые.

На тех скамьях добры молодцы,

Добры молодцы, красны девицы

Поют песни колядушки.

В средине их старик сидит,

Он точит свой булатный нож.

Возле котла козел стоит:

Хотят козла зарезати.

Здесь ясно изображена картина готовящегося жертвоприношения, картина, свидетельствующая о её глубокой древности. Без сомнения, она принесена с юга, вероятнее всего – из древней родины Славян, с берегов Дуная (Смысл такого рода песен, несомненно, утрачен был, под влиянием христианства, не вдруг. Точно также и языческие боги медленно исчезали из памяти народа. Но кроме того многие из богов превратились в нечистую силу (домовой, русалки); так были и на Западе. Проповедники христианства не говорили, что эти боги вымысел, но что это – нечистая сила.

Других богов заменили святые: Илья – Перуна (он же у греков – Зевса, на о-ве Эгина). Даже христианские праздники приурочивались ко времени языческой празднеств; например на западе день Св. Цецилии праздновался в день языческой богини Флоры. Замечательно, что враждебные человеку боги (Кощей, Яга-баба) остались только в детской сказках.). Среди пирующих или молящихся сидит жрец-старик, чтобы зарезать жертвенного козла. Этот старик вначале мог быть родоначальником, а потом его обязанности, конечно, исправляли старшины-князья.

Е. А. Б.

Ныне Славяне обитают почти исключительно в Европе и на севере Азии, в Сибири.

Численность и размещение различных народностей Славян, в начале XIX века, показана в следующий таблице (в тыс. человек):

НАРОДНОСТИ Государства, в которых они обитаю   Всего:

                Россия Австро-Венгрия             Германия           Сербия                Болгария            Босния и Герцеговина                Турция Восточная Румелия      Черногория      Румыния           

Русские               71.809   3.096     15           -              -              -              -              -              -              16           74.936

Поляки                5.918     2.645     -              -              -              -              -              -              -              -              11.017

Сербы, кроаты, словены.         7             4.132     -              1.646     -              1.197     -              -              160         45           7.187

Чехи, моравы, словаки,

венды                  21           6.957     181         -              -              -              -              -              -              -              7.159

Болгары             122         30           -              3             1.334     -              1.000     574         -              24           3.067

Итого:  77.877   16.860   2.650     1.649     1.334     1.197     1.000     574         160         86           103.386

 

Главная народность – русские, обитающие преимущество в России (см.); кроме того они жили: в Австро-Венгрии, составляя 42% всего населения в Галиции (Восточной), 41% в Буковине и 3% в Венгрии; затем в небольшом числе – в Германии и Румынии.

За русскими по численности следуют поляки (см.).

Потом – сербы, кроаты (хорваты) и словены (южные народности).

Главная масса их обитало в Австро-Венгрии, именно: кроаты и сербы – в Далмации и Кроации-Славонии, где составляли до 90% всех жителей, в восточной части полуострова Истрия (Прибрежье) и на юго-западе Венгрии; словены – в Краине (до 93%), Штирии и Каринтии (около 1/3), Прибрежье (около 1/3) и отчасти – в Венгрии и Кроации-Славонии; затем сплошь населяли Сербию, Боснию и Герцеговину, Черногорию и отчасти жили в Румынии и Боснии (главным образом – в Славяно-Сербском уезде Екатеринославской губернии).

4-е место по численности принадлежит группе: чехи, мораване, словаки, венды; из них 1-ые 3 народности обитают главным образом в Австро-Венгрии: чехи – в Богемии, составляя до 2/3 всего её населения, мораване – в Моравии (до 70%) словаки – в северо-западной Венгрии и лишь отчасти – в России (в Волынской губернии); венды живут исключительно в Германии (Восточная Пруссия).

Наконец болгары обитают большей частью в Болгарии, Турции (Восточная Румелия и Македония), на юго-западе Европейской России, в Австро-Венгрии (на юге-востоке Венгрии) и Румынии (Добруджа).


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Славяне, или словене
Автор(ы) статьи:Е. А. Б.{fullname}А. М. З.
Источник статьи: Энциклопедия военных и морских наук. Под главной редакцией генерала от инфантерии Леера Спб. 1897 г. т. VII.
Статьи, использованные при написании этой статьи:  см. Россия; Щербов-Нефедович – "Военное обозрение Австро-Венгрии".
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:Алексеев С. Славянская Европа VII-VIII вв. Серия Terra Historica. М., Вече, 2007 г., 480 с., ил., Седов В. Славяне. Древнерусская народность. Избранные труды. М., Знак, 2005 г., 944 с., ил., Янин В.Л. Средневековый Новгород. Очерки археологии и истории. М. Наука 2004г. 416 с., Гильфердинг А.Ф. Когда Европа была нашей. История балтийских славян Серия: Древняя Русь М. Эксмо, Алгоритм 2010 г. 320 с.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru