Рейхсфрейгерр Хунд и тамплиерское подполье

Рейхсфрейгерр Хунд и тамплиерское подполье

Нашим ветеранам

 

Мы восстанем Фениксом из пепла.

Идольским лже-храмам не спастись.

С кличем боевым Christus et Templum!

Фениксом повержен будет Сфинкс.

Пали знамена земного ада,

Их спалит подземный райский огнь.

Громом с Небеси: Christ ist erstanden!

Тамплиерам возгласит Тевтон.

 

Иерей Роман Бычков.

 

 

Автор статьи с ветеранами в некрополе московского Храма Всех Святых на Соколе.Возрождение тамплиерской идеологии на территории Священной Римской империи, то есть, в первую очередь, в Германии и Австрии, в XVIII веке было связано, прежде всего, с именем рнейхсфрейгерра (имперского барона) Карла Готтгельфа фон Хунда (Гунда) унд Альтенгротткау (Karl Gotthelf Reichsfreiherr von Hund und Altengrottkau), основателя "Строгого (тамплиерского) Послушания» (Strictе Observanz, Strict Observance). Рейхсфрейгерр фон Хунд на протяжении второй половины своей жизни заявлял о себе как о "посвященном тамплиере» и законном преемнике глав продолжавшего существовать (с 1314 года – в подполье) Ордена рыцарей Храма.

 

Согласно утверждениям имперского барона фон Хунда, он был, в период своего пребывания в 1743 году при находившемся в Париже дворе жившего в изгнании во Франции вождя якобитов - претендента на королевский престол Англии, Шотландии и Ирландии – принца Карла (Чарльза) Эдуарда из династии Стюартов (вошедшего в историю под прозвищем "Красавчика Принца Чарли» или "Бонни Чарли» - Bonnie Prince Charlie) -, в присутствии ближайших приближенных претендента – лорда Уильяма Килмарнока (Lord William Kilmarnock) и лорда Клиффорда (Lord Clifford) – посвящен неким "Рыцарем Красного Пера» (Еques a penna rubra) в таинства исконного древнего, основанного в эпоху Крестовых походов бургундским рыцарем Гуго де Пэйном Ордена бедных спутников Христа и Храма Соломонова (pauperes commilitones Christi templique Salomonici), продолжавшего по-прежнему существовать в Шотландии, несмотря на все преследования, которым он подвергался со стороны духовных и светских властей других государств.

 

Далее, рейхсфрейгерр фон Хунд утверждал, что высшее тамплиерское руководство ("Высшие Неизвестные», die Geheimen Oberen) назначили его Главой Ордена (Орденсобером, Ordensober) с титулом Великого Магистра в VII орденской провинции (Германии), с поручением учредить там структуры тамплиерского Ордена. В качестве доказательства истинности своего назначения он демонстрировал врученный ему патент Воинского (Войскового) магистра (Геересмейстера, Heeresmeister).

 

По возвращении от двора претендента из Франции в Германию, имперский барон фон Хунд восстановил там Орден Храма на основе устава (статутов), объявленных им исконно тамплиерскими. Согласно утверждения (а, вполне возможно, и искреннему убеждению) фон Хунда, "Рыцарь Красного Пера», как наиболее авторитетный представитель "Высших Неизвестных», поведал и передал ему все "секреты Ордена», "тайные Статуты», "сокровища тамплиеров», все правила тамплиерской "магии и алхимии» и всю историю Ордена Храма "вплоть до сегодняшнего дня, безо всяких пропусков и ничего не утаив».

 

Точно установить, кто именно скрывался под маской таинственного "Рыцаря Красного Пера», не удалось по сей день, хотя некоторые историки предполагают, что это мог быть видный якобит, шотландский кавалер Эндрю Майкл Рамзай (Рэмси, Ramsay - любопытно, что в 30-40-х годах XX века под псевдонимом "Рамзай» скрывался и действовал советский разведчик в Германии и Японии доктор Рихард Зорге). Во всяком случае, его подлинное лицо (как, по мнению некоторых историков, и было задумано рейхсфрейгерром фон Хундом) осталось скрытым под покровом тайны, оставив открытой возможность для бесчисленных фантазий и спекуляций.

 

Создание фон Хундом тамплиерского Ордена Строгого Послушания в 50-х годах XVIII века стало прямым выполнением полученного им задания.

 

История учрежденного имперским бароном фон Хундом Ордена тамплиеров оказалась - начиная с создания его первого капитула в 1751 году, после чего наступил период быстрой экспансии тамплиерских структур в годы Семилетней войны (1754-1763), до его окончательного упразднения в 1782 году, была весьма краткой, но богатой разного рода событиями. Снова и снова высказывались сомнения в истинности рассказанной фон Хундом истории о его приеме в Орден тамплиеров в Париже, равно как и в существовании "Рыцаря Красного Пера». В 1772 году один из крупнейших владетельных германских князей, герцог Фердинанд Браунвшейгский (Ferdinand von Brаunschwеig), был избран »Великим Высшим Ордена» (Grosser Ordensoberer, Magnus Superior Ordinis) в Нижней Германии, a через три года рейхсфрейгерр фон Хунд утратил всякое влияние в созданном им же Ордене Храма. На следующий год (1776), он умер, не дожив и до 55 лет. По прошествии еще шести лет учрежденный фон Хундом Орден тамплиеров был официально упразднен Вильгельмсбадским конвентом 1782 года.

 

Не только многие современники фон Хунда в Германии считали рассказанную им историю недостоверной. До недавних пор не были о нем слишком уж высокого мнения и историки. К тому же они считали, что не только один фон Хунд пал жертвой "тамплиерской мистификации». В 1782 году на Конвенте в Вильгельмсбаде Жан-Батист Виллермоз (Jean-Baptiste Willermoz) объявил, что возводил в степень рыцаря Храма членов своего Ордена в Лионе в течение десяти лет, когда он, начиная с 1752 года, являлся магистром этого Ордена. В степень, в которую сам он был возведен своим предшественником на посту магистра Ордена! И все это безо всякой связи с фон Хундом! Мало того! в 1767 году гауптман (Hauptmann, капитан) Оранско-Нассауского полка голландской армии барон Фридрих фон Фегезак (Friedrich von Vegesack), уроженец вольного ганзейского города Гамбурга, утверждал в одном из своих писем, что в 1749 году был посвящен во Франции в рыцари Ордена Храма французским графом де Латур дю Пеном (Count de la Tour du Pin). Тем не менее, историки, ошибочно приняв отсутствие доказательств за доказательство отсутствия, пришли к ложному выводу, что, ввиду недостатка документальных свидетельств в пользу существование в описываемое время такого Ордена, документы, содержащие утверждения Виллермоза и Фегезака, могут быть только подделками или просто плодом необузданного воображения соответствующих авторов. История, однако, доказала, что эти ученые ошибались в своих оценках.

 

В 1997 году французские историки Андре Кервелла (Andrе Kervella) и Филипп Лестьен (Philippe Lestienne) опубликовали коллекцию рукописей, однозначно свидетельствовавших о реальном существовании в 1750 году двух тамплиерских Капитулов, входящих в тайный "Верховный Орден Избранных Рыцарей» (Ordre Sublime des Chevaliers Elus). Историки разыскали эти документы в архивах Кимпера (Бретань) и Пуатье (Пуату-Шарант). Все эти манускрипты были составлены в 1750 году и служат документальными свидетельствами существования активно действовавшего тайного рыцарского Ордена – Ордена, существовавшего как минимум за год до того, как рейхсфрейгерр фон Хунд учредил первый капитул своего Ордена Храма в Германии в 1751 году. Причем в списках членов этого французского тамплиерского Ордена значилось не только имя его тогдашнего Великого Магистра, графа де Латур дю Пена (!), но и имя барона фон Фегезака, капитана Оранско-Нассауского полка голландской армии, родом из Гамбурга, в качестве рыцаря этого тамплиерского Ордена!

 

Мало того! В 1761 году Виллермоз написал манускрипт катехизиса, оказавшегося, при его сравнении с опубликованными рукописями, сокращенной версией катехизиса, найденного в архивах "Верховного Ордена Избранных Рыцарей».

 

Tаким образом, нам теперь точно известно, что как Фегезак, так и Виллермоз говорили правду, когда утверждали, что в 50-е годы XVIII века во Франции существовал тайный Орден тамплиеров. Мало того, из устава этого тайного Ордена явствует со всей очевидностью, что в то время существовал не один Капитул этого Ордена, поскольку двадцать два внесенных в членский список рыцаря Ордена были представителями всех областей Франции, Швейцарии, Пьемонта (Сардинского королевства), Пруссии, Гамбурга, Франкфурта, Эдинбурга, острова Мартиники (французской колонии) и двух армейских полков. Данный факт служит убедительным свидетельством в пользу того, что к моменту составления членского списка Орден должен был уже какое-то время просуществовать. И действительно, Кервелла и Лестьен указали, со ссылкой на немецкого историка Георга Клосса (Georg Kloss), что в лионском тайном Ордене Виллермоза в 1743 году (в тот год барон фон Гунд пребывал в Париже и был, по его собственному утверждению, посвящен в рыцари Храма) существовала степень под названием "Малый Избранный» (Petit Elu). Сам Клосс утверждал, что почерпнул эту информацию из записок тайных рыцарей-тамплиеров - французского историка эпохи Первой империи, Реставрации и Июльской монархии Клода-Антуана Тори (Claude-Antoine Thory) и барона Теодора-Анри де Чуди (Baron Theodore-Henri de Tschoudy — записки последнего датируются временем не позднее 1765 года) /1/.

 

Кроме того, Кервелла и Лестьен также указывали, что, согласно Рене Ле Форестье (Renе Le Forestier), капитан Фегезак утверждал, что тайный Орден Рыцарей-Тамплиеров, членом которого он являлся, был основан между 1728 и 1733 годом.

 

Между тем, именно в это время, в 1730 году, упоминавшийся выше якобит Эндрю Майкл Рамзай, которому еще предстояло выступить в 1736 году со своим знаменитым "Дискурсом», в котором он объявил средневековых рыцарей-крестоносцев предшественниками франкмасонов, был наставником сына принца Тюренна (Turenne) и его жены, Марии-Шарлотты Собесской (Marie-Charlotte Sobieska), из рода польских королей. Согласно Кервелла и Лестьену, как Мария-Шарлотта, так и ее сестра Мария-Клементина (Marie-Clеmentine) — которая в 1718 году вышла замуж за жившего во Франции в изгнании претендента на престол Англии и Шотландии Иакова (Джеймса, James) III Стюарта — были кавалерственными дамами женского Ордена Рыцарей Креста или Крестового Похода (Chevaliеres de la Croix or de la Croisade), учрежденного в 1709 году в Вене вдовой австрийского Императора.

 

Иными словами, кавалер Рамзай мог позаимствовать идею учреждения такого Ордена в 1730 году от матери своего подопечного и, со своей стороны, учредить примерно в то же время аналогичный мужской Орден - вышеупомянутый "Верховный Орден Избранных Рыцарей». Следовательно, выступая в 1736 году со своим "Дискурсом», он имел в виду – в отличие от часто высказывавшихся впоследствии утверждений – не Орден, который еще только намеревался учредить, а Орден, который к тому времени уже учредил.

 

В свете этих фактов также становится понятным, почему в протоколе состоявшегося заседания 12 марта 1737 года парижской ложи "Кюсто-Вильруа» (Coustos-Villeroy), в которой состояли сторонники Ганноверской династии (пришедшей к власти в Англии и Шотландии после свержения династии Стюартов) сохранилась запись о протесте, выраженном ее членами против некоторых новшеств, введенных в ней ее Гроссмейстером – например, необходимости, в ходе обряда посвящения, держать в руке меч (шпагу), поскольку, с точки зрения членов ложи, они были франкмасонами ("вольными каменщиками»), а не членами рыцарского Ордена = в отличие от их политических противников-якобитов, считавших себя именно рыцарями Ордена тамплиеров (хотя и тайного).

 

Таким образом, сегодня, в свете этих новых находок, рассказанная имперским бароном фон Хундом история о его приеме в Орден Тамплиеров в Париже (или под Парижем) в 1743 году начинает представляться вполне правдоподобной. Конечно, по-прежнему существуют пробелы в наших знаниях о предыдущем периоде, который необходимо углубленно изучать, но в настоящий момент данная теория кажется соответствующей известным нам ныне фактам, вследствие чего не представляется возможным по-прежнему отвергать сообщения рейхсфрейгерра фон Хунда как пустые фантазии.

 

Сам имперский барон фон Хунд руководил своим Орденом Храма по образцу древнего Ордена тамплиеров, внеся в практику нового братства некоторые важные понятия и символы, заимствованные им из сферы вассально-сеньориальных отношений эпохи позднего феодализма – например, само понятие "Строгое послушание» (нем.: Strikte Observanz, нередко в соответствующей русскоязычной литературе встречается неправильный, на наш взгляд, перевод "Строгое наблюдение»).

 

Этот немецкий Орден тамплиеров XVIII века снискал себе известность среди "профанов» ("непосвященных»), прежде всего, благодаря излюбленным имперским бароном фон Хундом внешним эффектам – многочасовым религиозным и светским церемониям (нередко проводившимся в подземельях, заброшенных рудниках и развалинах старинных замков), стилизованным под Средневековье пирам при свете факелов и смоляных плошек (чем увлекались и масоны, именовавшие свои пирушки, как в Евангелиях, "агапами» - "трапезами братской любви»), пышным одеяниям и доспехам, а также (заимствованному, вероятно, у тех же франкмасонов) обычаю давать посвященным в рыцари Ордена Храма новичкам рыцарские титулы и имена. Впрочем, обычай давать неофиту новое имя при инициации (посвящении) издавна практиковался христианским монашеством как Запада, так и Востока (а в Православии монах, принимая "сугубый постриг», или "схиму», получает даже третье имя).

 

О каких-то оригинальных духовных идеях нового Ордена Храма, выдвинутых Геересмейстером фон Хундом, сведений до нас не дошло. Известно только, что, после первоначальных успехов и притока в ряды его Ордена тамплиеров немалого числа "ищущих Света и Истины» - в 1776 году в рядах "Строгого послушания» Войскового Магистра фон Хунда числилось, ни много ни мало, 26 владетельных германских государей (в том числе упомянутый выше и сменивший Хунда на посту "Орденсобера» тамплиеров герцог Фердинанд Брауншвейгский – будущий главнокомандующий объединенной австро-прусской армией в войне Первой Коалиции монархических держав старой Европы против революционной Франции, неожиданно отступивший после "канонады при Вальми», что привело к обвинению герцога в измене делу Коалиции, якобы совершенной сановным "тамплиером» в порядке "франкмасонской дисциплины»!), вскоре наступил спад.

 

После смерти Геересмейстера фон Хунда его Орден тамплиеров (возможно, не без влияния вездесущих иезуитов!) очень быстро раскололся на враждующие группировки. В тому же после успешного начала Французской революции и революционных войн, после нашествия французских оккупационных войск на германские государства и установления та революционных порядков (а также прихода на германские земли, вместе с оккупантами, французских масонских лож "республиканско-атеистического», а затем – "наполеоновского» образца) такой "пережиток Средневековья» (достаточно подробно описанный в романе известного советского писателя и - по совместительству - сексота советских спецслужб А.К. Виноградова "Братья Тургеневы») лишился всякой опоры и оказался явно "не ко двору».

 

Возвращаясь к загадочной фигуре "Рыцаря Красного Пера», заметим, что мнение, согласно которому под его маской скрывался кавалер Рамзай, не является единственным. Хотя его истинное имя официально не было сообщено рейхсфрейгерру фон Хунду, последний, встречавшийся с "Eques a penna rubra» лично и уверенный, что именно сей таинственный рыцарь и был верховным Великим Магистром всего Ордена Храма, постепенно пришел к убеждению, что эта таинственная фигура в действительности была старшим сыном претендента (в скором времени ставшим претендентом) на престол Англии и Шотландии Карлом Эдуардом Стюартом. Об этом принце совершенно точно известно, что он планировал, в качестве Великого магистра тамплиеров, утвердиться в Шотландии, но потерпел неудачу. Возможно, последний законный наследник династии Стюартов, рьяный католик, скончавшийся в изгнании в Риме, под сенью папского престола святого Петра, в 1788 году, до последнего вздоха мечтал об основании новой "державы храмовников» на древней, овеянной тамплиерскими традициями шотландской земле... Впрочем... Кто его знает?

 

Здесь конец и Господу нашему слава!

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

/1/ Барон Теодор-Анри (в России его называли Федор Генрих) де Чуди (Шуди) — родился около 1724 года в Меце, где занимал должность городского советника (conseiller). Около 1753 года Чуди появился в России в числе придворных актеров императрицы Елисаветы Петровны. Способности Чуди и легкость, с которою он говорил на нескольких языках, обратили на него внимание И. И. Шувалова, который сделал его своим частным секретарем, под именем графа Пютланжа (Puttelange), и доставил ему место секретаря Московского университета. В 1754 году барон Чуди, под тем же псевдонимом, издал в Амстердаме свое сочинение, озаглавленное "Le philosophe au Parnasse franсais, ou le moraliste enjouе. Lettres du chevalier de L. et de M-r de M., dеdiсes а S. Excellence le Comte Ivan Ivanitche Chevaloff (sic!) chambellan actuel de S. M. Impеriale de toutes les Russies»."Философ на французском Парнасе, или веселый моралист. Письма кавалера де Л. и г-на де М., адресованные Е. Превосходительству графу Ивану Иваниче Шевалоффу (так!), действительному камергеру Е. В. Императрице Всероссийской». Книжка барона де Чуди состоит из посвящения в предисловии и 13 писем о различных материях: о добродетели, о самолюбии, о браке, о комедии и пр. Сочинение это представляет собою от первой до последней страницы беседы о всевозможных предметах, щедро пересыпанные цитатами из древних классиков и современных автору писателей. В 1755 году, под тем же псевдонимом, Чуди издавал первый в России журнал на французском языке под заглавием "Le camеlеon littеraire» ("Литературный Хамелеон») Журнал этот выходил еженедельно. Всего вышло 49 номеров (первый — 5 января, последний — 14 декабря 1755 года). Кроме этого журнала, из печатных трудов Чуди в России известен перевод на французский язык похвального слова Петру Великому Ломоносова, появившийся в печати в июле 1759 года. Этот перевод был издан под полной фамилией барона де Чуди. В конце 1755 года Чуди уехал во Францию, где был, неизвестно по какой причине, арестован и посажен в Бастилию. Слух об этом дошел до И. И. Шувалова, и, благодаря влиянию последнего, русскому поверенному в делах в Париже, Ф. Д. Бехтееву, было поручено добиваться освобождении Чуди. Вследствие этого заступничества Чуди в июле 1756 года получил свободу и возвратился в Санкт-Петербург. 30-го сентября 1759 года, Высочайшим Указом Придворной Конторе, Чуди с чином полковника артиллерии, был назначен на место Вильгельма Франца де Фолиньи, гофмейстером пажей. Назначение это состоялось по выбору тогдашнего гофмаршала барона К. Е. Сиверса, который, пораженный крайнею распущенностью и вообще неудовлетворительным положением пажей, задумал устроить это учреждение на тех же началах, что и при Версальском дворе, и искал для выполнения этого плана человека, знакомого с тамошними порядками. Тотчас по вступлении в свою новую должность, Чуди деятельно принялся за порученное ему дело и в начале следующего месяца представил гофмаршалу мемориал (памятную записку) из 12 пунктов, в котором изложил свой взгляд на воспитание и обучение пажей. Мемориал этот замечателен, как памятник гуманной, в духе Франке и Базедова, педагогики, шедшей совершенно вразрез с практиковавшимися тогда в России воспитательными мерами. Гораздо важнее, однако, историческая роль этого мемориала: он был положен в основание Высочайшей инструкции 25 октября 1759 года — акта, учредившего Пажеский двора Ее Императорского Величества корпус. Гофмейстером пажей Чуди пробыл недолго. В начале 1760 года он уехал в заграничный отпуск, из которого уже в Россию не возвратился. Под конец жизни Чуди переселился в Париж, где и умер 28 мая 1769 года.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Рейхсфрейгерр Хунд и тамплиерское подполье
Автор(ы) статьи:В.В. Акунов
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru