Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Петрик

Петрик — малороссийский политический деятель конца XVII в., поднявший знамя бунта против Мазепы и центрального русского правительства.

Настоящее имя его было Петр Иванович, Петрик же было его прозвище (уменьшительное от Петр); в одной песне он называется еще Петричевским.

Довольно подробные известия о его политической деятельности мы встречаем в известной" Летописи» Величка, и они — что очень важно — вполне совпадают с документальными данными, заимствованными, Н. И. Костомаровым из Московского Архива Министерства Юстиции и Иностранных дел.

Петрик первоначально занимал должность старшего войскового канцеляриста; ему поручил гетман Мазепа отвезти царское жалованье полтавскому полк. Жученку. Он исполнил это поручение, но на обратном пути, оставив сани под скирдою сена, по льду переправился черев Днепр и удалился в Запорожскую Сечь, где был избран войсковым писарем.

В Запорожской Сечи Петрик, впрочем, пробыл недолго и отправился в 1692 году в Крым, чтобы возбудить крымских татар против России. У него был план отторжения Малороссии от России при помощи крымцев, раздраженных двумя предшествовавшими походами князя В. В. Голицына. Еще, будучи в Сечи, Петрик возбуждал кошевого подняться против России; с одной стороны он возлагал надежду на татар, с другой — на черный люд.

"Я горло свое ставлю, говорил он кошевому, — и велите мене на суставы порубаты, коды то вся Украина, начавши от Полтавы, не поклонится, тилько хоч 6 тысячей орды возьми... Я знатыму, з якого конця початы..., а гетман сей зараз в Москву утече, бо там его вся душа, а тут тильки тень его; а "голоколинки» (бедные люди) сами чортив-панив подавять, а мы вже прыйдемо на готовый лад».

В Крыму Петрик заключил от имени запорожцев договор с татарами и затем выступил с ними в поход против России, рассылая "прелестные» письма в кош.

Крымский хан поставил Петрика казацким гетманом и даровал ему знаки его нового достоинства — хоругвь, прапор, бунчук, серебряный пернач, златоглавную чугу и турецкого коня с полным прибором. Петрик сам понимал, что затевает гражданскую междоусобную брань, но надеялся усмирить ее при помощи запорожцев и мечтал о воссоединении право- и левобережной Малороссии, как это было во времена старого Хмельницкого; правобережная Малороссия должна была, по его мысли, населиться теми слобожанами (обитателями Слободской Украйны), которые некогда ее оставили. Таким образом, в своих политических комбинациях Петрик шел по стопам Дорошенка. Но если подобная политика умного и талантливого Дорошенка не привела к цели, то на что и на кого мог рассчитывать теперь Петрик? Союз с басурманским Крымом был настолько противоестественен, что претил гражданскому чувству всякого истинного украинца... Сам Петрик, очевидно, понимал это, когда говорил: "Не дай Бог воевать свою отчизну; не хороша та птица, что собственное гнездо марает, не добрый тот пан, что собственную вотчину разоряете!..» И между тем он оказывался таким именно паном; сами крымцы говорили о себе, что они привыкли не давать подарки, а брать их, как это было и при Хмельницком. Мазепа в своем универсале, обращенном к малороссийским полчанам, также указывает, какой громадный вред принесли народу восстания, поднятый Серком, Сулимой, Суховеем, Ханенком: в это время правобережная Малороссия была окончательно разорена; "где бывали, — говорить он, — городы люднии и святынями божиими вельми оздобнии, там теперь за грехи наши пустыня и жилище зверем найдутся; з чого не тилко каждий тоей отчизни зичливий сын слезы з очей своих точыть мусит, але и каждого доброго христианина неутолимая обийдет жалость».

Эти указания должны были, естественно, парализовать значение аргументов, приводимых Петриком в пользу затеянного им дела. А Петрик в своем универсале писал между прочим: "а тое ведайте, що сяя война на москаля вечалася не для чего иншого але для ваших водностей и общого, всенародного посполитого добра; кгдиж не треба вам того много писати, сами знаете, що вам деють москали и свои драпежнии паны и що ся вам чинить от арендаров, все тое добре знаете, поневаж объездили вам шии и худобы ваши все пообирали.; колы теперь даст нам Господь Бог всемогущий выбытись с под ярма московского, то як сами схочете, такий между собою порядок учините, же бысте такие важивали водности, якие у живали предкови ваши за Хмельницкого».

Любопытная отповедь на это обращение была составлена в гетманской канцелярии и отправлена к Петрику от имени полтавских обывателей; она напоминает собою знаменитый ругательный ответ запорожцев турецкому султану. Указав, что Петр як провел свое детство среди нищих и питался подаянием, составители письма ставят ему на вид его самомнение, гордыню и потом продолжают: "Як тебе, собако скаженая, не завстыдыть твоя подлость, же бы не по лицу своему дело зачинаешь и як не озмет страх и трепет, же за твои богопротивнии дела, що мятежи и кровопролитие межи народ христианский внести прагнешь (стараешься), скорая постигнет тебе помета (месть) Божия? Не разумей того, божеволний (сумасшедший) глупче, абы тебе и одна душа живая туть з межи народу тян тебе назваты хотела, чим ты себе негодныку титулуешь (т.-е. гетманом)... А що ты кламцо в скверном письме своем прекладаешь, будто нам деются якие тяжати (тягости) и неволи, то всему свету тое явно, що лжеш я брешешь... А же спомынаеш калгу салтана з ордами, будто на помочь тебе будучого, то мы тому не веримо и того не сподеваемся, аби з Крымского панства такий особа мел тобе лгареве и щенюку последовати... хиба то який цыган перед тобою, дурным блазком, солтаном назвался и прибравши тысячей килко голоты татар, выйшол в тобою беэумного твоего дела помогати, чого и малий салтан,не тилко калга, учинити не хотел бы».

Петрик, по словам Н. И. Костомарова, хотел разыгрывать из себя Богдана Хмельницкого, но "везде и во всем подражание бывает хуже оригинала, и события, искусственно повторяемый не во время, представляют собою что-то комическое». Нам кажется, что вамыслы Петрика ближе подходят к политическим целям Дорошенка, а не Хмельницкого, ибо главным пунктом его было воссоединение, под крымским протекторатом, обеих Украин, оторванных друг от друга, как известно, еще Андрусовским договором. Не будем останавливаться на подробностях военных походов(их можно прочитать у Костомарова); заметил только, что Петрик три раза (в 1692, 1693 и 1696 г.) водил татарские орды на южную Украину в всякий раз безуспешно; ни запорожцы, ни украинцы, за небольшими исключениями, не оказали ему должной поддержки; за третьим разом он погиб: его заколол копьем, по словам автора "Истории руссов», Яким Вечирка или Вечирченко, прельстившись наградой в 1.000 руб., объявленной Мазепой за голову претендента. В "Истории руссов» Вечирко называется "охочекомонным старшиною», т.-е. предводителем охотников — удальцов.

О смерти его там рассказывается так: "он действовал против татар с удивительным мужеством и всегда старался поразить Петрика» и посему-то схвачен он так, что другие войска приметить того не могли и умерщвлен татарами тиранским образом, что примечено на теле его, изуродованном на многих местах варварски. Но и Петрик тут же погиб от удара, видно, Вечоркина. Труп его найден между татарскими, пробитый насквозь копьем и повешенный на крюк при мест. Кишеньках с надписью: "бунтовщик и возмутитель народный». Впрочем, отсюда видно, что и автор "Истории руссов» не был вполне убежден, что Петрика убил Вечирко; иначе бы он выразился более определенно. Мы полагаем, что он основывался не на документальных данных, а на каком-нибудь предании или песне. Одна из таких песен дошла до нас — это песня о взятии Вечирченка Петричевским, т.-е. Петриком; здесь, впрочем, не говорится об убиении Петрика Вечирченком; наоборот, по ней оказывается только, что Вечирченко попадает в плен и у него живого вынимают сердце; вот начало её:

"Ох, и стояла сосоночка да против сонечка,

А попереду Вечирченко на вороним коню.

Ох, и лышень жеда Вечирченко да на тую

траву изъижае,

А позад его да пан Петриковский да тугии

лук натягае».

Затем следует рассказ о смерти Вечирченка, смерти, вызвавшей тоску и печаль у его жены Ульяны. Нам кажется, что в песне этой есть пропуск целого эпизода об убиении Вечирченком Петриковского; рассказ об этом должен был следовать после приведенных нами выше слов песни, а описанная далее казнь Вечирченка должна была служить актом мести за убийство Петриковского. Сомневаться в самой песне мы не можем (как это делает П. С. Ефименко), потому что она записана двумя такими этнографами, как П. А. Кулиш и А. Маркович; Н. И. Костомаров также не выражал относительно её никаких сомнений.



Название статьи:   Петрик
Категория темы:    Древняя Русь Российская империя
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Русский библиографический словарь. 1902. т. 13.
Дата написания статьи:   1902 г.
Статьи, использованные при написании этой статьи:   Летопись Величка, т. 3-й, стр. 94—95,103— 125; Летопись Самовидца, стр. 181-182; История руссов, стр. 192; песня в "Русской Мысли" 1880, книга VIII, стр. 19—20 и "Киев. Стар." 1886, май, стр. 173 — 175: биограф. подробности у Н. И, Костомарова: Мазепа и мазепинцы, стр. 82—130.


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1828-29 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...

Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова

Книга Памяти Украины






РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...