ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ —¬я“ќ—Ћј¬ ’–јЅ–џ…, кн€зь » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

—¬я“ќ—Ћј¬ ’–јЅ–џ…, кн€зь

ќ  Ќя«≈ —¬я“ќ—Ћј¬≈ ’–јЅ–ќћ

¬о им€ ќтца, и —ына, и —в€того ƒуха!

RLD

ќ кн€зе —в€тославе ’рабром, "царствующим к северу от ƒуна€", существует расхожее мнение только как о "последнем русском викинге": жил де на –уси такой разбойник, €рый €зычник, закл€тый враг христиан, которому была "жизнь - индейка, чужа€ жизнь - копейка, да и сво€ головушка - полушка", только и знавший, что делать набеги на соседей и, в конце концов "сложивший свою буйную головушку на копье басурманское" (что-то вроде ¬асили€ Ѕуслаевича новгородских былин). ѕри этом даже ссылаютс€ на укоризненные слова киевл€н, сказанные ими (€кобы) своему кн€зю: "“ы, кн€же, чужих земель ищешь, а своими пренебрегаешь".

ѕопробуем разобратьс€ в том, насколько это мнение о кн€зе —в€тославе соответствует историческим фактам.

—в€тослав »горевич был родом из вар€гов, то есть, норманнов - северных германцев-скандинавов, предков нынешних датчан, шведов и норвежцев (норвежцы, кстати, и по сей день называют себ€ "нурменн", т.е. "норманны", nordmenn, "северные люди", а слав€не именовали норманнов вообще и норвежцев - в частности - "мурмане" или "мурманцы", а носимые ими под шлемами круглые шапочки - "нурманки", "мурманки" или "мурмолки"), которых восточные слав€не призвали в качестве "нар€да" (то есть войска, организованной вооруженной силы), дл€ прекращени€ междоусобиц в своей богатой, но раздираемой межплеменными противоречи€ми земле ("земл€ наша велика и обильна, а нар€да в ней нет"), и дл€ ее защиты от сильных и опасных внешних врагов. —лово "вар€г" ("варинг", "вэринг", "веринг") происходит от приносимой членами этой военной дружины своему предводителю кл€твы в верности ("вар", "вэр", "вер", родственной русским словам "верность" и "вера"), нарушить которую могла только смерть. "–омеи" (византийские "греки", проживавшие на территории бывшей ¬осточной –имской империи и по старинке именовавшие себ€ "римл€нами") называли норманнов - непревзойденных в ту эпоху воинов, которых, как и восточные слав€не, да и правители других стран и народов, охотно нанимали к себе на службу целыми дружинами или военными отр€дами - "варангами". »менно из вар€гов ("верных") состо€ла "Ётери€" ("√етери€", т.е. "ƒружина") - отборна€ гварди€ ромейского императора (по-гречески, "базилевса", "василевса", "басиле€" или "васили€").

ƒедом —в€тослава был военный предводитель ("конунг", или, по-слав€нски, "кн€зь") вар€гов –юрик (–Єрек или ’рорег(р), (то есть "—лавный") ётландский из ’едебю (ƒани€), переселившийс€ на –усь со своей верной дружиной ("тру вар") и всем "своим домом" ("сине хус"), т.е. чадами и домочадцами. ¬последствии под пером летописца, уже не знавшего норманнского €зыка, на котором изъ€сн€лись первые русские кн€зь€ и их окружение, "верна€ дружина" и "свой дом" –юрика превратились в €кобы прибывших вместе с ним братьев "“рувора" и "—инеуса" (естественно, никаких следов в русской истории не оставивших).

ќтцом —в€тослава был сын –юрика ётландского (которому в 2012 году наконец-то поставили в Ќовгороде давно заслуженный вар€жским конунгом пам€тник, как основателю –усского государства) - »горь (»нгвар), получивший впоследствии прозвище —тарый, а матерью - ќльга (’ельга) родом из ѕскова (ѕльскова, ѕлескова), расположенного поблизости от Ќовгорода, в котором вокн€жилс€ –юрик, или, согласно некоторым верси€м, из болгарского города ѕлиски (в последнем случае станов€тс€ пон€тными стремление —в€тослава завоевать ƒунайскую Ѕолгарию, как свой наследственный удел, и поддержка его частью болгарской знати, дл€ которой далекий северный кн€зь был не совсем чужим, а родней, пусть даже и отдаленной).

¬еликий кн€зь —в€тослав »горевич и византийский император »оанн ÷имисхий. ¬ерещагин, ¬асилий ѕетрович. Ёстамп. 1890.

¬еликий кн€зь —в€тослав »горевич и византийский император »оанн ÷имисхий.
¬ерещагин, ¬асилий ѕетрович. Ёстамп. 1890.

—в€тославу было всего три года, когда его отец »горь был убит м€тежниками из слав€нского племени древл€н, с которых вздумал повторно собрать дань (странным образом, в письме, написанном впоследствии ромейским василием —в€тославу, уже вступившему в войну с византийцами, утверждаетс€, что отец кн€з€ - »горь - пал от руки "германцев"; в св€зи с этим некоторые историки предполагают, что взбунтовавшийс€ против »гор€ древл€нский кн€зь ћал был в действительности не слав€нином, и уж тем более не хазаром или иудеем "ћалхом", в восточным германцем из древнего готского рода јмалов, или јмелунгов, нашедшего себе последнее убежище в древл€нской земле).

 огда киевское войско во главе с вар€жскими полководцами јсмундом (јсмудом) и —венельдом (—венхельдом, —ванхильдом) выступило в карательный поход на древл€н, то впереди ехал на боевом коне малыш —в€тослав, а по бокам его - отцовские воеводы.

ѕо древнему обычаю, кн€зю (сколько бы ему ни было лет от роду) надлежало начать битву. ¬оеводы вложили в ручонку —в€тослава копье, и тот попыталс€ метнуть (а скорее всего - толкнуть) его, но копье, пролетев между конских ушей, упало на землю пр€мо перед конской мордой. ќднако это было не важно. √лавное - формальность была соблюдена, древний обычай исполнен. —тарый вар€жский рубака —венельд громогласно воскликнул:

" н€зь уже начал! ѕот€гнем (последуем - ¬.ј.), дружина, за кн€зем!"

“аким было первое по€вление на исторической арене кн€з€ —в€тослава - трехлетнего малыша, но уже верхом на боевом коне и с боевым копьем в руке.

¬ те времена, чтобы крепче было единство рода и дружины, детей мужского пола не воспитывали в собственной семье. ѕростолюдины росли в семь€х родственников, знатные отроки - в семь€х дружинников отца (как впоследствии и отпрыски рыцарских родов в эпоху развитого —редневековь€).

—в€тослава воспитывал старый вар€г јсмунд. ќ нем мы знаем очень мало, но и очень много. ƒело в том, что јсмунд, воспитатель кн€з€ —в€тослава, был сыном ќлега (’ельга, ’ельги) ¬ещего, д€ди и воспитател€ отца —в€тослава, »гор€, правившего за него вплоть до совершеннолети€ своего воспитанника и умершего, по легенде, от укуса €довитой змеи, выползшей из черепа давно павшего боевого кон€ ќлега ("Ќо примешь ты смерть от кон€ своего").

ќ ¬ещем ќлеге вс€кий знает, по крайней мере, из пушкинской "ѕесни о вещем ќлеге". –ассказывать о нем можно очень долго. ќднако вполне достаточно будет сказать, что ќлег объединил под своей властью в один кулак все земли восточных слав€н и до самой своей смерти воевал с их врагами - волжскими болгарами (тюркскими предками болгар дунайских), роме€ми и хазарами (хозарами, козарами, казарами). ¬ этом же духе ќлег воспитал и »гор€, дважды совершавшего военные походы на ромеев (один раз - неудачно, другой - удачно), воевавшего с хазарами и волжскими болгарами. —ын »гор€, —в€тослав, также посв€тил свою жизнь делу объединени€ под своей властью всех слав€нских племен, разгромил ’азарский каганат и нанес р€д поражений роме€м. ¬не вс€кого сомнени€, именно јсмунд вложил в ум воспитанника идеи своего великого отца.

¬ четырнадцатилетнем возрасте у —в€тослава по€вилс€ личный повод дл€ стойкой непри€зни (если не сказать больше) к –омейской империи. ≈го мать ќльга-’ельга, вдова »гор€-»нгвара, весьма непрочно сидевша€ на киевском престоле (и у вар€гов, и у слав€н, да и у других народов на женщину в качестве верховной правительницы смотрели косо, править, согласно традиционным представлени€м, всегда должен был мужчина), хот€ и подавила древл€нский м€теж, жестоко расправившись с виновниками гибели супруга, была вынуждена возвратить хазарам отвоеванные у них ќлегом земли слав€нского племени в€тичей (а говор€ точнее - право сбора с в€тичей дани) и попыталась укрепить свою власть, породнившись с ромейским василием. ќльга отправилась в ромейскую столицу  онстантинополь, или "Ќовый (¬торой) –им", основанный в IV веке первым христианским императором  онстантином ‘лавием ¬еликим (—в€тым –авноапостольным ÷арем  онстантином) на месте древнегреческой колонии ¬изантий (слав€не именовали  онстантинополь ÷арьградом - калька с названи€ ƒревнего –има - urbs regia, т.е. "город царей", "царский город", а вар€ги - ћиклагардом), веро€тно, вз€в с собой сына, чтобы женить его на ромейской царевне.

ѕосле унизительно долгого ожидани€ в царьградской гавани —уда "северную архонтиссу" ќльгу и юного "северного архонта —фендославоса", соизволили, наконец, прин€ть в императорском дворце. Ќо...какой же им там оказали прием?

ѕо сути дела, им было за€влено следующее. –омеи, то есть (православные) христиане - византийские "греки" упорно ставили знак равенства между этими двум€ пон€ти€ми, имену€ своего васили€ не просто "автократором (самодержцем) ромеев", но "христианским императором", иначе говор€ - "повелителем (всех) христиан", обосновыва€ тем самым свои претензии на власть над всем подлунным миром! - это богоизбранный народ, Ќовый »зраиль. » негоже, по евангельскому слову, отнимать хлеб у детей, чтобы бросить его псам - можно ли даже помыслить о том, чтобы отдать дочь благочестивейшего христианского васили€ в жены €зычнику (псу)? яснее не скажешь, не правда ли?

“ак юный —в€тослав своими глазами убедилс€ в верности того, что ему, несомненно, говорил о "роме€х" его старый, поседелый в бо€х - в том числе и с "греками" - под шлемом воспитатель јсмунд. "Ћьстивы бо и лживы греци до сего дни" (как писал впоследствии русский - уже христианский! - летописец). ¬изантийские "греки", претенциозно именовавшие себ€ "роме€ми" ("римл€нами") и с привычным дл€ подлинных римл€н презрением взиравшие свысока на все прочие народы, в отличие от тех, древних, истинных римл€н, не имели дл€ этого никаких оснований, деградировав к ’ веку до уровн€ ублюдочной смеси сирийцев, арабов, арм€н, иллирийцев, фракийцев, исаврийцев, влахов, слав€н, арамеев, египт€н, аланов, тюрок, иудеев и т.д., разбавленных незначительным количеством потомков древних греков и говоривших, с разной степенью чистоты, на греческом (как некоем "€зыке межнационального общени€").  роме этого €зыка и православного варианта христианской веры византийских "греков" (да и то не далеко не всех, ибо на территории –омейской империи множились ереси и отнюдь не все подданные царьградских василиев владели греческим €зыком) в какой-то степени объедин€ли только смутные воспоминани€ о государственных и воинских традици€х древней –имской империи, на эксклюзивное преемство от которой "ромеи" продолжали упорно претендовать вплоть до окончательной погибели своей державной химеры. » так вели себ€ те самые "греки", которые платили дань отцу —в€тослава - кн€зю »горю, и ¬ещему ќлегу - отцу кн€жеского воспитател€ јсмунда, прибившему свой щит на врата ÷арьграда!  онечно, в истории с этим ќлеговым щитом много не€сного - не мог же ¬ещий ќлег не понимать, что "льстивые и лукавые до сего дни греки" не преминут сразу же после ухода "северного варвара" сн€ть с ворот "¬торого –има" прибитый им щит и предать его поруганию.   тому же известен ромейский обычай вывешивать меч, панцирь и щит васили€ на вратах  онстантинопол€ перед началом очередного военного похода на "варваров" (часто именуемых "греками" просто "народами", символизировавшими силы слепого хаоса и противопоставл€вшимис€ "–омейской (’ристианской) ƒержаве" как символу упор€доченного ћирового ѕор€дка, "космосу"), возможно, неправильно пон€тый (в неточном пересказе), ложно истолкованный и перенесенный с "греческого" самодержца на ќлега ¬ещего жившим много позже русским летописцем. Ќо, как бы то ни было, суть происшедшего от этого не мен€лась. "Ѕлагочестивые ромеи" со всем присущим им "дипломатическим тактом" указали "северным варварам" их место.

¬р€д ли полученный в ÷арьграде от "греков" афронт прибавил —в€тославу уважени€ к своей матери ќльге, фактически "смиренно утершейс€" после жестокого оскорблени€, нанесенного ей самой, ее сыну, а в их лице - всей грозной вар€го-русской —еверной ƒержаве.

ѕечать кн€з€ —в€тослава »горевича с христианским крестом, смотри верхнюю часть печати.ћы специально не касаемс€ вопроса подлинности легенды, согласно которой кн€гин€ ќльга ездила в ÷арьград креститьс€, а ставший ее крестным отцом ромейский василий вздумал женитьс€ на своей крестной дочери и т.д., ввиду ее абсолютной неисторичности (а местами и абсурдности - вчерашн€€ €зычница ќльга вразумл€ет христианина от рождени€ - "греческого" императора, напомина€ ему, что христианска€ церковь запрещает крестному отцу женитьс€ на своей крестнице! - и т.д.), как и вопроса о €кобы непримиримой враждебности —в€тослава христианской вере (а не –омейской империи, использовавшей христианство как средство продвижени€ своих военно-политических интересов!) - последнее опровергаетс€, к примеру, присутствием на украшенной "двузубцем" рода –юриковичей печати —в€тослава изображени€ христианского креста -, но дальнейшее обсуждение этих вопросов слишком отвлекло бы нас от основной темы насто€щей военно-исторической миниатюры.

ѕравда, через пару лет ќльга снар€дила аналогичное посольство к правителю другой "–имской империи", конкурировавшей и соперничавшей с "греческой" империей ромеев - ќттону I ¬еликому, обновившему в 961 году "—в€щенную –имскую империю", основанную в 800 году франкским королем  арлом ¬еликим (формально восстановившим, в союзе с римским папой, «ападную –имскую империю, прекратившую свое существование в 476 году; при этом обе "римские" империи - «ападна€ римско-германска€ и ¬осточна€ "греческа€" претендовали на полную и безраздельную власть над всеми земл€ми некогда единой древнеримской державы, что дополнительно усиливало остроту конфликта!)-, смиренно испрашива€ у него наставников в христианской вере. ѕо тем временам подобна€ просьба означала готовность просител€ признать себ€ вассалом того, к кому он с этой просьбой обращалс€.

–имско-германский император ќттон согласилс€ выполнить просьбу кн€гини ќльги и направил на –усь с миссией епископа јдальберта. ќднако —в€тослав, видимо, помешал этому намерению осуществитьс€, совершив нечто вроде государственного переворота. ќльга была выдворена из киевских кн€жеских палат в свой терем в ¬ышгороде, прибывший в  иев епископ јдальберт изгнан оттуда в 962 году.

962 год стал годом первой (пока что политической) победы —в€тослава, первым годом его полновласти€, превращени€ из кн€жича в кн€з€, из юноши - в мужа.

 ак же повел себ€ молодой вар€го-русский кн€зь? “от заби€ка и грабитель, который предстает нам на страницах иных исторических сочинений, стал бы первым делом нападать на соседей - тех, кто поближе, побогаче и послабее. ј на худой конец (если соседи показались бы слишком бедны), напал бы на ромейские владени€ в  рыму (фему  лиматов) - земли там были богатые, но не имевшие дл€ "греческой" империи большого стратегического значени€ и потому довольно плохо охран€емые "греками".

Ќо —в€тослав первым делом обратил свой меч против самого главного, опасного и сильного врага –уси - ’азарского каганата.

Ќа ёге каганат граничил с јрменией и √рузией (»верией), на —евере - с предгорь€ми ”рала. —олнце вставало над ’азарией из вод јральского (јбескунского) мор€ и опускалось за порогами ƒнепра.

ћножество разноплеменных рабов трудились на ’азарию, множество разноплеменных наемных воинов (главным образом - представителей различных кочевых народностей ¬еликой —тепи) стерегли ее границы или нападали на страны, неугодные хазарскому кагану (когану, каану, хакану, ¬еликому хану). „ерез территорию ’азарии проходили важнейшие торговые пути тогдашнего мира - ¬еликий Ўелковый путь и путь из стран Ѕалтийского бассейна в богатые страны ¬остока ("путь из вар€г в греки"). ќгромные торговые пошлины и таможенные сборы, ростовщичество и работорговл€ неустанно пополн€ли казну прав€щей верхушки каганата, обосновавшейс€ в хазарской столице »тиль (јтедь), расположенной в устье ¬олги, близ нынешней јстрахани. ¬се подвластные кн€зь€ были об€заны отдавать своих дочерей в гарем кагана (правившего в эпоху —в€тослава чисто номинально) и реального правител€ ("пеха", или "бека") хазар. »менно хазарский "пех" ("царь") сосредоточил в описываемое врем€ в своих руках всю полноту власти над каганатом, в то врем€ как каган (особа которого почиталась настолько св€щенной, что он жил в посто€нном затворничестве в своем итильском дворце и лишь в дни больших праздников показывалс€ своим подданным) сохранил исключительно прерогативы духовного владыки.

¬ерхушка прав€щего сло€ ’азарского каганата - сам каган (происходивший из древнего тюркского рода јшина), "пех", придворные, вельможи, законоучители, книжники, сборщики налогов и пошлин, служители государственного культа исповедовали иудейскую веру. ѕредставители военно-чиновничьей знати (или, выража€сь современным €зыком, "армии и силовых структур") были не только иуде€ми, но и мусульманами. ¬ их число входили выходцы из различных кавказских и азиатских народов (например, хорезмийцы) и собственно хазары ("белые хазары") - изначально северокавказский мелкий разбойничий народец, прин€вший иудаизм при кагане Ѕулане (ставшего после перемены веры ќбадией). ¬ отличие от "белых хазар", покоренные ими кочевые тюркские племена, получившие прозвание "черных хазар", составл€ли, вместе с другими племенами, т€глое (податное) население каганата, исповедовавшее, главным образом, различные €зыческие культы (впрочем, было среди хазар и некоторое количество христиан, имевших даже собственные церкви). »стори€ прозелитизма (обращени€ в иудаизм) хазар весьма любопытна, но ее подробное изложение увело бы нас слишком далеко от главной темы насто€щей военно-исторической миниатюры. ≈сли верить арабскому путешественнику-географу аль-ћасуди, значительную часть податного населени€ ’азарии и хазарских рабов составл€ли слав€не ("сакалиба"), уже тогда густо засел€вшие подчиненные каганатом ѕодонье и ѕоволжье. »менно потомки этих слав€нских по происхождению "хазар" (слово "хазар" произносилось как "хазаг" или "хазак") составили впоследствии основу казачества (впрочем, до возникновени€ казачества было еще далеко). √вардию кагана (а в действительности - "пеха") составл€ли так называемые "ларса", "ларсии" или "арсии" - дес€ть тыс€ч отборных т€желовооруженных хорезмийских конных воинов-мусульман, численный состав которых посто€нно пополн€лс€, так что "ларсиев" всегда было дес€ть тыс€ч человек (как в гвардии "бессмертных" персидских царей из династий јхеменидов и —асанидов, а также подражавших им ромейских василиев).

—ловно мало было мощи одной ’азарии, угрожавшей вар€жской –уси, за каганатом сто€ла и вс€ мощь империи ромеев. ¬ременами константинопольские василии ссорились и даже воевали с итильскими каганами и "пехами", однако их стратегическое партнерство в борьбе с јрабским халифатом вс€кий раз заставл€ло их преодолевать временные разногласи€. ÷арьградские василии выдавали своих дочерей за хазарских каганов и "пехов", те поступали аналогично. “ак, например, перва€ женщина на престоле –омейской империи - василисса (императрица) »рина была хазаркой по происхождению, а один из ромейских василиев вошел в историю как Ћев ’азар. —праведливости ради, следует заметить, что многие переселившиес€ на земли ромейской державы хазары принимали православие и даже делали духовную карьеру. “ак, знаменитый константинопольский патриарх ‘отий, при котором чудесной силой вынесенной из ¬лахернской церкви –изы ѕресв€той Ѕогородицы был потоплен подошедший к ÷арьграду, в отсутствие воевавшего с арабами-мусульманами васили€, флот ушедших от –юрика и вокн€жившихс€ в  иеве вар€жских воевод јскольда (’аскульда) и ƒира (“ира, “юра), в честь чего был установлен христианский праздник ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы, был хазарского происхождени€ и даже получил прозвище "’азаропросопос".

–омейские василии направл€ли своих военных инженеров строить крепости на хазарско-русских рубежах. “ак, "греческий" патрикий (патриций) и военный архитектор ѕетрона  аматир построил в ѕридонье хазарскую крепость —аркел (Ѕелую ¬ежу, т.е. "Ѕелую Ѕашню") по последнему слову ромейской фортификационной техники (впоследствии с немалым трудом и большими потер€ми вз€тую кн€зем —в€тославом).

«а сотню лет до —в€тослава хазары обложили множество слав€нских племен - древл€н, север€н, радимичей, в€тичей - небывалой данью. ƒань включала не только меха, мед, скору (воск) и отличавшиес€ особо прочностью ковки слав€нские мечи с двум€ лезви€ми (хазары, если верить летописцам, умели хорошо ковать лишь сабли, имевшие не два, а лишь одно лезвие), но и множество рабов. Ћетописцы, жившие позднее, веро€тно, не могли поверить в буквальный смысл древних строк, и исправл€ли их, по своему разумению - "по беле и кунице с дыму", "по белке-веренице (веверице) с дыму". » лишь немногие уцелевшие древнейшие летописные тексты свидетельствуют, что в действительности хазарские сборщики дани взимали со слав€н "по белой девице из дому".

ќставшиес€ в ограбленном доме ("дыме") бо€зливо складывали сказки о том, как "налетело чудо-юдо коганое, требу€ по девице на обед, по отроку на ужин". ¬ сказках чудо-юдо, в конце концов, оказывалось побеждено...Ќа€ву же сказители и слушатели помнили: если схватишьс€ за меч, окоем тут же зат€нет беспощадна€ конна€ лава, сверкающа€ стальной чешуей, скал€ща€с€ боевыми личинами шлемов. » тогда угон€т в полон уже всех...кто уцелеет...

»менно дл€ защиты от хазар и призвали слав€не вар€гов, когда цепкие щупальца каганата, завладевшего  иевом (хазары переименовали древний праслав€нский град в —амбатион; это греческий вариант хазарского названи€  иева, упоминаемый ромейским василием  онстантином Ѕагр€нородным в трактате "ќб управлении империей", веро€тно, каким-то образом св€зан с иудейским религиозным термином "шаббат", то есть "суббота", "день отдохновени€"; "—амбатионом"-же хазары называли и реку ƒнепр, именовавшуюс€ по-гречески Ѕорисфенос, Ѕорисфен), воспользовавшись раздиравшими слав€н межплеменными раздорами и междоусобицами (разжигаемыми, надо думать, не без вли€ни€ хазарского золота), прот€нулись далеко на русский север - к »льменю и Ѕелоозеру.

» вар€ги пришли! –юрик и ќлег не только не пустили хазар на север. ¬оеводы –юрика јскольд и ƒир выбили войска каганата из  иева-—амбатиона. ѕравда, впоследствии, их самих выманил из  иева хитростью, и убил (с полным правом обвинив в измене данной –юрику и его сыну »горю кл€тве верности - "вару", которую был об€зан соблюдать вс€кий вар€г) ќлег ¬ещий, посадивший в  иеве кн€зем своего воспитанника »гор€, но это были уже внутренние конфликты между самими вар€го-руссами. ѕравда и то, что в состав дани, собираемой вар€жскими "находниками" со слав€нских племен за их защиту от хазар (или, выража€сь современным €зыком, "крышевание"), нар€ду с продуктами охоты и сельского хоз€йства, входили и рабы ("чел€дь"), но, вне вс€кого сомнени€, в несравненно меньшем количестве, чем в состав дани, взимаемой со слав€н хазарами. Ѕлагодарные вар€гам за защиту север€не, в€тичи, радимичи и другие слав€нские племена слагали уже не сказки, а былины, бывальщины, о том, как ехал на –усь злой "∆идовин могуч богатырь", на пути которого встал ¬ещий ќлег (’ельги) - ¬ольга (≈льга) ћурманец (Ќорманн), снесший ему, в жестоком бою, "с плеч каганых (веро€тнее всего, слово "каганый" было впоследствии, уже после  рещени€ –уси, переосмыслено как "поганый" - от латинского слова "паганус", то есть "сельский", в значении "€зыческий", ибо христианска€ вера повсюду утверждалась сначала в городах и уж затем - в сельской местности!) черну голову" (и лишь впоследствии поединок с ∆идовином был приписан »лье ћуромцу, св€занному, по созвучию, с возникшим гораздо позднее и расположенным гораздо севернее городом ћуромом). ¬озможно, поход ¬ещего ќлега (≈льги, ¬ольга, ¬ольги, ¬олха или ¬олхва, т.е. "волшебника", "кудесника") ¬сеславьевича (—в€тославовича) на "»ндейское (в современных переводах - »ндийское) царство", которое он разгромил, проникнув в него хитростью, в действительности €вл€етс€ поэтическим переосмыслением "былинниками речистыми" позднейших времен войн двух реальных вар€го-русских кн€зей –юрикова рода - ќлега (¬ольга, ’ельги, ≈льги) и его внучатого плем€нника —в€тослава - с "»удейским царством" (’азарским каганатом, государственной религией которого был иудаизм - отсюда и былинное "чудо-юдо"). Ёто представл€етс€ весьма логичным - до далекой »ндии не доходил со своим войском ни один русский государь, –юрикова или не –юрикова рода. «амена в былинах "иудейского" царства "индейским" произошла в эпоху позднего —редневековь€, когда пам€ть о грозном ’азарском каганате почти полностью изгладилась из пам€ти народной (веро€тно, во многих случа€х место хазар - как, впрочем, печенегов, торков, берендеев, половцев и других степн€ков - прочно зан€ли пришедшие на –усь позже всех захватчиков "татары"), и сама мысль о существовании какого-то "иудейского царства" на границе –уси казалась попросту абсурдной... ¬прочем, довольно об этом...

ѕосле убийства »гор€ древл€нами и подавлени€ древл€нского восстани€ кн€гин€ ќльга, опаса€сь войны с могущественным каганатом в услови€х крайне непрочного тыла, отдала хазарам отбитую у них ¬ещим ќлегом землю в€тичей (или, если быть точнее - право сбора дани с в€тичей). ¬новь пот€нулись в »тиль вереницы слав€нского "полона" ("чел€ди") - девиц и отроков. »х было так много, что слово "слав€нин" - "славе", "склаве", "саклаб", "сакалиба" - стало синонимом слова "раб" и по-прежнему остаетс€ таковым во многих современных €зыках.

» вот на этих-то "неразумных" (по мнению ј.—. ѕушкина, но по-своему очень даже неплохо "соображавших, что к чему") хазар подн€л меч кн€зь —в€тослав  иевский.

»з дошедших до нас скупых строк летописи €сно, как именно действовал —в€тослав. ћожно предположить, что основную ударную силу его войска составл€ла сплошна€ стена т€желых пехотинцев в железных кольчугах и шлемах, с длинными копь€ми, любимым оружием вар€гов - секирами и длинными мечами, большими норманнскими "каплевидными" ("миндалевидными") щитами, прикрытую с флангов легковооруженными пехотинцами и конными дружинниками. Ќо это лишь предположение. »бо из летописных свидетельств следует, что кн€зь был легок на подъем, быстр "аки пардус" (как гепард, бегущий со скоростью до ста километров в час), спал, подложив под голову седло, попону или потник боевого кон€, не возил с собой ни котлов, ни обозов с припасами, но "тонко нарезав конину и зверину, пек ее на костре и так ел. “аковы же были и все вои (воины) его". Ёто описание создает представление о предводителе высоко мобильного, подвижного конного войска, способного быстро совершать большие переходы, а точнее говор€ - конные рейды. — другой стороны, ромейский военный историк Ћев ƒиакон в описании осады войска —в€тослава "греками" в болгарской крепости ƒоростоле (ƒрестере, —илистрии) на ƒунае подчеркивал, что "русы" сражались в основном в строю, подобном фаланге (т.е. пешими), и хот€ порой выступали и в конном строю, но были к конному бою непривычны (в войнах на ƒунае —в€тослав использовал главным образом не свою, а союзную угорскую, т.е. мадь€рскую, или венгерскую, конницу). ’от€ оп€ть же следует заметить, что сознательно архаизировавшие свой стиль, подгон€€ его под античные образцы, ромейские историки (например, царевна јнна  омнина в "јлексиаде") именовали "фалангой" любой строй - не только пеший, но и конный. ¬-общем, "темна вода во облацех"...

ћало того! Ќам даже не известен толком ход войны —в€тослава с "неразумными хазарами". Ћетописец просто говорит, что —в€тослав разбил хазар, убил их "цар€  огана" и вз€л Ѕелую ¬ежу, не сообща€ ничего ни о разгроме войска "пеха", ни о вз€тии вар€го-русами (при поддержке наемной печенежской конницы) других хазарских твердынь - —емендера (—емендерема), —амкуша (—амкерца или, по-русски,  орчева, управл€вшегос€ хазарским наместником-"тудуном"; ныне это то ли город  ерчь, то ли город “амань) и, самое главное - столицы  аганата - »тил€. ћы твердо знаем лишь одно. ’азарский каганат, огромна€ держава, исчез с лица земли всего за один год (964). Ќе помогли кагану с "пехом" ни чешуйчатые латы на кон€х и всадниках, ни наемные конные орды, ни построенные ромейскими военными инженерами крепости, ни золото работорговцев и ростовщиков.

ћного лет спуст€ арабский путешественник-географ »бн ’аукаль видел на берегу ¬олги руины хазарских разбойничьих гнезд и опустевшие кочевь€ их степных вассалов-союзников. Ќа —еверном  авказе русы, если верить »бн ’аукалю. "если что и оставили, так только лист на лозе".

√раницы –уси выдвинулись на ƒон и в ѕриазовье, где бывшие хазарские твердыни —аркел и —амкуш стали русскими городами Ѕелой ¬ежей и “мутороканью (впрочем, есть мнение, что “муторокань - это бывша€ "греческа€" “аматарха). —лав€нское большинство населени€ ’азарии из забитых, всеми презираемых полурабов превратилось в полноправных подданных киевского кн€з€ –юрикова рода.  огда же оставшиес€ в “ьмуторокани хазары и примкнувшие к ним "греки" попытались "тр€хнуть стариной", —в€тослав послал на них старого, служившего еще ќлегу и »горю, вар€га —венельда, так "вразумившего" смуть€нов, что из "греческого"  рыма срочно прибыл с "миротворческой миссией" ромейский губернатор-топарх с заверени€ми в вечной дружбе и чуть ли не с просьбой о покровительстве. “огда-то из его уст в титулатуре "—фендославоса" и прозвучал впервые пышный эпитет "царствующий на север от ƒуна€". ƒо этого-то киевских правителей в –омейской империи полупрезрительно именовали "архонтами" ("кн€зь€ми", "старостами" - даром что владени€ этих "старост" давно уже превышали по обширности земли ¬осточной –имской империи).

Ќо —в€тославы железной рукой навел пор€док и в  иеве. ќн безжалостно пресек завезенное туда хазарами ростовщичество. ѕредание гласит, что кн€зь повелел отсекать тем, кто дает деньги в рост, десницу (правую руку), а тем, кто брал их - шуйцу (левую). ¬ результате инфл€ци€ - вечный жупел экономистов всех времен - на все врем€ правлени€ —в€тослава бесследно исчезло из его державы, и, хот€ собственной монеты вар€го-русский кн€зь-викинг не чеканил, деньги при нем не обесценивались. Ёто - тоже одна из его побед, к сожалению, не датируема€ и почти никогда не упоминаема€ в исторических сочинени€х.

Ќаступил 967 год. Ќа царьградском престоле сидел василий Ќикифор ‘ока, прославленный военачальник арм€нского происхождени€, одержавший немало побед над арабами. ≈го не могло не тревожить стремительное и бесславное падение давнего военно-политического союзника –омейской державы - ’азарии, и столь же быстрое усиление давних врагов империи - русов ("тавроскифов"). —ам опытный полководец и воин, Ќикифор был способен оценить противника по достоинству. ¬оенна€ экспедици€ на –усь выходила за пределы возможностей ромеев, пассивно ожидать нападени€ —в€тослава было также нельз€, и потому василий Ќикифор решил применить испытанную ромейскую тактику "раздел€й и властвуй", "натравливай одних варваров на других". јвтократор направил на –усь с особой миссией изощренного во всех тонкост€х ромейской дипломатии патрики€  алокира ƒельфина, сына правител€ ’ерсонеса  рымского (именовавшегос€ русскими " орсунь"), с п€тнадцатью кентинари€ми (полутора тыс€чами фунтов) золота и предложением —в€тославу в обмен на это золото напасть, в союзе с "греками", на ƒунайскую Ѕолгарию, с которой импери€ ромеев в очередной раз воевала.

ќднако василий Ќикифор сам себ€ перехитрил. —в€тослав вовсе не собиралс€ таскать дл€ "греков" каштаны из огн€! "“айна€" тактика ромеев давно уже не была тайной ни дл€ кого (кроме разве что них самих).   тому же выбор Ќикифором именно  алокира в качестве посла оказалс€ крайне неудачным. —ейчас трудно сказать, был ли  алокир просто честолюбивым авантюристом или же идейным, а то и личным недругом васили€, а может быть - выразителем давних сепаратистких устремлений своего родного ’ерсонеса (в конце концов попытавшегос€ отпасть от империи уже в кн€жение сына —в€тослава -  рестител€ –уси ¬ладимира  расное —олнышко, оказавшего –омейской державе немалую услугу, военной силой вернув восставший ’ерсонес под власть ÷арьграда). Ёто нам не известно. »звестно лишь одно. явившись по поручению васили€ с грузом золота и предложением союза с империей в  иев,  алокир сказал —в€тославу совсем не то, что поручил ему император. ќн предложил вар€го-русскому кн€зю под предлогом союза с империей вступить в ƒунайскую Ѕолгарию, оттуда внезапно ударить по империи и посадить  алокира на императорский престол в  онстантинополе (за соответствующую плату). —в€тославу настолько понравилс€ план  алокира, что он даже побраталс€ с будущим кандидатом на цареградский престол, союз с которым, в случае успеха задуманного, сулил ему огромные выгоды.

—ын »гор€ согласилс€ на план изощренного в хитрост€х побратима. ’от€ вообще-то подобные хитрости самому кн€зю были чужды. –ыцарственный с врагами, он всегда, перед нападением на него, посылал к нему вестника с кратким извещением: "»ду на вы (вас)!".

—праведливости ради, следует заметить, что у оповещенного таким образом непри€тел€ все равно оставалось слишком мало времени, чтобы подготовитьс€ к обороне (если только он не начал готовитьс€ к ней еще до получени€ кн€жеского послани€). Ќо это так, к слову...

 ак бы то ни было, к описываемому времени данное краткое послание —в€тослава звучало дл€ его адресата, как смертный приговор. “еперь его услышали дунайские болгары (тюркский по происхождению, но прин€вший слав€нский €зык народ, образовавшийс€ в результате смешени€ перекочевавшей на ƒунай под давлением ’азарского каганата части волжских болгар - так называемых "праболгар", или "протоболгар" - с местными слав€нами, фракийцами и влахами).

”спех замысла  алокира ƒельфина далеко превзошел ожидани€ самих побратимов. ѕод ударами дружинников —в€тослава собранное болгарским царем ѕетром войско разлетелось в пух и прах. ”знав о разгроме, царь ѕетр разболелс€ и умер. ¬осемьдес€т (!) болгарских городов открыли ворота —в€тославу. ¬место зат€жной войны, в которой русы и болгары, по замыслу васили€ Ќикифора, должны были взаимно истощить друг друга, почти вс€ Ѕолгари€ в одночасье оказалась во власти —в€тослава (возможно, имевшего законные права на владение ею - если ќльга действительно была родом не из ѕскова-ѕлескова, а из болгарской ѕлиски)!

Ќикифор стал принимать спешные меры к укреплению обороны ÷арьграда. Ќа стенах ¬торого –има были установлены камнеметы, направленные на северо-запад. √авань вновь, как в дни нашествий јскольда и ƒира, ¬ещего ќлега и »гор€, перегородили громадной железной цепью. —пешно ст€гивали отовсюду войска, в первую очередь основную ударную силу имперской армии - т€желую конницу ("катафрактариев"), тайно готовили к бою сифоны с "греческим огнем" (ромейским "напалмом", которым был в свое врем€ сожжен русский флот »гор€ –юриковича в дни его первого, неудачного, похода на ÷арьград).

ќднако Ќикифору следовало бы позаботитьс€ об укреплении не только городских стен, но и собственной спальни. «имней ночью, пройд€ через гинекей (женские покои дворца), любовник василиссы ‘еофано, уже отправившей на тот свет своего предыдущего царственного супруга, прославленный в бо€х с арабами полководец-арм€нин »оанн ÷имисхий („имшик), плем€нник васили€ Ќикифора, проник в спальню своего царственного д€дюшки и, с помощью сообщников, зарубил его насмерть (после чего, с чисто византийским цинизмом, немедленно повелел казнить соучастников по преступлению за цареубийство, а помогавшую им василиссу ‘еофано постричь в монахини).

Ќовый василий »оанн начал действовать немедленно, причем вполне в духе своего незадачливого д€ди. ќн знал, что печенеги были союзниками отца —в€тослава - кн€з€ »гор€, и сопровождали самого —в€тослава в походе на ’азарию. ќднако в поход на ƒунайскую Ѕолгарию —в€тослав печенегов по каким-то причинам (возможно, по совету  алокира, ведшего какую-то свою неразгаданную по сей день и, возможно, двойную, игру) не вз€л, лишив их доли в добыче и в славе. ’уже всего было то, что вместо печенегов —в€тослав вз€л с собой в Ѕолгарию закл€тых врагов печенегов - угров (венгров-мадь€р)! –омейские шпионы и "агены вли€ни€" умело разожгли обиду печенегов и вражду одних кочевников к другим, а также к русам. » печенеги, воспользовавшись отсутствием —в€тослава, осадили его стольный град  иев - "мать городов русских".

Ёта крайне непри€тна€ весть застала кн€з€ на ƒунае. —в€тослав с частью войска совершил молниеносный бросок с ƒуна€ к  иеву (что лишний раз доказывает: его войско было, если и не целиком, то в значительной своей части не пешим, а конным). ќднако скрестить оружи€ с печенегами внуку –юрика ётландского на этот раз не пришлось. ”знав о подходе войск грозного кн€з€, степн€ки спешно сн€ли осаду с  иева, а затем направили к киевл€нам послов с предложением мира и дружбы.  н€зь (хан) печенегов побраталс€ с киевским воеводой ѕретичем, обмен€вшись с ним оружием и доспехами, и ушел в степь.  ак только подоспел —в€тослав, скончалась кн€гин€ ќльга. —в€тослав перезимовал в  иеве, воздав честь умершей матери, и...за€вил о переносе своей столицы в болгарский город ѕере€славец ƒунайский. "«десь будет середина державы моей", за€вил —в€тослав, и эти слова, надо думать, очень скоро дошли и до васили€ ромеев. “от живо смекнул, что если середина (центр) державы "северного варвара" будет находитьс€ на ƒунае, то дл€ самосто€тельной –омейской империи просто не останетс€ места на карте мира. —лужившие житницей империи (и населенные в описываемое врем€ преимущественно слав€нами) Ѕалканы были жизненно важны дл€ ромеев, которые в случае их утраты просто умерли бы с голоду.

ѕревосходно налаженна€ тайна€ служба империи стала про€вл€ть повышенную активность. –езультаты ее де€тельности не заставили себ€ долго ждать. ѕока —в€тослав зимовал в  иеве, во многих городах на ƒунае против власти русов взбунтовалась болгарска€ знать ("бол€ре", по-русски: "бо€ре", а по-гречески, "болиады"). ¬ знак союза с роме€ми м€тежники направили в ÷арьград двух болгарских царевен, предназначенных в жены малолетним ромейским царевичам, и посольство с просьбой о военной помощи.

—в€тослав умел быть великодушным к побежденным противникам - например, к болгарам или печенегам. Ќо измены он не прощал никому, и карал изменников беспощадно.

¬ойско киевского кн€з€ вместе с новыми союзниками-печенегами снова вторглось в ƒунайскую Ѕолгарию. ¬ городе ‘илиппополе (ѕловдиве) - центре заговорщиков - состо€лись массовые казни. ћ€тежники были посажены на кол.  репости бол€р-бунтовщиков были разрушены.

¬ Ѕолгарии фактически разгорелась гражданска€ война, к чему так стремились ромеи. „асть болгар прин€ла сторону "греков", друга€ - перешла под ст€ги —в€тослава и стала сражатьс€ против ромейской армии вторжени€. ” —в€тослава хватило политического разума не отнимать ни свободу, ни царский титул у сыновей болгарского цар€ ѕетра - Ѕориса и –омана (братьев увезенных в ÷арьград болгарских царевен).

ѕрибывшие из  онстантинопол€ послы ÷имисхи€, угрожавшие —в€тославу, напомина€ кн€зю о гибели его отца »гор€ (почему-то от рук "германцев"), не испугали сына ќльги. —в€тослав за€вил, что находитс€ в Ѕолгарии у себ€ дома (лишний аргумент в пользу версии о происхождении ќльги из болгарской ѕлиски), а роме€м, намекнув на то, что они всецело превратились в азиатов, предложил убиратьс€ из чужой им ≈вропы к себе в јзию.  н€зь уже совершенно открыто обх€вил о своем намерении создать собственную империю с центром на Ѕалканском полуострове.

¬ ответ на угрозу, что на театр военных действий скоро прибудет сам грозный василий ромеев во главе бесчисленных карательных войск, —в€тослав ответил, что русы - не трусливые дети, а мужи, привыкшие к виду крови. ¬асилию »оанну ÷имисхию он посоветовал не затрудн€ть себ€ долгим походом, ибо он, —в€тослав, намерен сам скоро навестить того в ÷арьграде.

¬новь прозвучало грозное: "»ду на вы!"

¬ар€го-русское войско, усиленное болгарскими вспомогательными отр€дами, поспешило вслед за возвращавшимис€ в  онстантинополь ромейскими послами. ¬асилий ÷имисхий, спешно заключив мир с сосед€ми (импери€ посто€нно с кем-нибудь воевала), бросил все войска навстречу надвигающимс€ русам. ћагистр ѕетр привел из —ирии отборные войска, только что громившие арабов.

"ћертвые сраму ни имут!" - провозгласил кн€зь —в€тослав перед строем своих дружинников. Ќестор-летописец в "ѕовести временных лет" привел целую речь доблестного кн€з€, сказанную перед битвой. ¬ передаче Ќестора речь —в€тослава звучала так:

"Ќам некуда уже детьс€, хотим мы или не хотим Ч должны сражатьс€. “ак не посрамим земли –усской, но л€жем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. ≈сли же побежим Ч позор нам будет. “ак не побежим же, но станем крепко, а € пойду впереди вас: если мо€ голова л€жет, то о своих сами позаботьтесь".

—мысл выражени€ "мертвые сраму не имут" совершенно €сен: даже в случае проигранной битвы потомкам не в чем упрекнуть погибших, ибо они сделали все, что могли Ч достойно сражались, и погибли с оружием в руках.

Ѕольше ни о магистре ѕетре, ни о его сирийской армии ромейские летописцы ничего не сообщали.

¬ойска —в€тослава подошли к јркадиополю. ƒо ÷арьграда оставалс€ всего только один дневной переход. –оме€м в очередной раз помогла военна€ хитрость. ѕатрикий јлакас (крещеный печенег) обманом заманил в ловушку и истребил легкую конницу своих соплеменников печенегов - союзников —в€тослава. Ѕоевые пор€дки главных сил внука –юрика - т€желой пехоты (?) - без прикрыти€ с флангов легкой конницей были чрезвычайно у€звимы дл€ фланговых ударов ромейской т€желой кавалерии.

¬ жестокой битве войска —в€тослава с войском "греческого" полководца арм€нского происхождени€ ¬арды (¬ардана) —клира победы не удалось добитьс€ ни одной стороне. ќднако именно "греки" первыми направили к —в€тославу послов с предложением мира и дарами. «олото и дорогие ткани не произвели на грозного кн€з€ никакого впечатлени€ - он, при виде этих даров велел своим младшим дружинникам "схоронить" (спр€тать) их.  огда же ему поднесли боевой меч, кн€зь стал разгл€дывать его, расхваливать работу оружейника, см€гчилс€ и согласилс€ на мирные переговоры.

"Ћют муж сей - " доложили василию »оанну послы - "злата не берет, а оружие любит".

ќднако без печенежской конницы, понес€ т€желые потери, ослабленное войско —в€тослава вр€д ли смогло бы разбить войска ÷имисхи€ (а если и смогла бы, то какой ценой?), не говор€ уже об осаде и вз€тии  онстантинопол€.

¬оспитаннику јсмунда, сына ¬ещего ќлега, не было необходимости объ€сн€ть значение слов "пиррова победа". —в€тослав согласилс€ не только на мир с "греками", но и на сохранение прежней ромейско-болгарской границы, в обмен на провинцию ћакедонию и на выплату щедрой дани. ћир с роме€ми, однако, стоил —в€тославу союза с печенегами. ћстительные и злопам€тные степн€ки не простили вар€го-русскому кн€зю ни гибели своих ушедших с ним в поход и не вернувшихс€ в родные кочевь€ сыновей, ни мира с их убийцами-"греками", ни потери надежды на обогащение за счет щедрой военной добычи. ѕеченеги были не нацией, а племенем, не имевшим собственной государственности, и потому закон кровной мести был дл€ них превыше каких-либо соображений высокой государственной политики.

ѕока русское войско отдыхало от т€гот похода в Ѕолгарии, василий ромеев »оанн ÷имисхий спешно готовилс€ нарушить свою принесенную на кресте торжественную кл€тву в вечном мире и дружбе со —в€тославом (чего стоило кл€твенное обещание, данное какому-то "северному варвару-скифу"!), собирал новые войска, вербовал иноземных наемников, перебрасывал на ƒунай византийский военный флот.

» весной 971 года нова€ ромейска€ арми€ (наполовину состо€вша€ из сирийских, тюркских и арабских наемников), нарушив мирный договор, вторглась в Ѕолгарию. ќдновременно в ƒунай вошел имперский военный флот, включавший триста кораблей-дромонов, оснащенных приспособлени€ми дл€ метани€ "греческого огн€".

јрми€ »оанна ÷имисхи€ прошла по горным ущель€м и одним броском вышла к ѕреславе - столице Ѕолгарского царства. —прашиваетс€: как мог опытный воин —в€тослав оставить границу без охраны?  ому он поручил ее охран€ть? ¬озможно, кому-то из болгарских военачальников, изменивших ему и перешедших на сторону ромеев? »ли своему брату √лебу, казненному им в скором времени неизвестно за что (по мнению некоторых позднейших летописцев, €зычник —в€тослав казнил √леба и других воинов своего войска за то, что те были христианами, что позвол€ет предположить их сговор с "греками" на почве общности христианской веры, хот€ подобное предположение кажетс€ не слишком обоснованным; ведь раз в войске —в€тослава служили христиане, как вар€го-русы, так и болгары, и их никто не преследовал за их вероисповедание, то вр€д ли дело было в неожиданно про€вившейс€ у —в€тослава религиозной нетерпимости!). ¬-общем, "темна вода во облацех"...

»мперское войско неудержимо продвигалось на север. ѕыта€сь внести раскол между болгарами и русами, василий »оанн велел отпускать пленных болгар на свободу. Ќо это не помогло. „асто болгары (включа€ женщин) продолжали сражатьс€ на стороне —в€тослава (или, во вс€ком случае, против "греков"), и, оказавшись в безнадежном положении, бросались, как и русы, на свои мечи, предпочита€ смерть позору плена. ќб участии в бо€х женщин, облаченных в воинские доспехи, свидетельствовали ромейские воины, находившие женские трупы среди убитых на пол€х сражений.

«ахватив ѕреславу (при этом были убиты прославленные воеводы —в€тослава - вар€ги —фенкел и »кмор) и (без ложной скромности) переименовав ее в »оаннополь, василий »оанн ÷имисхий отослал пленного болгарского цар€ Ѕориса в  онстантинополь. Ѕыло официально провозглашено возвращение отпавшей провинции "ћисии" (Ѕолгарии) в состав "–имской империи".

ќсобенно жестокие бои развернулись под ƒоростолом на ƒунае. ¬ одной из вылазок русам удалось сжечь ромейские осадные машины и убить начальника "греческого" осадного парка »оанна  уркуаса (арм€нина по происхождению), что сделало штурм сильно укрепленного города невозможным. — другой стороны, осажденным не удалось проровать блокаду. ¬ бо€х и стычках с обеих сторон гибло великое множество воинов.

"√реческий" историк Ћев ƒиакон, называ€ русичей "скифами", живописал одно из сражений между кн€зем —в€тославом и василием »оанном под ƒоростолом в следующих выражени€х:

"»так, в шестой день недели, 22 июл€, при заходе солнца скифы вышли из города, построились в твердую фалангу и, простерши копь€ свои, решились идти на подвиг... —кифы сильно напали на ромеев; кололи их копь€ми, поражали коней стрелами и всадников сбивали на землю...

 онь јнемаса ("греческого" полководца арабского происхождени€, зарубившего при вз€тии ѕреславы »кмора - ¬.ј.) частыми ударами копий был повержен на землю; тогда, окруженный фалангою скифов, упал сей муж, превосходивший всех своих сверстников воинскими подвигами.

» так скифы, ободренные его падением, с громким и диким криком бросились на ромеев. ”страшенные необыкновенным их натиском, ромеи начали отступать".

Ћев ƒиакон, в лучших традици€х имперской пропаганды, не жалеет в своей "»стории" красок, живопису€ зверства, творимые —в€тославом в ƒоростоле, включа€ кровавые (в том числе - человеческие) жертвоприношени€ (в жертву приносили скот и военнопленных), скромно "умалчива€" при этом о насто€щей оргии резни и грабежей, устроенной "благочестивыми роме€ми" в завоеванной Ѕолгарии (например, при вз€тии ѕреславы). ƒа и в дальнейшем царьградские автократоры особой кротостью не отличались, несмотр€ на человеколюбивый характер исповедуемой ими христианской веры в ее православном варианте. ƒостаточно вспомнить хот€ бы одного из них - ¬асили€ II из ћакедонской династии, прозванного "Ѕолгаробойцей" за то, что, пленив в одном из сражений двадцать тыс€ч (!) болгарских воинов цар€ —амуила, он повелел выколоть им всем глаза, оставив на сотню совершенно слепых по одному одноглазому поводырю - и отправил их "в подарок" царю —амуилу, у которого, при виде своих некогда лучших воинов, случилс€ разрыв сердца - а ведь так жестоко расправились с православными болгарами не какие-то свирепые "скифы", не "северные варвары-€зычники", а такие же православные ромеи, брать€ беспощадно ослепленных ими православных болгар по вере...

—илы сид€щих в осаде вар€го-русов та€ли. ѕомощи было ждать неоткуда. » —в€тослав согласилс€ на мирные переговоры, правда, по утверждению позднейшего русского летописца, с тайным умыслом ("ѕойду на –усь, приведу еще дружины").

–омейский хронист Ћев ƒиакон оставил в своей "»стории" сообщение о переговорах "тавроскифа —фендославоса" с василием ромеев. ѕоследний приехал к месту переговоров на берегу ƒуна€ верхом на боевом коне, разодетый в золото и пурпур, в сопровождении блест€щей свиты. —в€тослав прибыл на лодке. Ћьва ƒиакона поразило то, что "—фендославос" не только не поклонилс€ императору ("повелителю мира"), но даже не встал с ладейной скамьи. » то, что кн€зь сам греб одним из весел, нар€ду с прочими дружинниками-"грид€ми", и простота белых льн€ных рубах "варварского" кн€з€ и его "гридей", и их диковатый дл€ "просвещенных" ромеев вид, и клок (локон, хохол) волос на голове кн€з€ - признак знатности рода - все это казалось ромейскому хронисту крайне необычным.

Ћюбопытно, что фактический виновник войны —в€тослава с роме€ми - патрикий  алокир ƒельфин - ухитрилс€ выйти сухим из воды. ќн вернулс€ на службу –омейской империи и в 996 году даже был одним из двух руководителей "греческого" посольства к римско-германскому императору ќттону III дл€ ведени€ переговоров о брачном союзе двух "римских" императорских дворов (западного и восточного). “ак что не исключено, что его "побратимство" со —в€тославом было все-таки не искренним, а притворным (возможно,  алокир, выполн€€ тайное задание царьградского васили€, коварно заманил вар€го-русского кн€з€ на ƒунай, прельстив его заманчивой перспективой богатой добычи и прочного союза с –омейской империей, в случае зан€ти€ им,  алокиром, с помощью —в€тослава, константинопольского престола, ради разгрома, силами русского войска, ƒунайской Ѕолгарии - хот€ и не учел, что "тавроскиф", рассматриваемый им в качестве послушной марионетки, вдруг пожелает играть самосто€тельную роль и выгнать "ромеев" из ≈вропы в јзию).

ѕо договору —в€тослава с ÷имисхием захваченна€ вар€го-русами добыча оставалась при них, к тому же каждый получал еще по мере зерна (около двадцати килограммов на человека), причем зерно было вз€то и на убитых. Ќа этих услови€х —в€тослав уходил из Ѕолгарии. Ќо, как говоритс€, "нет человека - нет проблемы", и только "мертвые не кусаютс€" (эту ромейскую мудрость впоследствии не только хорошо усвоил, но и виртуозно примен€л на практике великий "византиец ’’ века" товарищ —талин). ÷имисхий не замедлил направить послов к печенегам. Ќекоторые историки полагают - чтобы подкупить стаепн€ков и натравить их на возвращающегос€ —в€тослава. Ќо, скорее всего, подкупа в данном случае не требовалось. ¬асилию ромеев достаточно было повелеть послам зачитать вслух хану печенегов  уре примерно следующий текст:

"¬ерный союзник империи архонт —фендославос возвращаетс€ к себе на –усь. ¬асилий требует беспреп€тственно пропустить этого своего союзника".

¬се формальности были бы соблюдены, кл€тва не нарушена, христианска€ совесть васили€, целовавшего "варвару" крест, спокойнв, а "—фендославос" - обречен на верную гибель (при такой-то формулировке)...

ќстатки войска кн€з€ —в€тослава, пережившие множество битв, т€готы перехода на веслах и голодную зиму (что такое двадцать килограммов зерна на человека!) на „ерноморском побережье, было встречено на днепровских порогах печенежскими ордами и в жестоком бою почти полностью истреблено. ѕал и сам кн€зь —в€тослав, сражавшийс€, как всегда, в первых р€дах своей дружины. “ак внук –юрика ётландского и сын »гор€ —тарого закончил свою жизнь, котора€ была, по сути дела, одной безостановочной войной.  ак писал много позднее один из его потомков - ¬еликий кн€зь  иевский ¬ладимир ћономах:

"ƒивно ли, если муж погиб на войне? ”мирали так лучшие из дедов наших".

¬еро€тно, и сам —в€тослав не мог желать себе иной и лучшей смерти.

”бивший его печенежский хан  ур€, по преданию, повелел оправить череп —в€тослава в серебро, сделать из него чашу (по старинному обычаю всех тюркских кочевников - аналогичным образом, например, праболгарский хан  рум поступил с черепом павшего в бою с болгарами ромейского васили€) и пил из этой чаши на пирах, вс€кий раз повтор€€:

"ѕусть наши дети будут такими, как он!"

«десь конец и √осподу нашему слава!

ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»я

ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 1

 ј–Ћ ћј– —. –ј«ќЅЋј„≈Ќ»≈ ƒ»ѕЋќћј“»„≈— ќ… »—“ќ–»» XVIII ¬≈ ј.

√лава четверта€

...Ќам указывают на ќлега, двинувшего 88 000 человек против ¬изантии, прибившего в знак победы свой щит на вратах ее столицы и продиктовавшего ¬осточной –имской империи позорный мир; на »гор€, сделавшего эту империю своей данницей; на —в€тослава, с торжеством за€вившего: "√реки снабжают мен€ золотом, дорогими ткан€ми, рисом, фруктами и вином, ¬енгри€ доставл€ет скот и лошадей, из –оссии € получаю мед, воск, меха и невольников"; на ¬ладимира, завоевавшего  рым и Ћивонию, заставившего греческого императора...выдать за него свою дочь, соединившего военную власть северного завоевател€ с теократическим деспотизмом порфирородных и ставшего одновременно господином своих подданных на «емле и заступником их на небесах. Ќесмотр€, однако, на известные параллели...политика первых –юриковичей коренным образом отличаетс€ от политики современной –оссии. “о была не более и не менее как политика германских варваров, наводнивших ≈вропу...√отический период истории –оссии составл€ет, в частности, лишь одну из глав истории норманнских завоеваний. ѕодобно тому как импери€  арла ¬еликого предшествует образованию современных ‘ранции, √ермании и »талии, так и импери€ –юриковичей предшествует образованию ѕольши, Ћитвы, прибалтийских поселений, “урции и самой ћосковии. Ѕыстрый процесс расширени€ территории был не результатом выполнени€ тщательно разработанных планов, а естественным следствием примитивной организации норманнских завоеваний - вассалитета без ленов или с ленами, существовавшими только в форме сбора дани, причем необходимость дальнейших завоеваний поддерживалась непрерывным притоком вар€жских авантюристов, жаждавших славы и добычи. ¬ождей, у которых по€вл€лось желание отдохнуть, дружина заставл€ла двигатьс€ дальше, и в русских, как и во французских земл€х, завоеванных норманнами, пришло врем€, когда вожди стали посылать в новые грабительские экспедиции своих неукротимых и ненасытных собратьев по оружию с единственной целью избавитьс€ от них. ¬ отношении методов ведени€ войн и организации завоеваний первые –юриковичи ничем не отличаютс€ от норманнов в остальных странах ≈вропы. ≈сли слав€нские племена удалось подчинить не только с помощью меча, но и путем взаимного соглашени€, то эта особенность была обусловлена исключительным положением этих племен, территории которых подвергались вторжени€м как с севера, так и с востока и которые воспользовались первыми в цел€х защиты от вторых.   –иму ¬остока ( онстантиниполю-÷арьграду - ¬.ј.) вар€гов влекла та же магическа€ сила, котора€ влекла других северных варваров к –иму «апада. —амый факт перемещени€ русской столицы - –юрик избрал дл€ нее Ќовгород, ќлег перенес ее в  иев. а —в€тослав пыталс€ утвердить ее в Ѕолгарии (ѕере€славце-н-ƒунае - ¬.ј.), - несомненно, доказывает, что завоеватель только нащупывал себе путь и смотрел на –оссию лишь как на сто€нку, от которой надо двигатьс€ дальше в поисках империи на юге. ≈сли современна€ –осси€ жаждет овладеть  онстантинополем, чтобы установить свое господство над миром, то –юриковичи, напротив, из-за сопротивлени€ ¬изантии при ÷имисхии были вынуждены окончательно установить свое господство в –оссии.

ћогут возразить, что здесь победители слились с побежденными скорее, чем во всех других област€х, завоеванных северными варварами, что вожди быстро смешались со слав€нами, о чем свидетельствуют их браки и их имена. Ќо при этом следует помнить, что дружина, котора€ представл€ла собой одновременно их гвардию и их тайный совет, оставалась исключительно вар€жской, что ¬ладимир, олицетвор€ющий собой вершину готической –оссии, и ярослав, представл€ющий начало ее упадка, были возведены на престол силой оружи€ вар€гов. ≈сли в этот период и нужно признать наличие какого-либо слав€нского вли€ни€, то это было вли€ние Ќовгорода, слав€нского государства, традиции, политика и стремлени€ которого были настолько противоположны традици€м, политике и стремлени€м современной –оссии, что последн€€ смогла утвердить свое существование лишь на его развалинах. ѕри ярославе верховенство вар€гов было сломлено, но одновременно исчезают и завоевательные стремлени€ первого периода и начинаетс€ упадок готической –оссии. »стори€ этого упадка еще больше, чем истори€ завоевани€ и образовани€, подтверждает исключительно готический характер империи –юриковичей...“аким образом, норманнска€ –осси€ совершенно сошла со сцены, и те немногие слабые воспоминани€, в которых она все же пережила самое себ€, рассе€лись при страшном по€влении „ингисхана.

( арл ћаркс. –азоблачение дипломатической истории XIII века, глава четверта€, цитируетс€ по книге: Ћ.Ќ. √умилев. "„ерна€ легенда. ƒрузь€ и недруги ¬еликой —тепи". "Ёкопрос", 1994, сс. 464-467)

ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 2

ћ.Ќ. ѕќ –ќ¬— »…

–”—— јя »—“ќ–»я ¬ —јћќћ —∆ј“ќћ ќ„≈– ≈ (сс. 22-23)

„ј—“№ I

ѕ≈–¬џ≈ —“ќЋ≈“»я –”—— ќ… »—“ќ–»»

...„то касаетс€ общественного устройства тогдашних слав€н, то о нем греки могли только рассказать, что слав€не распадаютс€ на множество отдельных маленьких племен, которые посто€нно между собой ссор€тс€. ¬оспоминани€ об этих посто€нных ссорах между племенами сохранились еще и в предани€х о начале "русского государстваї, которое летопись относила к середине IX в. - лет значит через т р и с т а после того, как по€вились первые извести€ о слав€нах. Ќо по этому преданию, основател€ми первых больших государств на ¬осточно-европейской равнине были не слав€не, а пришлые народы: на юге - хозары, пришедшие из јзии, а на севере - вар€ги, пришедшие со —кандинавского полуострова, из теперешней Ўвеции. ѕотом вар€ги победили хозар и стали хоз€евами на всем прот€жении этой равнины.

Ёто предание новейшие историки часто оспаривали из соображений патриотических, т.е. националистических: им казалось обидно дл€ народного самолюби€ русских слав€н, что их первыми государ€ми были иноземцы. Ќа самом деле это не менее и не более обидно, что –оссией с половины XVIII в. управл€ло, под именем –омановых, потомство немецких, голштинских герцогов (подлинные –омановы вымерли в 1761 г. в лице дочери ѕетра I - ≈лизаветы, у которой не было детей). “о есть это вовсе никакого значени€ не имело, и то, что первые новгородские и киевские кн€зь€, которых мы знаем по именам, были шведы по происхождению (что несомненно), совсем неважно. √ораздо важнее было то, что эти шведы были р а б о в л а д е л ь ц а м и и р а б о т о р г о в ц а м и: захватывать рабов и торговать ими было промыслом первых властителей русской земли. ќтсюда непрерывные войны между этими кн€зь€ми, - войны, целью которых было "ополонитьс€ чел€дью", т.е. захватить много рабов. ќтсюда их сношени€ с  онстантинополем, где был главный тогда, ближайший к –оссии, невольничий рынок. ќб этом своем товаре, "чел€ди", первые кн€зь€ говорили совершенно открыто, не стесн€€сь: один из них, —в€тослав, хотел свою столицу перенести с ƒнепра на ƒунай, потому что туда, к ƒунаю, сходилось "вс€кое добро", а среди этого "вс€кого добра" была и "чел€дь".  роме этого на рынок шли и продукты лесного хоз€йства - меха, мед и воск. Ёто все кн€зь€ добывали "мирным путем", собира€ в виде дани со слав€нских племен, которые им удалось покорить. Ќо рабы были самым важным товаром, - он них больше всего говоритс€ в договорах первых русских кн€зей с греческими императорами.

ѕервые русские "государиї были таким образом предводител€ми шаек работорговцев. —амо собою разумеетс€, что они ничем не "управл€ли"; в ’ в. например кн€зь и в суде еще не участвовал. “олько с ’I столети€ кн€зь€ начинают понемногу заботитьс€ о "пор€дке" в тех городах, которые образовались мало-помалу около сто€нок работорговцев. ƒошедшие до нас письменные пам€тники изображают именно городской быт и городскую жизнь. Ќаселение этих городов было не чисто слав€нским, а очень смешанным. “уда стекались торговцы и просто беглецы из разных стран, куда ходили русские купеческие караваны. »менно это смешанное население и получило раньше всего название "–уси" - от прозвища, которое финны дали шведам, приезжавшим в ‘инл€ндию через Ѕалтийское море. Ўведы составл€ли первое врем€ господствующий класс этого городского населени€: имена первых кн€зей и их ближайших помощников, бо€р, сплошь шведские, как мы уже упоминали. √реческие писатели привод€т несколько тогдашних "русскихї слов, и они все заимствованы из шведского €зыка. —амое слово "кн€зь" происходит от шведского "конунг", а другое всем знакомое слово "вит€зь" - от такого же шведского "викинг". Ќо большинство городского населени€ было слав€нское, и кн€зь€ с их бо€рами скоро среди него ослав€нились. ¬ конце ’ в. все кн€зь€ нос€т уже слав€нские имена (—в€тослав, ¬ладимир, ярослав и т.д.) и говор€т не по-шведски, а по-слав€нски.

(ћ.Ќ. ѕокровский. –усска€ истори€ в самом сжатом очерке. ѕартийное издательство, 1933. 10-е издание. “ираж 100 000, примечание издательства: "Ќасто€щий тираж специально выпущен по заказу ”чпедгиза").

—м. также:

- —в€тослав »горевич, ¬еликий кн€зь.



Ќазвание статьи:   ќ  Ќя«≈ —¬я“ќ—Ћј¬≈ ’–јЅ–ќћ
 атегори€ темы:    ¬ольфганг јкунов ƒревн€€ –усь –усска€ арми€
јвтор (ы) статьи:  
ƒата написани€ статьи:   2012 г.
—татьи, использованные при написании этой статьи:    арл ћаркс. –азоблачение дипломатической истории XIII века, глава четверта€, цитируетс€ по книге: Ћ.Ќ. √умилев. "„ерна€ легенда. ƒрузь€ и недруги ¬еликой —тепи". "Ёкопрос", 1994, сс. 464-467, ћ.Ќ. ѕокровский. –усска€ истори€ в самом сжатом очерке. ѕартийное издательство, 1933. 10-е издание. “ираж 100 000, примечание издательства: "Ќасто€щий тираж специально выпущен по заказу ”чпедгиза"
–екомендуема€ литература по теме этой статьи:   ‘ро€нов ».я. –абство и данничество у восточных слав€н (VI-X вв.). ѕод редакцией д.и.н. ј.я. ƒегт€рева. —.-ѕб. —ѕб√” 1996 г. 512 с.


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (2)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !


#1 Ќаписал:   ёрий  
ƒата добавлени€: 4 ма€ 2016 17:10 |



√руппа: √ости
–егистраци€:
--
јвтору пора бы уже знать, что ¬ј–я√» - это не скандинавы! ¬ар€ги = воинское сословие северных слав€нских племЄн... почитайте не переписанную "повесть временных лет"... ну а хот€бы новгородскую, €рославскую... летопись... стыдно...


публикаций | комментариев      ÷итировать      
  • Ќравитс€
  • 0

#2 Ќаписал:   imha  
ƒата добавлени€: 4 ма€ 2016 22:39 |



√руппа: јдминистраторы
–егистраци€:
8.04.2006
”кажите, пжлста, ссылку на главу, в €рославской и новгородской летописи, где это написано!

публикаций | комментари€      ÷итировать      
  • Ќравитс€
  • 0
ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
1 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї—М –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є1