Офицерские классы и школы Российского Императорского флота
Офицерские классы и школы Российского Императорского флота представляли собой краткосрочные курсы повышения квалификации по военно-морским специальностям (принимались офицеры флота, прослужившие не менее 2 лет). Если говорить об офицерских классах, то большинство из них было открыто уже в начале ХХ в.: Морской артиллерийский класс (1905 г.), класс подводного плавания (1906 г.), Штурманский класс (1910 г.). Наконец, в 1914 г. в Петрограде открылась офицерская школа морской авиации.
Специальный нагрудный знак «Офицер подводного плавания»В 1906 году был создан Учебный отряд подводного плавания. Выпускникам присваивалось звание офицера подводного плавания и предоставлялось право на ношение специального нагрудного знака «Офицер подводного плавания». Знак об окончании Офицерского класса подводного плавания утвержден 26 января 1909 года. В Офицерский класс подводного плавания набирали от 5 до 24 кандидатов в год. Всего до Первой мировой войны выпущено около 120 офицеров. Музей-заповедник «Царское Село» |
Самый известный во второй половине XIX в. Минный офицерский класс, открытый в 1874 г. в Кронштадте, был рассчитан на 30 офицеров. В сборнике, выпущенном к 25-летнему юбилею Минного класса, сообщалось: "1-го октября 1874 года Минный офицерский класс был открыт в 12 час. дня лекцией профессора Ф.Ф. Петрушевского, при 20 обязательных слушателях и до 70 флотских офицерах вольнослушателях, во главе с заведующим минною частью на флоте контр-адмиралом К.П. Пилкиным, в помещении физического кабинета Технического училища морского ведомства, ныне Инженерного училища императора Николая I, вследствие неготовности помещения Минного класса, где спешно заканчивались сложные работы по переделке».
| Знак об окончании Минного офицерского класса (Россия, конец XIX века). Музей-заповедник «Царское Село» |
Надо отметить, что директор Минного класса Константин Павлович Пилкин был известным российским военно-морским деятелем. К.П. Пилкин - адмирал, организатор минного дела в русском флоте, известный капитан и флагман (см.).
В 1872 г. Пилкин был назначен на пост капитана над Кронштадтским портом, в этой должности, наряду с прямыми обязанностями службы, К.П. Пилкин принимал участие в разработке нового положения о воинской повинности, а в 1874 г. был призван к созданию в русском флоте только что зарождавшегося тогда минного дела. Его энергией и трудами в короткое время в России был создан минный флот, выделявшийся своей живой организацией, деятельностью и исключительным подбором талантливых личностей, составляя справедливую гордость родного флота.
Давайте посмотрим расписание занятий в Минном классе, составленное К.П. Пилкиным. "…Первые две лекции по электричеству продолжались с 12 ч. до 3 ч. дня, и третья лекция по химии была прочитана полковником Лавровым. Этот день и должен быть признан днем основания Минного офицерского класса, 25-летие которого истекает 1-го октября 1899
года» [5, с. 100].
В основу создания Минного офицерского класса лег проект, разработанный в 1873 г. капитаном 1-го ранга М.П. Новосильским. Автор проекта предлагал для подготовки специалистов минного дела учредить две школы: одну для офицеров, другую – для нижних чинов. В проекте отмечалось, что при офицерской школе необходимо иметь современные физический и механический кабинеты, музей с образцами мин, запалов и других приборов, библиотеку, мастерскую, лабораторию и чертежную. Курс должен быть зимой теоретический, а летом практический. Для летних занятий необходим особый специальный отряд кораблей, вооруженных минами и снабженных всем необходимым для применения.
Трудами и стараниями контр-адмирала К.П. Пилкина – заведующего минным делом на флоте, его помощника капитан-лейтенанта В.П. Верховского, ставшего первым заведующим класса, и лейтенанта В.А. Шпаковского – одного из пионеров минной специальности на российском флоте, данный проект удалось реализовать почти полностью: были созданы Минный офицерский класс, Минная школа и Минный отряд (позднее преобразованы в Учебно-минный отряд). При утверждении проекта временно управляющий Морским министерством адмирал С.С. Лесовский признал необходимым, "…чтобы Минный офицерский класс и Минная школа были учреждены непременно в Кронштадте, дабы между этими учреждениями и флотом существовала тесная связь, хотя бы для сего и пришлось на первое время усилить расходы на вознаграждение преподавателей» [5, с. 101].
К 1880 г. Минный класс подготовил уже 70 специалистов минного дела. Это заведение вело и научно-исследовательскую работу. Там давались солидные знания в области математического анализа и теории электрических колебаний, причем сочетались учебная и научно-исследовательская работа, что позволило привлечь в преподавательский состав многих видных ученых и специалистов-практиков. В разные годы в Минном классе преподавали Ф.Ф. Петрушевский, М.М. Боресков, А.Р. Шуляченко, И.М. Чельцов, А.А. Степанов, А.С. Попов, А.А. Петровский, М.Н. Беклемишев, Е.П. Тверитинов (Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 440. Оп. 1. Д. 100. Л.).
16 апреля 1890 г. главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С.О. Макаров поздравил преподавателя Минного офицерского класса А.С. Попова с выдачей ему денежного вознаграждения "… за непрерывные труды по применению телеграфирования без проводов на судах флота…» [3, с. 18]. Уже в июле того же года под руководством А.С. Попова офицеры Минного класса приступили к оборудованию первой отечественной радиомастерской между Екатерининским каналом и мастерской ремонта динамо-машин в Кронштадте [2, с. 123].
В годы Первой мировой войны на базе Минного класса были созданы краткие курсы на 36 офицеров, в 1913 при нём сформировали школу радиотехников. В 1918-м Минный офицерский класс вместе с другими подобными классами и офицерскими школами преобразовали в Соединенные классы для подготовки специального комсостава РККФ.
Кроме того, благодаря прекрасной лабораторной базе Минный офицерский класс очень быстро стал подлинным центром российской научной мысли и передовых разработок в области электро- и радио-техники. Именно в нем А.С. Попов изобрел и в 1895 г. продемонстрировал первые средства радиосвязи, здесь же он проводил работы по их дальнейшему совершенствованию (Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 440. Оп. 1. Д. 100. Л.).
В 1878 г. впервые в Санкт-Петербурге было устроено освещение Михайловского манежа, которое выполнили специалисты класса. Собственно они выполняли все наиболее значительные электротехнические работы в России: установку электрического освещения в Кронштадте (1878-1880 гг.), освещение Зимнего (1878 г.) и Гатчинского (1881 г.) дворцов.
Наибольшую известность получила электрическая иллюминация Московского кремля, выполненная специалистами класса к коронации Александра III (1883 г.). Непосредственным руководителем упомянутых работ был выпускник Минного офицерского класса Е.П. Тверитинов – основоположник отечественной корабельной электротехники.
Кстати, уже в ХХ в. в 1905-1914 гг. число выпускников данного учебного заведения возросло с 9 до 22 в год. В 1913 г. при Минном классе была сформирована школа радиотехников, действовавшая всю войну.
В годы войны вместо офицерского класса созданы краткие курсы на 36 офицеров, еще 51 офицер прошел обучение при минных дивизиях и 22 - на электротехнических курсах. Минные курсы на 24 офицера действовали и в Севастополе.
Однако главным достижением Минного офицерского класса стало создание впервые в России в одном месте многоуровневой системы образования. Помимо него существовал с 1874 г. еще и класс Минных механиков (РГА ВМФ. Ф. 440. Оп. 1. Д. 105. Л. 23.).
Задачей учебного заведения было ознакомление в течение полугода офицеров корпуса инженер-механиков с техникой электрического освещения, изучение материальной части мин Уайтхеда (торпеды – авт.). Количество офицеров, поступающих в класс Минных механиков, каждый год определялось управляющим морским министерством, после чего они назначались для прохождения курса обучения распоряжением главного командира Кронштадтского порта [1, с. 190].
Затем 27 ноября 1878 г. в Кронштадте был основан Артиллерийский офицерский класс. Его первоначальной задачей было знакомить офицеров флота с аппаратами автоматической стрельбы Давыдова.
Первым заведующим классом стал А.С. Кротков. Программа обучения включала следующие учебные дисциплины: стрельба на море, аппараты автоматической стрельбы, запалы, проводники и гальванические батареи, разрушительное действие стрельбы, дальномеры. Кроме того, проводились практические занятия на плавучей батарее "Не тронь меня».
На обучение принимались офицеры флота и корпуса морской артиллерии. Для выпускников был учрежден особый темно-бронзовый нагрудный знак. 1 декабря 1880 г. Высочайшим распоряжением была утверждена задача класса – подготовка батарейных и башенных командиров из флотских офицеров, старших артиллерийских офицеров – из чинов корпуса морской артиллерии. Одновременно в программу добавлены новые дисциплины: меткость стрельбы, артиллерийские припасы, материальная часть артиллерии. После теоретического курса проводились плавание и последующая годичная стажировка на кораблях Учебно-артиллерийского отряда. На основании Положения от 26 ноября 1883 г. офицерский класс включили в состав Учебно-артиллерийского отряда, начальник которого одновременно был и заведующим классом. В данном случае Учебно-артиллерийский отряд тоже объединил офицеров и унтер-офицеров флота. По штату 1885 г. в постоянный состав отряда были назначены "Первенец», "Кремль», "Русалка» и канонерская лодка "Щит», приписанные к 4-му флотскому экипажу. 25 мая 1886 г. командующим Учебно-артиллерийским отрядом с оставлением в должности капитана над Кронштадтским портом был назначен контр-адмирал В.Ф. Серков [2, с. 123].
Сначала срок обучения в Артиллерийском офицерском классе довели до двух лет, а с 1890 г. вновь сократили до года. С 1887 г. слушатели дополнительно изучали учебные курсы: о службе и обязанностях судового артиллерийского офицера, тактическая часть артиллерии, приложение законов механики к стрельбе на море, черчение, оптика и дальномеры, строевая и хозяйственная части артиллерии.
В 1892 г. начальник Учебно-артиллерийской команды капитан 2-го ранга В. X. Иениш добился пересмотра программы подготовки с целью приближения к условиям реального боя. Выдающийся артиллерист, автор труда "Тактическая часть морской артиллерии», Иениш в обучении стремился к сочетанию огня и маневра. Такое направление деятельности Учебного артиллерийского отряда могло бы превратить его в тактическую школу для всего флота, если бы не гибель В. X. Иениша 7 сентября 1893 г. вместе с экипажем "Русалки», которой он командовал в летнем плавании [1, с. 192].
С 20 января 1896 г. выпускникам стало присваиваться звание артиллерийского офицера 2-го разряда с правом назначения на должности младшего артиллерийского офицера корабля 1-го ранга или старшего офицера артиллерийского корабля 2-го ранга.
Среди преподавателей класса были лучшие специалисты флота и известные ученые, такие, как профессор Ф.Ф. Петрушевский (курс электричества), А.Л. Гершун (оптика), один из пионеров артиллерийского приборостроения В.Г. Наумов и др. Активное превращение класса в один из центров военно-технической и тактической мысли флота началось с назначения в 1896 г. начальником Учебно-артиллерийского отряда капитана 1-го ранга З.П. Рождественского. В программу были включены курсы по химии (профессор И.М. Чельцов), электротехнике (профессор О.Д. Хвольсон), морской тактике (лейтенант Н.Л. Кладо), проведение военно-морской игры, организована химическая лаборатория. Класс стал получать современные образцы артиллерийского вооружения и боеприпасов, изучались приборы управления стрельбой, взрывчатые вещества. Слушатели посещали заводы и полигоны для знакомства с новейшей техникой и оружием.
В кампании 1897 г. участвовало шесть кораблей артиллерийского отряда, на них проходили усиленную подготовку 17 офицеров и 934 нижних чина. Корабли провели 456 стрельб, выпустив более 40 тысяч снарядов. Каждый старший ученик комендорской школы сделал около 35 выстрелов, не считая стрельб из учебных стволов и винтовок Бердана. Однако новые системы орудий осваивались недостаточно интенсивно, поскольку имелось всего две 75-мм, две 120-мм и одна 152-мм скорострельная пушка Канэ (РГА ВМФ. Ф. 440. Оп. 1. Д. 107. Л. 19.).
С 1900 г. ежегодный набор составлял 30 человек со стажем офицерской службы не менее двух лет, наличием плавательного ценза не менее 6 месяцев внутреннего или 12 месяцев заграничного плавания.
Срок обучения составлял один год (8 месяцев теоретического курса и 4-месячное плавание на кораблях Учебно-артиллерийского отряда с практической стрельбой). Периодически создавались также вечерние курсы для офицеров других специальностей, желавших усовершенствовать знания по артиллерии.
В 1897 г. в Кронштадте был создан Водолазный офицерский класс, куда для обучения отбирались физически подготовленные по специальной программе офицеры флота [2, с. 118].
Таким образом, в Российской Империи во второй половине XIX в. создается разветвленная структура морских учебных заведений для профессиональной переподготовки офицеров: Николаевская морская академия, Минный офицерский класс, Артиллерийский офицерский класс, способствовавшие в деле подготовки грамотных специалистов для броненосного флота России.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.