Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Одиночное обучение в Русской Императорской армии

Одиночное обучение в Русской Императорской армии

ОДИНОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ, совместно с воинским воспитанием (см. Воинский дух), имеет целью всестороннюю подготовку одиночного бойца.

Частными задачами Обучения объявляются: искусное действие оружием; строевое обучение, как подготовка к совместным действиям с товарищами; ловкость в преодолении препятствий; уменье пользоваться местностью для своего укрытия; теоретические сведения, касающиеся службы и быта солдата; и умственное развитие (грамотность).

В кавалерии и конной артиллерии — верховая езда и уход за лошадью.

Исторический очерк.

В древнюю эпоху народных ополчений Одиночное образование составляло задачу семьи и школы, которые выполняли ее под наблюдением правительства.

В Греции военная подготовка молодежи сводилась преимущественно к развитию физической силы и ловкости. Физические упражнения производились публично и были в большом почете.

Римляне, помимо гимнастических упражнений, давали будущим воинам и специально военное обучение.

Молодых людей собирали на Марсовом поле, где под руководством опытных воинов они проходили: стойку, военный шаг, бег, вольтижировку, стрельбу из лука, метание копья и рубку мечем, прыганье через ров и влезание на вал, укрепление лагеря и т. п.

При обучении применялись мечи и копья двойного веса; преодоление местных преград производилось с полной солдатской ношей.

Воен. шаг применялся трех видов: тихий (gradies Militaris) — 5 вер. в час; скорый (plenus gradus) — 7 в. в час и бег (cursus) — на большое расстояние.

Движение строя производилось в ногу и под музыку.

В средние века, в эпоху рыцарства, Одиночное обучение состояло также, гл. образом, в физических упражнениях и в обучении действию холодным оружием.

Когда на смену рыцарства явились наемные войска, военное искусство приняло цеховой характер; желающие посвятить себя военному делу обучались за плату разного рода "копейными бойцами" и "мастерами меча".

Но главной школой солдата, как и в прежнее время, являлись частые и продолжительные войны.

С учреждением постоянных армий Одиночное образование вступило в новый фазис.

Несмотря на появление огнестрельного оружия, объем знаний, требуемых от солдата, мало изменился, т. к. от него требовались те же механические действия в сомкнутых строях. Между тем, сроки службы были большие, а ненадежный состав вербованных армий требовал занять чем-нибудь свободное время солдата.

В числе других мер по этой части явилось увлечение тонкостями строевой выправки: появился тихий учебный шаг в три, два и один прием с вытягиванием и выравниванием носков, неестественная стойка, ружейные приемы, доводимые до артистического искусства. Даже заряжание ружья обратилось в ружейный прием на 4, 8, 12 и более темпов.

Т. обр. строевая выучка (муштра), составляющая одно из средств Одиночного обучения, обратилась в цель этого обучение.

Эта система, выработанная в последней четверти XVIII ст., продержалась до половины XIX века, привившись даже в таких армиях, которые никогда не были наемными (русская).

Понадобились кровавые уроки, прежде чем эта система был оставлена (Иена, Севастополь) и обучение солдата вернулось на нормальный путь.

В России, с учреждением постоянной армии, её обучение сразу был поставлено на практическую почву.

По первому её уставу 1698 г., дополненному в 1702 г., Одиночное обучение заключалось, помимо ружейных приемов и строевой выправки, также и в учебной стрельбе.

Воинский устав 1716 г. значительно упростил сложные приемы заряжание.

Взгляды Петра Великого на подготовку войск лучше всего выразились в инструкции, данной Нарышкину в 1708 г. В ней Царь отличает обучение новобранца от обученияе старых солдат, "ибо они того грандуса миновали".

Основы Одиночного обучения рекрута д. было состоять: в "справной неспешной стрельбе", "в добром прицеливании" и "в справном швеньковании" (поворот, эволюции).

Старого солдата указывалось "непрестанно тому обучать, как в бою поступать.., сначала на поле делать порознь и потом паки вкупе яко в самом деле".

В уставе 1716 г. большое внимание уделено обучению действию штыком с нанесением ударов во все стороны.

Влияние западного увлечения строевой муштрой проникает в нашу армию около середины XVIII ст.

В уставе 1755 г. появляется требование эффектов в ружейных приемах.

Высшая степень их совершенства заключается в "метании артикулов" по знакам флигельмана с "прихлопыванием" по суме и "пристукиванием крепко по ружью"; стали даже портить ружья.

Наряду с этим, в коннице этого времени проводилось требование совершенства в езде(без всяких тонкостей) и искусства владеть оружием, при чем обучение велось "порознь" с рубкой на-скаку болванок.

В эпоху Екатерины II, также как и Петре Великом, резко отличали Одиночное обучение от подготовки частей.

При Одиночном обучении руководствовались "инструкцией полковнику" (1764 г. для пехоты и 1766 г. для конницы), дававшей не только программу и объем обучения, но и основные его приемы. "Новоприверстанный (новобранец) не д. быть бит, ниже стращен, все сие с ласковостью и с истолкованием ему пояснять".

Обучение состояло в ознакомлении с ружьем и обращением с ним, в стойке и маршировке "без увлечение", ружейных приемах и стрельбе. "Вытяжки в стоянии, крепкие удары в приемах ружейных д. быть истреблены" (Потемкин).

Суворов требовал "скорый заряд и исправный приклад", а от конницы "со свободностью крепко сидеть, а не по манежному принуждению".

Срок обучение рекрута продолжался: в пехоте — 4-5 недель, в коннице— 2-2½ мес.

Егерей учили, кроме стрельбы, проворному беганию, подпалзыванию и применению к местности.

При Павле прусская муштра была целиком пересажена в нашу армию, надолго остановив развитие русского военного искусства. Одиночное обучение сводилось к приемам механической дрессировки ради церемониала и вахтпарада.

В первые годы царствования Александра I непрерывные войны не способствовали развитию "шагистики, ружистики и парадомании", но тотчас же по окончании войн Павловский "Гатчинский" режим восторжествовал. По свидетельству современника, "нигде не слышно другого звука, кроме ружейных приемов и командных слов, нигде другого разговора, кроме краг, ремней и вообще солдатского туалета и учебного шага".

Солдаты обращались в машины и замучивались ученьями. Даже Цесаревич Вел. Кн. Константин Павлович в 1817 г. писал: "Ныне завелась во фронте такая танцовальная наука, что и толку не дашь... вели гвардии стать на руки ногами вверх... и маршировать, так промаршируют".

Старые боевые генералы (Барклай, Витгенштейн) тщетно указывали иные способы обучения; голос их заглушался Аракчеевым.

Плоды этого уродливого явления пожали в следующее царствование.

После Крымской войны, как результат реакции, на первом месте в Одиночном обучении была поставлена стрельба; не обошлось и здесь без увлечения.

Конечной целью стали ставить "тонкую" стрельбу, стремясь скорее к совершенству на стрельбище, нежели к боевому применению.

Наряду с этим отжившее стремление к строевому изяществу все же нашли убежище в церемониальном марше и в многочисленных уставах, касавшихся смотров и парадов.

К увлечением в Одиночном обучении этой эпохи можно также отнести излишний школьно-словесный характер в ротных (эскадронных) школах и учебных командах.

Война 1877-78 гг., в свою очередь, ввела некоторые поправки в Одиночное обучение, которое, впрочем, менее всего было повинно в наших неудачах.

Точно также вслед за войною 1904-05 гг. общее стремление к устранению недочетов боевой подготовки нашей армии коснулось и Одиночного обучения. Вновь большое внимание было уделено строевой выправке солдата, его стрелковой подготовке и физическому развитию, причем и здесь увлечение нередко переходило границы необходимого и полезного.

Достаточно вспомнить требовавшееся еще в недавнее время отдание чести с твердым отбиванием шага ("печатанием") или "соколиную гимнастику" с ружьями, под музыку, целыми полками и даже дивизиями, что уже совсем близко подходило в "танцовальной науке во фронте" начала XIX ст. Но мало-по-малу увлечение улеглись, уступив место действенно необходимому и возможному.

Из краткого исторического очерка можно видеть, что до появления огнестрельного оружия от воина требовалась, гл. обр., физическая сила, а подготовка его была настолько несложной, что почти всецело выполнялась в семье и школе.

С переходом к постоянным войскам забота о подготовке солдата перешла к армии. Некоторое усложнение, внесенное в Одиночное обучение введением гладкого огнестрельного оружия, с избытком возмещалось продолжительностью солдатской службы. Но по мере усовершенствования огнестрельного оружия, Одиночное обучение осложняется требованием от солдата, помимо физических качеств, все больших умственных познаний и развития.

Соответственно с этим усложнились и другие отделы боевой подготовки войск, что при кратких сроках службы сделало учебную работу армии напряженной. При таких условиях пришлось для подготовки солдата, подобно древним, прибегнуть к содействию школы и общества.

Взгляды начала XX в. на Одиночное обучение установились более или менее одинаковые во всех армиях, основными условиями рационального обучения признаются: учить только тому, что придется делать на волне; учить в такой последовательности, которая сама по себе указывала бы цель обучение; учить преимущественно показом.

Первое условие определял объем обучения; остальные два — его метод.

Средством для противодействия односторонним увлечением каким-либо отделом обучения является рациональное распределение времени в соответствии с относительной важностью отделов и сроком, данным на Одиночное обучение.

Распределение времени выливается в общий учебный план и расписание занятий.

В большинстве государств связь армии с народом выражается участием семьи, школы и общества в Отдельной подготовке солдата, с целью облегчить работу учебного состава армии.

В России Одиночное обучение обнимает: теоретическое знание, обязательные для рядового (сведение общие и из уставов); строевое обучение; обучение стрельбе; гимнастику; штыковой бой; грамотность.

Обучение молодых солдат велось отдельно от остальных.

Срок обучения их 4-мес., но распределялось так, чтобы после 2 мес. они, в случае надобности, могли стать в строй.

По строевому образованию воспрещается обучение т. называемому учебному шагу.

По стрелковому обучению много труда и времени отдавалось приготовительным упражнениям (прикладка и прицелка) и определению расстояний.

Предусматривались упражнения в отыскание целей на местности.

Одиночная стрельба различалась: подготовительная, имеющая целью приучить к производству меткого и скорого выстрела с измеренных расстояний, и боевая, производимая в условиях, приближающихся к боевым.

При обучении гимнастике видное место отведено втягиванию в бег и ходьбу; отводилось также место играм, с целью развить сообразительность и находчивость.

Фехтование ограничивалось выпадами и отбивами ружьем, а также и уколами чучел на месте и с разбега.

Обучение грамоте обязательно.

В отношении содействия школы и общества задачам военной подготовки молодежи русская армия находилась в наименее благоприятном положении по сравнению с другими армиями.

Вслед за Русско-Японской войной, по инициативе частных лиц, было положено начало такой подготовке, выразившееся в организации т. наз. "потешных".

Подобно французским "школьным батальонам" (см. ниже), эта мера, недостаточно продуманная и поспешно проведенная, оказалась не жизненной. Поэтому, несмотря на широкое содействие (в смысле труда и средств) войсковых частей, это увлечение также быстро потухло, как и появилось, уступив место более спокойному обсуждению этого важного вопроса.

В 1911 г. было объявлено в пр. по в. в. "Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе", определяющее общие основания и объем этой подготовки.

Осуществление этой меры, до издание соответствующего закона, предоставлено частному почину отдельных лиц и учреждений.

Из немногочисленных у нас частных обществ, преследующих физическую подготовку молодежи, более известны: "Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи" (Осфрум), "Богатырь", "Маяк".

Германия.

Во главе Одиночного обучения ставится подготовка к бою, которая начинается с первых шагов службы солдата.

Одиночное обучение молодых солдат в установленный для этого 12-нед. срок достигает вполне законченной подготовки, как для сомкнутого, так и для рассыпного строя. В отношении метода обучения заслуживает внимание постановка обучение рекрут.

Учителями молодых солдат являются исключительно унтер-офицеры и лишь в помощь им назначаются ефрейтора; "рекрутский" офицер, заведовавший их обучением, присутствует не только на занятиях, но также при пробуждении и одевании солдат, для приучения их к порядку, а также посещает казармы в обеденное время, вечером и ночью.

Все отделы Одиночного обучения ведутся преимущественно на местности.

Одиночное обучение слагается из: обучения бою (подготовка к рассыпному строю), строевое обучение, обучение стрельбе, определение расстояний, гимнастики, гарнизонной службы, словесности, чистки и пр. сведений по гигиене, опрятности и порядку (Putzstunde).

По подготовке к рассыпному строю заслуживают внимание: чрезвычайно систематические и тщательные занятия по познанию местности (описание её стрелком с разных точек стояния и оценка), по отысканию целей и постоянные практические упражнения в употреблении лопаты при боевой обстановке. Стремление дольше сохранить в руках стрелковую цепь вызвало существование особой "боевой муштры", к которой относится все, требующее чисто механического исполнения (установка прицела, быстрое заряжание, рассыпание и пр.).

Система строевого Одиночного обучения построена на "муштре" (Drill), имеющей целью выработать в солдате рефлекторные движения, почти бессознательное выполнение команды.

Взгляд немцев на строевую муштру всего определеннее выразился в словах генерала ф.-д.-Гольца: "Без твердых приемов, без стройного марша и без парадной муштры мы и в наше время не можем воспитывать дисциплины, которая в критические моменты заставляет нас сомкнуто, в ногу проходить опасную зону или под дождем пуль сковывает вновь в одно целое ослабевающих".

В строевом обучении самое важное — шаг, целый культ шага, разделяемого на учебный, мерный и вольный; ружейные приемы почти не разнятся от наших; повороты регламентированы более наших.

Учебная стрельба имела целью научить вполне меткому выстрелу (Punktschiessen).

Чрезвычайно систематично, круглый год производится определение расстояний, преимущественно лежа или с колена.

Гимнастика подразделялась на свободные упражнения, на снарядах, упражнения с ружьями (включая фехтование) и прикладную. К последней относится бег (2 раза до 4 мин. с перерывом в 5 мин.).

При изучении гарнизонной службы особенное внимание отводилось службе постов и караулов ночью.

Школьная военная подготовка еще не была установлена законом, тем не менее, на физическое развитие в школах обращено внимание.

Делу военной подготовки молодежи помогали многочисленные гимнастические, стрелковые, фехтовальные и др. спортивные общества. Наиболее популярно было "Jugendwehr", ведающее специально военной подготовкой и состоящее из отделов: музыкального, 5 пехотных рот, морского и санитарного.

Австро-Венгрия.

Основу Одиночного обучения составляла строевая выправка, как средство верно развить силу воли, привить полезные физические и нравственные привычки и достигнуть тактической и даже моральной дисциплины. Теоретические познания ограничивались лишь необходимым.

Учебного шага не было; преувеличенное вытягивание ноги, и отбивание шага воспрещалось.

Заряжание и стрельба проходились преимущественно лежа.

Обучение определению расстояний столь же тщательно и систематично, как и в германской армии.

Обучение штыковому бою рекомендовалось вести возможно просто, вольным боем, с применением чучел.

Систематично велась подготовка к ночным действиям.

Срок Одиночного обучения рекрута 8 нед.

В отношении объема Одиночное обучение сходно с германским. Вопрос о военной подготовке молодежи — в том же положении, как и в Германии.

Правительству помогают частные общества, состоящие в ведении отставных офицеров.

В Богемии наиболее популярно общество "Соколы".

В Венгрии, по инициативе фельдмаршала Джекельфалюси, почти во всех школах широко поставлено дело военного обучения.

Франция.

Одиночное обучение единственной целью имело подготовку к войне.

Строевое обучение мало отличается от нашего; можно отметить лишь существование особого "гимнастического" шага (170—180 шаг. в мин.).

Одиночное обучение стрелка ведется "индивидуально", причем, в зависимости от способностей обучаемого, достигнутые результаты будут различны. Оно состояло из технической и тактической подготовки стрелка. Первая имеет целью научить производству меткого выстрела в обстановке, близкой к боевой; вторая заключается в подготовительных упражнениях (определение расстояний, нахождение цели, применение к местности) и в одиночной боевой стрельбе, совместно с несколькими людьми соседних рядов, для развития солидарности (esprit desolidar té). Отличительную черту стрелковой подготовки составляет абсолютная свобода ротных командиров в выборе последовательности и способов обучения (указанных в уставе).

Подробно проходится Обучение ознакомлению на местности с встречающимися закрытиями и постоянно практикуется применение шанцевого инструмента.

Подготовка молодежи к военной службе широко развита, преследуя, прежде всего, физическое развитие, уменье стрелять, читать карту.

Закон об обязательном преподавании гимнастики в школах издан еще в 1830 г., но учрежденные тогда "школьные батальоны" не пользовались доверием общества вследствие увлечение внешней показной стороной. Сильный толчок делу дал закон 8 апреля 1903 г., установивший некоторые льготы при поступлении на действительную службу лицам, имеющим аттестаты о предварительной военной подготовке (brevet d’aptitude Militaire).

Потом, правительство готовило законопроект, подтверждающий обязательность физического обучения молодежи во всех правительственных учебных заведениях, а также регулирующий деятельность многочисленных частных гимнастических и стрелковых обществ (Sociétés Scolaires, сокращ. S. S. и Sociétés Agréés par le Ministre de la guerre, сокращ. S. Ag.).

Все эти общества, числом свыше 3½ т., объединены в гигантский союз L’Union des Sociétés de Préparation au Service Militaire — Association Nationale.

Общества субсидируются, получали военных инструкторов, оружие и безвозмездно патроны.

Сопоставляя постановку Одиночного обучения в главных армиях, можно видеть, что у нас Одиночная подготовка солдата требует наибольшей затраты времени и труда. Причина этого лежит в малом (физическом и умственном) развитии нашего новобранца и в слабой пока связи между армией и народом, следствием чего является отсутствие совместной работы по созданию военной мощи государства.



Название статьи:   Одиночное обучение в Русской Императорской армии
Категория темы:   {tags}
Источник статьи:    Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., тт. 1-18
Дата написания статьи:   1916 г.
Статьи, использованные при написании этой статьи:   М. Дрогомиров, Подготовка войск в мирное время; Леш, Приемы боевой подготовки бойца, звена, отделение и взвода; Н. Бутовский, Прежняя служба и настоящая; Положение об обучении пехоты 1911 г.; То же — кавалерии 1901 г.; То же — артиллерии 1901 г.; Строевой пехотный устав 1908 г.; Строевой кавалерийский устав 1912 г.; Наставление для обучение стрельбе 1909 г.; Обучение штыковому бою 1907 г.; Наставление для обучение военной гимнастике 1910 г.; П. А. Риттих, Система обучения молодых солдат пехоты в германской армии; Строевые уставы германской, австрийской и французской армий; Кардашенко, Значение семьи и школы в вопросе подготовки вооруженных силы государства; Ф. Гершельман, Военная подготовка в гражданских школах; А. М. Назаров, Потешные.


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...

Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова

Книга Памяти Украины






РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...