Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Окунев, Михаил Михайлович генерал-майор корпуса корабельных инженеров

Окунев, Михаил Михайлович генерал-майор корпуса корабельных инженеров, член кораблестроительного морского технического отделения; писатель.

Родился в 1810 году; 22-го января 1823 года поступил учеником в училище корабельной архитектуры, пять лет спустя перевелся в Учебный Морской рабочий экипаж. Здесь пробыл он три года и 30-го апреля 1830 года был произведен в прапорщики Корпуса корабельных инженеров и прикомандирован к Учебному Морскому рабочему экипажу.

Произведенный в офицеры, Окунев деятельно принялся за пополне-ние своего специального образования и начал изучать английский и немецкий языки. Вскоре он перевел с английского: "Описание разных предположений по кораблестроению, Блака», напечатанное отдельным изданием в 1836 году. В том же году он напечатал и оригинальный свой труд: "Опыта сочинения чертежей военным судам» (Спб. 1836 г.).

В следующем году Окунев напечатал в "Записках Морского Учёного Комитета» свою переводную статью: "Временные рули» и составить разрезную модель 84-х пушечного корабля для Е. И. В. генерал-адмирала, за каковую модель пожалована была ему золотая табакерка. Произведенный "за отличие» в феврале

1834 года в подпоручики, он через четыре года был произведен в поручики, а 30-го марта 1841 года в штабс-капитаны. В это время он плавал на фрегатах с "Паллада» и "Нева» по портам Финского залива и Балтийского моря.

Окунев был отчислен от учебного морского рабочего экипажа, и ему поручено было исправление транспортных и ластовых судов на Галерном островке в С.-Петербурге. 25-го октября 1842 года Окунев был переведен в Черноморский флот, где в течение двух следующих лет строил пароход в 40 сил "Страшный», лоц-шхуну "Астралябия» и два судна для плавучих маяков и другие мелкие суда для Николаевского порта.

В 1844 году он был командирован в Англию, а по возвращении от-туда в следующем году, был командирован на уральские заводы для указания нового способа выплавки якорей. В следующем году, за успешное выполнение всех возлагавшихся на него поручений, он был награжден орденом св. Анны 3-й степени, а еще через год, 23-го марта 1847 года, был произведен в капитаны.

С 1849 года вновь начинается его деятельность по постройке судов и в течение двух лет им были выстроены при Николаевском порте транспорты: "Прута», "Килия», "Арагва», "Рени» и пароход "Ординарец». Кроме того, при том же порте он первый завел железное судостроение и построил железный бот, а затем собрал присланные из Англии баржу и землечерпательную машину.

Причисленный в 1851 году к Главному Правлению компании нижегородской фабрики волжского пароходства, Окунев в течение двух лет построил 8 железных и 4 деревянных парохода для плавания по р. Волге, после чего был зачислен в Корпус корабельных инженеров Балтийского моря.

В 1854 году, по поручение генерал-адмирала, Окунев осматривал порты Каспийского моря.

Принимая деятельное участие по устройству Каспийской флотилии, он в 1750 году заложил в Астрахани железный винтовой транспорта "Калмык», а в следующем году работал над устройством плавучего дока.

Назначенный 4-го января 1858 года старшим корабельным инженером астраханского порта, Окунев в течение двух лет построил ряд (не менее 12) пароходов и шхун для плавания по Волге, в 1861 году был назначен состоять при петербургском порте, а шесть месяцев спустя был назначен старшим судостроителем при Кронштадтском порте, где работал главным образом по исправлению старых судов, производил здесь капитальный ремонт и заканчивал постройку ряда боевых судов, в том числе корветов Рында, Новик, Богатырь и Баян, клиперов Алмаз и Жемчуг.

30-го июля 1862 года М. М. Окунев был уволен по прошению в отставку с производством в полковники, но в феврале 1868 года вновь поступил на службу и был определен старшим судостроителем петербургского порта; в следующем же году был назначен членом кораблестроительного отделения морского техническая комитета.

Начав еще в 1805 году свое сочинение: "Теория и практика кораблестроения», Окунев в 1869 году поднес императору Александру II первые три части этой работы (все сочинение в 5-ти частях было закончено в 1873 году). В том же году он был командирован в Англию, для осмотра новейших броненосных судов.

По возвращении из Англии, в 1871 году Окунев был произведен в генерал-майоры, и в течение следующего года был занят постройкой броненосного двух-башенного монитора "Крейсер», названного потом "Петр Великий».

Вскоре он был командирован в Англию, по возвращении, откуда Окунев прожил недолго: 24-го февраля 1873 года он умер.

Наряду с плодотворной деятельностью по постройке судов, устройству ряда казенных и частных механических заводов, Окунев отдавал много времени научно-литературной работе.

Постоянный сотрудник "Морского Сборника", он поместил в нем много оригинальных и переводных статей по вопросам машино- и судостроения, морской торговли и мореплавания; главные из них: "О нижегородской машинной фабрике"; "О сопротивлении железа удару ядер"; "Обзор последних усовершенствований по разным отраслям морской искусства"; "Публичные лекции из корабельной архитектуры, читанные в Кронштадте в 1866 г."; "О средствах для развития русской морской торговли и мореплавание" и т. д.

Кроме упомянутых работ, М. М. Окунев напечатал в 1841 г.: "Краткое руководство теории кораблестроения»; в 1862 году "О железном судостроении» Грентама (перевод с английского) и в 1807 году перевод с английского соч. Рида: "О броненосных судах». Сверх того, в "Морском Сборнике» были напечатаны следующее его статьи: "О нижегородской машинной фабрике», "О новейших способах производства стали и железа», "О сбережении топлива на броненосных судах», "Обзор последних усовершенствований по разным отраслям морского искусства», "Замечание о железной броне», "Публичные лекции

о корабельной архитектуре, читанные в Кронштадте в феврале и марте 1866 г.», "Обозрение новейших способов постройки железных судов», "О средствах для развития русской морской торговли и торгового мореплавания», "О морских паровых машинах г. Дюппюи ди Лома» и др. В том же журнале Окунев напечатал ряд своих переводных статей и рецензий на многие иностранный сочинения по кораблестроению.

Отдельными изданиями вышли следующие сочинения Окунева: "Описание разных предположений по кораблестроению» Блэка, перевод с английского (1836); "Опыт сочинения чертежей военным судам» (1836); "Краткое руководство теории кораблестроения» (1841); "О железном судостроении» Грентама, пер. с англ. (1862); "Теория и практика кораблестроения», в 5 ч. (1865—73); "Башни против бортовой системы вооружение броненосных судов» (1867); "О броненосных судах» Рида, пер. с англ. (1870).

"Общий морской список» т. XI, Спб. 1899 г. стр. 90-95; "Иллюстрированная газета» 1873 г. № 9, "Русский Архив», 1875 г. № 12, ст. Геннади; "Голос» 1873 г. № 66; "Кронштадтский Вестник» 1873 г. № 26.

Е. Ястребцев.



Название статьи:   Окунев, Михаил Михайлович генерал-майор корпуса корабельных инженеров, член кораблестроительного морского технического отделения
Категория темы:    Российская империя Российский Императорский флот
Источник статьи:    Русский библиографический словарь. 1902. т. 12., Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., тт. 1-18
Дата написания статьи:   2013 г.


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...




ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...