Ольга Святая

Ольга святая, в крещении Елена; жена кн. Игоря; Великая княгиня русская.

Годы правления приблизительно 945—955.

Родилась между 890—894 г., умерла в 969 г.

Летописные и другие сведения настолько украшены легендой, что порою трудно указать границу, где кончается вымысел и начинается историческая правда. Самое имя её читается различно: Ольга, Вольга, Волга.

По Иоакимовской летописи славянское имя ее было Прекраса и, лишь после брака Ольги с Игорем, Олег назвать ее "Вольгой».

Есть основания думать, что и летопись путает имена Олега и Ольги.

Христианское предание называет Ольгу поселянкой из села Выбутина (Лыбутина), дочерью (а чаще правнучкой) Гостомысла, дочерью князя Тьмуторокана и даже Торокана, князя Половецкого, "неции же глаголют яко Ольгова дщи бе Ольга».

Происхождение Ольги было предметом специальных исследований; летопись называет её родиной Плесков и это повело даже к маловероятному предположение, что город этот Болгарская Плескувия. Но обычно в науке под Плесковом подразумевают—Псков.

Ольгу считают псковитянкой из знатной варяжской наместнической или боярской семьи. Еще девочкой лет 10—11 она была привезена Олегом в Киев в качестве будущей жены князя Игоря.

Предание говорить о её необыкновенной красоте и уме. Обручение или бракосочетание её отнесено к 903 году, a рождение Святослава к 942 году, — т. е. к 39 году супружества.

Замужем Ольга была 43 года, до 946, когда Игорь был умерщвлен древлянами.

Ольга в представлении древних повествователей является "честной вдовой», на обязанности которой лежала, прежде всего, месть за мужа. Подробности мести общеизвестны.

Они роднят сказания об Ольге с норвежскими сагами, и в этом отношении особенно интересно сожжение Искоростеля. Сжегши город древлян, и перебив большую часть населения, Ольга обложила остальных тяжелою данью, 2/3 которой шли Киеву, 1/3 Вышгороду, "к Ольге, бе бо Вышгород град Вользин». Отсюда замечают, что у Ольги был собственный город Вышгород, доходы которого шли в её личную казну.

Затем, объехав Деревскую землю и установивши по ней уставы и уроки, Ольга отправилась к Новгороду и по пути на Мете и Лузе также определила "погосты», "оброки» и "дани». Летописец при этом, желая оттенить значительность внутренней государственной деятельности Ольги, говорит, что "Ловища её суть по всей земле, знаменья и места и повосты… и по Днепру перевесища и по Десне…

Одним из важнейших событий жизни Ольги надо считать принятие ею христианства, к которому она пришла по всей вероятности, под влиянием проповеди Киевских христиан, быть может, еще до смерти Игоря, после которой она уже открыто, исповедовала православие. Место крещения Ольги в точности неизвестно. Летопись говорит, что в 955 году Ольга в Константинополе была крещена патриархом; восприемником её назван император. Обыкновенно исправляют год летописи на 957, когда Ольга действительно была в Константинополе, и к этому году относят её крещение; но этому противоречить то обстоятельство, что Константин Багрянородный, описавший прием Ольги в Царьграде, ни слова не говорит о её крещении, но, упоминая о первом приеме, говорить и о сопровождавшем ее священнике. Вероятнее предположить, что Ольга крестилась ранее в Киеве или, быть может, при первом посещении Византин в 955 г.

Предание изукрасило пребывание Ольги в Царьграде и крещение её там (выдаваемое им за факт) баснословными подробностями, вроде той, как она "переклюкала» царя Цимисхия.

В действительности прием Ольги в столице Восточной Империи не отличался пышностью и почетом, а подарки, поднесенные ей, были незначительны, хотя летопись и говорит о "богатых дарах». По-видимому и сама Ольга не была довольна встречей оказанной ей в Константинополе, потому что в летописи есть известие о том, что в 959 г. царь просил у неё даров и вспомогательного войска и Ольга будто бы отвечала: "аще ты такоже постоишь у меня в Печайне, якоже аз в Суду, то тогда ти дан».

В 959 году Ольга посылала к королю (позднее императору) Оттону I Великому посольство, цель которого достоверно неизвестна. Западные летописцы рассказывают, что посольство явилось пригласить епископов и священников в Русь, но оно оказалось лживым и посланные императором священнослужители возвратились из Руси назад ни с чем, подвергнув к тому же свою жизнь опасности. Христианские "житийные» предания об Ольге смягчают черты её характера. В них она изображается целомудренной девой, готовой для удержания князя от несправедливого поступка пожертвовать жизнью, любящей, кроткой, разумней матерью и женой, ревностной христианкой, строительницей церквей и "пречестной вдовой». Она действует в народном духе склоняет Святослава к принятию христианства, обуздывает его порывы. Святослав чтил ее высоко и совещался с нею в важнейших делах. Можно предполагать, что кроме регентства во время малолетства Святослава, на ней лежало бремя правления Киевским княжеством во время пребывания князя в Переяславе Болгарском. Осажденная в Киеве печенегами, Ольга вызвала в него Святослава и просила не покидать ее до смерти. Вскоре престарелая Ольга умерла, успев перед смертью уговорить сына не совершать над нею тризны, а похоронить по христианскому обряду.

Место погребения Ольги неизвестно. При Владимире Святом её мощи были перенесены в Десятинную церковь и положены в каменную раку. Во время нашествия монголов, мощи были сокрыты под спудом церкви. Время канонизации Ольги также неизвестно, чтить же ее святой начали очень рано, быть может еще в период домонгольский.

Летописец восторженно отзывается об Ольге, называешь ее мудрейшей из людей, "русское познание к Богу, начаток примирению быхом, си первое выиди в царствие небесное от Руси...

Память Св. Ольги чтится 11-го июля.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Ольга Святая
Автор(ы) статьи:В. Ф-на
Источник статьи: Русский библиографический словарь. 1902. т. 12.
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Макарий: "История Русской Церкви", т. I, Спб. 1868 г. Изд. 2-е. Прилож. № 5; "Христианское чтение" 1849 г. Кн. II; Полное собрание летописей. Томы I, II, IV, V, VI и VII; Константин Багрянородный: "Об обряди (или церемониях) Византийского двора". Жития Ольги кроме Маrария: Степенная книга, Четьи Минеи, Русские святые (Митр. Филарета), Проложное житие, изд. А. И. Соболевским. "Чтение в Обществе летописца Нестора". Е. Голубинский: "История Русской Церкви". Том I (изд. 2-е), М. 1901 г.; Исследование о времени крещения Вел. княгини Ольги: "Опыты упражнения восп. Киевск. Дух. Академии", том I, 1832 б.; Евгения Булгара, архиепископа Словенского и Херсонского: Историческое разыскание о времени крещения Росс. Велик. Княгини Ольги. Спб. 1792; И Забелин: "Домашний быть Русских Цариц, М. 1869 г.; В. Т. Васильевский: "Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе" ("Ж. М. Ж. Пр. 1875 г. CLXXVII февр.). Арх. Леонид: "Откуда родом была Св. княгиня Ольга" (Русск. старина 1888 г., кн. 7). Арх. Леонид: "Древняя рукопись", исследование об изборнике Болгарского пресвитера мниха Григория. ("Русск. Вестн." 1889, Апр. и отдельно). И. И. Малышевский: "По поводу ст. арх. Леонида. "Происхождение р. кн. Ольги" ("Киевская старина" 1889 г., кн. 7—8), Н. Сухомлинов: "О сказаниях в древней русской летописи" ("Основа" 1881 г. Том II, июнь). Н. Худяков: "Народные исторические сказки" ("Журн. Мин. Нар. Просв." 1864 т., часть СХХI, отд. IV, март). А. Кирпичников: "К литературной истории русских летописных сказаний". ("Изв. Отд. Русск. Яз. и Слов. Имп. Акад. наук. 1897 г. Том II, кн. 1). М. Халанский: "К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем. ("Журн. Мин. Нар. Просв." 1902 г., август. 1903—ноябрь, глава III § I Отношение сказаний о в. кн. Ольги к сказаниям об Олеге Вещем).
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru