Плотовые мосты

Плотовые мосты

ПЛОТОВЫЕ МОСТЫ, удобны тем, что могут быть устроены весьма скоро, не требуя особых приспособлений и искусных рабочих, но наводка их на реках с быстрым течением или подверженных большому волнению затруднительна.

фиг. 1

фиг. 2

фиг. 3

фиг. 4

фиг. 5

фиг. 6

Подъемная сила бревна равна его объему, умноженному на разность весов воды и дерева в единице объема и взятому с коэфф. 0,75. Лучшими бревнами для плотов будут смолистые породы: ель, сосна, пихта, как менее впитывающие воду; особенно пихта, как имеющая наименьший удельный вес. Выгодней брать более длинные деревья, т. к. они обладают большей подъемной силой, и связанный из них плот выходить уже, отчего меньше стесняется живое сечение реки и меньше требуется связных брусьев. При вязке плотов на быстрых реках надо вершины дерев обращать в одну (верховую) сторону, бревна связывать, возможно, плотнее друг к другу и верховой стороне Плотов давать стрелку 1/4—1/6. Снизу верховые концы срезываются на нет, для того чтобы наносимые предметы проносились под Плот.

При быстрых течениях приходится сращивать бревна по длине, обыкновенно в полдерева, стягивая сросток двумя болтами, хомутами или болтом и двумя хомутами, или же веревками (фиг. 1). На реках с тихим течением бревна в плоту лучше располагать попеременно комлями то в одну, то в другую сторону.

Двухярусные плоты не удобны, т. к. на них осаждается много наносов.

Бревна в плоте соединяются связными брусьями, накладываемыми на бревна плота в расстоянии 1—11/2 сж. один от другого и скрепляемыми с ними болтами, толщиной 1/2—3/4 дм. (фиг. 2), железными скобами, дубовыми нагелями (фиг. 3) и веревками или хворостовыми вицами, концы которых загоняются деревянным нагелем в отверстие, высверленное в бревне. Вязка бревен в плоту производится или на берегу, а затем готовый плот сталкивается по слегам на воду, или в воде.

Первый способ удобен для рабочих, но плот при сталкивании расшатывается; 2-й способ — с конструктивной точки зрение рациональней, но рабочие д. стоять в воде, следовательно, глубина не д. быть больше 3—4 фт.

При 2-м способе сначала связывается остов плота, а затем, постепенно, в него вводят бревна.

Окончив вязку плота, определяют его центр тяжести, для чего на хвост плота и поперек его ставят 6—8 чел. и постепенно двигают их к середине плота, пока последний не примет горизонтальное положение. Центр тяжести будет находиться в вертикальной плоскости, проходящей через место стояния людей. Для уравновешивания давления якорного каната на нос плота, ось моста отодвигают от центра тяжести фута на 1 ? к корме плота. Для закрепления якорного каната на плоте располагают вертикальные стойки или вороты. Последние состоят (фиг. 4) из станка, 2 лежней, 4 подушек и вала.

Лежни крепятся к связным брусьям или бревнам плота скобами. На конце вала делаются сквозные отверстия для вставления аншпугов.

Для предохранения настилки моста от захлестывания во время волнения, ее несколько поднимают над горизонтом воды. Для этого, на связные брусья, параллельно оси плота, кладут 2—3 подкладных бруса (фиг. 5) такой длины, чтобы они лежали не менее, как на 3—4 связных брусьях, с которыми они скрепляются болтами, скобами или хомутами. Подкладные брусья служат опорой для переводин (фиг. 6). Переводины охватывают подкладные брусья вставными зубьями или привязываются к ним веревками. Переводины двух смежных пролетов скрепляются между собою горизонтальными болтами и выпускные их концы скашиваются, чтобы, в случае ударов во время волнения в настилку, они не расстраивали ее.

Настилка на переводинах кладется по общему способу. Расстояние между крайними бревнами двух смежных плотов бывает 3—10 ? фт.

Плоты удерживаются на месте якорями.

С низовой стороны с каждого плота якоря закидываются лишь в случае сильного волнения. Вдоль моста, как и в судовых мостах, протягивают продольный канат. Для того, чтобы расстояние между плотами не изменилось, носы их и кормы соединяют между собой брусьями, скрепляемыми с плотом не мертвой крепой, а так, чтобы они допускали некоторую игру. При скорости течения реки более 4 фт. или при большом волнении, наводка моста может производиться помощью пароходов. Во всех остальных случаях наводка моста может производиться введением плотов устоев вверх или вниз по течению. В первом случае плот м. тянуться бичевой людьми, стоящими на голове моста, или же плот сам подтягивается на якорных канатах (заводах).

Последнее надежней, но требует якорей и больше времени.

Наводка по течению производится так же, как и в судовых мостах, но на быстрых реках надо обращать внимание на то, чтобы:

1) были сильные якоря;

2) якоря бросались с запасом, т.-е. выше якорной линии;

3) якорные канаты предварительно закреплялись за плот, при том так, чтобы их м. было "травить" и выбирать;

4) чтобы при быстрых поворотах плота не сбросило людей в воду.

Разводка моста производится в порядке, обратном наводке.

Устои закрепляются якорями совершенно так же, как и устои остальных плавучих мостов.

В русской военной истории, известен случай применение громадного плавучего моста для переправы больших сил: в Севастополе в 1854 г. для переправы гарнизона через Большую бухту с Южной на Северную сторону (см. "Оборона Севастополя 1854 – 55 г.").


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Плотовые мосты
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., тт. 1-18
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Наставление для инженерных войск по специальному образованию, Мосты и переправы; В. Крюков, Военное сообщение
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru