ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ƒолгол€дский, ‘еодор, царевич, жизнеописание » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ƒолгол€дский, ‘еодор, царевич, жизнеописание

∆изнеописание св€того страстотерпца ’ристова царевича ‘еодора ƒолгол€дского

[∆изнеописание страстотерпца было составлено по благословению митрополита ¬олоколамского и ёрьевского ѕитирима]

‘едор ћелехде€рович ƒолгол€дский родилс€ во второй половине XV века, предположительно в 1484Ц1485 годах. ќн происходил из знатного татарского рода казанских царей, потомков грозного и могущественного „ингисхана.

≈го прапрадед ”лу-ћухаммед [1] был одним из ханов «олотой ќрды. »згнанный братом своим  ичи-ћухаммедом, он "в мале дружине своейї бежал из ќрды в 1438 году. ¬ том же году он начал строительство города  азани, провозгласил себ€ самосто€тельным казанским царем и, таким образом, сделалс€ основателем  азанского царства [2], границы которого вплотную подходили к восточным пределам –уси.

”лу-ћухаммед имел трех сыновей: ћахмутека, якуба и  асыма. ћахмутек среди всех казанских правителей "прославилс€ї особой жестокостью и вероломством. ќн стал царем в 1445 году, убив родного отца, а через несколько лет и брата якуба, желавшего отомстить за отца и отн€ть у него казанский престол. ≈го старший сын »брагим, дед царевича ‘едора, правил в  азани с 1467 по 1478 год, оставив после себ€ п€терых сыновей от двух жен: от царицы ‘атимы, бабки царевича ‘едора, Ц старшего јлегама (»льгама), ћелик-“агира (ћелех-ƒаира) и младшего ’удай- ул€ ( удайкул€); от царицы Ќурсалтан Ц ћухаммеда-јмина и Ћатифа. ѕосле смерти »брагима  азань "сделалась театром несогласи€ и м€тежа чиновников: одни хотели иметь царем ћагмет-јмин€, меньшего »брагимова сына, коего мать, именем Ќурсалтан, дочь “емирова, сочеталась вторым браком с ханом таврическим (крымским. Ц Ќ. ≈.) ћенгли-√иреем; другие держали сторону јлегама, старшего сына, и с помощию ногаев возвели его на престолї [3].

«а сорок лет много бедствий и страданий испытала –усска€ земл€ от беспокойных и непримиримых казанских ханов. ѕовторились времена нападени€ кочевников на  иевскую –усь.  аждый татарский хан был об€зан, в исполнение древнего обыча€, хот€ однажды видеть берега ќки дл€ снискани€ воинской чести. ƒерзкие и жестокие набеги совершали татарские отр€ды на русские города и села. Ќе раз перо летописца выводило: "...и многи избиша и изграбиша, а села пожгоша, люди изсекоша, а иных в плен поведошаї. “ыс€чи православных христиан томились в мрачных темницах  азани и продавались в рабство. Ќередко татарское войско доходило до ћосквы, и тогда "бысть плач велик и рыдание много не токмо великим кн€гин€м, но и всему христианьствуї.

¬ ћоскве знали о ненависти јлегама к –оссии и сверх того опасались тесного союза  азани с нога€ми, с которыми јлегамово семейство было св€зано родственными св€з€ми.   тому же в начале 1480-х годов на дочери одного из шибанских, или ногайских, кн€зей женилс€ и родной брат јлегама ћелех-ƒаир, будущий отец царевича ‘едора. ќт союза  азани с воинственными степными племенами можно было ожидать новых опустошительных набегов, тем более что, обеща€ в грамотах быть ћоскве другом, јлегам все чаще вероломно обманывал русских кн€зей. ¬еликий кн€зь московский так отзывалс€ о казанском царе: "јлегам царь был с нами в правде, и грамоты были меж нас с ним записаны... да на чем нам молвил, в том ни в чем не сто€лї [4].

¬ид€ непримиримую злобу казанского правител€, »оанн III в апреле 1487 года послал к  азани грозную рать. ¬се лето в ћоскве с тревогой ждали вестей с берегов ¬олги. √онцы доносили коротко: "”же билисьї, "¬стали под стенамиї, "«атворили город кругом острогомї... » только в середине августа разлилась по ћоскве колокольным звоном радостна€ весть.  азань покорилась! ’аном был поставлен молодой царевич ћахмет-јмин, брат плененного казанского правител€. ƒва года назад он бежал в ћоскву от злоде€ний брата, прос€ защиты. “еперь править надлежало ему как ставленнику и даннику –оссии [5].

ћосква ликовала! ¬о всех церкв€х пелись молебны. ¬  ремле великий кн€зь »оанн III "с умилением благодарил Ќебо, что ќно предало ему в руки ћамутеково царство, где отец его ¬асилий “емный лил слезы в неволеї [6]. —о всех концов стольного града сбегалс€ народ к реке подивитьс€. ¬иданное ли дело? “атарский хан не послом и не гостем к великому кн€зю прибыл. ѕленником! ƒа со всем семейством.

—реди пленников находилс€ и брат јлегама Ц царевич ћелех-ƒаир с женой и двум€ малолетними детьми. ћладшему из них в то врем€ исполнилось не более двух-трех лет, и согласно вере родителей он носил тогда мусульманское им€. Ёто и был будущий страстотерпец ’ристов Ц царевич ‘едор ƒолгол€дский.

Ќедолго оставались поверженный јлегам и его семейство в ћоскве. ѕо воле великого кн€з€ золотоордынским потомкам предсто€л долгий путь: хану с женой Ц заточение в ¬ологду, матери его, брать€м и сестре Ц на Ѕелоозеро, в  арголом [7]. Ќе ведал јлегам, еще окруженный родными по крови и по вере магомедовой, еще несший в себе дух ратный, беспокойный и непримиримый, что предстоит ему последний в его жизни бесславный поход, что после смерти в далеком таежном краю его жена станет женой ненавистного брата ћахмет-јмина, а из белозерской ссылки из всего его многочисленного семейства вернутс€ немногие. » двое из них вернутс€ православными и верными воинами русского великого кн€з€. ѕородн€тс€ с ним. » один найдет упокоение в царской усыпальнице ћосковского  ремл€, а другой примет мученическую смерть, встав на защиту малолетнего внука »оаннова.

»з ћосквы знатных пленников увозили уже после ѕокрова, когда встали реки. »х везли без оков и особо берегли.  азань лишь покорилась воле ћосквы, но еще не была присоединена. ј коварство казанских правителей было известно. —егодн€ они кл€нутс€ в преданности русскому царю, а завтра опустошают и жгут русские города и села. "¬ластолюбие, Ц писал великий кн€зь »оанн III ћенгли-√ирею в “авриду, Ц не знает ни братства, ни благодарностиї [8]. “ак что казанский хан с семейством еще мог быть полезен. ≈сли не он, то его брать€ или их сыновь€ могли бы в любой момент стать орудием большой политики ћосквы.

ѕроща€сь с матерью и младшими брать€ми, јлегам ни минуты не сомневалс€, что в северных кра€х надолго не останетс€. Ќаде€лс€ на скорую помощь ногайских родственников или... иной благополучный исход. ƒействительно, шибанские и ногайские кн€зь€, дес€ть лет назад помогавшие ему "сесть на отцовском столеї, ныне, узнав о несчастной судьбе его семейства, слали в ћоскву грамоту за грамотой. ѕросили отпустить, убеждали, что ищут лишь »оанновой дружбы и милости. ¬еликий кн€зь оставалс€ непреклонен и отвечал: "јлегама, обманщика и кл€твопреступника, мною сверженного, не отпускаю, но из уважени€ к вам даю ему "вс€кую льготуї [9].†

 арголом

 арголом, куда с матерью и сестрой отправили царевичей ћелех-ƒаира и  удайкул€, сто€л на южном берегу Ѕелого озера. Ёто были далекие северные окраинные земли ћосковского кн€жества. „ерез  арголом, окруженный глухими таежными лесами, проходил древнейший торговый путь, соедин€ющий ѕоволжье с ¬еликим Ќовгородом и побережьем Ѕелого мор€. ¬ торговый и ремесленный город приплывали даже заморские купцы. «десь они сбывали свои товары, а взамен их покупали м€гкую "рухл€дьї (меха), мед, воск. — 1353 года город считалс€ столицей Ѕелозерского кра€. ¬ центре его располагалс€ детинец, в котором жили тогда карголомские кн€зь€ с дружиной. «десь и предсто€ло провести детские годы царевичу ‘едору.

Ѕелоозеро встретило »брагимовых отпрысков пронзительным "сивернымї ветром, от которого не спасали ни татарские "теплугиї, ни пожалованные в дорогу государевы шубы. ѕод натиском север€ка город будто замер у кра€ неспокойной снежной пустыни. ќтсюда совсем недавно, за неделю до Ќиколы зимнего, в ћоскву был отправлен огромный санный обоз. ѕовезли рыбу к государеву столу: знаменитый белозерский снеток и стерл€дь. » теперь, когда стихли суета и гомон, город словно погрузилс€ "в себ€ї, в неторопливом течении зимних дел сберега€ привычный вековой уклад.

ѕовелением великого кн€з€ »оанна III прибывшее татарское семейство разместили в крепости со всеми "льготамиї. — первых дней были у них и свой двор, и свои слуги, и свой особый стол. ќт хоромин зажиточных служивых людей их дом ничем не отличалс€. Ёто была "двужильна [10] рублена изба да сенник с подклетом, да клеть плоска€, да мыльн€...ї.

Ќо не удобства беспокоили ћелех-ƒе€ра и его молодую жену в первую зиму. ≈ще в дороге т€жело захворал младший их сын Ц царевич ‘едор. —казались последстви€ почти двухмес€чного полуголодного "сидени€ї в осажденной  азани, трудности пути в ћоскву, а потом т€жела€ дорога на Ѕелоозеро. ¬от уже несколько недель маленький царевич лежал в жару, на грани жизни и смерти. "Ќе жилец татарчонокї, Ц поговаривали уже в их окружении. » только сердобольные белозерские женщины, жале€ дит€тю, подсказывали его матери разные, уже испытанные в этих суровых кра€х народные средства, а порой шептали: "ќкрестить быї. ќтец же его, крепкий в своей вере, и слышать об этом не хотел.

Ќо Ѕогу ¬сесильному и ћилосердному было угодно спасти этого младенца, чтобы в будущем в его крепком теле поселить и крепкий православный ƒух, способный в назначенный свыше час со смирением повторить великий подвиг первых русских св€тых.

 огда родители потер€ли уже вс€кую надежду на выздоровление сына, к удивлению всех он начал поправл€тьс€. ¬полне же окреп он только к весне, когда начало пригревать теплое весеннее солнышко, а город за окном наполнилс€ множеством звуков: колокольными звонами, гомоном людской толпы и неумолкающими стуками топоров.

¬ городе действительно кипела жизнь. ≈ще зимой в  арголом была прислана государева грамота, которую обсуждали в каждом дворе. ѕо весне велено было крепить город. ¬оеводы с бо€рами решили государево дело всем миром справить и от каждой белозерской вотчины сколь положено людей прислать.

— ранней весны посад было не узнать. Ўум. “еснота. ј народ, вызванный на городовое дело, продолжал прибывать. ¬се лето 1488 года на глазах у татарских царевичей рылс€ грандиозный ров, росли почти 30-метровые крепостные валы, рубились крепостные стены (длиной 1,5 версты) и подводились новые подъемные мосты. Ќова€ крепость получила название –убленый город.

–азмах предприн€того в Ѕелозерье строительства "говорилї более слов. » жител€м Ѕелозерь€, и гост€м из ближних и дальних земель, и знатным татарским пленникам, взиравшим на укрепленный, разросшийс€ посадами  арголом, было пон€тно: крепка великокн€жеска€ рука, мудро и дальновидно государево око. ¬скоре после того, как из ћосквы по Ўексне, по "дороге по заповеднойї, в  арголом доставили уставную грамоту, в которой объ€вл€лось об образовании Ѕелозерского уезда, отец царевича ‘едора "перешел в русскую службуї. —корее всего, он занималс€ тем, что хорошо умел делать каждый знатный татарский воин: ведал военной подготовкой белозерских дружинников и командовал отдельными сторожевыми отр€дами.

“ем временем подрастали его сыновь€. » каким бы просторным ни был дом казанских пленников, он уже не мог удержать их в своих стенах. ÷аревич ‘едор легко освоил русскую речь, облазил вместе с братом каждый уголок крепости и все окрестности, окреп, выт€нулс€ и, как только научилс€ держатьс€ в седле, почти посто€нно находилс€ под строгой опекой приставленного д€дьки. ¬оспитание татарских царевичей мало чем отличалось от воспитани€ кн€жат, бо€рских сынов и детей служилых людей. –астили, прежде всего, воина, сильного и выносливого [11].

»менно в эти годы непререкаемым авторитетом дл€ него становитс€ его родной д€д€  айдакула, по возрасту бывший ему за старшего брата и отличавшийс€ умом, сдержанностью и добрым характером.

¬ конце 1490-х годов [12] умирает отец царевича ‘едора. ѕримерно в то же врем€ в ¬ологде умер и его брат јлегам. ќт чего скончались они один за другим (болезнь или ина€ кака€ причина?) Ц не известно. Ќо именно в этот период их брать€ Ћатиф и ћахмет-јмин предпочли бы видеть отца царевича ‘едора и его д€дю, заключенного в ¬ологде, скорее мертвыми, чем живыми. ќни в посто€нном соперничестве вели ожесточенную борьбу за казанский престол. ћладшему »брагимову сыну Ћатифу удалось впервые зан€ть его в апреле 1497 года. Ётому предшествовали смуты среди казанских вельмож, не желавших более терпеть тиранство и несносные утеснени€ ћахмет-јмина и пославших посольство в ћоскву с просьбой дать им "иного цар€ї. »оанн III просьбу удовлетворил, дав при этом обещание, что  азань всегда будет собственностью рода »брагимова [13]. ќбещание весьма примечательное! ¬едь нисколько не лукав€, »оанн III вполне мог иметь в виду всех представителей рода: и сыновей царицы Ќурсалтан, и белозерских »брагимовых потомков. Ётого не могли не понимать Ћатиф и ћахмет-јмин, более всего желавшие исключить из числа возможных претендентов на казанский престол ненавистных братьев и их отпрысков, еще томившихс€ в плену на Ѕелом озере [14].

ѕо обычаю исповедуемой ими веры старший из оставшихс€ в живых »брагимовых сыновей имел право вз€ть в жены вдову умершего брата, не спрашива€ ее согласи€ [15]. ѕри этом и дети ее должны были последовать за ней. —лучись так, семейство умершего ћелех-ƒаира оказалось бы в полной воле людей грубых и коварных. Ќо более всего мать царевича ‘едора опасалась, что при этом юные дети ее со временем могут восприн€ть образцы безрассудной жестокости, лжи и корыстолюби€, коими были известны ћахмет-јмин и Ћатиф. »менно в это врем€ материнское люб€щее сердце обращаетс€ к Ѕогу. ¬скоре после смерти мужа она прин€ла —в€тое  рещение и в гор€чих молитвах к √осподу просила "иже веси судьбамиї спасти ее детей. ѕо прошествии малого времени [16] там же, в Ѕелоозере, она умерла, вверив судьбу любимых чад ѕремудрой ¬оле и ѕромыслу Ѕожиему.

–остов. "¬озлюбих веру вашу...ї

ѕосле смуты в  азани, последующих событий 1497 года и смерти ћелех-ƒаира о безопасности оставшихс€ в живых карголомских пленников ( айдакулы и его плем€нников) особо внимательно следил сам великий кн€зь. ѕри этом он, конечно, был осведомлен о добрых качествах  айдакулы и о пытливости ума царевича ‘едора, уже начавшей про€вл€тьс€ в желании познать истины веры, которую искренне прин€ла его мать. —ие желание, безусловно, было верным признаком благоде€ни€ Ѕожи€, о непреложном свойстве которого говорил »исус ’ристос: "Ќикто не может придти ко ћне, если не привлечет его ќтец, пославший ћен€ї (»оан. 6,44). ¬ерное познание о Ѕоге обыкновенно сообщаетс€ человеку через людей, устами которых благоволит учительствовать —в€той ƒух. —тремление предоставить татарским царевичам таких наставников и определило выбор великого кн€з€ места их дальнейшего пребывани€.

¬скоре после смерти матери царевич ‘едор, который к тому времени достиг совершеннолети€ (ему исполнилось 15 лет), навсегда покинул Ѕелозерский край. ѕо повелению »оанна III его вместе с брать€ми и царевичем  айдакулем перевезли в –остов и поселили а архиерейском доме. Ёто произошло при архиепископе “ихоне (ћалышкине) [17] около 1500Ц1501 гг. ѕодобно тому, как молодое растение подпирают или прив€зывают к крепкому, чтобы сто€ло и росло пр€мо, так и царевич ‘едор был промыслительно помещен р€дом с просвещенными и духовно опытными пастыр€ми старейшей и вли€тельной епархии.

Ќеизвестно, кто оказал вли€ние на духовное просвещение татарских царевичей, но им, несомненно, были известны и некоторые знаменательные событи€ в истории –остовской земли, и жити€ св€тых, прославивших этот край. –остов того времени поражал множеством великолепных храмов, в коих пребывали своими мощами св€тые угодники как €вные свидетели благодати Ѕожией, почивающей в –усской ÷еркви. ћогучее вли€ние высокого примера на душу всем хорошо известно. » как часто при созерцании неоспоримых свидетельств св€тости начинает сильнее битьс€ сердце, согретое искрою Ѕожественного пламени.

¬р€д ли мог оставить равнодушным рассказ о чудесах, последовавших за блаженной кончиной св€того »гнати€, епископа –остовского, 28 ма€ 1288 года. ќн был и остаетс€ единственным из всех угодников Ѕожиих в земле –усской, кто приси€л нетлением и цельбоносною силою мощей своих еще прежде погребени€ и потому вовсе не был предан земле, ибо чудеса, €вившиес€ при самом отпевании, побудили клир и народ поставить открыто мощи в ”спенском соборном храме. Ќадо заметить, что на период пребывани€ царевичей в –остове пришлись торжества в св€зи с 225-летием со дн€ преставлени€ св€тител€. » в том, что ровно через 25 лет, именно 28 ма€, в день пам€ти св€тител€ »гнати€, царевич ‘едор прин€л мученическую кончину Ц можно узреть и ѕромысел Ѕожий, и непостижимую человеческому разуму св€зь этих св€тых.

ќдним из запоминающихс€ событий, несомненно, должно было стать обретение св€тых мощей благоверных кн€зей ¬асили€ и  онстантина ярославских (XIII век) [18]. ¬ 1501 году ярославский кремль был опустошен пожаром.  огда начали копать рвы дл€ нового соборного храма, обрели два гроба с нетленными телами и по надпис€м на каменных плитах узнали, что это были гробы кн€зей ¬асили€ и  онстантина. ѕо совершении соборной панихиды гробы опущены были в землю. Ќо подн€вша€с€ бур€ с громом и ливневыми дожд€ми продолжалась две недели. ярославль испугалс€ Ц не за то ли гнев Ќеба, что скрыты в землю мощи кн€зей, молитвенников за ярославскую землю? —трах тем более естественный, что ярославль твердо помнил, как за 40 лет пред тем недоверие некоторых к мощам св€того кн€з€ ‘еодора [19] было наказано, видимо, дл€ всех. ѕо просьбе народа архиепископ “ихон и духовенство с торжеством перенесли нетленные мощи из кремл€ в церковь св€тых кн€зей Ѕориса и √леба. — той поры 8 июн€ стало отмечатьс€ в православном календаре как день обретени€ их св€тых мощей. —тоит подивитьс€ тому, что именно в этот день, скорее всего, и состо€лось погребение царевича ‘едора ћелехде€ровича в »осифо-¬олоцком монастыре.

Ќадо отметить, что в –остове очень почиталс€ св€той, житие которого повествует о первом и самом трогательном примере обращени€ к св€той православной вере представител€ знатного татарского рода Ц „ингисидов. Ёто был юный ордынский царевич, далекий предок царевича ‘едора, обращенный в христианство ростовским архиепископом  ириллом в 1253 году. ¬ 1503 году как раз исполнилось 250 лет с того событи€. "ќн возгорес€ в сердцы его, и воси€ солнце в души егої, Ц так, по словам жити€, искренне и умиленно прин€л учение ’ристово блаженный ѕетр. ¬скоре он тайно бежал из ќрды в –остов, прин€в там —в€тое  рещение и, сподобившись чудного €влени€ св€тых апостолов ѕетра и ѕавла, по их повелению, основал недалеко от –остова, на озере Ќеро, обитель. ¬сю свою жизнь он был мир€нином, вскоре после крещени€ женилс€ и имел много детей, в наследство которым он оставил благодатную землю, где ему €вл€лись апостолы ’ристовы. ∆итие преподобного ѕетра (пам€ть 29 июн€ ст. ст.), написанное в XV веке, описывает его как очень молчаливого, всегда занимающегос€ в душе то молитвой, то размышлением о вечности. ¬ конце жизни он, овдовев, прин€л монашество и был похоронен в основанной им обители в 1290 году. “атарские царевичи, два столети€ спуст€ жившие на этой благословенной земле, несомненно, были посв€щены в историю ее чудесного приобретени€ своим христолюбивым предком [20] .

Ќесколько лет провели татарские царевичи в –остове. —уд€ по всему, именно здесь вершилось великое дело пробуждени€ и воспитани€ их душ, ибо вс€кому жаждущему √осподь обещает: "я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшееї (»с. 44.2,3). ќ подробност€х ростовского периода их жизни почти ничего не известно. », видимо, молчание летописцев не случайно. ”готованный  айдакуле и его плем€нникам жизненный путь до некоторых пор был очерчен лишь в собственных замыслах московского великого кн€з€, скорее всего, мало кому известных и отложенных из-за двухлетней болезни и смерти »оанна III в окт€бре 1505 года. Ќо осенью 1503 года великий кн€зь побывал в –остове и при личной встрече обнаружил в  айдакуле "любезные свойства, ум, добронравие и ревность к познанию истинного Ѕогаї. Ёти же качества были присущи и царевичу ‘едору, во всем старавшемус€ походить на родного д€дю. ќни €вл€ли собой благодатную почву дл€ се€ни€ —лова Ѕожи€, а как сказано в —в€щенном ѕисании: "» иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдес€т и иное стої (ћк. 4,8).

† рещение

¬ декабре 1505 года по государевой воле царевич ‘едор переезжает в ћоскву вместе с брать€ми и д€дей  айдакулой, который изъ€вил желание прин€ть православную веру. 21 декабр€, в день пам€ти св€тител€ ѕетра, митрополита ћосковского и все€ –оссии чудотворца, его торжественно окрестили на ћоскве-реке, в присутствии всего двора и при большом стечении народа. —обытие дл€ той поры неординарное! «а все врем€ правлени€ »оанна III ни одного из знатных служилых или пленных татарских царевичей к смене веры не принуждали, но и ни один из них добровольно в православие не перешел.

»сторики отмечали эту привлекательную черту политики великого кн€з€: "...»оанн в делах веры оглашал терпимость (к иноверцам) с усердием ко православиюї [21] —толь определенна€ позици€ государ€ позвол€ет почти с уверенностью говорить о том, что желание  айдакулы, высказанное без какого-либо давлени€, было глубоко осознанным. ¬ крещении его назвали, как и его предка, ордынского царевича, ѕетром. „ерез неделю, 28 декабр€ 1505 года, царевич ѕетр дал запись великому кн€зю ¬асилию III в том, что он будет служить ему верно, а 15 €нвар€ 1506 года его "удостоили чести быть з€тем государевымї. ћолодой великий кн€зь отдал ѕетру в жены свою 14-летнюю сестру ≈вдокию (младшую дочь великого кн€з€ »оанна III от его второй жены —офьи ѕалеолог). ≈вдоки€ и ѕетр были обвенчаны в ”спенском соборе ћосковского  ремл€ архимандритом —пасского монастыр€ јфанасием [22].

÷аревич ‘едор был крещен вместе с ним или вскоре после описанных событий. “ак же, как и его предок, ордынский царевич ѕетр, царевич ‘едор открыто и непоколебимо исповедовал:

"јз, √осподи, возлюбих вашу веру, и оставив родительскую веру, и приидох к вам, вол€ √осподн€ и ваша будетї.

—о —в€тым крещением небесным покровителем царевича ‘едора стал великомученик ‘едор —тратилат √ераклийский (пам€ть 8 феврал€; 8 июн€ ст. ст.).

¬ ћоскве

— 1505 года царевич ‘едор посто€нно находитс€ в ћоскве, в окружении д€ди, который пользовалс€ все большим доверием великого кн€з€. ƒл€ ¬асили€ III царевич был не просто родственник. ќн стал его ближайшим сподвижником, верным и надежным другом. Ѕолее того, московский великий кн€зь видел в нем своего преемника. Ѕездетный ¬асилий III перед походом на ѕсков в 1509 году написал завещание, согласно которому в случае его гибели престол должен перейти к царевичу ѕетру [23]. ѕокида€ на врем€ ћоскву, великий кн€зь все чаще довер€л управление и защиту столицы своему з€тю [24]. –€дом с ним мужал и приобретал опытность воеводы государева полка новокрещенный царевич ‘едор.

«имой 1512Ц1513 гг. во многих област€х –оссии люди умирали "кашлемї. ¬ феврале 1513 года в возрасте 21 года умерла сестра великого кн€з€, жена царевича ѕетра, ≈вдоки€ »вановна, оставив после себ€ двух малолетних детей. ¬ мае 1513 года умер двоюродный брат великого кн€з€, последний волоколамский удельный кн€зь ‘едор Ѕорисович [25]. ƒетей у него не было, и после смерти его удел отошел к великому кн€зю ¬асилию III. — этим уделом граничили земли, принадлежащие юной кн€жне ≈вдокии (ќвдотье), плем€ннице ‘едора Ѕорисовича [26]. ¬ 1514 году, вскоре после его смерти и возвращени€ великого кн€з€ из похода на —моленск, в ћоскве состо€лась свадьба кн€жны ≈вдокии и царевича ‘едора ћелехде€ровича [¬ источниках написание отчества даетс€ по-разному]. ∆ениху было около 30-ти лет.  ак тогда выгл€дел царевич ‘едор?

Ёто был высокий, очень статный, физически крепкий и сильный человек. »мел крупные черты лица: широкий лоб, густые выпуклые брови, большие глаза. Ѕыл темноволос, немного смугловат. ƒаже борода не могла скрыть сильно выдвинутую вперед челюсть, придававшую его облику мужественный, решительный характер. ѕро таких говор€т, как об очень надежных, основательных люд€х, способных в любой ситуации не тер€тьс€ и принимать ответственные решени€.  ак человек, привыкший сидеть в седле, он двигалс€ легко, пр€мо держа спину и голову.

— приданым жены царевич ‘едор получил во владение "село —щитники и з деревн€ми, а в нем церковь Ѕлаговещенье, да погост –ождество Ѕогородицы, и со всем с тем, что к тому селу, и к деревн€м, и к погосту пот€гло истари...ї. ўитниковска€ волость располагалась неподалеку от ¬олоколамска, между реками »сконь и –уза. — 1503 года и до времени женитьбы царевича владение это находилось в большом запустении: осталс€ только дерев€нный, очень ветхий храм, а пашни поросли покосником [27]. «аниматьс€ своей вотчиной царевич ‘едор начал после 1516 года, по возвращении из первого военного похода. ѕервым делом он про€вил усердие в восстановлении Ѕлаговещенской церкви. “олько после этого р€дом с храмом им фактически заново было отстроено село и названо ƒолгими Ћ€дами [28]. — тех пор в ¬олоколамской земле эту волость стали называть ƒолгол€дской, а царевича ‘едора Ц ƒолгол€дским.

¬ браке с кн€гиней ≈вдокией ѕетровной царевич ‘едор прожил 23 года [29]. —воих детей у них не было, но после смерти царевича ѕетра они опекали двух его дочерей.

Ќа государевой службе

ѕосле присоединени€ —моленска к ћоскве обострились отношени€ между Ћитвой и ћосквой. ¬ 1516 году царевич ‘едор назначен воеводой большого полка и направлен дл€ защиты ¬еликих Ћук от литовских отр€дов. ¬ 20-е годы, с возобновлением военных действий на литовской границе, царевич дважды направл€етс€ в “оропец во главе одной из русских ратей, в составе которой были мощные отр€ды татарской конницы. ќсенью 1533 года, как свидетельствуют –азр€дные книги, царевич ‘едор сто€л в Ѕоровске с ратью, которую возглавл€л родной брат московского кн€з€ јндрей »ванович —тарицкий [30].

»менно туда пришла печальна€ весть о смерти великого кн€з€ ¬асили€ III, крестившего когда-то ‘едора ћелехде€ровича и ставшего его родственником. ¬ декабре царевич присутствовал на похоронах.

¬скоре после этого литовский кн€зь —игизмунд, обрадованный слухами о возникшей в ћоскве крамоле среди высшего бо€рства, спешно начал готовитьс€ к войне с ћосквой, подбива€ к тому же и крымских татар. ќсенью 1534 года многие русские города подверглись нападению со стороны Ћитвы. ¬ этот период было особенно важно сдержать и впредь не допускать развити€ военных действий на западной границе ћосковского государства. »менно поэтому сюда направл€ютс€ опытные, решительные воеводы, способные принимать ответственные решени€ в самых трудных ситуаци€х, к тому же испытанные в верности и преданности московскому престолу, такие, как царевич кн€зь ‘едор ћелехде€рович ƒолгол€дский. — этого времени он в течение трех лет возглавл€л большой полк одной из русских ратей, защищавших ѕочеп, Ѕр€нск, √омель, а также города и села южной части Ќовгородской земли от вторжени€ литовских отр€дов [31].

¬ 1537 году, несмотр€ на заверени€ крымских послов в дружбе с ћосквой, многочисленное татарское войско направилось "литовьскым людем на помощь; токмо царь и царевичи едины не с многими людьми в  рыму осталис€ї. ”же в начале лета "пронырливии же варвари приидоша на –езаньскые украйны... а великому кн€зю вести не учинилос€.  н€зь же великий, слышав приход татар крымских на свою украйну литовьскым людем на пособь, и отпусти воевод своих на  оломну, бо€рина своего воеводу кн€з€ ƒимитри€ ‘еодоровича Ѕелского да кн€з€ ‘еодора ћихайловича ћстиславского и иных своих воевод; а людей своих, которых послал к —тародубу против литовских людей, и кн€зь великий велел их воротити на брег ко ќке-рекеї. ¬ св€зи с тревожной ситуацией на южной границе, в составе войска, переброшенного на окский рубеж летом 1537 года, была рать царевича ‘едора: "Ћета 7045 июл€ роспись от пол€ и по берегу: на  оломне были воеводы по полкам: в большом полку кн€зь ‘едор ƒаирович да бо€рин кн€зь ћикита ¬асильевич ќболенский ’ромой, да ¬асилей ќндреевич Ўереметев...ї [32].

Ёто последнее известное нам сегодн€ упоминание о государевой службе царевича ‘едора. Ќадо отметить одну черту его военного служени€: было ли это заветом его родителей или установленным им самим жизненным правилом, с которым считалс€ великий кн€зь, неизвестно, но он никогда не воевал против своих соотечественников Ц казанских татар.

»спытание веры

3 апрел€ 1538 года скончалась велика€ кн€гин€ ≈лена √линска€. Ѕудущему русскому царю »оанну ¬асильевичу было тогда семь лет. —мерть кн€гини была неожиданной, поговаривали, что она была отравлена. "ѕо диаволю действу и грех ради наших, многу м€тежу и нестроению в те врем€на быша в христианской землеї и "государю младу бо€ре на мзду уклонишас€ без возбранени€, и много кровопролити€ промеж собою въздвигоша, и вс€ не о Ѕозе стро€шеї, "вс€к своим печетс€ї, Ц писал тогда летописец. ќт высокомери€ происходит раздор, Ц говорит —в€щенное ѕисание (ѕритч. 13, 10); надменный разжигает ссору (ѕритч. 28, 25).

–асправы с верными и преданными великому кн€зю ¬асилию, его кн€гине и малолетнему наследнику престола людьми начались сразу же после похорон кн€гини ≈лены. –овно через неделю, во вторник "шестью недели св€того ѕостаї, ближайший ее сподвижник кн€зь »ван ќвчина “елепнев был без суда ввержен в тюрьму и заморен в ней голодом; а его сестра Ц мамка наследника Ц јгриппина „ел€днина, несмотр€ на слезы малолетнего »оанна ¬асильевича, была закована в цепи, сначала брошена в тюрьму, а затем сослана в  аргополь. ¬иновником этих насильственных поступков был первый бо€рин в √осударственной думе, кн€зь ¬асилий ¬асильевич Ўуйский, потомок суздальских кн€зей, известный по суровой расправе с изменниками смольн€нами, которых он повесил после оршинского сражени€ с надетыми государевыми подарками на городских стенах. ”странив кн€з€ »вана “елепнева, может быть, причастный и к отравлению ≈лены √линской, он пожелал, чтобы забрать возможно более власти в свои руки, породнитьс€ с государем [33]. ƒл€ этого он задумал вступить в брак с плем€нницей великого кн€з€ ¬асили€ III Ц јнастасией, дочерью крещеного татарского царевича ѕетра, умершего еще в 1523 году, и сестры великого кн€з€ ≈лены »оанновны. Ќадо сказать, что из старших родственников јнастасии ѕетровны к тому времени живым был только ее двоюродный брат и опекун Ц царевич ‘едор, который, по установленному обычаю, и должен был выдавать замуж свою сестру. ƒать согласие на этот брак, зна€, что Ўуйским движет лишь одно желание Ц обогащатьс€ и властвовать, означало дл€ царевича ‘едора предать законного наследника русского престола и, возможно, даже подвергнуть его смертельной опасности. ќн, со свойственной ему решительностью, отказалс€ дать благословение на брак сестры с крамольным и рвущимс€ к власти бо€рином. Ўуйский затаил злобу и, не жела€ отказыватьс€ от задуманного, готовилс€ во что бы то ни стало устранить сию помеху дл€ осуществлени€ своих властолюбивых планов.

÷аревич ‘едор знал об этом и готов был стать на пути коварных смуть€нов твердо и бесстрашно, ибо "не в силе правда, а в Ѕогеї. —ей выбор им был сделан давно. ≈ще юным, прин€в —в€тое  рещение, он тем самым добровольно отказалс€ даже от самой возможности каких-либо прит€заний на казанский престол со своей стороны и, как свидетельствует повесть его жизни, навсегда отверг путь предательства и коварства, ведущий к смуте. ѕрин€в веру православную, он прин€л и православное ќтечество, которому верой и правдой служил всю жизнь, и православного государ€ как законного обладател€ Ѕогом данной власти. "ќт вышне€ Ѕожи€ десница поставлен ecи самодержец и государь все€ –усиї и его "бо Ѕог в себе место избрана на земли и на свой престол вознес посади, милость и живот положиї, Ц писал известный царевичу ‘едору преподобный »осиф ¬олоцкий [34].

28 ма€ [35] 1538 года стало дл€ царевича ‘едора решающим днем испытани€. ќн, будучи одним из тех, кого в старину называли "оборонителем и щитом земли –усскойї, выехал навстречу своим убийцам, не облачившись в доспех, без щита и бармицы. ѕо дь€вольскому наущению творили беззаконие те, кто послал их. ѕротив них есть единственный щит Ц вера ’ристова. —ам ¬севышний говорил: "Ќе бойс€, јвраам, я твой щит; награда тво€ весьма великаї (Ѕыт. 15,1). "Ѕудь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайс€, ибо с тобою √осподь Ѕог твой везде, куда не пойдешьї (»ис. Ќав.1,9). "ј паче возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавогої (≈фес. 6,16). » единственное истинное оружие против тех, кто творит "дела тьмыї, Ц  рест ’ристов.  ак писал преподобный »осиф ¬олоцкий, крест Ц это "победоносное оружие силы Ѕожией против дь€вола и всех сопротивных сил, потому что он осв€щен пречестною  ровью и св€тостью расп€того на нем Ѕога —ловаї [36].

ћы не знаем последних слов страстотерпца, но известно, что после первого предупредительного удара острой саблей, нанесшей ему неглубокую рану головы [37], у царевича еще были мгновени€, чтобы выхватить свой клинок и ответить злоде€м. Ќо он, будучи очень сильным и мужественным человеком, к тому же в совершенстве владеющим всеми видами оружи€, не умножил зла и не зап€тнал своего боевого ратного меча кровью в неправой схватке, помн€ мудрость народную: "”мучить легко Ц душе какової. ќн сомкнул уста свои в молчании и последовал за ’ристом, обещавшим: "ѕретерпевый до конца спасен будетї.

—ледующий удар был смертельным. ќн рассек шею, и кровь страстотерпца, фонтаном изливша€с€ из страшной раны, мгновенно залила все вокруг. ÷аревич упал наземь. ћучители соскочили с коней и бросились к нему. ¬ исступлении дикой злобы они нанесли третий сильнейший удар ногой в голову, будто мст€ за молчание, хотели разомкнуть, наконец, его по-прежнему сомкнутые уста. ƒалее последовали дика€ расправа и глумление над бездыханным телом страстотерпца. ќни били его, топтали ногами, прыгали на груди, лома€ на мелкие кусочки его кости.

“ак крещеный татарский царевич стал едва ли не единственным из ближайшего окружени€ великого кн€з€ ¬асили€ III, кто добровольно и с буквальной точностью исполнил государев завет: "ѕослужите кн€гине моей и сыну моему до пролити€ крови и раздроблени€ тел своихї.

”бийцы попытались скрыть следы соде€нного злоде€ни€ и спр€тали тело страстотерпца. “ем временем Ўуйский, не име€ более никаких преп€тствий, именем восьмилетнего наследника престола объ€вил о скорой свадьбе. ”же через дес€ть дней, 6 июн€ 1538 года, состо€лось венчание бо€рина с государевой сестрой. » только после того, как Ўуйский сел пировать за свадебный стол, верным царевичу ‘едору люд€м, наконец, удалось отыскать его умученное тело и немедленно вывезти из ћосквы.  н€гин€ ≈вдоки€ ƒолгол€дска€ желала похоронить мужа в »осифовом монастыре, где под сводами ”спенского храма, построенного при участии ее деда, покоились ее близкие Ц удельный кн€зь ‘едор ¬олоцкий и кн€зь »оанн –узский. ”знав о злодейском убийстве царевича ‘едора и о желании его супруги, митрополит московский ƒаниил (–€занец) дал на то свое благословение.

—трастотерпца привезли в »осифову обитель накануне 8 июл€, дн€, когда отмечаетс€ перенесение мощей св€того великомученика ‘еодора —тратилата, небесного покровител€ царевича ‘едора ƒолгол€дского. ќтпевал его игумен Ќифонт со всем клиром и братией. —реди служащих у гроба сто€ли прославленные позже св€тые: первый тогда среди соборных старцев и в будущем первый св€титель  азанский и —ви€жский √урий (–уготин) (пам€ть 18 дек.) и соборный старец ‘отий (преподобный, прославлен в —оборе ћосковских св€тых), ученик преподобного  ассиана Ѕосого [38]. Ћишь иноки, скорбевшие в те времена о возникшей среди бо€р смуте, вполне могли оценить подвиг следовани€ за ’ристом крещеного татарского царевича, потому и похоронили его в малом алтаре ”спенского собора. Ќе знатное происхождение, а обсто€тельства его мученической кончины и несомненные признаки св€тости определили это чрезвычайно почетное место погребени€ [39]. „ерез п€ть лет, когда соборный старец √урий (–уготин) был избран игуменом »осифова монастыр€, он обновил гробницу царевича ‘едора: "...гробница дерев€нна€ над кн€зем ‘едором ƒаировичем. Ќа гробнице покров бархат червчат гладкой.  рест вышит золотом да серебром, слова подпись вышиты белым шолкомї, "да над царевичевым гробом икона ѕречистые Ѕогородицы ќдигитриа, п€дница, обложена серебромї [40].

Ќа прот€жении XVI века, пока еще были живы те, кто погребали царевича и знали о его подвиге, пам€ть о нем была окружена глубоким почитанием. Ќедаром одна из икон, называемых в описи 1591 года "поставлением »еремии, архиепископа  азанскогої, была сразу же помещена над гробницей страстотерпца. Ёто была икона св€тых страстотерпцев ’ристовых Ѕориса и √леба. Ќа прот€жении более чем ста лет она оставалась единственной в ¬олоколамской обители иконой этим св€тым.

—в€титель »ереми€ [41], благословивший перенесение обретенной иконы  азанской ћатери Ѕожией и торжества прославлени€ этого чудотворного образа, умер в  азани в 1579 году, через полгода после указанных событий. —разу после смерти он был перевезен (по его завещанию) в »осифов монастырь (ибо это было местом его пострижени€) и погребен в малом алтаре ”спенского собора в ногах у царевича ‘едора ћелехди€ровича ƒолгол€дского.

√робница царевича сохран€лась до конца XVII века, до времени строительства нового, существующего и поныне ”спенского собора. ѕри его возведении захоронени€ св€тител€ »еремии и митрополита ћосковского ƒаниила (–€занца) из малого алтар€ древнего храма перенесли в северо-западный угол нового собора, при этом погребение царевича не вскрывали, и оно было оставлено под спудом. — начала XVIII века дл€ обители наступили трудные времена: пристальный контроль за архимандритом и братией со стороны инквизиторского приказа, часта€ смена насто€телей, секул€ризаци€ монастырских земель и обнищание братии, ставшей в этот период крайне малочисленной. Ќо по установленной поминальной традиции в обители и тогда в день пам€ти царевича ‘едора, 28 ма€, служились панихиды.

»звестно, что в 1785 году в селе ƒолгол€дском на месте Ѕлаговещенского храма, отстроенного царевичем ‘едором. ћелехди€ровичем и просуществовавшего до конца XVIII века, была выстроена дерев€нна€ церковь во им€ ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы. Ќа следующий год и, что особенно примечательно, как раз накануне дн€ пам€ти царевича ‘едора Ц 18 ма€, был подписан указ о выдаче антиминса и осв€щении ”спенского храма, что и состо€лось на день его пам€ти. ’рам осв€щал архимандрит »осифова монастыр€ Ќектарий, о чем он и отрапортовал 4 июн€ 1786 года в ѕереславскую духовную консисторию. ”казанное событие свидетельствует о сохран€ющемс€ и в XVIII веке почитании страстотерпца ’ристова.

¬ XIX Ц XX вв. пам€ть о царевиче угасает, и монастырской братии, кроме упоминани€ в древних опис€х "царевичева гробаї, о нем ничего не известно.

Ќо ѕремудрости Ѕожией было угодно не оставить безвестным им€ и подвиг —воего угодника. ѕервым известием о забытом уже погребении стала находка 1979 года, о которой остались коротка€ запись в журнале архитектурно-авторского надзора и свидетельство ныне здравствующего очевидца этого событи€. Ќа месте погребени€ царевича ‘едора производились работы по укреплению столпа подклета, при этом вынимали грунт и наткнулись на "нетленные одеждыї. Ѕыли ли это одежды или остатки покрова на гробе, сказать трудно, но, как позже подтвердили археологи, "потревоженныйї тогда рабочими грунт заканчивалс€ практически на уровне верхней отметки найденного позже захоронени€ царевича ‘едора.

¬ 1990 году, накануне первой литургии в подклетном храме, осв€щенном еще в 1777 году во им€ преподобного »осифа ¬олоцкого, от места погребени€ страстотерпца начало источатьс€ сильное благоухание, которое, по слову митрополита ¬олоколамского и ёрьевского ѕитирима, он ощущал только пред чудотворным образом ѕресв€той Ѕогородицы "»верска€ї на јфоне. Ѕлагоухание сохран€лось в течение нескольких мес€цев, и свидетел€ми этому стало более 100 человек. «аметим, что в это врем€ в обители не было еще известно даже точного места погребени€ преподобного »осифа и тем более не было сведений о каких-либо других погребени€х внутри существующего храма.

¬ 2001 году в подклетном храме ”спенского собора по благословению владыки ѕитирима мен€лись полы и проводились исследовани€ состо€ни€ валунного фундамента, грунтов и основани€. ”читыва€ изложенные выше обсто€тельства, владыка распор€дилс€ вести работы в этом месте с величайшей осторожностью и вниманием, к тому же к этому времени из архивных материалов было известно, что в малом алтаре древнего храма, хорошо сохранившийс€ фундамент которого был обнаружен вскоре после начала реставрационных работ, был погребен царевич ‘едор ћелехде€рович ƒолгол€дский.

ќбретение мощей страстотерпца произошло 8 сент€бр€ 2001 года. ¬ этот же день была отслужена перва€ панихида. Ќакануне обретени€, вечером 7 сент€бр€, над местом погребени€ страстотерпца было замечено свечение, зафиксированное на фотопленке очевидцем необыкновенного €влени€ Ќ. ј. ≈гасовой, архивариусом обители и по распор€жению владыки ѕитирима ответственного за контроль качества реставрационных работ в монастыре.

—в€тые мощи были подн€ты и переложены в гроб 22 декабр€ 2001 года. ¬ тот же день по благословению митрополита ѕитирима они были перенесены в юго-западный угол подклетного храма и помещены в специально сооруженный каменный склеп в подполье церкви. ѕеренос был осуществлен в св€зи с тем, что место погребени€ царевича вошло в область намеченного укреплени€ фундамента столпа, очерченную специалистами.

¬ сент€бре 2003 года сложилась крайне неблагопри€тна€ ситуаци€: техническое подполье подклетного храма неоднократно затапливалось грунтовыми водами, и гроб царевича "плавалї в склепе. 22 сент€бр€ владыка ѕитирим распор€дилс€ немедленно подн€ть его, исследовать останки и поместить в дь€конник верхнего ”спенского собора. ѕодн€тие св€тых мощей, исследование их группой специалистов под руководством профессора ¬. Ќ. «в€гина (заведующего ќтделом судебно-медицинской экспертизы ћинистерства здравоохранени€ –‘, заслуженного врача –‘, доктора медицинских наук) и перенесение их в ”спенский собор произошло 27 сент€бр€ 2003 года.

13 марта 2004 года, в родительскую субботу третьей недели ¬еликого поста, по благословению —в€тейшего ѕатриарха јлекси€ II (от 9 марта 2004 г. є 860) гроб со св€тыми мощами был торжественно перенесен в теплый подклетный храм во им€ преподобного »осифа ¬олоцкого и установлен на солее, вблизи северных алтарных дверей пред —моленским образом ћатери Ѕожией и р€дом с иконами (иконостаса) св€тителей казанских √ури€ и √ермана, где и пребывает до сего дн€.

ѕ–»ћ≈„јЌ»я

1 ”лу-ћухаммед (”луг-ћухаммад) был потомком ƒжучи-хана, сына „ингисхана. ≈го отцом различные источники называют “имер-хана, ƒжелал-ад-ƒина, »чкили-’асана и других „ингисидов. ¬ насто€щее врем€ наиболее достоверной может считатьс€ следующа€ родословна€ ”лу-ћухаммеда: ”лу-ћухаммед Ц ’асан Ц „инче Ц “улак-“имер Ц —арыча Ц ”з-“имер Ц “укай-“имер Ц ƒжучи Ц „ингисхан. (’амидуллин Ѕ. Ќароды  азанского ханства.  азань: “атарск. книжное изд., 2002. —. 127.)

2 Ќекоторые исследователи считают, что это произошло при его сыне ћахмутеке. —м.: «имин ј. ј. ¬ит€зь на распутье. ‘еодальна€ война в –оссии XV в. ћ., 1991. —. 105.

3  арамзин Ќ. ћ. »стори€ государства –оссийского. ¬ 12-ти тт. “. VI. ћ, 1998. —. 112; 272-273. ѕрим. 295, 297.

4 “ам же. —. 112; 273. ѕрим. 300.

5 ќб этих событи€х повествуют известные русские летописи, в частности: ѕатриарша€, или Ќиконовска€ летопись // ѕолное собрание русских летописей (далее Ц ѕ—–Ћ). “. 12. ћ., 1965. —. 218 Ц 219), а также:  азанска€ истори€ // ѕам€тники литературы ƒревней –уси. —ередина XVI века. ћ., 1985. —. 328-331; комментарии: —. 609 Ц 610. (ѕервое издание: »стори€ о  азанском царстве неизвестного сочинител€ XVI столети€ по двум старинным спискам. ¬ —анкт-ѕетербурге. »ждивением »мператорской јкадемии Ќаук. 1791 г.)

6  арамзин Ќ. ћ. »стори€ государства –оссийского... —. 112Ц 113.

7 “ам же. —. 113.  азанска€ истори€... —. 329.  арголом Ц ныне город Ѕелозерск ¬ологодской области.

8  арамзин Ќ. ћ. »стори€ государства –оссийского... —. 115.

9 “ам же. —. 116. "Ћьготаї стоила недешево. Ќо, как и прежде, великий кн€зь не экономил на "ордынских издержкахї.  роме богатых даров, посылаемых в “авриду,  азань и ногайские улусы, содержание служилых и пленных татарских царевичей всегда предполагало немалые расходы. ѕока вокруг ћосквы существовали уделы, по государеву договору с брать€ми, владевшими этими уделами, татарские царевичи должны были содержатьс€ совместно, или, как тогда говорили, "с одногої. ѕосле ликвидации уделов, служилым царевичам давались "в кормлениеї царские вотчины. Ёто уникальное пожалование было особой формой почета. Ќедаром пословица тех лет гласила: " отора€ служба нужнее, та и честнееї.

10 "ƒвужильныйї дом Ц это, по обыча€м северных мест, дом в два этажа.

11 ÷аревич ‘едор особенно отличалс€ хорошим физическим развитием. Ёто отметили в своих заключени€х и антропологи, и медико-криминалистические эксперты в 2001 г.: (‘ролов ћ. ¬. ќтчет об архитектурно-археологических исследовани€х в зоне проведени€ противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ по пам€тнику архитектуры XVЦXVIII вв. ”спенскому собору »осифо-¬олоколамского монастыр€ в 2001 году; јлексеева “. »., Ѕужилова ј. ѕ., ћедникова ћ. Ѕ. «аключение об обследовании скелетных останков человека, найденного при раскопках в пределах ”спенского собора, 2001).

12 Ќе ранее 1496 года.

13 ¬ общей сложности это происходило на прот€жении 30 лет (до 1519 г.).

14 ћожет, вовсе и не болезнь унесла жизнь јлегама и ћелех-ƒаира, а €довитое зелье, замешанное на неутомимой ненависти, властолюбии и коварстве?! ¬о вс€ком случае, описание последующей жизни Ћатифа и ћахмет-јмина, а еще более их смерти, благодар€ поразительным сохранившимс€ подробност€м, и красноречивы, и назидательны. ѕосле событий 1497 года ћахмет-јмин был оставлен в –оссии, и ему как служилому царевичу, пожаловали  аширу, —ерпухов и ’отунь, где он быстро "прославилс€ї своим корыстолюбием и жестокостью. ќ 5-летнем правлении в  азани јбдыл-Ћатифа сам великий кн€зь писал так: "яз [»оанн] его пожаловал, посадил в  азани, а он мне начал лгати, ни в каких делех управы не чинил, да и до земли  азанской стал быть лих, и €з его с  азани свел и держу у себ€ї. јрхангелогородский летописец рассказывает, что в ћоскву закованного "в железаї Ћатифа привезли весной 1502 года, а оттуда отправили на Ѕелоозеро. ( арамзин Ќ. ћ. »стори€ государства –оссийского. —. 165- 166, 191; ѕ—–Ћ. “. 12. ћ., 2000. —. 255; ѕ—–Ћ. “. 37. Ћ., 1982. —. 99). “ем временем в  азань был вторично послан ћахмет-јмин, перед этим женившийс€ на вдове јлегама (ок. 1500Ц1502 гг.). Ќо этот царь, словно безумный, с каждым днем своего правлени€ только умножал зло казн€ми своих недругов, предательством и кровью невинных людей. —праведливо писал Ќ. ћ.  арамзин: "Ќикогда выгода государственна€ не могла оправдать злоде€ни€; нравственность существует не только дл€ частных людей, но и дл€ государей: они должны поступать так, чтобы правила их де€ний могли быть общими законамиї. ј наши предки о таких правител€х говорили: "Ќи мертвого нельз€ излечить, ни безумного научитьї, понима€, что лишь Ѕогу возможно остановить их и вразумить. ”мерли Ћатиф и ћахмет-јмин один за другим в 1519 году. Ћатиф Ц в ћоскве, ћахмет-јмин Ц в  азани.  онец жизни последнего был ужасен. "÷арь казанский, Ц писал Ќ. ћ.  арамзин, Ц занемог жестокою болезнию: от головы до ног, по словам летописца, он кипел гноем и черв€ми; призывал целителей, волхвов и не имел облегчени€; заражал воздух смрадом гниющего своего тела и думал, что си€ казнь послана ему Ќебом за вероломное убиение столь многих росси€н и за неблагодарность к великому кн€зю »оанну. "–усский Ѕог карает мен€, Ц говорил он ближним, Ц »оанн был мне отцом, а €, слуша€сь коварной жены, отплатил злом благодетелю. “еперь гибну, к чему сребро и злато, престол и венец, одр многоценный и жены красные? ќставлю их другимї. „тобы умереть спокойнее, он слал московскому царю дары: коней числом 300, украшенных золотыми седлами, и червленые ковры, царский доспех, щит и шатер, подарок персидского цар€, столь богатый и хитро вытканный, что немецкие купцы рассматривали его в ћоскве с удивлением. ƒав последний наказ своим подданным: впредь непоколебимо предаватьс€ воле московского цар€, Ц ћахмет-јмин в ужасных муках навеки закрыл глазаї.

15 ¬ этот период казанские цари должны были испрашивать разрешение на брак у великого кн€з€ московского,

16 ѕредположительно, до 1500 года.

17 "“ихон (ћалышкин), архиепископ –остовский, ярославский и Ѕелозерский, рукоположен на кафедру 15 €нвар€ 1490 г. из архимандритов —пасо-ярославского или –остовского —пасского монастыр€ (точно неизвестно). ¬ 1499 г. присутствовал при венчании ƒмитри€ »вановича на великое кн€жение. ѕри нем были открыты нетленные мощи св€тых благоверных кн€зей €рославских, ¬асили€ и  онстантина ¬севолодовичей, внуков  онстантина ћудрого и плем€нников св€того ¬асилька. ¬ €нваре 1503 г. владыка “ихон отошел на покой в Ѕорисоглебский, что на ”стье, монастырь. «десь скончалс€ и погребен. (–усский биографический словарь. —ѕб., 1912. —. 581.)

18 ∆изнеописани€ угодников Ѕожиих, живших в пределах нынешней ярославской епархии / —оставил граф ћихаил ¬ладимирович “олстой. ярославль. 1905. —. 43 Ц 45.

19 —в€той благоверный кн€зь ‘еодор –остиславович, по прозванию „ерный, —моленский и ярославский, и св€тые сыны его ƒавид и  онстантин (пам€ть 19 сент. и 5 марта ст/ст).

20 ¬едомо им было, что св€тые јпостолы, повелев построить во их им€ церковь, дали царевичу ѕетру два мешочка денег, один с золотом, другой с серебром, и велели: "ћешца сиа держа у соб€ в пазусеї; и как блаженный ѕетр выбрал обширную площадь на берегу озера и по воле кн€з€ ростовского Ѕориса (сына мученика ¬асилька) должен был выложить по границе выбранной земли монеты из данных јпостолами мешочков; о том, как монеты, к изумлению и ужасу кн€з€ и других, не истощались, так что кн€зю Ѕорису досталс€ целый воз, и тот прин€л их как благословение апостольское и несколько дней щедро раздавал милостыню бедным...(∆изнеописани€ угодников Ѕожиих...—. 9 Ц 30.)

21 ѕримечательный факт. ¬ыдава€ в 1494 г. свою дочь за литовского кн€з€, »оанн III "вз€ша грамоту, утвержденную у великого кн€з€ јлександра  азимировича в ¬ильне за его печатию, что ему дщерь великого кн€з€, а свою великую кн€гиню ≈лену держати в √реческом законе, а в –имской закон не приводити, не нудити, да и церковь ей у себ€ поставити на дворе, и св€щенников держати √реческого законаї.  огда же в 1499 г. ≈лену »вановну, как и литовских православных кн€зей, стали принуждать к переходу в католичество, государь оп€ть потребовал "дщерь его ≈лену не нудить... да и всей бы –уси, которые ему (јлександру) служатї. Ћитовска€ сторона эти требовани€ проигнорировала. ¬ результате вспыхнула нова€ русско-литовска€ война. ( арамзин Ќ. ћ. »стори€ государства –оссийского. “. VI. —. 153, 222, 290. ѕрим. 400).

22  арамзин Ќ. ћ. »стори€ государства –оссийского... ћ., 1989.  н. 2. “. VII. —тлб. 7. ѕрим. к VII т. —тлб. 6, прим. 8.

23 ѕо московскому пор€дку XVI в., татарские цари и царевичи занимали высокое положение и обладали преимуществом в дворцовых ритуалах вне зависимости от того, оставались ли они мусульманами или крестились. ѕосле крещени€ они могли даже претендовать на московский трон. (¬ернадский √. ¬. »стори€ –оссии. ћосковское царство. “верь; ћ., 2000. „. 1. —. 13.)

24 “ак было в 1512Ц1513 гг. во врем€ похода »оанна III на —моленск; так было в июле 1521 г., когда к ћоскве стремительно подходили войска крымского хана ћенгли-√ире€ и —аип-√ире€  азанского. “огда великий кн€зь, удалившись в ¬олок собирать полки, вверил оборону столицы з€тю, царевичу ѕетру.

25 ‘едор ¬асильевич ¬олоцкий Ц старший сын удельного кн€з€ Ѕориса ¬асильевича ¬олоцкого. ¬рем€ рождени€ неизвестно. ¬ 1494 г. после смерти отца стал владеть ¬олоком и частью –жевы. ќн оставил о себе недобрую пам€ть в св€зи с посто€нным вымогательством у зажиточных кресть€н, горожан и монастырей. "ј у гороцкых людей велит жита имати, а у кого скажут денги, ино велит пытатиї. ѕо его приказу был сожжен старец ¬озмицкого монастыр€ ‘еофан с сыном, у которого нашли 60 рублей и подозревали, что сокрыты еще деньги.

26 ≈ще в младенчестве она лишилась матери и до 1503 г. жила у бабушки, кн€гини ”ль€ны ћихайловны (урожденной ’олмской). ћать ≈вдокии, јнна Ѕорисовна (врем€ рождени€ ее неизвестно), была дочерью удельного кн€з€ Ѕориса ¬асильевича ¬олоцкого, родного брата великого кн€з€ »оанна III. ¬ конце XV в. она была выдана замуж за кн€з€ ѕетра ƒмитриевича –остовского и умерла вскоре после рождени€ дочери. ќтец ≈вдокии в 1520 г. возглавл€л большой полк в ћещере, а последний раз упоминалс€ в –азр€дах государственной службы в 1521 г. (–азр€дна€ книга 1475Ц 1598 гг. ћ., 1966. —. 66.)

27 ѕо определению ¬. ». ƒал€, така€ пашн€ и называлась л€дой. ¬ своем первоначальном смысле это слово означало место, расчищенное от леса и кустов дл€ пахоты или возведени€ жиль€.

28 —ело, отстроенное царевичем, просуществовало до начала XIX в., далее его стали называть ќсташово, а им€ ƒолгол€дье осталось лишь в официальных бумагах да в названии почтовой конторы.

29  н€гин€ пережила мужа более чем на 10 лет. ”мерла в 1550Ц1554 гг. ¬  ормовой книге ќбиходника ≈вфими€ “уркова (1578/79 гг.) »осифо-¬олоцкого монастыр€ пам€ть и корм по кн€гине ≈вдокии записаны на 3 ма€: "ѕрислал царь »оанн ¬асильевич по кн€гине ‘еодорове царевич€ кн€гине ≈вдокеи ƒолгол€цкаго: стихарь камчат, ожерелье жемчюгом сажено, да поручи жемчюгом сажены, рукава и подол золотом шиты, уларь (орарь) золотом шит, да 100 рублев денег. » за то поминати ее во вседневном списке... да быти по ней корму з году на год мес€ца ма€ в 3 день. ƒа поминати матерь е€ кн€гиню јнну в повседневном списке, доколе монастырь ѕречистые стоит за ту дачкуї (“итов ј. ј. –укописи слав€нские и русские, принадлежащие ». ј. ¬ахромееву. M, 1906. ѕриложение. —. 40. є 170). ѕо сложившейс€ при жизни преподобного »осифа ¬олоцкого нормам поминальной практики запись пам€ти в монастырских синодиках и запись кормов в кормовых книгах приходились на день смерти, поэтому мы можем с уверенностью сказать, что умерла кн€гин€ ≈вдоки€ 3 ма€ ст./ст. √де похоронена, неизвестно.

30 –азр€дна€ книга. —. 59, 72, 84.  н€зь ћстиславский Ц родственник царевича. 11 июн€ 1530 г. за него была выдана замуж старша€ дочь царевича ѕетра ( айдулы), родного д€ди царевича, кн€гин€ јнастаси€ ѕетровна (двоюродна€ сестра царевича ‘едора).

31 –азр€дна€ книга. —. 88, 90, 91.

32 ѕ—–Ћ. “. 13. ћ., 2000. —. 97. –азр€дна€ книга... —. 91.

33  арамзин Ќ. ћ. »стори€ государства –оссийского.  н. 2. “. VIII. —тлб. 31.

34 ¬олоцкий ». ѕослание ¬асилию III о еретиках // ѕослание »осифа ¬олоцкого. ћ.; Ћ., 1959. —. 229, 230.

35 ƒата смерти царевича устанавливаетс€ совершенно точно по ¬кладным книгам »осифо-¬олоцкого монастыр€ XVI в. ƒело в том, что именно в этой обители в конце XV в. были разработаны новые нормы поминальной практики. ќснователем этой новой практики стал св€той преподобный »осиф ¬олоцкий, первый игумен монастыр€. ¬кладные книги мыслились как комментарии к ѕовседневному и  ормовому ѕом€нникам.  ак раз во ¬кладных книгах и "излагаетс€ нова€ система поминани€, котора€ заключалась в установлении вечного повседневного и кормового (годового) поминовени€ с фиксированным вкладом, в перенесении годовой пам€ти и корма с субботы на день преставлени€ и в увеличении количества заупокойных службї (—инодик »осифо-¬олоколамского монастыр€. 1479Ц1510-е годы. —ѕб., 2004. —. 36).

ќ пам€ти царевича ‘едора впервые упоминаетс€ во ¬кладной книге є 9 1550-х гг.: "ѕоминать кн€з€ ‘еодора царевича ƒолгол€дского доколе монастырь ѕречистые стоит... а быть по нему корму ма€ 28ї.

36 ѕреподобный »осиф ¬олоцкий. ѕросветитель / —лово седьмое. ћ., 1993. —. 172.

37 Ёта и последующие детали обсто€тельств смерти царевича даютс€ на основании заключени€ медико-криминалистической экспертизы, проведенной в 2004 г. группой специалистов под руководством проф. ¬. Ќ. «в€гина (ћосква).

38 —амый авторитетный соборний старец »осифова монастыр€ был восприемником при крещении сына великого кн€з€ ¬асили€ III. ѕрославлен в —оборе ћосковских св€тых.

39 ƒл€ средневековой –уси была характерна следующа€ традици€: по обретению и прославлению русских чудотворцев, основателей монастырей, их мощи переносили в храмовое пространство и очень часто Ц в южную апсиду. —лучаев погребени€ в алтаре мир€н, не прославленных русской ÷ерковью, в XV-XVI веках не известно.

40 ћонастырска€ опись 1545 г.

41 —в€титель »ереми€ Ц постриженник »осифова монастыр€, в 1576 г. возведен на  азанскую кафедру, присутствовал на ћосковском —оборе 1578 г., организатор церковных торжеств обретени€ и прославлени€ иконы  азанской ћатери Ѕожией 8 июл€ 1579 г.



Ќазвание статьи:   ∆изнеописание св€того страстотерпца ’ристова царевича ‘еодора ƒолгол€дского
 атегори€ темы:    ƒревн€€ –усь –усска€ арми€
јвтор (ы) статьи:  
»сточник статьи:    јльманах "Ѕелозерье", ¬ологда, "–усь", 2007
ƒата написани€ статьи:   2007 г.
—татьи, использованные при написании этой статьи:   «имин ј. ј. ¬ит€зь на распутье. ‘еодальна€ война в –оссии XV в. ћ., 1991. —. 105,  арамзин Ќ. ћ. »стори€ государства –оссийского. ¬ 12-ти тт. ћ, 1998, ѕатриарша€, или Ќиконовска€ летопись // ѕолное собрание русских летописей (далее Ц ѕ—–Ћ). “. 12. ћ., 1965. —. 218 Ц 219),  азанска€ истори€ // ѕам€тники литературы ƒревней –уси. —ередина XVI века. ћ., 1985. —. 328-331; комментарии: —. 609 Ц 610. (ѕервое издание: »стори€ о  азанском царстве неизвестного сочинител€ XVI столети€ по двум старинным спискам. ¬ —анкт-ѕетербурге. »ждивением »мператорской јкадемии Ќаук. 1791 г.), ∆изнеописани€ угодников Ѕожиих, живших в пределах нынешней ярославской епархии / —оставил граф ћихаил ¬ладимирович “олстой. ярославль. 1905. —. 43 Ц 45, –азр€дна€ книга 1475Ц 1598 гг. ћ., 1966. —. 66, ¬олоцкий ». ѕослание ¬асилию III о еретиках // ѕослание »осифа ¬олоцкого. ћ.; Ћ., 1959. —. 229, 230, ѕреподобный »осиф ¬олоцкий. ѕросветитель / —лово седьмое. ћ., 1993. —. 172.


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

I ћирова€ война јртиллери€ Ѕелое движение ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны Ќиколаевска€ академи€ √енерального штаба ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
7 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є3
–†–Њ–±–Њ—В—Л4