ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ѕодводные лодки в –усском императорском флоте, в начале XX века » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ѕодводные лодки в –усском императорском флоте, в начале XX века

ѕодводные лодки в –усском императорском флоте, в начале XX века

ѕќƒ¬ќƒЌџ≈ Ћќƒ », суда, которые могут, проходить более или менее значительные рассто€ни€ под водой, не име€ сообщение с поверхностью.

Ћодки†полуподводные, почти скрытого вида, нуждаютс€ в св€зи с атмосферой дл€ получени€ воздуха.

ѕодводна€ лодка, скрывающа€с€ на короткий промежуток времени, после†чего оп€ть выныривает, чтобы вз€ть запас воздуха, может б. названа†ныр€ющей.

ѕодводна€ лодка "√устав «еде"

ѕодводна€ лодка "∆имнот" √устава «еде

ѕодводна€ лодка "∆имнот" √устава «еде

ѕодводна€ лодка √олланда в 390 т.

ѕодводна€ лодка ƒжевецкого, образца 1884 г.

ѕодводный работник "La France"

ѕодводный работник "La France" за работой

ѕодводна€ лодка ѕортера, модель 1873 г.

ѕодводна€ лодка √убэ, √убе справа

ѕодводна€ лодка Ѕушнел€

јнглийска€ подводна€ лодка "D"

—лева "Ћэк", справа " рупп"

—лева "‘иат", справа "Ћобеф"

Ћодки, дл€ управлени€ которыми необходимо оставл€ть над водой рубку и часть палубы, правильнее называть миноносцами малой цели, или катерами, смотр€ по размерам, хот€ нередко называют и их полуподводными.   числу таких катеров принадлежали лодка† ета†и т. наз. водобронные суда. ѕоследние имеют 2-этажный корпус; в нижнем помещаютс€ механизмы и люди, а верхний дл€ бо€ наполн€етс€ водой, так, что судно погружаетс€ в воду по верхнюю палубу, причем нижн€€ часть корпуса защищаетс€ от действи€ артиллерийских снар€дов слоем воды, а также деревом или пробкой на верхней палубе. Ќад водой возвышаетс€ рубка, из которой производитс€ управление, и трубы воздушных и отработанных газов или дымовые.   этому же типу надо отнести испытывающуюс€ в јмерике"подповерхностную" лодку, идущую на мал. глубина с выставленной на поверхность трубой от двигател€ подводной лодки, приспособленные дл€ постановки минных заграждений, называют подводными заградител€ми.

ѕодводные лодки, смотр€ по устройству, раздел€ютс€ на†автономные†и†не автономные.

ѕервые дл€ своего действи€ нуждаютс€ лишь в запасах топлива, провизии и пр.

Ћодки неавтономные имеют двигатели только дл€ подводного плавани€; наход€сь в посто€нной зависимости от береговой или плавучей базы, снабжающей их электрической энергией, сжатым воздухом и т. п., они†пригодны дл€ усилени€ обороны определенного пункта и м. бы быть названы крепостными или портовыми подводными лодками.

  этому же разр€ду м. отнести слишком малые лодки, не способные выходить в море.

–азмеры, скорость хода и др. качества подводных лодок определ€ютс€ их назначением и характером тех вод, в которых им приходитс€ действовать.

ƒл€ мореходности большое значение имеет высота надводного борта (при плавании на поверхности); автономные лодки с высоким бортом называютс€ во ‘ранции погружающимис€ миноносцами (submersibles).

Ћодки эскадренные, кроме†мореходности, д. обладать скоростью судов, составл€ющих €дро эскадры.

ћореходные и эскадренные лодки всегда имеют сильные машины, значительный запас энергии и большое число людей; поэтому и размеры их всегда значительны. ¬ большей части флотов стро€т почти исключительно лодки автономные с тепловыми двигател€ми дл€ надводного плавани€ (во ‘ранции и с паровыми двигател€ми) и электродвигател€ми дл€ подводного.

Ёлектродвигатели работают от мощных батарей свинцовых аккумул€торов, которые лодки м. сами зар€жать, наход€сь на поверхности. ќднако, недолговечность и дороговизна механизмов, как результат их легкости, составл€ющей необходимое условие дл€ подводных лодок, а также трудность снабжени€ большими запасами топлива требуют и дл€ автономных лодок береговых или плавучих баз.

»стори€.

»де€ подводных лодок весьма древн€€.

–ожер Ѕэкон говорит, что еще при јлександре†ћакедонском испытывалась с этой целью машина, ходивша€ по дну.

ѕерва€ подводна€ лодка, осуществленна€ в јнглии в начале XVII†ст. (¬ан-ƒребель), б. построена из дерева и обт€нута двойным слоем кожи; она приводилась в движение силой 12 гребцов.

√овор€т, что король яков†I переплыл на ней под водой поперек “емзы.

Ћодка Ѕушнел€ ( анада), вооруженна€ миной и примен€вша€с€ самим изобретателем в войну за независимость —Ўј, приводилась в движение в ручную, гребным винтом; другой винт, горизонтальный, служил дл€ погружени€.

¬ 1800†г. знаменитый ‘ультон построил подводную лодку, также приводимую в движение под водой в ручную, винтом, а на поверхности Ч парусом; в 1801†г. ‘ультон перешел самосто€тельно на этой подводной лодке†из √авра в Ѕрест.

≈ще успешнее были опыты ‘ультона в јнглии, после которых адмирал ƒжервис выразилс€ о подводной лодке†следующим образом: "¬еличайший дурак тот, кто поддерживает изобретени€, угрожающее сильному флоту".

¬ 1864†г., во врем€ междоусобной войны в —.†јмерике, крошечна€ (гребна€) подводна€ лодка†ƒавида†взорвала шестовой миной корвет†Housatonic, при взрыве†люк лодки б. сорван, она наполнилась водой и утонула вместе†с корветом.

ѕопытки применить механический двигатель долгое врем€ кончались неудачно. Ќеуспех первых подводных лодок зависел в большой степени от недостаточности их минного вооружени€; только с по€влением самодвижной мины подводной лодки стали действительным боевым средством.

ѕерва€ така€ лодка Ќорденфельда (в 80-х†гг. XIX. ст.), вооруженна€ самодвижными минами (торпедами) и скорострельными оруди€ми, €вилась родоначальницей современных подводных лодок.

¬ лодке†Ќорденфельда двигатель служил дл€ надводного и подводного хода; дл€ последней цели предварительно нагревались обширные вод€ные цистерны, выдел€вшие затем, по прекращении горени€ в котле, пар малого давлени€.

Ћодки Ќорденфельда б. приобретены “урцией и √рецией.

ќднако, иде€ общего двигател€ дл€ надводного и подводного хода, не оставленна€ до сих пор, не получила удовлетворительного разрешени€. Ћишь изобретение и усовершенствование электрических аккумул€торов дало возможность осуществить современные лодки.

ѕерва€ подводна€ лодка с аккумул€торами ¬адингтона по€вилась в 1886†г. в јнглии; за ней последовали лодки ”шино (‘ранци€, 1887†г.) и ѕераль (»спание).

¬ конце†XIX ст. лишь во ‘ранции имелись военные подводные лодки более совершенного устройства. ƒюпюи де-Ћом, √юстав «едэ, –омацотта Ћобеф Ч первые создатели французского подводного флота. ¬последствии к ним присоединились ћогас, ’ютер, –одигэ, ћорис,  аверлей, Ѕурдель, —имоно.

ѕервые подводные лодки были только электрические, затем с паровым двигателем дл€ плавани€ по поверхности и электромотором дл€ подводного хода.

ѕотом строились лодки (инж. ћогас, —имоно) частью с моторами ƒизел€, но большее число с паровыми машинами.

  паровому котлу добавл€лс€ тепловой аккумул€тор Ч селитра, расплавл€юща€с€ при ходе†над водой и выдел€юща€ тепло по прекращении горени€, что давало возможность некоторое врем€ идти под водой, пользу€сь паровыми машинами.

¬ конце†же XIX ст. выстроена в —Ўј подводна€ лодка √олланд, ставша€ праматерью многих лодок этого типа, с электромотором дл€ подводного хода и газолино (бензино)-мотором дл€ надводного.

Ћишь в первых годах XX стол. прочие государства начали обзаводитьс€ подводными лодками, как боевыми единицами флота, и за 13†л. выстроены уже сотни лодок разных систем.

¬торым государством посл冑ранции были —Ўј, заказавшие компании электрических лодок (тип √олланд) 6 лодок. јнгли€ заказала также 5 таких лодок, с постройкой их на завод冬икерса, где†велась непрерывна€ постройка, тип совершенствовалс€ с увеличением водоизмещени€.

  началу XX в. подводные лодки строились на заводе ¬икерса и в казенном адмиралтействе†в „атаме.

¬ √ермании строение подводных лодок начал на заводе† руппа французский инженер марк. дТ≈рвалей.

ѕодводные лодки стро€тс€ на заводе† руппа "√ермани€" в  иле†и в казенном адмиралтействе†в ƒанциге.

ѕод водой ход€т от электрических. аккумул€торов, над водой работают керосино-моторы, а потом врем€ Ч дизель-моторы.

¬ јвстрии строились подводные лодки √олланд и Ћэк под наблюдением инженеров этих компаний, на завод冔айтхеда в ‘иумэ (отделение зав. ¬икерс) Ч тип √олланд.

ѕоследние австрийские лодки заказаны снова на заводе† руппа в  иле.

Ётот же завод строит лодки дл€ Ќорвегии.

¬ »талии лодки строились на казенной верфи в ¬енеции, а потом и в —пеции на завод冑иат-—ан-ƒжорджиа, куда поступил строитель италь€нских лодок, талантливый инженер Ћауренти.

Ћодки этого завода, типа Ћауренти, имелись в »талии, Ўвеции, ƒании, √олландии, јмерике, √ермании и јнглии; отличались высокими качествами при плавании по поверхности.

япони€ приобрела лодки из јмерики (тип √олланд); от завода ¬икерс в јнглии строились также на казенных верф€х; к 1913 г. заказаны дл€ образца 2 подводные лодки во ‘ранции заводу  резо, на котором строителем состоит вышеупом€нутый инженер Ћобеф. Ётот же завод построил лодки нескольким др. государствам, например, 2 Ч дл€ √реции.

ќбщее направление подводного судостроени€ Ч создать лодки с большой скоростью над водой и на большее рассто€ние плавани€, что вызывает увеличение тоннажа лодок.

¬ысота бортов и мостиков требуетс€ значительна€ дл€ плавани€ в бурную погоду.

ѕри плавании по поверхности наилучшими оказываютс€ наиболее приближающиес€ к надводным миноносцам (Ћауренти, Ћобеф). ¬добавок к минному вооружению став€тс€ скорострельные оруди€ до 3-дм. клб., убирающиес€ под палубу при уходе†под воду.

ƒл€ плавани€ под водой лучшим двигателем пока остаетс€ электромотор с аккумул€торами, обеспечивающий лодке†неизменность веса на ходу, бесшумность и полную бесследность при ходе†под водой.

— другой стороны, больша€ стоимость, недолговечность, громоздкость и вес не дают возможности получать большие подводные скорости.

ѕопытки плавани€ под водой под тем же двигателем, тепловым или паровым, которым пользуютс€ на поверхности, хоть и дали некоторые результаты, но значительно худшие по сравнению с электромоторами.

¬ –оссии в 1855†г. по€вилась гребна€ лодка Ѕауера; в 1873†г. Ч подводна€ лодка јлександровского, действовавша€ паром и сжатым воздухом; в 1880Ч82†гг. Ч ручна€, вернее ножна€, подводна€ лодка ƒжевецкаго в 2,5 тн. (см.†ƒжевецкий).

ѕерва€ современна€ лодка,†ƒельфин, построена на Ѕалтийском заводе†в 1902†г. по проекту ».†√.†Ѕубнова и Ќ.†Ќ.†Ѕеклемишева.

— 1904†г. у нас началось правильное развитие подводное судостроение и в этом же году куплено несколько лодок иностранного происхождени€.

ƒл€ подводного хода наилучший пока двигатель Ч электрический, работающий током от аккумул€торов.

Ќесмотр€ на разработку и относительную легкость свинцовых аккумул€торов, они все-таки очень т€желы, дороги и недолговечны, а потому посто€нно €вл€ютс€ попытки заменить их другим источником энергии; так, лодка ƒжевецкаго имеет резервуары сжатого воздуха, который расходуетс€ при подводным плавании на сжигание топлива в моторах; но значительное количество пузырей делает подводный ход этой лодки более заметным, нежели электрической.

Ћучше, веро€тно, в этом смысле†окажутс€ результаты применение кислорода в сжатом виде, или в виде†оксилита (перекись натри€), но за то така€ лодка будет менее автономна. –авномерность веса при расходовании энергии сохранилась бы на подобных лодках, если бы все†продукты горени€, улавливаемые каким-либо способом, оставались в лодке; конечно, добавлением воды возможно компенсировать израсходованное количество топлива и воздуха или кислорода, но это усложн€ет дело, и все-таки при всех обсто€тельствах трудно сохранить точно определенный вес лодки.

»нтересно отметить предложение √ор€инова пользоватьс€ дл€ плавани€ под водой паровой машиной, котел коей отапливаетс€ гремучим газом. Ќе останавлива€сь на электромоторах, аккумул€торах и приспособлени€х дл€ действи€ ими, упом€нем только, что до сих пор лучшей системой из установленных на наших лодках оказались аккумул€торы "‘юльмен", "ћэто" и "“юдор", дающие на 1 тн. веса около 20 сил-часов.

Ќаиболее легкие из пригодных электродвигателей требуют 2,8 тн. на 250 сил.

ƒл€ движени€ над водой примен€ютс€ паровые (‘ранци€) или тепловые двигатели (јмерика, јнгли€, –осси€ и др., а также и ‘ранци€).

ѕаровой двигатель подводных лодок состоит из цилиндровой машины или турбины и парового котла, отапливаемого нефтью или спиртом; дымовую трубу убирают вниз и задраивают еЄ отверсти€ перед спуском под воду; перед ныр€нием надо провентилировать помещение и наполнить водой балластные цистерны, на что требуетс€ от 2 до 15 мин.

ѕреимуществом парового двигател€ €вл€етс€ больша€ надежность действи€ на переднем и заднем ходу, его недостатком Ч большой вес котла и запаса топлива; при одинаковом объеме†лодок и одинаковой силе†машины, подводные лодки с тепловым двигателем обладают большим запасом свободного места и большим районом действи€; кроме†того, за тепловым двигателем остаетс€ преимущество в более быстром переходе†на поверхностный двигатель после†подводного хода электромотором; еще большее преимущество в этом случае†будет за лодками, идущими и под водой помощью тепловых двигателей.

–азвитие подводного судостроени€ идет чрезвычайно быстро.

15†л. (к 1913 г.) тому назад насчитывалось едва 12 подводных лодок во всех флотах, к 1914†г. общее число плавающих и стро€щихс€ лодок могут быть выражено в следующей таблице:

‘ранци€ (из них 5 по 800 тн.)

90

јвстри€

14

јнгли€ (из них 8 по 1.200 тн.)

86

Ўвеци€

8

—≈¬≈–ќ-ј. —оед. Ўт.

47

ƒание

7

–осси€ (в 3 мор€х)

46

Ќорвеги€

5

√ермание

31

√олланди€

5

»тали€

20

Ѕразили€, ѕортугали€

3

японие

18

√реци€, „или

2

»спание, јргентина и др. по 3Ч1 подводной лодки.

¬одоизмещение подводных лодок, долго державшеес€ в пределах 100Ч200 тн., за последние годы возросло до 500, 800, даже 1.200 тн. «десь происходит та же эволюци€, что и с миноносцами; по мере†требовани€ большей мореходности, параллельно с ростом крупных боевых судов, возрастают и подводные лодки, вооружение которых также посто€нно увеличиваетс€.

¬ приведенной ниже таблице†указаны главные места постройки, типы и элементы новейших подводных лодок:

√осударство.

√де†строитс€.

“ип.

¬одоизмещение.

—корость.

¬ооружение.

Ќад
водой.

ѕод
водой.

Ќад
водой.

ѕод
водой.

јвстри€.

"√ермание".

 рупп.

800

1.000

18

10

5 апп.

јнгли€.

„атам.

Ч

950

1.200

20

12

6 апп. (дл€ 53-см. мин) и
2 орудий 76-мм.

√ермание.

 иль-ƒанциг.

 рупп.

700

800

18

9

5 апп.

»тали€.

¬енеци€, —пеци€

‘еррари, Ќуллино, Ћауренти.

345

400

16

9

6 †††"

390

520

14

10

2 †††"

—оед. Ўт. —. ј.

‘орт –ивер.

Ч

580

740

16

12

4 †††"

 омп. эл. лодок

Ѕриджпорт.

Ћэк.

450

575

15

12

6 †††"

‘ранци€.†

Ўербург,†“улон,
–ошфорудий

†ћогас,†—имоно.

830

1.070

19

11

8 апп., I Ч 65-мм. ск. орудий

япони€.

 резо.

Ћобеф.

450

600

15

8,5

2 апп.

«а подводными лодками остаетс€ преимущество невидимости: наход€сь под водой, большие или малые лодки одинаково нуждаютс€ лишь в выставленном выше уровн€ мор€ перископе†(зрительной трубе), причем дл€ непри€тельской артиллерии не представл€етс€ такой увеличенной цели, как большие миноносцы, переход€щие ныне†в крейсера. «ато при одинаковых размерах подводные лодки всегда будут менее быстроходны и с меньшим гарнизоном, чем миноносцы.

¬ ночное врем€ подводные лодки могут действовать только как тихоходные миноносцы, т.†к. еще не изобретено оптических приборов дл€ ночного времени; днем же подводные лодки вс€кой величины могут даже в единичном числе†атаковать самые крупные суда, при условии своевременного зан€ти€ благопри€тной позиции; но т.†к. не всегда можно предугадать, где†пойдет непри€тель, то число подводных лодок д.†б. достаточным дл€ минировании, т. есть, всего необходимого пространства.

—корость подводных лодок бывает обычно 9Ч15 узл. над водой и 6Ч10 под водой; лишь в самое последнее врем€ достигнуты скорости: надводна€ Ч более 20 и подводна€ Ч до 14 узл., тогда как того же водоизмещение миноносцы имеют скорости до 36 узл.

“рудность достижени€ больших скоростей дл€ подводных лодок объ€сн€етс€ двойным весом их механизмов (кроме†машин дл€ хода над водой, подводные лодки д. иметь механизмы дл€ подводного плавани€, а также того или другого вида аккумул€торы дл€ приведение под водой этих механизмов в действие); самый корпус лодки тоже т€желее чем у миноносца, т.†к. 1-€ при погружении д. выдерживать значительное давление воды.

ƒл€ последней цели весь корпус лодки делаетс€ весьма прочным, или только та его часть, где†помещаютс€ люди и механизмы; остальные отделени€ корпуса заполн€ютс€ водой, пробкой, деревом и т. п., чтобы не быть раздавленными давлением окружающей воды при погружении. ѕрочный корпус делаетс€ большей частью цилиндрический, сигарообразный или заканчивающийс€ выпуклыми днищами, а необходима€ судова€ форма придаетс€ более легкими надстройками к оконечност€м. Ќекоторые строители делают форму прочного корпуса с сечением эллиптическим или дают ему обводы обыкновенного миноносца с двойной обшивкой и внутренними креплени€ми, подобно мостовым.

–азные формы подводных лодок видны на прилагаемых таблицах.

 орпуса подводных лодок делаютс€ настолько крепкими, что м. погружатьс€ на значит. глубину (100 фт. и более) под воду.

¬ подводном положении лодка имеет запас плавучести от 10 до 60% своего водоизмещени€.

 огда лодка собираетс€ уходить под воду, она заполн€ет водой балластные цистерны, помещаемые между внутренней и наружной обшивками или внутри корпуса, и погружаетс€ приблизительно по свою верхнюю палубу, переход€ в т. наз. полуподводное положение. ÷истернами†дифферентными, расположенными впереди и позади центрального сечени€, и средними, расположенными под центром т€жести лодки, придают корпусу желаемый уклон и осадку почти по вершину башни. ѕри этом все†люки и другие отверсти€, как вентил€торы и прочие, закрываютс€.

„асть башни остаетс€ над водой, обеспечива€ лодке†небольшой остаточный запас плавучести, с которым она и уходит под воду, благодар€ действию горизонтальных рулей, а иногда и вертикальных гребных винтов.

ƒл€ плавани€ под водой в остаточном запасе†плавучести нет нужды: лодка может плавать, будучи вполне†уравновешена с водой; также точно она м. плавать и с небольшим остаточным весом, опуска€сь без хода на глубину. ќднако, дл€ безопасности подводной лодки ход€т в насто€щее врем€ почти исключительно с остаточной плавучестью, при наличии которой лодка сама всплывает на поверхность в случае†остановки электрического двигател€, даже если бы на глубине†в нее попало некоторое количество воды.

—амое погружение лодки производитс€ сообразно системе†горизонтальных рулей.

Ћодкам, имеющим один кормовой руль, дают первоначальный уклон носом вниз на 5Ч10∞; уйд€ под воду, выпр€мл€ют этот продольный крен до 1Ч2∞ и так идут по заданной глубине, наблюда€ показание манометра.

Ћодки, снабженные, кроме того, и носовыми рул€ми, обычно управл€ютс€ только носовыми, а кормовые став€т на посто€нный угол кверху или книзу, сообразно дифференту и др. причинам, погружающим корму или ее поднимающим. Ќо бывает, что обе†пары рулей св€заны между собой, и действие их подобно одному кормовому рулю.

≈сли имеютс€ еще рули средние, то действием этих рулей можно уничтожить или значительно ослабить остаточную плавучесть, и тогда легче управл€ть лодкой.

Ќа лодках со средними или хорошо развитыми носовыми рул€ми можно оставл€ть больший остаточный запас плавучести, и самое погружение совершаетс€ с меньшим уклоном, почти горизонтально; такие лодки представл€ют меньшую опасность при погружении, особенно на мелководье.

 огда лодка уходит под воду на значительную глубину, она слепа подобно надводному судну в густой туман и м. руководствоватьс€ только компасом или тому подобными приборами, например, гироскопом; при плавании же у поверхности лодка м. выставл€ть часть своего перископа, возвышающа€с€ на 10Ч15 фт. над палубой.

”потребл€емые в подводном плавании приборы нос€т название, кроме†перископа, "клептоскоп", "омнископ", "панорамный перископ" и т. п., в зависимости от устройства.

ќбыкновенный перископ состоит из прочной трубы 3Ч5-дм. диаметра, броневой или немагнитной стали, в которой укрепл€ютс€ надлежащие оптические стекла и призмы.

¬ верхней. части помещаетс€ объектив (или неск., как в омнископе) с углом зрение 30Ч60∞; собранные лучи преломл€ютс€ призмой и направл€ютс€ чечевицами вдоль трубы к призме†в нижней еЄ оконечности и, снова преломл€€сь, в окул€рную часть прибора; наблюдатель видит предметы в натуральную величину, но несколько слабее освещенными, нежели если смотреть пр€мо (глазом), т.†к. сила света ослабл€етс€ в стеклах и призмах; в общем, предметы видны как бы в малое окно или форточку через не совсем чисто протертое стекло. ≈сли вместо окул€ра поставить матовое стекло, то видим уменьшенного размера панораму.

≈сли поставить несколько объективов и окул€ров, то, не враща€ трубы прибора, можно видеть предметы, наход€щиес€ кругом лодки; но вследствие громоздкости оптической части, прочие изображени€, кроме†главного, делаютс€ малыми и выход€т не€сными. ѕоэтому, предпочтительнее дл€ осмотра горизонта поворачивать трубу в еЄ сальнике†и поворачиватьс€ самому; если же место не позвол€ет, тогда устраиваетс€ более сложна€ оптическа€ система такого рода, что окул€р, а следовательно и наблюдатель, стоит неподвижно, но поворачиваетс€ верхн€€ часть перископа.

“акие приборы требуют большого числа призм и стекол, причем тер€етс€ более света и поле зрение уменьшаетс€.

ѕри уходе†под воду влажность из наход€щегос€ в трубе†воздуха осаждаетс€ на стеклах, Ч тогда прибор продуваетс€ сухим воздухом дл€ удалени€ осадка.

Ќекоторые фабриканты наполн€ют трубы сухим воздухом, помещают вещества, поглощающие влажность, и т. п., другие же устраивают быстрое осушение продуванием.

Ёто довольно чувствительный недостаток при холодной воде.

 роме†осушени€, принимаютс€ еще меры дл€ обмывани€ наружного стекла объектива от осадка морской соли и просушивани€ от воды снаружи; это обсто€тельство, однако, менее важно при отсутствии мороза. Ќа большинстве†лодок устанавливают 2 перископа; некоторые же, особенно малые подводные лодки, совсем не имеют перископов; дл€ ориентировки в этом случае лодке†приходитс€ рисковать, показыва€ из воды на короткое врем€ верхушку своей башни, имеющую вид колпака с иллюминаторами и представл€ющую очень небольшую цель.

“руба перископа очень мало заметна при малом волнении; в штиль ее наход€т по всплескам пены и следу, оставл€емому на поверхности воды при движении подводной лодки. ќсобенно трудно открыть лодку, сто€щую на месте; при благопри€тных услови€х это возможно на рассто€нии не далее 1 мили. ¬о вс€ком случае, нет необходимости все врем€ держать перископ над водой.

¬ борьбе†с подводными лодками главной защитой дл€ надводных судов €вл€етс€ на ходу их скорость, на €коре†надежное ограждение от самодвижных мин, составл€ющих единственное оружие подводных лодок.

”совершенствование подводных лодок и самодвижных мин, в смысле†увеличени€ как скорости, так и проходимого рассто€ние тех и других, также повышает шансы на успех лодок, как и увеличение числа минных аппаратов, на них установленных.

ћины выпускаютс€ из труб, помещенных внутри лодки (обычно в носу, но в некоторых флотах и в корме), или из наружных решеток.

Ћучшее устройство Ч это внутренние трубы, т.†к. мина в них более защищена от случайных повреждений, запутывани€ водоросл€ми, оборжавлению, мороза и т.†д.; единственным преимуществом решеток €вл€етс€ их легкость.

–ешетки в св€зи с прибором ќбри (см.) допускают стрельбу как по килю вперед и назад (есть лодки, стрел€ющие только назад), так и под углом к курсу, например, по траверзу.

”добна€ в смысле†маневрировани€, така€ стрельба не так точна и требует большего сближени€ с непри€телем.

—тоимость подводных лодок далеко не так мала, как это прин€то думать.

—амые мелкие лодки в 15Ч25 тн. сто€т 90Ч120†т. (по 6Ч5†т. р. за тн.); стоимость 1 тн. большие лодки, уменьшаетс€ до 3Ч2†т. р., смотр€ по качествам и, особенно, скорости хода; лодка, водоизмещением около 400 тн., с 18-узл. скоростью хода, стоит более 1 милл. р.

≈сли к этому еще прибавить необходимые вспомогательные суда и береговые устройства, то надлежаща€ оборона подводными лодками потребует дес€тков мил. руб.

ƒо 1913 г., кроме†упом€нутого выше корвета Housatonic, был еще взорван всего один транспорт подводной лодкой†Delfino†(√реци€) в балканскую войну.

ѕричина быстрого увеличени€ числа и размеров подводных лодок лежит в сознаваемой всеми стратегической их важности дл€ обороны при защите†портов, проливов и др. важных позиций, где подводные лодки €вл€ютс€ как бы подвижным минным заграждением.

‘ранцузский адмирал ‘урнье говорит: "ѕредупрежда€ бомбардировку, подводные лодки часто окажутс€ полезнее крепостей, которые, если и отраз€т эскадру, то потерп€т и сами повреждени€".

«начение крепостей и линейного флота не умал€етс€ вышеизложенным: "Ќо, Ч говорит адмирал ‘урнье, Ч в действительности, еще мало сознаваемой, будущие эскадренные бои произойдут при непременном участии подводных лодок".

ќтрицать наступательное значение лодок неправильно; их можно примен€ть и к наступлению с большой выгодой: послать к выходу из непри€тельского порта или поставить на пут€х сообщени€. ѕримен€тьс€ в открытом море подводные лодки м. только в св€зи с маневрированием эскадр.

¬есьма веро€тно, что в будущих морских войнах первые удары будут наноситьс€ именно подводными лодками.

ћала€ подводна€ скорость, меньший район наблюдени€ и действи€ требуют применени€ большего числа лодок, чтобы, хот€ некоторые из них могли успеть зан€ть позицию близ пути непри€тел€.

—ама€ атака ведетс€, возможно скрытно, выставл€€ перископ лишь на короткое врем€ дл€ ориентировки, причем €сный день не преп€тствует атаке.

ѕодводна€ лодка Ч единственное судно, могущее выступить против эскадры в одиночку, с шансами не только нанести повреждение противнику, но и успеть скрытьс€ и спастись после†атаки.

ѕротивники подводных лодок обыкновенно указывают на малую их скорость и слепоту; однако, мины заграждени€ и вовсе неподвижны и, кроме†того, поддаютс€ вылавливанию; что же касаетс€ слепоты, то в перископ днем гораздо лучше видно, чем с миноносца ночью.

—м. также:†

"јкула",јккумул€тор,†"јллигатор",†Ѕубнов,†¬одобронный миноносец,†√олланд,†√оризонтальные рули,†ƒжевецкий,†«еде,†Ћобеф,†Ћэк,†ћинога†и др.



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    –оссийский »мператорский флот ќружие
»сточник статьи:    ¬оенна€ энциклопеди€ —ытина, 1916 г., тт. 1-18
ƒата написани€ статьи:   1916 г.
—татьи, использованные при написании этой статьи:   √оловин, ѕодводное плавание; Forrest, Les bateaux sousmarins; Pesce, La navigation sousmarine.


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
7 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є6
–†–Њ–±–Њ—В—Л1
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
gerwortegelut –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 10 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і