ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ —“–ј—“» ѕќ Ќ» ќЋјё » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

—“–ј—“» ѕќ Ќ» ќЋјё

—“–ј—“» ѕќ Ќ» ќЋјё

REX LUPUS DEUS

ѕам€ти моего тест€, замечательного журналиста »гор€ Ѕорисовича ƒанилина

¬о им€ ќтца, и —ына, и —в€того ƒуха!

»звестнейший русский просветитель, журналист, книгоиздатель и "вольный каменщикї (франкмасон) XVIII столети€, Ќиколай »ванович Ќовиков /1/ (27.4/8.5 1744-31.7./12.8.1818) родилс€ в семье, принадлежавшей к двор€нству среднего достатка, и вырос в скромном родовом имении “ихвинское-јвдотьино, расположенном близ села Ц ныне города Ц Ѕронницы, неподалеку от ћосквы. ќн получил весьма скромное образование в ћосковской двор€нской гимназии при ћосковском университете (1755-1760), откуда был исключен за неоднократные пропуски зан€тий (точна€ формулировка причины исключени€ гласила: "за леность и нехождение в классыї).

Ёмблема розенкрейцеров

Ёмблема розенкрейцеров

—леду€ семейной традиции, молодой недоросль вступил в »мператорский Ћейб-√вардии »змайловский полк.

¬ период его службы полк прин€л активное участие в военном перевороте 1762 года, в результате которого ≈катерина II была возведена на –оссийский »мператорский ѕрестол. ѕри этом Ќ.». Ќовиков, как часовой у подъемного моста »змайловских казарм в день воцарени€ ≈катерины II, был произведен в унтер-офицеры. ”же в период службы в Ћейб-√вардии »змайловском полку Ќовиков обнаруживал "вкус к словесным наукамї и склонность к книжному делу: издал две переводные французские повести и сонет (1768). ¬ 1767 году Ќовиков был в числе молодых людей, которым было поручено ведение, в качестве секретарей, протоколов в "”ложенной  омиссииї (комиссии депутатов дл€ сочинени€ проекта "Ќового ”ложени€ї), учрежденной »мператрицей ≈катериной II в цел€х подготовки либеральной законодательной реформы. »мператрица считала это поручение "делом высокой важностиї и предписала "к держанию протокола определить особливых двор€н со способност€миї. Ќовиков работал в "ћалой комиссии о среднем роде людейї и в "Ѕольшой комиссииї. ѕри этом молодой Ќовиков получил уникальную возможность получить представление о положении –оссийской »мперии и прин€ть участие в общенациональном обсуждении наиболее актуальных дл€ –оссии XVIII века социально-политических вопросов. ”частие в работах "”ложенной  омиссииї дало Ќовикову возможность ознакомитьс€ со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и с услови€ми российской действительности, став важным этапом в формировании его просветительских взгл€дов. ѕри докладах о работах  омиссии Ќовиков стал лично известен »мператрице ≈катерине.

ѕочерпнутый Ќовиковым опыт, веро€тно, может послужить объ€снением прин€того им в 1768 году решени€ оставить службу в гвардии, с намерением начать выпуск своего собственного журнала. »здаваемые Ќовиковым в 1769-1774 годах сатирические журналы оказывали огромное вли€ние на складывавшеес€ в то врем€ русское общественное мнение. Ћегендарна€ полемика между его первым (еженедельным сатирическим) журналом "“рутеньї (1769-70) и официальным журналом "¬с€ка€ ¬с€чинаї (1769), издаваемым лично ≈катериной II, в ходе которой Ќовиков подверг открытой критике инициативы, исходившие от самой »мператрицы Ц в особенности насаждаемое ею в российском обществе вли€ние французской культуры Ц ознаменовала собой первое открытое столкновение между русской интеллигенцией и правительством.  роме борьбы с засильем иностранщины Ц прежде всего с "галломаниейї -, за национальные основы русской культуры, журнал "“рутеньї проводил мысль о несправедливости крепостного права, протестовал против злоупотреблений помещичьей властью, бичевал неправосудие и вз€точничество, выступа€ с обличени€ми весьма вли€тельных лиц и сфер Ц в частности - придворных. ѕо вопросу о содержании сатиры "“рутеньї вступил в полемику со "¬с€кой ¬с€чинойї, органом самой »мператрицы ≈катерины II. ¬ этой полемике прин€ли участие и другие российские журналы, разделившиес€ на два лагер€. "¬с€ка€ ¬с€чинаї проповедовала умеренность, снисходительность к людским слабост€м, "улыбательную сатируї, осужда€ "вс€кое задевание особї. ј "“рутеньї выступал за смелые, открытые обличени€. ќднако борьба оказалась неравной: "“рутеньї сначала должен был умерить тон, совершенно отказатьс€ от обсуждени€ кресть€нского вопроса, а затем Ќовиков, которому намекнули на возможность закрыти€ его журнала, сам перестал издавать "“рутеньї в апреле 1770 года. ¬ 1772 году Ќовиков начал издавать новый сатирический журнал Ц "∆ивописецї, снискавший себе заслуженную славу лучшего российского периодического издани€ XVIII века.

Ќовиковский журнал "∆ивописецї проводил те же идеи, что и "“рутеньї: в р€де статей, из которых одни принадлежали »вану ѕетровичу “ургеневу Ц видному русскому масону, члену основанных Ќовиковым "ƒружеского ќбществаї и “ипографской  омпании и будущему директору ћосковского ”ниверситета, а другие приписывались јлександру Ќиколаевичу –адищеву (который, между прочим, как доказала русска€ историк-источниковед ƒарь€ Ћотарева, первым ввел в русский литературный €зык изобретенное им слово "личностьї), он сильно и гор€чо выступал против крепостного права. Ёти событи€ послужили началом процесса, в ходе которого –оссийскому самодержавию было суждено постепенно утратить свой прогрессивный посыл, унаследованный им от ÷ар€ ѕетра I (ѕетра ¬еликого; годы правлени€: 1682-1725) и превратитьс€ в ретроградную, а временами Ц в репрессивную силу.

–асскажем о его де€тельности несколько подробнее. ¬ 1777 году Ќовиков выпустил двадцать два номера "—анкт-ѕетербургских учЄных ведомостейї, выходивших еженедельно и примыкавших ещЄ к первому периоду его де€тельности. Ёто был журнал учЄной и литературной критики, ставивший себе целью, с одной стороны, сблизить русскую литературу и науку с учЄным миром «апада, с другой Ч выставл€ть заслуги отечественных писателей, особенно исторических. ≈го считают первым русским журналом критической библиографии.

Ќравоучительный элемент в "¬едомост€хї был ещЄ слаб, но он стал господствующим в "”треннем —ветеї (1777-1780). Ётот ежемес€чный журнал Ќовиков стал издавать, прекратив издание "¬едомостейї, с сент€бр€ 1777 года, сначала в ѕетербурге, а с апрел€ 1779 года Ц в ћоскве. "”тренний —ветї считаетс€ первым в –оссии философским журналом. «десь были опубликованы "Ќощиї ёнга, "ћнени€ї ѕаскал€, но главным образом переводы из немецких писателей, моралистов, пиетистов и мистиков. "”тренний —ветї издавалс€ при содействии целого кружка единомышленников, в числе которых были ћихаил Ќикитич ћуравьев и »ван ѕетрович “ургенев, причем с чисто благотворительными цел€ми: весь доход с издани€ предназначалс€ на устройство и содержание в ѕетербурге первоначальных народных училищ. ¬ этом сказались уже две основные черты позднейшей де€тельности Ќовикова: умение организовать общественную самоде€тельность и стремление работать на пользу просвещени€. ќбращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, вызвало обильный приток пожертвований.

 ак уже упоминалось выше, одной из важнейших задач Ќовиков считал борьбу против преклонени€ двор€нства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. ќдновременно с сатирическими журналами он выпустил р€д исторических изданий. —реди них книга "ќпыт исторического словар€ о российских писател€х (1772), а также "ƒревн€€ –оссийска€ ¬ивлиофика...ї Ч издававшиес€ ежемес€чно пам€тники русской истории (1773-1776), "ƒревн€€ –оссийска€ »дрографи€ї (т. I, 1773 Ч описание ћосковского государства, составленное при ÷аре ‘едоре јлексеевиче), и другие издани€ исторических материалов. ќн первым издал "—кифскую историюї јндре€ »вановича Ћызлова.

Ќовиков сознавал необходимость в издании исторических пам€тников палеографической точности, свода разноречий, составлени€ алфавитных указателей и т. п., иногда прилагал эти приЄмы при пользовании несколькими списками (например, в "»дрографииї). ћатериал дл€ своих изданий пам€тников старины Ќовиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым был разрешЄн ему »мператрицей в 1773 году. Ќовиков сам составил себе собрание рукописей исторического содержани€. ћного материалов доставл€ли ему ћиллер, кн€зь ўербатов, Ѕантыш- аменский и другие, а также ≈катерина II, поддержавша€ издание "¬ивлиофикиї щедрыми субсиди€ми.

¬след за сатирическими журналами Ќовиков стал выпускать целую серию масонских периодических изданий (1777-1785). Ќаиболее известное из них Ц журнал "”тренний —ветї (1777-1780) Ц стал одним из самых попул€рных в –оссии периодических изданий XVIII века. ¬ 1779 году, благодар€ поддержке известного видного русского масона ћихаила ћатвеевича ’ераскова (1733-1807), Ќовикову удалось вз€ть на дес€ть лет в аренду типографию ћосковского ”ниверситета (’ерасков, который был не только масоном, принадлежавшим к числу основателей московской ложи "√армони€ї, но также известным литератором, видным представителем русского классицизма, автором эпической поэмы "–осси€даї, и куратором ћосковского ”ниверситета, предложил Ќовикову вз€ть в аренду университетскую типографию и издание газеты "ћосковские ¬едомостиї). Ќовиков переехал из ѕетербурга в ћоскву, где началс€ третий и наиболее плодотворный период его де€тельности. Ѕыстро привед€ в пор€док и значительно расширив типографию ћосковского ”ниверситета, Ќовиков менее чем за три года напечатал в ней больше книг, чем было издано в ней за двадцать четыре года существовани€ типографии до момента ее аренды Ќовиковым.

¬ 1783 году ≈катериной II был издан ”каз о вольных типографи€х, что позволило Ќовикову осуществить его давнюю мечту, высказанную им уже на страницах одного из его сатирических журналов, а именно Ц упоминавшегос€ выше журнала "∆ивописецї (1772-1773): учредить частную книгоиздательскую компанию. ¬ период с 1783 по 1791 год учрежденна€ Ќовиковым "“ипографска€  омпани€ї установила свой контроль над п€тью издательскими домами, опубликовав дев€тьсот п€тьдес€т книг (то есть треть всех книг, изданных в –оссии в описываемый период). ”чредителем  омпании стало "ƒружеское ”ченое ќбществої ("ƒружеское ќбществої), основанное годом ранее Ќиколаем »вановичем Ќовиковым и профессором ћосковского ”ниверситета »оганном √еоргом (»ваном √ригорьевичем) Ўварцем.

Ќар€ду с книгоиздательской де€тельностью, Ќовиков подн€л и значение "ћосковских ведомостейї, к которым стал выпускать приложени€ разнообразного содержани€; число подписчиков увеличилось в семь раз (с шестисот до четырех тыс€ч). ¬ 1781 году Ќовиков издавал продолжение "”треннего —ветаї, под названием "ћосковского ежемес€чного издани€ї. «атем следовали периодическое издание "√ородска€ и деревенска€ библиотекаї (1782Ч1786), в 1782 году - "¬ечерн€€ «ар€ї, в 1784-1785 годах - "ѕоко€щийс€ “рудолюбецї, в котором Ќовиков возобновил свою борьбу с крепостным правом, в 1785-1789 годах - первый русский детский журнал "ƒетское чтениеї. —воей издательской де€тельностью Ќовиков хотел создать достаточно обильный и легко доступный запас полезного и занимательного чтени€ дл€ обширного круга читателей, вовсе не ограничива€сь пропагандой своих мистических воззрений.

— целью удешевлени€ книг Ќовиков вступил в сношени€ со всеми существовавшими тогда книжными лавками, заводил комиссионеров, отпускал книгопродавцам на льготных услови€х товар в кредит, иногда дес€тками тыс€ч экземпл€ров, устраивал книжную торговлю не только в провинциальных городах, но и в деревн€х. ¬ ћоскве, где до тех пор существовали только две книжных лавки, с оборотом в дес€ть тыс€ч рублей, при Ќовикове и под его вли€нием число их возросло до двадцати. ќни продавали книг ежегодно двести тыс€ч. ќн также учредил в ћоскве первую библиотеку дл€ чтени€.

¬ обществе, где даже звание писател€ считалось постыдным, надо было иметь немалую долю решимости, чтобы стать типографщиком и книжным торговцем и видеть в этих зан€ти€х своЄ патриотическое призвание. Ћюди, близкие к тому времени к Ќовикову, утверждали, что он не распространил, а создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению. —квозь вызванную им усиленную работу переводчиков, сочинителей, типографий, книжных лавок, книг, журналов и возбужденные ими толки стало, по замечанию русского историка ¬асили€ ќсиповича  лючевского, пробиватьс€ то, с чем ещЄ не был знакомо русское просвещенное общество: общественное мнение.

— самого начала вс€ эта де€тельность была посв€щена, главным образом, цел€м филантропии, благотворительности и образовани€, однако "просвещенный деспотї ≈катерина II, твердо намеренна€ держать под своим контролем все продукты проводимых ею либеральных реформ, не могла смиритьс€ с таким расцветом частной инициативы, особенно если такова€ исходила от русских "вольных каменщиковї; если в начале своего правлени€ она воспринимала франкмасонство как всего лишь "детскую игруї, то позднее стала относитьс€ к нему со все большей подозрительностью, опаса€сь, что масоны плетут нити политического заговора против ее власти. ќна неоднократно насильно пресекала попытки русских "вольных каменщиковї оказывать вли€ние на ее сына ¬еликого  н€з€ ѕавла (будущего »мператора ѕавла I) и была серьезно обеспокоена поступавшими к ней доносами тайной полиции, вскрывшей далеко идущие св€зи, установленные между русскими и шведскими ложами, а впоследствии Ц также между русскими ложами и прусскими должностными лицами. ¬ результате отношение официальных властей к Ќовикову и его начинани€м становилось все более враждебным - в 1785 году "“ипографска€  омпани€ї и имение Ќовикова были, по приказу »мператрицы, подвергнуты обыску; при этом немало запрещенных книг было конфисковано. ‘ранцузска€ революци€ и казнь корол€ Ћюдовика XVI, восприн€тые ≈катериной II, как опасность, угрожающа€ лично ей, суд€ по всему, укрепили ее в мысли о франкмасонстве как о политической угрозе. ¬ 1792 году неожиданно умер еще совсем молодой и отличавшийс€ завидным здоровьем »мператор јвстрии и "—в€щенной –имской »мперии (германской нации)ї Ћеопольд II √абсбург, а вскоре был убит заговорщиками король Ўвеции √устав III. ќбщественное мнение единодушно считало, что оба они принадлежали к числу "вольных каменщиковї (и в то же врем€ были приговорены франкмасонами к смерти за измену масонству)/2/. ѕри русском »мператорском дворе воцарилась атмосфера, близка€ к параноидальной. ѕолици€ донесла ≈катерине II о перехваченной русской тайной полицией секретной переписке между русскими "вольными каменщикамиї и »оганном ’ристофором фон ¬Єльнером, €вл€вшимс€ в описываемое врем€ министром корол€ ѕруссии ‘ридриха II √огенцоллерна Ц врага ≈катерины и в то же врем€ "вольного каменщикаї. »з перехваченной русской тайной полицией переписки €вствовало, что р€д русских лож был подчинен в организационном отношении иностранным масонским власт€м. —реди адресатов был и Ќовиков, продолжавший занимать ключевые позиции в русском франкмасонстве на прот€жении дев€ностых годов XVIII века.

Ќовиков и трое его ближайших сотрудников были немедленно арестованы, их издательские дома закрыты, а книги конфискованы. Ќа основании сведений о тайной переписке с прусскими официальными лицами и герцогом Ѕрауншвейгским, которому они принесли кл€тву верности (как своему начальнику по масонской линии), им было предъ€влено обвинение в измене прис€ге, принесенной своей природной √осударыне.  роме того, их обвинили в распространении учений, несовместимых с традици€ми ѕравославной ÷еркви, и в противозаконной публикации книг, запрещенных церковными власт€ми.

ѕриговоренный к п€тнадцати годам тюремного заключени€, Ќовиков был освобожден через четыре с половиной года наследником и преемником ≈катерины Ц ѕавлом I, в первый же день правлени€ этого »мператора. ќднако Ќовиков не возобновил своей политической де€тельности и умер в своем имении в 1818 году.

 огда над Ќовиковым и его кружком собралась гроза, их общественна€ и издательска€ де€тельность была в полном расцвете, ѕрежде всего, в 1784 году,  омисси€ народных училищ предъ€вила к нему претензии за перепечатку некоторых изданных ею учебников дл€ народных училищ. ’от€ Ќовиков перепечатывал эти учебники по распор€жению московского главнокомандующего генерал-фельдмаршала графа «ахара √ригорьевича „ернышева и не в цел€х прибыли, а дл€ того, чтобы в продаже было достаточно дешевых учебных книг, граф „ернышев к описываемому времени уже умер, и Ќовикову пришлось выплатить комиссии денежную компенсацию.

¬ 1785 году было издано повеление составить опись изданий Ќовикова и передать их на рассмотрение московского архиепископа ѕлатона, которому было поручено также испытать самого Ќовикова в верности ѕравославной вере. ¬ своем донесении о проверке изданий Ќовикова архиепископ ѕлатон разделил эти издани€ на три разр€да: одни книги он считал весьма полезными при бедности нашей литературы; других, мистических, он, по его собственному признанию, не пон€л; третьи, написанные французскими энциклопедистами, он счел зловредными. ќ вере Ќовикова архиепископ ѕлатон сообщил следующее: "ћолю всещедрого Ѕога, чтобы во всем мире были христиане таковые, как Ќовиковї.

¬ 1790 году в ћоскву назначен был главнокомандующим кн€зь јлександр јлександрович ѕрозоровский - человек, по мнению современников, невежественный, подозрительный, жестокий, выдвигавшийс€ угодничеством. ќн посылал на Ќовикова доносы, вызвавшие отправление в ћоскву графа јлександра јндреевича Ѕезбородко дл€ производства негласного дознани€; но Ѕезбородко не нашЄл никаких поводов к преследованию Ќовикова. ¬ апреле 1792 года кн€зю ѕрозоровскому было приказано расследовать, не печатает ли Ќовиков, в противность закону, книг церковной печати. ѕо приказу кн€з€ ѕрозоровского Ќовиков был арестован.

≈щЄ до окончани€ следстви€ »мператрица ≈катерина II указом от 10 ма€ 1792 года повелела тайно перевезти Ќовикова в Ўлиссельбургскую крепость, где его допрашивал лично —тепан »ванович Ўешковский, начальник “айной  анцел€рии. ¬ ходе допросов Ќовиков выдал всех членов своей организации (за что, вообще-то, подлежал немедленному исключению из ќрдена, но исключен из последнего почему-то не был). Ќаконец, 1 августа 1792 года »мператрица подписала указ о заключении Ќовикова в Ўлиссельбургскую крепость сроком на п€тнадцать лет. Ќовиков обвин€лс€ в "гнусном расколеї, в корыстных обманах, в масонской де€тельности (что не было запрещено ни раньше, ни после), в сношени€х с герцогом ‘ердинандом Ѕрауншвейгским и другими иностранцами (сношени€ эти касались исключительно масонства и никакого политического значени€ не имели). ¬се эти обвинени€ указ относит не к одному Ќовикову, а ко всем его соучастникам-масонам; пострадал же один только Ќовиков, хот€ он даже не считалс€ главой всех московских масонов. ƒаже кн€зь ѕрозоровский был поражЄн исходом дела Ќовикова: "я не понимаю конца сего дела, Ч писал он Ўешковскому, Ч как ближайшие сообщники, если он преступник, то и они преступникиї.

≈ще знаменитый русский писатель и историк Ќиколай ћихайлович  арамзин, выразивший сочувствие к судьбе Ќовикова в своей "ќде к ћилостиї, искал причины осуждени€ Ќовикова не в официально выставленных против него обвинени€х и на первом месте поставил раздачу Ќовикова хлеба голодающим, котора€ казалась подозрительной, так как не знали источника затраченных им при этом средств. ¬сего веро€тнее, что Ќовиков пострадал за свою слишком, по тогдашним пон€ти€м, самосто€тельную общественную де€тельность (или же за то, что категорически отказалс€ отречьс€ от ќрдена и от своих "заблужденийї). „етыре с половиной года провел Ќовиков в крепости, терп€ крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах, хот€ заключение его самоотверженно раздел€л известный русский врач и "вольный каменщикї доктор ћихаил »ванович Ѕагр€нский.

»мператор ѕавел I в первый же день своего царствовани€ освободил Ќовикова. Ќовиков был заключЄн в крепость ещЄ в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда "др€хл, стар, согбенї. ќн вынужден был отказатьс€ от вс€кой общественной де€тельности и до самой своей смерти 31 июл€ (12 августа) 1818 года прожил почти безвыездно в своЄм имении јвдотьино, забот€сь лишь о нуждах своих кресть€н, об их просвещении и т. п. ¬ јвдотьине сохранилась о нем благодарна€ пам€ть.

ќсновные элементы личного мировоззрени€ Ќовикова, определившие впоследствии его специфический подход к франкмасонству, и оригинальный путь, избранный им, могут быть найдены уже в его сатирических журналах, как подчеркивал русский историк јлександр Ќиколаевич ѕыпин, автор фундаментальных исследований "–усское масонствої - ѕг., »зд-во "ќгниї, 1916, "–елигиозные движени€ при јлександре Iї - ѕг., 1916) и "ќбщественное движение в –оссии при јлександре Iї Ч —ѕб, еще в 1916 году. ѕроведенный ћоннье (Monnier) подробный анализ домасонского периода жизни и творчества Ќовикова (1981) подтверждает данный вывод и выдел€ет главные компоненты его сложного мировоззрени€, наиболее характерной особенностью которого была непримирима€ и €ростна€ оппозици€ Ќовикова по отношению к иностранному (в особенности Ц французскому) вли€нию на русское общество. ¬ противовес гедонизму и эвдемонизму ѕросвещени€, Ќовиков проповедовал традиционные этические ценности.  онцепци€ ѕросвещени€, нашедша€ отражение в его сатирических журналах, представл€етс€ несколько ограниченной, а его страстный антагонизм по отношению к философам был достаточно наивным и страдал недостатком весомых аргументов. —огласно Ќовикову, эти иностранные учени€ были абсолютно чуждыми русскому обществу; отстаива€, хот€ и не слишком последовательно, националистические позиции, он, в противовес философии, разработал апологию русского "традиционногої пути развити€ и "славногої прошлого –оссии. —трем€сь придать своим взгл€дам более весомое обоснование, Ќовиков инициировал серьезные научно-исследовательские проекты и целую серию научных изданий, с целью возрождени€ традиционных русских культурных ценностей и интереса к национальной истории.

¬ своих взгл€дах на русскую старину Ќовиков не всегда отличалс€ устойчивостью. ƒревние российские государи, по его словам, "€кобы предчувствовали, что введением в –оссии наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище Ц нравы Ц погуб€тс€ безвозвратної; но вместе с тем он оставалс€ ревностным приверженцем ѕросвещени€, почитателем ѕетра ¬еликого и тех людей, труды которых на пользу русского просвещени€ он любовно заносил в свой "ќпыт исторического словар€ о российских писател€хї (1772). »сход этих колебаний и противоречий Ќовиков нашЄл в масонстве.

¬ но€бре 1777 года Ќовиковым было открыто в ѕетербурге ”чилище (впоследствии названное ≈катерининским) при церкви ¬ладимирской Ѕожией ћатери, на 30 или 40 человек, с пансионерами и приход€щими учениками, платными и даровыми. ¬ следующем году было открыто второе училище (јлександровское, при церкви Ѕлаговещени€ на ¬асильевском острове). ќба эти училища существовали ещЄ в 1762 году. ƒальнейша€ судьба основанных Ќовиковым училищ неизвестна.

—ледует особо подчеркнуть, что Ќовиков рассматривал франкмасонство в качестве своего союзника в борьбе против подчинени€ русской культуры иностранным вли€ни€м: в 1775 году друзь€ убедили его стать "вольным каменщикомї, и он вступил в ложу "”рани€ї, относившуюс€ к "английской системеї (English system, известной в –оссии того времени также под названием "елагинской системыї). ѕеред вступление в ложу Ќовиков долго колебалс€, не жела€ св€зывать себ€ кл€твой, предмет которой был ему неизвестен. ћасоны, очевидно, очень дорожили вступлением Ќовикова в их р€ды, так как, вопреки своим правилам, сообщили ему содержание первых трех масонских степеней еще до его вступлени€ в ложу.

ќн наде€лс€ обрести в масонстве указани€ к действию и духовную поддержку своим иде€м; и потому можно сказать, что он вступил на стезю "вольного каменщикаї, руководству€сь стремлением к получению не только знаний, но и духовно-нравственной убежденности в правильности избранного им пути. ќднако русска€ верси€ "английскойї системы образца семидес€тых годов XVIII века не смогла дать реального удовлетворени€ его запросам, и Ќовиков, подобно многим другим "вольным каменщикамї, отправилс€ на поиски "истинногої франкмасонство. ”же в 1776 году он стал ¬еликим ћастером (√россмейстером) ложи "Ћатонаї в —анкт-ѕетербурге; эта ложа (ставша€ впоследствии капитулом) следовала системе –ейхел€, введенной в –оссии в 1771 году (барон –ейхель, годы жизни: 1729-1791, немецкий офицер на русской службе, инициированный в английской ложе, внедрил в –оссии циннендорфовскую систему, названную его русскими последовател€ми "системой –ейхел€ї; Ќовиков считал, что обрел "истинное масонствої в системе –ейхел€, в которой "было все обращено на нравственность и самопознаниеї). ≈е ритуал, основанный на системе ÷иннендорфа (Ёлленберга), имел четыре градуса (степени посв€щени€), сверх синих (голубых) степеней (то есть первичных масонских степеней ученика, подмастерь€ и мастера). Ётот ритуал, весьма близкий ритуалу "—трогого послушани€ї (очень попул€рному немецкому ритуалу, претендовавшему на преемство от ќрдена рыцарей-тамплиеров), представл€л собой рыцарскую (кавалерскую) систему христианского толка; однако, в отличие от системы "—трогого послушани€ї (Strikte Observanz, Strict Observance)/3/, введенные ÷иннендорфом дополнительные четыре "рыцарских (кавалерских) степениї носили на себе €вственный оккультный отпечаток, включа€ использование алхимического символизма трансмутации (преобразовани€ элементов) и некоторые элементы тауматургии. Ћичность и идеи √еорга фон –ейхел€ (немецкого "вольного каменщикаї, члена берлинской ложи "  трем золотым ключамї, преподавател€ —анкт-ѕетербургского ¬оенного ”чилища, и основател€ нескольких важных лож в –оссии) оказали на Ќовикова огромное вли€ние: факты говор€т о том, что, впервые обмен€вшись иде€ми, оба они были растроганы до слез. ѕостепенно вокруг Ќовикова сформировалс€ так называемый "Ќовиковский кружокї, членам которого суждено было сыграть важнейшую роль в де€тельности российских масонов в конце XVIII столети€. ќни принимали участие в новиковских масонских периодических издани€х, труд€сь в качестве переводчиков, публикаторов, издателей и комментаторов. ѕринадлежа к разным масонским ритуалом, все они пребывали в поисках "истинного франкмасонстваї и сообща стремились к "подлинномуї ѕросвещению, понимаемому ими как союз веры и разума, науки и религии, и как путь к нравственности и духовного обретени€ себ€ в качестве человеческого существа, патриота и христианина.

ќснование в ћоскве в 1780 году Ќиколаем »вановичем Ќовиковым, »ваном √ригорьевичем Ўварцем и кн€зем Ќиколаем Ќиколаевичем “рубецким ложи "√армони€ї (полное название: “айна€ сиенцифическа€ эклектическа€ ложа "√армони€ї) было попыткой преодолеть различи€ и противоречи€ между масонскими ритуалами (поэтому ложа именовалась "эклектическойї) и обрести (путем научных исследований Ц поэтому ложа именовалась "сиенцифическойї, то есть "научнойї). »стину - главную цель и суть (эссенцию) всех масонских исканий. ¬ описываемое врем€ русские масоны стремились к обретению большей независимости от зарубежных масонских учреждений; и на ¬ильгельмсбадском масонском съезде (конгрессе) »ван √ригорьевич Ўварц, как представитель русского франкмасонства, добилс€ дл€ –оссии нового административного статуса "8-й провинцииї в рамках существующей структуры (согласно которой ≈вропа была разделена на провинции, соответствующие провинци€м древнего ќрдена ’рама). ќбретение –оссией этого статуса означало дл€ русских масонов не только признани€ их равноправи€, но также определенной самосто€тельности в сфере научно-исследовательской де€тельности.

¬ ходе своих путешествий Ўварц присоединилс€ к "ќрдену –озового  реста (розенкрейцеров) ƒревней —истемыї, активно разраставшегос€ внутри немецких лож системы "—трогого послушани€ї. ¬ данной св€зи он был уполномочен перенести де€тельность этого ќрдена в –оссию и назначен его региональным надзирателем (супервизором, supervisor). „ленский список созданной Ўварцем в результате наделени€ его этими полномочи€ми в 1782 году в ћоскве первой розенкрейцерской ложи включает имена практически всех членов "Ќовиковского кружкаї. ¬ нее вошли сам Ќовиков (вз€вший на себ€ руководство новой системой в 1784 году, после смерти »вана √ригорьевича Ўварца), ћихаил ћатвеевич ’ерасков (1733-1807), ѕетр јлексеевич “атищев (1730-1810), кн€зь Ќиколай Ќиколаевич “рубецкой (1744-1821), »ван ѕетрович “ургенев (1752-1808), јлексей ѕавлович  утузов (1749-1797), »ван ¬ладимирович Ћопухин (1756-1816), —емен »ванович √амале€ (1743-1822) и бригадир ¬асилий ¬асильевич „улков (1746-1807). ’от€ в архивах хран€тс€ сведени€ о разногласи€х между ними, члены этого кружка, вне вс€ких сомнений, сто€ли на общей и единой идеологической платформе, выража€ общие взгл€ды на страницах новиковских периодических изданий, в которых они активно сотрудничали, таких как: журнал "”тренний —ветї (1777-1780, издававшемс€ первоначально в —анкт-ѕетербурге, а начина€ с апрел€ 1779 года Ц в ћоскве), "ћосковское ≈жемес€чное »зданиеї (1781), "¬ечерн€€ «ар€ї (1782), "ѕоко€щийс€ “рудолюбецї (1784-1785).

»х специфическое мировоззрение, насколько можно судить о нем на основании собрани€ этих публикаций, если рассматривать их в качестве единого целого (состо€щего из переводов, примечаний, комментариев и оригинальных текстов) все еще нуждаетс€ в тщательном анализе и изучении, однако даже при его беглом прочтении вырисовываетс€ чрезвычайно интересна€ и тщательно разработанна€ эзотерическа€ идеологи€ членов "Ќовиковского кружкаї.

ќдна из их целей заключалась в том, чтобы сделать доступными русским читател€м наиболее фундаментальные сочинени€ западных эзотериков (включа€ труды јрнольда, ¬ейгел€, ѕарацельса, јрндта, ‘ладда и ЅЄме) и даже опубликовать некоторые из этих сочинений на страницах периодических изданий. Ќовиков выразил это стремление в своем предисловии к "”треннему —ветуї, утвержда€ в нем, от имени издателей и авторов журнала, что те надеютс€ своими трудами проникнуть в глубину души своих сограждан.

—ущественной причиной оппозиционности Ќовикова по отношению к ѕросвещению была его вера в то, что умственное и духовное образование должны сопровождатьс€ трансмутацией (преобразованием) внутреннего существа человека.

’арактерный дл€ раннего Ќовикова национализм, находивший свое выражение на страницах его сатирических журналов и обострившийс€ впоследствии в ходе его дальнейших духовных исканий, побудил его к противопоставлению идеализированного "традиционного русского обществаї, существовавшего €кобы в прошлом, "растленной современностиї XVIII столети€. ќднако в ходе своей духовной эволюции он не подпал под вли€ние апокалиптической эсхатологии, избрав дл€ себ€ более оптимистическую теософическую стезю. ¬ наше врем€ его взгл€ды были бы охарактеризованы как эволюционистские. ‘актически Ќовиков и его друзь€ были главным фактором в создании атмосферы духовного ¬озрождени€, охватившего –оссию в XVIII столетии. ¬ круг их интересов входили, прежде всего, "художестваї (искусства) и науки: в новиковских периодических издани€х публиковались и сочинени€ √еллерта, ¬иланда, ёнга, фон  лейста, √есснера, Ѕэкона, Ёразма и ћотескье, равно как и труды ѕлатона, ѕлутарха и —енеки. ќсобый интерес в наследии Ќовикова представл€ет п€тидес€титомна€ книжна€ коллекци€ (так называема€ "Ќовиковска€ √ерметическа€ библиотекаї), собранна€ главным образом Ќовиковым и √амалеей в 1810-е годы и обозначенна€ ими как Ѕиблиотека, содержаща€ некоторые герметические, каббалистические, магические и иные книги, а также сочинени€ истинных масонов древних систем. —обранна€ и скомпилированна€ из переводов различных сочинений на русский €зык, эта "библиотекаї дает нам представление об оригинальном взгл€де русских гуманистов и "вольных каменщиковї на главный и важнейший корпус сочинений, лежащих в основе современного эзотеризма.  роме других (переводных) сочинений, она содержит русские переводы "√ерметического  орпусаї (Corpus Hermeticum), јнгелуса —илезиуса (Angelus Silesius), фон √аугвица (von Haugwitz), √ирша (Hirsch),  ирхвегера (Kirchweger), Ћулла, или Ћулли€ (Lull), –етцел€ (Retzel) и —ен-ћартена (Saint-Martin), нар€ду с бесчисленными оригинальными сочинени€ми —емена »вановича √амалеи, Ќикола€ »вановича Ќовикова, »вана ¬ладимировича Ћопухина, √ригори€ —аввича —ковороды (1722-1794) и »вана ѕетровича “ургенева. ¬с€ жизнь Ќовикова была практической реализацией его идей.Ќеустанно "работа€ (труд€сь) над собойї (что понималось ими как особый вид эзотерической практики), Ќовиков и его друзь€ способствовали глубокому преобразованию российских граждан и русского общества, заложив тем самым основу расцвета русской культуры в XIX веке.

ѕолное переиздание всех сатирических журналов Ќовикова доступно в:

"—атирические журналы Ќ.». Ќовиковаї (Moсква Ц Ћенинград, »нститут –усской Ћитературы, 1951)¶ "”тренний —ветї, ежемес€чное издание, —анкт-ѕетербург, напечатано в типографии —ухопутного корпуса, 1777-1780 (с апрел€ 1779 года: ћосква, ”ниверситетска€ типографи€ Ќ. Ќовикова); "ћосковское ≈жемес€чное »зданиеї (ћосква, ”ниверситетска€ типографи€ Ќ. Ќовикова, 1781); "¬ечерн€€ «ар€ї, ћосква, ”ниверситетска€ типографи€ Ќ. Ќовикова; "ѕоко€щийс€ “рудолюбецї (ћосква, ”ниверситетска€ “ипографи€ Ќ. Ќовикова 1784-1785)¶

ѕереиздание избранных сочинений Ќовикова доступно в:

Ќ.». Ќовиков "»збранные сочинени€ї (ћосква-Ћенинград, √ослитиздат, 1951);

"ѕисьма Ќ.». Ќовиковаї, —анкт-ѕетербург, »здательство имени Ќ.». Ќовикова, 1994. Ћитература:

Andre Monnier, Un publiciste frondeur sous Catherine II: Nicolas Novikov, Paris: Institut dТetudes slaves, 1981¶

A.». Ќезеленов. "Ќ.». Ќовиков Ц издатель журналов 1769-1785ї, —анкт-ѕетербург, “ип. ¬.—. Ѕалашева, 1875;

√.ѕ. Maкогоненко. "Ќиколай Ќовиков и русское ѕросвещение XVIII векаї, ћосква, √ослитиздат, 1951; W. Gareth Jones, Nicolas Novikov: Enlightener of Russia. University of Cambridge: Cambridge University Press, 1984¶ ».‘. Maртынов. " нигоиздатель Ќиколай Ќовиковї, ћосква, " нигаї, 1981¶ —.M. Ќекрасов. "Aпостолї. Moсква, "–усский ѕутьї, 1994¶ H. Keipert, Neue Quellen zu NovikovСs УUtrennyi svetФ, Sonderdruck Zeitschrift fur slavische Philologie, Heidelberg, 1984¶ M. Ћонгинов. "Ќовиков и Ўварцї, ћосква, 1885; ћ. Ћонгинов. "Ќовиков и московские мартинистыї, ћосква, “ип. √рачева, 1867;

јlex Lazar-Ovtchinnikov. Novikov Nikolai Ivanovich in: Dictionary of Gnosis & Western Esotericism, edited by Wouter J. Hanegraaff in collaboration with Antoine Faivre, Roelof van den Broek, Jean-Pierre Brach, Koninklijke Brill NV, Leiden, 2006. A.Ќ. ѕыпин. "–усское масонствої, ѕетроград, "ќгниї, 1916¶ √.¬. ¬ернадский. "–усское масонство в царствование ≈катерины IIї, —анкт-ѕетербург, »здательство имени Ќ. Ќовикова, 1999;

≈динственный опубликованный индекс сочинений, вход€щих в "√ерметическую библиотекуї, составленную Ќовиковым и √амалеей в 1810-е годы, содержитс€ в приложении к труду √.¬. ¬ернадского "–усское масонство в царствование ≈катерины IIї, —анкт-ѕетербург, »здательство имени Ќ. Ќовикова, 1999.

ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈

 ќЋ№ —Ћј¬≈Ќ ЌјЎ √ќ—ѕќƒ№ ¬ —»ќЌ≈

(музыка ƒмитри€ —тепановича Ѕортн€нского, слова ћихаил ћатвеевича ’ераскова).

јудиозапись (файл MP3: 4,6 ћб). - ћосква : –√Ѕ, 2008.

¬ исполнении ћужского хора »нститута певческой культуры "¬алаамї.

“екст:

 оль /4/ славен наш √осподь в —ионе,

Ќе может изъ€снить €зык.

¬елик он в небесах на троне,

¬ былинах на земли велик.

¬езде, √осподь, везде “ы славен,

¬ нощи, во дни си€ньем равен.

“еб€ “вой агнец златорунной

¬ себе изображает нам:

ѕсалтырью мы дес€тострунной

“ебе приносим фимиам.

ѕрими от нас благодаренье,

 ак благовонное куренье.

“ы солнцем смертных освещаешь,

“ы любишь, Ѕоже, нас как чад,

“ы нас трапезой насыщаешь

» зиждешь нам в —ионе град.

“ы грешных, Ѕоже, посещаешь

» плотию “воей питаешь.

ќ Ѕоже, во твое селенье

ƒа внидут наши голоса, ƒа взыдет наше умиленье,

  “ебе, как утренн€ роса!

“ебе в сердцах алтарь поставим,

“еб€, √осподь, поем и славим!

Ёто первоначально масонское песнопение, сочиненное другом и покровителем Ќикола€ »вановича Ќовикова, видным русским "вольным каменщикомї ћихаилом ћатвеевичем ’ерасковым, на музыку композитора-масона ƒмитри€ Ѕортн€нского, дл€ членов своей ложи, но очень быстро превратившеес€ в гимн всех русских вольных каменщиков, со временем стало неотъемлемой частью военно-полевых богослужений –усской »мператорской јрмии, исполн€вшимс€ после государственного гимна, или "ћолитвы –усского народаї ("Ѕоже, ÷ар€ храниї). ¬ годы ¬торой мировой войны " оль славен наш √осподь в —ионеї было гимном –усской ќсвободительной јрмии (–ќј) генерала јнлре€ јндреевича ¬ласова. ¬ годы наполеоновских войн друг и союзник (а также собрат по масонству) »мператора јлександра I Ѕлагословенного, прусский король ‘ридрих-¬ильгельм III √огенцоллерн, испросил у јлександра дозволени€ включить этот гимн в военно-полевое богослужение и «орю (÷апфенштрейх) прусской королевской армии. ѕосле объединени€ √ермании под эгидой ѕруссии и создани€ √ерманской »мперии в 1871 году этот гимн (с другим, немецким текстом, под названием "я поклон€юсь силе любви...ї) /5/ стал исполн€тьс€ во всей германской армии (и исполн€етс€ до сих пор в германском бундесвере - вооруженных силах ‘–√), но, нар€ду с этим, стал и немецкой народной песней (текст которой мы приводим в примечани€х к насто€щей миниатюре). ƒо 1918 года куранты на —пасской башне ћосковского  ремл€ исполн€ли мелодию песнопени€ " оль славен наш √осподь в —ионеї, именовавшегос€ в обиходе сокращенно: " оль славен...ї.

ѕ–»ћ≈„јЌ»я

/1/ ѕри произнесении фамилии "Ќовиковї традиционно прин€то делать ударение на последнем слоге.

/2/ Ёти подозрени€ не были совершенно беспочвенными - во вс€ком случае, в отношении корол€ Ўвеции, павшего жертвой придворного заговора. ƒело в том, что √устав III со своим братом - герцогом  арлом «юдерманландским (—едерманландским) возглавл€ли масонство шведского устава. —читаетс€, что во врем€ приезда √устава в ѕетербург в 1777 году кн€зь ј.Ѕ.  уракин организовал тайную встречу, на которой в масоны был прин€т и престолонаследник ѕавел ѕетрович. √устав (€вл€вшийс€ внуком прусского корол€ и, между прочим, двоюродным братом »мператрицы ≈катерины ¬еликой) считал себ€ наследником прав “евтонского ордена на Ћивонию (то есть, по тогдашним представлени€м, на всю ѕрибалтику) и наде€лс€ при помощи других масонов убедить ÷есаревича ѕавла ѕетровича передать ему эти земли. „тобы укрепить свои позиции в масонском движении, √устав свЄл знакомство с проживавшим во ‘лоренции претендентом на королевский престол јнглии и Ўотландии, который считалс€ неофициальным главой масонского движени€ (во вс€ком случае, его Ўотландского ”става) и наследником древнейших традиций масонства. Ётот претендент - √енрих Ѕенедикт —тюарт, проведший всю свою жизнь в »талии и именовавшийс€ своими приверженцами-€кобитами (сторонниками восстановлени€ шотландской по происхождению королевской династии —тюартоа на престолах Ўотландии и јнглии), был кардиналом римско-католической церкви, епископом ќстии, а в последние годы жизни - деканом  оллегии кардиналов - и €вл€лс€ претендентом на английский престол под именем √енриха IX —тюарта, а на шотландский - под именем √енриха I —тюарта.  онтакты √устава с ним вызвали в традиционно враждебной католицизму протестантской (евангелически-лютеранской) Ўвеции подозрени€ в склонности корол€ к католицизму, что могло быть приравнено (как и в јнглии) не только к вероотступничеству, но и к государственной измене.

¬ апреле 1788 года король √устав III объ€вил войну –оссии, но »юльский заговор фактически парализовал страну в самый разгар кампании. ¬добавок, в западные области Ўвеции вторглись извечные враги шведов - датчане. √устав III находилс€ на грани краха, но на его счастье новый риксдаг (шведский парламент) оказалс€ ультраро€листским. 17 феврал€ 1789 года в соответствии с јктом о —оюзе и Ѕезопасности король √устав III, при поддержке трех низших сословий, утвердил новую конституцию, значительно расшир€вшую полномочи€ монарха, в частности, в вопросах внешней политики. ѕосле двух лет войны с –оссией, котора€ началась из-за подстрекательства агрессии Ўвеции западными державами во главе с јнглией, √устав III сумел, наконец, одержать победу в морском сражении над российским флотом при —венсксунде 9-10 июл€ 1790 года, считающуюс€ самой блест€щей в истории Ўвеции, хот€ и не принесшую ей никакой реальной пользы в войне (на деле победа эта была достигнута вовсе не талантами корол€ √устава, а ошибками русского командовани€). ћес€ц спуст€ в ¬ереле был заключен мир, а в окт€бре 1791 года –осси€ и Ўвеци€ заключили оборонительный союз.

√устав III Ўведский был первым среди европейских монархов, кто оценил опасность, исходившую дл€ престолов и алтарей от ‘ранцузской –еволюции. ќн начал вести борьбу против €кобинцев и склон€ть к этому остальных европейских правителей. ќднако довести дело до конца он не успел, став жертвой заговора аристократов, не простивших ему вооруженного государственного переворота 1789 года, в результате которого √устав ограничил права парламента и аристократии. ¬о врем€ бала-маскарада в Ўведской  оролевской ќпере 16 марта 1792 года король был смертельно ранен аристократом якобом ёханом јнкарстрЄмом (причем не ударом кинжала, как некоторые неправильно пишут и думают, а выстрелом в спину из пистолета, зар€женного ржавыми гвозд€ми) и умер через несколько дней от сепсиса (заражени€ крови).

/3/ »ногда в попул€рной литературе встречаетс€ неточный перевод "—трогое наблюдениеї.

/4/ ѕервоначально: "—коль славен славен наш √осподь в —ионе...ї.

/5/ ѕриводим ниже текст немецкого варианта гимна ("я поклон€юсь силе любви...ї). —ледует заметить, что существует и другой, более ранний, вариант перевода гимна " оль славенї на немецкий €зык, более близкий исходному тексту русского оригинала и начинающийс€ словами "—коль славен Ѕог на —воем престоле...ї (Wie herrlich Gott auf Seinem Throne...), но отчего-то не снискавший большой попул€рности в немецко€зычной среде.

Ich bete an die Macht der Liebe

Ich bete an die Macht der Liebe,

Die sich in Jesu offenbart;

Ich geb mich hin dem freien Triebe,

Wodurch ich Wurm geliebet ward;

Ich will, anstatt an mich zu denken,

Ins Meer der Liebe mich versenken.

Fuer Dich sei ganz mein Herz und Leben,

Mein suesser Gott, und all mein Gut!

Fuer Dich hast Du mir's nur gegeben;

In Dir es nur und selig ruht.

Hersteller meines schweren Falles,

Fuer Dich sei ewig Herz und alles!

Ich liebt und lebte recht im Zwange,

Wie ich mir lebte ohne Dich;

Ich wollte Dich nicht, ach so lange,

Doch liebest Du und suchtest mich,

Mich boeses Kind aus boesem Samen,

Im hohen, holden Jesusnamen.

Des Vaterherzens tiefste Triebe

In diesem Namen oeffnen sich;

Ein Brunn der Freude, Fried und Liebe

Quillt nun so nah, so mildiglich.

Mein Gott, wenns doch der Suender wuesste!

- sein Herz alsbald Dich lieben muesste.

Wie bist Du mir so zart gewogen,

Wie verlangt Dein Herz nach mir!

Durch Liebe sanft und tief gezogen,

Neigt sich mein Alles auch zu Dir.

Du traute Liebe, gutes Wesen,

Du hast mich und ich Dich erlesen.

Ich fuehls, Du bist's, Dich muss ich haben,

Ich fuehls, ich muss fuer Dich nur sein;

Nicht im Geschoepf, nicht in den Gaben,

Mein Ruhplatz ist in Dir allein.

Hier ist die Ruh, hier ist Vergnuegen;

Drum folg ich Deinen selgen Zuegen.

Ehr sei dem hohen Jesusnamen,

In dem der Liebe Quell entspringt,

Von dem hier alle Baechlein kamen,

Aus dem der Selgen Schar dort trinkt.

Wie beugen sie sich ohne Ende!

Wie falten sie die frohen Haende!

O Jesu, dass Dein Name bliebe

Im Grunde tief gedruecket ein!

Moecht Deine suesse Jesusliebe

In Herz und Sinn gepraeget sein!

Im Wort, im Werk, in allem Wesen

Sei Jesus und sonst nichts zu lesen.



Ќазвание статьи:   Ќовиков, Ќиколай »ванович, русский просветитель, журналист, книгоиздатель и "вольный каменщик"
 атегори€ темы:    –оссийска€ импери€ –усска€ »мператорска€ арми€
јвтор (ы) статьи:  
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
13 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є1
–†–Њ–±–Њ—В—Л12