{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ЕВЛОГИЙ Георгиевский, митрополит

ЕВЛОГИЙ Георгиевский (в миру Георгиевский Александр Семенович) (10.4.1868, с. Сомово, Одоевского у., Тульской губ. - 8.8.1946, Париж) - церковный и общественный деятель. ЕВЛОГИЙ родился в семье бедного приходского священника. В 1877-82 учился в Белевском духовном училище, а в 1882-88 в Тульской духовной семинарии. В это время он увлекся литературой, библеистикой, вопросами морали, пастырства, помимо официальных занятий изучал труды епископа Феофана Затворника, И.Янышева, духовно-богословские журналы, часто приезжал в Оптину пустынь к знаменитому старцу Амвросию Оптинскому, который благословил его, несмотря на нежелание родных, на обучение в Московской духовной академии. Во время обучения в академии ЕВЛОГИЙ находился под духовным влиянием ее ректора - архимандрита Антония Храповицкого. В 1895 постригся в монашество, в сане иеромонаха стал преподавателем Тульской семинарии.

В 1895-97 работал инспектором Владимирской духовной семинарии, затем посвящен в сан архимандрита и назначен ректором Холмской семинарии в Галиции - уездном городе с польско-еврейским населением и сложной религиозной жизнью (частыми православно-униатскими конфликтами). В 1902 назначен епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии; стал одним из главных инициаторов русского национального и религиозного возрождения в Галиции. После выхода 17.4.1905 указа о свободе совести - ведущий деятель сопротивления католической экспансии на Холмщине, где вероисповедная распря тесно переплеталась с национальной, а экономическое воздействие католиков соседствовало с практикой открытого насилия. Лично ходатайствуя перед императором и обер-прокурором Синода К.Победоносцевым, добился выделения Люблинской и Седлецкой епархий в самостоятельную Холмскую епархию; был назначен ее епископом.

Во время революционных событий 1905 ЕВЛОГИЙ противодействовал еврейским погромам в своей епархии, оставаясь одновременно последовательным сторонником русских национальных традиций; разрабатывал проект выделения Холмщины в самостоятельную губернию, который не нашел поддержки у С. Витте, но безусловно приветствовался П. Столыпиным.

В 1907 избирался православным населением Холмщины членом 2-й и 3-й Государственной думы, примыкал к фракции националистов, выступая как против смертной казни, так и против террора, захлестнувшего империю, а также за радикальную земельную реформу на Холмщине, направленную против малоземелья и жестокой эксплуатации местных крестьян польскими магнатами. В 1912 стал архиепископом Холмским. В 1914 назначен архиепископом Волынским. С объявлением 1-й мировой войны личным приказом императора назначен управляющим церковными делами на оккупированных территориях. После Февральской революции и отречения императора ЕВЛОГИЙ подвергался травле как "черносотенец" и "старорежимник" со стороны т.н. "социал-диаконов" и "социал-псаломщиков" низшего холмского духовенства. Тем не менее созванный епархиальный съезд Холмщины высказал полную поддержку своему архиерею.

Летом 1917 принял участие в работе открывшегося в Москве Всероссийского Предсоборного присутствия (в числе семи архиереев по выбору). 16 августа после литургии состоялось открытие Церковного Собора (в храме Христа Спасителя). ЕВЛОГИЙ был избран председателем отдела "Богослужения, проповедничества и церковного искусства"; непосредственно он занимался выработкой богослужебного устава. Однако его проект реформ в этой области не получил одобрения председателя Соборного президиума митрополита Тихона (Белавина), который хотел сближения церкви со старообрядцами, не допускавшими никаких изменений в этой области. 5.11.1917 состоялось избрание патриарха. Накануне ЕВЛОГИЙ совершал службу в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, где молились члены Собора. 13 ноября по благословению патриарха Тихона он совершил заупокойную службу по убитым большевиками юнкерам. После интронизации патриарха в числе прочих был выбран в члены Патриаршего Синода.

После окончания сессии Собора ЕВЛОГИЙ отправился в Киев и принял участие в борьбе за "единую и неделимую Русскую Церковь" против украинских автокефалистов. После занятия Киева Петлюрой он вместе с митрополитом Антонием был арестован в Киево-Печерской Лавре и в сопровождении католического патера депортирован в униатский базиликанский монастырь в городе Баучаг, в который затем были перепровождены и другие арестованные православные клирики и архиереи. После поражения украинских сепаратистов ЕВЛОГИЙ и митрополит Антоний были вновь арестованы уже польской властью и отправлены во Львов; определены на поселение к известнейшему униатскому деятелю митрополиту Андрею Шептицкому, который не только радушно принял русских архиереев, но и приложил немало усилий для их освобождения. По его совету и при его участии они составили и передали через французского агента во Львове петицию премьер-министру Франции Ж. Клемансо с просьбой о своем освобождении. Получив свободу, они были через Буковину и Константинополь переправлены в августе 1919 к генералу Деникину в Екатеринодар.

После непродолжительного пребывания в разных городах Юга России ЕВЛОГИЙ, ввиду развернувшегося наступления большевиков, эмигрировал на корабле "Иртыш" в Константинополь, затем переехал в Белград и, наконец, обосновывался в городе Сермские Карловцы; испросил согласия сербского патриарха на переезд сюда Высшего церковного управления (ВЦУ) во главе с митрополитом Антонием.

В 1920 ВЦУ назначило ЕВЛОГИЙ управляющим всеми западноевропейскими русскими церквами на правах епархиального архиерея (решение утверждено патриархом Тихоном). ЕВЛОГИЙ занялся организацией церковной жизни во вверенных ему приходах, принял участие в экуменической Женевской конференции, организованной американской епископальной церковью.

В мае 1921 на объединительном съезде русских монархистов в Рейхенгалле (Германия) он вошел в Высший монархический совет, а позднее был избран заместителем председателя совета. Осенью 1921 ЕВЛОГИЙ принял участие в работе Всезагранич-ного Церковного Собора в Карловцах, на котором, несмотря на монархические воззрения, выступил сторонником полного отделения эмигрантской церкви от политических воззваний и отказался подписать промонархическое воззвание Собора.

17.1.1922 указом патриарха Тихона возведен в сан митрополита, а 22 мая получил патриарший указ о расформировании ВЦУ ввиду его политических деклараций и подчинении всех зарубежных приходов ЕВЛОГИЙ под временную юрисдикцию патриарха при поручении представить соображения о порядке управления названными церквами.

В 1923 с согласия ЕВЛОГИЙ был принят новый устав Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), передававший основные полномочия по управлению зарубежной церкви Собору и архиерейскому Синоду РПЦЗ. Тем не менее в 1924 ЕВЛОГИЙ заявил, что признает за Собором лишь "моральное", а не судебно-административное право в отношении себя. Он также оповестил о непризнании "Карловацкого учреждения" законной канонической властью над своей епархией. Данные действия были восприняты большинством русских архиереев за границей как раскол Зарубежной церкви. В 1927 они прервали общение с ЕВЛОГИЙ и временно запретили ему совершать священнослужение. Это решение он также отказался признать, В том же году ЕВЛОГИЙ и его духовенство приняло требование митрополита Сергия (Страгородского) дать подписку о "лояльности" советской власти, правда с оговоркой, что термин "лояльность" означает аполитичность. Это вызвало массу протестов со стороны видных деятелей российской эмиграции, в том числе и барона Врангеля, и одновременно привлекло к ЕВЛОГИЙ целый ряд левых и либерально мыслящих эмигрантских философов.

Несмотря на обещание "лояльности", в 1930 ЕВЛОГИЙ принял участие в Лондоне (по приглашению архиепископа Кентерберийского) в молениях о страждущей Русской церкви и 11 июля этого года был уволен митрополитом Сергием от управления Русской церковью в Западной Европе. Будучи "запрещенным" как Москвой, так и "карловцами", ЕВЛОГИЙ обратился за помощью в Константинополь, перешел под юрисдикцию Вселенского патриарха. Даже после личного примирения с митрополитом Антонием в 1934 и непосредственного участия в попытках объединить русскую церковную диаспору сербского патриарха Варнавы ЕВЛОГИЙ и созванное им епархиальное собрание западноевропейской епархии отказалось подписать в 1935 компромиссное решение о церковном единстве.

С начала 2-й мировой войны и оккупации Европы немецкие власти делали попытки переподчинить приходы ЕВЛОГИЙ "правому" архиерейскому Синоду РПЦЗ. Во время оккупации Парижа ЕВЛОГИЙ, возмущаясь геноцидом евреев, в своих проповедях говорил на общехристианские темы веры и благочестия. Отечественную войну ЕВЛОГИЙ переживал как "всенародный подвиг спасения Родины". Патриотические настроения привели его к мысли о возвращении в юрисдикцию Московской патриархии. Осенью 1945 он написал ходатайство о воссоединении с Московским патриархатом и 11.9.1945 получил соответствующий Указ патриарха Алексия (Симан-ского). Одновременно он дважды обращался в Константинополь с просьбой о разрешении вернуться в юрисдикцию Московской патриархии; ответа из Константинополя не последовало, и поэтому он до конца жизни оставался и именовался экзархом Вселенского патриарха. В то же время и Московский патриархат считал его своим экзархом. "Уклон" ЕВЛОГИЙ к Москве вызвал упорное сопротивление его паствы, не разделявшей отношение своего иерарха к "советской церкви". В последние месяцы жизни ЕВЛОГИЙ также испытывал разочарование от реальных контактов с представителями Московской патриархии.

ЕВЛОГИЙ был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. В его отпевании и похоронах принимали участие представители всех ветвей русского православия за границей, а также представители Московской патриархии. После смерти ЕВЛОГИЙ некоторые его приходы перешли под юрисдикцию Москвы, основная же часть остается в подчинении Константинополя. В настоящее время это - небольшое русское викариатство Константинопольского патриарха с центром в Париже.

В историю русского православного зарубежья ЕВЛОГИЙ вошел как "собиратель" либерально-философского направления русской церковной мысли. Под его юрисдикцией находились практически все деятели т.н. "русского религиозного возрождения": о. Сергий Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, Н. Лосский, Г. Федотов, А. Карташев, Г. Флоровский, В. Зеньковский, П. Струве и др., которым импонировала аполитичность и "либерализм" митрополита. Он являлся создателем Парижского Богословского института, первого высшего духовного заведения русской эмиграции, профессорами которого являлись самые известные ученые, философы и богословы зарубежья. При его непосредственном участии было организовано т.н. "Христианское движение", объединившее русскую религиозную молодежь, находившуюся под духовным влиянием и пользующуюся материальной поддержкой Всемирного христианского союза молодых людей (поэтому движение не было принято православными традиционалистами, видевшими в нем влияние "жидо-масонов"). Из движения вышло знаменитое братство "Православное дело", созданное известнейшей русской монахиней и поэтессой, матерью Марией (Скобцовой), погибшей в гитлеровских лагерях.

ЕВЛОГИЙ - основатель новых храмов и приходов во Франции (в том числе знаменитого Сергиевского Подворья), в Германии, Чехословакии, Бельгии, Италии, Норвегии и Швейцарии. Он также известен активной экуменической деятельностью, в частности, участием в Женевской конференции христианских вероисповеданий (1920), Ламбетской (1930), Лозанской (1927), Эдинбургской (1937), а также ряда др. экуменических конференций, положивших начало созданию Всемирного совета церквей.

Соч.: Путь моей жизни. Париж, 1947.



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклоп. биогр. словарь / [Ред. кол.: В. П. Борисов и др.] . - М.: Рос. политическая энцикл. (РОССПЭН), 1997. - 748 с.: ил.
Дата написания статьи:   1997 г.


Ключевые слова: Российская империя
Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...