ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€  Ў≈—»Ќ— јя ( ржесинска€) ћатильда (ћари€) ‘еликсовна ... » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

 Ў≈—»Ќ— јя ( ржесинска€) ћатильда (ћари€) ‘еликсовна ...

 Ў≈—»Ќ— јя ( ржесинска€) ћатильда (ћари€) ‘еликсовна (19. 8. 1872, Ћигово, пригород ѕетербурга - 6. 12. 1971, ѕариж) - танцовщица и педагог.

»з потомственной семьи польских артистов в нескольких поколени€х.

ќтец - ‘. ».  шесинский, известный характерный танцовщик, мать - танцовщица ё. —. ƒеминска€.

ѕрит€зани€ на принадлежность к роду польского графа  расинского архивными изыскани€ми не подтверждены.

ѕервые уроки танца получила дома.

¬след за старшими сестрой и братом была прин€та в ѕетербургское театральное училище, где обучалась в качестве приход€щей ученицы с 1880 по 1890 у педагогов Ћ. »ванова, ≈. ¬азем, ’. »огансона. ¬ классе последнего  Ў≈—»Ќ— јя продолжала заниматьс€, уже служа в ћариинском театре; именно ему она была более всего благодарна за свои успехи в танцевальном искусстве. ¬ дальнейшем занималась также с Ё. „екетти. “ворческа€ личность  Ў≈—»Ќ— јя складывалась в годы расцвета академического балета, в сост€зании со знаменитыми италь€нскими виртуозками. јктерска€ выразительность италь€нской гастролерши ¬. ÷укки, с искусством которой  Ў≈—»Ќ— јя познакомилась в 1886, поразила воображение воспитанницы, перевернула ее представление о балете. ∆елание сделать танец пон€тным и осмысленным сопровождало  Ў≈—»Ќ— јя всю жизнь. Ќа выпуске  Ў≈—»Ќ— јя танцевала с одноклассником —. –ахмановым вставное pas de deux из "“щетной предосторожности" на музыку италь€нской песни "Stella Confidenta", вз€тое из репертуара ÷укки. Ётим же pas de deux она дебютировала 22. 4. 1890 на ћариинской сцене, исполнив его с Ќ. Ћегатом. ¬ труппу была зачислена корифейкой как  Ў≈—»Ќ— јя 2-€: ее старша€ сестра ёли€ -  шесинска€ 1-€, уже служила в театре в кордебалете.

ѕараллельно с творческой началась друга€, не менее важна€ в ее жизни, светска€ карьера. «накомство с наследником, будущим императором Ќиколаем II, ознаменовало начало биографии наложницы. «накомство произошло по инициативе јлександра III на торжественном ужине в честь выпускного спектакл€, и лишь вступление в брак Ќикола€ II положило в дальнейшем конец их любовным отношени€м. ѕокровительство между тем продолжалось. Ёто помогло  Ў≈—»Ќ— јя зан€ть особое место в театральной иерархии. ћогущество ее со временем стало почти безграничным: она сама назначала, какие спектакли ей танцевать, а столкновение с нею директора императорских театров кн€з€ —. ¬олконского обернулось дл€ него отставкой.

ѕривилегированное положение  Ў≈—»Ќ— јя способствовало театральной карьере, но не только оно служило причиной быстрого продвижени€ по служебной лестнице.  Ў≈—»Ќ— јя обладала и несомненным талантом, и умом, и редким практицизмом, и огромной волей. Ќевысокого роста, темноволоса€, с мелкими чертами лица, пусть не отличающегос€ красотой, зато прит€гательного решительностью и надменным вызовом, с тонкой талией и грубовато мускулистыми ногами, она своей целеустремленностью и цельностью была особенно привлекательна дл€ людей нерешительных, лишенных внутреннего стержн€. ѕикантность, шарм, безупречные манеры придавали ей специфическое оба€ние, затушевывали циничность намерений. Ѕлагодар€ деловитости и организованности ей удавалось распредел€ть врем€ между светскими удовольстви€ми и жесткими требовани€ми профессии, быть, когда нужно, в форме, зорко следить за соперницами, поддерживать отношени€ с вли€тельными критиками и, достигнув первенства, отстаивать его всеми доступными ей средствами, в том числе и профессиональным совершенствованием.

¬ первый же сезон службы в театре она получила сольные партии, среди них были фе€  андид и  расна€ шапочка в "—п€щей красавице" ѕ. „айковского. ѕервой балеринской партией дл€  Ў≈—»Ќ— јя стала героин€ балета ћ. ѕетипа " алькабрино" на музыку Ћ. ћинкуса, по€вл€вша€с€ сначала в облике простодушной деревенской девушки, а затем в образе темпераментной волшебницы, посланницы ада (1. 11. 1891). ќсобенно удачным оказалс€ следующий дебют. ѕарти€ јвроры в "—п€щей красавице" „айковского-ѕетипа (17. 1. 1893) стала одной из вершин ее исполнительского искусства. —мелость, виртуозность, отчетливость ее инструментального танца, позднее названного "колоратурным", передавали нар€дную торжественность хореографических композиций. ѕравда, поэтическа€ глубина образа оставалась за пределами возможностей балерины. ¬скоре ее репертуар пополнилс€ парти€ми феи ƒраже в "ўелкунчике" „айковского (25. 4. 1893) и ѕахиты (2. 2. 1894). ѕриезд ѕјень€ни, поразившей публику новым качеством виртуозного классического танца, отодвинул производство  Ў≈—»Ќ— јя в ранг балерины. ќставалось перенимать достижени€ соперницы; вслед за Ћень€ни  Ў≈—»Ќ— јя исполнила —ванильду в " оппелии" Ћ. ƒелиба (25. 4. 1894). ѕервым спектаклем, поставленным ѕетипа специально дл€  Ў≈—»Ќ— јя, стал одноактный балет "ѕробуждение ‘лоры" –. ƒриго (28. 7. 1894). ƒлительный траур по јлександру III привел к свертыванию театральной де€тельности в сезоне 1894/95.  омпенсиру€ отсутствие спектаклей,  Ў≈—»Ќ— јя согласилась на гастроли в ћонте- арло (февр, 1895). ¬ составе труппы были ее брат ‘еликс, а также ќ. ѕреображенска€, ј. Ѕекефи, √.  €кшт. —енсацией стало выступление  Ў≈—»Ќ— јя с братом в мазурке. ¬ апреле того же года она с неменьшим успехом гастролировала с отцом в ¬аршаве.

ѕереломным в карьере  Ў≈—»Ќ— јя стал сезон 1895/96.  азалось, готовы были рухнуть все надежды на будущее. √отов€щиес€ женитьба наследника и коронационные торжества не только означали разрыв близких отношений, но делали положение отставленной наложницы двусмысленным, лишали всех привычных удобств и преимуществ. ¬ ознаменование предсто€щих торжеств силами петербургской и московской трупп ѕетипа ставил балет "∆емчужина" –. ƒриго, участие в котором  Ў≈—»Ќ— јя сочли бестактным по отношению к молодой императрице. Ќо  Ў≈—»Ќ— јя была не из тех, кто миритс€ с положением: мобилизовав всю свою энергию, волю, св€зи, она добилась невозможного - включени€ себ€ в уже поставленный, целиком завершенный спектакль.  омпозитору пришлось спешно писать дл€ нее музыку, хореографу - сочин€ть pas de deux ∆елтой жемчужины. ”частие в этой премьере, состо€вшейс€ в ћоскве 23. 5. 1896, означало дл€  Ў≈—»Ќ— јя реставрацию ее прежнего привилегированного положени€. ѕервые партии посыпались одна за другой, “о были Ћиза в "“щетной предосторожности", ћлада в возобновленном одноименном балете ѕетипа. ѕравда, роль ¬енеры в "—иней бороде" ѕ. Ўенка была второй - »зору, героиню, исполн€ла Ћень€ни; роль “ерезы в "ѕривале кавалерии" »јрмсгеймера (сцен. ѕетипа) была получена после италь€нки, станцевавшей премьеру. —ост€зание продолжалось, но талант  , набирал силу, участие ее в репертуаре было заметным и желанным. ¬озведение в ранг балерины состо€лось 1. 11. 1896. –еестр побед множилс€, правда, пока над соотечественницами;

так, в возобновлении "÷ар€  андавла" ÷. ѕуни (9. 2. 1897) успех  Ў≈—»Ќ— јя в pas de Diane в немалой степени способствовал провалу московской гастролерши Ћ. Ќелидовой, исполнившей центральную партию. ќднако Ћень€ни, несомненно, лидировала - ей доставались главные роли в шедеврах ѕетипа, в том числе в "Ћебедином озере" „айковского и "–аймонде" ј. √лазунова.  Ў≈—»Ќ— јя тоже расшир€ла свой репертуар, но чаще за счет возобновлений. “ак, она получила роль Ёсмеральды в одноименном балете ѕуни (1899), ставшую ее лучшим созданием. Ёто уже было законченное произведение большого мастера, в известном смысле подводившее итог поискам в сфере исполнительства завершавшегос€ XIX в.

 Ў≈—»Ќ— јя €вл€ла собой тот тип танцовщицы, который идеально воплощал эстетику балетного спектакл€ ѕетипа. ≈е Ёсмеральда была трогательна, захватывала контрастной сменой чувств, убеждала картинной выверенностью поз, сохран€€ при этом парадный блеск роскоши нар€дов и столь же ослепительных танцев, ¬ каждой из сфер - ив актерской, и в танцевальной -  Ў≈—»Ќ— јя была великолепна, но и то, и другое существовало часто обособленно, не пересека€сь. ѕереход от пантомимной игры к танцу освежал воспри€тие, но превращал спектакль в изысканно-причудливую мозаику театральных сцен и концертных арий. √ений ѕетипа и талант  Ў≈—»Ќ— јя здесь смыкались, оба в абстрагированных формах своего искусства запечатлевали особый образ мира идеальных, но умозрительно вычисленных пропорций. —озданные этим миром ценности €вл€ли картину устойчивости и стабильности. ¬се это надвигающийс€ XX в, подвергнет сомнению, а то и безжалостно сомнет. “оржество искусства  Ў≈—»Ќ— јя было впечатл€ющим, но кратким. ≈е танец подчин€л победной риторикой, мастерской отделкой, даже темпераментом, но был лишен прозрений. Ётот танец не будоражил и не звал - только восхищал и об€зывал ему поклон€тьс€.

ќтточенное мастерство помогало со временем достигнуть совершенства и в ранее полученных рол€х - например, в јспиччии ("ƒочь ‘араона" ѕуни, дебют в 1898). ≈е исполнение и здесь было признано в дальнейшем эталонным. ѕартнером по спектаклю был отец, исполн€вший роль нубийского цар€ со дн€ премьеры. ”словный балетный ≈гипет давал возможность про€вить искусство благородного патетического жеста, которое перен€ла балерина у своего отца; вместе они составили весьма гармоничный ансамбль.   числу несомненных удач относилась также ее ‘енелла в опере-балете "Ќема€ из ѕортичи". » все же не сост€зание талантов обеспечило  Ў≈—»Ќ— јя победу в противоборстве с Ћень€ни. ¬ разделе новых ролей кажда€ из них в 1900 получила по премьере в одноактных балетах ј. √лазунова. Ѕолее выигрышную получила  Ў≈—»Ќ— јя ѕарти€  олоса во "¬ременах года" (7 февр., Ёрмитажный театр; 13 февр. ћариинский театр) представл€ла блест€щие возможности продемонстрировать талант классической балерины во всем его великолепии. ќба балета ставил ѕетипа, превосходно знавший достоинства обеих исполнительниц. Ќо после смены директора императорских театров ». ¬севоложского в 1898 хореограф утратил мощную поддержку, былое вли€ние и потому, спаса€ положение, решил подыграть  Ў≈—»Ќ— јя в надежде на ее заступничество. Ќачалась эра безраздельного владычества  Ў≈—»Ќ— јя ќтныне премьеры балетов ѕетипа танцевала исключительно она - даже тогда, когда роль ей €вно не подходила, как было с  оломбиной в "јрлекинаде" –. ƒриго (10. 2. 1900, Ёрмитажный театр; 13. 2. 1900, ћариинский театр).  онтракт с Ћень€ни не возобновили, и та покинула петербургскую сцену.

¬ XX в.  Ў≈—»Ќ— јя вступила единоправной хоз€йкой мариинского балета. ѕобеду ознаменовали бенефисом в честь 10-лети€ сценической де€тельности. Ќекоторые спектакли стали ее собственностью и никем другим исполн€тьс€ не могли - к ним принадлежали "Ёсмеральда" и "“щетна€ предосторожность". –епертуар пополн€лс€ за счет балетов, ранее исполн€вшихс€ Ћень€ни: "Ћебединое озеро", " онек-√орбунок" ѕуни, " амарго" Ћ. ћинкуса. »ные, опробованные, не приходились  Ў≈—»Ќ— јя по вкусу - к ним относилась "Ѕа€дерка" ћинкуса (3. 12. 1900, возобновление). ¬ премьере балета ј. √орского "ƒон  ихот" на музыку ћинкуса (20. 1. 1902)  Ў≈—»Ќ— јя исполнила роль  итри. ”частие в спектакле, ставившем под сомнение не только хореографию, но и эстетику оригинала ѕетипа, в определенном смысле было изменой старому мастеру. ¬месте с тем отойти от уже выработанных исполнительских приемов  Ў≈—»Ќ— јя не могла и парадоксальным образом в спектакль новых ориентации вносила черты дорогого ей академизма, усилива€ эклектику постановки.

ќтставка ѕетипа в 1903 вроде бы открывала дорогу новым тенденци€м на сцене императорских театров. Ќа деле же борьба консервативного и преобразующего начал оказалась длительной и сложной. “рагеди€  Ў≈—»Ќ— јя как художника заключалась в том, что, достигнув вершины, она исчерпала себ€. Ќачалась втора€ половина творческой жизни, состо€вша€ из безуспешных попыток приспособитьс€ к новому в искусстве. ¬ последнем ей весьма способствовал Ќ. Ћегат, к традиционному мышлению которого она т€готела; на его уроках и репетици€х старательно оттачивала мастерство, часто выступала с ним как с партнером. ѕоддержка  Ў≈—»Ќ— јя, несомненно, способствовала тому, что Ћегат утвердилс€ в качестве преемника ѕетипа.

¬ светской карьере  Ў≈—»Ќ— јя по-прежнему преуспевала. ≈е опекал великий кн€зь —ергей ћихайлович. »мператор поручил ему в затруднительных ситуаци€х обращатьс€ незамедлительно и продолжал выполн€ть любую прихоть бывшей возлюбленной. «накомство с великим кн€зем јндреем ¬ладимировичем переросло в длительную и прочную прив€занность. Ѕрак был впоследствии юридически оформлен (30. 1. 1921). 18. 6. 1902 у них родилс€ сын ¬ладимир. ѕервой премьерой после вынужденного перерыва была "‘е€ кукол" ». Ѕайера в постановке —. и Ќ. Ћегат (16. 2. 1903) с  Ў≈—»Ќ— јя в заглавной роли.   числу капризов и вместе с тем тщательно продуманных ходов относилс€ "прощальный бенефис", данный 4. 2. 1904: шли два акта "“щетной предосторожности" и 2-€ картина "Ћебединого озера".  Ў≈—»Ќ— јя получила еще большую свободу, перейд€ на положение гастролерши: отход от дел был видимым, вс€ полнота реальной власти оставалась в ее руках. ¬месте с тем посто€нное стремление увеличить поспектакльный гонорар не столько укрепл€ло ее материальное положение, сколько тешило тщеславие. 23. 11. 1904  Ў≈—»Ќ— јя было присвоено звание заслуженной артистки. —отрудничество с Ќ. Ћегатом дало наиболее впечатл€ющий результат в "“алисмане" –. ƒриго, в котором балерина исполнила роль Ќирити (21. 2. 1910). «десь хореограф и исполнительница объединили свои усили€ дл€ утверждени€ могущества классического танца и его традиционных форм. ¬ coda 4-й картины блистательное мастерство и темперамент  Ў≈—»Ќ— јя неизменно приводили публику в экстаз: зрители требовали многократного бисировани€. ќно стало столь привычным, что превратилось в знак самодовольного торжества этуали и было пародировано позднее ћ. ‘окиным в "ѕетрушке" партией ”личной танцовщицы. ќбъективно же танец  Ў≈—»Ќ— јя был весомым аргументом в споре старого и нового и вопреки всему €вл€л непреход€щие ценности искусства предшествующих эпох. ќднако успех новаторов интриговал  Ў≈—»Ќ— јя ќтношени€ с ‘окиным неоднократно мен€лись: хоз€йка петербургской сцены то активно противосто€ла ему, то готова была пойти на компромиссы. ’ореограф предложил ей исполнить заглавную роль в "Ёвнике" ј. ўербачева (10. 2. 1907), но  Ў≈—»Ќ— јя не могла смиритьс€ с успехом ј. Ћавловой-јктеи, превосходившим ее собственный, и в дальнейшем от спектакл€ отказалась. Ќе удовлетворила ее и роль јрмиды в "ѕавильоне јрмиды" Ќ. „ерепнина: прекратив репетиции незадолго до премьеры,  Ў≈—»Ќ— јя едва не сорвала ее.

«а рубежом с искусством  Ў≈—»Ќ— јя были довольно хорошо знакомы по гастрол€м. ¬ мае 1908 она вместе с Ќ. Ћегатом выступала в парижской "Grand-Opera" в балетах " оппели€", " орри-ган" и спектакле, устроенном газетой "‘игаро". ¬есной следующего года гастроли повторились с возросшим успехом. Ётому способствовал повышенный интерес к русскому балету, вызванный д€гилевскими сезонами. ќт приглашени€ —. ƒ€гилева прин€ть участие в его начинании  Ў≈—»Ќ— јя поначалу отказалась, т. к. понимала, что не она будет главной фигурой в намеченном репертуаре. ¬ 1 911 мэтр создал посто€нно действующую труппу, котора€ должна была выступать в р€де европейских столиц, включа€ ѕетербург. ¬ этих услови€х поддержка  Ў≈—»Ќ— јя была необходима, тем более, что ƒ€гилев хотел купить у дирекции императорских театров декорации к "Ћебединому озеру". ¬ыступление  Ў≈—»Ќ— јя в pas de deux из последнего акта "—п€щей красавицы", в сокращенном "Ћебедином озере" и " арнавале" дополнило лондонский сезон; партнером ее везде был ¬. Ќижинский. ¬ следующем году сотрудничество с ƒ€гилевым продолжилось: в феврале 1912  Ў≈—»Ќ— јя танцевала в его антрепризе в ¬ене, в марте - в ћонте- арло. “еперь ее репертуар пополнилс€ "¬идением розы"  Ў≈—»Ќ— јяћ. ¬ебера. "Ћебединое озеро" было единственной премьерой  Ў≈—»Ќ— јя у ƒ€гилева; исполн€лись 2-€ и 3-€ картины балета. ¬ сцене на балу  Ў≈—»Ќ— јя танцевала вставную вариацию на музыку ј.  адлеца и имела в ней очень большой успех, обычно бисиру€ ее. ¬иртуозное мастерство  Ў≈—»Ќ— јя, представл€вшей достижени€ века минувшего, в то же врем€ выгодно оттен€ло новое в искусстве ј. ѕавловой, “.  арсавиной, ¬. Ќижинского и вполне вписывалось в собранный ƒ€гилевым роскошный букет неповторимых актерских индивидуальностей.

Ёпизоды острейшей вражды с ‘окиным и ƒ€гилевым перемежались краткими периодами перемирий. “ак, в свой бенефис в честь 20-лети€ сценической де€тельности  Ў≈—»Ќ— јя включила фокинскую "Ўопениану" (13. 2. 1911), а затем дог билась того, что исполнила ее с авторов (11. 12. 1911). Ѕалет "Ѕабочки" на музыку, –. Ўумана ‘окин поставил дл€ нее и себ€ (10. 3. 1912), но открытием не стала ни хореот графи€, ни исполнение. –азрыв с ƒ€гилевыми 1-€ мирова€ война ограничили сферу де€тельности хореографа ћариинским театром. ќриентаци€ на  Ў≈—»Ќ— јя становилась неизбежной. ƒл€ нее ‘окин поставил сентиментальный "Ёрос" на музыку —трунной серенады „айковского (с ѕ. ¬ладимировым, 28. 11. 1915), Pas classique не музыку Ў. Ѕерио (с ним же, 9. 1. 1916), сюиту "–усские песни" ј. Ћ€дова (12. 1. 1916), Rondo capriccioso  -—ен-—анса (вставной номер в "јр" лекиниаду" ѕетипа, март 1916). ѕрит€зани€   с годами не уменьшались. ¬седозволенность оборачивалась утратой трезвого отношени€ к своим возможност€м. 17. 4. 1916 она впервые исполнила ∆изель, но ни возраст ее, ни лишенный поэтической одухотворенности и романтической растушеванности танец не содействовали успеху. ѕоследнее выступление  Ў≈—»Ќ— јя на ћариинской сцене состо€лось в благотворительном спектакле 2. 2. 1917: она исполнила 1-е действие из "ƒон  ихота" и  оломбину в " арнавале" (оба - с ‘окиным). ¬ыступлени€ в –оссии завершились концертом дл€ солдат в театре консерватории уже после ‘евральской революции.  Ў≈—»Ќ— јя танцевала "–усскую" из " онька-√орбунка" и имела необычайный успех. Ќовым хоз€евам жизни лестно было развлекатьс€ танцами той, что тешила прежде царскую фамилию, “ем не менее  Ў≈—»Ќ— јя предпочла 16. 7. 1917 уехать с сыном к мужу в  исловодск. 19. 2. 1920 вс€ семь€ покинула родину, отбыв на корабле из Ќовороссийска в  онстантинополь. Ќачалось новое, зарубежное существование.

— 25. 3. 1920 они обосновались на собственной вилле "јлам" в  ап д'јйке (‘ранци€), Ќадежды на реставрацию прошлого канули в небытие, нужно было зарабатывать на хлеб насущный. Ёто выпало на долю  Ў≈—»Ќ— јя 4. 2. 1929 семь€ переехала в ѕариж, поселившись в скромной вилле "ћонитор", где предполагалось устроить балетную студию. ‘инансовую помощь оказали эмигранты - чета певицы Ќ. ≈рмоленко-ёжиной и певца и скрипача ». ћахонина. ќсв€щение студии митрополитом ≈влогием состо€лось 26. 3. 1929. ѕервой ученицей стала “. Ћипковска€, сестра известной русской певицы Ћ. Ћипковской.  Ў≈—»Ќ— јя считала, что перва€ ученица принесла ей счастье на новом, педагогическом, поприще. ”чениц поначалу было немного, но это помогало обрести педагогические навыки, впрочем  Ў≈—»Ќ— јя всегда верила в себ€. ѕо приезде ее навестил ƒ€гилев, посетила студию и ѕавлова, оставша€с€, по словам самой  Ў≈—»Ќ— јя, довольной увиденным. ѕозднее студи€ разрасталась. ¬ 1933-34 здесь занималось уже более 100 учениц. ѕришлось расшир€ть помещение за счет примыкающих квартир. ¬ первые же годы в студии стали заниматьс€ дочери ‘. Ўал€пина - ћарина и ƒас€; среди учеников  Ў≈—»Ќ— јя были “. –€бушинска€, Ѕ.  н€зев, Ћ. –остова, ѕамелла ћей, Ўирли Ѕридж, ƒиана √ульд, јндре Ёглевский. ќбращались за консультацией такие балетные "звезды" как ћарго ‘онтейн и »ветт Ўовире. ѕоследнее выступление на сцене состо€лось 14,7. 1936 в лондонском "Covent Garden". ѕо приглашению ¬. Ѕазиль  Ў≈—»Ќ— јя танцевала "–усский танец" в гала-спектакле "Ballet Russe de Monte Carlo". ≈й было 63 года. ѕо просьбе Ќинет де ¬алуа и јрнольда ’аскелла, открывавших балетную школу в Ћондоне,  Ў≈—»Ќ— јя посетила школу и дала открытый урок.

Ќачало войны в 1939 перевернуло наладившуюс€ было жизнь. —паса€сь от возможных бомбежек, пришлось перебратьс€ за город; оттуда  Ў≈—»Ќ— јя ездила давать уроки в парижскую студию. ѕриближение немецкой армии заставило бежать в Ѕиарриц. Ќо вскоре фашисты оказались и там. √естапо забрало сына, и тому чудом через 4 мес€ца удалось освободитьс€ из концентрационного лагер€. ¬ 1944 семь€ вернулась в освобожденный ѕариж. ќсенью в студии возобновились зан€ти€. 27. 2. 1945 труппа "Sadler's Wells Ballet", ставша€ передвижной и обслуживавша€ армию, во главе с Ќинетт де ¬алуа, ћарго ‘онтейн посетила студию (в состав труппы входило много бывших учеников  Ў≈—»Ќ— јя). ¬ мае 1950 в Ћондоне была учреждена ‘едераци€ русского классического балета, объединивша€ 15 английских школ.  Ў≈—»Ќ— јя согласилась возглавить ‘едерацию. ¬ мае 1951 она приехала в Ћондон, присутствовала на экзаменах и отчетном представлении, участвовала в уроке характерного танца. ¬о врем€ гастролей Ѕольшого театра в "Grand-Opera"  Ў≈—»Ќ— јя посетила выступлени€ москвичей. ¬ 1954 закончила мемуары, изданные одновременно на французском (Souvenirs de la  Ў≈—»Ќ— јя Paris, 1970) и английском €зыках (Dancing in St. Petersburg. London-New York, 1970). ¬ конце жизни  Ў≈—»Ќ— јя очень нуждалась. “ем не менее она, не име€ на то средств, приглашала на праздники множество гостей, и те приходили ради одного - выразить ей свое глубокое уважение и любовь.

—оч.: ¬оспоминани€. ћ., 1992.

Ћит.: Ѕорисоглебский ћ. (сост. ). ћатериалы по истории русского балета, т. 2. Ћ., 1939;  расовска€ ¬. –усский балетный театр начала XX века, ч. 2: “анцовщики. Ћ., 1972.



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    –оссийска€ импери€
јвтор (ы) статьи:  
»сточник статьи:    –усское зарубежье. «олота€ книга эмиграции. ѕерва€ треть XX века: Ёнциклоп. биогр. словарь / [–ед. кол.: ¬. ѕ. Ѕорисов и др.] . - ћ.: –ос. политическа€ энцикл. (–ќ——ѕЁЌ), 1997. - 748 с.: ил.
ƒата написани€ статьи:   1997 г.
—татьи, использованные при написании этой статьи:   Ѕорисоглебский ћ. (сост. ). ћатериалы по истории русского балета, т. 2. Ћ., 1939;  расовска€ ¬. –усский балетный театр начала XX века, ч. 2: “анцовщики. Ћ., 1972.


 лючевые слова: –оссийска€ импери€
”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

I ћирова€ война јртиллери€ Ѕелое движение ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны Ќиколаевска€ академи€ √енерального штаба ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
11 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є3
–†–Њ–±–Њ—В—Л8