Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Только тот может всею душою любить свою Родину, защищать ее до последней капли крови, кто знает ее прошлое, кто сроднился с этим прошлым, кому известно, какой дорогой ценой досталось благополучие страны.
К. Кузьминский




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Обычай жертвоприношения в день праздника Ильи Пророка.

Древний народный обычай (Корреспонденция). В Олонецкой губернии по настоящее время уцелело немало старинных обычаев и обрядов, особенно в глухих уголках этого обширного края. Летом прошлого 1886 года мне случилось быть в Каргопольском уезде, в 120 верстах к востоку от Каргополя, в так называемой Моше(*). Под этим именем разумеется 77 поселков, в них 630 дворов, расположившихся по берегам и отчасти на островах Мошинского озера, из котораго вытекает р. Моша, правый приток р. Онеги. Прибрежье Мошинского озера есть одна из самых плодородных местностей во всем Олонецком крае: здешние жители не только обходятся своим хлебом и варят из него по праздникам крепкие квасы, но кроме того сплавляют ежегодно вниз по Онеге несколько тысяч пудов. Блогодаря своему относительному плодородию, Мошинский край очень рано был занят Новгородскими колонистами: уставная грамота Святослава Ольговича Князя Новгородского 1137 года (Карамзин. Ист. Госуд. Росс. Т. ІІ прим. 267) говорит о дани в два сорочка (белок), которая взималась "на волоце в Моши», в пользу св. Софии. Слова "на волоце в Моши» позволяют сделать предположение, что чрез Мошу шел один из путей Новгородской колонизации в Двинскую землю (бассейн р. Моши сближается с бассейном р. Ваги, впадающей в Двину). В Моше в Ильин день совершается обряд, весьма напоминающий языческия жертвоприношения. В южной части Мошинского озера лежит остров, называемый Ильинским; на нем селение с церковью Ильи Пророка. В день храмоваго празника сюда собираются крестьяне из всей Моши. Обыкновенно к празднику крестьяне жертвуют по обещанию бычков и баранов Илье Пророку. Надо сказать, что у Олонецких крестьян Илья Пророк наравне с св. Егорием и Власием, и даже более последних, считается покровителем скота; в отпусках, или заговорах, читаемых при первом выгоне скота в поле, находим места в таком роде: "О Пресвятый Царю Господи! пошли, Господи, св. Пророка Илию на огненной колеснице, с громом и молниею, со стрелою с кременною, что изстрелила бы из моей паскотины всякаго зверя» (Олон. Губ. Вед. 1872 г. № 52). Один из пожертвованных бычков закалывается, мясо его режется на куски и варится на открытом воздухе в большом котле. В конце обедни, к молебну оно вносится в ушатах в церковь и освящается. По освящении, ушаты с мясом выносятся из церкви и весь народ с жадностью бросается на освященное мясо; каждый хватает, что может; причем за один кусок иногда схватится десяток рук. Само собой разумеется, что освященного мяса удается получить только более сильным, т. е. мужикам. Поэтому женщины и дети непринимают участия в этом хватании и довольствуются тем, что дадут им мужики. Такая раздача признается более справедливой, а следовательно более угодной Илье Пророку. "Пробовали прежде раздавать честно, каждому по порядку, говорили мне крестьяне, да не прилюбилось это угоднику потому, что лучшие куски стали получать те, кто побогаче». Не очень давно существовал обычай отрезывать кончик уха от убитаго животного и класть за икону Ильи Пророка. Так делалось лет десять тому назад, до построения церкви на Ильинском острове. Раньше там была часовня, около которой совершался тот же обряд. Когда эта часовня сгорела, то вместе с тем в ней сгорело множество ушей, в числе которых, по словам стариков, было много оленьих. От стариков же я слышал предание, что встарину в этот день резали оленя, прибегавшего из лесу; в один год олень запоздал и зарезали быка; олень прибежал, но увидев зарезанного быка, повернул обратно в лес и с тех пор более не прибегал.

Кожа убитаго животного и задняя нога поступают в пользу духовенства.

После седения мяса, следует продажа с аукциона бычков и баранов, пожертвованных церкви, а затем устраивается на открытом воздухе мирской обед. Я был поражен глубокой верой Мошинских крестьян в силу этого обряда, умилостивляющаго по их мнению Илью Пророка. Можно сказать, что обычай не падает в тех местах, т. е. в восточной части Олонецкой губернии, близ границ Архангельской и Вологодской, но даже начинается там, где его раньше не было. В 10 верстах к северу от Мошинского озера лежит 12 поселков, носящих общее название Лим. Жители Лима прежде ходили в Ильин день на праздник в Мошу, но несколько лет тому назад сочли за лучшее устроить у себя при часовне Ильи Пророка такую же раздачу освященного мяса. Обычай есть мясо в Ильин день при церквах, или часовнях Ильи Пророка, довольно распространен среди православного населения Олонецкой губернии (староверы же смотрят на этот обычай, как на греховный) и поддерживается в сильной степени тем страхом, который испытывают крестьяне за свой скот, подвергающийся нападениям медведя. Кроме Моши обычай этот существует в Каргопольском уезде: в Канакше, в 20 верстах к юговостоку от Моши (Памятн. книжки Олон. губ. 1867 г.); в селе Нименском, в 50 верстах к западу от Моши (Олон. Вед. 1872 г. № 73); в Вытегорском уезде ? в Шильде, верстах в 150 к востоку от Вытегры (Олон. Вед. 1873 г. № 64); в Петрозаводском уезде ? Таржеполе, верстах в 50 к югозападу от Петрозаводска (Олон. Вед. 1872 г. № 88). Известно также о существовании этого обычая в Петрозаводском уезде в Заонежье. В Педасельге, в 35 верстах к[1] югу от Петрозаводска, обычай резать баранов в Ильин день прекратился лишь лет 15 тому назад под влиянием <с>вященника. По всей вероятности этот обычай существует, или существовал и в других местностях, но не обращал внимания изследователей. Затем можно указать на существование подобного обычая на границе Олонецкой губернии, а именно у православного населения на острове Манчин-Сари, или Маницком, лежащем в северо-восточном углу Ладожского озера (остров этот причисляется к Выборгской губернии). См. Андреева "Ладожское озеро» стр. 258.

Почти везде, где держится этот обычай, существует и приведенное мною предание об олене, прибегавшем из лесу для заклания. В этой легенде видно указание на более древнее время, когда действительно в жертву приносился олень. Духовенству удалось во многих местах или совсем прекратить, или видоизменить этот обряд, превратив его в обед, на котором в числе блюд фигурирует блогословленное мясо. Наиболее крепко держится этот обычай и притом в наиболее архаическом виде в восточной части Каргопольского уезда. Едва ли можно сомневаться, что этот интересный обычай ведет свое начало из глубокой древности и есть ничто иное, как остаток древних пиршеств и жертвенных приношений, совершавшихся некогда в честь Перуна и Волоса.

 

А. Воронов.

 



(*) Оффицiально: Фатьяновская волость.



[1] Исправленная опечатка. Было: "въ югу», исправлено на: "къ югу» ? ред.



Название статьи:   Обычай жертвоприношения в день праздника Ильи Пророка.
Категория темы:   Русские народные обряды и обычаи
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Воронов А. Древний народный обычай // Олонецкие губернские ведомости. 1887. № 95. С. 885 &#8210; 886. С. 85
Дата написания статьи:  18 июня 2013

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"




I Мировая война Австрийская армия Античный мир Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Военно-монашеские ордена Вольфганг Акунов Выставки Германская империя Гражданская война Декабристы Донское казачество Древняя Русь Инфантерия История Фашизма История полков Кавалерия Казачество Крымская война Кубанское казачье войско Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Пажеский корпус Петр I Покорение Кавказа Польская кампания 1831 г. Просто Большевизм Революционные войны Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русская армия Русско-Австро-Французская война 1805 г. Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1828-29 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Русско-японская война 1904-1905 гг. Рюриковичи Фортификация Французская армия


Военно-историческая реконструкция

ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй






{sape_teaser}



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru